СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 2 класса составлена на основе авторской программы учебного курса «Музыка» для 1-4 классов, разработанной авторским коллективом Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной  ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 7 классы.  – Москва: Просвещение, 2011).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 2 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа


Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Музыка»



Класс:___2___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 8 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор




2016/2017 учебный год







Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 2 класса составлена на основе авторской программы учебного курса «Музыка» для 1-4 классов, разработанной авторским коллективом Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 7 классы. – Москва: Просвещение, 2011).

Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). [Электронный ресурс] //Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки РФ //http://fgosreestr.ru/node/2067.04.06.2015.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года».

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч. г.»

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч. г.»

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч. г.»

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/2016 уч. г.»

В соответствии с Образовательной программой используется учебно – методический комплект:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской  1-4 классы. М: Просвещение, 2012.

  • Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 2 класс: Учебник /М.: Просвещение ,2011

  • Нотная хрестоматия

  • Фонохрестоматия

  • Методические рекомендации для 2 года обучения

  • Поурочное планирование.



Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.



Задачи уроков музыки во 2 классе:

  • развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
  • понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно - образный смысл;
  • накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.


Общая характеристика учебного предмета


Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:

  • художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • интонационно- стилевого постижения музыки;

  • эмоциональной драматургии;

  • забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

  • создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);;

  • игры;

  • художественного контекста( выхода за пределы музыки).


Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Программа курса «Музыка» 2 класса (авторы: Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина ) используется без изменений.

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год во 2 классе установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по музыке к концу 2 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

- наличие широкой мотивационной основы музыкально - учебной деятельности;

-наличие эмоционального отношения к искусству и эмоциональной отзывчивости на музыку; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные УУД:



  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);


  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;


  • умение формулировать собственное мнение и позицию.


Познавательные УУД:


  • наблюдение за различными музыкальными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности; понимание их специфики и эстетического многообразия;

  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям

  • умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.



Коммуникативные УУД:


  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в в жизни социума (группы, класса, школы)


ПРЕДМЕТНЫЕ


- устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- общее представление об истоках возникновения музыки, о рождении музыки как естественного проявления человеческого состояния, об интонации как озвученном состоянии, выражении эмоций и мыслей человека, о выразительности и изобразительности в музыке;

- знать жанры музыки ( песня, танец, марш и их разновидности), основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.);

- элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.














В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
















Учебно-тематический план


п/п

Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Из них

Формы
контроля

Лабора-торные
и прак-тические

Контрольные и диагностические
материалы

Экс-

курсии

1

«Россия –
Родина моя»

3 ч.





2

«День, полный событий»

6 ч.


Задание 1 Б, П ; 18 Б,П (урок 9)

Задание 28 Б (урок 8)


1 ч.

Обобщающий урок по теме «Мир музыки»

Вокальные импровизации.

Исполнение песни с танцевальными движениями. Конкурс на лучшее исполнение марша, песни.


3

«О России петь – что стремиться в храм»

5 ч.


Задание 25 Б, П (урок 10)

Задание 7 Б, П (урок 13)

Задание 7 Б, П ; 18 Б, П (урок 16)




1 ч.

Обобщающий урок по теме: «О России петь - что стремиться в храм».

Имитация игры на колоколах.

Подбор музыки к репродукциям картин. Игра на музыкальных инструментах.

Тестирование.

Концертная деятельность.



4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4 ч.


Задание 3, 6 Б, П ; 18 Б, П (урок 14)

Задание 4 Б (урок 17)

Задание 3 Б, П (урок 18)



Разыгрывать народные песни, знать народные праздники. Драматизация песни. Создание ритмической партитуры, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование. Инструментальное музицирование с танцевальными движениями. Викторина – тембры народных инструментов.




5

«В музыкальном театре»

5 ч.


Задание 1Б, П ; 24 Б П (урок 21)



Викторина по произведениям Прокофьева, Глинки, Чайковского.


