Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
К утверждению методическим советом Директор МБОУ «Первомайская средняя
Председатель МС общеобразовательная школа»
_________Л.А. Пониткова _____________А.Ю. Самохвалов
Рабочая программа
по музыке для 4 ф класса
на 2017-2018 год
Составитель:
Зотова Анастасия Геннадиевна
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание рабочей программы; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения.
Музыкальное образование в начальной школе способствует формированию у обучающихся основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения обучающихся к музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
– формирование основ музыкальной культуры;
– развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
– освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
– овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
– воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств, любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира, эмоционально-целостного отношения к искусству.
Нормативные правовые документы
Программа разработана на основе:
Приказа и положения МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ и календарно-тематических планов учителей. № 206 от 30.12.2016 г.
Приказа МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» «Об утверждении учебного плана на текущий учебный год» №133 от 31.08.2017.
Закона РФ «Об образовании»,
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,
Конвенции о правах ребёнка,
Стандарта начального общего образования,
Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в ОУ на 2017- 2018 учебный год
Сведения о программе
Рабочая программа по музыке 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2015 года.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы
Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике.
Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогике.
Содержание 4 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду- в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
В соответствии с базисным учебным планом на изучение музыки в 4 классе отводится 1 час в неделю, в год - 35 часов.
Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение музыки в 4 классе - 35 учебных часа в год, 1 час в неделю
I четверть -9 часов
II четверть – 7 часов
III четверть – 10 часов
IV четверть – 8 часов
Резервный урок-1 час
Формы организации образовательного процесса
- комбинированные уроки;
- уроки - экскурсии;
- урок- игра;
- урок- сказка.
Технология обучения:
Технологии развивающего обучения.
Технологии проблемного обучения.
Игровые технологии.
Технологии сотрудничества.
Механизмы формирования универсальных учебных действий обучающихся
Стилевой подход широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия музыки. Творческий подход понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности.
Виды и формы контроля
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
- промежуточный.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микросоциума;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- планирование, контроль, оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, значение основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- воплощать в звучании голоса или инструмент образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров.
Информация об использованном учебнике
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 4 класса. – М.: Просвещение, 2014
Содержание рабочей программы
35 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа )
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» ( 8 час)
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 7 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 4 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Резерв 1 ч.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | «Россия — Родина моя» | 4 часа |
2 | «О России петь — что стремиться в храм» | 3 часа |
3 | «День, полный событий» | 5 часов |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 часа |
5 | «В концертном зале» | 8 часов |
6 | «В музыкальном театре» | 7 часов |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 4 часа |
8 | Резервный урок | 1 час |
Итого | | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
«Россия — Родина моя» ( 4 часа)
знать/понимать:
– слова и мелодию гимна России;
– выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
– смысл понятий композитор, исполнитель, слушатель;
– названия изученных жанров и форм музыки;
– образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
– названия изученных произведений и их авторов;
– наиболее популярные в России музыкальные инструменты;
– певческие голоса, виды оркестров и хоров
уметь:
– узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
– определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
– определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
– передавать настроение музыки и его изменение в пении.
«О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)
знать/понимать
- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды)
- смысл понятий композитор, исполнитель, слушатель
- названия изученных произведений и их авторов;
уметь:
– исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения,
одноголосные и с элементами двухголосья
– исполнять несколько народных композиторских песен;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов
«День, полный событий» ( 5 часов)
знать/понимать
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь
- использовать приобретенные знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа)
знать/понимать
- названия изученных произведений и их авторов
уметь
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по своему выбору)
- использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
«В концертном зале» ( 8 час)
знать/понимать
-смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
-названия изученных жанров и форм музыки;
-народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
-названия изученных произведений и их авторов;
-наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
-определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
«В музыкальном театре» ( 7 час)
знать/понимать
-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
уметь
-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
-исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 4 час)
знать/понимать
-восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
-исполнения знакомых песен;
-участия в коллективном пении;
уметь
-музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
-передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Литература и средства обучения.
1. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2008.
2. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 4 класс. (На аудиокассетах.)
3. Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007
Список литературы:
1. Владимиров В. Н., Лагутин, А. И. Музыкальная литература. – М.: Музыка, 1984.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1985.
4. Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 2007.
5. Прохорова И. А., Скудина, Г. С. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
6. Смирнова Е. С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1969.
Учебно-тематическое планирование по музыке.
4 класс.
Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Календарно-тематический план по музыке .
