СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию ГОС 2004 г. 10-11

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию ГОС 2004 г. 10-11»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Колпаковская средняя общеобразовательная школа»



СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

_____________ Е.А.Дубовцева

«___» ______________ г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_____________ О.В.Чусова

«___» ______________ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию включая экономику и право

10-11 классы









Учитель:

Власова Любовь Леонидовна

1 кв. категория













Колпаковка

2014 г.

Содержание программы


1.   Пояснительная записка

2. Содержание учебного курса   

3. Распределение учебных часов по разделам программы

4. Календарно-тематическое планирование

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

7. Приложения:

- Критерии оценивания устных ответов, практических работ, тестовых заданий;

- Контрольно-измерительные материалы.



















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная рабочая программа составлена на основании:

-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г. №1312).

Программа курса «обществознание включая экономику и право» в 10-11 классах призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые изучаются на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях. В старшей школе преобладает рациональное начало, которое уделяет углубленное внимание теоретическим вопросам. Это позволяет обеспечить новый уровень обсуждения со старшеклассниками современных тенденций общественного развития, их более глубокий анализ.

Сложные понятия раскрываются через совокупность определений, каждое из которых характеризует лишь одну сторону рассматриваемого явления. Во многих случаях отсутствуют однозначные определения понятий и предлагается несколько определений какого-либо из них.

Цели:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления,

- социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к

- изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

Задачи:

1. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности

гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании

общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина,

для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального

образования или для самообразования;

2. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать,

систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия

в жизни гражданского общества и государства;

3. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и

общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-

бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми

способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в БУП.

Рабочая программа 10-11 классов рассчитана на 140 учебных часов, по 2 часа в неделю в каждом классе.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования

являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка

действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в

различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной,

критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,

выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на

вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

























Распределение учебных часов по разделам программы


10 класс

п/п

Раздел

Кол – во

часов

на изучение

Кол – во

Практических работ


Кол – во

Проверочных и

контрольных работ


1

Вводный урок

1



2

Научное познание общества

10

1


3

Развитие общества

11

1


4

Рыночная экономика

8

2

1

5

Сфера производства

10

4

1

6

Политическая система общества

16

1


7

Политическая жизнь общества

11

1


8

Итоговая контрольная работа

1


КИМ № 1

9

Резерв

2



ИТОГО

70

8

3


11 класс

п/п

Раздел

Кол – во

часов

на изучение

Кол – во

Практических работ


Кол – во

Проверочных и

контрольных работ


1

Закон и право

22

1

1

2

Социальная система общества

16


1

3

Культура и духовная жизнь

17


1

4

Повторение Итоговая контрольная работа включительно

11


11(КИМ № 2)

6

Резерв

4



7

ИТОГО

70

1

4

































































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Человек как творец и творение культуры

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Человек в системе общественных отношений

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.



Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.











































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО»

10 КЛАСС_70 часов_2 часа в неделю_2 часа резерв

п/п

Тема урока

Тип и форма урока

Элементы содержания

Требования к результату обучения

Домашнее задание

Оборудование

Формы контроля за результатом обучения

Дата

Предметно – информационная составляющая

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Ценностно – ориентацион-ная составляю-щая

П

Ф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Человек в системе общественных отношений

Комбинироавнный

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Девиантное поведение.


Знать понятия: Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Девиантное поведение.

Уметь анализировать и выделять главное.

Осознавать разницу между индивидуальным и общественным сознанием.

Записи

Мультимедиа

Фронтальный опрос


Научное познание общества 10 часов


2

Познание окружающего мира. Истина. Критерии истины

Комбинированный урок

Познание, проблема истинности и ложности знаний. Относительная истина. Критерии истины. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм. Эмпирический и теоретический уровень исследования, его компоненты. Основные формы и элементы философского постижения мира

Познание, знание, сенсуализм, рационализм, исследование, истина, дедукция ,индукция, фантазия, гипотеза, практика.

Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды и уровни человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.

Знать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального познания.


Уметь выявлять основные компоненты теоретического научного исследования Уметь проводить собственные исследования по вопросам, которые близки школьникам, используя знания об этапах научного исследования.

Осознавать смысл и суть процесса познания. Понимать «истину» в науке и ее отличие от «лжи».

§1, в.1,2

Мультимедиа

Проверка вопросов по параграфу


3

Основные формы и элементы философского постижения мира

Комбинированный урок

§1 вопросы и задания

Мультимедиа

Обсуждение практикума (мини-сочинение)


4

Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля


Комбинированный урок

Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад англ.,нем.,фр. философов 16-18вв. в развитие общ-ия. Влияние идей А.Смита и Д.Рикардо на развитие экономики. Вклад Н.Макиавелли в развитие политической мысли. Исследования культуры Э.Тайлора, Л.Моргана, Дж.Фрезера, О.Конта и зарождение социологии

Общественные науки: экономика, политология, культурология, психология, демография, этнография, антропология, история, социология.


Знать Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад англ.,нем.,фр. философов 16-18вв. в развитие общ-ия. Влияние идей А.Смита и Д.Рикардо на развитие экономики. Вклад Н.Макиавелли в развитие политической мысли. Исследования культуры Э.Тайлора, Л.Моргана, Дж.Фрезера, О.Конта и зарождение социологии

Общественные науки: экономика, политология, культурология, психология, демография, этнография, антропология, история, социология.


Уметь различать и давать характеристику основным этапам развития наук об обществе.

Уметь сравнивать различные философские воззрения, точки зрения, выявлять общее и различия, анализировать и делать выводы, обобщения.

Понимать различия во взглядах философов на общество и государство.

