2.Пояснительная записка.
Рабочая программа по ОБЖ в 7 классе ( базовый уровень) составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МО РФ от 17.12.10г).
3. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/15учебный год ( приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 )
4. О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 № 253 ( приказ Минобрнауки РФ от 08 июня 2015 № 576)
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол № 1/15 от 8.04.2015 г.
6.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ № 75 г Ульяновска ПС № 1 от 28.08.2015.
Приказ № 281 от 31.08. 2015г.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
8. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.Т.Смирнов и Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2013,2014 г).
9. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013.- (Работаем по новым стандартам).
В учебном плане школы на изучение ОБЖ в 7 классе отводится 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год
Общая характеристика предмета « Основ безопасности жизнедеятельности ».
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности ». Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
-принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность учащихся к самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Курс предназначен для:-формирования у учащихся основных понятий об опасных и ЧС в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
-приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих
- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
3. Учебно-тематическое планирование.
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению материала курса ОБЖ.
Планирование предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 7классах из расчета 1 ч в неделю (всего 35 ч).
В тематическом планировании разделы программы делятся на темы, в которых содержание представлено более детально. Особенностью планирования является то, что в нем содержится описание видов деятельности учащихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление деятельностного подхода к обучению, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.
При изучении тематики ОБЖ можно выделить три основных вида учебной деятельности школьников:
1. Учебно-познавательную, включающую:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни.
Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
гос. прог | Раб. прогр. |
М-I | Основы безопасности личности, общества и государства | 28 | 28 | |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 16 | 16 | |
Тема 1 | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 | 3 | Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Характеризуют и анализируют основные природные явления. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют в чём их сходство и различие |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения | 3 | 3 | Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Объясняют причины возникновения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 2 | 2 | Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения | 5 | 5 | Объясняют и характеризуют чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения |
Тема 5 | Природные пожары и чрезвычайные ситуаций биолого-социального происхождения | 3 | 3 | Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения. |
Р-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 8 | 8 | |
Тема 2 | Защита населения от чрезвычайных ситуации геологического происхождения | 3 | 3 | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях ЧС природного характера. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о ЧС природного характера. Анализируют причины возникновения землетрясений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей. |
Тема 3 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения | 1 | 1 |
Тема 4 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения | 3 | 3 | Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других ЧС природного характера. Записываю в дневник безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения селя в нескольких ситуациях. Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учетом характеристик этого явления. |
Тема 5 | Защита населения от природных пожаров | 1 | 1 | Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров. Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес. |
Р-III | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 4 | 4 | |
Тема 6 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму | 4 | 4 | Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьезных угроз национальной безопасности России. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность. |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 7 | 7 | |
Р-IV | Основы здорового образа жизни | 3 | 3 | |
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 3 | 3 | Характеризуют общее понятие о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни. |
P-V | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | 4 | |
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 | 4 | Характеризуют общие правила оказания первой медицинской помощи. Отрабатывают приемы оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах .Отрабатывают правила транспортировки пострадавшего. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем , предложенном в учебнике. |
Всего | | 35 | 35 | |
Содержание программы
МОДУЛЬ I Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления . Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Расположение вулканов на земле, извержения вулканов.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.Смерчи.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика. Снежные лавины.
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения.
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.
РАЗДЕЛ II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 2.Защита населения от чрезвычайных ситуации геологического происхождения
Защита населения от последствий землетрясений. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Тема 3. Защита населения от чрезвычайных ситуации метеорологического происхождения
Защита населения от последствий ураганов и бурь
Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуации гидрологического происхождения.
Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков
Защита населения от цунами
Тема 5.Защита населения от природных пожаров и защита населения
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
РАЗДЕЛ III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема №6 Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения.
МОДУЛЬ II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека. Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних
РАЗДЕЛ V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Общие правила оказания первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах .Общие правила транспортировки пострадавшего.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ученик научится:
-характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
-предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
-классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
-безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
-безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
-безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
-комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
-классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
-классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
-адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
-адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
-классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
-оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
-характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
-классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
-планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
-адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
-выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
-безопасно использовать ресурсы интернета;
-анализировать состояние своего здоровья;
-определять состояния оказания неотложной помощи;
-использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
-классифицировать средства оказания первой помощи;
-оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
-извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
-оказывать первую помощь при ушибах;растяжениях;
-оказывать первую помощь при вывихах;при переломах;
-оказывать первую помощь при ожогах;
-оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
-оказывать первую помощь при отравлениях;
-оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе
ученик получит возможность научиться:
-анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
-анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
-предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
-характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
-оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; -оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
-использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной,
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащихся 5-х классов представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса по курсу ОБЖ на достижение планируемых результатов освоения рабочей программы курса «Основы безопасного поведения» для учащихся 5-х классов и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса ОБЖ в 5 классе.
