СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 7 класс.(Кравченко)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089, с последующими изменениями (далее – ФК ГОС),
  • письма Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
  • Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6—7 классов общеобразовательных учреждений / С.И. Козленко, И.В. Козленко. — 3е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2012.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 7 класс.(Кравченко)»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г.Оренбурга.


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________ Левченкова О.М.

Протокол № 1

от «28» августа 2015 г.

«Согласовано»

Директор МОБУ «СОШ №15»


___________ Т.П.Тюнина



«Утверждено»

Директор МОБУ «СОШ №15»

__________ Т.П. Тюнина

П.р.№ 01-02-122

«2» сентября 2015 г.


Рабочая программа

по обществознанию для 7 классов

(подготовлена в соответствии с требованиями

Федерального компонента государственного образовательного стандарта

основного общего образования)

Срок реализации 2015-2016 учебный год.

Учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Юсупова Ольга Викторовна

2015-2016 учебный год








СОДЕРЖАНИЕ

по « Обществознанию» 7 класс.




  1. Пояснительная записка.____________________________________________________________________________________3-5

  2. Тематический план._______________________________________________________________________________________5-5

  3. Содержание тем с примерным распределением часов по основным разделам._______________________________________6-9

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся.___________________________________________________________________9-11

  5. Перечень учебно- методического обеспечения._________________________________________________________________12-13

  6. Приложения______________________________________________________________________________________________14-39
























Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089, с последующими изменениями (далее – ФК ГОС);

  • Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), созданной на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г.;


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам предмета, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Рабочая программа (7-9 кл.) ориентирована на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке обучающихся

Содержание предмета на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с предметом истории и другими учебными дисциплинами

Согласно государственному образовательному стандарту1 Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направленно на достижение следующих целей.

Цели

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



Тематическое планирование 7 класс.


РАЗДЕЛЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Обобщающий контроль.

(тесты)

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1

Личность подростка

9

10

1

2

Подросток в социальной среде

6

7

1

3

Подросток и закон

4

5

1

4

Образ жизни подростка

6

7

1

5

Подросток и его жилая среда

4

5

1


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

5

1

1







ИТОГО

34

35

6


Содержание тем с примерным распределением часов по основным разделам.


7-9 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (105 час)

Общество

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.2 Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Война и мир.

Человек

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста.

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность. Врожденная предрасположенность и развитие человеческих качеств.Солидарность, лояльность, толерантность. Агрессивное поведение.


Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Непрерывность образования. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Связь религии и морали.

Свобода совести.

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки,затраты, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и индивидуально трудовая деятельность( фермерское хозяйство) .Личное подсобное хозяйство. Цели фирмы, ее основные организационно- правовые формы. Основные формы организации производства. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).Потребительский кредит.

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Физкультура и спорт как социальное явление. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе многоконфессиональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.


Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право .

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. Доступ к правовой информации. Базы правовых данных.

Правоотношения как форма общественных отношений. Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей .Права ребенка и их защита. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Государственное устройство Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Права собственника. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Основные понятия и институты уголовного права. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ3

В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен

знать

  • основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

уметь

  • характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;

  • объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;

  • сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;

  • вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • для реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;

  • в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Контроль знаний уч-ся осуществляется на каждом уроке в виде устного опроса, теста, письменных работ. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний. При оценке ответа уч-ся необходимо руководствоваться следующими критериями:

- полнота и правильность ответа;

-степень осознанности, понимания изученного;

- знание основных понятий, дат, личностей.

Оценка «5» ставится, если ученик даёт развёрнутый ответ. Вывод характеризуется личностно обоснованной позицией. Ответ изложен литературным языком, без существенных нарушений. Ученик обнаруживает знание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий требованиям для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении ответа.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений темы, но:

- излагает материал неполно , допускает неточности , 2-3 существенных ошибки;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения;

- излагает материал не последовательно и допускает ошибки в звуковом оформлении.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части материала, допускает ошибки, искажающие смысл. Ответ беспорядочный и неуверенный.