§2, в 4,5

Мультимедиа

Тест


5

Вклад европейских философов в развитие обществознания

Комбинированный урок

§2, в.1,2, практикум

Мультимедиа

Обсуждение вопросов параграфа, практикумов №1,2


6

Общество как совокупность различных сфер

Комбинированный урок

Понятие о биологических сверхорганизмах. Общество как высокоорганизованная форма совместной деятельности людей, как социальная иерархия и совокупность различных сфер. Общество как совокупность социальных институтов. Институты общества, их характеристики и роль в становлении человеческого общества. Институт как совокупность социальных организаций.

Общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, культурная сфера.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.


Знать функции и структурные элементы основных институтов общества.

Уметь давать характеристику образования и семьи как одного из социального института общества.

Успешно выполнять типичные социальные роли.

§3, таблица

Мультимедиа

Анализ таблицы


7

Характеристика главных институтов общества

Комбинированный урок

§3, вопросы и задания

Мультимедиа

Беседа по материалу параграфа


8

Цивилизация и ее характеристика. Важнейшие признаки цивилизации

Комбинированный урок

Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Взгляд на цивилизацию О.Шпенглера. Цив. как глобальная система ценностей. Роль религии как критерия выделения цивилизации. Цив. как степень социального и культурного развития страны. признаки цивилизации. Теория культурно-исторических типов Н.Данилевского. Культурное своеобразие России. Концепции цивилизации в современной науке: теория стадиального развития цивилизаций и теория локальных цивилизаций. Комплексный подход к пониманию цивилизации. Понятие менталитета. Цивилизация, культурно-исторический тип, менталитет, стадиальная теория цивилизации, теория локальных цивилизаций.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Знать, что такое цивилизация, какие существуют концепции ее понимания.

Уметь анализировать основные факторы, определяющие сущность цивилизации.

Разъяснять основные этапы эволюции цивилизации, сопоставляя их с конкретными факторами из истории;


§4, в.1,2,4

Мультимедиа

Фронтальный опрос по вопросам параграфа


9

Основные концепции цивилизации в современной науке: теория стадиального развития цивилизации и теория локальных цивилизаций.

Комбинированный урок

§4

Мультимедиа

Работа по таблице


10

Комплексный подход к пониманию цивилизации. Понятие менталитета


§4

Мультимедиа

Тест


11

Повторение. Формирование основ научного мышления в познании общества и социальных явлений

Повторительно-обобщающий урок

Основные понятия из раздела.

Контроль ЗУН.

§1-4


Семинар «Научное познание общества»


Развитие общества 11 часов


12

Характеристика трех стадий в истории человеческого общества


Урок изучения нового материала

Стадии исторического общества: общество охотников и собирателей, аграрное и индустриальное. Хронологические рамки и зарождение современного общества, его отличительные черты. Урбанизация и индустриализация как факторы изменения современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки.

Закон ускорения истории, традиционное и индустриальное и постиндустриальное общества, урбанизация, индустриализация.

Знать характерные особенности современного общества.

Уметь на основе конкретных исторических фактов объяснить сущность индустриального и постиндустриального обществ.

Уметь анализировать сообщения СМИ о различных событиях в мире с точки зрения выявления особенностей современного общества.

Ориентироваться в периодизации стадий развития общества.

§5, с.39-42

Мультимедиа

Беседа по параграфу


13

Индустриальное и постиндустриальное общество

Комбинированный урок

§5, с.42-45


Работа с таблицей (практикум)


14

Сущность теории модернизации. Роль НТП в модернизации общества

Урок изучения нового материала

Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса как стержня процесса модернизации. Роль технического прогресса. Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Особенности заимствования западных технологий и капиталовложений. Специфика органической и неорганической модернизации. Понятие о «догоняющем» развитии. Особенности модернизации в России.

Органическая модернизация, неорганическая модернизация, технический прогресс

Знать: Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса как стержня процесса модернизации. Роль технического прогресса. Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Особенности заимствования западных технологий и капиталовложений. Специфика органической и неорганической модернизации. Понятие о «догоняющем» развитии. Особенности модернизации в России.


Уметь сравнивать на основе конкретных исторических примеров особенности модернизации. Уметь анализировать современные экономические и политические преобразования в стране с научной точки зрения их влияния на состояние общества.

Разъяснять сущность понятия модернизация с точки зрения современной науки.


§6, с.47


Фронтальный опрос по заданиям параграфа


15

Специфика органической и неорганической модернизации

Комбинированный урок

§6, с.48-52

Мультимедиа

Проблемный вопрос, практическое занятие


16

Особенности модернизации в России

Комбинированный урок

§6, вопросы, практикум


Тест


17

Характеристика проявления процесса глобализации в современном обществе


Урок изучения нового материала

Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Наднациональные органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Процесс приобщения к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль компьютерных технологий в глобализации общества. Воздействия телевидения на современное общество.

Глобализация, наднациональные единицы различного масштаба, СМИ.

Знания и навыки. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества.

Рациональное экономическое поведение потребителя, семьянина, работника и гражданина.


Знать, что такое глобализация общества и какие факторы способствуют этому процессу.

Уметь анализировать и выделять главное.

Критически воспринимать информацию СМИ.

§7, с.54-55

Мультимедиа

Беседа по вопросам


18

Воздействие СМИ на современное общество

Комбинированный урок

§7, с.56-58

Мультимедиа

Таблица – сравнительный анализ модернизации


19

Понятие о мировой системе и мировом сообществе

Комбинированный урок

Мировая система и мировое сообщество. Теория мировой системы И.Валлерштайна, мировое разделение труда. Характеристика сообществ. Государственные полупериферии и периферии. Соц-эк. и полит.особенности стран «третьего мира» Новая структура мирового сообщества. Понятие «транснационального мира». Постиндустриальный север, высокоиндустриальный запад, развивающийся новый восток, сырьевой юг. Геополитическая перестройка мира. Характерные тенденции нового международного пространства.

Мировое сообщество, ядро мировой системы,

Полупериферия мировой системы, периферия мировой системы, третий мир.

Процессы глобализации. Угрозы и вызовы XIX века.

Знать, что представляет собой мировая система и из каких частей она состоит.

