Муниципальное общеобразовательное учреждение
Заозерская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе № _______
от «___» ____________ 20 г.
Директор Л.А.Тушнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Музыка»
Класс:___4___
Ф.И.О. педагога-разработчика программы:
Яблокова Надежда Анатольевна
Педагогический стаж: 8 лет
Квалификация: 1 квал. категория
Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Музыка» для 4 класса составлена на основе авторской программы учебного курса «Музыка» для 1-4 классов, разработанной авторским коллективом: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной ( Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 7 классы. – Москва: Просвещение, 2011).
Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) [Электронный ресурс] //Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки РФ //http://fgosreestr.ru/node/2067.04.06.2015.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
в 2011/2012 учебного года».
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч. г.»
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч. г.»
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч. г.»
Методическое письмо о преподавании предмета « Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/2016 уч. г.»
В соответствии с Образовательной программой используется учебно – методический комплект:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса – М.: Просвещение, 2011
Рабочая тетрадь для учащихся 4 класс, М.: Просвещение, 2014
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: М.: Просвещение, 2011;
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2013 г.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно - ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа курса «Музыка» 4 класса (авторы: Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) используется без изменений. Примерное тематическое планирование рассчитано на 35 часов, количество часов в разделе 7 убавлено на один час, так как по графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год в 4 классе установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в том числе на контрольные и зачетные уроки.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты обучения предмету «Музыка» в 4 классе включают личностные, метапредметные, предметные результаты.
( из Методического письма 2014-2015)
Личностные результаты, достигаемые на учебном предмете «Музыка»:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными музыкальными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты, достигаемые на учебном предмете «Музыка»:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты, достигаемые на учебном предмете «Музыка»:
- развитие художественного вкуса, вырабатывание устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- формирование художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышление о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол- во час | Элемент содержания | Требования к уровню достижений |
План | Факт |
Раздел 1. Россия – Родина моя (4 часа) |
1 | | | Вся Россия просится в песню…Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей. | 1 | Общие представления о жизни страны .Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Лирические образы музыки С.Рахманинова (музыкальный концерт, вокализ). - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия ч 1 С.Рахманинов. - «Ты, река ль, моя – реченька», РНП - «Вокализ» С.Рахманинов. | Знать/понимать: название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
2 | | | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хоровая и др. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. - «Ты, река ль, моя – реченька», - «Солдатушки, бравы ребятушки», -« Милый мой хоровод», - «А мы просо сеяли» - русские народные песни, обраб. М.Балакирева, Н.Римского-Корсакова. | Знать/понимать: жанры народных песен. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
3 | | | Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 | Патриотическая тема в музыке М.Глинки, С.Прокофьева. Звучащие картины. Народная и профессиональная музыка. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» - Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка | Знать/понимать: название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. |
4 | | | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 1 | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. «Родные места» Ю. Антонов, слова М. Пляцковского. - «Песня о России» В.Локтев, слова О.Высотской. | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
Раздел 2. О России петь - что стремиться в храм (4 часа) |
5 | | | И почти уж две тысячи лет стоит над землёю немеркнущий свет… Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание и восхваление. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. -«Земле русская». Стихира русским святым – напев Киево-Печорской Лавры (песнопения). -«Богатырская симфония №2» А.Бородина (фрагмент) -«Богатырские ворота» М.Мусоргского (фрагмент). | Знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. |
6 | | | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | Праздники Русской православной церкви. Пасха «праздник праздников, торжество из торжеств». Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Религиозные песнопения: тропарь, молитва, особенности мелодики, ритма, исполнения. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. -«Ангел вопияше» молитва П.Чесноков – - «Христос воскресе!» (тропарь праздника Пасхи) - «Богородице Дево, радуйся!» - С.В. Рахманинов. | Знать/понимать: музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов; Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
7 | | | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | Праздники Русской православной церкви. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. - «Не шум шумит» - пасхальная народная песня. - Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник». С.Рахманинов. | Знать/понимать: жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов. Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; - выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование). |
