Согласовано: Заместитель директора по УВР ___________/__________________/ «___» _______________ 2016 г. | Согласовано: Руководитель ШМО _________/____________________/ Протокол № _________ от «___»__________________ 2016 г. | Утверждаю: Директор МАОУ ОСОШ №1 _______________ Е.В.Казаринова Приказ № _______________ от «___» _____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Музыке, 4 класс
учителя музыки Мекаевой Елены Александровны
МАОУ Омутинская СОШ №1
УМК: «Музыка», авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
34 часа
на 2016 – 2017 учебный год
1. Планируемые результаты учебного предмета «Музыка».
Краткая характеристика обще-учебных умений и навыков на начало учебного года:
Учащиеся четвёртого класса ориентируются в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония);
Знают особенности звучания народных и классических музыкальных инструментов;
Знают основные понятия дикция, артикуляция, пение хором, в ансамбле);
Знают основы музыкальной грамоты: ритм, метр. темп
Могут поделиться своими впечатлениями о музыке
Знают основы интонации и ритма
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальные и композиторских школ;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы в семье;
формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования:
формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
«Музыка» это тот предмет, который обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.
Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.
2. Содержание учебного предмета «Музыка».
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия - Родина моя», «День полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
«Россия — Родина моя».
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С.Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М.Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«День, полный событий.
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композитор (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, Г.Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А.Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«О России петь — что стремиться в храм».
Нравственные подвиги святых земли русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр невский, преподобный Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники в Русской православной церкви: Пасха – «праздников праздник, торжество из торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, придания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А.Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«В музыкальном театре».
События отечественной истории в творчестве М.Глинки, М.Мусоргского, С.Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танцы и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А.Хачатуряна, И.Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«В концертном зале».
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения А.Бородина, П.Чайковского, С Рахманинова, Л.Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф.Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М.Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков (С.Рахманинов, Н.Римский-Корсаков, Ф.Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловсакий, М. Ростропович и др.). Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н.Римского–Корсакова. Образ Родины в музыке М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на многонациональной земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы 4 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Жанры нapoдных песен, их интонационно-образные особенности»; «На великий праздник собралася Русь!», «Композитор - имя ему народ»; «Праздники русского народа: Троицын день». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
3. Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
I Россия — Родина моя | 5 |
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... | 1 |
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...». | 1 |
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | 1 |
4 | «Я пойду по полю белому...» | 1 |
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 1 |
II «О России петь — что стремиться в храм» | 1 |
6 | Святые земли Русской. Илья Муромец и не только. | 1 |
III День, полный событий | 5 |
7 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | 1 |
8 | «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда | 1 |
9 | Музыка ярмарочных гуляний. | 1 |
10 | Святогорский монастырь | 1 |
11 | «Приют, сияньем муз одетый...» | 1 |
IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
12 | Композитор — имя ему народ. | 1 |
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
14 | О музыке и музыкантах. | 1 |
V В концертном зале | 4 |
15 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | 1 |
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живет...» | 1 |
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы, танцы, танцы... | 1 |
18 | «Патетическая» соната Л.Бетховена. Годы странствий. Царит гармония оркестра | 1 |
VI День, полный событий | 1 |
19 | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 |
VII В музыкальном театре | 6 |
20 | Опера М.Глинки «Иван Сусанин» (2, 3 действие) | 1 |
21 | Опера М.Глинки «Иван Сусанин». Сцена в лесу. (4 действие). | 1 |
22 | Исходила младшенька | 1 |
23 | Русский Восток. Восточные мотивы. | 1 |
24 | Балет И.Стравинского «Петрушка». | 1 |
25 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 2 |
26 | Исповедь души. Прелюдия. Революционный этюд | 1 |
27 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | 1 |
| «О России петь — что стремиться в храм» | 3 |
28 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
29 | Светлый праздник. Родной обычай старины. | 1 |
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 |
31 | Праздники русского народа: Троицын день. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 3 |
32 | Музыкальные инструменты. | 1 |
33 | Музыкальный сказочник. | 1 |
34 | Рассвет на Москве-реке | 1 |