Уметь анализировать и выделять главное.

Осознавать роль России в мировой системе обществ.

§8, с59-60


Вопросы к параграфу 1-3


20

Теория мировой системы И.Валлерштайна

Комбинированный урок

§8, с.59-63


Проблемный вопрос


21

Геополитическая перестройка мира. Характерные тенденции нового международного пространства

Комбинированный урок

§8,вопросы


Тест


22

Повторение. Особенности модернизации российского общества на современном этапе.

Повторительно-обобщающий урок


Контроль ЗУН.

§5-8

Мультимедиа

Практическая работа


Рыночная экономика 8 часов


23

Характеристика рыночной экономики

Урок изучения нового материала

Влияние денег на потребности, желания и поведение потребителей. «+» и «-» рыночной экономики. Обмен – начало рыночной экономики, его зарождение и эволюция. Конкуренция и дефицит. Экономические блага и их распределение. Труд как дефицитный ресурс. Общественное производство в рыночном обществе. Процесс и условия организации бизнеса. Закон убывающей доходности. Возрастание доходности и увеличение масштабов производства. Основные тенденции развития массового производства. Феномен массового потребителя и расширение потребностей.

Рыночная экономика, конкуренция, рыночное производство.


Знать, что представляет собой рыночное общество.

Уметь анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества.

Уметь характеризовать институт торговли, показывая его роль в историческом контексте эволюции различных обществ.

Грамотно организовывать экономическую деятельность в разных областях.

§9, с.65-67-


Беседа по параграфу


24

Процесс и условия организации бизнеса

Комбинированный урок

§9, с.67-68, вопросы

Мультимедиа

Практическое занятие


25

Основные тенденции развития массового производства и массового потребления

Комбинированный урок

§9, с.69-71, проблема


Беседа по практикуму


26

История развития рыночного общества

Комбинированный урок

Зарождение рыночного общества из института торговли. Обмен и торговля. Развитие торгового капитализма. Зарождение и развитие промышленного капитализма. Капитализм в с/х. Особенности капитализма в современной России и период первоначального накопления капитала. Современный капитализм как тип смешанной экономики, ее структура и особенности. Современные формы капитализма. Понятие соц-ориентированной рыночной экономики. Интернационализация хозяйственной жизни и влияние международных экономических организаций на развитие российского общества.

Обмен, торговля, торговый капитал, смешанная экономика.

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты, необратимые затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.


Знать особенности формирования кап. отношений в странах мира. Знать современные формы капитализма, проявляющиеся в различных государствах.

Уметь анализировать основные черты экономических отношений в России;

Понимать особенности развития капитализма в современной России.

§10, вопросы


Исправление Текста с историческими ошибками


27

Особенности развития капитализма в современной России

Комбинированный урок

§10, проблема, практика

Мультимедиа

Тест


28

Сущность капиталистического производства

Комбинированный урок

Сущность капиталистического производства.Различие между работой ,занятием и трудом: определение понятий. Праметры работы: субъект, объект, средства, рабочие, рабочее место, рабочее время, задание, процесс труда. Наемные работники и наниматели. Труд как товар при капитализме. Вознаграждение и з/плата. Цена рабочей силы и базис вознаграждения. Рынок труда и контроль рыночного предложения. Квалификация и квалификационный разряд. Квалифицированный и неквалифицированный труд. Простой и сложный труд, характер задания. Оценка профессионализма работника, формальная и реальная квалификация. Качество работы. Интеллектуальное разделение труда между работниками физического и умственного труда.

Капитализм, специализация, квалификация.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.


Знать особенности взаимодействия между трудом и капиталом

Уметь анализировать и выделять главное.

Разъяснять сущность специализации труда.

§11, с.82-84


Вопросы параграфа


29

Профессионализм работника. Квалификация.

Комбинированный урок

§11, с.84-88

Мультимедиа

Практическая работа (практикум №1,2)


30

Повторение. Историческая эволюция капитализма и его черты в современном российском обществе.

Повторительно-обобщающий урок


Контроль ЗУН

§


Урок - аукцион


Сфера производства 10 часов


31

Материальное производство как процесс создания материальных благ и услуг.

Урок изучения нового материала

Материальное производство как процесс создания материальных благ. Отрасль промышленности, ее критерии. Валовый национальный продукт, его структура и роль в экономике. Добывающая и обрабатывающая отрасли. Производство средств производства и производство предметов, их роль в экономике страны.

Предприятие как отрасль и юридическое лицо. Государственные, акционерные и частные предприятия. Функции предприятия. Специализация внутри предприятия и производственные цеха. Фирма как экономический и юридический агент. Валовый национальный продукт, предприятие, фирма, отрасль, закон спроса и предложения, маркетинг

Знать, что такое производство и что составляет его основ .


Уметь характеризовать основные отрасли производства страны.

Уметь характеризовать модели поведения производителя на рынке.

Разъяснять особенности хозяйственных субъектов – предприятий и их роль в экономике страны.

Понимать особенности действия закона спроса и предложения в условиях рыночных отношений;

§12


Беседа


32

Характеристика предприятия

Комбинированный урок

§12, проблема, практикум


Тест


33

Сущность предпринимательства и бизнеса. Понятие о малом бизнесе

Комбинированный урок

Производство как техническое и экономическое понятие. Появление и сущность предпринимательства. Разграничение между предпринимательством и бизнесом. Понятие о малом бизнесе и его отличительные черты. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости и удовлетворении потребительского спроса. Малый бизнес как экономическая основа демократии. Преимущества малых предприятий над крупными. Проблемы малого бизнеса. Представление о семейном бизнесе. Особенности большого (корпорации) и малого (предпринимательство) бизнеса Формы организации бизнеса. Организационные, экономические и юридические особенности корпорации. Роль акционеров в корпорации, их права и возможности.

Предпринимательство, бизнес ,малый бизнес, товарищество, корпорация, акционеры

Знать в чем заключается сущность предпринимательства как социального и экономического института общества.

