СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету « Музыка» и авторской программы учебного курса «Музыка» для 1-4 классов, разработанной авторским коллективом:  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 7 классы.  – Москва: Просвещение, 2011).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа



Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Музыка»


Класс:___3___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 7 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор






2015/2016 учебный год




Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету « Музыка» и авторской программы учебного курса «Музыка» для 1-4 классов, разработанной авторским коллективом: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 7 классы. – Москва: Просвещение, 2011).


Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2011/2012 уч. г.

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2012/2013 уч. г.

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2013/2014 уч. г.

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2014/2015 уч. г.

  • Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

в 2015/2016 уч. г.

В соответствии с Образовательной программой используется учебно – методический комплект:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса – М.: Просвещение, 2013

  • Рабочая тетрадь для учащихся 3 класс, М.: Просвещение, 2013

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: М.: Просвещение, 2011;

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2013 г.


Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно - ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа курса «Музыка» 3 класса (авторы: Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина ) используется без изменений.

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год в 3 классе установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на контрольные и зачетные уроки.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Планируемые результаты обучения предмету «Музыка» в начальной школе включают личностные, метапредметные, предметные результаты.

( из Методического письма 2013-2014)


Личностные результаты. В 3 классе формирование личностных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на самоопределение обучающихся. Осознание своего «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю происходит в процессе восприятия классических произведений русской музыки, основанных на исторических событиях (опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» и др.), в процессе исполнения песен героического характера («солдатские» песни, канты), гимна России.

Происходит ценностно-нравственная ориентация на формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур и религий, уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности в процессе знакомства с религиозными праздниками народов России и традициями их воплощения, с жанрами церковной музыки.

В 3 классе обучающимся также предоставляется возможность проявить свою индивидуальность и личностное начало в творческой деятельности, но формы творческих проявлений усложняются: ученики передают в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи, импровизируют мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Продолжается развитие Я-концепции и позитивной самооценки личности, формирование мотивов достижения и социального признания реализуется через приобщение к концертной деятельности: участие в концертах для родителей, школьных праздниках, музыкальных спектаклях, и т.д.

Метапредметные результаты. В 3 классе результатами формирования познавательных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» является наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать как собственные учебные действия, так и действия одноклассников через исполнение песни (соло, ансамблем, хором), через игру на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре), через инсценировку музыкальных образов песен, пьес программного содержания, народных сказок.

В 3 классе формирование коммуникативных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на обучение более сложным формам монологической речи: определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций», рассуждение о значении повтора, контраста, о роли дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля и т.д.

При разыгрывании народных песен, участии в коллективных играх-драматизациях и в традиционных праздниках народов России, при сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля в роли дирижера, режиссера или действующего лица дети учатся адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты. В 3 классе у обучающихся должно происходить развитие художественного вкуса; должно сформироваться развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, знание основных закономерностей музыкального искусства; представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей и др.
























Учебно-тематический план

Разделы и темы

Кол-во час

В том числе:

Контрольные и диагностич. работы.


Россия-Родина моя.

5


1

Мелодия – душа музыки.

1


2

Природа и музыка. Звучащие картины

1


3

Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава.

1


4

Кантата «Александр Невский».

1


5

Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна…

1



День, полный событий.

4


6

Утро.

1


7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1


8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке.

1


9

Вечер. Обобщающий урок.

1

1


«О России петь – что стремиться в храм».

4


10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

1


11

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»

1


12

Вербное Воскресение. Вербочки.

1


13

Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

1



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4


14

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе

1


15

Певцы русской старины. Лель.

1


16

Звучащие картины.

1


17

Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

1



В музыкальном театре.

6


18

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра

1


19

Опера «Орфей и Эвридика»

1


20

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа. В заповедном лесу.

1


21

«Океан – море синее».

1


22

Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.

1


23

В современных ритмах (мюзикл).

1



В концертном зале.

6


24

Музыкальное состязание (концерт).

1


25

Музыкальные инструменты (флейта , скрипка).

1


26

Звучащие картины.

1


27

Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная. Обобщение материала 3 четв.

1


28

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии.

1


29

Мир Бетховена.

1



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5


30

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

1


31

Люблю я грусть твоих просторов.

1


32

Мир Прокофьева.

1


33

Певцы родной природы.

1


34

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок.

1

1


итого

34

2




Тематическое планирование и содержание учебного предмета



урока.

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Контрольно-оценочная деятельность

ИКТ средства

обучения

Характеристика деятельности учащихся

Россия – Родина моя (5 часов)

1



Мелодия - душа музыки.


Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

  • Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован­щина». М. Мусоргский.

  • Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

  • Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.


входной

устный опрос

Видео-презентация песни

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.)

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать/понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость.

Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;


2



Природа и музыка. Звучащие картины.


Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

  • Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.

  • Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

текущий

устный опрос

Видео-презентация

3



Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.


Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

  • Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

  • Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.


тематический

устный опрос

Презентация

4



Кантата «Александр Невский».


Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата.

Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

  • Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.


итоговый

фронтальный опрос

Видео фрагменты из кантаты.

5



Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна…


Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека..

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.





Видео фрагменты из опер

День, полный событий (4 часа)

6



Утро.

Урок закрепления нового материала.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

  • Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.

текущий

групповая

Видео-презентация «утро»

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и их взаимодействии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Разрабатывать сценарий отдельных сочинений программного характера и разыгрывать их.

Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.

7



Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.


Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Портрет в музыке.

  • Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

  • Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

  • Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.


текущий

устный опрос

Фрагмент из балета.

8



«В детской». Игры и игрушки. На прогулке.



