СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКНР

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по ОДНКНР для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКНР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» для 5-9 классов образовательных учреждений Республики Башкортостан организуется в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и иными нормативно-правовыми документами федерального и регионального значения. Так, образовательная деятельность по данному курсу осуществляется на основе следующих документов:

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993).

  2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 21.12.2012).

  3. Федеральные государственные образовательные стандарты (начального и основного общего образования: утверждены приказом Министерства образования и науки 6.10.2009 № 373 и 17.12.2010 № 1897).

4. Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 (ред. от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  1. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России».

  2. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.15 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

  3. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  4. Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 01.09.2016 №08-1803.

  5. Конституция Республики Башкортостан (принята 24.12.1993)

  6. Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» (№ 696-З от 1.07.2013).

  7. Приказ министерства образования Республики Башкортостан «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан в 2015-2016 уч.г.» (№ 905 от 29.04.2015).

  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009).

  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»(№ 996-р от 29.05.2015).


Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-13 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

  • организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур

  • отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

Общая характеристика предмета


В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

  1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

  2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

  3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

  1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

  2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить еѐ к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия шестиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

  3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

  4. Принцип краеведения. При обучении шестиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др.

Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Ценностные ориентиры содержания предмета


Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 6 классе остаются следующие:

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.


Место данного предмета в учебном плане.

На изучение курса по выбору «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 6 классе отводится 1 час в неделю, итого 36 часов за учебный год.

Планируемые результаты обучения

Изучение предметной области ОДНКНР через одноименный учебный предмет предполагает в соответствии с ФГОС ООО достижение обучающимися трех групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

В настоящее время предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» должна обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Соответственно, его содержание должно опираться на учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов РФ, которые обеспечивают достижение следующих личностных результатов:

  • уважение к России, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, к религиозным или атеистическим чувствам и взглядам людей;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных верований и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты отражают сформированность следующих умений:

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей, смысловое чтение;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;

  • использование потенциала метапредметных связей общеобразовательных курсов; знание исторических основ процесса духовного творчества.

Предметные результаты ОДНКНР:

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;

  • знание особенностей быта и поведения представителей различных конфессий, имеющих представительство в Республике Башкортостан;

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально- ценностного видения окружающего мира;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

развитие потребности в общении с произведениями культурного наследия, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Раздел 1.Виды духовных ценностей народов России

Инвариантная часть

  1. Что такое ценность? Материальные и духовные ценности.

  2. Эстетические ценности народов России.

  3. Нравственные ценности народов России, в том числе этикет.

Вариативная часть: изучение видов ценностей на примере культуры народов Башкортостана.


Раздел 2. Народы России

Инвариантная часть

  1. Народы России – творцы культуры.

Уникальность культуры каждого народа России.

2Славянские народы России

3 Истоки культуры славянских народов.

  1. Тюркские народы России.

  2. Истоки культуры тюркских народов.

  3. Финно-угорские народы России.

  4. Народы Сибири и Дальнего Востока.

  1. Народы-путешественники.

  2. Народы Республики Башкортостан.


Вариативная часть: изучение этнографических особенностей народов Башкортостана и соседних регионов Российской Федерации, в том числе фольклора, национальных праздников, особенностей быта и традиционного хозяйства.

Раздел 3. Города России – центры духовно-нравственной культуры народов России

Инвариантная часть

  1. Древнейшие города России и их роль в культуре страны.

  2. Москва – сердце России.

  3. Санкт-Петербург – культурная столица России.

  4. Казань – город с тысячелетней историей.

  5. Екатеринбург – столица Урала.

6.Красота и величие городов Сибири.

Профессия моих родителей (урок - семинар). Раздел 4 России верные сыны(5часов)

О славных победах России ( на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Человек на войне. Героические портреты. К. Минин, Д. Пожарского, М.И. Кутузова, Д. Давыдова, Г.К. Жукова, К. Шаймуратова, М. Нагуманова, М. Гареева, С.А. Ковпак, пионеры - герои. Подвиг народов России в литературе, музыке, кинематографии.

Вклад народов Башкортостана в победу совесткого народа в Великой Отечественной войне

А. Бикчентаев «Орел умирает на лету», А Матросов и М. Губайдуллин К. Мэрген «Высота 30 батыров»..

«Тот брат, кто в беде поможет» Раздел 5 Моя семья - моя богатство (2ч.)

Семья – семь Я. Любовь как главная семейная ценность. Поддержка, взаимопонимание и уважение в семье. Роль семьи в формировании нравственной составляющей личности. Основные функции семьи. Тема семьи в литературе , живописи и искусстве. А. Алексин «Рассказы о счастливой семье». Т. Агибалова « В семейном кругу» Осетинская сказка «Отец и сыновья», картина Решетникова «Опять двойка», В Иванов «Семья», П. Филонов «Крестьянская семья»).