Знать особенности организации малого бизнеса и его роль в экономике страны.

Уметь давать характеристику различным формам организации бизнеса, приводя конкретные примеры тех или иных предприятий.

Понимать сущность предпринимательства роль малого бизнеса в современном обществе.

§13, с.99-101-


Беседа по вопросам


34

Роль и проблемы малого бизнеса в современном обществе

Комбинированный урок

§13, с.101-104


Вопросы проблемного характера


35

Формы организации бизнеса

Комбинированный урок

§13, с.104-106, вопросы

Мультимедиа

Практическая работа


36

Рынок, биржа, банк – как основа финансовой инфраструктуры.


Комбинированный урок

Рынок ,биржа, и банк как основа финансовой инфраструктуры. Биржа, история ее развития. Биржа – канал рыночной информации. Задачи и функции банков в рыночной экономике. Банки в роли финансовых посредников. Коммерческие кредиты и ссуды. История формирования банковских институтов. Понятие о финансовом капитале. Банковский процент и банковские резервы. Покупка и продажа акций банками. Законные и незаконные формы поведения банков в экономике. Слияние банков.

Рынок, биржа, банк, брокеры, дилеры


Знать, что включается в понятие «инфраструктура», какова ее основа.

Уметь характеризовать разные виды рынков.


Объяснять функционирование различных видов бирж.

§14, вопросы


Практическая работа


37

Задачи государства по руководству экономикой

Комбинированный урок

Задачи государства по руководству экономикой. Экономические функции государства в совр. обществе . Налогообложение и бюджет. Функции ,виды налогов. Особенности налогообложения в России. Государственные и личные бюджеты как финансовые планы. Понятие о дефиците бюджета. Внутренний и внешний государственный долг. Государственное банкротство. Российский гос.долг. Статьи госрасходов. Повышение налогов. Субсидирование срциальной сферы.

Государственный бюджет, налогооблажение, прямые налоги ,государственный долг.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.


Знать, в чем заключается деятельность государства как экономического субъекта.

Уметь выделять главные функции государства в рыночной экономике, какими механизмами (рычагами) государство может пользоваться для осуществления регулирования

Видеть роль налогов и госбюджета в осуществлении экономических задач государства.

§15, с.115-116

Мультимедиа

Фронтальный опрос


38

Основные экономические функции государства в обществе

Комбинированный урок

§15, с.116-118


Практическая работа


39

Бюджет страны. Бюджет города Первоуральска

Комбинированный урок

§15, с118-120


Практическая работа


40

Повторение. Малый бизнес и предпринимательство, экономическая инфраструктура производства.

Повторительно-обобщающий урок


Контроль ЗУН.

§12-15

Мультимедиа

Проверочная

работа

Тест


Политическая система общества 16 часов


41

Типология видов власти М.Вебера

Урок изучения нового материала

Типология видов власти М.Вебера. происхождение и особенности харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть и ее юридическая основа. Легальная власть и демократическое государство

Харизматическая власть, традиционная власть, легальная власть, легитимная власть.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.


Знать суть политики как общественного явления. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.


Уметь сравнивать типы власти и делать обобщающие выводы;

Уметь приводить примеры комбинации трех типов власти.

Понимать особенности организации жизни в демократическом и не демократическом государстве.

§16,с.122-127


Беседа


42

Легальная власть и демократическое государство


§16, практикум

Мультимдиа

Обсуждение проблемного вопроса


43

Государство как важнейший элемент политической системы общества

Комбинированный урок

Государство как важнейший элемент политической системы. Французские просветители и договорная теория. Территориальная организация государства государства. Государство как политическая организация общества. Автономии, местные власти, политическое пространство. Типология форм территориального устройства государства. Унитарная форма государства и однонациональная страна. Федеративное устройство и многонациональные страны. Нестабильность конфедерации, ее исторические формы.

Государство, унитарное государство, конфедерация, политическая система общества, правовое государство.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политическая идеология.

Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации.


Знать, что такое территориальная организация государства.

Знать отличительные признаков типов и форм государства.

Уметь анализировать и выделять главное.

Понимать особенности организации государства.

§17, таблица


Таблица


44

Французские просветители и договорная теория государства

Комбинированный урок

§17, с. 128-129


сообщения


45

Территориальная организация государства

Комбинированный урок

§17, с.129-130


Конспект


46

Государство как политическая организация общества. Автономии, местные власти, политическое пространство.

Комбинированный урок

§17, с. 130-131


Фронтальный опрос


47

Типология форм территориального устройства государства.

Комбинированный урок

§17, с. 132-133


Схема


48

Унитарная форма государства и однонациональная страна.

Комбинированный урок

§17

Мультимедиа

Беседа


49

Федеративное устройство и многонациональные страны

Комбинированный урок

§17, 133-134


Проблемный вопрос


50

Нестабильность конфедерации, ее исторические формы

Комбинированный урок

§17, вопросы практикума


Тест


51

Исторические культурные варианты самоуправления.

Комбинированный урок

Исторические культурные варианты самоуправления. История самоуправления в России. Круг местного самоуправления, состав, структура руководящих органов. Функции местного самоуправления в демократическом обществе. Отличие местного самоуправления от государственного управления. Самоуправление и территориальная община в современной России.

Местное самоуправление, земство, территориальная община.

Знать основные типы избирательной системы и сущность политического процесса.

Уяснить, что такое политическое участие


Анализировать формы (виды) политического участия.

Характеризовать роль и функции местного самоуправления.


§18, с. 135-136


Таблица


52

История самоуправления в России

Комбинированный урок

§18, с.136-138

Мультимедиа

Сообщения


53

Круг местного самоуправления, состав, структура руководящих органов. Функции местного самоуправления в демократическом обществе.

Комбинированный урок

§18, с.138-139


Схема


54

Отличие местного самоуправления от государственного управления.

