СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 8 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 8 класс.Авторы:Науменко Т.И., Алеев В.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 8 класс»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам.директора по УВР Директор МБОУ « Средняя школа № 83»

Протокол №______от____________ ____________________ ________________Н.Н.Соловьёва



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков музыки

Класс: 8 класс.

Учитель: Айзатулова Р.М.

Количество часов на год – 35, в неделю – 1

Планирование составлено на основе программы

Рабочие программы для общеобразовательных учреждений «Искусство.Музыка. 5-9 классы»,

авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (4-е изд., стереотип. – Москва: Дрофа, 2015)











Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по музыке для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ МБОУ « Средняя школа № 83» № от 29 августа 2016 года об утверждении основной программы основного общего образования (5-8 классы);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  • Рабочие программы для общеобразовательных учреждений «Искусство.Музыка. 5-9 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (4-е изд., стереотип. – Москва: Дрофа, 2015)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

личностные УУД:

  • реализовать способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, в становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости;

  • проявлять понимание и уважение к ценностям культуры и истории своего народа, родной страны, культур других народов;

  • соотносить поступок с моральной нормой.

регулятивные УУД:

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

  • оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;

  • анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира;

  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

познавательные УУД:

  • сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

  • сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признаку.

  • выявлять сходство и различие объектов.

коммуникативные УУД:

  • приобщаться к отечественному и зарубежному музыкальному наследию;

  • уважать духовный опыт и художественные ценности разных народов мира, культурные традиции Отечества, малой родины и семьи;

  • участвовать в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развивать умения «слышать другого»;

  • выстраивать совместную деятельность и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач;

Решение ключевых задач личностного, познавательного, регулятивного и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.



Общая характеристика учебного предмета

Второй уровень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цели программы:

  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведении музыкально-творческой практике с применением информационно - коммуникационных технологий).

формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

В 8 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Традиции и современность в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах – «О традиции в музыке», «мир человеческих чувств». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с сказочно-мифологическими сюжетами, миром человеческих чувств, миром духовной музыки и современностью в музыке. Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

- Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2015г.

-Музыка. 8 класc.CD

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 8 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор восьмиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься восьмиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Контроль осуществляется в следующих видах:

Устный опрос и творческие работы

Формы контроля:

- самостоятельная работа; устный опрос.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа «Музыка» в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 35.





ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе освоения предмета «Музыка» основного общего образования раскрывается содержание музыкально-творческой компетенции:

  • в общих умениях (умение сравнивать, обобщать, делать вывод; умение с голоса запоминать текст песен и программный материал; умение выразительно, эмоционально исполнить музыкальное произведение; способность выражать впечатления от музыкального образа средствами бессюжетного рисунка; умение отображать движение мелодии графически);

  • в слушании музыки (умение делать музыкальный анализ; умение высказывать и доказывать своё личное отношение к музыкальным произведениям; умение понимать музыкальный образ произведения; умение чувствовать особенности композиторского стиля музыкального произведения);

  • в вокально-хоровой деятельности (умение кантиленно петь, точно интонируя мелодию; умение протяжно исполнять гласные, чётко произносить согласные; умение соблюдать правило певческой установки; умение владеть певческим дыханием; умение слышать себя и других в общем хоре в слиянии голосов в общем звучании; умение голосом выразить чувства);

  • в музыкальной грамотности (умение определять средства музыкальной выразительности; умения различать и характеризовать жанры; знания о жизни и творчестве выдающихся композиторов);

  • в концертных выступлениях (умение артистично выступать перед публикой; умение реализовывать поставленные цели; умение донести до слушателей смысл и музыкальный образ);

  • в музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий (умение находить образовательные ресурсы и содержательные информации в сети Интернет);

  • в оценке успешности (умение оценивать собственное исполнение и выступления других относительно поставленной цели).

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы. Ключевые темы, освоенные в начальных классах, ориентированы на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям, на интеграцию с другими предметами (история, география, ИЗО, литература, русский язык и др.).

Внеурочная деятельность в виде вокальных кружков реализовывает духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и более конкретно развивает и раскрывает личные и творческие способности обучающихся, углубляет знания по предмету.

Также данная программа уроков музыки даёт возможность формировать и развивать УУД, проектные и исследовательские действия (с учётом преемственности по ступеням общего образования), ИКТ-компетентность обучающихся, систематически применять на уроках презентации в программе Power Point.

