СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру с календарно-тематическим планированием для 3 класса по учебнику А.А.Плешакова !МК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса»

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»


Учебник: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Окружающий мир. 3 класс. – М.: Просвещение, 2016.


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы».

Предмет «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, носит личностно-развивающий характер. Учебный курс занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку способствует формированию у детей 6 – 10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём.

В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующей цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи курса:

  • воспитывать уважительное отношение к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • формировать понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе следующими разделами:

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю при 35 недельной работе.

За год на изучение программного материала отводится 70 часов. В том числе: плановых практических работ – 4 ч; экскурсий – 2 ч.

Основной формой организации учебного процесса является урок (урок усвоения новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний и умений). Отличительной особенностью программы можно считать сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения. При реализации рабочей программы используются активные формы обучения и ИКТ, проектная деятельность, фронтальная форма деятельности, групповая форма деятельности, индивидуальная форма деятельности. Технологии обучения: развивающее обучение, опережающее обучение, опорные схемы, тесты, игровые технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: развитие у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формирование учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, формирование умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением, становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему, формирование умений, связанных с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться справочными материалами.

Виды и формы контроля: проект, проверочная работа, наблюдение, тестирование, устный опрос.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

  • проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);

  • оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;

  • уметь выделить главное в письменном тексте.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;

  • находить на физической карте России природные зоны;

  • характеризовать природные зоны и природные сообщества России;

  • узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

  • приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);

  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.

устанавливать связи:

  • внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;

  • между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;

  • между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).

Учащиеся должны знать:

  • состав и свойства почвы;

  • характерные признаки сезонов года родного края;

  • названия основных сообществ (лес, луг, водоем);

  • названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

  • названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;

  • особенности природы своего края;

  • правила поведения в природе;

  • имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.

Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:

  • осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);

  • иметь представление об истории человека в древние времена;

  • знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон;

  • иметь представление об истории родного края.


Планируемые результаты изучения окружающего мира.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая). Все эти пособия, входящие в УМК «Перспектива», обеспечивают формирование УУД: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».













Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе

к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой

УМК «Перспектива»

70 часов (2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля


Универсальные учебные действия


Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Радость познания (13ир как дом (0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000ч)

1

Свет знания.

1

Вводный урок

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения

Уметь приводить примеры того, как изучение природы и научные изобретения меняют жизнь человека; задавать вопросы о том, что именно хотели бы узнать о природе или жизни общества; знать, что знания накладывают на человека ответственность за то, как они используются

Текущий контроль, опрос

1. Личностные:

- осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу;

- оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

2. Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;

- определять план выполнения заданий под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы;

- оценивать свое задание по заранее представленным параметрам.

3. Познавательные:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4. Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.



2

Как изучают окружающий мир.

1

Комбинированный урок

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода).

Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение.

Оценивать свои успехи при выполнении практических работ. Обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне», делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира

Уметь различать способы изучения окружающего мира; ставить цели и строить планы исследования; проявлять интерес к изучению окружающего мира

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



3

Как изучают окружающий мир (практическая работа).

1

Урок- практи

кум

Работая в группах, осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приемы использования оборудования

Уметь различать способы изучения окружающего мира; ставить цели и строить планы исследования; проявлять интерес к изучению окружающего мира

Практическая работа по наблюдению за поведением живот

ных



4

Книга - источник знаний.

1

Комбинированный урок

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме

Знать важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе; определять тип справочной и научно-познавательной литературы; осознавать значение книг в жизни человека

Текущий контроль, опрос



5

Экскурсия «Расположение объектов на местности».

1

Комбинированный урок

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках.

Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов.

Обсуждать правила поведения на экскурсии.

Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать ее содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением (буклеты, открытки и др.).

Проектное задание (проект): вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценить экскурсию и мотивировать свою оценку

Уметь находить необходимые сведения об учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме экскурсии для удовлетворения потребностей в расширении знаний, определяемой личными интересами; передавать собственные впечатления от экскурсии, ее содержание

Текущий контроль, опрос



6

О чем расскажет план.

1

Комбинированный урок

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни

Уметь различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы, извлекать информацию из туристических планов; оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана, осознавать значение планов в жизни человека

Текущий контроль



7

О чем расскажет план (практическая работа).

1

Урок практи

кум

В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана

Уметь различать условные обозначения на плане; читать и характеризовать планы; извлекать информацию из туристических планов; оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана, осознавать значение планов в жизни человека

Текущий контроль



8

Планета на листе бумаги.