Музыкальный и поэтический фольклор: действа, обряды, драматизации. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

  • С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музы­ка М. Мусоргского.

  • Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

  • Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.


текущий

устный опрос

Видео фрагменты их опер. Ф-т мультфильма «Детский альбом»

9



Вечер. Обобщающий урок.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.



Обобщение музыкальных впечатлений . Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  • Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.



тематический

тест


О России петь – что стремиться в храм (4 часа)

10



Хоровая планета

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!


Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А. В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.

Выдающиеся хоровые коллективы (хоровые, симфонические). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А. В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.

  • Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Пле­щеева.

  • Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темпе­рированного клавира». И.-С. Бах.

  • Богородице Дево, радуйся, 6. Из «Всенощного бде­ния». С. Рахманинов.


текущий

устный опрос

групповая


Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Передавать в пластике движений , в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни.

Выражать своё эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование).


11



Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

  • Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.


текущий

устный опрос


12



Вербное Воскресение. Вербочки.




. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

  • Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвез­да». Э.-Л. Уэббер.

  • Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.




текущий

устный опрос

Видео-фрагменты из оперы

13



Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир.


Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

  • Величание князю Владимиру и княгине Ольге;

  • Балла­да о князе Владимире. Слова А. Толстого

тематический

устный опрос

групповая


Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

14



Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе



Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное творчество. Былины.

  • Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова.

  • Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская ста­рина).

  • Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.



текущий

самостоятельная

работа

диск «Русские народные инструменты»

Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения разных образов русского фольклора.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни,

танцы, инструментальные наигрыши.

Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.

Знать особенности традиционных народных праздников.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.


15



Певцы русской старины. Лель.


Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

  • Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.


тематический

устный опрос


диск «Русские народные инструменты»

16



Широка страна моя родная Звучащие картины.

Музыкальный проект «Сочиняем сказку»

Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала.

Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.

Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей

  • Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

  • Веснянки. Русские, украинские народные песни.


итоговый

тест;

индивидуальный.

Фрагменты из оперы.

17



Музыкальный проект «Сочиняем сказку» Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.


Разучивание и показ.

Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.).

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная музыка

Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом

итоговый



В музыкальном театре (6 часов)

18



Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Увертюра. Фарлаф.


Опера. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

  • Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.


тематический

устный опрос


Фрагмены из оперы.

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.

Понимать смысл и значение вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы.

Исполнять интонационно осмысленные мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

19



Опера «Орфей и Эвридика».



Опера. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека , тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

  • Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

текущий

устный опрос

Презентация.

20



Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа. В заповедном лесу.


Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко»

  • Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.


текущий

устный опрос


Видео-фрагменты из оперы.

21



«Океан – море синее».


Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей человека. Развитие музыки- сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

  • Океан море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.


текущий

устный опрос


Видео из фильма «Садко»

22



Балет «Спящая красавица».

Две феи. Сцена на балу.

Балет. Развитие музыки - сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, художественных образов

  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.


тематический

устный опрос


Фрагменты из балета.

23



В современных ритмах (мюзикл).


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

  • Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

  • Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыб­ников, сценарий Ю. Энтина.


текущий

устный опрос


Презентация.

В концертном зале (6 часов)

24



Я – артист

Музыкальное состязание (концерт).


Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: телепередачи, видеофильмы, звукозаписи Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.

  • «Веснянка» - укр. народная песня.


тематический

устный опрос

групповая


Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Знать исполнительские коллективы и имена известных исполнителей.


25



Мир оркестра

Музыкальные инструменты (флейта, скрипка).


Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра (М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» в оркестровке М. Равеля). Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.

  • Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

  • Волшебный смычок, норвежская народная песня;

  • Скрип­ка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

  • «Волшебный смычок» - норвежская народная песня

  • Мелодия. П. Чайковский.

Каприс № 24. Н. Паганини

текущий

устный опрос

Музыкальная викторина «Угадай инструмент».

Модуль

Музыкальные инструменты.

26



Музыкальная грамота Звучащие картины.


Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.

Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий. Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.

  • Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов;

  • Исполнение песен.


Тематический

устный опрос


Модуль

Музыкальные инструменты.

27



Сюита «Пер Гюнт».Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная. Обобщение материала.


Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

  • Пер Гюнт; Сюита 1 (фрагменты);

  • Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.


текущий

устный опрос


Мультфильм

«В пещеро горного короля»

28



Формы и жанры в музыке «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии, финал.


Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.)

  • Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

  • Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.



тематический

устный опрос


Модуль Бетховен. Становление личности.

29



Мир Бетховена.


Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

  • Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бет­ховен.

  • Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.



устный опрос



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов)

30



Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.


Общие представления о жизни страны . Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

  • Мелодия. П. Чайковский.

  • Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.


Текущий

устный опрос


Модуль «Джаз»

Выявлять изменение музыкальных образов, озвученных разными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной грамоты.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Различать характерные черты языка современной музыки.

Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

31



Люблю я грусть твоих просторов

Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений.

  • Всюду музыка живёт. Я Дубравин

  • Мелодия. П. Чайковский.


тематический

устный опрос



32



Мир Прокофьева.


Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

  • Шествие солнца. С. Прокофьев.

  • Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»;

тематический

устный опрос



33



Певцы родной природы.



Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

  • Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

  • Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.

текущий

устный опрос


Видео-презентация «Песня Сольвейг»

34



Музыкально-театрализованное представление Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Обобщение материала.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости.

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в третьем классе. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления.

  • Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александ­ровой Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

  • Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.

  • Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.

  • Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;;

итоговый контроль

групповая

Фрагмент из опреы, «Рассвет на Москве-реке»





MULTIMEDIA – поддержка предмета


1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!