Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обществознание» составлена на основе:
- федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) 2004 года;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) МО РФ 2004 года;
- авторской программы «Обществознание» 10-11 классы, (профильный уровень) авторов Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова /Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы.- М.: Просвещение, 2009/.
Данная рабочая программа соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования основных образовательных программ, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.
Сроки реализации программы: 2014-2015 годы.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Данная рабочая программа предусматривает резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов и педагогических технологий (50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности). Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» (профильный уровень) на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в 10 и 11 классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК в 10 классе:
- авторская программа «Обществознание» 10-11 классы, (профильный уровень) авторов Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова /Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы.- М.: Просвещение, 2009/;
- Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др.]; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». –4-е изд.- М. : Просвещение, 2010.- 416с.- (Академический школьный учебник);
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 512с. (В помощь школьному учителю).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК в 11 классе:
- авторская программа «Обществознание» 10-11 классы, (профильный уровень) авторов Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова /Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы.- М.: Просвещение, 2009/;
- Обществознание: 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.[ и др.]; Рос. Акад. Наук, рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».–6-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2012.- 432 с.- (Академический школьный учебник);
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009.- 272с. (В помощь школьному учителю);
- Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. — М. : Просвещение, 2008. —160 с./электронный вариант/.
Результат освоения учебного предмета.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного курса «Обществознание» (профильный уровень)
10 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Общее количество часов |
1. | Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка | 16 |
2. | Тема 2. Общество и человек | 25 |
3. | Тема 3. Деятельность как способ существования людей | 12 |
4. | Тема 4. Сознание и познание | 17 |
5. | Тема 5. Тема 5. Личность. Межличностные отношения | 30 |
6. | Обобщение по курсу «Обществознание» за 10 класс | 1 |
7. | Итоговое повторение по курсу. Итоговый контроль. | 1 |
| Итого | 102 |
Содержание учебного курса «Обществознание» (профильный уровень)
11 класс
№п/п | Наименование раздела, темы | Общее количество часов |
1. | Тема 6. «Социальное развитие современного общества» | 36 |
2. | Тема 7. «Политическая жизнь современного общества» | 32 |
3. | Тема 8.«Духовная культура» | 19 |
4. | Тема 9. «Современный этап мирового развития» | 8 |
5. | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | 1 |
6. | Итоговое повторение по разделу «Социальное развитие современного общества» | 1 |
7. | Итоговое повторение по разделу «Политическая жизнь современного общества» | 1 |
8. | Итоговое повторение по разделу «Духовная культура» | 1 |
9. | Итоговое повторение по разделу «Современный этап мирового развития» | 1 |
10. | Итоговое обобщение по курсу. Подготовка к ЕГЭ. | 1 |
11. | Итоговое обобщение по курсу. Итоговый контроль по курсу. | |
| Итого | 102 |
Содержание программы учебного предмета 10 класс.
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Естественно- научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимо- восприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
11 класс.
Тема 6. Социальное развитие современного общества
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Тема 7. Политическая жизнь современного общества
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и различия.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Тема 8. Духовная культура
Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Тема 9. Современный этап мирового развития
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»,
10 класс, профильный уровень (105 часов в год, включая право)
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| Т.1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. | | | |
1 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. | | | |
2 | Место философии в системе обществознания. | | | |
3 | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Философские системы Древнего Востока: Индия. | | | |
4 | Философские системы Древнего Востока: Китай. | | | |
5 | Философия Древней Греции. | | | |
6 | Взгляды на общество и человека в средние века и индустриальную эпоху. | | | |
7 | Социально-философская мысль 20 века. | | | |
8 | Русская философская мысль 11 – 18 вв. | | | |