Основными объектами содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки учащихся 5-х классов школы по курсу ОБЖ выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Ученик научится». Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке всех трех групп результатов обучения пятиклассников: личностных, метапредметных и предметных.
Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» рабочей программы. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности по курсу ОБЖ. При изучении курса основ безопасности жизнедеятельности оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляется:
в соблюдении норм и правил поведения,
участии в общественной жизни , общественно-полезной деятельности;
прилежании и ответственности за результаты обучения;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
ценностно-смысловых установках, формируемых средствами рабочей программы курса ОБЖ для учащихся 5 классов
Особенности оценки метапредметных результатов
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов курса ОБЖ. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Кроме того, источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения тематических проверочных работ по ОБЖ.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по курсу ОБЖ за 5-ый класс. Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов рабочей программы курса ОБЖ учащихся 5-х Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач по курсу основ безопасности жизнедеятельности, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы по курсу ОБЖ для учащихся 5-х классов с учетом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Согласно настоящей программе для оценки достижений обучающихся установлено пять уровней:
базовый уровень - отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»);
повышенный уровень - отметка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень - отметка «отлично» (отметка «5»);
пониженный уровень - отметка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень - отметка «плохо» (отметка «1»).
Виды и формы контроля
Система оценки в 7 х классах по предмету ОБЖ, реализующих федеральный государственный стандарт, обеспечивает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты. Предусматривает учет динамики учебных достижений; поддержание успешности обучающихся, использование самооценки; неперсонифицированной оценки личностных результатов. Ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Процедуры оценивания включают текущее оценивание, самооценку, наблюдение, тематические, итоговые, комплексные контрольные работы на межпредметной основе, диагностирование и другое.
Содержанием оценки является уровень достижения планируемых результатов с учётом их динамики.
В качестве инструментария используются тесты, стандартизированные письменные и устные работы, диагностические работы и т.д.
Формами представления результатов являются текущие, четвертные, годовые.
Литература
для учителя:
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом МО РФ от 17.12.10г).
2Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
3. Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.Т.Смирнов и Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2014 г, 2015г.).
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013.- (Работаем по новым стандартам).
5. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников М.В.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности Рабочая тетрадь 7 класс. Москва, «Просвещение», 2014 г
Для ученика:
1.Учебник для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс», рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: А.Т.Смирнов и Б.О.Хренников, г. Москва, «Просвещение», 2014 г
2. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников М.В.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности Рабочая тетрадь 7 класс. Москва, «Просвещение», 2014 г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬЕЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Название сайта | Электронный адрес |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Издательский дома «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание учебного материала | Форма организации познавательной деятельности | Планируемые результаты | Система контроля (само,взаимо,учит.) | Дата | Д/з |
Предметные | Метапредметные | Личностные | план | Факт. |
Моуль1. Основы безопасности личности, общества и государства 28 часов. Раздел1. Основы комплексной безопасности 16 часов Тема 1.Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 3часа Знать различные природные явления и причины их возникновения. Знать понятия и определения оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Знать общую характеристику природных явлений, природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. Знать опасные и чрезвычайные ситуации их общие понятия и определения. Знать общие понятия и определения: Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия Чрезвычайные ситуации природного характера Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. |
1. | Различные природные явления | Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке | парная | Формирование представлений учащихся о предмете ОБЖ как о методе познания действительности | К:развивать у учащихся представление о месте ОБЖ в системе учебных предметов. Р:формировать целевые установки учебной деятельности П: различать методы познания окружающего мира по его целям(наблюдение, опыт, моделирование) | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Контроль учителя, самоконтроль, | | | п 1.1, после уроков |
2. | Общая характеристика природных явлений | Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека. | фронтальная парная | Научиться различать опасные природные явления , | К: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений П: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности в условиях ЧС. | Контрольучителя, самоконтроль, | | | п. 1.2 ,проверьте себя |
3. | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера | фронтальная парная | Познакомиться с понятиями: «Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация». Научиться различать ЧС природного характера | К:формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме Р: определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований П:учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Контрольучителя, взаимоконтроль | | | п.1.3, задание в рабочей тетради |
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. 3 часа Знать общие понятия о землетрясении Причины возникновения землетрясения и его Геологические процессы. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. Знать комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники извержения вулканов. Последствия извержения вулканов.Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин |
4 | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия | Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. | фронтальная парная | Научиться характеризовать чрезвычайные ситуации геологического происхождения, объяснять причины возникновения землетрясения. | К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р:Самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы П: умение самостоятельно определять цели своего обучения | .Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Контрольучителя, самоконтроль, | | | П.2.1, после уроков |