Если уч-ся выполняют тесты, то оценка выставляется следующим образом:

«5» -100-95%

«4» - 94-79%

«3» - 78-60%

«2» - 59-0%

Требования к зачёту:

- зачёт проводится по одной изученной теме;

- перечень вопросов и заданий к зачёту предлагается уч-ся до изучения темы;

- зачёт может проводиться устно или письменно;

- освобождаются от сдачи зачёта ученики, показавшие отличные знания по теме, а так же написавшие реферат;

- зачёт проводится в 8-11 классах, не менее, чем через 6 уроков.

Нормы оценок по к/р, зачётам:

«5» - ставится , если ученик даёт развёрнутый ответ, в котором выдерживается логика и последовательность. Ответ имеет свою личностную оценку, изложен грамотно, без существенных ошибок.

«4» - ставится за развёрнутый ответ с незначительными ошибками, ил с одной существенной. Допускаются стилистические недочёты.

«3» - ставится за ответ, содержащий сообщение основного материала при 2-3 существенных фактических ошибках.

«2» - ставится, если уч-ся во время устного ответа не вышел на уровень требований , предлагаемых на оценку «3».

Самостоятельная работа оценивается при выполнении уч-ся следующего объёма:

«5» - 100-95%

«4» - 94-75%

«3» - 74-50%

«2» - менее 50%.

Перечень учебно- методического обеспечения.


Список для обучающихся:

  1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Кравченко А.И. «Обществознание: учебник для 8 класса», М.; Русское слово, 2012 г.

    1. Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. Введение в обществознание: уч. Пособие для 8-9 кл./ под ред. Л.Н. Боголюбова. – М; 2006.

  2. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: пособие. – М.; 1991

  3. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. – М.; 1990

  4. Политология: энциклопедический словарь/ под ред. Ю.И. Аверьянова. – М.; 1993

  5. Хроника человечества: энциклопедия. – М.; 1997


Список для учителя:

    1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Программа А.И. Кравченко «Обществознание. 8-9 классов общеобразовательных учреждений» (Допущено МОиН РФ, М.: Просвещение, 2006)

  1. Н.С. Кочетов «Обществознание. 8 класс. Поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко», - Волгоград, 2008.

  2. С.А. Нижников «Тесты по обществознанию. Учебно-методическое пособие». – М.; 2006

  3. И.С. Хромова Тесты по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8 класс». – М.; «Русское слово», 2010.

    1. Рекомендуемая литература (дополнительная).

  1. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ». – М.; 2008

  2. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2 ч. – Ставрополь, 1996

  3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.; 1989

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.; 1988

  5. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание в вопросах и ответах: уч. Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.; 1998

  6. Кравченко А. И. Введение в социологию. – М.; 1995

  7. Основы предпринимательской деятельности./ под ред. В.М. Власовой. – Финансы и статистика. 1996

  8. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.; 1997

  9. О.А. Чернышева «Обществознание. 9 класс. Итоговая аттестация». – Ростов-на-Дону, 2008

    1. Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).

  1. Электронная версия энциклопедии Кирилл и Мефодий. - http://www.km.ru/pc/

  2. Большая советская энциклопедия. – http://www.rubrikon.com

Сайты, содержащие актуальную информацию социально- экономического, политического и культурологического характера ко всему курсу:


  1. http://expert.ru/

  2. http://www.rbc.ru/

  3. http://scepsis.ru/

  4. http://slon.ru/

  5. http://www.odnako.org/





























Календарно-тематическое планирование по « Обществознанию» 7 класс.


№ урока

Название раздела, тема урока.

Содержание учебного материала

(дидактическая единица)

Планируемые результаты

Повторение

Дата


Примечание

7 б,к

1

Глава 1. Личность подростка (10 часов)

Переходный возраст.

Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста.4 Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью.

Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность

Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл понятий; высказывать суждения о причинах различного отношения к подросткам в разные исторические эпохи

Возраст, возрастная периодизация, подростковый возраст, тинейджеры, юность.

3 Сен(Чт)

4 Сен(Пт)


2

Задачи и трудности переходного возраста.

Задачи подросткового возраста. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; половозрастные роли в современном обществе, принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста.

Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей.



Уметь выделять проблемы подросткового возраста и способы борьбы с ними.

Эмоциональная независимость, система ценностей.

10 Сен(Чт)

11 Сен(Пт)


3

Быть взрослым./

Карманные деньги: за и против /рекомендация Минист.обр./

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

Основное понятие темы: взрослый.


Называть задачи, решаемые в подростковом возрасте; высказывать суждения по проблеме разногласий с родителями, знать о путях разрешения конфликтов с родителями

Взрослый

17 Сен(Чт)

18 Сен(Пт)


4

Физические изменения у подростков.

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.


Называть физические из­менения, происходящие в подростковом возрасте; высказывать личностное суждение о влиянии внеш­ности на характер подро­стка.

Самооценка

24 Сен(Чт)

25 Сен(Пт)


5

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.


Правильно использовать понятия и термины темы в своей речи; составлять перечень положительных и отрицательных черт ха­рактера;

Личность, темперамент, характер.

1 Окт(Чт)

2 Окт(Пт)


6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.

Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.


Ха­рактеризовать психологи­ческий портрет своей лич­ности

Способности человека, интеллект, настроение, эмоции

8 Окт(Чт)

9 Окт(Пт)


7

Самооценка подростка.

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение. Самопознание.

Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.


Со­относить самооценку лич­ности с влиянием семьи и успеваемостью в школе; предлагать пути коррекции



Самооценка, самовоспитание.

15 Окт(Чт)

16 Окт(Пт)


8

Выдающаяся личность

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.


Характеризовать истори­ческую личность (по плану учителя); объяснять роль личности в истории; опре­делять факторы влияния на становление выдаю­щейся личности; приво­дить примеры выдающих­ся личностей из истории и современности

Выдающаяся личность, одаренность.

22 Окт(Чт)

23 Окт(Пт)


9

Лидер и его качества.

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения.

Основные понятия темы: лидер; искусство общения.


Называть черты лидера. Характеризовать роль ли­дера в обществе, в подро­стковой среде; соотносить понятия «лидер» и «ответ­ственность». Приводить примеры деятельности лидеров, используя мате­риалы СМИ

Лидер, искусство общения.

29 Окт(Чт)

30 Окт(Пт)


10

обобщающий контроль по теме:

«Личность подростка»


Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины.


12 Ноя(Чт)

13 Ноя(Пт)


11

Глава 2. Подросток в социальной среде. ( 7 часов)

Социальная среда подростка.

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Основное понятие темы: социальная среда.


Знать понятия социальная среда, бедность, богатство. Знать факторы, влияющие на социальную среду подростка.

Социальная среда.

19 Ноя(Чт)

20 Ноя(Пт)


12

Подросток в группе.

Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые социальные группы; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Формальные и неформальные группы. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».


Знать классификацию групп, приводить примеры ситуа­ций, где решающее значе­ние имеет группа. Сравни­вать межличностные отно­шения в разных группах


26 Ноя(Чт)

27 Ноя(Пт)


13

Межличностные отношения.

Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях. Солидарность, лояльность, толерантность. Пути достижения взаимопонимания. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.



Знать понятия «межличностные отношения». Уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений.

Взаимопонимание, межличностные отношения.

3 Дек(Чт)

4 Дек(Пт)


14

«Мы» и «они».

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. Агрессивное поведение.«Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими».

Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».


приводить примеры ста­новления своих чужими и чужих своими; излагать суждения о причинах и по­следствиях конфликтов между пришлым населе­нием и местным; состав­лять алгоритм мирного сосуществования

Свои, чужие, другие, иные.