9 | Русская философская мысль 19 – 20 вв. | | | |
10 | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. | | | |
11 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля. | | | |
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1. | | | |
| Т.2. Общество и человек. | | | |
13 | Происхождение человека. | | | |
14 | Становление общества и человеческой культуры. | | | |
15 | Сущность человека как проблема философии. | | | |
16 | Человек – биосоциальная система. | | | |
17 | Общество и общественные отношения. | | | |
18 | Общество и природа. Общество и культура. | | | |
19 | Общество как развивающаяся система. | | | |
20 | Сферы общественной жизни. | | | |
21 | Типология обществ: традиционные и индустриальные общества. | | | |
22 | Контуры современного общества. Восток и Запад в диалоге культур. | | | |
23 | Историческое развитие человечества: локально-цивилизационный подход. | | | |
24 | Историческое развитие человечества: линейный подход. | | | |
25 | Исторический процесс: типы и факторы социальной динамики. | | | |
26 | Исторический процесс: роль народных масс и личности в истории. | | | |
27 | Прогресс и регресс в истории. | | | |
28 | Многообразие путей и форм общественного развития. | | | |
29 | Свобода в деятельности человека. | | | |
30 | Свобода и ответственность. | | | |
31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек». | | | |
32 | Практикум по теме «Общество и человек». | | | |
| Т.3. Деятельность как способ существования людей. | | | |
33 | Сущность и структура деятельности. | | | |
34 | Виды деятельности. | | | |
35 | Духовная жизнь общества. | | | |
36 | Духовный мир человека. | | | |
37 | Труд как вид человеческой деятельности. | | | |
38 | Человеческий фактор производства. | | | |
39 | Политическая деятельность. | | | |
40 | Власть и властная деятельность. | | | |
41 | Урок-практикум по теме «Деятельность как способ существования людей». | | | |
| Т.4. Сознание и познание. | | | |
42 | Познание как деятельность. Чувственное познание. | | | |
43 | Сущность и формы рационального познания. | | | |
44 | Истина и ее критерии. | | | |
45 | Абсолютная и относительная истина. | | | |
46 | Многообразие путей познания мира. | | | |
47 | Особенности научного познания: его уровни и методы. | | | |
48 | Научное мышление и современный человек. | | | |
49 | Методы и принципы социального познания. | | | |
50 | Обыденное и научное социальное знание. | | | |
51 | Сущность сознания. | | | |
52 | Сознание индивидуальное и общественное. | | | |
53 | Самосознание. | | | |
54 | Развитие самосознания и формирование личности. | | | |
55 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сознание и познание». | | | |
| Т.5. Личность. Межличностные отношения. | | | |
56 | Индивид. Индивидуальность человека. | | | |
57 | Структура личности. | | | |
58 | Периодизация развития личности. | | | |
59 | Возраст и становление внутреннего мира человека. | | | |
60 | Структура поведения и направленность личности человека. | | | |
61 | Жизненные цели и социальные установки. | | | |
62 | Общение как обмен информацией: цели и средства. | | | |
63 | Невербальное общение. | | | |
64 | Общение как взаимодействие. | | | |
65 | Особенности общения в юношеском возрасте. | | | |
66 | Общение как восприятие. | | | |
67 | Стереотипы и «эффекты восприятия». | | | |
68 | Малые группы и их виды. | | | |
69 | Межличностные отношения в группах. | | | |
70 | Групповая сплоченность. | | | |
71 | Конформность. Конформное поведение. | | | |
72 | Положение личности в группе. | | | |
73 | Лидерство. Стили лидерства. | | | |
74 | Семья как малая группа. Психология семейных отношений. | | | |
75 | Воспитание в семье. | | | |
76 | Неформальные молодежные группы и субкультуры. | | | |
77 | Криминальные группы и субкультура. | | | |
78 | Структура и динамика межличностного конфликта. | | | |
79 | Способы разрешения конфликтов. | | | |
80 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения». | | | |
| Право (25 часов) | | | |
| Т.1. Государство. | | | |
82 | Происхождение и признаки государства. | | | |
83 | Виды государства. | | | |
84 | Роль и структура государства. | | | |
85 | Урок-практикум по теме «Государство». | | | |
| Т.2. Форма и структура права. | | | |
86 | Право в системе социальных норм. | | | |
87 | Источники права. Правовые системы современности. | | | |
88 | Правотворчество. Законодательный процесс. | | | |
89 | Нормы права и их система. | | | |
90 | Правонарушения и юридическая ответственность. | | | |
91 | Урок-практикум по теме «Право» | | | |
| Т.3. Основы конституционного права. | | | |
92 | Конституция Российской Федерации. | | | |
93 | Гражданство. | | | |
94 | Конституционные права граждан. | | | |
95 | Конституционные обязанности граждан. | | | |
96 | Выборы. | | | |
97 | Президент Российской Федерации. | | | |
98 | Парламент Российской Федерации. | | | |
99 | Правительство Российской Федерации. | | | |
100 | Урок практикум по теме «Основы Конституционного права» | | | |
| Т.4. Судебная власть в Российской Федерации. | | | |
101 | Органы судебной власти Российской Федерации. | | | |
102 | Прокуратура. | | | |
103 | Нотариат. | | | |
104 | Адвокатура. | | | |
105 | Итоговое повторение по курсу «Право». | | | |
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»,