5 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др. Правила безопасного поведения после землетрясения. | фронтальная парная | Научиться принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | К:управлять своим поведением ( оценка своего действия) Р:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, формировать способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию, к преодолению препятствий. П: : учиться ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Контроль учителя, самоконтроль, | | | п.2.3 составить памятку |
6 | Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. | Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники извержения вулканов. | парная индивидуальная | Научиться объяснять причины возникновения вулканов, характеризовать продукты извержения, типы вулканов | К:способствовать формированию научного мировоззрения Р:оценивать весомость проводимых рассуждений П: : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.2.4 проверьте себя |
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. 2часа Знать, что такое ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду .Знать мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и штормового предупреждения о приближении урагана (бури). Знать, что такое смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
7 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. | фронтальная парная | Научиться предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления | К:развивать умение обмениваться знаниями между членами класса Р: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности П:выявлять особенности( причины , признаки)разных процессов во время их рассмотрения | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.3.1 проверьте себя |
8 | Смерчи | Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча. | парная индивидуальная | Научиться предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; | К:слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения Р:формироватьцелевые установки учебной деятельности ,выстраивать последовательность необходимых операций. П:осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Формирование навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.3.3 задание в рабочей тетради |
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения . 5часов Знать, что такое наводнения, виды наводнений и их причины Возможные последствия наводнений. Знать, что такое сели и их характеристика, причины возникновения селей. Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. |
9 | Наводнения. Виды наводнений и их причины | Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, Связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды. Возможные последствия наводнений. | парная индивидуальная | Познакомиться с понятием наводнение. Научиться различать наводнения по причине их возникновения. | К:организовывать и планировать учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками Р: умение прогнозировать результат и уровень усвоения материала П:выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование познавательного интереса к изучению нового. | Контрольучителя взаимоконтроль | | | п.4.1 после уроков |
10 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | фронтальная парная | Научиться принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации при угрозе и во время наводнения для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | К:выслушивать мнение учеников класса не перебивая .принимать коллективное решение. Р: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию- к преодолению препятствий. П: умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии. устанавливать причинно-следственные связи | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективной последовательности действий | Контрольучителя, самоконтроль, | | | п.4.3 составить памятку: « Правила поведения при наводнении» |
11 | Сели и их характеристика. | Сели и их характеристика, причины возникновения селей. | парная индивидуальная | Научиться объяснять причины возникновения селевых потоков, характеризовать компоненты селевого потока, основные критерии, определяющие деление селевого потока по мощности их воздействия на окружающую среду. | К:учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения, корректировать его. Р:осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений П: умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии. устанавливать причинно-следственные связи | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов | Контрольучителя, самоконтроль, | | | п.4.4 проверьте себя №1,2 |
12 | Цунами и их характеристика. | Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. | фронтальная парная | Научиться объяснять причины возникновения цунами, характеризовать интенсивность цунами, опасность последствия для жизнедеятельности человека | К:воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию ,необходимую для её решения. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности П: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.4.6 задание в рабочей тетради |
13 | Снежные лавины. | Общая характеристика снежных лавин,, причины их возникновения, возможные последствия. | парная индивидуальная | Научиться объяснять причины схода снежных лавин, характеризовать силу удара, скорость схода, опасность последствия для жизнедеятельности человека | К: организовывать и планировать учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками Р:находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. П: умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Формирование правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей | Контрольучителя взаимоконтроль | | | п. 4.8 пересказать |
Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения . 3 часа Знать, что такое лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому. Знать, что такое эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Знать комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний. Знать инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. |
14 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | Причины возникновения лесных пожаров. Классификация лесных пожаров. Последствия лесных пожаров для населения и окружающей среды | фронтальная парная | Научиться анализировать причины возникновения природных пожаров, характеризовать их классификацию, последствия для населения и окружающей среды | К:Управлять своим поведением( контроль, самоконтроль, оценка своего действия) Р:формировать целевые установки учебной деятельности, составлять план выполнения работы. П: уметь осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков. | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.5.1 проверьте себя №1,2 |
15 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. | Инфекционные болезни и причины их возникновения. Эпидемия в чём её опасность для населения. Комплекс мероприятий , проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. | фронтальная групповая | Моделировать выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях биолого – социального происхождения характерных для региона проживания учащихся. | К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Р: Анализировать причины возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. П:уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.5.3 после уроков, задание №1 |