В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально - творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира, а в итоге — полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

  • принятие мультикультурной картины современного мира;

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы;

  • творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование духовно-нравственных оснований;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

регулятивные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

  • выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством;

  • способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;

  • умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;

  • способность занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ;

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке;

  • умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах;

  • умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

познавательные УУД:

  • способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • умение самостоятельно получать знания;

  • формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение находить главные идеи в текстовом материале;

  • преобразование музыкального образа в пространственно-графический;

  • потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.


Предметными результатами изучения музыки являются:

  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;

  • представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;

  • применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.


Содержание учебного предмета

  1. О традиции в музыке (3 часа)

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.

  1. Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.


  1. Мир человеческих чувств (10 часов)

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня о оцарте. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.

  1. В поисках истины и красоты (5 часов)

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.

  1. О современности в музыке (8часов)

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков Россия, Россия

  1. Музыка всегда остаётся (1 час)

Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский.Стихи А.Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.

  1. Заключительный урок –викторина (1 час)

Итоговое тестирование. Урок-викторина

















Тематическое планирование

Тема учебного года: «Традиции и современность в музыке».



Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню достижений

ЗУН

Контрольно-оценочная

деятельность

ИКТ средство

обучения

план

факт

вид

форма


I. Традиции в музыке.


1



Музыка «старая»

и «новая»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Главная тема года — «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств

и взаимоотношениями.

Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех

времен и поколений.

Музыкальный материал:

А. Островский, стихи О. Острового.

Песня остается с человеком (пение)


1. Размышлять о значении

музыкального искусства в жизни

современного человека (с учетом

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества

в музыкальном искусстве (с учетом

критериев, представленных в учебнике)


Входной


Беседа

пение

Презентация:

«Традиция и современность в музыке»;

2



Настоящая музыка

не бывает

«старой» (1 ч)

Урок - беседа

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое»

и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

Х. Родриго. Пастораль (слушание);

Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);Т. Хренников, стихи М.Матусовского.

Московские окна (пение)

1. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

2. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

4. Сотрудничать со сверстниками

в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение


3



3. Живая сила

традиции (1 ч)

комбинированный

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».

М у з ы к а

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);

Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш школьная страна (пение)

1. Рассуждать о роли и значении

художественно-исторических традиций в произведениях искусства

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства

и средств выражения.

4. Наблюдать за развитием одного

образа в музыке


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Видеофрагмент

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие

II.СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ В МУЗЫКЕ.






4



Искусство начинается

с мифа

(1 ч)

Урок-беседа

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова.

Песня о земной красоте (пение)


1.Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.

2. Воспринимать и выявлять

внешние связи между музыкой

и окружающим миром

природы.

3. Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной

школы


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко»

5



Мир сказочной

мифологии: опера

Н. Римского-

Корсакова

«Снегурочка»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Сочетание реального и вымышленного в опере

Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Влияние сказочно мифологической темы

на музыкальный язык оперы.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание);

И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение)


1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

4. Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной

школы


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»

6



Языческая Русь

в «Весне

священной»

И. Стравинского

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ

танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих. Из балета «Весна священная» (слушание);

Л. Квинт, стихи В. Кострова. Здравствуй, мир (пение)

1. Исследовать разнообразие музыки XX века.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Воспринимать и оценивать

музыкальные произведения с точки

зрения единства содержания

и формы.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих. Из балета «Весна священная

7



«Благословляю

вас, леса...»

(2 ч) 1-й ч

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский, стихи

А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);

В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма

«Москва — Кассиопея» (пение)

В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)


1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

7. Понимать характерные черты

музыки П. Чайковского


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

«Романсы Чайковского»

8



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения

итоговый

тест


III. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ.


9



«Благословляю

вас, леса...»

(2 ч) продолжение


К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский, стихи

А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);

В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма

«Москва — Кассиопея» (пение)

В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)


1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

5. Понимать характерные особенности музыкального языка.

6. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).

7. Понимать характерные черты

музыки П. Чайковского



текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

« К.Дебюсси»

10



Образы

радости

в музыке (1 ч)

комбинированный

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная

радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня

Садко. Из оперы «Садко» (слушание);

В. А.Моцарт, русский текст

А. Мурина. Слава солнцу, слава миру (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение


11



«Мелодией

одной звучат

печаль и радость»

(2 ч) 1 час

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность

музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной

формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.