6

«В концертном зале»

5 ч.


Задание 16 Б, П (урок 24)

Задание 17 Б, П (урок 25) Задание 2 Б, П (урок 28)




Кроссворды, загадки по теме «Музыкальные инструменты».

Инсценировка симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк». Вокализация основных тем.

Пластическое интониравание.

Рисунки на прослушанную музыку.


7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»”

6 ч.


Задание 11 Б, П ; 12 Б П (урок 29)

Задание 2 Б П; 19 Б, П; 20 П (урок 30)

Задание 1 Б, П (урок 31)

Задание 13 Б, П (урок 33)



Ритмические импровизации, мелодические импровизации и

звуковые.

Составление звуковых картин.

Пластическое интонирование. Инструментальное музицирование.

Имитация звуков и движений. Викторина по определению жанров.

Тестирование.

Составление программы урока-концерта, афиши из запомнившихся музыкальных произведений. Концертная деятельность.

Проект



Итого

34 ч.







Проведение текущего контроля по предмету «Музыка» во 2 классе по программе Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С. «Музыка»



зада-ния

Уро-

вень

Проверяемые умения

Урок, на котором
проводится контроль
умений

Раздел «Музыка в жизни человека»

1

Б*

П*

Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений

Класс 2, урок 9. Обобщающий урок по теме «Жанры музыки».

Класс 2, урок 31. Песня, танец и марш в музыке Д. Б. Кабалевского.

Класс 2, урок 21. Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов

2

Б

П

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке

Класс 2, урок 30. Выразительность и изобразительность в музыке.

Класс 2, урок 28. Мир музыки Моцарта

3

Б

П

Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования)

Класс 2, урок 14. Оркестр русских народных инструментов.

Класс 2, урок 18. Музыкальные традиции праздника встречи весны

4

Б

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России

Класс 2, урок 17 Музыкальные традиции масленицы

6

Б

П

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях

Класс 2, урок 14. Фольклор – народная мудрость

7

Б

П

Назвать народные праздники и сопровождающие их обряды, песни, игры, определить возможности своего участия в подготовке и проведении праздника

Класс 2, урок 13. Музыка Рождества.

Класс 2, урок 16. Музыка на новогоднем празднике

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»

11

Б

П

Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению)

Класс 2, урок 29. Интонация

12

Б

П

Сочинить две музыкальные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния человека, например: восторг - гнев, радость - печаль, волнение - покой или изображающие какие-либо явления природы, например: весенняя капель или шум ветра и т.д.

Класс 2, урок 29. Интонация

13

Б

П

Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов

Класс 2, урок 33. Подготовка заключительного урока-концерта

16

Б

П

Анализировать и соотносить различные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, применяя знания основных средств музыкальной выразительности на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Класс 2, урок 24. Жанр симфонической сказки

17

П

Инсценировать симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Класс 2, урок 25. Жанр симфонической сказки

18

Б

П

Исполнить известную (знакомую, полюбившуюся) вам песню, передавая в интонации смену настроения (или развитие одного настроения) от куплета к куплету

Класс 2, уроки 9, 16. Обобщающие уроки 1 и 2 четвертей

19

Б

П

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (двухчастной, трёхчастной форм, формы вариаций, рондо), наблюдая за процессом и результатом развития музыки в произведениях разных жанров

Класс 2, урок 30. Выразительность и изобразительность в музыке.


20

П

Определять характер музыки по графической записи знакомого музыкального произведения

Класс 2, урок 30. Выразительность и изобразительность в музыке

Раздел «Музыкальная картина мира»

24

Б

П

Передавать образное содержание музыкальных произведений, различных по форме (построению) и жанрам в художественно-творческой деятельности

Класс 2, урок 21. Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов

25

Б

П

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы

Класс 2, урок 10. Колокольные звоны России

28

Б


Спеть запомнившиеся мелодии народной песни и песни композитора

Класс 2, урок 8. Сказочные образы в музыке


*Б – базовый уровень

*П – повышенный уровень






Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Тема урока


Содержание урока


Характеристика деятельности обучающихся

план

факт

Россия – Родина моя (3 ч)

1



Мелодия. Образы родной природы в музыке русских композиторов

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Образы родного края в музыке. Музыкальный пейзаж.