16 | Эпизоотии и эпифитотии | Особенности эпизоотии. Эпифитотия, её проявления. Организация борьбы против эпизоотий и эпифитотий. | фронтальная парная | Моделировать выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях биолого – социального происхождения характерных для региона проживания учащихся | К: умение работать индивидуально и в группе Р:Анализировать причины возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения П: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости | Формирование правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.5.4 пересказать |
Р-2 Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуациях 8 часов Тема 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. 3 часа Знать правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Уметь применять правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др.. Организация защиты населения от последствий извержения вулканов. Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Знать мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и штормового предупреждения о приближении урагана (бури). Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
17 | Защита населения от последствий землетрясений | Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ. | фронтальная парная | Научиться понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения при землетрясении | К: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов Р:формировать целевые установкиучебной деятельности, выстраивать алгоритм действий П:учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.2.2 задание в рабочей тетради |
18 | Последствия извержения вулканов. Защита населения | Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов. Организация защиты населения от последствий извержения вулканов | парная | Научиться предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае наступления извержения вулкана | К: формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Р: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений П:выявлять особенности( качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения. | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.2.5 пересказать |
19 | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | Классификация оползней, обвалов по занимаемой ими площади. Последствия оползней и обвалов. Организация защиты населения от последствий оползней и обвалов. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня и обвалов. | фронтальная парная | Научиться предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае наступления оползней, обвалов. | К:развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. П:уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | Формирование правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС ,угрожающих жизни и здоровью людей | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.2.6 задание в рабочей тетради |
Тема 3 Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. 1 час Знать мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и штормового предупреждения о приближении урагана (бури). Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
20 | Защита населения от последствий ураганов и бурь | Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури). | фронтальная парная | Научиться понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности, предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае наступления ураганов и бурь . | К: формирование умений выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Р: оценивать весомость проводимых рассуждений. П: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Формирование потребностей осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.3.2 после уроков |
Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения.3 часа Знать Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Знать, и уметь использовать рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Знать основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при цунами |
21 | Защита населения от последствий наводнений | Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения | фронтальная парная | Научиться предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае наступления | К: развивать умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника. Р: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы П: уметь воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи. | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.4.2 проверьте себя |
22 | Защита населения от последствий селевых потоков | Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах | фронтальная парная | Научиться понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от последствий селевых потоков | К: развивать умения понимать точку зрения собеседника, признавать право другого человека на иное мнение Р: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ежё неизвестно. П: учиться моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.4.5 пересказать |
23 | Защита населения от цунами | Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него. | фронтальная парная индивидуальная | Научиться принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | К:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р:формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию-выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. П: приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий | Формирование потребностей осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.4.7 практикум |
Тема 5 Защита населения от природных пожаров. 1 час Знать правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать при возникновении природных пожаров. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
24 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. | фронтальная парная индивидуальная | научиться принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | К: формировать умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Р:уметь прогнозировать результат и уровень усвоения знаний. П: освоить приёмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.5.2 составить памятку: « Правила поведения при пожаре в лесу» |
Раздел 3. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. 4 часа Знать- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом; - правила поведения при угрозе террористического акта; Ученик должен уметь - действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; |
25 | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | Основные понятия и определения: терроризм, экстремизм. Виды террористической деятельности, угроза терроризма для личности и общества. | парная индивидуальная | Научиться понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности от экстремизма и терроризма | Р: Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель. П: Уметь выделять существующую информацию из текстов разных видов. К: Способствовать формированию мировоззрения, уметь точно и грамотно выражать свои мысли. | Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.6.1 пересказать |
