СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Перспектива".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области


Рассмотрена и рекомендована Утверждаю

К утверждению методическим советом Директор МБОУ «Первомайская средняя

Председатель МС общеобразовательная школа»

_________Л.А. Пониткова _____________А.Ю. Самохвалов






Рабочая программа

по окружающему миру для 4 ф класса

на 2017-2018 год














Составитель:

Зотова Анастасия Геннадиевна













Пояснительная записка


Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующей цели.

Цель обучения:

– формирование личности ребенка;

– развитие универсальных учебных действий;

– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Задачи программы:

- формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;

- воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству;

- развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;

- расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.

Нормативно-правовая база

Программа разработана на основе:

  • Приказа и положения МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ и календарно-тематических планов учителей. № 206 от 30.12.2016 г.

  • Приказа МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» «Об утверждении учебного плана на текущий учебный год» №133 от 31.08.2017.

  • Закона РФ «Об образовании»,

  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,

  • Конвенции о правах ребёнка,

  • Стандарта начального общего образования,

  • Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в ОУ на 2017- 2018 учебный год

Сведения о программе

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 Обоснование выбора программы

Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края. Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».

Изменений в программе нет.

Место предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю (35 недель) 70 часов (из них контрольные работы – 6 часов). Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Формы организации процесса:

Основной формой организации учебно - воспитательного процесса курса является урок. В процессе изучения используются :

Комбинированный урок,

урок – игра (дидактические, ролевые),

урок – беседа,

урок – путешествие,

урок - экскурсия,

урок - практические занятия,

урок с демонстрацией объектов или изображений.

Используемые технологии обучения:

  • Технологии развивающего обучения.

  • Технологии проблемного обучения.

  • Игровые технологии.

  • Технологи сотрудничества.

Механизмы формирования универсальных учебных действий обучающихся:

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Виды и формы контроля:

Текущий, тематический, итоговый (проверочная работа), выставка поделок, промежуточный контроль.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы. Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.

Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.

5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Используемый учебник

  1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2014


Содержание программы.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.


Мы граждане единого Отечества

Общество – это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребёнка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России (конференция). Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Обобщение по разделу «Мы раждане единого Отечества». Проектная деятельность «Если бы меня выбрали Президентом России». Проверочная работа по теме «Мы - граждане единого Отечества».

По родным просторам

Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Проектная деятельность «Чудесное путешествие по России». Проверочная работа по теме «По родным просторам».

Путешествие по Реке времени

В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по странице летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва – преемница Владимира. Начало Московско-го царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!». Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век теат-ра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такойј». После Ве-ликой войны. Экскурсия в музей боевой славы. Достижения 1950-1970-х гг.. Проектная деятельность «Моя семья в истории России». Проверочная работа по теме «Путешествие по Реке времени».

Мы строим будущее России

Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Проектная деятельность «Я строю будущее России». Проверочная работа по теме

« Мы строим будущее России». Итоговая контрольная работа. Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн- ринг».


Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Контрольные работы

1.

Мы – граждане единого Отечества


13

1

2.

По родным просторам


20

1

3.

Путешествие по Реке времени


26

3

4.

Мы строим будущее России


7

1

5.

Резерв

4


6.

Итого

70

6

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

- понятия «равнины», «горы», виды водоёмов, общие условия для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

- название родного края, понятие «почва», состав воды и почв, основные правила поведения в окружающей среде, отрасли животноводства в родном крае, природные сообщества родного края. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, равнины, горы, моря, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме), устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями, ухаживать за домашними животными

- что изучает наука «история», историю древнего мира.

- государственные праздники, Основной закон России, основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы, государственную символику России, государственные праздники, города России, правила работы с географической картой

уметь:

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, равнины, горы, моря, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса, степей. Пустыни, черноморского побережья, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

- работать с географической картой, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.

- показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества использовать: полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране, показывать на карте границы России, некоторые города России, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.



Литература и средства обучения 4 класс

1. Окружающий мир 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

2. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учрежденийв 2 ч. / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство « Просвещение». – М.: Просвещение, 2014г.

3. Уроки по окружающему миру 4 класс: пособие для учителей.
















Календарно-тематическое планирование по окружающему миру


№ темы

№ урока

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Содержание урока

Виды, формы контроля

УУД (универсальные учебные действия)

Дата проведения


По плану

Фактически



1.Мы – граждане единого Отечества

13 часов

1

Общество-это мы

1

Вводный

Распределение обязанностей и разделен е труда в сообществах. «Отечество» и «Родина»

Соотечественник

соотечественники

гражданское общество

Гражданин

Текущий опрос.