Музыкальный материал

1. Музыка Г. Струве, стихи Н. Соловьевой “Моя Россия”.

2. Исполнение знакомых песен о Родине.

3. М. Мусоргский “Рассвет на Москве-реке” (вступление к опере “Хованщина”).

4. Музыка Ю.Чичкова, стихи К. Ибряева “Здравствуй, Родина моя!”.


Размышлять об отечественной музыке, ее ха­рактере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание му­зыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Ро­дине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Знать особенности исполнения Гимна России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.

Закреплять основные термины и понятия му­зыкального искусства.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради

2



Здравствуй , Родина моя! Моя Россия



Урок - концерт

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Песенность как отличительная черта русской музыки. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров.



Музыкальный материал

1. Музыка Ю.Чичкова, стихи К. Ибряева “Здравствуй, Родина моя!”.

2. М. Мусоргский “Рассвет на Москве-реке” (вступление к опере “Хованщина”).

3. Р.н.п. “Калинка”.

3



Гимн России


Широка страна моя родная

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Государственные символы России: герб, флаг. Гимн – главная песня нашей страны. Мелодия. Гимн Российской Федерации. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр)


Музыкальный материал


1. Музыка Ю.Чичкова, стихи К. Ибряева “Здравствуй, Родина моя!”.

2. Музыка А.В. Александрова, ст. С. В. Михалкова “Гимн России”).

3. М.И. Глинка, ст. А. Машистова “Патриотическая песня” (“Москва”).

4.Р.н.п. “Калинка”.


День, полный событий (6 ч)

4



Музыкальные инструменты - фортепиано

Музыкальные инструменты (фортепиано). Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Музыкальные инструменты – фортепиано, его выразительные возможности. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева

Музыкальный материал

1. Чайковский П.И. “Марш деревянных солдатиков” и Прокофьев С.С. “Марш”.

2. Чайковский П.И. “Сладкая греза” и Прокофьев С.С. “Вечер”.

3. Чайковский П.И. “Полька” из “Детского альбома”.

4. Прокофьев С.С. “Тарантелла”.

5. Музыка Ю.Чичкова, стихи К. Ибряева “Здравствуй, Родина моя!”.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности му­зыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Воплощать эмоциональные состояния в раз­личных видах музыкально-творческой деятельнос­ти: пение, игра на детских элементарных музыкаль­ных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразитель­ные интонации, свойства музыки в их взаимосвя­зи и взаимодействии.

Понимать основные термины и понятия музы­кального искусства.


Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

5



Природа и музыка. Прогулка


Урок - путешествие

Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость . Элементы нотной грамоты. Основные средства музыкальной выразительности: интонация, мелодия, ритм, динамика, темп, регистр.

Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке.


Музыкальный материал

1.“Дождик, дождик”, “Заинька, зайка!”, “Жук, жук, где твой дом?”.

2. Прокофьев С.С. Пьесы из “Детской музыки”: “Утро” и “Вечер”.

3. Музыка А. Тома, ст. К. Ушинского «Вечерняя песня».

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).

Определять выразительные возможности фор­тепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразитель­ности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, пере­давать в движении содержание музыкального про­изведения.

Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фра­зировка, вступление, заключение, запев и припев).

Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках


Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради

6



Танцы, танцы, танцы

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений


Музыкальный материал

1. Музыка А. Тома, ст. К. Ушинского «Вечерняя песня».

2. Чайковский П.И. “Полька” из “Детского альбома”.

3.Фрагменты двух вальсов – Чайковского П.И. и Прокофьева С.С.

4. Прокофьев С.С. “Тарантелла”.

