Муниципальное казенное учреждение
«Комитет по образованию Администрации города г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 12
тел. 8(3012)44-04-41(факс), 44-06-52.
Сайт школы: school51uu.ru E-mail: [email protected]
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО учителей Заместитель директора по Директор МБОУ
гуманитарного цикла УВР МБОУ «СОШ № 51» «СОШ № 51»
«__»__________20___г. _________/Листопад С.В./ _________/Вежевич А.Е./
Руководитель МО «__»__________20___г. «__»__________20___г.
_________/Лугавцова О.В.
Рабочая учебная программа
Обществознание
11 класс
68 часов / 2 часа в неделю /
2017 – 2018 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания Николаева В.Ц.
г.УЛАН-УДЭ
2017 г.
Пояснительная записка
по обществознанию в 11 классе
Рабочая программа по обществознанию (11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н. Боголюбова, учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2014г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Цели и задачи:
Изучение обществоведения (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
- интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
-освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Изучение курса позволяет заложить у обучающихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Название УМК:
1. Авторская программа «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова
2. М. Просвещение, 2014г, «Обществознание» Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, словесная
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания (включая экономику и политику и социальную сферу) на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 138 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 138 учебных часов и является продолжением изучения обществознания в 11 классе. При этом в ней предусмотрен резерв времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Содержание учебного курса
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществоведению» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения
Введение (1 час)
Глава I.Экономическая жизнь общества.(25 часов)
Роль экономики в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успехи в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Экономическая культура.
Повторение темы « Экономическая жизнь общества»
Контрольная работа по теме» Экономическая жизнь общества»
Глава II. Социальная сфера (16 часов)
Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.
Повторение темы «Социальная сфера»
Контрольная работа по теме « Социальная сфера»
Глава III. Политическая жизнь общества (20 часов)
Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.
Повторение по теме « Политическая жизнь общества»
Контрольная работа по теме « Политическая жизнь общества»
Заключение (2 часа)
Взгляд в будущее. Итоговый урок. Итоговая контрольная работа
Резерв времени (4часа)
Учебно – тематический план по обществознанию в 11 классе.
№п\п | Наименование темы, раздела | Количество часов | класс | Контрольные работы |
1. | Введение | 1 | 11 | |
2. | Экономическая жизнь общества | 25 | 11 | 1 |
3. | Социальная сфера | 16 | 11 | 1 |
4. | Политическая жизнь общества | 20 | 11 | 1 |
5. | Заключение | 2 | 11 | 1 |
6. | Резерв времени | 4 | 11 | |
| Итого | 68 | | |
Форма и средства контроля: рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: повторительно – обобщающие уроки, контрольные работы, тестирование
Используемый перечень учебно – методических средств:
Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2014г.
1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.
2. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
3.Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.
4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.
5. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2003.
6. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.
7. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М., Дрофа, 2016.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Нормативные документы:
2.Всеобщая декларация прав человека
3. Декларация прав ребенка;
4.Конвенция о правах ребенка;
5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации
http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт
http://www.president.kremlin.ru
Президент России - гражданам школьного возраста
http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт
http://www.duma.gov.ru
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2009.
http://www.internet-school.ru– интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru– государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
Школьный словарь но обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. -М.: Просвещение, 2001.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М.: Экзамен, 2005.
Тесты, Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2009.
Единый государственный экзамен 2016. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2016.
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ-2016г.. Обществознание. - М.: ФИПИ
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
в 11 классе,
по учебнику: Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А. Литвинова
2часа в неделю, всего 68 часов.