Систематизировать уже имеющееся представление о необходимости объединения людей в сообщества. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп, определять сообщества, в которые входит человек в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник»

4.09

4.09


2

Российский народ

1

Комбинированный

Факторы, объединяющие граждан России

Пересказ

Систематизировать уже имеющееся представление о российском народе Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить общее и различное;

прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов на благо Отечества;

оформлять Календарь памятных дат.

7.09

7.09


3

Конституция России

1

Комбинированный

Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны

Текущий опрос, карточки.

Устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России;

классифицировать права и обязанности граждан

11.09

11.09


4

Права ребенка

1

Комбинированный

Права ребенка, гарантированные Федеральным законом

Пересказ, карточки.

Знать права ребёнка;

приводить конкретные примеры прав ребёнка;

объяснять связь между правами и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления;

приводить конкретные примеры, подтверждающие верность и необходимость соблюдения десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН;

употреблять специальную лексику соответствующих документов.


14.09

14.09


5

Государственное устройство России

1

Комбинированный

Особенности государственного устройства

Текущий опрос, карточки.

Знать государственное устройство России (в объёме материала учебника);

объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти;

называть имя, отчество, фамилию действующего Президента;

определять понятие «государство».


18.09

18.09


6

Российский союз равных

1

Комбинированный

Особенности субъектов РФ.

Текущий опрос, карточки.

перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп, особенности региональных органов государственной власти, наличие регионального герба, гимна, флага, самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане;


21.09

21.09


7

Государственная граница России

1

Комбинированный

Устройство государственной границы. Граница,

пограничники,

виза,

визовый режим,

таможня

Пересказ

Формулировать понятие «граница»;

объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы;

показывать на карте границу РФ;

называть сопредельные государства;

различать границы на суше и на море

25.09

25.09


8

Путешествие за границу России

1

Комбинированный

Путешествие в Беларусь и Монголию. Ближнее

Дальнее

зарубежье

Пересказ, вопросы и задания.

Называть страны ближнего зарубежья;

показывать границы стран ближнего зарубежья на карте;

называть природные и культурные объекты этих стран;

определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств

28.09

28.09


9

Сокровища России и их хранители

1

Комбинированный

Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов. Письменность

языки славянские, финно-угорские, тюркские

Текущий опрос, карточки.

Иметь представление о схеме языков народов России (языки славянские, финно-угорские, тюркские); показывать место родного языка на схеме языковых семей народов России;

узнавать историю названий географических объектов (рек, озёр, гор и т.п.), их место в родных языках и творчестве народов своего края как источниках сведений о прошлом и носителях нравственных норм и идеалов;

знать пословицы и поговорки родного края;

знать сведения из жизни и деятельности создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия России (на примере жизни и деятельности И.Я. Яковлева).


2.10

2.10


10

Творческий союз

1

Комбинированный

Диалог культур народов России. Общенациональная российская культура

Культуры народов РФ

Место русской культуры в диалоге культур народов РФ

Текущий опрос, карточки.

Иметь представление о роли русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов.

знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях общего культурного наследия России

5.10

5.10


11

За страницами учебника


1

Комбинированный

Продолжение воображаемых путешествий. Столица

Регион

Масштаб

Физическая

Контурная карты

Текущий опрос, карточки.

9.10

9.10


12

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

1

Практическая работа

Обобщение и повторение полученных знаний

Работа в парах.

12.10

12.10


13

Проверочная работа

1

Контроль выполнения заданий

Использовать полученные знания

Применение полученных знаний при работе с текстом.

Проверочная работа.



16.10

16.10

2.По родным просторам

20 часов

14

Карта – наш экскурсовод

1

Урок практикум

Физическая карта России

Практическая работа

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Изучить условные знаки физической карты России, уметь находить на най природные объекты.

19.10

19.10


15

По равнинам и горам

1

Комбинированный

Формы земной поверхности

Текущий опрос, карточки.

Знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны;

показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона;

находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике;

характеризовать крупнейшие равнины и горы России;

характеризовать поверхность своего края

23.10

23.10


16

В поисках подземных кладовых

1

Комбинированный

Полезные ископаемые России

Работа в парах.

Знать основные значки полезных ископаемых на карте России (железная руда, уголь, золото, алмазы);

показывать месторождение основных полезных ископаемых на карте России;

знакомиться с профессией геолога;

знать расположение месторождений полезных ископаемых на карте своего региона и показывать их на карте;

знакомиться со способами добычи полезных ископаемых в своём регионе;

26.10

26.10


17

Наши реки

1

Комбинированный

Реки России и их значение в жизни людей. Исток, устье, русло, притоки

Текущий опрос, карточки.

Знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки);

знать и показывать на картах главные реки России и своего региона;

находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике;

характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России;

характеризовать реку своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы

30.10

30.10


18

Озера – краса Земли

1

Комбинированный

Озера России и их значение в жизни людей

Пересказ.

Знать названия озёр России;

находить и показывать на карте изучаемые озёра России;

характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России;

характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы

9.11

9.11


19

По морским просторам

1

Комбинированный

Моря, омывающие берега России

Работа в парах

Различать озёра и моря по существенному признаку(море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Уметь находить на физической карте моря и уметь показывать их. Соотносить моря с океанами

13.11

13.11


20

С севера на юг

1

Комбинированный

Природные зоны России

Работа в парах

Работая в паре, сравнивать карту природных зон России, определять по карте природные зоны.Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на её основе объяснять причины

16.11

16.11


21

В ледяной пустыне

1

Урок практикум

Зона арктических пустынь

Практическая работа

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь

20.11

20.11


22

В холодной тундре

1

Урок практикум

Зона тундры

Практическая работа

Находить на карте природных зон России тундру, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры, сравнивать природу тундры и арктики

23.11

23.11


23

Среди лесов

1

Урок практикум

Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами. Тайга, широколиственные и смешанные леса

Практическая работа

Находить на карте природных зон России леса(тайгу), устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны, давать сравнительную характеристику природы тундры и тайги.

27.11

27.11


24

В широкой степи

1

Комбинированный

Лесостепь как переходная зона между лесами и с тепями

Текущий опрос, карточки

Находить на карте природных зон России степи, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны степи, давать сравнительную характеристику природы степи и тайги.

30.11

30.11


25

В жаркой пустыне

1

Комбинированный

Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями

Текущий опрос, карточки

Находить на карте природных зон России пустыни, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны пустынь, устанавливать зависимость природы пустынь и полупустынь от тепла и влаги.

4.12

4.12


26

У теплого моря

1

Комбинированный

Черноморское побережье Кавказа. Субтропики, тропики.

Текущий опрос, карточки

Находить на карте природных зон России эту зону, устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны субтропиков,

7.12

7.12


27

Мы- дети родной земли

1

Комбинированный

Особенности хозяйственной жизни народов Росии

Текущий опрос.

Соотносить особенности хозяйственной жизни человека с характерными чертами природных зон обитания каждого народа

11.12

11.12


28

В содружестве с природой

1

Комбинированный

Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири

Текущий опрос, карточки

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России с использованием дополнительной литературы, различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев народа.

14.12

14.12


29

Как сберечь природу

1

Комбинированный

Экологические проблемы и охрана природы

Работа в парах

Уметь аргументировано высказывать своё мнение, работа в парах

18.12

18.12


30

Проверочная работа

1

Контрольный урок

Контроль полученных знаний

Самостоятельная работа


21.12



31

Красная книга, заповедники и национальные парки

1

Комбинированный

Растения и животные из Красной книги России

Текущий опрос

Приводить примеры редких и исчезающих видов животных и растений своего края, рассказывать об их охране и своем посильном участии

25.12



32

За страницами учебника

1

Комбинированный

Растения и животные из Красной книги России

Текущий опрос

28.12



33

Странички умного совенка

1

Комбинированный

Знакомиться по учебнику

Текущий опрос

11.01


3.Путешествие по реке времени

26 часов

34

В путь по реке времени

1

Комбинированный

Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды кА форма устной памяти

Пересказ

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

15.01



35

Путешествуем с археологами

1

Комбинированный

Роль археологии в изучении прошлого

Текущий опрос

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

18.01



36

По страницам летописи

1

Комбинированный

«Повесть временных лет»- древнерусская летопись

Текущий опрос, вопросы и задания.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

22.01



37

Истоки древней Руси

1

Комбинированный

Древние торговые пути, их значение в объединении народов

Текущий опрос, карточки

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

25.01



38

Мудрый выбор

1

Урок практикум

Важнейшие деяния княгини Ольги

Работа в парах

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, характеризовать последствия для истории культуры России выбор князя Владимира

29.01



39

Наследница Киевской Руси

1

Урок практикум

Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого

Текущий опрос

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

1.02



40

Москва- преемница Владимира

1

Комбинированный

Эпоха княжеских междоусобиц. Хан Батый

Золотая орда

1237 год

Александр Невский

1240 го

Текущий опрос, индивидуальная работа.