Осознанный выбор и действие. (1ч)

Что такое осознанный выбор. Право человека выбирать. Ответственность за сделанный выбор. Тема выбора в художественных произведениях

Кто в деле, тот и в ответе. (1 ч.)

Понятие об ответственности. Что значит быть ответственным. Чувство ответственности и долга в произведениях С. Агиша « Гнедко», Г. Тукая «Водяница».

Е. Ильина «Четвертая высота», русская народная сказка «о молодильных яблоках», В. Васнецов «Витязь на распутье»).

Скажи мне кто твой друг (1ч.)

Приятельство и дружба. Кто такой настоящий друг? Тема дружбы в музыке, живописи и литературе народов России А.С. Экзюпери «Маленький принц», З.А. Биишева «Будем друзьями», татарская сказка «Бессмертный». Детские песни и стихи о дружбе и верных товарищах ( Е. Штроков «Друзья», Микалоюса Чюрлениса «Дружба»).

Великодушному - весь мир – родня(1 ч.)

Понятие о великодушии как черте характера. Какого человека можно назвать великодушным. Взаимовыручка и взаимопомощь в рассказе А. Карная «Жаворонок».

Мы в ответе за тех, кого приручили (1ч.)

Экологическая ответственность человечества. Понятие о глобальных экологических проблемах. Поиск вариантов решения глобальных экологических проблем. ГРИНПИС, группы «зеленых», «защитники леса», «юннаты».


Тема 8. Горжусь своими земляками ( 1 ч.)

Знаменитые уроженцы Ермекеевского района.

Тема 9. Итоговое повторение (4 ч.) Подготовка к защите творческих проектов (1ч.). Защита творческих проектов ( 2ч.).

«От истоков к современности» ( итоговое занятие 1 ч.)

Тематика итоговых проектов по курсу
  1. Моя малая Родина

  2. Башкортостан - край дружбы и согласия

  3. Традиции и обычаи народов России ( по выбору)

  4. Моя семья – мое богатство

  5. Моя будущая профессия

  6. Дружба – главное богатство

  7. Моя мечта

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


К важнейшим личностным результатам изучения области знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России» относятся:

    • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

    • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной мобильности на основе моральных норм и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

    • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

    • формирование морали как осознанной личностью необходимости определѐнного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

    • развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

    • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

    • готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

    • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

    • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

    • свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, своей Родиной;

    • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений область знания «Основы духовно–нравственной культуры народов России» призвана обеспечить:

    • осознание себя гражданином России на основе принятия общих для народов нашей страны духовно-нравственных нравственных ценностей;

    • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни класса, школы, района, города, региона, страны;

    • консолидации представителей разных народов и религий – граждан Российской Федерации.

Предметные результаты освоения области знания «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включают:

    • усвоение первоначальных сведений о началах православной религии, основах иудаизма, буддизма, ислама;

    • понимание общности этических и нравственных составляющих религий;

    • сформированность целостного взгляда на общество как на союз разных народов, придерживающихся различных религиозных убеждений, основанный на диалоге, культурном взаимодействии, мирном сосуществовании, взаимопонимании;

    • владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально- гуманитарных дисциплин;

    • понимание культурных и религиозных традиций своего народа, уважение к памятникам культуры независимо от национальной и религиозной принадлежности их создателей.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» помогает ученику в формировании отношения к обществу как единству людей, в основе представлений и действий которых лежат базовые этические и нравственные ценности, помогает воспитать нравственно и духовно зрелую личность.

Среди метапредметных результатов изучения курса можно выделить:

    • в познавательной сфере — умение осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленными целями и задачами, решать творческие задачи, представлять результат своей деятельности в различных формах(сообщения, реферат, презентация и т.п.);

    • в эстетической сфере — формирование умений соблюдения норм этикета, правил поведения в поликультурном многонациональном обществе;

    • в коммуникативной сфере — освоение норм социокультурного взаимодействия со взрослыми, сверстниками, в сообществах разного типа (семья, школа, учреждения культуры и др.).


ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Формы текущего контроля:

-анализ продуктов творческой деятельности (сочинения, рисунки, проекты и т. д.);

-задания на закрепление и проверку, изложенные в учебном пособии для учащихся «Основы духовно- нравственной культуры народов России»;

тестирование.

Виды аттестации

Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися, какой-либо части, темы (тем) программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и проводится педагогом.

Итоговая аттестация – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее завершению.

Формы проведения аттестации

Для текущего контроля уровня достижений, учащихся использованы такие способы, как: наблюдение активности на занятии;

беседа с учащимися, родителями;

экспертные оценки педагогов по другим предметам;

анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий рабочей тетради; тестирование.

