СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК " Планета знаний" ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Карлинская средняя школа имени И.С.Полбина»

Утверждена

Приказом № от 2016 года

Директор ______________(Горячев Р.Н.)




Рабочая программа

по русскому языку для 1 класса

Уровень - базовый (начальная школа)

Срок реализации программы 2016 – 2017 учебный год

Разработчик программы Царёва А.И., учитель первой

квалификационной категории










Рассмотрена Согласована

на МО учителей Зам.директора по УВР

протокол № от августа 2016 г ______ (Абросимова Е.А.)

Руководитель__________( Калёнова И.А.) «……»………….2016 г


Введение

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 года) по учебному предмету « Окружающий мир» для начальной школы (Составители: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 20011г), требований к уровню подготовки обучающегося 4-го класса, с учётом особенностей региона и образовательного учреждения МКОУ «Карлинская СШ им.И.С.Полбина», а также в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 34 учебные недели; по 2 часа в неделю; 68 часов за год.


Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

4 класс

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2 частях, 2015г

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4класс. Рабочие тетради № 1, № 2, 2016г

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие, 2012


Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребенка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей


1..ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по курсу «Окружающий мир» к концу 4 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • способность к самооценке;

  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

могут быть сформированы:

  • устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;

  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;

  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

  • основы экологической культуры;

  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;

  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

  • давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

  • различать план местности и географическую карту;

  • читать план с помощью условных знаков;

  • различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

  • приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

  • объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

  • характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

  • устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

  • рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

  • объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

  • выполнять правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;

  • предсказывать погоду по местным признакам;

  • характеризовать основные виды почв;

  • характеризовать распределение воды и суши на Земле;

  • объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

  • приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

  • объяснять причины смены времён года;

  • применять масштаб при чтении плана и карты;

  • отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

  • объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

  • давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

  • определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

  • делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

  • участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

  • различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

  • описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета;1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

  • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

  • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

  • рассказывать о ключевых событиях истории государства;

  • рассказывать об основных событиях истории своего края.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;

  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);

  • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

  • описывать культурные достопримечательности своего края.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

  • Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

  • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;

  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

  • сравнивать исторические и литературные источники;

  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

2.Содержание программы «Окружающий мир»:


4 класс (68 ч)

Наш край (22 ч)

Значение природных условий края для жизни и деятель­ности людей.

Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.

Вид местности. Рисунок местности, план местности, кар­та местности. Масштаб и условные знаки. Из истории созда­ния карт.

Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, доли­на, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в ре­зультате естественного разрушения горных пород.

Формы поверхности суши, созданные человеком: карь­ер, отвалы, насыпь, курган.

Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жиз­ни человека.

Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.

Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие ор­ганизмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и ох­рана.

Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных рас­тений. Животные искусственных сообществ, их связь с рас­тениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования. Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Безопасность пешеходов при движении на дорогах. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Меры пожарной безопасности при разведении костра. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства

Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.

Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Теп­ловые пояса.

Распределение света и тепла — основная причина разно­образия условий жизни на Земле.

Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Евразия.

Наша Родина на карте. Формы поверхности России: рав­нины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.

Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи.

Особенности природ­ных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.

Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.

Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сло­жившейся ситуации.

Международное сотрудничество по охране природы. От­ветственность людей за будущее планеты Земля. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Безопасная переправа через водную преграду. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).

История нашей Родины (34 ч)

Что изучает история. Источники знаний о прошлом (бы­лины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.

История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.

Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь. Правила обработки ран. Перевязка ран.

Российское государство в XIIIXVII вв.

Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликов­ская битва. Александр Невский.

Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ор­дынского ига. Грозный царь Иван IV.

Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий По­жарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.

Российское государство в XVIIIXIX вв.

Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.

Правление Екатерины П. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломо­носов и создание первого университета.

Реформы в России, отмена крепостного права. Александр ΙΙ – царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.

Революция в XX в.

Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.

Великая Отечественная война (1941-1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в года войны.

Основные вехи развития России во 2-й половине XX в.

Основные достижения страны в науке и культуре. Изме­нения в быту и повседневной жизни.

Ближние и дальние соседи России. Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. Основы понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. Пути укрепления здоровья.


3.Тематическое планирование

4 класс (68 ч)



Раздел

Количество часов

1.

Наш край

Что такое погода?

22

1

Как погода зависит от ветра? Грозные явления природы.

1

Предсказания погоды.

1

Наша местность на плане и на карте.

1

Географическая карта.Тест по теме «Предсказания погоды.

1

Равнины, горы

1

Холмистая равнина. Горы России

1

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.

1

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.

1

Экскурсия в смешанный лес. Проверочная работа по теме «Географическая карта».

1

Богатства недр

1

Экскурсия к водоему.

1

Природные и искусственные сообщества

1

Разнообразие почв

1

Какие растения растут на лугу.

1

Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека.

1

Какие растения растут в лесу

1

Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека.

