Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, авторской программы «Музыка 1-4 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. –М.: «Просвещение», 2011
Цель данной программы - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интерес современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формируются на основе целевой установки:
воспитание любви и интереса к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие активного прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Рабочая программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности
Формы организации учебного процесса:
При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.
Формы занятий с учащимися сочетают групповую и индивидуальную работу, теоретико-практическую подачу материала, диалоговый стиль обучения, игровые элементы, концертную деятельность.
В процессе преподавания предмета используются ТСО, видео-аудио-материалы, репродукции художественных произведений, фотографии, творческие работы детей (рисунки.)
Обучение требует от учителя использования различных организационных форм. Логика построения процесса изучения Музыки на уроках в классе направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Реализация задач осуществляется через разнообразные виды музыкальной деятельности:
- хоровое и ансамблевое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися.
При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами); парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, тесты, уроки-концерты.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:
проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;
выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыками;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях
знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;
эмоционально откликаться на музыку разного характера ;
участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов спектаклей;
понимать элементы музыкальной грамоты - средства осознания музыкальной речи;
эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений;
понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
иметь представление об интонационной природе музыки;
анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;
импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
знавать музыку различных жанров (простых и сложных) и её авторов;
выявлять характерные особенности русской музыки;
понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы;
испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.
опросить авторов торами.тавить?
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом включающим:
учебник «Музыка. 3 класс» (Критская Е.Д. Музыка.3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений Е.Д.Критская., Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2013)