Муниципальное общеобразовательное учреждение
Заозерская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе № _______
от «___» ____________ 20 г.
Директор Л.А.Тушнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Музыка»
Класс:___3___
Ф.И.О. педагога-разработчика программы:
Яблокова Надежда Анатольевна
Педагогический стаж: 7 лет
Квалификация: 1 квал. категория
Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету « Музыка» и авторской программы учебного курса «Музыка» для 1-4 классов, разработанной авторским коллективом: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 7 классы. – Москва: Просвещение, 2011).
Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
в 2011/2012 учебного года»
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2011/2012 уч. г.
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2012/2013 уч. г.
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2013/2014 уч. г.
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2014/2015 уч. г.
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2015/2016 уч. г.
В соответствии с Образовательной программой используется учебно – методический комплект:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса – М.: Просвещение, 2013
Рабочая тетрадь для учащихся 3 класс, М.: Просвещение, 2013
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: М.: Просвещение, 2011;
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2013 г.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно - ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа курса «Музыка» 3 класса (авторы: Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина ) используется без изменений.
По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год в 3 классе установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на контрольные и зачетные уроки.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты обучения предмету «Музыка» в начальной школе включают личностные, метапредметные, предметные результаты.
( из Методического письма 2013-2014)
Личностные результаты. В 3 классе формирование личностных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на самоопределение обучающихся. Осознание своего «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю происходит в процессе восприятия классических произведений русской музыки, основанных на исторических событиях (опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» и др.), в процессе исполнения песен героического характера («солдатские» песни, канты), гимна России.
Происходит ценностно-нравственная ориентация на формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур и религий, уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности в процессе знакомства с религиозными праздниками народов России и традициями их воплощения, с жанрами церковной музыки.
В 3 классе обучающимся также предоставляется возможность проявить свою индивидуальность и личностное начало в творческой деятельности, но формы творческих проявлений усложняются: ученики передают в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи, импровизируют мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Продолжается развитие Я-концепции и позитивной самооценки личности, формирование мотивов достижения и социального признания реализуется через приобщение к концертной деятельности: участие в концертах для родителей, школьных праздниках, музыкальных спектаклях, и т.д.
Метапредметные результаты. В 3 классе результатами формирования познавательных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» является наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать как собственные учебные действия, так и действия одноклассников через исполнение песни (соло, ансамблем, хором), через игру на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре), через инсценировку музыкальных образов песен, пьес программного содержания, народных сказок.
В 3 классе формирование коммуникативных универсальных учебных действий на предмете «Музыка» направлено на обучение более сложным формам монологической речи: определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций», рассуждение о значении повтора, контраста, о роли дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля и т.д.
При разыгрывании народных песен, участии в коллективных играх-драматизациях и в традиционных праздниках народов России, при сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля в роли дирижера, режиссера или действующего лица дети учатся адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты. В 3 классе у обучающихся должно происходить развитие художественного вкуса; должно сформироваться развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, знание основных закономерностей музыкального искусства; представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей и др.
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы | Кол-во час | В том числе: |
Контрольные и диагностич. работы. |
| Россия-Родина моя. | 5 | |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины | 1 | |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава. | 1 | |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | |
5 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна… | 1 | |
| День, полный событий. | 4 | |
6 | Утро. | 1 | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. | 1 | |
9 | Вечер. Обобщающий урок. | 1 | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм». | 4 | |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | |
11 | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» | 1 | |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 | |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | |
15 | Певцы русской старины. Лель. | 1 | |
16 | Звучащие картины. | 1 | |
17 | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 | |
| В музыкальном театре. | 6 | |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра | 1 | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа. В заповедном лесу. | 1 | |
21 | «Океан – море синее». | 1 | |
22 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 | |
23 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | |
| В концертном зале. | 6 | |
24 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | |
25 | Музыкальные инструменты (флейта , скрипка). | 1 | |
26 | Звучащие картины. | 1 | |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная. Обобщение материала 3 четв. | 1 | |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. | 1 | |
29 | Мир Бетховена. | 1 | |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | |
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. | 1 | |
32 | Мир Прокофьева. | 1 | |
33 | Певцы родной природы. | 1 | |
34 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщающий урок. | 1 | 1 |
| итого | 34 | 2 |
Тематическое планирование и содержание учебного предмета
№ урока. | Дата план | Дата факт | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Контрольно-оценочная деятельность | ИКТ средства обучения | Характеристика деятельности учащихся |
Россия – Родина моя (5 часов) |
1 | | | Мелодия - душа музыки. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский. Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. | входной | устный опрос | Видео-презентация песни | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.) Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать/понимать: названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; |
2 | | | Природа и музыка. Звучащие картины. | Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого. Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. | текущий | устный опрос | Видео-презентация |
3 | | | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава. | Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни. | тематический | устный опрос | Презентация |
4 | | | Кантата «Александр Невский». | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата. Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. | итоговый | фронтальный опрос | Видео фрагменты из кантаты. |
5 | | | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна… | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин». | | | Видео фрагменты из опер |
День, полный событий (4 часа) |
6 | | | Утро. Урок закрепления нового материала. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро». Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко. | текущий | групповая | Видео-презентация «утро» | Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарий отдельных сочинений программного характера и разыгрывать их. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. |