10 Дек(Чт)

11 Дек(Пт)


15

Мир знакомых и незнакомых людей.

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».


Формулировать правила поведения с незнакомыми людьми

Знакомые, незнакомые.

17 Дек(Чт)

18 Дек(Пт)


16

Социальный портрет молодежи.

Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи.

Основное понятие темы: молодежь.


Описывать ценности, на которые ориентируется молодёжь; высказывать суждение по решению проблем молодежи в со­временном обществе

Молодежь.

24 Дек(Чт)

25 Дек(Пт)


17

обобщающий контроль по теме: «Подросток в социальной среде».





14 Янв(Чт)

15 Янв(Пт)


18

Глава 3. Подросток и закон. (5 часов)

Юридические границы подросткового возраста.

Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации.

Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. Соотношение прав и обязанностей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Ответственность.

Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.


Характеризовать правовой статус подростка; расска­зывать о путях и методах защиты прав ребенка; объяснять взаимосвязь прав, свобод и обязанно­стей человека

Права, обязанности, ответственность.

21 Янв(Чт)

22 Янв(Пт)


19

Подросток как гражданин.

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Патриотизм и гражданственность. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.


Характеризовать статус подростка как гражданина России на основе 2 главы Конституции РФ; называть основные конституцион­ные права и обязанностей граждан; называть спосо­бы участия гражданина в политической жизни стра­ны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями

Паспорт, гражданство, гражданин, гражданские права и свободы, обязанности граждан.

28 Янв(Чт)

29 Янв(Пт)


20

Подросток и его права.

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Основное понятие темы: права ребенка.

Объяснять значение поня­тия «права человека»; объяснять пути реализа­ции прав подростка; назы­вать документы, деклари­рующие права человека, права ребенка

Права ребенка.

4 Фев(Чт)

5 Фев(Пт)


21

Опасный путь преступной жизни.

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой .Административные нарушения и меры административной ответственности. Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

Рассказывать о причинах противоправного поведе­ния и об уголовной ответ­ственности несовершен­нолетних; анализировать причины совершения пре­ступлений

Преступления, уголовная ответственность, административные нарушения.

11 Фев(Чт)

12 Фев(Пт)


22

обобщающий контроль на тему:

« Подросток и закон»



Обобщение ранее изученного материала


18 Фев(Чт)

19 Фев(Пт)


23

Глава 4. Образ жизни подростка (7 часов)

Подросток в обществе риска.

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания. Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их опасность для человеческого общества.

Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.


Называть источники риска, характеризовать подрост­ковые ситуации риска; вы­сказывать предположения о путях преодоления нега­тивного влияния источни­ков риска

Здоровье, алкоголизм, наркомания.

25 Фев(Чт)

26 Фев(Пт)


24

Проблема одиночества.



Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Характеризовать пути выхода из состояния одиночества

Одиночество.

3 Мар(Чт)

4 Мар(Пт)


25

Подростковая культура.

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых. Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура


Знать понятие «подрост­ковая культура» и пра­вильно употреблять его в речи; рассказывать о под­ростковой культуре и ее особенностях; устанавли­вать соотношение между подростковой и взрослой культурой; характеризо­вать систему ценностей подростка

Подростковая культура.

10 Мар(Чт)

11 Мар(Пт)


26

Образ жизни

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

Основное понятие темы: образ жизни.


Опреде­лять факторы, влияющие на образ жизни разных народов и его изменение; приводить примеры образа жизни лю­дей разных слоев общества, используя примеры из худо­жественных произведений

Образ жизни.

17 Мар(Чт)

18 Мар(Пт)


27

Досуг и отдых подростка.

Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

Музеи. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев.

Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.


Объяснять понятия «до­суг», «культурный досуг»; называть некоторые ха­рактерные черты человека на основе анализа его до­суга; объяснять назначе­ние учреждений культуры (театров, музеев, библио­тек)

Досуг, свободное время, культурный досуг. Отдых, музей.