8 | | | Кирилл и Мефодий. | 1 | Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Религиозные песнопения: величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. - «Гимн Кириллу и Мефодию». П.Пипков, сл.С.Михайловский - Величание святым Мефодию и Кириллу, обиходный распев. -Величание князю Владимиру и княгине Ольге; баллада о князе Владимире, слова А.Толстого. | Знать/понимать: романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. |
Раздел 3. День, полный событий (6 часов) |
9 | | | В краю великих вдохновений… Приют спокойствия, трудов и вдохновения… | 1 | Музыкально-поэтические образы природы в творчестве русских композиторов Музыкальность поэзии А.С.Пушкина. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся - «Осенняя песня (Октябрь). Из цикла «Времена года» П.Чайковский; - «Пастораль» Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов; - «Осень» Г.Свиридов. -«В деревне» М.Мусоргский. | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). |
10 | | | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Музыка кино | 1 | Музыкально-поэтические образы сказок в творчестве русских композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам. Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. - «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский- Корсаков. Г.Свиридов. | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле; Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения: характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия; создание эмоционального фона; выражение общего смыслового контекста фильма. |
11 | | | Ярмарочное гулянье. | 1 | Многообразие жанров народной музыки. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. - Русские народные наигрыши; - Светит месяц – р.н.п. - Камаринская – П.Чайковский. - Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков. - «Волшебный смычок» - норвежская народная песня. | Знать/ понимать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). |
12 | | | Святогорский монастырь. Обобщение материала 2-й четверти. | 1 | Святогорский монастырь: колокольные звоны. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» - Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
13 | | | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | Тригорское: музыкально-литературные вечера – романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. -«Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский; «Зимняя дорога» В.Шебалин, стихи А.Пушкина; «У камелька» из «Времен года» П.Чайковский. -«Зимний вечер» М.Яковлев, А.Пушкин. -Сквозь волнистые туманы; «Зимний вечер» - р.н.п -«Венецианская ночь».М.Глинка, слова И.Козлова. | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (песня, романс, вокализ, сюита); Уметь: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. |
14 | | | Приют, сияньем муз одетый. | 1 | Музыка для детей: телепередачи, видеофильмы, звукозаписи. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. - Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. «Девицы, красавицы». «Уж как по мосту, мосточку», - «Детский альбом» П.Чайковского. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» - Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма); Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. |
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа) |
15 | | | На свете каждый миг мелодия родится… Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Песни народов мира | 1 | Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы жанры народных песен. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира «Ой ты, речка, реченька»; «Бульба», белорусские народные песни; «Солнце в дом войди», «Светлячок», «Сулико» - грузинские народные песни; «Колыбельная» - английская народная песня, «Колыбельная»- р.н.п. | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (соната), Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками). Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. |
16 | | | Оркестр русских народных инструментов.Музыкант – чародей. | 1 | Конкурсы и фестивали музыкантов .Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. - «Ноктюрн» А.Бородин; П.Чайковский «Вариации на тему рококо» «Концерт №1» для фортепиано с оркестром, П.Чайковский | Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. |
17 | | | Народные праздники. «Троица». Учимся, играя | 1 | Музыка в народном стиле. Приёмы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А.Рублёва. Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения программы -«Во поле береза стояла» - р.н.п. Симфония№4 П.Чайковский - Троицкие песни. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, м ногозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение изученных песен в форме командного соревнования |
Раздел 5. В концертном зале (5 часов). |
18 | | | Гармонии таинственная власть… Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. Старый замок. | 1 | Различные жанры и образные сферы камерной инструментальной и симфонической музыки. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты) П.Чайковский. «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргский. | Знать/понимать: названия изученных жанров; опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. |
19 | | | Счастье в сирени живет… | 1 | Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся хоровые коллективы (хоровые, симфонические). Различные жанры и образные сферы вокальной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. «Сирень» С.Рахманинов, слова Е.Бекетовой. -«Венецианская ночь» М.Глинка, слова И.Козлова | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; ария, речитатив; Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. |
