СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке для 5 класса, составлена по новым  требованиям и состоит из 3 пунктов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС»


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

___________/__________________/

«___» _______________ 2016 г.


Согласовано:

Руководитель ШМО

_________/____________________/

Протокол № _________ от

«___»__________________ 2016 г.


Утверждаю:

Директор МАОУ ОСОШ №1

_______________ Е.В.Казаринова

Приказ № _______________

от «___» _____________ 2016 г.























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Музыке, 5 класс

учителя музыки Мекаевой Елены Александровны

МАОУ Омутинская СОШ №1

УМК: «Музыка», авт. Т.И. Науменко, В.В. Алеев

34 часа

на 2016 – 2017 учебный год

















  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка».

По окончании 5 класса школьники научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Обучение музыкальному искусству в классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

    • совершенствовать представление о триединстве музыкаль­ной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

    • знать основные жанры народной, профессиональной, ре­лигиозной и современной музыки;

    • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном кон­церте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

    • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музы­кальные сочинения различных жанров и стилей;

    • творчески интерпретировать содержание музыкальною про­изведения, используя приемы пластического интонирова­ния, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

    • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;          

    • выявлять особенности построения музыкально-драмати­ческого спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

    • использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования, выполнять твор­ческие, задания, участвовать в исследовательских проектах;

    • совершенствовать умения и навыки самообразования.

 Знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.


2. Содержание учебного предмета «Музыка».

На уроках музыки в 5 классе устанавливаются внутренние взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждой четверти.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка. РК – Песни народов Крайнего Севера», «Фольклор в музыке русских композиторов. РК - Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира», «Мир композитора. РК - Музыка профессиональных композиторов Севера». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Помимо этого, были прописаны виды деятельности осваиваемые и выполняемые на уроке, которые направлены на формирование универсальных учебных действий, а также планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. На каждом уроке используются различные информационные технологии: мультимедийные презентации, слушание и показ аудио и видеофрагментов классической музыки и т.д.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Основное содержание образования в программе представлено двумя разделами: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, т.к. знакомство с музыкальными сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства. Предлагаемые содержательные линии ориенти­рованы на сохранение преемственности с курсом музыки в на­чальной школе.

Раздел 1. Музыка и литература включает в себя темы четвертей: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» и «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?».

Тема первой и второй четверти «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» и «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Каждому ясно, что без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение, а без пьесы, предназначенной для постановки на сцене (либретто), нельзя сочинить ни оперу, ни балет. Ребята должны осознать все многообразие и богатство связей музыки с литературой, чтобы достаточно ясно представляли себе, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.

Содержание уроков 1 четверти:

  • рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства;

  • сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи;

  • показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне;

  • показать возможность возрождения песни в новом жанре;

  • познакомить с жанром кантаты, показать особенности строения, исполнения;

  • познакомить с жанром оперы, историей рождения и создания этого жанра, с содержанием оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова;

  • познакомить с жанром балета;

  • сформировать представления учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.

Во второй четверти перед ребятами возникает вопрос о множестве литературных произведений, где они в самых различных формах встречаются с музыкой. Иногда это лишь беглое упоминание, иногда музыка оказывается главным «действующим лицом», главной «пружиной», дающей повествованию развитие.

Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребят читать книжки не только глазами, но и «вслушиваться» в них, помочь детям понять, что, не будь музыки, не было бы очень многого и в литературе. Надо, чтобы учащиеся задумались над тем, что не только писатель, поэт помогает музыке, но и музыкант, композитор помогает поэзии, литературе.

Центром урока все же должна оставаться музыка и должны звучать те музыкальные произведения, которые описаны в том или ином литературном произведении, исполняться те песни, которые «звучат» со страниц книг. Такой углубленный подход к музыке и к литературе поможет учащимся выработать и более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее ее воспринимать.