7 | | | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Портрет в музыке. Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. | текущий | устный опрос | Фрагмент из балета. |
8 | | | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. | Музыкальный и поэтический фольклор: действа, обряды, драматизации. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского. Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. | текущий | устный опрос | Видео фрагменты их опер. Ф-т мультфильма «Детский альбом» |
9 | | | Вечер. Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Обобщение музыкальных впечатлений . Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского). Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева. | тематический | тест | |
О России петь – что стремиться в храм (4 часа) |
10 | | | Хоровая планета Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские). Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А. В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Выдающиеся хоровые коллективы (хоровые, симфонические). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А. В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах. Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. | текущий | устный опрос групповая | | Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать в пластике движений , в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни. Выражать своё эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование). |
11 | | | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | текущий | устный опрос | |
12 | | | Вербное Воскресение. Вербочки. | . Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер. Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. | текущий | устный опрос | Видео-фрагменты из оперы |
13 | | | Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир. | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого | тематический | устный опрос групповая | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) |
14 | | | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное творчество. Былины. Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина). Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. | текущий | самостоятельная работа | диск «Русские народные инструменты» | Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения разных образов русского фольклора. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Знать особенности традиционных народных праздников. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. |
15 | | | Певцы русской старины. Лель. | Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова). | тематический | устный опрос | диск «Русские народные инструменты» |
16 | | | Широка страна моя родная Звучащие картины. Музыкальный проект «Сочиняем сказку» | Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей. Исполнение на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Веснянки. Русские, украинские народные песни. | итоговый | тест; индивидуальный. | Фрагменты из оперы. |
17 | | | Музыкальный проект «Сочиняем сказку» Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | Разучивание и показ. Создание информационного сопровождения проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.). Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная музыка Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом | итоговый | | |
В музыкальном театре (6 часов) |
18 | | | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Увертюра. Фарлаф. | Опера. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила». | тематический | устный опрос | Фрагмены из оперы. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Понимать смысл и значение вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы. Исполнять интонационно осмысленные мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. |
19 | | | Опера «Орфей и Эвридика». | Опера. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека , тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика». | текущий | устный опрос | Презентация. |
20 | | | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа. В заповедном лесу. | Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» | текущий | устный опрос | Видео-фрагменты из оперы. |
21 | | | «Океан – море синее». | Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей человека. Развитие музыки- сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст. | текущий | устный опрос | Видео из фильма «Садко» |
22 | | | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | Балет. Развитие музыки - сопоставление и столкновение человеческих чувств, тем, художественных образов | тематический | устный опрос | Фрагменты из балета. |
23 | | | В современных ритмах (мюзикл). | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки. Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. | текущий | устный опрос | Презентация. |
В концертном зале (6 часов) |
24 | | | Я – артист Музыкальное состязание (концерт). | Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: телепередачи, видеофильмы, звукозаписи Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский. «Веснянка» - укр. народная песня. | тематический | устный опрос групповая | | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Знать исполнительские коллективы и имена известных исполнителей. |
25 | | | Мир оркестра Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). | Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра. Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра (М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» в оркестровке М. Равеля). Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра. Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк. Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. Каприс № 24. Н. Паганини | текущий | устный опрос Музыкальная викторина «Угадай инструмент». | Модуль Музыкальные инструменты. |
26 | | | Музыкальная грамота Звучащие картины. | Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий. Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов; Исполнение песен. | Тематический | устный опрос | Модуль Музыкальные инструменты. |
27 | | | Сюита «Пер Гюнт».Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная. Обобщение материала. | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ. | текущий | устный опрос | Мультфильм «В пещеро горного короля» |
28 | | | Формы и жанры в музыке «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии, финал. | Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале. Форма рондо. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.) Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен. Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. | тематический | устный опрос | Модуль Бетховен. Становление личности. |
29 | | | Мир Бетховена. | Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен. | | устный опрос | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 часов) |
30 | | | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | Общие представления о жизни страны . Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. | Текущий | устный опрос | Модуль «Джаз» | Выявлять изменение музыкальных образов, озвученных разными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. |
31 | | | Люблю я грусть твоих просторов | Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. | тематический | устный опрос | |
32 | | | Мир Прокофьева. | Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Шествие солнца. С. Прокофьев. Г.Свиридов «Весна», «Тройка», «Снег идет»; | тематический | устный опрос | |
33 | | | Певцы родной природы. | Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака. Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина. | текущий | устный опрос | Видео-презентация «Песня Сольвейг» |
34 | | | Музыкально-театрализованное представление Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. Обобщение материала. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка – источник вдохновения и радости. Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в третьем классе. Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт. Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт. Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен. Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского;; | итоговый контроль | групповая | Фрагмент из опреы, «Рассвет на Москве-реке» |
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.
21