Комбинированный урок

§18, с.139-141

Мультимедиа

Беседа


55

Самоуправление и территориальная община в современной России

Комбинированный урок

§18, вопросы


Практическая работа


56

Повторение. Федеративное устройство российского государства, его специфика и проблемы развития.

Повторительно-обобщающий урок


Контроль ЗУН.

§16-18


Дискуссия


Политическая жизнь общества 11 часов


57

Представление о политической жизни общества, участники и субъекты действия. Факторы политической жизни общества.

Урок изучения нового материала

Представление о политической жизни общества, участники и субъекты действия. Факторы политической жизни общества. Политический режим. Авторитарный режим. Разновидности тоталитарного режима. Демократический режим и демократическое общество.

Политический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, демократический режим, гражданство, натурализация.


Знать Представление о политической жизни общества, участники и субъекты действия. Факторы политической жизни общества. Политический режим. Авторитарный режим. Разновидности тоталитарного режима. Демократический режим и демократическое общество.

Политический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, демократический режим, гражданство, натурализация.


Уметь сравнивать правовое государство и гражданское общество.

Характеризовать тоталитарное государство, режимы власти, выявлять их особенности

§19, с.143-144

Мультимедиа

Опорный конспект


58

Политический режим.

Комбинированный урок

§19, с.144-146


Схема


59

Авторитарный режим

Комбинированный урок

§19, с.146-149


Схема


60

Разновидности тоталитарного режима

Комбинированный урок

§19, таблица


Таблица


61

Демократический режим и демократическое общество

Комбинированный урок

§19, практикум

Мультимедиа

Тест


62

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан

Комбинированный урок

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан. Политические партии. Выборы. Референдумы . Формы и виды партийной деятельности. Структура, организация партии. Ее роль и функции. Программа и содержание партии.

Политическое участие, автономное политическое участие, мобилизованное политическое участие, избирательная система, референдум, плебисцит, партия, голосование, политическая программа

Знать основные типы избирательной системы и сущность политического процесса.

Уяснить ,что такое политическое участие

Анализировать формы (виды) политического участия.

Анализировать способы управления политической жизнью.


Характеризовать роль и выборов в органы власти.


§20, с151-153


Схема


63

Политические партии. Выборы. Референдумы

Комбинированный урок

§20, с153-154


Таблица


64

Формы и виды партийной деятельности. Структура, организация партии. Ее роль и функции. Программа и содержание партии.

Комбинированный урок

§20, с154-159


Вопросы практикума


65

Политические группы как субъекты политической жизни.

Комбинированный урок

Классификация субъектов политической эизни. Различие между группами давления и группами интересов. Их функции и способы осуществления. Законные и незаконные формы деятельности групп интересов. Функции и формы деятельности лоббистских групп в России .Элементы лоббистской тактики. Элита и истеблишмент, их состав и функции. Различные виды элиты. Феномен «четвертой власти» , особенности российской элиты.

Группа давления, группа интересов, лобби, элита.

Знать функции и формы лоббистских групп в России, роль элиты в жизни страны.

Характеризовать субъекты политической жизни и классифицировать.

§21, с.161163


Вопросы по параграфу, беседа


66

«Лобби», лоббистская тактика

Комбинированный урок

§, 21с.163-167


Практическая работа


67

Урок – семинар «Я и политика»

Деловая игра

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство. Политическая культура. Влияние средств массовой информации на поведение избирателя.



§




68

Итоговая контрольная работа

Итоговый контроль


Контроль ЗУН.

Записи


КИМ № 1


69-70

Резерв.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО»

11 КЛАСС_70 ЧАСОВ_2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ_РЕЗЕРВ 4 ЧАСА

Тема урока

Количество часов

Тип и форма урока

Элементы содержания

Требования к результату обучения

Формы контроля за результатом обучения

Домашнее задание

Дата проведения

Предметно – информационная составляющая

Деятельностно – коммуникативная составляющая

Ценностно – ориентацион-ная составляю-щая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ЗАКОН И ПРАВО 22 ЧАСА

1-2

Происхождение права, его формы и структура.

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Основные концепции о происхождении и сущности права. Структура права. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц

Знать определение понятий: право, публичное право, частное право

Конституция РФ, нормы права, отрасли права.

Уметь:

объяснять сущность отдельных концепций правопонимания; разъяснять сущность правовой системы и системы права; иерархию соподчинения нормативно-правовых актов; аргументировано доказывать значимость права в обществе; разъяснять действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Понимать сущность права.

Тест. Схема «Правотворчество» Схема «Отрасли права». Таблица «Право и мораль». Таблица «Теории происхождения права», практикум

§ 1 (§ 22), вопросы, проблема


3-4

Правовая система и источники права.

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Понятие и система источников права. Обычай. Судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты

(основные виды). Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц

Знать определения понятий: источник права, правовой обычай, обычай делового договора. Судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право, закон подзаконный акт, федеральный конституционный закон, договор, локальный нормативный акт, «предмет ведения», дипломатический иммунитет.

Уметь различать источники права, характеризовать их особенности. Объяснять правила, согласно которым законы вступают в силу.

Понимать особенности происхождения права.

Дискуссия на тему «Роль прецедента в регулировании общественных отношений»

§ 1 (§ 22), вопросы


5-6

Правосудие в современной России

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Правосудие и эволюция судебной системы в России. Судебная система РФ. Основные принципы российского судопроизводства.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Конституционное судопроизводство.


Знать определения понятий коллегиальность, присяжные заседатели, принципы судопроизводства, кассация, инстанция, судебная система.

Уметь составлять исковое заявление, разъяснять особенности российского судопроизводства, описывать судебную систему РФ.

Давать оценку современной судебной системе России.

Составление искового заявления. Определение понятий. Участие в деловой игре.