5. И.-С.Бах “Менуэт”.

6. Музыка С. Соснина, ст. П. Синявского“Начинаем перепляс”.



7



Эти разные марши. Звучащие картины

Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация – источник музыкальной речи.

Характерные особенности марша: интонация шага, ритм марша. Сравнение характера и средств выразительности различных маршей – отдельных интонаций, мелодии, ритма, темпа, динамики, а также формы этих сочинений.

Музыкальный материал

1. Чайковский П.И. “Марш деревянных солдатиков”и Прокофьев С.С. “Марш”.

2. Чайковский П.И. “Похороны куклы”, Прокофьев С.С. “Шествие кузнечиков”, “Ходит месяц над лугами”.

3. И. Дунаевский “Выходной марш” из кинофильма “Цирк”.

4. Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

5. Музыка С. Соснина, ст. П. Синявского “Начинаем перепляс”.

6. Иллюстративный ряд: П. Федотов “Портрет Н. Жданович за фортепиано”, О. Ренуар “Девушки за пианино”, П. Корин “Пианист Константин Игумнов”.


8



Расскажи сказку


Колыбельные. Мама.

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные.

Колыбельные песни.

( Сказочные образы в музыке).

Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

Сопоставление пьес Чайковского и Прокофьева на основе метода «сходства и различия».

Музыкальный материал

1.Латышская народная песня.“Ай-я, жу-жу, медвежонок”.

2. Р. Паулс “Сонная песенка”, А. Островский “Спят усталые игрушки”, Е. Крылатов “Колыбельная медведицы”.

3. Чайковский П.И. “Нянина сказка”, “Мама”, Прокофьев С.С. “Сказочка”.



9



Обобщающий урок по теме «Жанры музыки»

Урок - соревнование

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

Музыкальный материал

1. М.П. Мусоргский “Рассвет на Москве-реке”.

2.Конкурс на лучшее исполнение “Марша” С.С. Прокофьева.

3.Конкурс на лучшее исполнение песен по командам.

4.Русская народная песня-пляска “Светит месяц”.


О России петь - что стремиться в храм (5 ч)

10



Великий колокольный звон. Звучащие картины.


Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные приемы музыкального развития ( повтор и контраст). Духовой оркестр.

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благосвет. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж.

Музыкальный материал

1.“Праздничный трезвон” в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры и “Великий колокольный звон” из оперы “Борис Годунов” М. Мусоргского.

2.Картины И. Левитана “Вечерний звон” и А. Лентулова “Небосвод”.

3. В. Гаврилин“Вечерняя музыка”.

4.Р.н.п. “Вечерний звон”.

5.“Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.


Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.


Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради

11



Святые земли русской:

Александр Невский, Сергий Радонежский



Урок - путешествие

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Историческое прошлое в музыкальных образах. Кантата. Основные приемы музыкального развития ( повтор и контраст).

Святые земли Русской. Александр Невский. Воплощение их образов в музыке разных жанров. Воплощение их образов в музыке разных жанров. Народные песнопения, кантанта


Музыкальный материал

1.Картины М. Нестерова “Князь Александр Невский”,“Видение отроку Варфоломею” и “Юность Сергия Радонежского”. Картина П. Корина “Александр Невский”.

2.Фрагменты из кантаты С.Прокофьева “Александр Невский”: “Песни об Александре Невском” (№ 2) и хора “Вставайте, люди русские”(№ 4).

3. Народные песнопения о Сергии Радонежском.

4.“Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.



12



Жанры молитвы

Духовная музыка в творчестве композиторов. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Интонационно – образная природа музыкального искусства.

Жанры молитвы


Интонационно - образный анализ пьес Чайковского. Определение плана развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Сравнение пьес на основе метода “тождества и контраста”.

Музыкальный материал

1.Народные песнопения о Сергии Радонежском.

2.Пьесы из “Детского альбома” П.И. Чайковского – “Утренняя молитва” и “В церкви”.

3. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.

