Пояснительная записка
Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса составлена с учетом логики учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у обучающихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала обучающихся на материале изобразительного искусства.
Цель и задачи учебного предмета
Изучение музыки в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
Цель: формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира.
Задачи:
• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,
• развитие творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания курса «Музыка» в 3 классе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
В 3 классе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения обучающихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.
Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала обучающихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое многообразие музыки ХХ столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.
Личностное, коммуникативное, социальное развитие обучающихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.
Ведущими подходами при изучении предмета являются системно-деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа музыкальных произведений, понимания роли музыкального искусства в жизни общества.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, проектная деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В основной школе музыка относится к числу обязательных базовых предметов, т.е является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе. ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит 1 час.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Деятельность МОБУ «Смольненская ООШ» в обучении музыке должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
— умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты изучения музыки в 3 класе:
• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
• умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
В области предметных результатов МОБУ «Смольненская ООШ» предоставляет ученику возможность научиться:
• в познавательной сфере:
— представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
— различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
— различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
— описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
— классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
— структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— представлять систему общечеловеческих ценностей;
— осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;
• в коммуникативной сфере:
— использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
— стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
— понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
— определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
• в трудовой сфере:
— применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Раздел «Россия - Родина моя» (5ч).Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел «День, полный событий» (3ч).
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм» (8 ч).
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (3 ч).
Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел «В музыкальном театре» (6ч).
Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел «В концертном зале» (4 ч).
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Россия – Родина моя | 5 ч. |
2 | День, полный событий | 3 ч. |
3 | О России петь – что стремиться в храм | 8 ч. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 ч. |
5 | В музыкальном театре | 6 ч. |
6 | В концертном зале | 6 ч. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 3 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Название темы | Вид занятия | Кол-во часов | Вид самостоятельной работы | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
план | факт |
1 раздел «Россия-Родина моя» (5 ч.) |
1.1 | Мелодия - душа музыки | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор, разделение на 2 группы - формируем вопросы: «образ» -1гр. - «стиль» 2-гр. Пластические импровизации в Пластические импровизации, в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту. | | |
1.2 | Природа и музыка Звучащие картины | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор, освоение куплетной формы: запев, припев Пластические импровизации в Пластические импровизации, в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа, гордость за ее красоту. Знать: понятие «мелодия» «мелодическая линия», «образ», «стиль». «жанр». | | |
1.3 | «Виват, Россия!» Наша слава русская держава | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание кантов. | Знать: Историю создания русских народных песен, характерные черты русской нар. песни, знать песни о героических событиях истории и исполнять их на уроках и на школьных праздниках Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием. | | |
1.4 | Кантата Прокофьева «Александр Невский» | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание кантаты (вступление, фрагменты из I ч.). Интонационно-образный анализ. | Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; интонационно - образный анализ. Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа, гордость за ее красоту. Знать:определение понятия – кантата; содержание кантаты «Александр Невский» | | |
1.5 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» | Комбинированный урок | 1 | Слушание фрагментов из оперы. Интонационно-образный анализ. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения Уметь обладать вокальной исполнительской культурой, владеть во время пения правильным дыханием. Уметь определять в музыке :песенность, танцевальность, маршевость | | |
2 Раздел «День полный событий» (3 ч.) |
2.6 | Образы природы в музыке | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки Интонационно-образный анализ | Выразительное, осмысленное исполнение с помощью нотной записи, восхищение красотой, светлой радостью, осознанием пробуждения природы и это все в музыке Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки, письмо композитору. Пластические импровизации в форме движения рук - «Солнце встает!» | | |
2.7 | Портрет в музыке | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки Интонационно-образный анализ | Слушание музыки: интонационно-образный анализ прослушанной музыки, разбор понятий выразительность и изобразительность в музыке, что означает понятие музыкальный портрет. Пластическая импровизация: в форме дирижерских жестов, постараться передать образ юной Джульетты | | |
2.8 | Детские образы | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием. Пластическая импровизация: передать через пластику рук, корпуса эмоциональное состояние произведений Мусоргского «Детская» -«В углу» и Чайковского «С куклой» | | |
3 Раздел «О России петь - что стремиться в храм» (8 ч.) |
3.9 | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Образный анализ музыки, поэтических текстов, художественных полотен. | Знакомство и рассуждение об образах Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Слушание произведения в исполнении Р.Лоретти. Жанрово- стилевой разбор произведения. Формирование эстетического отношения к миру, образу матери. Класс делится на 3 содружества. «Письмо из прошлого» - таково задание всем трем содружествам. Исполнение вокализом произведения. Обнаружить сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства. | | |
3.10 | Древнейшая песнь материнства | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание произведений:осмысленное прослушивание музыкального произведения, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций» Хоровое пение. Разделить класс на 4 содружества. Исполняется произведения каждым содружеством по очереди. Оценка слушателей. В исполнение вводятся шумовые инструменты - колокола, которые изображают церковные перезвоны. Интонационно-образный анализ произведений искусства. Знакомство с жанрами церковной музыки(тропарь, молитва, величание) | | |
3.11 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. |
| | |