§ 2 (§ 23),

вопросы 1,2,4

(письменно)


7-8

Правонарушения и юридическая ответственность

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Поведение человека в правовой сфере. Юридическая ответственность и её виды. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие юридическую ответственность

Знать, что такое юридическая ответственность, когда она наступает; определения понятий юридическая ответственность, правонарушение, презумпция невиновности, отклоняющееся поведение.

Уметь характеризовать состав правонарушения, различать поступки человека с точки зрения правомерности и неправомерности поведения.

Понимать сущность юридической ответственности.

Схема «Обстоятельств, исключающие преступность деяния» Таблица «Виды юридической ответственности «Схема «Юридическая ответственность»

§ 3 (§ 24),

проблема(эссе)


9-10

Основы конституционного права РФ

2

Комбинированный

урок

Урок обобщения и закрепления знаний (лабораторная работа


Гражданство в Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.


Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.

Структура Конституции РФ

Знать, что является предметом и методами конституционного права.

Называть даты принятых в нашей стране конституций, характеризовать их особенности.

Анализировать структуру Конституции, её содержание.


Объяснять понятия: конституционное право, учение о конституции. Характеризовать особенности общественных отношений, регулируемых конституционным правом.


Работа с текстом Конституции РФ. Задание на сравнение содержание Конституции с содержанием Устава области, статьями Всеобщей декларации прав человека

работа с конспектом урока, индивидуальные задания, вопросы, практикум


11-13

Правовой статус человека и гражданина

3

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина

Знать содержание статей о правах и свободах человека.

Понимать цели ограничения прав и свобод человека.

Знать классификацию прав человека.

Иметь представление о развитии идей о правах человека.

Называть элементы, составляющие правовой статус человека и гражданина, понимать их взаимосвязь.


Объяснять понятия: естественные права человека, поколение прав.

Объяснять понятия: правовой статус, лицо без гражданства, субъективные права и обязанности, общий правовой статус, специальный правовой статус, индивидуальный правовой статус.

Объяснять разницу между правами человека и правами гражданина.

Работа с текстом Конституции РФ. Задание на сравнение содержание Конституции с содержанием Устава области, статьями Всеобщей декларации прав человека

работа с конспектом урока, индивидуальные задания, вопросы, практикум


14

Права человека и их защита

1

Контрольный урок


Знать основные понятия раздела.

Уметь применять полученные знания на практике.

Использовать полученные знания на практике.


Повторение основных терминов и определений темы


15

Основы трудового права РФ

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Предпринимательство и закон. Трудовые права граждан России. Заключение и прекращение трудового договора

Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности, особенности регулирования трудовых правоотношений; определения понятий субъект права, физическое лицо, юридические лица, правоспособность, дееспособность, трудовой контракт, брачный контракт, частное право, эмансипация.

Уметь разъяснять сущность правоспособности и дееспособности субъектов правоотношений; составлять трудовой договор, брачный контракт.

Использовать полученные знания на практике.

Составление трудового договора. Схема «Субъекты права» Анализ правовых документов. Подбор и анализ материалов СМИ о нарушениях частного права

§ 4 (§ 25),, эссе «Кто не работает, тот не ест», «Нужна ли безработица в условиях рыночной экономики»


16-17

Основы административного права РФ

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Административное право. Субъекты административных правоотношений. Источники административного права. Ответственность за административные правонарушения. Признаки административных правонарушений. Административная ответственность. Суть административных наказаний. Виды административных наказаний. Кодекс об административных правонарушениях.

Особенности административной юрисдикции.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать общеизвестные.

Использовать полученные знания на практике.

Составить схемы «Источники административного права», «Признаки административного права».

Работа с нормативными документами. Решение правовых задач по теме

работа с конспектом урока, индивидуальные задания, вопросы, практикум


18

Уголовное право Российской Федерации. Задачи и принципы уголовного права

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Уголовное право. Принципы российского уголовного законодательства. Источник уголовного права. Структура и особенности Уголовного кодекса

(УК) РФ.

Особенности уголовного процесса.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Использовать полученные знания на практике.

Составить кластер «Уголовное право», схему «Источники уголовного права»

работа с конспектом урока, индивидуальные задания, вопросы, практикум


19

Понятие преступления и наказания в уголовном праве

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Преступление и его признаки. Состав преступления. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив. Группы преступлений., предусмотренные особенной частью УК РФ. Преступления против личности. Преступления в сфере экономики.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Использовать полученные знания на практике.

Составить синквейн

« Преступление». Решение правовых задач. Работа с УК РФ

работа с конспектом урока, индивидуальные задания, вопросы, практикум


20-21

Основы гражданского права в РФ

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Гражданское право. Отношения, регулируемые гражданским правом. Участники гражданско-правовых отношений. Физические и юридические лица. Источники гражданского права. Особенности гражданского кодекса РФ.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.


Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Использовать полученные знания на практике.

Составить схему «Источники гражданского права», словарик темы

работа с конспектом урока, индивидуальные задания, вопросы, практикум


22

Право и закон в нашей жизни

1

Комбинированный

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

Экологические правонарушения. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.




Знать:

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

Экологические правонарушения. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.


Уметь:

анализировать и выделять главное.

Использовать полученные знания на практике.

Контрольное обобщение по разделу I. Проверочная работа.


Повторение основных терминов и определений темы


Социальная система общества 16 ЧАСОВ

23-24

Социальная стратификация


2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Социальная стратификация и её сущность. Рабство, кастовое общество, сословное и классовое общество как система социальной стратификации.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация.

Знать определения понятий страта, класс, рабство, сословие, престиж, власть.

Уметь объяснять сущность социальной стратификации; объяснять положение моделей определенного социального класса.

Использовать полученные знания на практике.

Составление схемы «типы стратификаций». Определение понятий.

§ 5 (§ 26),решение проблемной задачи


25-26

Социальная мобильность

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Социальный статус. Социальная мобильность, её виды.

Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.


Знать определения понятий социальная роль, социальная мобильность, жизненные стратегии, приписываемый статус, достигаемый статус.