Музыкальный материал:

В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);

Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)

1. Выявлять круг музыкальных

образов в произведениях крупных

форм.

2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения)

разного смыслового и эмоционально-

го содержания.

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта)


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

« В. Моцарт.»


12



«Мелодией

одной звучат

печаль и радость»

(2 ч) 2час


Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы (на примере романса С.Рахманинова

«Здесь хорошо»). Особенности истории создания романса, его содержания и средств

выразительности (лад, гармония, диалог между вокальной и фортепианной партиями).

Выразительность воплощения образов радости и скорби в вокальной пьесе Д.Шостаковича «Бессмертие».

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи Г.Галиной. Здесь хорошо (слушание);

Д.Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти. Бессмертие. Из сюиты для баса

и фортепиано (слушание)


1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.

2. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу мелодико-гармонические интонации при прослушивании музыкальных произведений.

3. Наблюдать за развитием одного

или нескольких образов в музыке.

4. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях,

включающих многомерное эмоциональное содержание.

6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, принципам развития) музыку отдельных выдающихся композиторов (С. Рахманинова, Д. Шостаковича)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

«Мелодией

одной звучат

печаль и радость»


13



«Слезы

людские, о слезы

людские...» (1 ч)

комбинированный

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла

«Детские пьесы» Р. Шумана).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла

«Детские сцены» (слушание);

В. Высоцкий. Братские могилы (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

видеофрагмент

В. Высоцкий. Братские могилы

14



Бессмертные

звуки «Лунной»

сонаты (1 ч)

урок-исследование

Чувства одиночества, неразделенной любви,

воплощенные в музыке «Лунной» сонаты

Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

«Экология человеческой души».

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.

Я тебя никогда не забуду. Из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки.

5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

«Послание к далёкой возлюбленной»

15



Два

пушкинских

образа

в музыке (2 ч)

1 час

комбинированный

Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».

Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание);

А. Макаревич. Пока горит свеча (пение)


1.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия музыкальных тем.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

6. Сравнивать музыкальный язык

в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.

7. Сотрудничать со сверстниками

в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

« П.И.Чайковский

Опера « Евгений Онегин»

16



Два

пушкинских

образа

в музыке (2 ч)

1 час

комбинированный

Радостный порыв, воодушевление в романсе

Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских

образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание);

Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском парке (пение)


1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы

(с учетом критериев, представленных в учебнике)


Текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

«Музыка и Пушкин»

17



Трагедия любви

в музыке.

П. Чайковский.

«Ромео и

Джульетта» (1 ч)

комбинированный

Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь-

ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.

Воплощение коллизии в увертюре-фантазии

П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание);

Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)


1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

4. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

6. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Понимать характерные особенности музыкального языка.

8. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского)


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

« Увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

18



Подвиг

во имя свободы.

Л. Бетховен.

Увертюра

«Эгмонт» (1 ч)

комбинированный

Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении.

Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

(слушание);

В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль»(пение)


1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

3. Анализировать и сравнивать приемы развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

6. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена)


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»



В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль»


19



Мотивы пути

и дороги

в русском искусстве

(1 ч)

Урок - размышление

Понятия путь и дорога. как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов

музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты

«Метель» (слушание);

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя дорога (пение);

К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая круг (пение)


1.Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Исследовать значение литературы

и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова).

5. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Видеофрагмент.

Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты

«Метель»

Презентация:

« Г.Свиридов «Метель»»

IV. В ПОИСКАХ ИСТИНЫ И КРАСОТЫ


20



Мир духовной

музыки (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры

в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».

М. Глинка. Херувимская песнь (слушание);

Д. Бортнянский. Тебе поем. Из «Трехголосой литургии» (пение);

Гимн «Достойно есть» Русское песнопение (пение)

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

5. Осуществлять поиск музыкально-

образовательной информации в сети

Интернет

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

«Мир духовной

Музыки»

21



Колокольный

звон на Руси (1 ч)

комбинированный

Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой

Москвы в описании

М. Лермонтова. Музыка

утренних колоколов во Вступлении к опере

«Хованщина» М. Мусоргского.

Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера

М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Коло-

кола» С. Рахманинова.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина»

(слушание);

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы

«Борис Годунов». Фрагмент (слушание);

С. Рахманинов. Колокола. № 1. Из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание);

С. Филатов, стихи О. Хабарова. Церквушки России (пение);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола (пение)


1. Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и изобразительного искусства.

4. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения

к изучаемой музыке


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация :

«Колокольный

звон на Руси»

22



Рождественская звезда (1 ч)

комбинированный

Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве

(образы, символы, атрибуты).

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

Б. Пастернак. Рождественская звезда. Фрагмент;

И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Я. Тинторетто. Рождество;

Неизвестный мастер XV в. Рождество;

П. Веронезе. Поклонение волхвов;

С. Боттичелли. Рождество;

Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов;

Х. Б.Майно. Поклонение волхвов;

И. Горюшкин-Сорокопудов. Зима.

Ростовский Кремль.

М у з ы к а

А. Лядов. «Рождество Твое,

Христе Боже наш» (слушание).

Песенный репертуар:

В. Филатова, стихи П.Морозова.

Под Рождество (пение)


1. Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Эмоционально воспринимать художественные образы различных

видов искусства.

4. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого (с учетом критериев, представленных в учебнике)


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация :

« Рождество в России»

23



От Рождества

до Крещений (1 ч)

комбинированный

Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Художественный материал:

П о э з и я

В.Жуковский. Светлана. Фрагмент.

Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Н. Кожин. Святочное гадание;

Н. Пимоненко. Святочное гадание;

К. Трутовский. Колядки в Малороссии.

М у з ы к а

П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

« Рождество» - пение.

1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

2. Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого.

3. Понимать значение народного

творчества в сохранении и развитии

общей культуры народа.

4. Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Видеофрагмент

«Рождество»

24



«Светлый

Праздник».

Православная

музыка сегодня

(1 ч)

комбинированный

Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры

Н. Римского-Корсакова

«Светлый праздник».

Возрождение традиций духовной музыки

в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый

Праздник». Фрагмент (слушание);

Запечатленный ангел. № 1. Фрагмент (слушание);

М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой.

Христос воскрес (пение);

Ц. Кюи, слова народные. Христос воскрес.

Из цикла «Двенадцать детских песен» (пение)




1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Рассуждать о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры прошлого и настоящего

3. Самостоятельно подбирать произведения искусства к изучаемой теме

с точки зрения содержательного

сходства.

4. Использовать ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений.

5. Творчески интерпретировать со-

держание изучаемой темы в изобразительной деятельности

(с учетом критериев, представленных в учебнике).


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Видеофрагмент

Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый

Праздник»

V. О СОВРЕМЕННОСТИ В МУЗЫКЕ


25



Как мы понимаем современность (1 ч)

комбинированный

Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова

«Песнь о железе»).

Художественный материал:

П о э з и я

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты.

Музыка

А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание);

М. Глинка, стихи Н.

Кукольника.

Попутная песня (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Воспринимать и анализировать

особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

«Как мы понимаем современность»

26



Вечные

сюжеты (1 ч)

комбинированный

Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:

содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Музыкальный материал:

А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»

(слушание);

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева.

Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера»(пение)


1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.

4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения к изучаемой теме.

5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных источников.

6. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов

(А. Хачатуряна)


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Видеофрагмент

А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»


27



Философские

образы XX века:

«Турангалила-

симфония»

О. Мессиана (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Многоаспектность философских выражений

в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-

симфонии» (полисемичность термина турангалила, космические идеи и символы,

специфика музыкального языка).

Музыкальный материал:

О.Мессиан. Ликование звезд. V часть;

Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы- симфонии» (слушание)


1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях (частях музыкального произведения).

3. Наблюдать за сопоставлением

контрастных музыкальных образов.

4. Понимать характерные особенности музыкального языка.

5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.

6. Находить ассоциативные связи

между художественными образами

музыки и живописи




Презентация:

«Стилевое многообразие музыки XX века».

28



Диалог Запада

и Востока в твор-

честве отечест-

венных современ-

ных композито-

ров (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).

Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на национальный

фольклор, применение пентатоники, своеобразие инструментального состава). Влияние творчества русских композиторов на музыку

балета «Течет речка» (особенности музыкального развития и языка в передаче

чувств героев).

