Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов:
-ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009г. № 373);
- Основная образовательная программа начального общего образования средней школы №12 (Утверждена приказом директора от 30.08.2011 №134/4);
- Календарный учебный график ОУ (Утверждён приказом директора от 27.08.2013 № 141/1);
- Примерная программа по окружающему миру (Примерные программы начального общего образования, М.: Просвещение, 2010)
Учебно-методический комплект по окружающему миру для 1 класса позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственного образовательным стандартом в области окружающего мира.
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика учебного предмета отражена в ООП НОО средней школы № 12.
Согласно письму Департамента образования мэрии г. Ярославля «О годовом календарном учебном графике на 2013-2014 учебный год» № 01-14/3206 от 20.08.2013 рабочая программа рассчитана на 66 учебных часов (2 ч х 33 нед. = 66 ч, из них 2часа – резерв). В рабочей программе сохранены порядок изучения тем и объем предметного содержания.
В рабочей программе представлены экскурсии (6), практические работы (15) и диагностические работы (7). Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.
В соответствии с письмом МО РФ № 408/13-13 от 20.04.01. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» спланировано проведение уроков в адаптационный период.
В поурочном планировании курсивом выделен материал, который подлежит изучению на уровне образовательной программы и не является предметом итогового контроля. Полужирным шрифтом выделен материал регионального компонента.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета отражены в ООП НОО средней школы №12.
Содержание учебного предмета в 1 классе отражено в поурочном планировании.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
В поурочном планировании отражена «Программа формирования ИКТ – компетентности младших школьников». В процессе изучения данного предмета реализуется «Программа формирования экологической культуры, культуры здоровья и безопасного образа жизни». В поурочном планировании отражена «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования»
№ раз-дела | Тема | Всего часов | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1 | Вопросы о природе. Способы получения ответов. | 17 | - Осознание себя учеником, выражающиеся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома. - Осознание и принятие базовых человеческих ценностей, уважительное отношение к другим людям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, в группе. - Установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции. | - Способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы. - Сравнивать результат своей работы с предложенным образцом. - Различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение). - Осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач. - Формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главная мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста. | - Представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояния объектов во времени. - Умение делить объекты на две, три группы по выбранному критерию (классифицировать на искусственные и естественные, живые и не живые, старинные с современные и т.д.). - Знание и классификация растений на культурные и дикорастущие, на деревья, кустарники, травы. - Знания названий 3-4 съедобных и ядовитых грибов; 3-4 видов деревьев; 1-2 вида травянистых растений;3-4 разных насекомых; 3-4 пород собак; 5 органов чувств человека и их работа. - Умение отличить насекомых от других животных; различить 3-4 вида деревьев по их листьям; отличить 1-2 вида травянистых растений от других трав. |
2 | Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире. Анализ ощущений человека. | 4 | - Осознание себя учеником, выражающиеся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома. - Осознание и принятие базовых человеческих ценностей, уважительное отношение к другим людям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, в группе. - Установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции. | Способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы. - Сравнивать результат своей работы с предложенным образцом. - Различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение). - Формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главная мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста. | - Представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояния объектов во времени. - Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. - Умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков. - Знания названий 3-4 съедобных и ядовитых грибов; 3-4 видов деревьев; 1-2 вида травянистых растений; 3-4 разных насекомых; 3-4 пород собак; 5 органов чувств человека и их работа - Умение отличить насекомых от других животных; различить 3-4 вида деревьев по их листьям; отличить 1-2 вида травянистых растений от других трав. |