31 Мар(Чт)

1 Апр(Пт)


28

Спорт

Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта. Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья. Социальная значимость здорового образа жизни. Физкультура и спорт как социальное явление.

Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.


Знать определение спор­та; объяснять роль спорта в различные исторические эпохи и в жизни современ­ного человека; выявлять различие между люби­тельским и профессио­нальным спортом; назы­вать популярные среди подростков виды спорта; характеризовать отрица­тельные последствия пас­сивного образа жизни

Спорт, профессиональный спорт, любительский спорт.

7 Апр(Чт)

8 Апр(Пт)


29

обобщающий контроль на тему: «Образ жизни подростков»






14 Апр(Чт)

15 Апр(Пт)


30

Глава 5. Подросток и его жилая среда (5 часов)

Город и село

Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры.

Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.




21 Апр(Чт)

22 Апр(Пт)


31

Город и село

Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.



город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.


28 Апр(Чт)

29 Апр(Пт)


32

Мой дом, мое жилище

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище..

Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.



дом; жилище; среда обитания; соседи.


5 Май(Чт)

6 Май(Пт)


33

Мой дом, мое жилище

Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Общественные отношения. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи



12 Май(Чт)

13 Май(Пт)


34

обобщающий урок на тему: «Подросток и его жилая среда»


Знать материал раздела «Образ жизни подростка», основные понятия темы.,


19 Май(Чт)

20 Май(Пт)


35

Итоговое повторение


Знать основные понятия темы


26 Май(Чт)

27 Май(Пт)



Контрольная работа № 1

по теме: «Личность подростка»


  1. В психологии и педагогике принято под подростковым возрастом понимать возраст

  1. от 10 до 15 лет

  2. от 12 до 16 лет

  3. от 14 до 18 лет

  4. от 10 до 18 лет


  1. Противоположное слово к слову «эгоизм»

  1. самолюбование

  2. альтруизм

  3. атеизм

  4. дружелюбие


  1. Выбери из списка характерные черты подростка. Выпиши цифры в порядке возрастания.

  1. стремление поскорее занять своё место в сообществе взрослых

  2. внимание легко переключается с одного объекта на другой

  3. экономическая независимость

  4. полная дееспособность

  5. противоречивость в поступках


4. Самооценка - это

1) оценка человеком самого себя

2) оценка поступков окружающих со своей точки зрения

3) устойчивое ощущение своей ущербности

4) внешняя привлекательность


5 . Комплекс неполноценности - это

1) оценка человеком самого себя

2) оценка поступков окружающих со своей точки зрения

3) устойчивое ощущение своей ущербности

4) внешняя привлекательность


6. Движение, развитие, внутренняя энергия – это

1) альтруизм

2) эгоизм

3) динамизм

4) акселерация


7. Расположи в правильной последовательности и запиши ответ цифрами:

1) младенчество

2) юность

3) старость

4) зрелость

5) отрочество


8. Убери «лишнее» слово

1) мужчина

2) старик

3) тинейджер

4) взрослый


9. К какому типу ты относишь свой темперамент? Почему? Напиши основные черты этого темперамента.


10. Что такое характер? Перечисли положительные и отрицательные черты характера.


11. Кого называют лидером? Какие качества должны быть у лидера?



Контрольная работа № 2

по теме «Подросток в социальной сред»

Вариант 1

1.Средства массовой информации являются:

а) ближайшей социальной средой подростка;

б) дальней социальной средой подростка;

в) не входят в социальную среду подростка.

 2.Известные мыслители древности Сократ и Гесиод:

а) видели в молодежи опору и надежду общества;

б) считали молодежь наиболее послушной частью обще­ства;

в) критиковали молодежь за плохое воспитание

3. Баскетбольный кружок является:

а) малой социальной группой;

б), большой социальной группой;

в) политической группой.

4. Понятие «конформизм» означает:

а) отстаивание своей собственной точки зрения;

б) изменение своего мнения или поведения под влияни­ем другого человека или группы;

в) противопоставление своего мнения или поведения группе.