4.“Бубенчики” американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова), “Братец Яков”.


13



С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике


Урок - концерт

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.

( Музыка Рождества)


Подготовка инсценировки новогоднего бала.

Тестирование.

Музыкальный материал

1.“ “Рождество Христово” (колядка).

2.Сказка Т. Гофмана и музыка балета П. Чайковского “Щелкунчик”:

“Марш” детей у новогодней елки,

“Вальс снежных хлопьев”,

“Па-де-де” из второго акта.

3.“Добрый тебе вечер”, “Рождественское чудо” (народные славянские песнопения), “Рождественская песенка” (слова и музыка П. Синявского).





Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)



14



Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню

Я – артист



Урок - игра


Народное творчество России. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Формы построения музыки: вариации.

Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш.

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование

Музыкальный материал

1. Игра “Разыграй песню”: игровые русские народные песни – “Выходили красны девицы”, “Бояре, а мы к вам пришли”. 2.Стихотворение Г. Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?”.

3. “Во поле береза стояла”, “Дон-дон”, “Андрей-воробей, не гоняй голубей”, “Солнышко, солнышко”, “Дождик”, “Заинька””, “Жук”, “Скок, поскок”.

4.Плясовые наигрыши. Народная песня-пляска “Светит месяц”.

5.Народная песня-пляска “Камаринская”.


Разыгрывать народные игровые песни, песни – диалоги, песни – хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.

Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.

Узнавать народные мелодии в русских композиторов.

Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные композиции ( пение, музыкально- пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Выразительно интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради


Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.

Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул.

15



Музыка в народном стиле. Сочини песенку.



Урок - импровизация

Творчество народов России. Народная и профессиональная музыка.

Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура.

Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования.


Музыкальный материал

1.С. С.Прокофьев “Ходит месяц над лугами” из альбома “Детская музыка”.

2. Музыка А. Тома, сл. К. Ушинского “Вечерняя песня”, муз. А. Абрамова, сл. Е. Карасева “Реченька”, В. Комраков, слова народные “Прибаутки”.

3.“Камаринская” из “Детского альбома” П.И.Чайковского.

4. “Сочини песенку”.


16



Музыка на новогоднем празднике.

Обобщающий урок по теме: «О России петь - что стремиться в храм».


Урок - концерт

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся


17



Русские народные праздники: проводы зимы



Урок- тетрализация

Отечественные народные музыкальные традиции. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). Музыкальные традиции масленицы.


Музыкальный материал

1. Музыка А. Тома, сл. К. Ушинского “Вечерняя песня”, муз. А. Абрамова, сл. Е. Карасева “Реченька”, В. Комраков, слова народные “Прибаутки”.

2.Инструментальное исполнение народных наигрышей “Светит месяц”, “Калинка”.

3. Масленичные песенки “А мы масленицу дожидаем”, “Едет масленица дорогая”.



18



Русские народные праздники: встреча весны.

Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды

Урок - праздник

Отечественные народные музыкальные традиции. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг календарных праздников

Обряды и праздники русского народа: встреча весны. ( Музыкальные традиции праздника встречи весны).



Музыкальный материал

1.Песенки – заклички, игры, хороводы. “Горелки”, “Гуси-лебеди”, “Ручеек”, “Ворота”, “Блины”, а также песенки-веснянки.

2.Народные обряды, связанные с Масленицей и встречей Весны.



Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным сопровождением («Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька». Игры народного календаря: весенние игры (виды весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).

Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.)




В музыкальном театре (5 ч)



19



Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр: опера.

Урок - импровизация

Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Опера. Музыкальные театры. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Опера. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля.


Музыкальный материал

1. Музыка Г. Гладкова, сл. В. Луговского “Песня-спор” из телефильма “Новогодние приключения Маши и Вити”.

2.Фрагменты из детской оперы М. Коваля “Волк и семеро козлят” (либретто Е. Манучаровой).

3.“Играем в музыкальный театр


Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.

Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Выполнять творческие задания из рабочей тет­ради

20



Детский музыкальный театр: балет.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Балет. Основные приемы музыкального развития (контраст).

Опера и балет. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал

1.Опера М. Коваля “Волк и семеро козлят” (либретто Е. Манучаровой).

2.Фрагмент из балета “Золушка” С. Прокофьева.

3. Г. Гладков “Песня-спор” (слова В. Луговского) из телефильма “Новогодние приключения Маши и Вити”.

21



Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Жанровое разнообразие в музыке


Музыкальные театры. Опера, балет. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи. Симфонический оркестр.

Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра). Балет, опера Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля.

Музыкальный материал

1. П.И. Чайковский “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.

2. Н. Римский-Корсаков “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко”.

3. С.С. Прокофьев “Марш” из оперы “Любовь к трем апельсинам”, П.И. Чайковский “Марш” из балета “Щелкунчик”, М.И. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”.

4. Музыка Г. Гладкова, сл. В. Луговского “Песня-спор” из телефильма “Новогодние приключения Вити и Маши».



Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.

22



Опера “Руслан и Людмила». «Какое чудное мгновенье!» Сцены из оперы.

Опера. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека ,музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно – образного содержания произведений.

Элементы оперного и балетного спектаклей. Музыкальные темы- характеристики действующих лиц.

Музыкальный материал

1. М.И. Глинка “Песня Баяна” из оперы “Руслан и Людмила”.

2.Картина В. Васнецова “Гусляры”.

3. М.И. Глинка. Свадебный хор “Лель таинственный”; сцена похищения Людмилы волшебником Черномором


23



Опера “Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Увертюра, финал.


Музыкальный материал

1. М.И. Глинка “Песня Баяна” из оперы “Руслан и Людмила”.

2.Картина В. Васнецова “Гусляры”.

3. М.И. Глинка. Свадебный хор “Лель таинственный”; сцена похищения Людмилы волшебником Черномором; увертюра к опере “Руслан и Людмила”; заключительный хор из финала оперы “Слава великим богам!”.





В концертном зале (5 ч)



24



Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева

Музыкальные инструменты. Симфония. Симфонический оркестр. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Основные приемы музыкального развития.

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра


Музыкальный материал


1. С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка “Петя и волк”.

2.Темы Пети, Птички, Утки, Кошки, Дедушки, охотников, Волка.


Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образа­ми симфонической сказки.

Понимать смысл терминов: партитура, увертю­ра, сюита и др.

Участвовать в коллективном воплощении му­зыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.


Выполнять творческие задания из рабочей тетради

25



Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева Обобщение материала 3 четверти



Урок – концерт

Музыкальные инструменты. Симфония. Симфонический оркестр. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Основные приемы музыкального развития. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра.


Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3 четверть.




26



Картинки с выставки. Музыкальное впечатление


Урок-экскурсия

Сюита. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная живопись



Музыкальный материал

Пьесы из фортепианной сюиты М. Мусоргского “Картинки с выставки”:

1.“Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”).

2.“Богатырские ворота” (“В стольном графе Киеве”).

3.“Балет невылупившихся птенцов” и “Лиможский рынок”.

4. Музыка Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина “Песня о картинах”.

.


27



Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Симфония. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.

Выразительность и изобразительность музыки В.- А. Моцарта, М. Мусоргского.

Музыкальный материал

1. В. Боков “Звучит нестареющий Моцарт”

2.Моцарт В.А. “Симфония № 40”.

3.Моцарт В.А. “Колыбельная”.


28



Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40.Увертюра

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Симфония. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.

Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем – образов: повтор, контраст. Мир музыки Моцарта

Музыкальный материал

1.Фрагменты двух увертюр: русского композитора М. И. Глинки к опере “Руслан и Людмила” и австрийского композитора В.-А. Моцарта к опере “Свадьба Фигаро”.

2. Музыка Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина « Песня о картинах»


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч.)

