СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования  и авторской программы  "Обществознание. 9 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 9 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Бегишевская средняя общеобразовательная школа

Вагайского района Тюменской области



"Рассмотрено"

На педагогическом совете

Протокол №__ от

"___" _________ 20__ г

"Согласовано"

Зам. директора по УВР

______С.В.Симонова

"___" _________ 20__ г

"Утверждено"

Директор школы

_______ Г.Ж.Халиуллина

"___" _________ 20__ г




Рабочая программа

по учебному курсу

«Обществознание»

9 класс


Юнусова Розалия Миллинуровна

Фамилия Имя Отчество учителя,

____ квалификационная категория








Бегишево

2016 год


Пояснительная записка


Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществоведения в 9 классе ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.



Общая характеристика учебного предмета


Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и авторской программы "Обществознание. 9 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2007 год).

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

- Формирование целостного представления о социальных нормах.

- Формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

- Повышение общекультурного уровня учащихся, особенно их правовой культуры.

Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие задачи:

- Познакомить учащихся с понятиеми «социальные нормы», «права и обязанности граждан РФ»,«основы российского законодательства».

- Почувствовать себя частью общества и его будущим

- Научить выявлять отличительные черты отраслей права

- Использовать свои знания в будущей жизни.

- Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.

- Привить любовь к Родине

- Дать знания о том как можно защитить свои права и какие органы можно считать правоохранительными, а какие судебными

- Формировать патриотические чувства



Описание места учебного предмета



  1. Рабочая программа ориентирована на 9 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.



Требования к уровню подготовки выпускников



 В результате изучения курса обществознания  обучающиеся  должны

знать/понимать:

основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ –основной закон страны;

- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других  нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Владеть   компетенциями:

  • Информационно- поисковой;

  • Учебно-познавательной;

  • Коммуникативной;

  • Рефлексивной;

  • Смыслопоисковой.

Практическое использование приобретенных знаний в  повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Содержание тем учебного предмета



Введение (1 ч)

Тема 1. Политика (10 ч.)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Тема 2. Право (23 ч.)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений.

Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Подведение итогов (1 ч)


























Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Прогнозируемые результаты

Виды деятельности

Дата

план

факт

1.

Введение

1





Глава I. Политика (10 ч)

2.

Политика и власть

1

Знать, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества. Уметь называть главные особенности политической власти; осуществлять поиск социальной информации в различ-ных источниках

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Работа с учебником

Схема «Роль политики в жизни общества»

Эссе «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу»





3-4.

Государство

2

Знать признаки и формы государства. Уметь называть различные точки зрения причин появления государства; сравнивать Конституцию и абсолютную монархию

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Работа с учебником

Анализ ситуаций

Схема: «Основные сферы жизни общества»

Таблица «Ступени развития общества»

Эссе «Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек»

Учебный проект «Идеальное госу-дарство»



5-6.

Политические режи-мы

2

Знать, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов. Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы; характеризовать развитие демократии в современном обществе

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Работа с учебником

Анализ документов

Схема «Политические ре-жимы», «Формы правления»

Эссе «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демокра-тия».



7.

Правовое государст-во

1

Знать принципы правового государства. Уметь характеризо-вать ветви власти; объяснять смысл понятия «право выше власти»; осуществлять поиск социальной информации; работать со схемой

Формирование ответственного отношения к учению, го-товности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей ин-диивидуальной траектории образования

Работа с учебником

Схемы «Государственная власть», «Федеральное Соб-рание РФ»




8.

Гражданское общес-тво и государство

1

Знать основные признаки гражданского общества. Уметь объ-яснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением; работать с документом по заданному алгоритму

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Работа с учебником

Работа с со статистическими данными

Проект «Наше участие в формировании гражданского общества»



9.

Участие граждан в политической жизни

1

Знать, при каких условиях человек может сознательно участво-вать в политической жизни. Уметь оценивать значение принци-пов конституциионного строя; формулировать на основе при-обретенных правовых знаний собственные суждения и аргументы; применять правовые и социально-экономические знания в процессе решения познавательных и практических задач; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Работа с учебником

Мини-проект «Участие моло-дежи в политической жизни»



10.

Политические пар-тии и движения

1

Знать, что такое политические партии и общественные движе-ния. Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий; объ-яснять, почему в обществе возникают общественно-политичес-кие движения; анализировать роль политических партий и об-щественных движений в современном мире

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Работа с учебником

Работа с документом

Работа с инетрнет-ресурсом

Мини-проект «Молодежная партия»



11.

Контрольная работа по теме «Политика»

Глава II. Право (23 ч)

12.

Роль права в жиз-ни общества и го-сударства

1

Знать основное назначение права в обществе, что закон является нормативным актом высшей юридической силы. Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитив-ного и естественного права

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Работа с учебником

Схемы «Система законода-тельства», «Иерархическая лестница»



13.

Правоотношения и субъекты права

1

Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений. Уметь характери-зовать субъекты правоотношений; работать с правовыми документами по заданному алгоритму

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики

Работа с учебником

Работа с документом

Таблица «Дееспособность»

Эссе «Когда закон дает право, он дает также и средство его защиты»



14.

Правонарушения и юридическая от-ветственность

1

Знать признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности. Уметь решать практические задачи; определять виды юридической ответственности; работать с документами; на основе ранее изученного материала; решать проблемные задачи

развитие мораль-ного сознания и компетентности в решении мораль-ных проблем на основе личност-ного выбора, фор-мирование нрав-ственных чувств и нравственного поведения, осоз-нанного и ответ-ственного отно-шения к собствен-ным поступкам

Работа с учебником

Схема «Виды юридической ответственности»




15.