Уметь объяснять сущность социального статуса; характеризовать основные виды социальной мобильности; анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности

Использовать полученные знания на практике.

Составить таблицу «Виды социальной мобильности», словарик темы

§ 6 (§ 27), вопросы 3,4( письменно), индивидуальные сообщения: обряд сватовства, обряд помолвки, свадебные обряды разных народов


27

Зачетный урок по теме «Социальная система общества»

1

Урок обобщения и закрепления знаний





Тестирование по основным вопросам темы

повторение основных терминов и определений темы


28-30

Семья и брак

3

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Добрачное поведение. Брак и создание семьи. Современная семья.

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.


Знать роль семьи в развитии общества; функции брака и семьи; определения понятий брак, семья.

Уметь пояснять сущность брака как социального института общества; анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов.

Осознавать значение и положение семьи в современном обществе.

Эссе по эпиграфам к уроку. Сообщения. Составление родословной таблицы «Функции семьи для человека и общества»

§ 7 (§ 28),


31-32

Социальное взаимодействие

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Что такое социальное взаимодействие. Основные формы взаимодействия людей: корпорация, конкуренция, конфликты.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.


Знать определения понятий: социальное взаимодействие, потребности,

мотивация, ожидание, кооперация, конкуренция, конфликт.

Уметь

разъяснять сущность социального взаимодействия; характеризовать основные элементы и формы социального взаимодействия; Анализировать определенные поступки людей с точки зрения социального взаимодействия.


Моделирование ситуаций и анализ их. Составление схемы «Формы взаимодействия людей»

§ 8 (§29),

вопросы, проблема, практикум


33-34

Конфликты и протестное движение

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Конфликт и основные способы его разрешения. Протест как активная форма конфликтного поведения. Социальные движения и их характеристика.

Знать особенности конфликтов, возникающих в обществе, давать советы по их разрешению; определения понятий конфликт, протест, социальное движение.


Уметь

пояснять сущность социальной напряженности общества; характеризовать протестные формы поведения людей.


Составление схем « Виды конфликтов», «Способы разрешения конфликтов», «Социальный протест». Составление таблицы «Типы социальных движений». Анализ ситуаций

§ 9 (§ 30),

вопросы, проблема, практикум


35

Практическое занятие

1

Урок обобщения и закрепления знаний



Решение практических задач по основным вопросам темы

повторение основных терминов и определений темы, решение проблемных задач


36

Социальные нормы

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Виды социальных норм.

Знать, что такое социальные нормы.

Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм.


Составить таблицу «Виды социальных норм»

повторение основных терминов и определений темы, решение проблемных задач


37

Социальный контроль

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Социальный контроль и его элементы. Виды санкций. Формы социального контроля: самоконтроль, внешний контроль

Знать определения понятий нормы, санкции, социальные предписания, система социального взаимодействия, самоконтроль, совесть.

Уметь характеризовать особенности социальных норм и их санкций; разъяснять особенности самоконтроля; характеризовать конкретные проявления внешнего контроля

Использовать полученные знания на практике.

Сравнительная таблица «Формальный и неформальный социальный контроль»

§ 10(§ 31),

вопрос 1

(письменно), задания


38

Отклоняющееся и противоправное поведение

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Девиантное поведение. Делинквентное поведение и его характеристика

Знать определения понятий девиантное поведение, делинквентное поведение, общественное мнение, криминогенная обстановка, группы риска.

Уметь характеризовать сущность девиантного поведения, его формы; выделять особенности делинквентного поведения; пояснять причины отклоняющегося поведения

Осознанное неприятие антиобщественного образа жизни.

Проект решения актуальной социальной проблемы

( алкоголизм, наркомания, преступление)

§ 11(§ 32), вопросы, задания



39

Итоговый урок по теме «Социальная сфера»

1

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления знаний



Тестирование по основным вопросам темы



Культура и духовная жизнь 17 ЧАСОВ

40

Культура: понятие, виды, функции

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Понятия «культура», «духовная культура». Духовное развитие общества.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Деятельность и мышление. Понятие культуры. Многообразие культур.

Знать понятия: духовная культура, духовные потребности, массовая культура, диалог культур, толерантность, мировоззрение, менталитет, духовные ценности.

Уметь сравнивать социальные явления, выявляя их общие черты и различия.

Использовать полученные знания на практике.

Выполнение проблемных заданий. Составить словарик темы. Составить таблицу «Виды мировоззрений»

повторение основных терминов и определений темы,


41

Этическая основа культуры

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Культура и её понимание в современном мире. Основные ценности культуры. Мораль и нравственность.

Религия. Искусство. Мораль и право.

Религиозные объединения в Российской Федерации. Роль церкви в жизни современного общества.




Знать определения понятий культура, этика, ценности культуры, мораль, нравственность; различные значения понятия «культура».

Уметь характеризовать ценности, являющиеся стержнем культуры; объяснять особенности морально-нравственных и этических принципов, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития


Решение проблемных заданий. Составить синквейн «Культура»

§ 12(§ 33), вопросы, задания



42

Нравственные чувства и моральное поведение

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Нравственные чувства. Моральное поведение и его оценка.

Знать определения понятий мораль, моральное поведение, нравственные нормы.

Уметь разъяснять влияние чувств на поведение людей; характеризовать моральное поведение; оценивать, анализировать поведение с точки зрения морали

Использовать полученные знания на практике.

Анализировать проблемные ситуации. Анализировать высказывания

§ 13(§ 34),

вопросы, задания



43

Нравственные категории и добродетели

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Нравственные категории, их виды. Проблемы соотношения: добро и зло, добродетель и порок, стыд и совесть.

Знать определения понятий нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные идеалы, милосердие, добро, зло, совесть, стыд, добродетель, порок.

Уметь разъяснять сущность нравственных категорий; характеризовать проявления добра и зла, добродетели и порока; формулировать и высказывать собственные суждения по теме; приводить примеры из собственного опыта

Использовать полученные знания на практике.