Музыкальный материал:

Ц. Чжень-Гуань. Вступление;

Деревенский танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка» (слушание)




1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Наблюдать за сопоставлением

образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных

тем.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

4. Воспринимать и сравнивать

музыкальный язык в произведениях (частях произведения) разного

смыслового и эмоционального

содержания.

5. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

6. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Видеофрагмент

Ц. Чжень-Гуань. Вступление;

Деревенский танец; Танец придворных женщин; Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка»

29



Новые

области в музыке

XX века

(джазовая музы-

ка) (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле

Блюз» Дж. Гершвина.

Музыкальный материал:

Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении);

Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра

(слушание);

А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении (пение)


1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

2. Высказывать собственное мнение

о художественной ценности джазовой музыки.

3. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

«Истоки и стили

Джаза»

30



Лирические

страницы совет-

ской музыки (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая. Соединение грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром

печальной слывут...»

Музыкальный материал:

А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание);

С. Слонимский, стихи А. Ахматовой.

Я недаром печальной слыву... Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахмато-

Вой» (слушание);

И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой.

Желанный час (пение)


1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4. Выявлять и сравнивать круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (с учетом критериев, представленных в учебнике)


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение


31



Диалог времен

в музыке

А. Шнитке (1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические

реминисценции в современной музыке: их идеи, смыслы, образы.

Музыкальный материал:

А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо grоssо» № 1 для двух скрипок, клавесина,

препарированного фортепиано и струнного оркестра (слушание)


1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Высказывать собственное мнение

о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Ориентироваться в основных жанрах западноевропейских и отечественных композиторов (с учетом требований учебника).

4. Самостоятельно исследовать художественные явления и факты

в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

5. Использовать образовательные

ресурсы сети Интернет для поиска

художественных произведений


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение

Презентация:

« Биография и творчество А.Шнитке»

32



«Любовь ни-

когда не переста-

нет (1 ч)

комбинированный

Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла

слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

(слушание);

Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского. Россия, Россия (пение)


1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Рассуждать о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего (с учетокритериев, представленных в учебнике).

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова)


текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение


33-

34



Подводим

итоги (2 ч)


Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,

миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.

Музыкальный материал:

А. Флярковский, стихи А. Дидурова.

Прощальный вальс (пение);

И. Грибулина. Прощальная. Обработка

Ю. Алиева (пение)


1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.

3. Сотрудничать со сверстниками

в процессе обсуждения проблемных

вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей)

текущий

Слушание

Музыкально-творческое задание

беседа

пение


35





ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)


Обобщение музыкальных впечатлений за 4 четверть и год

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения

итоговый

Викторина





Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

  • Рабочие программы по учебникам Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Искусство. Музыка 5-9 классы. Москва. ДРОФА. 2015

  • Науменко Т.И., Алеев В.В. Учебники для общеобразовательных учреждений. 8 класс. М., Дрофа, 2015.

  • Методические рекомендации для учителя: учеб.-метод. Пособие /сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа 2011.

  • Музыка. Большой энциклопедический словарь. М.: НИ «БРЭ», 1998.

  • Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие. М.: Глобус, 2008.

  • Затямина Т.А. Современный урок музыки. М.: Глобус, 2011

  • Музыка. 5-8 классы: поурочные планы по учебнику Науменко Т.И., Алеева В.В. Волгоград: Учитель, 2011.

Список Интернет-ресурсов для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов, заданий в тестовой форме, заданий для музыкальных викторин:

  • http://fcior.edu.ru

  • http://ru.wikipedia.org/wiki

  • http://lib.eparhia-saratov.ru

  • http://classic.chubrik.ru

  • http://dic.academic.ru/

  • http://www.bogoslovy.ru

  • https://infourok.ru.

Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

  1. Информационно-коммуникационные средства:

  • Фонохрестоматия 8 класс 1 CD.

  • Великие композиторы. Жизнь и творчество. 4 CD.

  • Шедевры русской классики. CD.

  1. Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • ноутбук

  • телевизор

  1. Учебно-практическое оборудование:

  • Фортепиано


Планируемые результаты изучения учебного предмета.


8 класс

Ученик научится:

  • аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

  • научится обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устных и письменных), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений.

  • извлекать информацию из различных источников, уметь вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету).

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!