20 | | | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы. Обобщение материала 2-й четверти. | 1 | Интонации народной музыки в творчестве Ф.Шопена. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные. «Полонез ля мажор», «Вальс си минор», Мазурка ля минор», «Мазурка фа мажор», «Мазурка си-бемоль мажор» Ф.Шопен. | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; песня-ария, куплетно-вариационная форма. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
21 | | | «Патетическая» соната. | 1 | Интонации народной музыки в творчестве М.Глинки. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Патетическая соната – Л.Бетховен; - «Венецианская ночь» М.Глинка - «Арагонская хота» М.Глинка | Знать/ понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изучаемых жанров и форм музыки; восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. |
22 | | | Годы странствий. Царит гармония оркестра. Оркестровая музыка | 1 | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр. Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности «Баркарола (Июнь). Из цикла времена года П.Чайковский «Желание» Ф.Шопен, слова С.Витвитского, пер.Вс.Рождественского «Песня франкского рыцаря», ред.Василенко | Знать/ понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть |
Раздел 6. В музыкальном театре (6 часов). |
23 | | | Театр уж полон; ложи блещут… Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля (II действие). | 1 . | События отечественной истории в творчестве М.Глинки, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. -Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М.Глинка. -Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка. | Знать/ понимать: названия изученных жанров музыки; оперетта, мюзикл. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). |
24 | | | Опера «Иван Сусанин». За Русь мы все стеной стоим…(III действие). Сцена в лесу (IV действие) | | Линии драматического развития действия в опере. Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариативность. -Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М.Глинка. - |
25 | | | Исходила младешенька. | 1 | События отечественной истории в творчестве М.Мусоргского. Ария, речитатив, песни, танцы и др. Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - «Рассвет на Москве-реке», «Пляска персидок», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского. | Знать/ понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. |
26 | | | Русский восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. - «Пляска персидок» Мусоргский; - «Персидский хор». Из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка; -«Колыбельная», «Танец с саблями». Из балета «Гаянэ» А.Хачатурян | Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара). Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
| | | | | Балет.Особенности развития музыкальных образов в балетах А.Хачатуряна, И.Стравинского. | |
27 | | | Балет «Петрушка» Я – артист | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. - Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский. Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. (Музыкальные фрагменты из опер, балетов, музыкальных произведений разученные песни). | Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). Импровизация на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. |
28 | | | Театр музыкальной комедии. Музыкально-сценические жанры Обобщающий урок 3-й четверти. | 1 | Жанры лёгкой музыки: мюзикл, оперетта. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах -«Вальс» из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус; -«Я танцевать хочу. Песня Элизы» Ф.Лоу. Из мюзикла «Моя прекрасная леди» - «Звуки музыки» Р.Роджерс; | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Драматизация песен |
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 часов) |
29 | | | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | 1 | Произведения композиторов-классиков. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. -«Прелюдия№7 до- диез минор» С.Рахманинов; -«Прелюдии №7, №20» Ф.Шопен. Прелюдия – И.С.Бах. | Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). |
30 | | | Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. -«Прелюдия№7 до- диез минор» С.Рахманинов; -«Прелюдии №7, №20» Ф.Шопен. -«Этюд№12 («Революционный»)» Ф.Шопен; | Знать/понимать: религиозные традиции, гимн, величание. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. |
31 | | | Мастерство исполнителя. Музыкальная грамота | 1 | Мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты. Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот. - «Исходила младешенька» - р.н.п. «Тонкая рябина» - р.н.п. «Пастушка» - французская народная песня в обраб. Ж.Векерлена. | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование). |
32 | | | В интонации спрятан человек | 1 | Образы былин и сказок в музыкальных произведениях (обработка, переложение, импровизация). Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Опера. Сюита. - «Шахерезада» 1-я часть симфонической сюиты. Римский-Корсаков; - «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». - Вступление к опере «Садко». - «Патетическая соната №8» Л.Бетховен. - Песня Сольвейг. Э.Григ. - Песня Марфы. М.Мусоргский. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
33 | | | Музыкальные инструменты- гитара. Музыкальный сказочник | 1 | Классические и современные образы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. «Пожелания друзьям», «Музыкант» Слова и музыка Б.Окуджавы. «Песня о друге» Слова и музыка В.Высоцкого. «Резиновый ёжик», «Сказка по лесу идёт» С.Никитин, Ю.Мориц. | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий: музыкальная живопись; музыкальная сказка симфоническая картина. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. |
34 | | | Обобщающий урок 4-й четверти – заключительный урок – концерт. Музыкально-театрализованное представление | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в четвёртом классе -Исполнение разученных произведений участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров. Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок, музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. |