Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Красный Октябрь
Саратовского района Саратовской области»
_____________________________________________________________________________
«Рассмотрено»: на заседании ШМО Протокол №__ от «___»__________2016г. руководитель ШМО _________/С.А.Самойлов/ | «Согласовано»: зам. дир. по МР ___________/Т. П.Федорова/ «___»______________2016г. | «Утверждено»: директор МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» ____________/В.А.Токорева/ Приказ №____ «___»______________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке в 8 «А» классе
на 2016-2017 учебный год
Составлена на основе программы ОУ |
«Музыка» под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской |
(М. Просвещение, 2014) |
Федоровой Т.П., |
учителем музыки |
первой кв. к. |
«Одобрено»: на заседании Методического Совета Протокол №__ от «___»____________2016 г. |
Размножено в 2-х экземплярах: 1 экземпляр – зам. директора по МР 2 экземпляр – рабочий экземпляр учителя |
р.п. Красный Октябрь
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 8 «А» класса составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ р.п.Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);
4. Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 01.07.2016 года №140).
5. Примерная программа по музыке «Музыка. 5-8 класс», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. - М.: Просвещение, 2014 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Состав УМК, утвержден приказом директора от 20.05.2016 года №92:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 5-8 классы. — М.: Просвещение, 2014.
Изучение музыки в 8 классе направлено на достижение следующей цели: ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как часть духовной культуры.
Задачи предмета:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- научить ориентироваться в многожанровости и направлениях музыкального искусства;
- познакомить с биографией и творчеством великих композиторов;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к музыкальному искусству;
- сформировать систему знаний, направленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
В авторской программе на изучение музыки отводится 35 часов. В учебном плане МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» на изучение музыки в 8 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2016г) изучить содержание программы планируется за 34 часа: 1 урок совпадает с праздничной датой (8 марта 2017 г.). Количество часов сокращено в разделе «Жанровое многообразие музыки» на 2 часа и увеличено в разделе «Музыкальный стиль – камертон эпохи» на 1 час.
Содержание учебного предмета «Музыка»
Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (15 ч)
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений.
Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости, как основ воплощения разного эмоционально-образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. Музыкальный стиль — камертон эпохи (19 ч)
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей ХХ — XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм; неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музыка, хэви-метал, рэп, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы. Стилизация и полистилистика в музыке XX — XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
Учебно – тематический план
№ п/п | Разделы авторской программы | Количество часов | Разделы рабочей программы | Количество часов |
1. | Жанровое многообразие музыки | 17 | Жанровое многообразие музыки | 15 |
2. | Музыкальный стиль — камертон эпохи | 18 | Музыкальный стиль — камертон эпохи | 19 |
| ИТОГО: | 35 | | 34 |
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные:
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
Предметные:
- выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Система оценки планируемых результатов.
В 8 классе по предмету «Музыка» применяется пятибальная система оценивания. По текущим оценкам выставляется четвертная и годовая отметка.
Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:
| I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого |
Количество часов | 8 | 7 | 10 | 9 | 34 |
Тест | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Исследовательский проект (продолжительный) | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Методы и формы обучения
Методы: анализ, сравнение, творческий, наглядно-слуховой, словесный, поисковый, нравственно-эстетическое познание музыки.
Формы: вокально-хоровая деятельность, слушание музыки, изучение нотной грамоты, работа с учебником, работа с презентациями.
Формы контроля уровня достижений учащихся:
- творческие задания (классные и домашние);
- устный опрос;
- беседа (размышления о музыке);
- освоение навыков правильного пения;
- музыкальная викторина;
- тестирование.
Календарно-тематическое планирование, 8 «А» класса
№ п/п | Тема урока, раздела | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Жанровое многообразие музыки. |
1 | Жанровое многообразие музыки. | 1 | 07.09.2016 | |
2 | Песня – самый демократичный жанр музыкального искусства. | 1 | 14.09 | |
3 | Особенности песенной музыки. | 1 | 21.09 | |
4 | Многообразие жанров народного песенного искусства. | 1 | 28.09 | |
5 | Духовное и светское песенное искусство. | 1 | 05.10 | |
6 | Песня вчера, сегодня, завтра. | 1 | 12.10 | |
7 | Танец сквозь века. | 1 | 19.10 | |
8 | Танцевальная музыка прошлого и настоящего. | 1 | 26.10 | |
9 | Развитие танцевальной музыки. | 1 | 09.11 | |
10 | Танец, его значение в жизни человека. | 1 | 16.11 | |
11 | Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров. | 1 | 23.11 | |
12 | Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. | 1 | 30.11 | |
13 | Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. | 1 | 07.12 | |
14 | Марш, его значение в жизни человека. | 1 | 14.12 | |
15 | Жанровое многообразие музыки. Обобщающий урок. | 1 | 21.12 | |
Музыкальный стиль – камертон эпохи. |
16 | Музыкальный стиль. | 1 | 11.01 | |
17 | Взаимосвязи музыки с другими видами искусства. | 1 | 18.01 | |
18 | Музыка эпохи Возрождения. | 1 | 25.01 | |
19 | Барокко. | 1 | 01.02 | |
20 | Классицизм. | 1 | 08.02 | |
21 | Романтизм. | 1 | 15.02 | |
22 | Реализм. | 1 | 22.02 | |
23 | Импрессионизм. | 1 | 01.03 | |
24 | Неоклассицизм и классический авангард. | 1 | 15.03 | |
25 | Джаз. | 1 | 22.03 | |
26 | Рок-н-ролл. | 1 | 05.04 | |
27 | Кантри и фолк-рок, этническая музыка. | 1 | 12.04 | |
28 | Арт-рок. | 1 | 19.04 | |
29 | Хард-рок и хэви-метал. | 1 | 26.04 | |
30 | Рэп. Эстрада. | 1 | 03.05 | |
31 | Авторская песня. | 1 | 10.05 | |
32 | Стилизация и полистилистика. | 1 | 17.05 | |
33 | Музыкальный ринг. | 1 | 24.05 | |
34 | Традиции и новаторство в музыке. | 1 | 31.05 | |
| ИТОГО: | 34 | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучение музыкальному искусству в 8 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- знание и умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека, о важности и значение классической и другой музыки;
- умение обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений;
- умение проанализировать свою творческую работу;
- осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимание их неразрывной связи;
- умение использовать свои певческие навыки во внеклассной коллективной работе, умение владеть своим голосом и дыханием при распевках, в период мутации;
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования;
- выполнять творческие задания;
- участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Методические пособия для учителя:
Интернет-ресурсы:
1. Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
3. Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа : http://www.music-dic.ru
4. Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
Литература
1. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
2. Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
3. Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
4. Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
5. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
6. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
7. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
9. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |