СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС .

— Тематическое планирование по обучению грамоте: к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению); .

— Тематическое планирование по русскому языку к учебнику: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №55»



Рассмотрено «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол №___ от _____ 2016г. Зам.директора по УВР Директор школы

Руководитель МО Адамец В.В. Юнусова А.Э. «____» _______ 2016г. «_____» __________ 2016г.

Приказ №____ от ______ 2016г.



Рабочая программа

по обучению грамоте

1 класс

на 2016-2017 учебный год






Программу составила учитель Халилова.Л.Э.










Планируемые результаты (предметные и метапредметные)


Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Понимать на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст; Знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Уметь составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации. Уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями. Уметь правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их. Знать/понимать, что звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - безударные. Слово представляет собой единство звучания и значения, Звучащее слово делится на слоги, один из которых произносится с большей силой и длительностью. Звуки речи могут обозначаться с помощью условных графических символов - букв. Основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные служат для связи основных слов в предложении, графические символы их изображения. Уметь: акцентировано произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику. При анализе использовать практические приемы определений звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове. Делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный. Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически. Перекодировать звуковую форму слов из условно- графической в буквенную и наоборот. Анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов. Правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания. Писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму. Выполнять три вида соединения буки в слогах и словах. При письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением. Записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте, вы пол пять бордюры и росчерки.


Знать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определённых последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте. Графические системы печатных и письменных букв русского алфавита. Форму каждой буквы как пространственно-количественную совокупность составляющих ее элементов. Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями. Уметь читать печатный и письменный текст в соответствии с нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказать отдельные части текста (2-3 предложения). Озаглавливать прослушанный текст. Связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1 при списывании с печатного или письменного текста, 2 при письме по памяти или 3 под диктовку учителя. Ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. Выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк. чн, нч. с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща. чу, щу. Анализировать устную и письменную речь на основе сформированных образных представлений о структурных единицах русского языка, моделировать их с помощью соответствующих символов. Применять приёмы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания. Осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв их соединений на письме. Применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твёрдости – мягкости согласных и передачи на письме звука [й’]

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.


Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.



Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

— Тематическое планирование по обучению грамоте: к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению); к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).

— Тематическое планирование по русскому языку к учебнику: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс


ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (31 ч)

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

БУКВАРНЫЙ (ОСНОВНОЙ) ПЕРИОД (120 ч)

I. Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение,

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

II. Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании1.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу}.

Знакомство с правилами гигиены письма.

III. Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД. ПИСЬМО. ЧТЕНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ (36 ч)

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).

Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.

Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.

Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.

Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.

Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.

Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонац

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) 1 класс (115 ч)

урока

Тема


дата

примечание

Добукварный период (42ч), письмо (23ч)


1

Пропись — первая учебная тетрадь. (с. 3—6)



2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. (с. 7—8)



3

Письмо овалов и полуовалов. (с. 9—10)



4

Рисование бордюров. (с. 11—12)



5

Письмо длинных прямых наклонных линий. (с. 13—14)



6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). (с. 15—17)



7

Письмо элементов букв. (с. 18—20)



8

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. (с. 21—23)



9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование (с24-26)



10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. (с. 27—29)



11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. (с. 30—32)



12

Строчная и заглавная буквы А, а. (пропись № 2, с. 3—4)



13

Строчная и заглавная буквы А, а. (пропись № 2, с. 3—4)



14

Строчная и заглавная буквы О, о. (с. 5—6)



15

Строчная и заглавная буквы О, о. (с. 5—6)



16

Повторение изученных букв



17

Заглавная буква И. (с. 7, 8)



18

Заглавная буква И. (с. 7, 8)



19

Строчная буква ы. (с. 9—10)



20

Строчная буква ы. (с. 9—10)



21

Повторение изученных букв



22


Строчная и заглавная буквы У, у. (с. 11—12)



23

Строчная и заглавная буквы У, у. (с. 11—13)



Букварныйпериод( 160ч);обучение письму (89ч)

24

Строчная и заглавная буквы Н, н. (с. 14—15).



25

Строчная и заглавная буквы Н, н. (с. 14—15).



26

Повторение изученных букв



27

Строчная и заглавная буквы С, с. (с. 16)



28

Заглавная буква С. (с. 17).



29 Строчная и заглавная буквы К, к. (с. 18—19)




30 Строчная и заглавная буквы К, к. (с. 18—19)



31

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.



32

Строчная и заглавная буквы Т, т. (с. 20).



33

Строчная и заглавная буквы Т, т. (с. 21).



34, 35

Строчная и заглавная буквы Л, л. (с. 23—24)



36

Повторение и закрепление изученного. (с. 22, 25)



37

Строчная буква р. Заглавная буква Р. (с. 26—27)



38

Строчная буква р. Заглавная буква Р. (с. 26—27)



39

Строчная и заглавная буквы В, в. (c. 28—29)



40

Строчная и заглавная буквы В, в. (c. 28—29)



41

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.



42 Строчная и заглавная буквы Е, е. (с. 31—32)




43

Строчная и заглавная буквы Е, е. (с. 31—32)



44

Строчная и заглавная буквы П, п. (пропись № 3, с. 3—4)



45

Строчная и заглавная буквы П, п. (пропись № 3, с. 3—4)



46

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (пропись № 3, с. 5)



47

Строчная и заглавная буквы М, м. (с. 6-7)



48

Строчная и заглавная буквы М, м. (с. 7-8)



49

Строчная и заглавная буквы З, з. (с. 9)



50

Строчная и заглавная буквы З, з. (с.10).



51

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. (пропись № 3, с. 11)



52

Строчная и заглавная буквы Б, б. (с. 12)



53

Строчная и заглавная буквы Б, б. (с. 13)

54

Письмо слов с изученными буквами (14,15)




55

Списывание текстов



56

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.



57

Строчная и заглавная буквы Д, д. (с. 16—17)



58

Строчная и заглавная буквы Д, д. (с. 18).



59

Строчная и заглавная буквы Д, д. (с. 19). Списывание текстов



60

Списывание текстов



61

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.



62

Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 20).



63

Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 21).



64

Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 23).



65

Строчная и заглавная буквы Я, я. (с. 23).

66

Письмо слов с изученными буквами



67

Строчная и заглавная буквы Г, г. (с. 24).



68

Строчная и заглавная буквы Г, г. (с. 25—26).



69

Строчная и заглавная буквы Г, г. (с. 25—26).



70

Строчная буква ч. (c. 27).



71

Сочетания ча, чу (c. 28).



72 Заглавная буква Ч. (c. 29).



73

Буква ь. (с. 30).



74

Буква ь. (с. 31—32).



75

Буква ь. письмо слов и предложений с ь.(с. 30—32).



76

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.



77

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. (пропись № 4, с. 3).



78

Строчная и заглавная буквы Ш, ш. (пропись № 4, с. 4).



79

Письмо слов с сочетаниями ши



80

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. (пропись № 4, с. 6—7).

81

Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.



82

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Сочетания жи-ши(пропись № 4, с.7-9).



83

Сочетания жи-ши (с.7-9).



84

Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Сочетания жи-ши(с.7-9).



85

Строчная буква ё. (пропись № 4, с. 10).



86

Закрепление правописания сочетаний ча,чу,жи-ши, заглавных букв в начале предложения и именах собственных



87

Строчная буква ё. (пропись № 4, с. 11).



88

Заглавная буква Ё. (пропись № 4, с. 12).



89

Строчная и заглавная буквы Й, й. (пропись № 4, с. 13).



90

Строчная и заглавная буквы Й, й. (пропись № 4, с. 14).



91

Письмо слов с изученными буквами

92

Строчная и заглавная буквы Х, х. (с. 15).



93

Строчная и заглавная буквы Х, х. (с. 16).



94

Строчная и заглавная буквы Х, х. (с. 17).



95

Письмо изученных букв, слогов. Письмо слов и предложений с изученными буквами



96

Письмо изученных букв, слогов. Письмо слов и предложений с изученными буквами



97

Строчная и заглавная буквы Ю, ю (с. 19)..



98

Строчная и заглавная буквы Ю, ю (с. 20)..



99

Строчная и заглавная буквы Ю, ю (с. 21)..



100

Строчная и заглавная буквы Ц, ц. (с. 22).



101

Письмо изученных букв, слогов. Письмо слов и предложений с изученными буквами



102

Строчная и заглавная буквы Ц, ц. (с. 23).



103

Письмо изученных букв, слогов. Письмо слов и предложений с изученными буквами(с. 24).



104

Строчная и заглавная буквы Э, э. (с. 25).