1

Комбинированный урок

Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Работая в паре, заполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам. С помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов. Обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оценивать эмоциональные впечатления от мысленных путешествий по карте

Уметь читать карту по условным обозначениям; показывать на глобусе и карте материки и океаны; различать на карте разные формы земной поверхности; сравнивать план и карту

Текущий контроль, опрос



9

Страны и народы на политической карте мира.

1

Комбинированный урок

Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять ее отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать ее границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литературе о народах мира находить информацию о составе населения страны и об особенностях ее культуры

Уметь отличать политическую карту от физической; иметь представление о многообразии внешнего облика представителей разных народов; осознавать важность уважительного отношения к культурному многообразию человечества

Текущий контроль, опрос, тест

30.09.


10

Путешествуя, познаем мир.

1

Комбинированный урок

Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия (достигнута ли поставленная цель). Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям

Уметь уважать и соблюдать правила ответственного туризма, осознанно готовиться к путешествию по определенному плану; находить необходимые сведения для определенного маршрута; понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества

Текущий контроль, опрос.

Виктори

на

02.10.


11

Транспорт.

1

Комбинированный урок

Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу (селу), рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта (по выбору), об изобретателях, ученых. Проектное задание (проект): разрабатывать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях

Уметь систематизировать транспорт по видам; соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу

Текущий контроль, опрос, доклад



12

Средства информации и связи.

1

Комбинированный урок

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередачи, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами)

Уметь различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации; рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей

Текущий контроль, опрос



13

Обобщающий урок (проверочная работа),

1

Контрольный урок

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Проверочная работа



Мир как дом (21 ч)

14

Мир природы в народном творчестве.

1

Комбинированный урок

Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении

Знать о представлениях людей о строении мира; уметь видеть в народном творчестве отношение человека к природе, воспринимать природу, отстаивать свою точку зрения

Текущий контроль, опрос, тест

1. Личностные:

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- уважать свой народ, другие народы, проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов;

- осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу;

- оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

2. Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;

- определять план выполнения заданий под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы;

- оценивать свое задание по заранее представленным параметрам.

3. Познавательные:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4. Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.



15

Из чего состоит всё.

1

Комбинированный урок

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества

Знать о три стояния тел, отличительные особенности каждого из них; уметь приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы

Текущий контроль, опрос



16

Из чего состоит все (практическая работа).

1

Урок- практи

кум

Работая в группе, проводить опыт «Вода – растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи)

Знать о три стояния тел, отличительные особенности каждого из них; уметь приводить примеры из жизни, ставить вопросы, делать выводы

Практи

ческая работа



17

Мир небесных тел.

1

Комбинированный урок

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звезды, планеты по различным признакам, заполнять таблицу «Различие звезд по цвету», используя сведения из учебника и других источников, в том числе Интернета. Работая в группе, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми: использовать различные источники информации при подготовке сообщения о небесных телах

Знать, что Солнце – звезда; уметь отличать звезды от планет; классифицировать небесные тела; делать выводы

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



18

Невидимое сокровище.

1

Комбинированный урок

Анализировать диаграмму в учебнике, с ее помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Участвовать в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради. Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики

Знать о значении воздуха для жизни на Земле, его свойствах; уметь работать по инструкции, делать выводы

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



19

Самое главное вещество.

1

Комбинированный урок

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схемы в учебнике

Знать о значении воды для жизни на Земле, его свойствах; уметь работать по инструкции, делать выводы

Текущий контроль, опрос, тест



20

Природные стихии в народном творчестве.

1

Комбинированный урок

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для совместной игры несколько загадок об огне, воде или воздухе из творчества народов своего края; находить и характеризовать эти образы в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные проявления этих стихий (вода в водоемах разного типа, дождь, солнце, молния, огонь на земле и др.). Использовать народные приемы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе

Знать, как в прикладном искусстве изображаются воздух, солнце и вода; загадки и пословицы о стихиях

Текущий контроль, опрос



21

Кладовые земли.

1

Комбинированный урок

Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей. Обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики

Уметь различать понятия «минералы» и «горные породы»; определять их по названиям; работать по плану; делать выводы

Текущий контроль, опрос, с.р., доклад



22

Чудо под ногами.

1

Комбинированный урок

Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и ее плодородием. Моделировать связи почвы и растения.

Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородные почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы. Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Уметь определять основные свойства почвы; в процессе опытов устанавливать состав почвы; знать о преобладающих почвах родного края

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



23

Проверочная работа.

