Согласовано: Заместитель директора по УВР ___________/__________________/ «___» _______________ 2016 г. | Согласовано: Руководитель ШМО _________/____________________/ Протокол № _________ от «___»__________________ 2016 г. | Утверждаю: Директор МАОУ ОСОШ №1 _______________ Е.В.Казаринова Приказ № _______________ от «___» _____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Музыке, 5 класс
учителя музыки Мекаевой Елены Александровны
МАОУ Омутинская СОШ №1
УМК: «Музыка», авт. Т.И. Науменко, В.В. Алеев
34 часа
на 2016 – 2017 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка».
По окончании 5 класса школьники научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Обучение музыкальному искусству в классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
2. Содержание учебного предмета «Музыка».
На уроках музыки в 5 классе устанавливаются внутренние взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждой четверти.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка. РК – Песни народов Крайнего Севера», «Фольклор в музыке русских композиторов. РК - Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира», «Мир композитора. РК - Музыка профессиональных композиторов Севера». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Помимо этого, были прописаны виды деятельности осваиваемые и выполняемые на уроке, которые направлены на формирование универсальных учебных действий, а также планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. На каждом уроке используются различные информационные технологии: мультимедийные презентации, слушание и показ аудио и видеофрагментов классической музыки и т.д.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Основное содержание образования в программе представлено двумя разделами: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, т.к. знакомство с музыкальными сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Раздел 1. Музыка и литература включает в себя темы четвертей: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» и «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?».
Тема первой и второй четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» и «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Каждому ясно, что без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение, а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене (либретто), нельзя сочинить ни оперу, ни балет. Ребята должны осознать все многообразие и богатство связей музыки с литературой, чтобы достаточно ясно представляли себе, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.
Содержание уроков 1 четверти:
рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства;
сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи;
показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне;
показать возможность возрождения песни в новом жанре;
познакомить с жанром кантаты, показать особенности строения, исполнения;
познакомить с жанром оперы, историей рождения и создания этого жанра, с содержанием оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова;
познакомить с жанром балета;
сформировать представления учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.
Во второй четверти перед ребятами возникает вопрос о множестве литературных произведений, где они в самых различных формах встречаются с музыкой. Иногда это лишь беглое упоминание, иногда музыка оказывается главным «действующим лицом», главной «пружиной», дающей повествованию развитие.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребят читать книжки не только глазами, но и «вслушиваться» в них, помочь детям понять, что, не будь музыки, не было бы очень многого и в литературе. Надо, чтобы учащиеся задумались над тем, что не только писатель, поэт помогает музыке, но и музыкант, композитор помогает поэзии, литературе.
Центром урока все же должна оставаться музыка и должны звучать те музыкальные произведения, которые описаны в том или ином литературном произведении, исполняться те песни, которые «звучат» со страниц книг. Такой углубленный подход к музыке и к литературе поможет учащимся выработать и более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее ее воспринимать.
Содержание уроков 2 четверти:
показать, как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в тяжелую минуту;
популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира;
музыкальные звуки доказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают поэтический мир произведения; дать понятие «квартет»;
значение музыки в прозе: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углубленное ее восприятие;
музыкальность произведений А.Гайдара;
роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» включает в себя темы четвертей: «Можем ли мы увидеть музыку?» и «Можем ли мы услышать живопись?»
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Исторические события в музыке. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Музыкальные краски. Музыкальная живопись и живописная музыка. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема в искусстве. Тема второго полугодия посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь нужно, прежде всего, чтобы ребята почувствовали, что у каждого из них есть не только внутренний слух (т.е. способность внутри себя, мысленно услышать музыку, которая на самом деле в данный момент не звучит), но и внутреннее зрение (т.е. способность внутри себя, мысленно увидеть то, чего глазами в данный момент не видно). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал.
Тема третьей и четвертой четверти «Можем ли мы увидеть музыку?» и «Можем ли мы услышать живопись?» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Содержание уроков 3 четверти:
взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни;
разные искусства (поэзия, музыка и живопись) по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание; музыка вступает в союз с другими искусствами для того, чтобы произведение обрело большую наглядность и действенность, большую доходчивость;
показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа (богатырского);
значение музыки в создании героических образов;
сопоставление произведений живописи и музыки; творчество содружества композиторов «Могучая кучка»; многогранные связи музыки и живописи: музыка изображает душевный мир, переживания своих героев;
понятие музыкальный пейзаж;
Содержание уроков 4 четверти:
понятие «музыкальность картин»; дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, что у каждого человека при соприкосновении с природой или живописными полотнами работает воображение, возникают музыкальные образы-звуки;
объяснить, что музыка потому и может изображать картины жизни, что у нее есть свои краски (средства и приемы выразительности): тембр, звучность, ритм, нюансы, оттенки и др.;
познакомить с импрессионизмом: комбинация звуковых красок, структурные инструменты, история создания; особенности импрессионизма;
взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной пенсии;
выявить, как в музыке и живописи множество контрастных деталей соединяется в одно целое;
показать взаимосвязь иконописи и музыки; воплощение образа матери в светском и духовном искусстве;
обобщить представления учащихся о взаимосвязи искусств.
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
3. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Музыка и литература Тема 1 четверти: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | |
1 | Искусство в нашей жизни | 1 |
2 | Что я знаю о песне? | 1 |
3 | Как сложили песню? | 1 |
4 | Песни без слов | 1 |
5 | Другая жизнь песни. Вокальная музыка. РК – Песни народов Крайнего Севера. | 1 |
6 | Жанр кантаты | 1 |
7 | Опера | 1 |
8 | Балет | 1 |
9 | Превращение песен в симфонические мелодии | 1 |
Тема 2 четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» | |
10 | Музыка – главный герой сказки | 1 |
11 | Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? | 1 |
12 | Музыка – главный герой басни. РК - Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. | 1 |
13 | Чудо музыки в повестях К.Паустовского | 1 |
14 | «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э.Григ) | 1 |
15 | Музыка в жизни героев А.Гайдара | 1 |
16 | Музыка в кинофильмах | 1 |
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» Тема 3 четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?» | |
17 | Можем ли мы увидеть музыку? | 1 |
18 | Музыка передает движения | 1 |
19 | Богатырские образы в искусстве | 1 |
20 | Героические образы в искусстве | 1 |
21-24 | Музыкальный портрет | 4 |
25 | Картины природы в музыке | 1 |
26 | Можем ли мы увидеть музыку? | 1 |
Тема 4 четверти: «Можем ли мы услышать живопись?» | |
27 | Можем ли мы услышать живопись? | 1 |
28 | Музыкальные краски | 1 |
29-30 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 2 |
31 | Настроение картины и музыки | 1 |
32 | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. РК - Музыка профессиональных композиторов Севера | 1 |
33 | Вечная тема в искусстве | 1 |
34 | Взаимосвязь музыки и литературы (обобщение) | 1 |