СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию. 5-9 классы к учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию. 5-9 классы к учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию. 5-9 классы к учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова.»

Рабочая программа по обществознанию. 5-9 классы.

Пояснительная записка к курсу обществознание.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по обществознанию, примерной программой основного общего образования по обществознанию, с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Обществознания» под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Курс обществознания дает достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества, помогать предпрофильному самоопределению

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений

  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; правоотношений; семейно-бытовых отношений

Структура рабочей программы:

В рабочей программе содержится титульный лист; пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, курса; описание учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета, курса; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; контрольные работы.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.



Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном плане.

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. На долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени. Контроль уровня обществоведческого образования не менее 2 работ. Не менее 8 уроков по региональному содержанию. Не менее 8 практических работ.



Результаты обучения и освоения содержания курса обществознания

Личностные результаты:

  • Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества

  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны

  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Метапредметные результаты:

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  • Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам

  • Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • Умение выполнять познавательные и практические задания с использованием проектной деятельности на уроках

  • Умение поиска и извлечения нужной информации в адаптированных источниках различного типа

  • Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта

  • Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст)

Предметные результаты:

  • Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;

  • Умение объяснять явления социальной действительности;

  • Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности

  • Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних

  • Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесение с другими способами познания;

  • Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • Знание определенных признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

  1. Человек в социальном измерении.

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведения. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями о особыми потребностями.

Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности»

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.



  1. Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их решения.



СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.



  1. Общество – большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни. Их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.



  1. Общество в котором мы живем.

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI века.

Ресурсы и возможности развития нашей страны, многонациональный состав ее населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?

Духовные ценности своего народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.



СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ



  1. Регулирование поведения людей в обществе.

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятия прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения и субъекты права.

Конституция РФ – основной закон государства. Конституция РФ о правах и свободах гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества – долг и обязанность.



  1. Основы российского законодательства.

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.



ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.



  1. Мир экономики.

Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и ее формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI века. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.

  1. Человек в экономических отношениях.

Основные участники экономики – производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.



  1. Мир социальных отношений.

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.



ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА.



  1. Политическая жизнь общества.

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство РФ.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти РФ. Органы законодательной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Межгосударственные политические организации.

Войны и вооруженные конфликты. национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Глобализация и ее противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.



  1. Культурно-информационная среда общественной жизни.

Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура РФ. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.



  1. Человек в меняющемся обществе.

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.





Текущий и итоговый контроль проходит в устной (в форме опроса) и письменной форме (в виде проверки письменных домашних работ, практических и проверочных работ). Также предусмотрены две контрольные работы для учебного курса каждого класса.



Материально-техническое обеспечение:

  • Учебник, соответствующий ФГОС, изучение идет в соответствии с программой федерального компонента.

  • Проектор, мультимедийные презентации

  • Иллюстративный материал

  • Дополнительный текстовый материал



Специфика учебно-методического комплекса:

  1. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М., 2015

  2. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М., 2015

  3. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В. Рабочая тетрадь по обществознанию. – М., 2012



















Учебно-тематический план, 5 класс. 34 часа.




Характеристика видов учебной деятельности


Вводный урок

1 ч

Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания

1

Человек

5 ч.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни

Сравнивать свойства человека и животных

Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости

Проиллюстрировать особенности общения Подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков

2

Семья

7 ч.

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи

Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи

Характеризовать совместный труд членов семьи

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя

3

Школа

7 ч.

Описывать ступени школьного образования

Характеризовать учебу как основной труд школьника

Описывать собственное умение учиться и возможности его развития

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

4

Труд

5 ч.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Различать творчество и ремесло

Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимодействия со сверстниками

5

Родина

8 ч.

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Знать и называть статус субъекта в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Раскрывать функции русского языка как государственного

Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.


Итоговый урок

1 ч.

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке


Итого:

34 ч.






























Учебно-тематический план, 6 класс. 34 часа.




Характеристика видов учебной деятельности


Вводный урок

1 ч

Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

1

Человек в социальном измерении

12 ч.

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности, для выявления связи между деятельностью и формированием личности

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя; деятельность человека, ее отдельные виды

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами

Приводить примеры проявления различных способностей людей

Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями

Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха

Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности

2

Человек среди людей

10 ч.

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды; большие и малые, формальные и неформальные группы; с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе; сущность и причины возникновения конфликтов.

Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретны примерах.

Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения; собственное умение общаться

Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание; практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства

Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы; общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей; варианты поведения в конфликтных ситуациях

Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими; типичные реакции в конфликтной ситуации

Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов

Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освноения конструктивны форм общения, повышения конфликтной компетенции

Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия

3

Нравственные основы жизни

9 ч.

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявление добра

Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали; предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность»

Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях

Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей

Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нем людям


Заключительные уроки

2 ч.

