СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 3 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке для 3 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования,  авторской программы «Музыка 1-4 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. –М.: «Просвещение», 2011

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, авторской программы «Музыка 1-4 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. –М.: «Просвещение», 2011

Цель данной программы - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интерес современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников формируются на основе целевой установки:

  • воспитание любви и интереса к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие активного прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

Рабочая программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности

Формы организации учебного процесса:

При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

Формы занятий с учащимися сочетают групповую и индивидуальную работу, теоретико-практическую подачу материала, диалоговый стиль обучения, игровые элементы, концертную деятельность.

В процессе преподавания предмета используются ТСО, видео-аудио-материалы, репродукции художественных произведений, фотографии, творческие работы детей (рисунки.)

Обучение требует от учителя использования различных организационных форм. Логика построения процесса изучения Музыки на уроках в классе направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Реализация задач осуществляется через разнообразные виды музыкальной деятельности:

- хоровое и ансамблевое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися.

При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами); парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, уроки-концерты.

Количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;

  • выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;

  • выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыками;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях

  • знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;

  • эмоционально откликаться на музыку разного характера ;

  • участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов спектаклей;

  • понимать элементы музыкальной грамоты - средства осознания музыкальной речи;

  • эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений;

  • понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);

  • высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

  • иметь представление об интонационной природе музыки;

  • анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;

  • импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

  • знавать музыку различных жанров (простых и сложных) и её авторов;

  • выявлять характерные особенности русской музыки;

  • понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

  • понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;

  • испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье.


Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;

- формирование личностного смысла постижения искусства;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;

- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.

опросить авторов торами.тавить?

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом включающим:

учебник «Музыка. 3 класс» (Критская Е.Д. Музыка.3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Е.Д.Критская., Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2013)


Просмотр содержимого документа
«планирование музыка 3 класс»


п/п


Тема урока


Основные термины и понятия



Музыкальные произведения



Характеристика

деят-ти


Дата

(по плану)


Дата

(по факту)


I.Россия – родина моя. 5 ч


1

Мелодия - душа музыки.

Мелодия. Песенность. Симфония. Лирический образ.

П.Чайковский. Симфония № 4 2-я часть.

Выражать свое эмоциональное от­ношение к искусству в процессе ис­полнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Передавать в импровизации инто­национную выразительность музы­кальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событи­ях истории Отечества.



2

Природа и музыка.





Романс. Певец - солист. Мелодия. Аккомпанемент. Музыка и поэзия. Пейзаж. Лирика.

П.Чайковский. Благословляю вас, леса. Н.Римский - Корсаков. Звонче жаворонка пенье. Г.Свиридов. Романс. Из муз. иллюстр. «Метель». М. Глинка «Жаворонок»



3

Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.




4

Виват, Россия! Наша слава - Русская держава.




Кант. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи.

Солдатская песня - марш. Хор. Куплет. Кантата. Набат. Вступление. Трёхчастная форма.Опера. Хоровая сцена. Певец -солист.

Канты «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» С. Прокофьев, «Александр Невский» М. Глинка, «Иван Сусанин». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!»

Песни о Родине.



5

Образы защитников Отечества в музыке.




II. День, полный событий. 4 ч


6

Образы утренней природы в музыке

Музыкальный пейзаж. Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.


П. Чайковский «Колыбельная», Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ «Заход солнца».

Распознаватьвыразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.




7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

Скороговорка. Выразительность. Изобразительность. Контраст.

С.Прокофьев. Болтунья. С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта-девочка. С.Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление. Па-де-шаль.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведе­ния и раскрывать средства его во­площения.

Передавать интонационно-мело­дические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общ­ность интонаций в музыке, живопи­си, поэзии.

Разрабатывать сценарии отдель­ных сочинений программного харак­тера и разыгрывать их.

Выразительно,интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.



8

Детские образы


Мелодия. Речитатив. Соло. Интонационная выразительность. Песенность. Маршевость. Танцевальность. Фортепиано. Солист. Аккомпанемент.

М. Мусоргский. «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». М. Мусоргский. «Прогулка»,«Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома».



9

Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий».

Музыкальный пейзаж. Песенность, танцевальность. Выразительность. Изобразительность.

М. Мусоргский. «Вечерняя песня».




III. О России петь – что стремиться в храм. 7ч


10

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.


Прелюдия.

Тропарь. Куплет. Припев.

Интонационно - образный анализ. Определение жанра кантаты.

«Мама» из вокально - инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин.