3 | Наблюдение. Выделение свойств объекта наблюдения. Планирование наблюдений. | 10 | - Осознание себя учеником, выражающиеся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома. - Осознание и принятие базовых человеческих ценностей, уважительное отношение к другим людям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, в группе. - Установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции. | - Способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы. - Сравнивать результат своей работы с предложенным образцом. - Различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение). - Формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главная мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста. | - Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. - Умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков. |
4 | Наблюдение. Построение рядов объектов по выделенному свойству. Классификация объектов по выделенному свойству. | 7 | - Осознание себя учеником, выражающиеся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома. - Осознание и принятие базовых человеческих ценностей, уважительное отношение к другим людям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, в группе. - Установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции. | - Способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы. - Сравнивать результат своей работы с предложенным образцом. - Различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение). - Вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом. - Использовать знаки и символы для составления схемы процесса. - Формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главная мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста. | - Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. - Умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков. |
5 | Разные состояния объекта. Их описание и представление с помощью схемы. | 4 | - Осознание себя учеником, выражающиеся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома. - Осознание и принятие базовых человеческих ценностей, уважительное отношение к другим людям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, в группе. - Установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции | - Способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы. - Сравнивать результат своей работы с предложенным образцом. - Различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение). - Осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач. - Вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом. - Использовать знаки и символы для составления схемы процесса. - Формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главная мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста. | - Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. - Умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков. - Умение характеризовать состояние объекта. |
6 | Процесс как смена состояний объекта. Процессы вокруг нас. | 22 | - Осознание себя учеником, выражающиеся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома. - Осознание и принятие базовых человеческих ценностей, уважительное отношение к другим людям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, в группе. - Установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены): умение следовать инструкции. | - Способность различать себя (как личность) и результат своей работы, оценивать результат своей работы по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы. - Сравнивать результат своей работы с предложенным образцом. - Различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение). - Осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач. - Вместе с другими учениками составлять план (знаково-символический) наблюдения за интересующим объектом. - Использовать знаки и символы для составления схемы процесса. - Формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главная мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста. | - Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам. - Умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков. - Умение характеризовать состояние объекта. - Умение описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояние объекта, а так же характеризуя наблюдаемые изменения. |
| Резерв | 2 | | | |
№ п/п | Тема урока | ИКТ | Оборудование | Формируемые понятия | Универсальные учебные действия |
| | | | | Способность анализировать. Проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку. Осуществлять наблюдение объекта. Формирование действия контрольно-оценочной самостоятельности. Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам |
1 | Преобразование природы человеком. Искусственное и естественное (природное). Живая и неживая природа. | | Картинки с объектами живой и не живой природы, изображение завода, картофелина, карандаш, камень | Природа, объекты природы, живая и неживая природа. |