1

Контрольный урок

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Проверочная работа



24

Мир растений.

1

Комбинированный урок

Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Использовать книгу «Зеленые страницы» для подготовки собственных сообщений о растениях. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений

Уметь распределять растения по группам; использовать «Атлас-определитель» для распределения растений по группам

Текущий контроль, опрос



25

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

Комбинированный урок

Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приемы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях

Уметь понимать изображения на предметах прикладного искусства; любить искусство своего народа; делать правильный нравственный выбор

Текущий контроль, опрос, доклад



26

Мир животных.

1

Комбинированный урок

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрации учебника. С помощью атласа-определителя приводить примеры животных разных групп. Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять животных с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Высказывать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книгу «Зеленые страницы» для подготовки собственных сообщений о животных. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений

Уметь различать группы животных; выделять их основные признаки; пользоваться «Атласом-определителем», справочной литературой

Текущий контроль, опрос



27

Образы животных в народном творчестве.

1

Комбинированный урок

Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного искусства своего края (в том числе и в городской архитектуре), использовать приемы словесного и изобразительно-прикладного народного искусства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края.

Уметь понимать изображения животных на предметах прикладного искусства; любить искусство своего народа; делать правильный нравственный выбор

Текущий контроль, доклад



28

Невидимые нити в живой природе.

1

Комбинированный урок

Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. Участвовать в старинной народной игре, объяснять ее связь с темой урока. Обсуждать рассказ «Доброе слово о хищниках» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики

Уметь делить животных на группы в зависимости от питания; разбирать цепи питания; понимать, что нарушение в цепи питания ведет к ее исчезновению

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



29

Лес - волшебный дворец.

1

Комбинированный урок

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами. Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг от друга. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Шум в лесу» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книгу «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради)

Уметь видеть цепи питания в природном сообществе «Лес»; любить и понимать природу; охранять животных и растения

Текущий контроль, опрос



30

Луг – царство цветов и насекомых.

1

Комбинированный урок

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия луга (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради)


Уметь видеть цепи питания в природном сообществе «Луг»; любить и понимать природу; охранять животных и растения

Текущий контроль, опрос, тест



31

Водоем – дом из воды.

1

Комбинированный урок

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоема (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов пресного водоема, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Заполнять таблицу «Сравнение двух видов жуков» в рабочей тетради. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради). Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать свое отношение к миру природы

Уметь видеть цепи питания в природном сообществе «Водоем»; любить и понимать природу; охранять животных и растения

Текущий контроль, опрос



32

Обобщающий урок (проверочная работа).

1

Урок контроля

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Проверочная работа



33

Как сохранить богатства природы.

1

Комбинированный урок

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране, заполнять ее таблицу в рабочей тетради. По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивать работу других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы

Знать о причинах загрязнения окружающей среды; уметь находить способы ее защиты

Текущий контроль, опрос, доклад



34

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

Комбинированный урок

Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам, записывать в рабочей тетради пословицы (предания, сказки) народов своего края по теме урока. Узнавать с помощью средств массовой информации, Интернета, дополнительной литературы о современных способах экологически чистого образа жизни. Рисовать в рабочей тетради схему воображаемого экологически чистого поселения. Участвовать в дидактической игре по теме урока. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Преобразовывать ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. Использовать приемы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для создания плакатов, призывающих к охране природного мира. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, заповедник, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях

Уметь видеть отношение предков к природе; осознавать ее значимость в жизни человека через рассмотрение образцов народного творчества

Текущий контроль, опрос



Дом как мир (23 ч)

35

Родной дом – уголок Отчизны.

1

Комбинированный урок

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках

Уметь воспринимать дом как частицу мира; ценить общие дела, традиции своего села

Текущий контроль, опрос

1. Личностные:

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- уважать свой народ, другие народы, проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов;

- осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу;

- оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

2. Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;

- определять план выполнения заданий под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы;

- оценивать свое задание по заранее представленным параметрам.

3. Познавательные:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4. Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.



36

Свой дом – свой простор.

1

Комбинированный урок

Сравнивать устройство старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное

Уметь различать части деревянного дома; определять их назначение; вести беседу; делать выводы и обобщения

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



37

В красном углу сесть – великая честь.

1

Комбинированный урок

Выявлять роль и назначение красного угла как почетного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства

Уметь различать части деревянного дома; определять их назначение; вести беседу; делать выводы и обобщения

Текущий контроль, опрос



38

Побываем в гостях.

1

Комбинированный урок

Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края

Уметь различать жилища разных народов; знать обычаи гостеприимства

Текущий контроль, опрос, доклад



39

На свет появился – с людьми породнился.