5.Обязательным условием существования любой малой группы является:

а) принадлежность к одному поколению;

б) одинаковый тип темперамента;

в)взаимопонимание.

6. Какое понятие исторически появилось раньше дру­гих?

а) «Они»; б) «я»; в) «мы».

7. Примером толерантного поведения является:

а) конфликт на национальной почве;

б) переход из одной религии в другую;

в) совместная мирная поездка на футбольный матч фа­натов разных клубов

8. Доверительные личные отношения складываются между:

а) незнакомыми людьми;

б) малознакомыми людьми;

в) близкими знакомыми.

9. Полной дееспособностью не обладают представители:

а) младшей группы молодежи;

б) средней группы молодежи;

в) старшей группы молодежи

 10. Изменения, происходящие в современном российском обществе:

а) не влияют на взгляды молодежи и ее характерные черты;

б)влияют на взгляды и характерные черты молодежи;

в) cспособствуют росту инфантилизма среди молодежи.

 Вариант 2

1.Определите пример косвенного влияния на подростка:

а) родители из-за плохих оценок не отпустили подрост­ка на дачу с друзьями;

б) другу подростка за хорошее окончание учебного года купили новый компьютер;

в) после победы подростка в велогонке друзья стали от­ носиться к нему более уважительно.

2.Количество социальных групп на Земле:

а) меньше численности живущих людей;

б) превышает численность живущих людей;

в) совпадает с численностью населения Земли.

3.В составе социальной группы у человека:
а) формируются определенные ценности;

б) вырабатываются правила и нормы поведения;

в) формируется речь; г) верно все перечисленное.

4.Межличностные отношения характерны для:

а) большой социальной группы; б) малой социальной группы; в) национальной группы.

5. Определите, в каких ситуациях можно говорить о межличностных отношениях:

а) одноклассники отмечают день рождения товарища по классу;

б) зрители на стадионе болеют за футбольную команду;

в) люди в метро ждут прибытия поезда.

6. Какое понятие исторически появилось позднее дру­гих? а)«Они»; б) «я»; в) «мы».

7. Толерантность предполагает:

а) терпимость к чужому образу жизни, поведению, мне­ниям, вере;

б) навязывание своего образа жизни и идей;

в) нетерпимость к чужому образу жизни, поведению, ве­ре;

г) подчинение чужому образу жизни.

8. Исключительно деловые или формальные отношения характеризуют (определите неверную категорию): а) близких знакомых;

б) малознакомых; в) незнакомых.

9. Молодежный возраст имеет границы:

а) с 10 до 19 лет; б) с 7 до 25 лет; в) с 14 до 30 лет.

10. Определите инфантильное поведение:

а) молодой человек подрабатывает на почте в свободное от учебы время;

б) молодой человек отказывается от выбора профессии, предоставив принять решение родителям;

в) юноша берет на себя заботу о больной матери;

г) молодой человек занимается предпринимательской деятельностью;

д) девушка после окончания школы не желает ни рабо­тать, ни учиться.


















Контрольная работа № 3 по теме « Подросток и закон»


1. Под большой социальной группой понимают:
А) группы людей одного возраста
Б) группы людей одного пола
В) группы людей одной национальности
Г) всё вышеперечисленное
2. Возрастными границами молодёжи принято считать интервал:
А) 15-25 лет
Б) 16-30 лет
В) 14-30 лет
Г) 18-30 лет
3. Перечислите четыре проблемы молодёжи в современном обществе.
4. А) Малолетними называют детей от ____ до _____ лет
Б) Несовершеннолетние- это лица в возрасте от ____ до ____ лет
5. Способность приобретать и реализовывать права и обязанности – это:
А) правоспособность Б) дееспособность
В) законность Г) деликтоспособность

6. Уголовная ответственность в РФ наступает:
А) с 16 лет Б) с 18 лет
В) с 15 лет Г) с 13 лет