«Богородице Дево, радуйся»,

С. Рахманинов. №6 из «Всенощной» Тропарь иконе Владимирской Божией Матери

Ф. Шуберт. «Аве Мария»

Современные песни о маме.


Обнаруживать сходство и различие русских и западноевропейских произ­ведений религиозного искусства (му­зыка, архитектура, живопись).





11

Древнейшая песнь материнства.




12

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»



13

Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

Хор. Величания. Традиции.

Л.Уэббер. «Осанна», хор из рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда.

А. Гречанинов «Вербочки», Р. Глиэр. «Вербочки».


Определять образный строй музы­ки с помощью словаря эмоций.

Ознакомиться с жанрами церков­ной музыки (тропарь, молитва, вели­чание), песнями, балладой на религи­озные сюжеты.

Иметь представление о религиоз­ных праздниках и народных традици­ях их воплощения




14

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир.

Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого.



15

О России петь - что стремиться в храм

Тембры колоколов. Названия колокольных звонов.



16

Обобщающий урок.

Музыка на Новогоднем празднике.


Новогодние песни




IV. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. 4 ч


17

Жанр былины.





Былина. Певец - сказитель. Гусли.

Былинный напев. Подражание гуслям. Повтор. Распевы.

«Былина о Добрыне Никитиче» обр. Н. Римского - Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н. Римский - Корсаков. Третья песня Леля, хор из пролога оперы «Снегурочка».

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Понимать значение повтора, конт­раста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Выполнять творческие задания, представленные в рабочей тетради.



18

Певцы русской старины






19

Сказочные образы в музыке






20

Народные традиции и обряды. Масленица

Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Песенки-заклички.

Встреча весны. Масленичные и весенние песенки -заклички. Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Проводы Масленицы».




V. В музыкальном театре. 6ч


21

Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка


Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера. Симфонический оркестр.

Миф. Лира. Шествие. Каватина. Тенор.

М.Глинка. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы.

Понимать значение дирижера, ре­жиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом вопло­щении отдельных фрагментов музы­кального спектакля (дирижер, режис­сер, действующие лица и др.).

Понимать смысл и значение вступ­ления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или в пласти­ческом интонировании сценические образы.



22

Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».


К. Глюк. «Орфей и Эвридика».



23

Опера Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка»


Н. Римский – Корсаков. «Снегурочка», фрагменты из оперы.



24

Опера Н. А. Римского - Корсакова «Садко»

«Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков.



25

Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского


Определение балета, балерина, танцор. Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие.

П.Чайковский. «Спящая красавица», фрагменты из балета.



26

Мюзикл как жанр лёгкой музыки.

Современные интонации и ритмы. Мюзикл.

А.Рыбников. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. Р. Роджерс. «Звуки музыки».




VI. В концертном зале. 4 ч


27

Жанр инструментального концерта. Выразительные возможности флейты, скрипки.

Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз.

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Народная песня в Концерте. Л. Бетховен. Симфония №3 («Героическая») фрагменты, Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.


Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковы-сотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопо­ставлять музыкальные образы в звуча­нии различных музыкальных инстру­ментов. Различать на слух старинную и современную музыку.Узнавать тембры музыкальных инструментов.



28

Жанры музыки: симфоническая сюита

Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.

«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э. Григ. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля».




29

Симфония № 3 («Героическая») Л. Бетховена.

Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации.

Симфония №3 («Героическая») фрагменты



30

Мир Л. Бетховена.

Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад.

Л. Бетховен. Финал Симфонии № 3. «Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно». «Сурок». Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части.







VII. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. 4 ч


31

Джаз - музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики.

Джаз. Импровизация. Ритм. Известные джазовые музыканты - исполнители. Джаз-оркестр.

«Чудо-музыка» Д. Кабалевский, «Острый ритм» Дж. Гершвин, «Камертон», норвежская народная песня.

Выявлять изменение музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музы­кальной (нотной) грамоты.

Импровизировать мелодии в соот­ветствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определять особенности построе­ния (формы) музыкальных сочине­ний.

Различать характерные черты язы­ка современной музыки.




32

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Сюита, симфония, балет, кантата. Особенности стиля композитора

«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.Свиридов. «Снег идёт» из «Маленькой кантаты» Г. Свиридов.



33

Мир композиторов.




Г. Свиридов (маленькие кантаты) и С. Прокофьев («Шествие солнца»).



34

Прославим радость на земле. Обобщающий урок.

Л. Бетховен. Ода «К радости» из Симфонии № 9.

В.А. Моцарт. «Слава солнцу, слава миру!» канон.

В.А. Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!