Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бегишевская средняя общеобразовательная школа
Вагайского района Тюменской области
"Рассмотрено" На педагогическом совете Протокол №__ от "___" _________ 20__ г | "Согласовано" Зам. директора по УВР ______С.В.Симонова "___" _________ 20__ г | "Утверждено" Директор школы _______ Г.Ж.Халиуллина "___" _________ 20__ г |
Рабочая программа
по учебному курсу
«Обществознание»
9 класс
Юнусова Розалия Миллинуровна
Фамилия Имя Отчество учителя,
____ квалификационная категория
Бегишево
2016 год
Пояснительная записка
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 9 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год).
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- Формирование целостного представления о социальных нормах.
- Формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
- Повышение общекультурного уровня учащихся, особенно их правовой культуры.
Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие задачи:
- Познакомить учащихся с понятиеми «социальные нормы», «права и обязанности граждан РФ»,«основы российского законодательства».
- Почувствовать себя частью общества и его будущим
- Научить выявлять отличительные черты отраслей права
- Использовать свои знания в будущей жизни.
- Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
- Привить любовь к Родине
- Дать знания о том как можно защитить свои права и какие органы можно считать правоохранительными, а какие судебными
- Формировать патриотические чувства
Описание места учебного предмета
- Рабочая программа ориентирована на 9 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ –основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями:
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Содержание тем учебного предмета
Введение (1 ч)
Тема 1. Политика (10 ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Тема 2. Право (23 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений.
Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Подведение итогов (1 ч)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Прогнозируемые результаты | Виды деятельности | Дата |
план | факт |
1. | Введение | 1 | | | | |
Глава I. Политика (10 ч) |
2. | Политика и власть | 1 | Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества. Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различ-ных источниках Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России | Работа с учебником Схема «Роль политики в жизни общества» Эссе «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» | | |
3-4. | Государство | 2 | Знать признаки и формы государства. Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать Конституцию и абсолютную монархию Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Работа с учебником Анализ ситуаций Схема: «Основные сферы жизни общества» Таблица «Ступени развития общества» Эссе «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек» Учебный проект «Идеальное госу-дарство» | | |
5-6. | Политические режи-мы | 2 | Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов. Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Работа с учебником Анализ документов Схема «Политические ре-жимы», «Формы правления» Эссе «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демокра-тия». | | |
7. | Правовое государст-во | 1 | Знать принципы правового государства. Уметь характеризо-вать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой Формирование ответственного отношения к учению, го-товности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей ин-диивидуальной траектории образования | Работа с учебником Схемы «Государственная власть», «Федеральное Соб-рание РФ» | | |
8. | Гражданское общес-тво и государство | 1 | Знать основные признаки гражданского общества. Уметь объ-яснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Работа с учебником Работа с со статистическими данными Проект «Наше участие в формировании гражданского общества» | | |
9. | Участие граждан в политической жизни | 1 | Знать, при каких условиях человек может сознательно участво-вать в политической жизни. Уметь оценивать значение принци-пов конституциионного строя; формулировать на основе при-обретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Работа с учебником Мини-проект «Участие моло-дежи в политической жизни» | | |
10. | Политические пар-тии и движения | 1 | Знать, что такое политические партии и общественные движе-ния. Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объ-яснять, почему в обществе возникают общественно-политичес-кие движения; анализировать роль политических партий и об-щественных движений в современном мире Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Работа с учебником Работа с документом Работа с инетрнет-ресурсом Мини-проект «Молодежная партия» | | |
11. | Контрольная работа по теме «Политика» |
Глава II. Право (23 ч) |
12. | Роль права в жиз-ни общества и го-сударства | 1 | Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитив-ного и естественного права Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Работа с учебником Схемы «Система законода-тельства», «Иерархическая лестница» | | |
13. | Правоотношения и субъекты права | 1 | Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений. Уметь характери-зовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму Формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики | Работа с учебником Работа с документом Таблица «Дееспособность» Эссе «Когда закон дает право, он дает также и средство его защиты» | | |