Сокращения, принятые в планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) КУ – комбинированный урок К – урок контроля, оценки и коррекции знаний | Н – наблюдение С – самостоятельная работа ПР – практическая работа КР – контрольная работа | с/к - самоконтроль в/к - взаимоконтроль ф/к – фронтальный контроль т/к - тематический контроль и/к - итоговый контроль |
№ те мы | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержания урока | Виды, формы контроля | УУД | Дата проведения |
План | Факт |
1 «Россия — Родина моя» 4 часа | 1. | Вся Россия просится в песню…Мелодия. | 1 | КУ | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С.Рахманинов. | Ф/К | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи; ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь. Личностные: продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих и музыкальных задач; внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание; мотивация учебной деятельности, уважение к чувствам и настроениям другого человека; наличие эмоционального отношения к искусству, интересам к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | 3.09 | 3.09 |
| 2. | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | КУ | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. «Ты, река ль, моя – реченька» - Солдатушки, бравы ребятушки. | Ф/К | 10.09 | 10.09 |
| 3 | На великий праздник собралася Русь! | 1 | КУ | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов | | 17.09 | 17.09 |
| 4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | ОНЗ | Музыкально-поэтические образы. - «Осенняя песня» П.Чайковский; - «Пастораль» Г.Свиридов; - «Осень» Г.Свиридов. | П/Р | 24.09 | 24.09 |
2 «О России петь — что стремиться в храм» 3 часа | 5 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | КУ | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. - «Богородице Дево, радуйся!» - С.В. Рахманинов. | Ф/К | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи; ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь. Личностные: продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих и музыкальных задач; внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание; мотивация учебной деятельности, уважение к чувствам и настроениям другого человека; наличие эмоционального отношения к искусству, интересам к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | 1.10 | 1.10 |
| 6 | Родной обычай старины. | 1 | КУ | Праздники Русской православной церкви. Пасха. - Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов. | В/К | 8.10 | 8.10 |
| 7 | Кирилл и Мефодий. | 1 | КУ | Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. - «Гимн Кириллу и Мефодию». П.Пипков, сл.С.Михайловский - Величание Мефодию и Кириллу.. | Т/К | 15.10 | 15.10 |
3 «День, полный событий» 5 часов | 8 | В краю великих вдохновений. | 1 | КУ | Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, | Ф/К | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач; составлять план и последовательность действий. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи; ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения. Личностные: продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих и музыкальных задач; внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание; мотивация учебной деятельности, уважение к чувствам и настроениям другого человека; наличие эмоционального отношения к искусству, интересам к отдельным видам музыкально-практической деятельности; принятие образа «хорошего ученика»; понимание роли музыки в собственной жизни. | 22.10 | 22.10 |
| 9 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 | КУ | Выразительность и изобразительность в музыке. - «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков. Г.Свиридов. | В/К | 29.10 | 29.10 |
| 10 | Ярмарочное гулянье. | 1 | КУ | Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. - Русские народные наигрыши; - Светит месяц – р.н.п. - Камаринская – П.Чайковский. - Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков. | С/К | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения. Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, интересам к отдельным видам музыкально-практической деятельности; развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. | 12.11 | 12.11 |
| 11 | Святогорский монастырь. Обобщение. | 1 | ОНЗ | Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. - Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» - Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка | С/Р | 19.11 | 19.11 |
| 12 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | КУ | Выразительность и изобразительность в музыке. -«Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский; «Зимняя дорога» В.Шебалин; -«Зимний вечер» М.Яковлев, А.Пушкин. - «Зимний вечер» - р.н.п. | Ф/К | 26.11 | 26.11 |
4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 часа | 13 | Приют, сияньем муз одетый. | 1 | КУ | Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. - Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. «Девицы, красавицы». П.Чайковского. «Камаринская | Ф/К | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: читать простое схематическое изображение; контролировать и оценивать процесс и результата деятельности. Коммуникативные: аргументировать сою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; этические чувства, чувство сопричастности и истории Родины и народа. | 3.12 | 3.12 |
| 14 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | КУ | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. -«Старый замок» М.Мусоргский; -«Сирень» С.Рахманинов. «Вокализ». | Ф/К | 10.12 | 10.12 |
| 15 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | КУ | Музыкальные инструменты.. Вариации. - «Ноктюрн» А.Бородин; П.Чайковский «Вариации на тему рококо» | В/К | 17.12 | 17.12 |
5 «В концертном зале» 8 часов | 16 | Народные праздники. «Троица». | 1 | КУ | Музыкальный фольклор народов России. р.н.п. Симфония№4 П.Чайковский - Троицкие песни. | Ф/К | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; преобразовывать практическую задачу в познавательную; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ставить и формулировать проблему; осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: аргументировать вою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего рения в совместной деятельности. Личностные: развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач; внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека. | 24.12 | 24.12 |
| 17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | 1 | КУ | Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. - «Шутка» И.Бах - «- «Утро» Э.Григ. - «Пожелание друзьям» Б.Окуджава - «Песня о друге» В.Высоцкий. | Ф/К | 14.01 | |
| 18 | Счастье в сирени живет… | 1 | КУ | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. -«Венецианская ночь» М.Глинка | Ф/К | 21.01 | |
| 19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | 1 | ОНЗ | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Шопен. Полонез №3, вальс №10, Мазурка. | Ф/К | 28.01 | |
| 20 | «Патетическая» соната. | 1 | КУ | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Патетическая соната – Л.Бетховен; - Венецианская ночь.; - Арагонская хота М.Глинка | С/К | 4.02 | |
| 21 | Царит гармония оркестра. | 1 | КУ | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. -Исполнение разученных произведений, | Ф/К | 11.02 | |
| 22 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | КУ | Песенность, танцевальность, маршевость. Опера.. Драматургическое развитие в опере. -опера «Иван Сусанин». М.Глинка. | Н | 18.02 | |
| 23 | Исходила младешенька. | 1 | КУ | Народная и профессиональная музыка. - «Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского. | С/Р | 25.02 | |
6 «В музыкальном театре» 7 часов | 24 | Русский восток. | 1 | ОНЗ | Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. - «Пляска персидок» Мусоргский; - «Персидский хор» М.Глинка; - «Танец с саблями». | Н | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные: продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. | 3.03 | |
| 25 | Балет «Петрушка» Обобщнеие. | 1 | КУ | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. - Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский. | Ф/К | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа; понимание значения музыкального искусства. | 10.03 | |
| 26 | Театр музыкальной комедии. | 1 | КУ | Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. -«Вальс» И.Штраус; «Я танцевать могу» Ф.Лоу. - «Звуки музыки» Р.Роджерс; | Ф/К | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. | 17.03 | |
| 27 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | 1 | КУ | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Прелюдия –И.С.Бах. | Ф/К | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результата деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке; положительное отношение к музыкальным занятиям. | 24.03 | |
| 28 | Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | КУ | Интонация как внутреннее озвученное состояние -«Прелюдия№7» С.Рахманинов; -«Прелюдия» Ф.Шопен. -«Этюд№12» Ф.Шопен; | Ф/К | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании. Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музирования. | 7.04 | |
| 29 | Мастерство исполнителя. | 1 | КУ | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты. - «Вишня» - японская песня - Концерт №1 П.Чайковский; - «Ты воспой, жавороночек» | Ф/К | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | 14.04 | |
| 30 | В интонации спрятан человек | 1 | КУ | . Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. | Ф/К | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: эмоциональное отношение к искусству. | 21.04 | |
7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 4 часа | 31 | Музыкальные инструменты- гитара. | 1 | КУ | . Опера. Сюита. - «Шахерезада» Римский-Корсаков; - «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». - вступление к опере «Садко». | Ф/К | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости. | 28.04 | |
| 32 | Музыкальный сказочник | 1 | КУ | Выразительность и изобразительность в музыке. - «Патетическая соната» Л.Бетховен. - | Ф/К | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважение к чувствам и настроениям другого человека. | 5.05 | |
| 33 | «Рассвет на Москве-реке» | 1 | КУ | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. - «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский. -Исполнение разученных произведений участие в коллективном пении, | Ф/К | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников. Личностные: эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление; понимание роли музыки в собственной жизни. | 12.05 | |
| 34 | Повторение пройденного материала | 1 | КУ | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Исполнение разученных произведений участие в коллективном пении, | Ф/К | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание. | 19.05 | |
| 35 | Обобщающий урок | 1 | КУ | Обобщение полученных знаний, умений и навыков. | С/Р | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь. Личностные: мотивация учебной деятельности, уважение к чувствам и настроениям другого человека. | 26.05 | |
| | | | | | | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, интересам к отдельным видам музыкально-практической деятельности. |
| | | | | | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. Личностные: принятие образа «хорошего ученика»; понимание роли музыки в собственной жизни. |
| | | | | | | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения. Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, интересам к отдельным видам музыкально-практической деятельности. |
| | | | | | | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре, осознание своей этнической принадлежности. |
| | | | | | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы. Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; чувство сопричастности к культуре своего народа. |
| | | | | | | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные: аргументировать сою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. |
| | | | | | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результата деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. |
| | | | | | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника. Личностные: этические чувства, чувство сопричастности и истории Родины и народа. |
| | | | | | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа. |
| | | | | | | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать вою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего рения в совместной деятельности. Личностные: развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. |
| | | | | | | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции т восприятия музыки. Личностные: развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблем жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. |
| | | | | | | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. |
| | | | | | | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать вою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего рения в совместной деятельности. Личностные: наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи. |
| | | | | | | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать вою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего рения в совместной деятельности. Личностные: внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
| | | | | | | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. |
| | | | | | | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
| | | | | | | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников. Личностные: продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач. |
| | | | | | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. Личностные: этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа; понимание значения музыкального искусства. |
| | | | | | | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. |
| | | | | | | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результата деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке; положительное отношение к музыкальным занятиям. |
| | | | | | | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании. Личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музирования. |
| | | | | | | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. Личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. |
| | | | | | | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Личностные: эмоциональное отношение к искусству. |
| | | | | | | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости. |
| | | | | | | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Личностные: развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
| | | | | | | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников. Личностные: эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление; понимание роли музыки в собственной жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|