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке



Итого:

34 ч.














































































Учебно-тематический план, 7 класс. 34 часа.




Характеристика видов учебной деятельности


Вводный урок

1 ч

Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

1

Регулирование людей в обществе

12 ч.

Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних; значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка; значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ; защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ; различные виды дисциплины; ответственность за нарушение законов

Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга

Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод

Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты

Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости

Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины; связанные с последствиями незаконного поведения


2

Человек в экономических отношениях

13 ч.

Описывать различные формы организации хозяйственной жизни; составляющие квалификации работника; виды денег; закономерность изменения потребительских расходов семьи

Оценивать свое поведения с точки зрения рационального покупателя

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике; факторы, влияющие на размер заработной платы; факторы, влияющие на производительность труда; особенности предпринимательской деятельности

Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия

Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда, значение разделения труда в развитии производства; значение бизнеса в экономическом развитии страны; условия осуществления обмена в экономике

Приводить примеры различных источников доходов семьи

3

Человек и природа

6 ч.

Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам; смысл экологической морали; деятельность государства по охране природы

Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества; опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы; необходимость активной деятельности по охране природы

Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли;

Различать ответственное и безответственное отношение к природе;

Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе

4

Заключительные уроки

2 ч.

Обобщить полученные при изучении темы знания о правовых, экономических отношениях, об охране окружающей среды

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке



Итого:

34 ч.


























































































Учебно-тематический план, 8 класс. 34 часа.






Характеристика видов учебной деятельности


Вводный урок

1 ч

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

1

Личность и общество

6 ч.

Раскрывать смысл понятия «ноосфера»; значение моральных норм; на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности,

Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, ее мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке; фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития)

Характеризовать возможности человеческого разума

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку

Приводить примеры основных видов деятельности; прогрессивных и регрессивных изменений в обществе

Выявлять связь между мышлением и речью; отличие человека от животного; изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество

Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность

Определять свое отношение к различным качествам человека;

Приводить примеры основных видов деятельности

Анализировать и оценивать текст с заданных позиций

Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления

2

Сфера духовной культуры

8 ч.

Определять сущностные характеристики понятия «культура»

Различать и описывать явления духовной культуры

Находить и извлекать социальную информацию и достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников

Характеризовать духовные ценности российского народа; основные принципы морали; моральную сторону различных социальных ситуаций

Выражать сове отношение к тенденциям в культурном развитии

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей

Приводить примеры морального выбора

Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей

Оценивать значение образования в информационном обществе

Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников

Раскрывать сущность свободы совести Оценивать свое отношение к религии и атеизму

3

Социальная сфера

5 ч.

Выявлять и различать разные социальные общности и группы

Раскрывать причины социального неравенства

Приводить примеры различных видов социальной мобильности

Характеризовать причины социальных конфликтов, используя; межпоколенные отношения в современном обществе; межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути и разрешения

Называть позиции, определяющие статус личности

Различать предписанный и достигаемый статусы

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа

Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов; причины отклоняющегося поведения

4

Экономика

13 ч.

Раскрывать роль экономики в жизни общества

Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; смысл понятия «собственность»; решающую роль производства как источника экономических благ

Различать свободные экономические блага

Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики; действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги

Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни

Называть основания для приобретения права собственности; факторы производства

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности

Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этически норм в предпринимательстве



Заключительный урок

1 ч.

Обобщить полученные при изучении духовной и социальной сфер общества знания

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке



Итого:

34 ч.




















































Учебно-тематический план, 9 класс. 34 часа.




Характеристика видов учебной деятельности


Вводный урок

1 ч

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

1

Политика

11 ч.

Характеризовать власть и политику как социальные явления; разделение властей; местное самоуправление; проявление многопартийности

Раскрывать признаки суверенитета; принципы правового государства; сущность гражданского общества

Различать формы правления и государственного устройства

Сопоставлять различные типы политических режимов

Называть и раскрывать основные принципы демократического государства

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей; реальные социальные ситуации

Описывать различные формы участия гражданина в общественной жизни

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия

2

Право

20 ч.

Объяснять почему закон является нормативным актом высшей юридической силы; смысл понятия «права человека»; роль трудового договора в отношениях между работником и работодателем; условия заключения и расторжения брака; смысл понятия «право на образование»; сущность гуманитарного права

Сопоставить позитивное и естественное право

Характеризовать основные элементы система российского законодательства; Конституцию РФ как закон высшей юридической силы; особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений; субъектов административных правоотношений; специфику уголовной ответственности несовершеннолетних

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений; смысл понятия «субъективные юридические обязанности участников правоотношений»; особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц

Называть основания возникновения правоотношений

Различать правонарушение и правомерное поведение; сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина

Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей

Уметь применять знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении


Заключительный урок

2 ч.

Обобщить полученные при изучении правовой и политической сфер знания и умения.

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке



Итого:

34 ч.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!