2 | Адаптационный период. Экскурсия по школе «Ты – первоклассник». | № 1 Знакомство с ПК. Техника безопасности при работе с ПК | | Ученик, первоклассник . |
3 | Деятельность людей. Сырье и изделия из него. | | Картины преобразовательной деятельности человека на Земле, шерсть и варежки, глина и глиняный горшок, кусок древесины и бумага | Сырье. |
4 | Адаптационный период. Экскурсия в парк «Золотая осень». | | . | |
5 | Дикорастущие и культурные растения. | | Плакаты с сортами культурных растений, злаки разных видов, любимый продукт питания. | Дикорастущие и культурные. |
6 | Адаптационный период. Целевая прогулка «Разнообразие растений». | | | |
7 | Внешнее строение и части растений. Использование растений человеком. | | | Корень, стебель, цветок, плод, семена, листья. |
8 | Адаптационный период. Урок-игра «Во саду ли в огороде». | | | |
9 | Деревья, кустарники и травы. Существенные признаки растений разных групп. | | | Деревья, кустарники, травянистые растения. |
10 | Адаптационный период. Целевая прогулка «Деревья школьного двора». | № 2 Сопоставление реальных объектов и геометрических фигур средствами ИКТ (Перемещение на ИД геометрических фигур к объектам. Беседа: «Где можно встретить различные геометрические фигуры, и для чего они используются») | | |
11 | Дикие и домашние животные. | | Плакат с породами домашних животных, фотографии любимых домашних животных, корм домашних животных. | Дикие и домашние животные. |
12 | Адаптационный период. Урок-игра «Чистота – залог здоровья». | | | |
13 | Стартовая диагностическая работа | | | |
14 | Адаптационный период. Целевая прогулка «Дорога от школы до …». ОБЖ «Что такое безопасность и что такое чрезвычайные ситуации?» | № 3 Фиксация информации средствами ИКТ (Беседа: «Какие знания друг о друге могут пригодиться») | | |
15 | Разнообразие животных. Животные и человек. | № 4 Передача информации на ПК (Вспомнить сказки и сказочных героев – показ объектов средствами ИКТ) | | |
16 | Адаптационный период. Урок-игра «Комнатные растения». | | | |
17 | Способы получения знаний о природе. Практическая работа. | № 5 Создание гипермедиасообщений (Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука) | Справочная литература | Справочная литература, Интернет. Наблюдение. |
18 | Органы чувств. Практическая работа «Анализ ощущений». | № 6 Знакомство с источниками информации (Прочитать имена с ПК других детей, объединиться по цвету карточки, по именам, запомнить друг друга) | Шарф, игрушка, карточки с изображением органов чувств | Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. | Осуществлять наблюдение объекта, описание наблюдаемого объекта. Анализ. Использовать знаки и символы для составления схемы процесса. Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам |
19 | Органы чувств и их функции. | | | |
20 | Органы чувств животных. | | Картинки с изображением животных, о которых пойдёт речь. | |
21 | Диагностическая работа №1: «Органы чувств». | № 7 Создание гипермедиасообщений (Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука) | Четыре стакана с растворами, коробка со спрятанными предметами, баночка с ваткой с запахом, и запись с разными звуками. | |
22 | Практическая работа «Листья деревьев. Ветки и кора деревьев». | | Четыре-пять видов коры деревьев, четыре-пять видов веточек деревьев, четыре-пять видов листочков. | Лиственные и хвойные растения, листовая пластинка. | Проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку. Осуществлять наблюдение объекта. Умение фиксировать результаты наблюдения. Умение работать с зафиксированной схемой действий. |
23 | Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. | | Муляжи грибов, картинки разных видов грибов. | Съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые. |
24 | Профессии. Особенности труда людей родного края. | № 8 Создание гипермедиасообщений (Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука) | Картины с изображением людей разных профессий. | Профессии. |
25 | Необходимость планирования наблюдений. Практическая работа «Породы собак». | | | |
26 | Составление плана наблюдения. Насекомые. | | | Насекомые. |
27 | Составление плана наблюдения. Птицы. Охрана птиц. | | | Птицы. |
28 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе». | | | |
29 | Архитектурные сооружения Москвы – столицы России и Санкт-Петербурга. | | | Столица, страна, герб, достопримечательности. |
30 | Достопримечательности Ярославля. | № 9 Презентация работ проекта (Создание видеосообщения, размещение его в информационной среде) | | |
31 | Предметы быта и их признаки. Диагностическая работа №2: «Выделение свойств объекта наблюдения» . | № 10 Создание гипермедиасообщений (Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука) | | |