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.


5.02



41

Начало Московского царства

1

Комбинированный

Эпоха укрепления и расширения Московского княжества

Проект

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др.


8.02



42

Подвижники Руси и землепроходцы

1

Комбинированный

Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей

Текущий опрос, индивидуальная работа


12.02



43

На пути к единству

1

Комбинированный

События смутного времени в жизни страны

Текущий опрос.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)


15.02



44

Начало Российской империи

1

Комбинированный

Преобразования в жизни страны во времена первых царей

Проект

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

19.02



45

«Жизнь- Отечеству, честь- никому »

1

Комбинированный

Деятельность великих соотечественников. Образование на Руси

Правление Екатерины Великой

Текущий опрос, работа в парах

Знать историю развития образования на Руси

Знать реформы Екатерины Великой

22.02



46

Отечественная война 1812

1

Комбинированный

Отечественная война 1812 года и народная историческая память

Текущий опрос, карточки

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

26.02



47

Великий путь

1

Комбинированный

Российская империя 19 века

Текущий опрос, индивидуальная работа

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

29.02



48

Тест по теме «Россииская империя»

1

Контроль знаний


Применение полученных знаний


4.03



49

Золотой век театра и музыки

1

Комбинированный

Развитие театрального и музыкального искусства

Инсценирование

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

7.03



50

Рассвет изобразительного искусства

1

Обобщение ЗУН

Развитие изобразительного искусства в России

Текущий опрос, индивидуальная работа

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

11.03



51

Контрольная работа

1

Контроль знаний


Самостоятельная работа


14.03



52

В поисках справедливости

1

Комбинированный

Октябрьская революция, большевики и меньшевики

Текущий опрос, индивидуальная работа

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, приводить примеры изменения названия городов и улиц

18.03



53

Век бед и побед

1

Комбинированный

СССР в пери од до начала ВОВ

Текущий опрос.

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России

21.03



54

«Вставай страна огромная»

1

Комбинированный

СССР в период начала ВОВ. Государственные праздники (День Победы)

Текущий опрос, индивидуальная работа

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны, приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны

25.03



55

Трудовой фронт России

1

Комбинированный

СССР в период ВОВ

Текущий опрос, индивидуальная работа

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время ВОВ, раскрыть понятие «Трудовой фронт»,по возможности составлять рассказ о членах своей семьи – тружениках тыла Великой Отечественной войны

4.04



56

«Нет в России семьи такой »

1

Комбинированный

СССР в период ВОВ

Самостоятельная работа

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти, раскрывать глубину человеческих переживаний, отражавшихся в фронтовых письмах, фронтовых документах.

8.04



57

После великой войны

1

Комбинированный

СССР в период после ВОВ

Самостоятельная работа

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников впервые 5 лет после войны, приводить примеры разрушений и потерь в ВОВ, относить их с результатами восстановительной работы

11.04



58

Достижения 1950- 1970х годов

1

Комбинированный

Достижения науки техники

Текущий опрос

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников и страны в 50 – 70 годы , приводить примеры достижений в науке, технике, промышленности, образовании искусстве и спорте

15.04



59

Тест на тему «История России»

1

Контроль знаний

Контроль знаний

Самостоятельная работа


18.04


4.Мы строим будущее России

7 часов

60

Мы строим будущее России

1

Комбинированный

Особенности периода перестройки

Текущий опрос

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 20 века, 80 – 90 г.г., приводить примеры преобразований

22.04



61

Современная Россия

1

Комбинированный

Особенности периода перестройки

Текущий опрос

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии с/х

25.04



62

Здоровье России

1

Комбинированный

Продовольственная безопасность страны

Работа в парах

Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни

29.04



63

Умная сила России

1

Комбинированный

Сотрудничество науки и промышленности

Текущий опрос, карточки

Уметь объяснять значение понятия Социальная ответственность граждан, характеризовать положительный опыт развития народного хозяйства, моделировать ситуации, требующие Социальной ответственности граждан

2.05



64

Светлая душа России

1

Комбинированный

Выдающие явления в современной культурной жизни

Текущий опрос

Характеризовать выдающиеся явления в современной культуре России

6.05



65

Начни с себя

1

Комбинированный

Положительный опыт развития творческих способностей

Текущий опрос

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого ха будущее России

13.05



66

Итоговая контрольная работа

1

Использ. полученные знания

Контроль знаний

Самостоятельная работа


16.05



67-70

Резервные уроки

4

Повторение пройденного




20.05

23.05

27.05

30.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!