Согласовано: Заместитель директора по УВР ___________/__________________/ «___» _______________ 2016 г. | Согласовано: Руководитель ШМО _________/____________________/ Протокол № _________ от «___»__________________ 2016 г. | Утверждаю: Директор МАОУ ОСОШ №1 _______________ Е.В.Казаринова Приказ № _______________ от «___» _____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Музыке, 3 класс
учителя музыки Мекаевой Елены Александровны
МАОУ Омутинская СОШ №1
УМК: «Музыка», авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
34 часа
на 2016 – 2017 учебный год
1. Планируемые результаты учебного предмета «Музыка».
Краткая характеристика обще-учебных умений и навыков на начало учебного года:
учащиеся третьего класса научились воспринимать музыку различных жанров (песня, танец, марш);
ориентируются в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
знают особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;
умеют петь в унисон, знают основные понятия дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле);
могут оценивать характер звучания музыки (динамические оттенки) и определять ее образное содержание (спокойная, медленная, быстрая, весёлая);
могут поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов,
композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских
и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным по сравнению с предыдущими годами обучения миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор исполнитель - слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умения концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства, обучение музыкальному искусству в 3 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
«Музыка» это тот предмет, который обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
2. Содержание учебного предмета «Музыка».
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия - Родина моя», «День полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
«Россия — Родина моя».
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«День, полный событий.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.Чайковский, С.Прокофьев, М.Мусоргский, Э.Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«О России петь — что стремиться в храм».
Древнейшая песнь материнства. Образ Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери – величайшая святыня Руси. Праздники русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«В музыкальном театре».
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.В.Глюк, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский). Мюзикл – жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«В концертном зале».
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.Чайковский). музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.С.Бах, К.В.ГЛюк, Н.Паганини, П.Чайковский). выдающиеся скрипичные мастера и исполнит ели. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство 20 века. Особенности мелодии, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С.Прокофьева. П.Чайковский и Э.Григ – певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на многонациональной земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 3 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Виват, Россия!» (наши гимны), «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве». При этом учтено, что этот устный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
3. Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
I Россия — Родина моя | 5 |
1 | Мелодия — душа музыки | 1 |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины | 1 |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава. Наши гимны. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». М.И.Глинка. Да будет во веки веков сильна... | 1 |
II День, полный событий | 4 |
6 | Образы природы в музыке. Утро | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | 1 |
8,9 | Детские образы. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер | 2 |
III «О России петь — что стремиться в храм» | 4 |
10 | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 |
12 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». | 1 |
13 | Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. | 1 |
IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 |
14 | Святые земли русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 |
15 | «О России петь – что стремиться в храм ...» | 1 |
16 | «Настрою гусли на старинный лад... « (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 1 |
17 | Певцы русской старины (Баян, Садко). | 1 |
V | В музыкальном театре | 6 |
18 | Сказочные образы в музыке. Лель мой Лель... | 1 |
19 | Народные традиции и обряды: Масленица. | 1 |
20, 21 | Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра | 2 |
22 | Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» «Океан — море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу | 1 |
23 | Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу | 1 |
VI В концертном зале | 6 |
24 | Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Музыкальное состязание (концерт). | 1 |
25 | Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». Музыкальные инструменты (флейта). | 1 |
26 | В современных ритмах (мюзиклы). | 1 |
27 | Музыкальные состязания. | 1 |
28 | Музыкальные инструменты – флейта и скрипка. | 1 |
29 | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) | 1 |
VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 |
30 | Симфония «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. | 1 |
31 | Мир Бетховена. Люблю я грусть твоих просторов. | 1 |
32 | Джаз – музыка 20 века. Острый ритм — джаза звуки. Чудо-музыка | 1 |
33 | Сходства и различие музыкальной речи разных композиторов. | 1 |
34 | «Прославим радость на земле». Радость к солнцу нас зовет. | 1 |