Высказывать собственную точку зрения. Аргументировать позицию. Составить словарик темы

§ 14(§ 35),

вопросы, задания



44-45

Счастье, удовольствие, гедонизм

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Что такое счастье. Гедонизм и его сущность.

Знать определения понятий счастье, авантюра, разумный гедонизм.

Уметь разъяснять основные концепции понимания счастья; характеризовать гедонизм и его проявления

Использовать полученные знания на практике.

Тест. Эссе «Счастье-это…»

§ 15(§ 36),вопросы, задания



46

Справедливость и равенство

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Понятие справедливости в современной науке. Проблема соотношения понятий: справедливость и равенство.

Знать представления о сущности справедливости в истории и современности; определения понятий справедливость, равенство, равноправие.

Уметь оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципов справедливости

Использовать полученные знания на практике.

Моделирование ситуаций и анализ их

§ 16(§ 37),

вопросы, задания


47-49

Религии мира

3

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

Знать понятия мировые религии, буддизм, христианство, ислам.

Формирование умений осуществления конструктивного взаимодействия людей с различными убеждениями

Использовать полученные знания на практике.

Составить таблицу «Мировые религии»

повторение основных терминов и определений темы


50-51

Духовные ценности современной цивилизации

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.

Тестирование в форме ЕГЭ



52-53

Уроки контроля и тренинги ЕГЭ

2

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.

Тестирование в форме ЕГЭ

решение заданий в форме ЕГЭ


54

Структура человеческой психики

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека. Из чего состоит психика человека.

Знать сущность психики как особой формы отражения действительности.

Уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека; объяснять структуру человеческой психики

Использовать полученные знания на практике.

Таблица «Уровни психики»

§ 17(§ 38),вопросы, задания, повторение: человеческая деятельность, структура деятельности


55

Сознание и человеческая психика. Влияние общества на личность

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Основные элементы человеческой психики: инстинкты, потребности, привычки, мотивы, рассудок. Сущность человеческой деятельности.

Знать сущность инстинктов и рефлексов; определения понятий психика, сознание, инстинкт, рефлекс, человеческие потребности, привычки, мотивы деятельности людей, структура деятельности.

Уметь разъяснять особенности потребностей человека в жизни; характеризовать привычки людей, указывать их виды; характеризовать мотивы-побудители действий людей

Использовать полученные знания на практике.

Примеры познавательной, духовной, интеллектуальной деятельности

§ 18(§ 39),

вопросы, задания



56

Повторение и обобщение знаний по модулю «Духовная сфера»

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.

Тестирование в форме ЕГЭ

решение заданий в форме ЕГЭ


57

Контрольный урок (по разделу «Культура и духовная жизнь»

1

Контрольный урок

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы.

Тестирование в форме ЕГЭ

решение заданий в форме ЕГЭ


Повторение 11 часов

58

Человек и общество

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы.

Тестирование в форме ЕГЭ

решение заданий в форме ЕГЭ


59

Тренинг ЕГЭ, часть А

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы.

Тестирование в форме ЕГЭ

решение заданий в форме ЕГЭ


60

Тренинг ЕГЭ, часть В

1

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы.

Тестирование в форме ЕГЭ

решение заданий в форме ЕГЭ


61-62

Работа с учебным тестом, тренинг ЕГЭ, часть С

2

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы.

Работа с учебным тестом

решение заданий в форме ЕГЭ


63-64

Пробное выполнение всего комплексного задания ЕГЭ

2

Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы.

Работа с демо-вариантами ЕГЭ-2013

решение заданий в форме ЕГЭ


65

Работа над ошибками


Урок обобщения и закрепления знаний

Закрепление, углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы.

Работа с демо-вариантами ЕГЭ-2013

решение заданий в форме ЕГЭ


66-70

Резервные уроки
















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово»

(А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой

завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

1. Программы общеобразовательных учреждений «Обществознание, история 5-11 классы»/ Под. ред. Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2007.

2. Методические рекомендации для учителя по курсу «Обществознание. Глобальный мир в ХХIвеке./Под ред. Л.В.Полякова, М.: Просвещение 2008.

Учебники:

1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: Русское слово, 2010

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса. Рекомендовано Министерством образования РФ – М.: Русское слово,

2011

3. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных. учреждений: базовый уровень/Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И.

Матвеева. – М.: Просвещение,2010

Визуальные средства обучения:

  1. Набор схем по экономике 10-11 классы

  2. Набор схем по разделу человек и общество

  3. Серия дисков «Школа Кирилла и Мефодия»


Нормативная и правовая литература

  1. Конституция Российской Федерации


Аудио аппаратура, видео аппаратура, проекционная аппаратура


1. Телевизор

2. Экран настенный

3. Мультимедиа проектор







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными

чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших

социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической

рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска,

анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Выпускник школы должен достичь определенного уровня базовых социальных компетентностей:

- в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

- в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой

дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

- в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

- в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую

по каналам СМИ).









































































Приложение 1

Формы контроля



Во время предварительной проверки определяется наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся, если неизвестен уровень их подготовки.

Текущая проверка проводится для выявления качества усвоения материала обучаемыми в ходе урока.



Контрольная проверка определяет, насколько качественно усвоили учащиеся содержание учебной темы или раздела.



Итоговые проверки выявляют объем и полноту знаний, умений и навыков, обучаемых по завершении какого-либо определенного периода обучения (четверти, года, выпускные). Проверки проводятся с использованием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто применяются следующие виды:

- вопросы для текущего контроля знаний;

- тесты

- проверочные работы

- контрольные работы

- зачеты и экзамены

- проверка практических навыков

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса.



ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.



Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Оценка тестовых работ.

Оценка «5» - ответ содержит 90-100%

Оценка «4» - ответ содержит 70-89%

Оценка «3» - ответ содержит 50-69%

Оценка «2» - ответ содержит менее 50%














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!