№п\п | Наименование темы | Кол-во часов | Тип урока | Вводные понятия | Практическая часть | Домашнее задание | Дата |
1. | Введение | 1 | Вводный урок | | | С.4 | |
| Экономическая жизнь общества | 25 | | | | | |
2-3. | Роль экономики в жизни общества | 2 | комбинированный | Специализация производства | Работа с документами | П.1 с. 5-9-15 | |
4. | Экономика: наука и хозяйство | 1 | комбинированный | Экономическая теория | | П.2. с. 15-25 | |
5-6. | Экономический рост и развитие | 2 | комбинированный | Неравномерность экономического развития | | П.3 с. 25-31-35 | |
7-8. | Рыночные отношения в экономике | 2 | Изучение нового материала Урок- практикум | Социально ориентированная рыночная экономика | Работа с документами | П.4 с. 35-39-44 | |
9-10. | Фирма в экономике | 2 | Урок - практикум | Коммерческие организации | беседа | П.5с.44-49-55 | |
11-12. | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2 | комбинированный | Фермерское хозяйство | Работа с таблицами и схемами | П.6 с. 55-61-68 | |
13-14. | Слагаемые успехи в бизнесе | 2 | комбинированный | Маркетинговое исследование | Работа с учебником | П.7. с. 68-74-79 | |
15-16 | Экономика и государство | 2 | Урок - практикум | Экономическая безопасность. Налоговая политика | Работа с таблицами | П.8 с. 80-85--92 | |
17-18 | Финансы в экономике | 2 | Урок - практикум | Финансовый рынок | Работа с таблицей | П.9 с.92-97-103 | |
19-20 | Занятость и безработица | 2 | Урок - практикум | трудоустройство | беседа | П.10с.104-108-115 | |
21-22 | Мировая экономика | 2 | Урок - практикум | Глобализация экономики | Работа со схемами | П.11с. 116-119-127 | |
23-24 | Экономическая культура | 2 | лекция | Экономические интересы, экономическая свобода | Работа с документами | П.12с.128-134-141 | |
25. | Повторение темы «Экономическая жизнь общества | 1 | повторение | | Работа с учебником | | |
26. | Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества» | 1 | контрольный | | тестирование | | |
| Гл.2 Социальная сфера | 16 | | | | | |
27-28. | Социальная структура общества | 2 | лекция | Социальная дифференциация | Работа с заданиями учебника | П.13 с.143-146-153 | |
29-30 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | беседа | Социальные нормы, отклоняющееся ( девиантное ) поведение, социальный контроль | Работа с документами | П.14.с. 153-157--164 | |
31-32 | Нации и национальные отношения | 2 | комбинированный | Нация, ксенофобия, национальная дискриминация | Работа с источниками | П.15с.164-169-173 | |
33-34 | Семья и быт | 2 | лекция | Семья как малая группа, семья как социальный институт, многопоколенная ( расширенная) семья | Работа с текстом | П.16с.174-178-184 | |
35-36 | Гендер – социальный пол | 2 | лекция | Гендер, гендерная идентичность, эмансипация | Работа с таблицей | П.17 с. 184-188-193 | |
37-38 | Молодежь в современном обществе | 2 | беседа | Молодежь, субкультура | Работа с документами | П.18с.194-198-204 | |
39-40 | Демографическая ситуация в современной России | 2 | лекция | Депопуляция, рождаемость. смертность | Работа со схемой | П.19с.204-207-213 | |
41 | Повторение темы «Социальная сфера» | 1 | повторение | | Работа с учебником и вопросами на с. 214-215 | | |
42 | Контрольная работа по теме «Социальная сфера» | 1 | контрольный | | тестирование | | |
| Гл.3. Политическая жизнь общества | 20 | | | | | |
43-44 | Политика и власть | 2 | лекция | Политика, власть политическая | Работа с документами | П.20с.216-220-227 | |
45-46 | Политическая система | 2 | комбинированный | Политическая система, политический режим | беседа | П.21с.228-232-240 | |
47-48 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | лекция | Гражданское общество, правовое государство, муниципальная коммуна | Работа со схемой | П.22с.240-243-249 | |
49-50 | Демократические выборы | 2 | комбинированный | Выборы, заградительный барьер | Работа с документами | П.23с.250-254-261 | |
51-52 | Политические партии и партийные системы | 2 | комбинированный | Партия, электорат | Работа со СМИ | П.24с.261-266-271 | |
53-54 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | беседа | Политическая элита, политическое лидерство | Работа с документами | П.25с.272-276-283 | |
55-56 | Политическое сознание | 2 | комбинированный | Политическое сознание, политическая идеология | Работа с источниками | П.26 с.283-288-297 | |
57-58 | Политическое поведение | 2 | комбинированный | Политическое поведение, экстремизм | Работа с документами | П.27с. 298-302-307 | |
59-60 | Политический процесс и культура политического участи | 2 | комбинированный | Политический процесс, политическое участие, политическая культура | Работа с документами | П.28с.307-313 | |
61. | Повторение по теме «Политическая жизнь общества» | 1 | повторение | | Вопросы учебника с. 319 | | |
62 | Контрольная работа по теме « Политическая жизнь общества» | 1 | контрольный | | тестирование | | |
| Заключение | 2 | | | | | |
63. | Взгляд в будущее | 1 | беседа | Глобальные проблемы человечества, постиндустриальное ( информационное общество | Работа со СМИ | С. 320-335 | |
64. | Итоговый урок | 1 | | | тестирование | | |
65-68 | Резерв времени | 4 | | | | | |