02-10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 20»
«Принято» Педагогическим советом Протокол от 29.08.2016 г. № 1 Введено приказом от 29.08.2016г. № 185 Директор школы ______ Кудряшов А.П. |
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
для 10 «А» класса (3 часа в неделю, 102 часа)
профильный уровень
Составитель: Кузьмина Лидия Михайловна
учитель истории и обществознания, высшая кв. категория
«Согласовано»
Заместитель директора _________ Баграмова Э.М. от 29.08.2016г.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 29.08.2016г. № 1
Руководитель МО: __________Насруллина З.С.
г. Набережные Челны
2016 г
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Содержание программы учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Специфика социально-гуманитарного знания | Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля | 6 часов |
Введение в философию. | Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания. Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности. | 54 часа |
Введение в социальную психологию | Социальная психология как наука. Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте. Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение. Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах. Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье. | 42 часа |
итого | | 102 часа |
Календарно-тематическое планирование по предмету обществознание
Социально-экономический профиль
(УМК :Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., Смирнова Н.М «Обществознание»
Профиль. М. Просвещение, 2009)
№ | Изучаемый раздел Тема урока | Кол-во уроков | Календарные сроки |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
| Специфика социально-гуманитарного знания | 6 | | |
1 | Социальные науки, их классификация | 1 | | |
2 | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Входная контрольная работа. | 1 | | |
3 | Профессиональные образовательные учреждения | 1 | | |
4 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля | 1 | | |
5 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | 1 | | |
6 | Особенности профессий социально-гуманитарной направленности | 1 | | |
| Введение в философию. | 54 | | |
7 | Происхождение человека и становление общества | 1 | | |
8 | Человек и общество в ранних мифах и в первых философских учениях | 1 | | |
9 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 1 | | |
10 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 1 | | |
11 | Из истории русской философской мысли | 1 | | |
12 | Из истории современной философской мысли | 1 | | |
| Философия человека | 6 | | |
13 | Место философии в системе обществознания. Философия и наука. | 1 | | |
14 | Сущность человека как проблема философии. | 1 | | |
15 | Человечество как результат .биологической и социокультурной эволюции. | 1 | | |
16 | Мышление и деятельность | 1 | | |
17 | Понятие информации Потребности и интересы | 1 | | |
| Социальная философия | 18 | | |
18 | Социум как особенная часть мира | 1 | | |
19 | Факторы изменения социума | 1 | | |
20 | Типология обществ. | 1 | | |
21 | Традиционное, индустриальное, информационное общества | 1 | | |
22 | Системное строение общества. | 1 | | |
23 | Общество и общественные отношения | 1 | | |
23 | Общество как саморазвивающаяся система | 1 | | |
25 | Теория локальных цивилизаций | 1 | | |
26 | Формации и цивилизации | 1 | | |
27 | Исторический процесс | 1 | | |
28 | Участники исторического процесса | 1 | | |
29 | Многообразие и неравномерность процессов общественного развития | 1 | | |
30 | Мыслители о критериях истины | 1 | | |
31 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1 | | |
32 | Свобода как познанная необходимость | 1 | | |
33 | Проблема общественного прогресса | 1 | | |
34 | Многообразие путей и форм общественного развития | 1 | | |
35 | Урок повторения «Общество и человек» | 1 | | |
| Деятельность как способ существования людей | 10 | | |
36 | Структура деятельности | 1 | | |
37 | Деятельность людей и ее многообразие | 1 | | |
38 | Виды деятельности | 1 | | |
39 | Творческая деятельность | 1 | | |
40 | Духовный мир человека | 1 | | |
41 | Трудовая деятельность | 1 | | |
42 | Политическая деятельность | 1 | | |
43 | Характерные черты политической деятельности. Властная деятельность | 1 | | |
44 | Формы социального партнерства | 1 | | |
45 | Духовный мир человека | 1 | | |
| Знание, сознание, познание | 15 | | |
46 | Виды и уровни человеческих знаний. Знание и сознание. Виды и формы сознания | 1 | | |
47 | Теоретическое и обыденное сознание | 1 | | |
48 | Мифологическое и рационально-логическое знание. | 1 | | |
49 | Чувственное и рациональное познание | 1 | | |
50 | Онтология и теория познания | 1 | | |
51 | Проблема познаваемости мира | 1 | | |
52 | Наука, основные особенности методологии научного мышления | 1 | | |
53 | Понятие научной истины, ее критерии | 1 | | |
54 | Относительность истины | 1 | | |
55 | Истина и заблуждение. Абсолютная и относительная истина | 1 | | |
56 | Народная мудрость и здравый смысл | 1 | | |
57 | Познание средствами искусства | 1 | | |
58 | Особенности научного познания. Методы научного познания | 1 | | |
59 | Социальное познание | 1 | | |
60 | Урок повторения «Сознание и познание» | 1 | | |
| Введение в социальную психологию | 3 | | |
61 | Социальная психология как наука | 1 | | |
62 | Предмет социальной психологии | 1 | | |
63 | Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение | 1 | | |
| Социальная психология личности | 10 | | |
64 | Индивид, индивидуальность, личность | 1 | | |
65 | Структура личности | 1 | | |
66 | Возраст и становление личности | 1 | | |
67 | Периодизация развития личности. Направленность личности | 1 | | |
68 | Возраст и становление внутреннего мира | 1 | | |
69 | Направленность личности. | 1 | | |
70 | Социальное поведение. Социальные установки. Ролевое поведение. Гендерное поведение. | 1 | | |
71 | Классификация социальных действий | 1 | | |
72 | Урок повторения «Социальная психология личности | 1 | | |
| Мир общения | 13 | | |
73 | Общение как обмен информацией | 1 | | |
74 | Особенности общения в информационном обществе | 1 | | |
75 | Общение как межличностное взаимодействие. | 1 | | |
76 | Конформность, нонконформность, самоопределение личности. | 1 | | |
77 | Общение как взаимопонимание | 1 | | |
78 | Идентификация в межличностном общении. | 1 | | |
79 | Конфликт. | 1 | | |
80 | Общение в юношеском возрасте. | 1 | | |
81 | Стереотипы и «эффекты восприятия» | 1 | | |
82 | Стили общения Деловое общение | 1 | | |
83 | Урок повторения «Мир общения» | 1 | | |
| Психология социальных групп | 13 | | |
84 | Межличностные отношения в группах. | 1 | | |
85 | Малые группы и их классификация | 1 | | |
86 | Группы условные. Референтная группа. | 1 | | |
87 | Групповая сплоченность и комформное поведение | 1 | | |
88 | Межличностная совместимость | 1 | | |
89 | Групповая дифференциация и лидерство | 1 | | |
90 | Положение личности в группе | 1 | | |
91 | Интеграция в группах разного уровня развития. | 1 | | |
92 | Групповая сплоченность | 1 | | |
93 | Антисоциальные группы | 1 | | |
94 | Семья как малая группа | 1 | | |
95 | Психология семейных отношений. Гендерное поведение | 1 | | |
96 | Антисоциальные и криминальные молодёжные группы | 1 | | |
97 | Антисоциальная субкультура | 1 | | |
98 | Конфликт в межличностных отношениях | 1 | | |
99 | Поведение личности в конфликте | 1 | | |
100 | Урок повторения «Психология социальных групп». Годовая контрольная работа. | 1 | | |
| Итоговое повторение | | | |
101 | Урок повторения «Социальная философия» | 1 | | |
102 | Урок повторения «Социальная психология» | 1 | | |