26 | Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | Основные понятия и определения: терроризм, экстремизм. Виды террористической деятельности, угроза терроризма для личности и общества. | фронтальная парная индивидуальная | Научиться предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. | К:воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. Р:формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий П: овладеть умениями формулировать личные понятия о безопасности | Формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.6.1 задание в рабочей тетради |
27 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. | Нравственная позиция в формировании антитеррористического поведения. Профилактика вредных привычек. Профилактика террористической деятельности. Формирование антитеррористического поведения. | фронтальная парная | Сформировать убеждение в том, что антитеррористическое поведение основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в обществе. | Р:Объяснять пагубность влияния вредных привычек на здоровье, умственные и физические способности. К:Владеть понятиями. П: Представлять свои взгляды о вредных привычках. Вступать в диалог | Формирование социальных норм, правил поведения ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.6.2 проверье себя задание №1 |
28 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. | Нравственная позиция в формировании антитеррористического поведения. Профилактика вредных привычек. Профилактика террористической деятельности. Формирование антитеррористического поведения. | фронтальная парная индивидуальная | Научиться характеризовать нравственные позиции и личные качества подростков для формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции | К:поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Р:оценивать весомость проводимых рассуждений. П:Уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование целостного мировоззрения, соответствуюего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное ,языковое, духовное многообразие современного мира. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.6.2 проверье себя задание № 2 |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни. 3 часа Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 7часов Знать, что такое психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности Знать общие понятия и определение стресса. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. Знать особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. |
29 | Психологическая уравновешенность | Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей. | фронтальная парная индивидуальная | Научиться понимать значение психологической уравновешенности в формировании установки на здоровый образ жизни, характеризовать качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности | К:учиться критично относиться к своему мнению. Р планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения ситуационных задач. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. Развитие «Я-компетенции» и самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия). . оценки собственных поступков. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.7.1 проверье себя задание №1,2 |
30 | Стресс и его влияние на человека | Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом. | фронтальная парная индивидуальная | Ввести понятие стресс. Научиться правильно использовать общие принципы борьбы со стрессом в случае необходимости. | К:Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: удерживать цель деятельности до получения её результата. П:строить логические цепочки рассуждений. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.7.2 после уроков задание №1 |
31 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены Особенности психического развития Перестройка, происходящая в центральной нервной системе и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека. | фронтальная парная индивидуальная | Расширить представления учащихся о анатомо-физиологических особенностях человека в подростковом возрасте, научиться использовать полученные знания в К:умение повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. | К:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р:определять новый уровень отношения к себе как к субъекту деятельности П: владеть общим приёмом решения учебных задач. | Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.7.3 пересказать |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 4часа Тема7. Первая помощь при неотложных состояниях. 4часа Знать общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь». Знать как оказать и уметь оказать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении., при незначительных ранах, при сильном кровотечении.( артериальном кровотечении при венозном кровотечении) при ушибах и переломах. Знать правила транспортировки пострадавшего. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи |
32 | Общие правила оказания первой помощи | Общие понятия и определения первой помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь». | фронтальная групповая | научиться оказывать первую помощь пострадавшим. | К:умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Р: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности П: умение создавать самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи | Формирование оценки собственных поступков | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.8.1 после уроков |
33 | Оказание первой помощи при наружном кровотечении | Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Первая помощь при незначительных ранах. Первая помощь при сильном кровотечении. Оказание первой помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой помощи при венозном кровотечении. | фронтальная парная индивидуальная | научиться оказывать первую помощь пострадавшим при наружном кровотечении | К:умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов Р: умение искать и выделять необходимую информацию П: произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения ситуационных задач. | 1.Развитие познавательных интересов и мотивов 2.Формирование границ собственного знания и «незнания | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.8.2 пересказать |
34 | Оказание первой помощи при ушибах и переломах | | фронтальная парная индивидуальная | научиться оказывать первую помощь пострадавшим при ушибах и переломах | К:умение работать индивидуально и в группе Р: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости П: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии | 1.Развитие познавательных интересов и мотивов 2.Формирование границ собственного знания и «незнания». 3. Оценка собственных поступков. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.8.3 задание в рабочей тетради |
35 | Общие правила транспортировки пострадавшего | Основные правила транспортировкис пострадавшего | парная | Научиться транспортировать пострадавшего одним, двумя лицами, использовать полученные знания в повседневной жизни в случае необходимости. | К:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения П:уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. | Формирование правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | Контрольучителя, самоконтроль, взаимоконтроль | | | п.8.4 после уроков |