14. | Правонарушения и юридическая от-ветственность | 1 | Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности. Уметь решать практические задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи развитие мораль-ного сознания и компетентности в решении мораль-ных проблем на основе личност-ного выбора, фор-мирование нрав-ственных чувств и нравственного поведения, осоз-нанного и ответ-ственного отно-шения к собствен-ным поступкам | Работа с учебником Схема «Виды юридической ответственности» | | |
15. | Правоохранительные органы | 1 | Знать, какие органы называются правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | Работа с учебником Эссе «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице» | | |
16-17. | Конституция РФ. Основы консти-туционного строя. | 2 | Знать, почему Конституция является законом высшей юри-дической силы; принципы правового государства. Уметь ха-рактеризовать исторические этапы развития Конституции в России; анализировать основные принципы правового го-сударства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | Работа с учебником Работа с документом Схемы «Жизненные блага» Составить развернутый план Написать эссе «Наша Консти-туция» | | |
18-19. | Права и свободы человека и граж-данина | 2 | Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индиивидуальной траектории обра-зования | Работа с учебником Работа с документом Схема «Классификация прав человека» Решение задач | | |
20-21. | Гражданские правоотношения | 2 | Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений. Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | Работа с учебником Работа с документом Решение задач Составить презентацию Таблица «Гражданская деес-пособность несовершеннолет-них» Эссе «Договор дороже де-нег». | | |
22-23. | Право на труд. Трудовые право-отношения. | 2 | Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда. Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, фор-мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз-нанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Работа с учебником Работа с документом Решение задач | | |
24-25. | Семейные право-отношения | 2 | Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает ребенок. Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отно-шение к членам своей семьи | Работа с учебником Работа с документом Решение задач Эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе» | | |
26-27. | Административные правоотношения | 2 | Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Работа с учебником Работа с документом Заполнение таблицы «Черты административных правоот-ношений» Схема «Виды админист-ративных наказаний» Подобрать примеры админис-тративных правонарушений, касающихся норм общест-венного порядка и общест-венной морали | | |
28-29. | Уголовно-правовые отношения | 2 | Знать особенности уголовно-правовых отношений. Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, фор-мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз-нанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Работа с учебником Работа с документом Работа с интернет-ресурсом Схема «Признаки преступ-ления» Заполнить таблицу «Наказа-ния, применяемые к несовер-шеннолетнему» | | |
30. | Социальные права | 1 | Знать роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение. Уметь объяснять, почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | Работа с учебником Написать развернутый план Подобрать материал из газет | | |
31. | Международно-пра-вовая защита жертв вооружен-ных конфликтов | 1 | Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП. Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | Работа с учебником Работа с документом Работа с интернет-ресурсом | | |
32. | Правовое регули-рование отношений в сфере образования | 1 | Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами Формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики | Работа с учебником Работа с документом Написать эссе на тему «Плю-сы и минусы ЕГЭ», «Пот-ребность в образовании лежит в каждом человеке» | | |
33. | Итоговое повторение |
34. | Защита проектов |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Дрофа, 2008.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. М.: Школа-Пресс, 2000.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М.: Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М.: Легион, 2009.
Дыдко С.Н. Обществознание. 8–11 классы: справ. Материалы / С. Н. Дыдко. – М.: АСТ: Астрель: ПолиграфИздат, 2010.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный Портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.еgе.edu.ru
Федеральный совет по учебникам МОиН РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsu.edu.ru
Портал учебного книгоиздания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ndce.ru
Журнал Вестник образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apkpro.ru
Сайт издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv.ru –
Институт повышения квалификации Издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv.-ipk.ru
Сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.som.fio.ru
Сайт посвящен современной науке, в т.ч. общественным наукам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://postnauka.ru/
Соционет: информационное пространство по общественным наука. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socionet.ru/
Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
Актуальные новости общественной жизни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenta.ru
Фонд общественного мнения (социологические исследования). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fom.ru
Глоссарий по социальным наукам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/