105

Строчная и заглавная буквы Э, э. (с. 26).



106

Письмо слогов и слов с изученными буквами.



107

Строчная буква щ. Сочетания ча-ща,чу-щу(с. 27).



108

Сочетания ча-ща,чу-щу (с. 28).



109

Заглавная буква Щ. (с. 29).



110

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. (с.30, 31).



111

Строчная и заглавная буквы Ф, ф. (с. 31).



112

Строчные буквы ь, ъ. (с. 32).


Послебукварный период (5ч):обучение письму (3ч)

113

Письмо предложений с изученными буквами

114

Контрольное списывание.



115

Подготовка к изучению начального курса русского языка







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (чтение) 1 класс

урока

Тема

Дата

Примечание

Добукварный период (42ч): чтение (19ч)

1.

«Азбука»-первая учебная книга (1ч, с4)




2.

Здравствуй, школа! Речь устная и письменная.Членение речи на предложения.(с 4-5)




3.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.Членение предложений на слова. ( с 6-7)




4.

Люби все живое.Членение слов на слоги с использованием графических схем.(с8-9)




5.

Не нужен и клад, когда в семье лад.Деление слов на слоги. Ударение. (с10-11)




6.

Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире (с 12-13)




7.

«Край родной, навек любимый»Гласные и согласные звуки.(с 14-15)




8.

Век живи, век учись.Деление слова на слоги. (с 16-17)




9.

Повторение-мать ученияГласные и согласные звуки.( 18-19)




10

Азбука-к мудрости ступенька.Буква А, а, обозначающий гласный звук (а ).(с 20-23)




11

Азбука-к мудрости ступенька.Буква А, а, обозначающий гласный звук (а ).(с 20-23)




12.

Кто скоро помог, тот дважды помог.Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук ( о ) (с.24-27)



13

Кто скоро помог, тот дважды помог.Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук ( о ) (с.24-27)



14.

Не друга-ищи,а нашел-береги.Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук ( и ) (с 28-31)




15

Не друга-ищи,а нашел-береги.Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук ( и ) (с 28-31)




16.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.Гласная буква ы, обозначающая гласный звук (ы) (с 32-35)



17

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Гласная буква ы, обозначающая гласный звук (ы) (с 32-35)



18.

Учение-путь к умению. Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук ( у ) (с 36-39)




19.

Учение-путь к умению. Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук ( у ) (с 36-39)




Букварный период (160ч): обучение чтению (71ч)


20.

Труд кормит, а лень портит. Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки ( н ), ( н ) (с 40-43)




21

Труд кормит, а лень портит. Буквы Н, н, обозначающие согласные звуки ( н ), ( н ) (с 40-43)




22

Старый друг лучше новых двух. Буквы С, с, обозначающие согласные звуки ( с ), ( с ) (с 44-47)



23

Старый друг лучше новых двух. Буквы С, с, обозначающие согласные звуки ( с ), ( с ) (с 44-47)



24

Каков мастер, такова и работа. Буквы К, к, обозначающие согласные звуки(к) (с48-51)




25

Каков мастер, такова и работа. Буквы К, к, обозначающие согласные звуки(к) (с48-51)




26

А.С.Пушкин. Сказки. Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки (т ), (т ) (с 52-57




27

А.С.Пушкин. Сказки. Буквы Т, т, обозначающие согласные звуки (т ), (т ) (с 52-57




28

К.И.Чуковский .Сказки. Буквы Л, л, обозначающие сонорные согласные звуки (л ), (л) (с58-63)



29

К.И.Чуковский .Сказки. Буквы Л, л, обозначающие сонорные согласные звуки (л ), (л) (с58-63)



30

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р ), (р )

(с 64-67)



31

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки (р ), (р )

(с 64-67)



32

Век живи, век учись. Буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в ), (в ) (с68-71)




33

Век живи, век учись. Буквы В, в, обозначающие согласные звуки (в ), (в ) (с68-71)




34

Русская народная сказка.Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки ( й э ) (с72-77)




35

Русская народная сказка. Буква Е – показатель мягкости согласного звука. (с72-77)




36

«Красуйся, град Петров». Буквы П,п, обозначающие согласные звуки (п ), ( п ) (с 78-83)




37

«Красуйся, град Петров». Буквы П,п, обозначающие согласные звуки (п ), ( п ) Чтение текстов с буквами П, п. (с 78-83)



38

Москва-столица России .Буквы М,м, обозначающие согласные звуки (м), ( м ) (с84-89)




39

Москва-столица России .Чтение текстов и слов с буквами М, м (с84-89)




40

О братьях наших меньших. Буквы З, з, обозначающие согласные звуки (з), (з ) (с 90-95)




41

О братьях наших меньших Чтение слов, текстов с буквами З,з. (с 90-95)




42

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане…Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), (б )

(с 96-99)



43

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане…Буквы Б, б, обозначающие согласные звуки (б), ( б ).