3.12 | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Раскрываются следующие содержательные линии: Религиозные праздники в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Песнопения и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие любовь, добро. Слушание: Определить образный строй музыки с помощью «словаря эмоций» Выразительное,осмысленное исполнение хором песенного репертуара. | | |
3.13 | Святые земли Русской | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Сравнительный анализ. | Слушание произведений:осмысленное прослушивание музыкального произведения, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций Знать: святых земли Русской и как их образы воплотились в искусстве. Жанр - величание Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение. Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация «Величания»; мелодичность, строгость исполнения | | |
3.14 | Итоговый тест за 1 полугодие | | 1 | тестирование | | | |
3.15 | «Настрою гусли на старинный лад...» | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание и пение былины о Добрыне Никитиче | Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно, ,выразительно. Мы погружаемся в мир волшебных сказочных героев. Представьте, что вы находитесь в сказке, что все, что в ней происходит, происходит с вами. Ваши ощущения? Нарисуйте, напишите, поделитесь. Слушание: Определить образный строй музыки с помощью «словаря эмоций Знать: определение былины, ее историю развития, имена былинных сказителей. Уметь: эмоционально откликаться на музыку разных жанров;выразительно исполнять песни. | | |
4 Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) |
4.16 | Певцы русской старины | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Сравнительный анализ. | Творческие импровизации: мы разыгрываем сказку, выбираем главного героя. Музицирование - на «воображаемых свирелях» - исполняем песню Леля. Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием. Знать: образы былинных сказителей; определение былины. Уметь: выражать свое отношение к музыке в слове; владеть певческими умениями и навыками (чистое звукоизвлечение, правильное дыхание). | | |
4.17 | Сказочные об- разы в музыке | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | | | |
4.18 | Народные традиции и обряды: Масленица | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Образный и сравни- тельный анализ. Хоровое пение | Рассуждение об общности жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального народного творчества, о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Выявление особенностей музыкального языка народной музыки Знать:народные традиции и обряды в музыке русских композиторов; игры и обряды в календарных праздниках (Рождество, Масленица и др.) Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара. | | |
5 Раздел « В музыкальном театре» (6 ч.) |
5.19 | Опера М.И. Глинка «Руслан и Людмила» | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравни- тельный анализ. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Определение в музыке: песенности, танцевальности, маршевости. Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения; Творческие задания: создание эскизов костюмов главных героев опер и балетов | | |
5.20 | Опера К. Глюка «Орфей и Эври- дика» | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравни- тельный анализ. | «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; «Ритмическое эхо» - игра. Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. | | |
5.21 | Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравни- тельный анализ. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Определение в музыке: песенности, танцевальности, маршевости. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: создание эскизов декораций к отдельным сценам театральных произведений. | | |
5.22 | Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко» | Комбинированный урок | 1 | Слушание увертюры оперы. Интонационно- образный анализ. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Определение в музыке: песенности, танцевальности, маршевости. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: создание эскизов декораций к отдельным сценам театральных произведений. | | |
5.23 | Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Сравнительный анализ музыки | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Определение в музыке: песенности, танцевальности, маршевости. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. | | |
6 раздел «В концертном зале» (6 ч.) |
6.24 | В современных ритмах | Комбинированный урок | 1 | Слушание и пение фрагментов из мюзиклов | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Определение в музыке: песенности, танцевальности, маршевости. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. | | |
6.25 | Музыкальное состязание | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. Исполнение песен с воплощением художественного образа. Творческие задания: отгадывание кроссворда по теме «Музыкальные инструменты» | | |
6.26 | Музыкальные инструменты - флейта и скрипка | Урок с использованием ИКТ | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. Исполнение песен с воплощением художественного образа. Пластические импровизации: придумываниедвижений к исполняемым на уроке песням. Творческиезадания: рисунки инструментов симфонического оркестра | | |
6.27 | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. Исполнение песен с воплощением художественного образа. Пластические импровизации: придумываниедвижений к исполняемым на уроке песням. | | |
6.28 | Мир Бетховена. | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. Исполнение песен с воплощением художественного образа. | | |
6.29 | Симфония «Героическая» Бетховена | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. Исполнение песен с воплощением художественного образа. | | |
6.30 | Промежуточная аттестация | | 1 | тестирование | | | |
7 раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.) |
7.31 7.32 | Джаз- музыка ХХ века | Урок с использованием ИКТ | 2 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем. Хоровое и сольное исполнение.песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием Пластические импровизации: передача в пластических несложных движениях характера исполняемых песен. | | |
7.33 | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный сравнительный анализ. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем. Хоровое и сольное исполнение песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием Пластические импровизации: передача в пластических несложных движениях характера исполняемых песен. | | |
7.34 | «Прославим радость на земле» | Комбинированный урок | 1 | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Определение в музыке:песенности, танцевальности, маршевости. Хоровое и сольное исполнение песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием Выполнение тестового задания | | |
Итого 34 часа |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета.
Выпускник получит возможность научиться:
• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района;
• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Учебно – методическое обеспечение процесса
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: Уроки музыки 1-5 классы: поурочные разработки / Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. М.: Просвещение, 2013г.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для учащихся 1- 4 класс. – М.: Просвещение, 2013г.
3. Рабочие программы. Предметная линия учебников Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.:пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. М.: Просвещение, 2013г.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Информационно – коммуникативные средства
1. Фонохрестоматия к предмету «Музыка» (На СД дисках.)
2.Комплекс уроков по музыке по программе Е.Д. Критской с 1 - 4 класс на СД дисках.
Технические средства обучения
1.Музыкальные инструменты.
2.Магнитная доска.
3.Персональный компьютер.
4. Телевизор
5.Проектор
Интернет – ресурсы
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.mioo.ru [ Сайт Московского института открытого образования];
http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
http://www.e-osnova.ru/journal/23 [Сайт журнала «Основа профессионального роста»];
http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].
6