Содержание уроков 2 четверти:

  • показать, как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в тяжелую минуту;

  • популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира;

  • музыкальные звуки доказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают поэтический мир произведения; дать понятие «квартет»;

  • значение музыки в прозе: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;

  • помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углубленное ее восприятие;

  • музыкальность произведений А.Гайдара;

  • роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик.


Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» включает в себя темы четвертей: «Можем ли мы увидеть музыку?» и «Можем ли мы услышать живопись?»

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Исторические события в музыке. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Музыкальные краски. Музыкальная живопись и живописная музыка. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Вечная тема в искусстве. Тема второго полугодия посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь нужно, прежде всего, чтобы ребята почувствовали, что у каждого из них есть не только внутренний слух (т.е. способность внутри себя, мысленно услышать музыку, которая на самом деле в данный момент не звучит), но и внутреннее зрение (т.е. способность внутри себя, мысленно увидеть то, чего глазами в данный момент не видно). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал.

Тема третьей и четвертой четверти «Можем ли мы увидеть музыку?» и «Можем ли мы услышать живопись?» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Содержание уроков 3 четверти:

  • взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни;

  • разные искусства (поэзия, музыка и живопись) по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание; музыка вступает в союз с другими искусствами для того, чтобы произведение обрело большую наглядность и действенность, большую доходчивость;

  • показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа (богатырского);

  • значение музыки в создании героических образов;

  • сопоставление произведений живописи и музыки; творчество содружества композиторов «Могучая кучка»; многогранные связи музыки и живописи: музыка изображает душевный мир, переживания своих героев;

  • понятие музыкальный пейзаж;

Содержание уроков 4 четверти:

  • понятие «музыкальность картин»; дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, что у каждого человека при соприкосновении с природой или живописными полотнами работает воображение, возникают музыкальные образы-звуки;

  • объяснить, что музыка потому и может изображать картины жизни, что у нее есть свои краски (средства и приемы выразительности): тембр, звучность, ритм, нюансы, оттенки и др.;

  • познакомить с импрессионизмом: комбинация звуковых красок, структурные инструменты, история создания; особенности импрессионизма;

  • взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной пенсии;

  • выявить, как в музыке и живописи множество контрастных деталей соединяется в одно целое;

  • показать взаимосвязь иконописи и музыки; воплощение образа матери в светском и духовном искусстве;

  • обобщить представления учащихся о взаимосвязи искусств.

Основы музыки: интонаци­онно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; во­кально-инструментальная и камерно-инструментальная. Му­зыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направле­ния, национальные школы и их традиции, творчество выдаю­щихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Компози­тор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

3. Тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Музыка и литература

Тема 1 четверти: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»


1

Искусство в нашей жизни

1

2

Что я знаю о песне?

1

3

Как сложили песню?

1

4

Песни без слов

1

5

Другая жизнь песни. Вокальная музыка. РК – Песни народов Крайнего Севера.

1

6

Жанр кантаты

1

7

Опера

1

8

Балет

1

9

Превращение песен в симфонические мелодии

1

Тема 2 четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»


10

Музыка – главный герой сказки

1

11

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?

1

12

Музыка – главный герой басни. РК - Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

1

13

Чудо музыки в повестях К.Паустовского

1

14

«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э.Григ)

1

15

Музыка в жизни героев А.Гайдара

1

16

Музыка в кинофильмах

1

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство»

Тема 3 четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»


17

Можем ли мы увидеть музыку?

1

18

Музыка передает движения

1

19

Богатырские образы в искусстве

1

20

Героические образы в искусстве

1

21-24

Музыкальный портрет

4

25

Картины природы в музыке

1

26

Можем ли мы увидеть музыку?

1

Тема 4 четверти: «Можем ли мы услышать живопись?»


27

Можем ли мы услышать живопись?

1

28

Музыкальные краски

1

29-30

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

31

Настроение картины и музыки

1

32

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.

РК - Музыка профессиональных композиторов Севера

1

33

Вечная тема в искусстве

1

34

Взаимосвязь музыки и литературы (обобщение)

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!