1

Водоем. Обитатели водоема

1

Искусственные сообщества. Поле.

1

Животные-обитатели полей.

1

Сад.Проверочная работа по теме «Природные и искусственнее сообщества».

1




2.

Наша Родина на планете Земля

12

Какую форму имеет Земля

1

Карта полушарий

1

Движение Земли

1

В пустынях Африки

1

Экваториальные леса Южной Америки

1

Антарктида. Австралия. Евразия

1

Карта России.Тест по теме «Евразия».

1

Зона арктических пустынь

1

Тундра.

1

Зона лесов

1

Степи. Степи и человек

1

Экологические проблемы России

1



3.

Наши верные помощники

2

История на карте

1

Исторические источники


1

4.

Древняя Русь

5

Первые русские князья.

1

Князь Владимир. Крещение Руси.

1

Культура Древней Руси

1

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский.

1

Куликовская битва.

1

Дмитрий Донской.Тест по теме «Александр Невский».


5.





6.

Московское царство

5

Первый русский царь. Преобразования в государстве

1

Как жили люди на Руси в 14-16 веках

1

Смутное время. К.Минин и Д. Пожарский

1

Развитие Руси в 16 веке

1

Русское государство при первых Романовых.

1

Российская империя

1

Расширение границ России в 17 веке.

1

Петр 1. Реформы в Российском государстве.

1

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина 2

1

Образование и наука в 18 веке.

1

Война 1812 года.

1

Отмена крепостного права.

1

Наука и техника.

1

Город и горожане. Мода 19 века

1

Культура 19 века.

1

Проверочная работа по теме «Российская империя».

1




7.

Российское государство

13

Революция в России.

1

Россия в годы Советской власти.

1

Великая Отечественная война.

1

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом

1

Восстановление народного хозяйства

1

По северным городам России.

1

По городам Центральной России.

1

По городам Центральной России.

1

Города Урала и Сибири.

1

Дальний Восток. Южные города России

1

. Обобщающий урок по теме "Города России".

1

Россия в мировом сообществе

1

Жизнь современного человека.

1



Всего -68 часов



































4.Календарно тематическое планирование

( Приложение к рабочей программе окружающий мир 4 класс)

Тема урока

Дата

по плану

Кол-во часов

Тип

урока

Планируемые результаты

Форма

органи

зации

познава

тельной

деятель

ности

Формы конт-роля

Органи

зация

самос-

тоятель

ной

деятель-

ности

Дата

факт


Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные





знать

уметь





1 ЧЕТВЕРТЬ ( 17ЧАСОВ)

Наш край (22ч.)

1.

Что такое погода?


1

Ком-

би-

ни-

ро-

ван-

ный

Знать признаки состояния погоды.

Уметь составлять характеристику дневного состояния погоды.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, понимать информацию, представленную в виде текста.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


2.

Как погода зависит от ветра? Грозные явления природы.




Знать такие явления природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей.

Уметь объяснить, как погода зависит от ветра.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


3.

Предсказания погоды.


1

Ком-бинированный

Знать значение прогноза погоды в жизни человека.

Уметь пользоваться народными приметами при составлении прогноза погоды.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ(описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


4.

Наша местность на плане и на карте.


1

Ком-бинированный

Знать отличия плана от карты.

Уметь составлять план участка.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты.

Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе.

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

5.

Географическая карта.

Тест по теме «Предсказания

погоды.


1

Ком-бинированный

Знать, чем отличается план от карты.

Уметь ориентироваться на карте. Показывать границы России

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции

Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике



6.

Равнины, горы.


1

Ком-бинированный

Знать равнины и горы, расположенные на территории нашей страны. Знать географию Татарстана.

Уметь на карте показывать равнины и горы.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


7.

Холмистая равнина. Горы России.


1

Ком-бинированный

Знать равнины и горы, расположенные на территории России.

Уметь на карте показать равнины и горы.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


8.

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши.


1

Ком-бинированный

Знать о влиянии солнца и ветра на окружающий мир.

Уметь замечать изменения, давать им объяснения.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике



9.

Как деятельность человека изменяет поверхность суши.


1

Ком-бинированный

Знать о взаимосвязи деятельности человека и окружающего мира.

Уметь сравнивать,давать объяснения происходящим событиям.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Распределять обязанности при работе в группе


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике



10.

Экскурсия в смешанный лес. Проверочная работа по теме «Географическая карта».


1

Ком-бинированный

Знать признаки смешанного леса.

Уметь различать деревья по коре, по листьям.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Способность к самооценке.

Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


11.

Богатства недр.


1

Ком-бинированный

Знать полезные ископаемые родного края.

Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным приз-накам. Сотрудни-чать с одноклассни-ками при выпол-нении заданий в паре: устанавливать очерёдность дей-ствий, осуществ-лять взаимопро-верку

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике



12.

Экскурсия к водоему.