1

Комбинированный урок

В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства. Использовать эту терминологию при определении степеней родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства

Уметь различать родственные связи; уважать старших родственников; заботиться о младших

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



40

Родословное древо.

1

Комбинированный урок

Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-четырех поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность

Уметь составлять родословное древо; собирать данные о своих предках; уважать семейные ценности

Текущий контроль, опрос



41

Муж и жена – одна душа.

1

Комбинированный урок

Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке – подарке молодоженам. Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены

Знать старинные свадебные обряды; качества характера, помогающих построить крепкую семью

Текущий контроль, опрос



42

Святость отцовства и материнства.

1

Комбинированный урок

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира

Знать народные традиции, связанные с рождением младенца; пословицы о почтительном отношении к родителям; уметь делать куклу-пеленашку

Текущий контроль, опрос



43

Добрые дети – дому венец.

1

Комбинированный урок

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника – своего тезки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания; характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания

Знать, как готовились в старину к взрослой жизни; значение своего имени; уметь осознанно относиться к выбору игрушек

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



44

Детские игры – школа здоровья.

1

Комбинированный урок

Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать ее в среде сверстников

Уметь играть по правилам; выбирать водящего; видеть пользу народных игр

Текущий контроль, опрос, игра



45

Проверочная работа.

1

Контрольный урок

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Тест



46

Строение тела человека.

1

Комбинированный урок

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека» в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока

Уметь различать понятия «орган» и «система органов»; знать названия органов и их роль в организме

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



47

Как работает наш организм.

1

Комбинированный урок

С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. В ходе групповой практической работы учиться измерять пульс у себя и другого человека, фиксировать результаты изменений, оценивать свои успехи. Высказывать обоснованные суждения о том, почему организм человека – единое целое. Раскрывать связь между работой различных систем органов

Уметь различать системы органов; понимать принципы их работы; делать выводы и умозаключения

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



48

Что такое гигиена.

1

Комбинированный урок

Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника). Корректировать собственное поведение с учетом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приемы ухода за зубами, оценивать свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению (растительного и животного происхождения). Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды (фастфуда). Работать со взрослыми: составлять меню для своей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, готовить одно из блюд

Уметь правильно ухаживать за зубами; знать, как правильно питаться и следить за осанкой

Текущий контроль, опрос, тест



49

Наши органы чувств.

1

Комбинированный урок

Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств (с опорой на материалы учебника). Оценивать свое отношение к собственному здоровью. Корректировать свое поведение в соответствии с изученными правилами гигиены. Высказывать обоснованные суждения о взаимном дополнении органов чувств при восприятии окружающего мира. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока

Знать строение органов чувств; правила гигиены органов чувств

Текущий контроль, опрос, доклад



50

Школа первой помощи.

1

Комбинированный урок

Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера телефонов экстренной помощи, запоминать их, осуществлять взаимопроверку. Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом

Уметь пользоваться термометром; оказывать первую помощь при легких травмах

Текущий контроль, опрос



51

Школа первой помощи (практическая работа).

1

Урок практи

кум

Используя информацию учебника, заполнять таблицу «Как оказывать первую помощь», практически осваивать приемы первой помощи. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми подготовить фоторассказ о том, что делается для охраны и укрепления здоровья членов семьи

Уметь пользоваться термометром; оказывать первую помощь при легких травмах

Практическая работа



52

Здоровью цены нет.

1

Комбинированный урок

Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного

Знать, что ценили люди в древности; выполнение каких правил поможет сохранить и укрепить здоровье

Текущий контроль, опрос, тест



53

Дом не велик, а стоять не велит.

1

Комбинированный урок

Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета

Знать об обязанностях каждого члена семьи в старину, об уважении к столу и пище, традиции поведения за столом

Текущий контроль, опрос



54

Семейный бюджет.

1

Комбинированный урок

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Знать, из каких частей состоит семейный доход, куда расходуются деньги, как можно сэкономить

Текущий контроль, опрос, упражне

ния



55

Мудрость старости.

1

Комбинированный урок

С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира

Знать, что ценят в жизни народы мира, почему старость нужно уважать; уметь работать в паре и индивидуально; делать выводы и обобщения

Текущий контроль, опрос



56

Путешествие к А. С. Пушкину.

1

Комбинированный урок

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывки из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомках

Знать о предках и потомках великого поэта; связь поколений рода Пушкиных; уважать историю своей Родины

Текущий контроль, опрос, доклад



57

Обобщающий урок (проверочная работа).