29



Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах

Урок - путешествие

Интонация – источник музыкальной речи.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Музыкальные инструменты (орган).

         Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки (интонация). Музыкальные инструменты – орган. Сочинения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта



Музыкальный материал

1. В.А.Моцарт “Колыбельная”.

2. И.С.Бах “Токката” для органа (из 2-частного цикла “Органная токката и фуга” ре минор).

3.И.С. Бах “За рекою старый дом” (русский текст Д. Тонского).

Понимать триединство деятельности компози­тора - исполнителя - слушателя.

Анализировать художественно-образное содер­жание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержа­нию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творчес­кую деятельность и деятельность одноклассников.


Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских кол­лективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

Составлять афишу и программу заключитель­ного урока-концерта совместно с одноклассниками


Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.


Выполнять творческие задания из рабочей тетради

30



Всё в движении. Попутная песня



Урок – путешествие

Выразительность и изобразительность в музыке. Формы построения музыки одночастные, двух- трехчастные, вариации, рондо. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Основные приемы музыкального развития (контраст.)

Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения М. Глинки.

Музыкальный материал

1. И.С.Бах: “Менуэт” и “Волынка” из “Нотной тетради Анны Магдалены Бах”.

2. И.С.Бах “За рекою старый дом” (русский текст Д. Тонского).

3. Г.В. Свиридов “Тройка” (из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А. Пушкина) и “Попутная песня” М. Глинки на ст. Н. Кукольника.



31



Музыка учит людей понимать друг друга.

Музыкальное время и его особенности

Урок-импровизация

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад.)Музыкальная речь и музыкальный язык . Жанры музыки. Сочинения Д. Кабалевского. ( Песня, танец и марш в музыке Д.Б. Кабалевского).

Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт. Размер

Музыкальный материал

1. Д.Б. Кабалевский. Марш “Кавалерийская”.

2. Д.Б. Кабалевский. Танец “Клоуны”.

3. Д.Б. Кабалевский, ст. И. Рахилло “Карусель”.

4.Музыка Д.Б. Кабалевского, сл. А. Пришельца “Наш край”.


Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.

Ритмические игры. Ритмические «пазлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо, простые ритмические каноны.


32



Два лада. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла


Интонационно – образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель.

Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). Сочинения Г. Свиридова

Музыкальный материал

1. Д.Б. Кабалевский. Марш “Кавалерийская”.

2. Д.Б. Кабалевский. Танец “Клоуны”.

3. Д.Б. Кабалевский, ст. И. Рахилло “Карусель”.

4.Музыка Д.Б. Кабалевского, сл. А. Пришельца “Наш край”. 5. Г. В. Свиридов “Весна” и “Осень” (из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А. Пушкина).



33



Первый Международный конкурс П.И. Чайковского

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Конкурсы и фестивали музыкантов. Концерт.

Международные конкурсы исполнителей. Подготовка заключительного урока – концерта

Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта.


Музыкальный материал

1. Музыка Д.Б. Кабалевского, сл. А. Пришельца “Наш край”.

2. П.И.Чайковский “Концерт №1” для фортепиано с оркестром.




Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.


34



Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Музыкально-театрализованное представление


Заключительный урок-концерт

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).

Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» во втором классе

Музыкальный материал

1.Природа и человек в музыке (“Утро” – “Утренняя молитва” – “Зимнее утро”; “Вечер” – “Ходит месяц над лугами” – “В церкви”; “Дождь и радуга” – “Песня жаворонка”).

2.Мир детских игр и увлечений (“Игра в пятнашки” – “Игра в лошадки”, “Марш”, “Прогулка” – “Марш деревянных солдатиков”).

3.Народные мотивы (“Камаринская” – “Мужик на гармонике играет”).

4.Сказка в музыке (“Сказочка” – “Нянина сказка”).

5.Танцевальная музыка (“Вальс”, Тарантелла” – “Вальс”, “Полька”).

6. Пение песен по выбору

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!