32 | Изготовление бумаги. Необходимость экономии бумаги. Практическая работа «Виды бумаги». | № 11 Запись звучащей речи средствами ИКТ (Рассказ-комментарий смысла пословицы «Что написано пером…». О назначении букв и требованиях к их написанию) | Набор из нескольких листов бумаги разных видов, кусочек бересты, кожи, глины, камень. | Классификация, свойства. | Проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку. Умение сравнивать объекты, чтобы найти их общие и специфические свойства. Умение схематично фиксировать наблюдение. Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам |
33 | Практическая работа «Птичьи яйца». Приспособленность птиц к условиям обитания. Охрана птиц. | | | |
34 | Практическая работа «Птичьи клювы». Приспособленность птиц к условиям их жизни. | | | |
35 | Практическая работа «Хвосты животных». Приспособленность животных к условиям обитания. | | | |
36 | Практическая работа «Бабочки». Разбиение на группы и построение рядов. | | | Группа, ряд. |
37 | Практическая работа «Листья деревьев». Разбиение на группы и построение рядов. | | | |
38 | Предметы быта. Разбиение на группы по признакам. Диагностическая работа №3: «Разбиение на группы и построение рядов». | | Пуговицы разного цвета и величины, разноцветная галька. | |
39 | Состояние человека. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Культура поведения. | № 12 Редактирование текста (Удаление, замена и вставка буквы. Печать имён). | | Состояние. | Осуществлять наблюдение объекта. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. |
40 | Состояние погоды. Явления природы. | | Картина с изображением разных погодных состояний. | Предсказание погоды, явление природы. |
41 | Практическая работа «Описание разных состояний объекта». | | Несколько пар предметов в разных состояниях. | |
42 | Болезненные состояния человека. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. | | | Травма, заболевание, профилактика. |
43 | Химические процессы: горение, его необратимость. Правила безопасного обращения с огнем. Схематическое изображение процесса. | | Спички, целые и горелые, молоко, свечка, спички, белая бумага. | Горение, процесс. Схема, модель. | Умение выдвигать гипотезу, находить доказательства и опровержения. Осуществлять наблюдение. Умение составлять схему, модель. Работа над формированием действия контроля и оценки. Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам |
44 | Последовательность времен года. Сезонные изменения. | № 13 Презентация работ средствами ИКТ (Итог изготовления поздравительной открытки) | | |
45 | Зависимость образа жизни животных от сезонных изменений в природе. | | | |
46 | Сезонные изменения в растительном мире. Диагностическая работа №4: «Процесс как смена состояний». | | | |
47 | Физические процессы. Практическая работа «Падение капли в воду». | | | |
48 | Физические процессы, происходящие с водой: замерзание воды, таяние льда и снега, испарение лужи. Первое представление о круговороте воды в природе. | | Миска с водой, кусочки льда и снега, зеркальце. | Жидкое, твердое, газообразное, круговорот воды. |
49 | Жизнь города. Виды транспорта. Правила поведения на улице. | | | |
50 | Физиологические процессы у человека. | № 14 Создание гипермедиасообщений (Текст, цифровые данные, изображения. Запись звука) | Секундомер. | Мышца, пульс. |
51 | Изменения эмоционального состояния животных. Мимика. Проявление эмоций человеком и животными. Мимика и поза, как показатели эмоций. | | | Эмоция, мимика, жесты. |
52 | Изменения в неживой природе. Практическая работа «Рост кристаллов». | | | |
53 | Схематическое изображение процессов. | | | |
54 | Живая природа: развитие как важная отличительная черта живых существ (развитие одуванчика, курицы и рыбы). | | | Размножение. |
55 | Установление последовательности процессов (на примере чтения следов). | № 15 Фиксация информации средствами ИКТ (Согласны ли вы с высказыванием «Книги — мои друзья») | | | Использовать знаки и символы для составления схемы процесса. Умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам |
56 | Взрослые животные и их дети. Этапы развития бабочки. Диагностическая работа № 5: «Последовательность процессов». | | | |
57 | Этапы развития комара и мухи. | | | |
58 | Практическая работа «Возможность предсказания хода процесса (на примере прорастания луковицы). | | | |
59 | Обобщение материала. Что мы знаем о природе? Что мы знаем о человеке? | | | |
60 | Итоговая диагностическая работа. | | | |
61 | Младший школьник и семья. Труд и отдых в семье. | № 16 Презентация работы с использованием ИКТ (Значение режима дня для школьника) | | |
62 | Экскурсия «Летние изменения в природе. Связь живой и неживой природы». | | | |
63 | Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. | № 17 Отбор материала для использования в информационном проекте (Обсуждение понятия «семья», обсуждение высказываний о семье) | | |
64 | Экскурсия в музей природы: «Растительный и животный мир родного края». | № 18 Моделирование средствами ИКТ (Выбор материалов для маршрута-экскурсии средствами ИКТ) | | Экспозиция, экспонат, экскурсовод. |
65-66 | Резерв. | | | |
·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.