7. Система обязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены государством, охраняются им , это :
А) указ Б) постановление
В) право Г) закон

8. Принадлежность лица к данному государству называется:
А) подданством Б) почётом
В) национальностью Г) гражданством

9. Соотнесите понятия и определения:
А) Собрание 1) Публичное шествие людей с плакатами,
транспарантами.
Б) Митинг 2) Это совместное присутствие группы
граждан в определенном месте
для обсуждения или ре¬шения
определенной проблемы.
В) Демонстрация 3)массовое собрание граждан,
форма публичного выра¬жения
требований по конкретному вопросу.
10. Соотнесите права с их конкретным содержанием:
А) гражданские (личные) права 1) право избирать и быть избранными;
2) право на участие в управлении делами государства;
Б) политические права 3) право на неприкосновенность жилища;
4) право на свободу передвижения и выбор места
жительст¬ва
5) право на свободу и личную неприкосновенность;
6) право на объединение для защиты своих интересов


11. Соотнесите права и ответственность детей с их возрастом:
А) 14 лет 1) обращаться в суд
Б) 16 лет 2) заниматься предпринимательской деятельностью
3) получить паспорт
4) административная ответственность
5) участвовать в общественных организациях

12. Назовите обязанности граждан РФ.


Контрольная работа № 4

по теме «Подросток и закон»

1 вариант

1. Источники риска в жизни современных подростков : а) городские дороги б) шум в) спорт

2. Верны ли суждения ?

А. Одиночество – это иногда встречающееся острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские отношения

Б. Одиночество может способствовать развитию тяжелого расстройства личности.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верно и А и Б г) оба суждения неверны

3. К формальным подростковым обществам относят:

а) подростков, живущих на одной улице и общающихся вместе

б) группу обучающихся одного класса

в) группу обучающихся одной школы

4. «На работу житель этого района ездит на метро. Живет он в многоэтажном доме. В квартире есть холодильник и телевизор, изношенные, но работающие. Есть своя старая машина. В пище нет недостатка». Об образе жизни какой группы американцев идет речь в данном отрывке?

5. Даны определения понятий. Вам надо написать сами понятия.

а) Это учреждения, где собираются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка и организация доступа к ней читателей.

б) Часть внерабочего времени, которое включает время на домашний труд и самообслуживание, сон и еду, воспитание детей, отдых.

6. Составьте два предложения, используя понятие «подростковая культура».



















Контрольная работа № 4

по теме «Подросток и закон»


2 вариант

1. Источники риска в жизни современных подростков : а) шум б) влияние телевидения в) школа

2. Верны ли суждения?

А. Одиночество впервые появляется в юности.

Б. Одиночество – сложное явление, по одинаковому воспринимаемое разными людьми.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верно и А и Б

г) оба суждения неверны

3. Неформальная группа подростков:

а) подростки, живущих на одной улице и общающиеся между собой

б) группу обучающихся одного класса

в) группу обучающихся одной школы

4. «Они предпочитают питаться в ресторанах. Недоеденные блюда, как правило, забирают собой.. Живут они в пригороде, в двухэтажном доме, на верхнем этаже которого 3-4 спальни, на нижнем – гостиная, столовая и кухня. В доме гараж на две машины». Об образе жизни какой группы американцев идет речь в данном отрывке?

5. Даны определения понятий. Вам надо написать сами понятия

а) Это та часть свободного времени, которым человек располагает по своему усмотрению

б) Это научные, исследовательские и просветительские учреждения, которые создают, хранят, изучают памятники материальной и духовной культуры


6. Составьте два предложения, используя понятие «молодежная культура».



Итоговая контрольная работа № 5

за курс обществознания, 7

Общее число заданий в работе - 20. Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1 (А) содержит 14 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Оценка каждого задания этой группы - 1 балл.

Часть 2 (В) состоит из 6 заданий с открытым кратким ответом: слово, название документа. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 2 задания - по 1 баллу каждое, 3 задания - по 2 балла.