Правоохранительные органы

1

Знать, какие органы называются правоохранительными. Уметь определять принцип правосудия; анализировать действия правоохранительных органов; решать проблемные задачи

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

Работа с учебником

Эссе «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице»



16-17.

Конституция РФ. Основы консти-туционного строя.

2

Знать, почему Конституция является законом высшей юри-дической силы; принципы правового государства. Уметь ха-рактеризовать исторические этапы развития Конституции в России; анализировать основные принципы правового го-сударства; на основе ранее изученного материала решать проблемные задачи

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

Работа с учебником

Работа с документом

Схемы «Жизненные блага»

Составить развернутый план

Написать эссе «Наша Консти-туция»




18-19.

Права и свободы человека и граж-данина

2

Знать особенности юридических норм (прав человека). Уметь характеризовать значимость права; анализировать правовые и юридические документы; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; определять значимость защиты прав человека; работать с документом по заданному алгоритму

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индиивидуальной траектории обра-зования

Работа с учебником

Работа с документом

Схема «Классификация прав человека»

Решение задач



20-21.

Гражданские правоотношения

2

Знать суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений. Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних; характеризовать виды гражданско-правовых договоров; делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение понятий; приводить примеры поведенческих ситуаций

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

Работа с учебником

Работа с документом

Решение задач

Составить презентацию

Таблица «Гражданская деес-пособность несовершеннолет-них»

Эссе «Договор дороже де-нег».



22-23.

Право на труд. Трудовые право-отношения.

2

Знать, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем значение дисциплины труда. Уметь анализировать документы, делать выводы; характеризовать трудовые правоотношения

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, фор-мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз-нанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Работа с учебником

Работа с документом

Решение задач




24-25.

Семейные право-отношения

2

Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор; что понимается под родительскими правами; какими правами и обязанностями обладает
ребенок. Уметь анализировать права и обязанности супругов, родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, нужна ли человеку семья; объяснять, почему семья является приоритетной формой воспитания детей; работать со схемой и правоведческими документами

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отно-шение к членам своей семьи

Работа с учебником

Работа с документом

Решение задач

Эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе»



26-27.

Административные правоотношения

2

Знать, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений. Уметь работать с документами; анализировать схему «Административное право»; делать выводы, высказывать собственные суждения

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Работа с учебником

Работа с документом

Заполнение таблицы «Черты административных правоот-ношений»

Схема «Виды админист-ративных наказаний»

Подобрать примеры админис-тративных правонарушений, касающихся норм общест-венного порядка и общест-венной морали



28-29.

Уголовно-правовые отношения

2

Знать особенности уголовно-правовых отношений. Уметь определять, какие виды наказаний и ответственности несут несовершеннолетние правонарушители; работать с документами; анализировать схемы по теме правовых отношений

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, фор-мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз-нанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Работа с учебником

Работа с документом

Работа с интернет-ресурсом

Схема «Признаки преступ-ления»

Заполнить таблицу «Наказа-ния, применяемые к несовер-шеннолетнему»



30.

Социальные права

1

Знать роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право по охране здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение. Уметь объяснять, почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе; анализировать международный пакт об экономических, социальных, культурных правах; выполнять творческие задания в рамках изученного материала

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

Работа с учебником

Написать развернутый план

Подобрать материал из газет




31.

Международно-пра-вовая защита жертв вооружен-ных конфликтов

1

Знать, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда было принято МГП. Уметь называть особенности и значение международного гуманитарного права; работать с документами

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

Работа с учебником

Работа с документом

Работа с интернет-ресурсом



32.

Правовое регули-рование отношений в сфере образования

1

Знать, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни; что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей. Уметь анализировать модернизацию современного образования; характеризовать основные принципы Конвенции о правах ребенка; работать с документами

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-временному уровню развития науки и общественной практики

Работа с учебником

Работа с документом

Написать эссе на тему «Плю-сы и минусы ЕГЭ», «Пот-ребность в образовании лежит в каждом человеке»



33.

Итоговое повторение

34.

Защита проектов



















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  3. Кодекс об административных правонарушениях.

  4. Конституция Российской Федерации.

  5. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. М.: Школа-Пресс, 2000.

  6. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.

  7. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

  8. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

  9. Семейный кодекс РФ.

  10. Трудовой кодекс РФ.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

  2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М.: Виктория Плюс, 2007.

  3. Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.

  4. Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

  5. Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М.: Легион, 2009.

  6. Дыдко С.Н. Обществознание. 8–11 классы: справ. Материалы / С. Н. Дыдко. – М.: АСТ: Астрель: ПолиграфИздат, 2010.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Мультимедийный компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Экран проекционный.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/

  2. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru

  3. Федеральный портал «Российское образование». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru

  4. Российский общеобразовательный Портал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru

  5. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.еgе.edu.ru

  6. Федеральный совет по учебникам МОиН РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsu.edu.ru

  7. Портал учебного книгоиздания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ndce.ru

  8. Журнал Вестник образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru

  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru

  10. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apkpro.ru

  11. Сайт издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv.ru –

  12. Институт повышения квалификации Издательства «Просвещение». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prosv.-ipk.ru

  13. Сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.som.fio.ru

  14. Сайт посвящен современной науке, в т.ч. общественным наукам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://postnauka.ru/

  15. Соционет: информационное пространство по общественным наука. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socionet.ru/

  16. Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/social2.htm

  17. Актуальные новости общественной жизни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lenta.ru

  18. Фонд общественного мнения (социологические исследования). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fom.ru

  19. Глоссарий по социальным наукам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glossary.ru/





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!