ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Данная рабочая программа разработана на основе: федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по учебнику 2 класса автора А.А. Плешакова
Цели обучения:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 1ч в неделю. (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
. Содержание программы:
2 класс (34 ч ) (1 час в неделю.
Раздел №1. Тема: «Где мы живем 1 ч»
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел №2. Тема: «Природа 12 ч»
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Раздел №3. Тема: «Жизнь города и села 6 ч»
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Раздел №4.Тема: «Здоровье и безопасность 6 ч»
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т.
Раздел №5. Тема: «Путешествия 9 ч»
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Тематический план
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Раздел №1 Тема: «Где мы живем» | 1ч |
2 | Раздел №2 Тема: «Природа.» | 12 ч |
3 | Раздел №3 Тема: «Жизнь города и села» | 6 ч |
4 | Раздел №4 Тема: «Здоровье и безопасность» | 6ч. |
5 | Раздел №5 Тема: «Путешествия .» | 9 ч |
| Всего | 34ч |
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения урока | № урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Параграф (или страница учебника) |
с начала года | по теме |
Раздел №1. Тема: «Где мы живем 1 ч» |
| 1 | 1 | Твой адрес в мире. Что нас окружает? | давать устное описание объектов окружающего мира называть свой адрес в мире Понять общие условия, необходимые для жизни живых организмов | 6-17 |
Раздел №2. Тема: «Природа 12 ч» |
| 2 | 1 | Неживая и живая природа. Явления природы. | различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе | 20-25 |
| 3 | 2 | Что такое погода? Как измеряют температуру? П.р. №1 «Измерение температуры» | определять температуру воздуха, воды и тела человека отмечать погоду в дневнике наблюдений | 26-31 |
| 4 | 3 | В гости к осени Неживая и живая природа осенью | установить связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | 32-37 |
| 5 | 4 | Звёздное небо | работать с картой звездного неба | 38-41 |
| 6 | 5 | Заглянем в кладовые Земли П.р. №2 «Знакомство с горными породами и минералами» (Р.К.) | Знакомство с горными породами и минералами | 42-45 |
| 7 | 6 | Про воздух… И про воду. | определять свойства воздуха называть свойства воды; | 46-53 |
| 8 | 7 | Какие бывают растения? П.р. №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | определять растения; называть дикорастущие и культурные растения родного края (различия) | 54-57 |
| 9 | 8 | Какие бывают животные? | раскрытие особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | 58-61 |
| 10 | 9 | Невидимые нити Невидимые нити в осеннем лесу | устанавливать связи между: а) растениями и животными; б) грибами и животными; в) грибами и растениями | 62-65 |
| 11 | 10 | Дикорастущие и культурные растения Комнатные растения П.Р. №4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные). Различать части растений, отображать их на рисунке | 66-69 74-77 |
| 12 | 11 | Дикие и домашние животные. Животные живого уголка П.р. №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка» | раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера правильно ухаживать за животными живого уголка выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений | 70-73 78-81 |
| 13 | 12 | Красная книга | устанавливать взаимосвязи в природе | 86-89 |
Раздел №3. Тема: «Жизнь города и села 6 ч» |
| 14 | 1 | Город и село. Наш дом | получить первоначальные представления об устройстве жилого дома, об истории и особенностях своего села. | 98-103 |
| 15 | 2 | Что такое экономика? | получить представления об экономике города и села | 104-107 |
| 16 | 3 | Из чего что сделано? Как построить новый дом? | определять материалы, из которых изготовлены товары, рассказывать о строительстве домов в городе и селе | 108-115 |
| 17 | 4 | Какой бывает транспорт? За покупками | приводить примеры различных видов транспорта, классифицировать товары; характеризовать процессы «купли-продажи» | 116-123 |
| 18 | 5 | Культура и образование Все профессии важны Труд людей родного края. (Р.К.) | называть профессии в сфере образования и культуры, называть профессии своих родителей | 124-133 |
| 19 | 6 | В гости к зиме Неживая и живая природа зимой | провести наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе | 134-137 |
Раздел №4. Тема: «Здоровье и безопасность 6 ч» |
| 20 | 1 | Строение тела человека | определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека | 6-9 |
| 21 | 2 | Если хочешь быть здоров. Поговорим о болезнях | составить режим дня, режим питания; здоровый образ жизни, узнать о профилактике болезней | 10-17 |
| 22 | 3 | Берегись автомобиля | правила дорожного движения | 18-25 |
| 23 | 4 | Домашние опасности Пожар! | Повторение правил обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Повторение правил безопасности, которые надо соблюдать дома; | 26-33 |
| 24 | 5 | Лесные опасности Как нужно купаться? | лесные опасности; съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения, Повторение правил поведения у водоёмов и на воде | 34-37 |
| 25 | 6 | Очень подозрительный тип… | выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми. | 38-43 |
Раздел №5. Тема: «Путешествия 9 ч» |
| 26 | 1 | Посмотри вокруг… | обозначение сторон горизонта на схеме | 70-73 |
| 27 | 2 | Зачем нужен компас? П.Р.№6 «Определение сторон горизонта по компасу» | Ориентирование на местности с помощью компаса; показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки | 74-77 |
| 28 | 3 | Формы земной поверхности. Поверхность нашего края. (Р.К.) | показывать на карте и глобусе материки, океаны, горы, равнины | 78-81 |
| 29 | 4 | Водоёмы | различать по карте и показывать различные водоемы | 82-85 |
| 30 | 5 | В гости к весне Неживая и живая природа весной | установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | 86-91 |
| 31 | 6 | Что такое карта и как её читать? П.Р. №7 «Освоение основных приёмов чтения карты. Карта Лен. обл. (Р.К.)» | Работа с картой | 92-93 |
| 32 | 7 | Путешествие по Москве Московский кремль Город на Неве | уметь «читать» план Московского Кремля, называть 2–3 достопримечательности | 100-115 |
| 33 | 8 | Путешествие по планете Страны мира | показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | 120-135 |
| 34 | 9 | Путешествие в космос | Работа с картой звездного неба | 136-139 |
8