Часть 1 (А) №1. Совесть - это:

  • способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью

  • ценности и идеалы, усвоенные индивидом

  • “Внутренний голос”, подсказывающий человеку решение проблем

  • совокупность общечеловеческих ценностей

2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:

  • разумного эгоизма

  • живи сам - давай жить другим

  • поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой

  • поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

3. Личность - это

  • неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств

  • индивидуальные черты человека

  • цвет нации

  • набор способностей

4. Ребенком в РФ считается человек в возрасте:

  • до 16 лет

  • до 18 лет

  • до 14 лет

  • до 20 лет

5. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами по достижению:

  • 7 лет

  • 16 лет

  • 18 лет

  • с рождения

6. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

  • 14 лет

  • 18 лет

  • 16 лет

  • 20 лет

7. Парламент в России называется:

  • Федеральное Собрание

  • Сейм

  • Государственная Дума

  • Конституционный суд

8. Основной закон государства - это:

  • Конституция,

  • Уголовный кодекс,

  • Семейный кодекс,

  • Конвенция о правах ребенка

9. Старшеклассник совершил хулиганский поступок. Он является правонарушением. Найдите три признака, которые подтверждают данный вывод.

  • Это противоправное действие

  • Это виновное действие.

  • Это общественно опасное действие.

  • Это малозначительный проступок

10. Презумпция невиновности означает, что

  • вина обвиняемого (подсудимого) не доказана в судебном порядке;

  • преступником не рождаются, а становятся;

  • преступление совершено нечаянно;

  • преступление совершено по небрежности.

11. “Организатор, сообщник, пособник, исполнитель - это участники преступления”.

1) группового;

2) рецидивного;

3) случайного;

4) самостоятельного.

12. Садизм - это:

  • стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями;

  • помощь бедным;

  • стремление принести пользу окружающим;

  • причинение боли самому себе.

13. Вандализм - это:

  • умение приспосабливаться;

  • это моральное поведение;

  • бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей;

  • вид танца у древних племен вандалов.

14. Выпишите явления, относящиеся к духовной сфере деятельности:

  • монархия

  • физика

  • семья

  • библиотека

  • церковь

  • поликлиника

Часть 2 (В)

В 1. По действующим лицам определите название процесса:

Адвокат, прокурор, присяжные заседатели, секретарь, свидетели, зрители, охрана

В 2. В квартиру, где находились супруги и их сын, ворвались три бандита. Они требовали денег, угрожая зарезать женщину и ребенка. Муж схватил охотничье ружье и одним выстрелом убил одного бандита. Двое других убежали. Совершил ли муж преступление?

  • нет - это не преступление;

  • совершил, но в состоянии необходимой обороны;

  • не совершил, так как это была необходимая оборона;

В 3. Расставьте в логичной последовательности название одного и того же человека, совершившего преступление.

  • преступник;

  • подследственный;

  • обвиняемый;

  • задержанный;

  • подсудимый;

  • подозреваемый.

В 4. Какие качества человека могут: 1-удержать его от употребления наркотиков 2 - какие приблизить:

а) малодушие,

б) зависть,

в) мужество,

г) любопытство,

д) жизнерадостность,

е) стыдливость,

ж) трусость,

з) ум.

В 5. В Санкт-Петербурге было совершено одно из самых аморальных преступлений на Земле - был украден из музея блокадный кусочек хлеба. Возмущению ленинградцев не было предела. Какой вид преступления был совершен?

  • кража;

  • вандализм;

  • грабеж;

  • мошенничество.

В 6. Сопоставьте понятия и их словесную расшифровку:

общество,

А) биологический вид

индивид,

Б) отдельно взятый человек человек.

В) материальная часть мира, отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия











1 См. стандарт основного общего образования «Обществоведению» (включая экономику и право)

2 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.



3 См. стандарт основного общего образования «Обществоведению» (включая экономику и право)


4 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!