Пояснительная записка
Статус программы
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.12.2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных организаций ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)» с января 2015 г. осуществлен поэтапный переход на временный государственный образовательный стандарт.
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в соответствии со следующими нормативными документами:
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26 декабря 2014 года №72 «Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный образовательный стандарт (ВГОС)»;
Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 01 июня 2016 года № 203 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию рабочих учебных планов образовательных учреждений Луганской Народной Республики на 2016-2017 учебный год»;
Приказом Министерства образования и науки ЛНР от 04.07.2016 года №258 «Об организованном начале 2016-2017 учебного года в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики»;
Державними санітарними правилами і нормами влаштування, утримання загальноосвітніх навчальних закладів та організації навчально-виховного процесу ДСанПіН - http://www.dsesu.gov.ua/;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507));
http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf;
Авторскими программами А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы
Общая характеристика курса.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Цели и задачи курса « Окружающий мир »
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина в условиях культурного и конфессионального многообразия общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Луганщине, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
4. Место учебного курса в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. В 4 классе программа рассчита на 68ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностные результаты начального образования, а именно:
формирование чувства гордости за свою Родину, свой народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты начального образования:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли нашей Родины в истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основное содержание программы
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа родного края
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.
Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.
Пётр Первый - царь-преобразователь. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы в XVIII в.
Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы в XIX --начале XX вв.
Первая мировая война. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в 90-х гг. XX в. Культура в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Наша Родина - Луганщина
Мы - граждане. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионе.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 11 |
2 | Природа России | 13 |
3 | Родной край - часть большой страны | 14 |
4 | Страницы Всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории | 21 |
6 | Наша Родина - Луганщина | 4 |
| Итого | 68 |
Виды проверочных работ
№ п/п | Виды проверок | 1 семестр | 2 семестр |
1 | Тематические контрольные работы | 2 | 3 |
2 | Экскурсии. | 2 | 2 |
3 | Практические работы. | 19 | - |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета ученик должен
знать/понимать:
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
государственную символику Луганщины;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь:
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Земля и человечество (11 ч) |
1 | 1 | Мир глазами астронома. | | | |
2 | 2 | Солнце | | | |
3 | 3 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1 «Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года» | | | |
4 | 4 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | | | |
5 | 5 | Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Глобус и географическая карта. | | | |
6 | 6 | Мир глазами историка | | | |
7 | 7 | Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» | | | |
8 | 8 | Мир глазами эколога | | | |
9 | 9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | | | |
10 | 10 | Международная Красная книга. | | | |
11 | 11 | Контрольная работа по теме «Земля и человечество» | | | |
Природа родного края (13ч) |
12 | 1 | Пояса Земли Практическая работа №5»Ознакомление с поясами Земли» | | | |
13 | 2 | Равнины и горы родного края Практическая работа №6 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор нашей местности» | | | |
14 | 3 | Моря, озёра и реки родного края. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек нашей местности» | | | |
15 | 4 | Природные зоны планеты. | | | |
16 | 5 | Зона арктических пустынь. Практическая работа №8 «Зона Арктических пустынь.(ознакомление ,карта, презентация)» | | | |
17 | 6 | Тундра. Практическая работа №9 «Растительный мир, гербарий.» | | | |
18 | 7 | Леса родного края. Практическая работа №10 «Рассматривание гербария, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни» | | | |
19 | 8 | Растения и животные леса. | | | |
20 | 9 | Экскурсия «Лес и человек». | | | |
21 | 10 | Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербария, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни» | | | |
22 | 11 | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербария, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни» | | | |
23 | 12 | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербария, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». | | | |
24 | 13 | Контрольная работа по теме «Природа родного края» | | | |
Родной край - часть большой страны (14 ч) |
25 | 1 | Родной край – часть большой страны. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» | | | |
26 | 2 | Поверхность нашего края. Надо ли охранять поверхность? | | | |
27 | 3 | Экскурсия « Поверхность нашего края». | | | |
28 | 4 | Водные богатства нашего края | | | |
29 | 5 | Наши подземные богатства. | | | |
30 | 6 | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | | | |
31 | 7 | Земля - кормилица | | | |
32 | 8 | Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербария растений леса и их распознавание» | | | |
33 | 9 | Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербария растений луга и их распознавание» | | | |
34 | 10 | Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербария растений пресных вод и их распознавание» | | | |
34 | 11 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербария полевых культур и их распознавание» | | | |
36 | 12 | Животноводство в нашем крае | | | |
37 | 13 | Проект «Зеленые страницы родного края» | | | |
38 | 14 | Контрольная работа по теме «Родной край - часть большой страны» | | | |
Страницы Всемирной истории (5 ч) |
39 | 1 | Начало истории человечества | | | |
40 | 2 | Мир древности: далекий и близкий | | | |
41 | 3 | Экскурсия в краеведческий музей «Мир древности» | | | |
42 | 4 | Средние века: время рыцарей и замков | | | |
43 | 5 | Новое время: встреча Европы и Америки | | | |
Страницы истории (21 ч) |
44 | 1 | Жизнь древних славян | | | |
45 | 2 | Экскурсия в краеведческий музей «Во времена древней Руси» | | | |
46 | 3 | Страна городов | | | |
47 | 4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | | | |
48 | 5 | Трудные времена на Русской земле | | | |
49 | 6 | Русь расправляет крылья | | | |
50 | 7 | Куликовская битва | | | |
51 | 8 | Иван Третий | | | |
52 | 9 | Мастера печатных дел | | | |
53 | 10 | Контрольная работа по теме «Страницы истории. Времена древний Руси» | | | |
54 | 11 | Пётр Великий | | | |
55 | 12 | Михаил Васильевич Ломоносов | | | |
56 | 13 | Екатерина Великая. | | | |
57 | 14 | Отечественная война 1812 года | | | |
58 | 15 | Страницы истории XIX века | | | |
59 | 16 | Страницы истории XX века | | | |
60 | 17 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | | | |
61 | 18 | Великая война и великая Победа | | | |
62 | 19 | Великая война и великая Победа | | | |
63 | 20 | Страна, открывшая космос | | | |
64 | 21 | Контрольная работа по теме «Страницы истории» | | | |
Наша Родина - Луганщина(4 ч) |
65 | 1 | Права и обязанности гражданина. Права ребёнка | | | |
66 | 2 | Государственная символика Луганщины (флаг, герб, гимн). Государственные праздники | | | |
67 | 3 | Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионе. | | | |
68 | 4 | Проект «Путешествие по Луганщине». Итоговый урок | | | |