Рабочая программа по обществознанию. 5-9 классы.
Пояснительная записка к курсу обществознание.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по обществознанию, примерной программой основного общего образования по обществознанию, с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса «Обществознания» под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Курс обществознания дает достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества, помогать предпрофильному самоопределению
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; правоотношений; семейно-бытовых отношений
Структура рабочей программы:
В рабочей программе содержится титульный лист; пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, курса; описание учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета, курса; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; контрольные работы.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. На долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени. Контроль уровня обществоведческого образования не менее 2 работ. Не менее 8 уроков по региональному содержанию. Не менее 8 практических работ.
Результаты обучения и освоения содержания курса обществознания
Личностные результаты:
Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признания равноправия народов, единства разнообразных культур
Метапредметные результаты:
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам
Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Умение выполнять познавательные и практические задания с использованием проектной деятельности на уроках
Умение поиска и извлечения нужной информации в адаптированных источниках различного типа
Умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта
Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст)
Предметные результаты:
Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;
Умение объяснять явления социальной действительности;
Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности
Умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних
Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесение с другими способами познания;
Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Знание определенных признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Человек в социальном измерении.
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведения. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями о особыми потребностями.
Как человек познает мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности»
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их решения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.
Общество – большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни. Их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Общество в котором мы живем.
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI века.
Ресурсы и возможности развития нашей страны, многонациональный состав ее населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности своего народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятия прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения и субъекты права.
Конституция РФ – основной закон государства. Конституция РФ о правах и свободах гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества – долг и обязанность.
Основы российского законодательства.
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Мир экономики.
Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и ее формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI века. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях.
Основные участники экономики – производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Мир социальных отношений.
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА.
Политическая жизнь общества.
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство РФ.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти РФ. Органы законодательной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные политические организации.
Войны и вооруженные конфликты. национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Глобализация и ее противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Культурно-информационная среда общественной жизни.
Информация и способы ее распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, ее многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура РФ. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
Человек в меняющемся обществе.
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создается молодыми.
Текущий и итоговый контроль проходит в устной (в форме опроса) и письменной форме (в виде проверки письменных домашних работ, практических и проверочных работ). Также предусмотрены две контрольные работы для учебного курса каждого класса.
Материально-техническое обеспечение:
Специфика учебно-методического комплекса:
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М., 2015
Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М., 2015
Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В. Рабочая тетрадь по обществознанию. – М., 2012
Учебно-тематический план, 5 класс. 34 часа.
| | | Характеристика видов учебной деятельности |
| Вводный урок | 1 ч | Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания |
1 | Человек | 5 ч. | Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни Сравнивать свойства человека и животных Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости Проиллюстрировать особенности общения Подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков |
2 | Семья | 7 ч. | Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи Сравнивать двухпоколенные и трехпоколенные семьи Характеризовать совместный труд членов семьи Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя |
3 | Школа | 7 ч. | Описывать ступени школьного образования Характеризовать учебу как основной труд школьника Описывать собственное умение учиться и возможности его развития Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний |
4 | Труд | 5 ч. | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека Различать творчество и ремесло Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимодействия со сверстниками |
5 | Родина | 8 ч. | Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Знать и называть статус субъекта в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Раскрывать функции русского языка как государственного Описывать основные государственные символы РФ. Знать текст гимна РФ. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин» Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. |
| Итоговый урок | 1 ч. | Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке |
| Итого: | 34 ч. | |
Учебно-тематический план, 6 класс. 34 часа.
| | | Характеристика видов учебной деятельности |
| Вводный урок | 1 ч | Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Вспомнить основные итоги прошлого года обучения Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся |
1 | Человек в социальном измерении | 12 ч. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности, для выявления связи между деятельностью и формированием личности Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя; деятельность человека, ее отдельные виды Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами Приводить примеры проявления различных способностей людей Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности |
2 | Человек среди людей | 10 ч. | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды; большие и малые, формальные и неформальные группы; с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе; сущность и причины возникновения конфликтов. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретны примерах. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения; собственное умение общаться Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание; практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы; общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей; варианты поведения в конфликтных ситуациях Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими; типичные реакции в конфликтной ситуации Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освноения конструктивны форм общения, повышения конфликтной компетенции Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия |
3 | Нравственные основы жизни | 9 ч. | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявление добра Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали; предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность» Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нем людям |
| Заключительные уроки | 2 ч. | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке |
| Итого: | 34 ч. | |
Учебно-тематический план, 7 класс. 34 часа.