Формы проведения промежуточной аттестации:

защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, собеседование, игра.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется: совокупность самостоятельно выполненных творческих работ. Формы проведения итоговой аттестации учащихся: презентация творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др. Результаты промежуточной и итоговой аттестации воспитанников оцениваются таким образом, чтобы можно было определить: насколько были достигнуты, прогнозируемые результаты программы каждым ребенком; полноту выполнения образовательной программы.






















Тематическое планирование


№п/п

Тема урока

Коли-

чество

часов

Датапланируемая

Дата

фактическая


Виды духовных ценностей народов России




1

Что такое ценность? Материальные и духовные ценности.


1

6.09


2

Эстетические ценности народов России.


1

13.09


3

Нравственные ценности народов России, в том числе этикет

1

20.09


4

Нравственные ценности народов Башкортостана


1

27.09


5

6

Нравственный идеал в произведениях М.Карима и особенное (воспитание, почитание родителей, патриотизм, уважение к памяти предков).


2

4.10

18.10



Народы России





78

Народы России – творцы культуры. Уникальность культуры каждого народа России.


2

25.1


1.11


9

Славянские народы России.


1

8.11


10

Истоки культуры славянских народов.


1

15.11


11

Тюркские народы России.


1

22.11


12

Истоки культуры тюркских народов

1

29.11


13

Финно-угорские народы России.

1

6.12


14

Народы Сибири и Дальнего Востока

1

13.12


15

Народы-путешественники.

1

20.12


16

Народы Республики Башкортостан

1

27.12



Города России – центры духовно-нравственной культуры народов России




17

Древнейшие города России и их роль в культуре страны.

1

10.01


18

Москва – сердце России.

1

17.01


19

Санкт-Петербург – культурная столица России.

1

24.01


20

Казань – город с тысячелетней историей.

1

31.01


21

Екатеринбург – столица Урала.

1

7.02


22


Красота и величие городов Сибири.

1

14.02



России верные сыны




23


О славных победах России ( на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Человек на войне. Героические портреты. К. Минин, Д. Пожарского, М.И. Кутузова, Д. Давыдова, Г.К. Жукова, К. Шаймуратова, М.

Нагуманова, М. Гареева, С.А. Ковпак, пионеры - герои. Подвиг народов России в литературе, музыке, кинематографии.


1

21.02




24

25


Вклад народов Башкортостана в победу совесткого народа в Великой Отечественной войне (1ч.)

А. Бикчентаев «Орел умирает на лету», А Матросов и М. Губайдуллин К. Мэрген «Высота 30 батыров»..


2

28.02


7.03


26


Тема 7. «Тот брат, кто в беде поможет» ( 1ч.)

Сплочение народа в момент опасности ( на примере землетрясения в Ташкенте 1966 г., авария в г. Чернобыль, теракт в г. Беслан, гибель атомной подводной лодки «Курск»).


1

14.03


27

Чувство патриотизма. Кого можно назвать патриотом. Идеи патриотизма и любви к Родине в произведениях, живописи, литературе .

1

21.03


28

Моя семья - моя богатство


1

28.03


29

Тема семьи в литературе , живописи и искусстве.

1

4.04


30

Что такое осознанный выбор. Право человека выбирать. Ответственность за сделанный выбор. Тема выбора в художественных произведениях


1

11.04


31

Кто в деле, тот и в ответе.

Понятие об ответственности. Что значит быть ответственным. Чувство ответственности и долга в произведениях С. Агиша « Гнедко», Г. Тукая «Водяница».

Е. Ильина «Четвертая высота», русская народная сказка «о молодильных яблоках», В. Васнецов «Витязь на распутье»).


1

18.04


32

Скажи мне кто твой друг (1ч.)

Приятельство и дружба. Кто такой настоящий друг? Тема дружбы в музыке, живописи и литературе народов России.

1

25.04


33

Великодушному - весь мир – родня(1 ч.)

Понятие о великодушии как черте характера. Какого человека можно назвать великодушным. Взаимовыручка и взаимопомощь в рассказе А. Карная «Жаворонок».


1

2.05


34

Защита творческих проектов

1

16.05


35

Мы в ответе за тех, кого приручили (1ч.)

Экологическая ответственность человечества

1

23.05


36

Горжусь своими земляками ( 1 ч.)

Знаменитые уроженцы Ермекеевского района


1

30.05





ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Родной Башкортостан: Учебник для 6 класса./Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г.-Уфа: «Китап», 2005 г. Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия»,2002 г.

Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010.

Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2006. - 398 с.: ил.

Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).

Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.

Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.

Косачева И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.

Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.

Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007.

Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий / К. В. Рыжов. - Москва: Вече, 2008. - 702 с.: ил. - (Кто есть кто).

http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека

http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека

http://www.lib.ru – электронная библиотека

http:// scool- collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов

http: // www. istorya. ru- История стран и цивилизаций







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!