(с 96-99)



44

Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами. (с100-103)




45

Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами. (с100-103)




46

Терпение и труд все перетрут. Буквы Д,д, обозначающие согласные звуки д,д (с104-107)




47

Терпение и труд все перетрут. Буквы Д,д, обозначающие согласные звуки д,д (с104-107)

Чтение слов с буквами д,Д



48

Буква Д д. Сопоставление букв д-т в слогах и словах (с108-109)




49

Буква Д д. Сопоставление букв д-т в слогах и словах (с108-109)




50

Россия-Родина моя. Гласные буквы Я,я, обозначаю-щие звуки (йа) (с 110-113)




51

Россия-Родина моя. Буква Я- показатель мягкости согласных звуков. (с 110-113)




52

Чтение текстов. Повторение изученного. (с 114-117)




53

Чтение текстов. Повторение изученного. (с 114-117)




54

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Буквы Г,г, обозначающие согласные звуки (г ), ( г ) (с118-123)



55

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Чтение предложений и текстов с буквами Г, г

(с118-123)



56

Проверим себя и оценим свои достижения (с 122-126)




57

Делу время, а потехе- час. Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук (ч ). (с4-7, ч 2)




58

Делу время, а потехе- час. Правописание сочетаний ча,чу .Чтение слов, предложений с буквой Ч. (с 8-9)



59

Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. (с10-15)



60

Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. (с10-15)



61

Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. (с10-15)



62

Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук(ш).Буква Ш ш. (с16-23)




63

Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук (ш), буквы Ш, ш. (с16-23)




64

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш. (с16-23)




65

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж).

( с24-25)



66

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Сочетания жи-ши. (с 26-29)




67

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж. Сочетания жи-ши. (с 26-29)




68

Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж. Сочетания жи-ши. (с 26-29)

Закрепление.



69

Люби всё живое. Буквы Ё, ё, обозначающие два звука (й, о). (с 30-31)




70

Люби всё живое. Буква Ё – показатель мягкости согласных звуков. (с 30-31)




71

Люби всё живое. Закрепление (с 30-31)




72

Жить -Родине служить. Звук (й), буква й(с34-37)




74

Жить -Родине служить. Звук (й), буква й(с34-37)




75

Без труда хлеб не родится никогда. Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки (х), (х ).

(с38-43)



76

Без труда хлеб не родится никогда. Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. (с38-43)




77

Без труда хлеб не родится никогда. Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. (с38-43)




78

С.Я.Маршак. Сказка о глупом мышонке. Буквы Ю, ю, обозначающие два звука (й, у).

(с 46-49)



79

С.Я.Маршак. Сказка о глупом мышонке. Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков.

(с 46-49)




80

С.Я.Маршак. Сказка о глупом мышонке. Закрепление. (с 46-49)




81

Делу время, потехе час .Буквы Ц, ц, обозначающие согласный твердый звук (ц) (с50-51)




82

Делу время, потехе час .Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц. (с50-51)




83

Делу время, потехе час .Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц. (с50-51)

Закрепление.



84

Как человек научился летать.Звук (э), буквы э, Э. (с56-61)




85

Как человек научился летать.Чтение слов, предложений с буквами Э, э. (с56-61)




86

Рус.нар.сказка « По щучьему велению»Буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук (щ )

(с 62-65)



87

Рус.нар.сказка « По щучьему велению»Буквы Щ, щ. Сочетанияча-ща, чу-щу (с 62-65)




88

Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ. Закрепление (с 66-69)




89

«Играют волны, ветер свищет…»Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки (ф), (ф ).

(с70-73)



90

Бог не в силе, а в правде. Буквы ь,ъ. (с74-77)




Послебукварный период(5ч):обучение чтению (2ч)


91

Русский алфавит (с78-81) Проверим себя и оценим свои достижения (с109)




92

Проект «Живая азбука» (с110-111)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!