| | | Характеристика видов учебной деятельности |
| Вводный урок | 1 ч | Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Вспомнить основные итоги прошлого года обучения Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся |
1 | Регулирование людей в обществе | 12 ч. | Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних; значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка; значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ; защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ; различные виды дисциплины; ответственность за нарушение законов Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины; связанные с последствиями незаконного поведения |
2 | Человек в экономических отношениях | 13 ч. | Описывать различные формы организации хозяйственной жизни; составляющие квалификации работника; виды денег; закономерность изменения потребительских расходов семьи Оценивать свое поведения с точки зрения рационального покупателя Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике; факторы, влияющие на размер заработной платы; факторы, влияющие на производительность труда; особенности предпринимательской деятельности Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда, значение разделения труда в развитии производства; значение бизнеса в экономическом развитии страны; условия осуществления обмена в экономике Приводить примеры различных источников доходов семьи |
3 | Человек и природа | 6 ч. | Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам; смысл экологической морали; деятельность государства по охране природы Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества; опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы; необходимость активной деятельности по охране природы Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли; Различать ответственное и безответственное отношение к природе; Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе |
4 | Заключительные уроки | 2 ч. | Обобщить полученные при изучении темы знания о правовых, экономических отношениях, об охране окружающей среды Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке |
| Итого: | 34 ч. | |
Учебно-тематический план, 8 класс. 34 часа.
| | | Характеристика видов учебной деятельности |
| Вводный урок | 1 ч | Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Вспомнить основные итоги прошлого года обучения Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся |
1 | Личность и общество | 6 ч. | Раскрывать смысл понятия «ноосфера»; значение моральных норм; на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности, Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, ее мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке; фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития) Характеризовать возможности человеческого разума Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку Приводить примеры основных видов деятельности; прогрессивных и регрессивных изменений в обществе Выявлять связь между мышлением и речью; отличие человека от животного; изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность Определять свое отношение к различным качествам человека; Приводить примеры основных видов деятельности Анализировать и оценивать текст с заданных позиций Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления |
2 | Сфера духовной культуры | 8 ч. | Определять сущностные характеристики понятия «культура» Различать и описывать явления духовной культуры Находить и извлекать социальную информацию и достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников Характеризовать духовные ценности российского народа; основные принципы морали; моральную сторону различных социальных ситуаций Выражать сове отношение к тенденциям в культурном развитии Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей Приводить примеры морального выбора Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей Оценивать значение образования в информационном обществе Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников Раскрывать сущность свободы совести Оценивать свое отношение к религии и атеизму |
3 | Социальная сфера | 5 ч. | Выявлять и различать разные социальные общности и группы Раскрывать причины социального неравенства Приводить примеры различных видов социальной мобильности Характеризовать причины социальных конфликтов, используя; межпоколенные отношения в современном обществе; межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути и разрешения Называть позиции, определяющие статус личности Различать предписанный и достигаемый статусы Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов; причины отклоняющегося поведения |
4 | Экономика | 13 ч. | Раскрывать роль экономики в жизни общества Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; смысл понятия «собственность»; решающую роль производства как источника экономических благ Различать свободные экономические блага Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики; действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни Называть основания для приобретения права собственности; факторы производства Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этически норм в предпринимательстве |
| Заключительный урок | 1 ч. | Обобщить полученные при изучении духовной и социальной сфер общества знания Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке |
| Итого: | 34 ч. | |
Учебно-тематический план, 9 класс. 34 часа.
| | | Характеристика видов учебной деятельности |
| Вводный урок | 1 ч | Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Вспомнить основные итоги прошлого года обучения Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся |
1 | Политика | 11 ч. | Характеризовать власть и политику как социальные явления; разделение властей; местное самоуправление; проявление многопартийности Раскрывать признаки суверенитета; принципы правового государства; сущность гражданского общества Различать формы правления и государственного устройства Сопоставлять различные типы политических режимов Называть и раскрывать основные принципы демократического государства Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей; реальные социальные ситуации Описывать различные формы участия гражданина в общественной жизни Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия |
2 | Право | 20 ч. | Объяснять почему закон является нормативным актом высшей юридической силы; смысл понятия «права человека»; роль трудового договора в отношениях между работником и работодателем; условия заключения и расторжения брака; смысл понятия «право на образование»; сущность гуманитарного права Сопоставить позитивное и естественное право Характеризовать основные элементы система российского законодательства; Конституцию РФ как закон высшей юридической силы; особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений; субъектов административных правоотношений; специфику уголовной ответственности несовершеннолетних Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений; смысл понятия «субъективные юридические обязанности участников правоотношений»; особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц Называть основания возникновения правоотношений Различать правонарушение и правомерное поведение; сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей Уметь применять знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
| Заключительный урок | 2 ч. | Обобщить полученные при изучении правовой и политической сфер знания и умения. Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке |
| Итого: | 34 ч. | |