11 класс, профильный уровень (105 часов в год, включая право)
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
| Т.1 Социальное развитие современного общества. | | | |
1 | Социальная структура и социальные отношения: стратификация. | | | |
2 | Социальная структура и социальные отношения: мобильность. | | | |
3 | Социальные институты и их типы. | | | |
4 | Социальная инфраструктура. | | | |
5 | Экономика как подсистема общества. | | | |
6 | Влияние экономики на другие сферы жизни общества. | | | |
7 | Социальные статусы и социальные роли. | | | |
8 | Социализация и социальная адаптация. | | | |
9 | Социальные ценности и нормы. | | | |
10 | Социальные регуляторы. | | | |
11 | Отклоняющееся поведение. Преступность. | | | |
12 | Социальный контроль. | | | |
13 | Социальные интересы. Социальное взаимодействие. | | | |
14 | Социальный конфликт. | | | |
15 | Этнос и нация. | | | |
16 | Межэтнические отношения. | | | |
17 | Регулирование межэтнических отношений. | | | |
18 | Современная демографическая ситуация в России. | | | |
19 | Демографическая политика в России. | | | |
20 | Институт семьи и брака. | | | |
21 | Тенденции развития семьи в современном мире. | | | |
22 | Быт и бытовые отношения. | | | |
23 | Культура бытовых отношений. | | | |
24 | Молодежь в современном обществе. | | | |
25 | Молодежная субкультура. | | | |
26 | Социальная структура российского общества. | | | |
27 | Конституционные основы социальной политики. | | | |
28 | Повторительно-обобщающий урок «Социальное развитие современного общества». | | | |
| Т.2. Политическая жизнь современного общества. | | | |
29 | Политическая система. | | | |
30 | Политический режим. | | | |
31 | Демократия. | | | |
32 | Парламентаризм. | | | |
33 | Государство – основной институт политической системы. | | | |
34 | Современная государственная служба и ее задачи. | | | |
35 | Сущность правового государства. | | | |
36 | Правовое государство и гражданское общество. | | | |
37 | СМИ в политической системе общества. | | | |
38 | Влияние СМИ на избирателя. | | | |
39 | Политическое сознание. | | | |
40 | Политическая идеология. | | | |
41 | Политическое поведение. | | | |
42 | Регулирование политического поведения. | | | |
43 | Политические партии и движения. | | | |
44 | Типы партийных систем. | | | |
45 | Политическая элита. | | | |
46 | Политическое лидерство. | | | |
47 | Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. | | | |
48 | Политические технологии избирателя. | | | |
49 | Ролевая игра «Выборы». | | | |
50 | Человек в политической жизни. | | | |
51 | Политическая культура. | | | |
52 | Политический конфликт. | | | |
53 | Урегулирование политического конфликта | | | |
54 | Политический процесс. | | | |
55 | Особенности политического процесса в современной России. | | | |
56 | Повторительно-обобщающий урок «Политическая жизнь современного общества» | | | |
| Т.3. Духовная культура. | | | |
57 | Духовное развитие общества. | | | |
58 | Диалог культур. | | | |
59 | Духовный мир личности. | | | |
60 | Мировоззрение и менталитет. | | | |
61 | Мораль в жизни людей. | | | |
62 | Нравственная культура. | | | |
63 | Наука. | | | |
64 | Образование. | | | |
64 | Развитие образования в современном мире. | | | |
65 | Религия как одна их форм культуры. | | | |
66 | Мировые религии. | | | |
67 | Место искусства в духовной культуре. | | | |
68 | Современное искусство. | | | |
69 | Массовая культура. | | | |
70 | Массовая культура в России. | | | |
71 | Повторительно-обобщающий урок «Духовная культура». | | | |
| Т.4. Современный этап мирового развития. | | | |
72 | Многообразие современного мира. | | | |
73 | Особенности развития обществ различного типа на современном этапе развития. | | | |
74 | Глобализация. | | | |
75 | Последствия глобализации. | | | |
76 | Сетевые структуры в современной мировой политике. | | | |
77 | Целостность и противоречивость современного мира. | | | |
78 | Глобальные проблемы современности. | | | |
79 | Повторительно-обобщающий урок «Современный этап мирового развития» | | | |
80 | Итоговое повторение | | | |
| Право (25 часов) | | | |
| Т.1. Труд и социальная защита. | | | |
81 | Законодательство о труде. | | | |
82 | Занятость и трудоустройство в Российской Федерации. | | | |
83 | Трудовой договор. | | | |
84 | Рабочее время и время отдыха. | | | |
85 | Трудовая дисциплина. | | | |
86 | Труд молодежи. | | | |
87 | Безработица. | | | |
88 | Страхование и пенсионное дело. | | | |
| Т.2. Гражданское право. | | | |
89 | Право собственности и его содержание. | | | |
90 | Субъекты права собственности. | | | |
91 | Предпринимательство: его виды и формы. | | | |
92 | Сделка и договор. | | | |
93 | Защита имущественных и неимущественных прав. | | | |
94 | Споры и порядок их рассмотрения. Арбитраж. | | | |
| Т.3. Семейное право. | | | |
95 | Правовые основы брака и семьи. | | | |
96 | Права и обязанности супругов. | | | |
97 | Права и обязанности родителей и детей. | | | |
| Т.4. Уголовное право. | | | |
98 | Понятие преступления. | | | |
99 | Виды преступлений. | | | |
100 | Наказание е его цели. | | | |
101 | Т.5. Административное право. | | | |
102 | Т.6. Экологическое право. | | | |
103 | Т.7. Международное право. | | | |
104 | Т.8. Процессуальное право. | | | |
105 | Итоговое повторение по курсу «Право» | | | |