1

Контрольный урок

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Тест



В поисках Всемирного наследия (10 ч)

58

Всемирное наследие.

1

Комбинированный урок

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святыми своего края. Рассказывать об одном – двух объектах всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своем крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа

Знать о культурном и природном наследии человечества

Текущий контроль, опрос, доклад

1. Личностные:

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- уважать свой народ, другие народы, проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов;

- осваивать личностный смысл учения; желание продолжать свою учебу;

- оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

2. Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;

- определять план выполнения заданий под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

- использовать в работе литературу, инструменты, приборы;

- оценивать свое задание по заранее представленным параметрам.

3. Познавательные:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4. Коммуникативные:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.



59

Московский Кремль.

1

Комбинированный урок

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа

Знать об архитектуре кремлевских башен, дворцах и палатах Кремля; о важных событиях, которые происходят в Кремле

Текущий контроль, опрос



60

Озеро Байкал.

1

Комбинированный урок

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа

Знать о природных особенностях озера, его животном мире, экологическом состоянии

Текущий контроль, опрос



61

Путешествие в Египет.

1

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа

Знать о Александрийской библиотеке, монастыре Святой Екатерины, Великой пирамиде

Текущий контроль, опрос, доклад



62

Путешествие в Грецию.

1

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа

Знать о Греции и ее столице, афинском Акрополе

Текущий контроль, опрос



63

Путешествие в Иерусалим.

1

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа

Знать об Иерусалиме, памятных местах города – Стене Плача, храме Скалы, храме Гроба Господня

Текущий контроль, опрос, самостоя

тельная работа



64

Путешествие в Китай.

1

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа

Знать о Китае, Императорском дворце в Пекине, Великой Китайской стене

Текущий контроль, опрос



65

Всемирные духовные сокровища.

1

Комбинированный урок

Обобщать полученные знания о многих достойных людях – художниках, писателях, ученых, исторических деятелях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества. Воспроизводить пословицу, изречение из Священных текстов. Определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой список всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего списка в виде портретных изображений значимых для себя людей, текстов пословиц и изречений

Знать о свершениях матери Терезы, Жак-Ива Кусто, Павла Третьякова, Луи Пастера, Юрия Гагарина, Астрид Линдгрен, АлександраНевского

Текущий контроль, опрос, доклад



66

Обобщающий урок (проверочная работа).

1

Урок контроля

Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Уметь применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов

Проверочная работа



67

Экскурсия «Здравствуй, лето!»

1

Урок экскурсия






Резерв учебного времени (3 часа)

Итого 70 часов











Выполнение практической части программы

п/п

Вид работы


Кол-во

часов

Дата проведения

План

Факт

1

Как изучают окружающий мир (практическая работа)

1



2

Экскурсия «Расположение объектов на местности»

1



3

О чем расскажет план (практическая работа)

1



4

Из чего состоит все (практическая работа)

1



5

Школа первой помощи (практическая работа)

1



6

Экскурсия «Здравствуй, лето!»

1



Итого 6 часов



















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


1. Основная литература:

для обучающихся:

  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2016.

  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2016.

  3. Анастасова, Л. П. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова; под ред. А. А. Плешакова. – М.: Просвещение, 2016.

  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учрежд. - М.: Просвещение, 2010.

  5. Плешаков А.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2016.

  6. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.

для учителя:

  1. Ижевский, П. В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности: методическое пособие. 3 класс: пособие для учителя / П. В. Ижевский; под ред. А. А. Плешакова. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Новицкая М.Ю. Родная земля. - М.: Дрофа, 2011.

  3. Новицкая М.Ю. Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры: Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов. - М.: АРКТИ, 2010.

  4. Плешаков, А. А. Уроки по окружающему миру. 3 класс: пособие для учителя / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.

2. Дополнительная литература:

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Воронеж: Учитель, 2011.

2. Советова Е.В. Контрольные тесты для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2006.

4. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2006.

5. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. – М.: Первое сентября, 2010.

3. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

4. Наглядные пособия.

1. Таблицы. Растения и животный мир.

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации растений, животных.

5. Компасы

5. Информационно-коммуникативные средства.

1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).

2. Развивающий видеоматериал «Двенадцать месяцев. Зима» (DVD).

3. Развивающий видеоматериал «Двенадцать месяцев. Весна» (DVD).

4. Развивающий видеоматериал «Двенадцать месяцев. Лето» (DVD).

5. Развивающий видеоматериал «Двенадцать месяцев. Осень» (DVD).

6. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. (CD-ROM)

6. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!