1

Ком-бинированный

Знать водоемы, имеющиеся на территории города, их обитателей.

Уметь объяснять осенние явления в живой и неживой природе.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Задания по группам

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


13.

Природные и искусственные сообщества


1

Ком-бинированный

Знать природные и искусственные сообщества

Уметь отличать природные и искусственные сообщества

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


14.

Разнообразие почв.


1

Ком-бинированный

Знать отличия почв, состав почв, какие почвы преобладают в Татарстане.

Уметь различать почвы.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


.

15.

Какие растения растут на лугу.


1

Ком-бинированный

Знать растения луга. Их значение для природного сообщества.

Уметь составлять цепи питания, видеть взаимосвязь неживой и живой природы.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


.

16.

Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека.

Тест по теме «Разнообразие почв».


1

Ком-бинированный

Знать обитателей луга, их приспособленность к условиям жизни на лугу.

Уметь объяснять необходимость бережного отношения к обитателям луга.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции

Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


17.

Какие растения растут в лесу.


1

Ком-бинированный

Знать разнообразие растений леса, ярусы леса, взаимосвязь между обитателями леса.

Уметь объяснять особенности растений леса, различать эти растения, приспособленность растений леса к совместной жизни.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано обосновывать своё решение

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, всамо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


18.

Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека.


1

Ком-бинированный

Знать животных смешанного леса, их приспособленность к условиям жизни в смешанном лесу.

Уметь объяснять связи между обитателями смешанного леса.

Принимать и сохранять цель познавательной деятельности.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение

Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


2 четверть (15ч.)

19.

Водоем. Обитатели водоема.


1

Ком-бинированный

Знать водоемы и их обитателей.

Уметь объяснить взаимосвязь между обитателями водоемов.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку

.


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


20.

Искусственные сообщества. Поле.


1

Ком-бинированный

Знать отличия естественного сообщества и искусственного

Уметь объяснить представление об искусственном сообществе.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


21.

Животные-обитатели полей.


1

Ком-бинированный



Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

22.

Сад.

Проверочная работа по теме «Природные и искусственнее сообщества».


Защита проектов по теме «Изучай природу своего края».


1

Ком-бинированный

Знать культурные растения сада.

Уметь различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции


Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике



Наша Родина на планете Земля (12ч.)

23.

Какую форму имеет Земля.


1

Ком-бинированный

Знать планеты солнечной системы.

Уметь показать земные полюса, экватор, параллели и меридианы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение

Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль,

Наблюдения и записи в дневнике


24.

Карта полушарий.


1

Ком-бинированный

Знать сведения о глобусе как модели Земли

Уметь на карте полушарий показать материки и океаны.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике



25.

Движение Земли.


1

Ком-бинированный

Знать о суточном и годовом движении Земли.

Уметь характеризовать разнообразие жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


26.

В пустынях Африки.


1

Ком-бинированный

Знать природные условия Сахары ее растительным и животным миром.

Уметь показать на карте природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природ-ных явлений.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

27.

Экваториальные леса Южной Америки.


1

Ком-бинированный

Знать особенности природы в разных природных зонах

Уметь оценивать влияние человека на природу, характеризовать меры по охране природных зон.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альныйопрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике



28.

Антарктида. Австралия. Евразия.


1

Ком-бинированный

Знать особенности природы.

Уметь дать общую характеристику Евразии.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природ-ных явлений.

Распределять обязанности при работе в группе



Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


29.

Карта России.

Тест по теме «Евразия».


1

Ком-бинированный

Знать планы и карты, их отличия.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые объекты на территории России.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции


Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, самоконтроль

Наблюдения и записи в дневнике


30.

Зона арктических пустынь.


1

Ком-бинированный

Знать признаки зоны арктически пустынь

Уметь показать на карте арктические пустыни, находить дополнительную информацию о зоне арктических пустынь.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


31.

Тундра.


1

Ком-бинированный

Знать о занятиях населения тундры о влиянии деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны.

Уметь выявлять связи между обитателями тундры показать их связь с природными условиями.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

32.

Зона лесов.


1

Ком-бинированный

Знать природные зоны, растения и животных леса.

Уметь объяснить связи между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


3 четверть (20ч.)

33.

Степи. Степи и человек.

Проверочная работа по теме «Природа нашей Родины».


1

Ком-бинированный

Знать растительный и животный мир степей.

Уметь объяснять взаимосвязи живой и неживой природы.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.

Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции


Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике



34.

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.


1

Ком-бинированный

Знать экологические проблемы РФ, меры по охране природы

Уметь объяснить некоторые экологические проблемы России; видеть проблемы и пытаться применить свои силы для решения посильных проблем.

Участвовать в мероприятиях по охране природы. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.

Распределять обязанности при работе в группе


Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


Наши верные помощники 2ч.)







35.

История на карте.


1

Ком-бинированный

Знать историю своей страны.

Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их планировать свои действия в соответствии с поставленной целью правильность.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку



Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

36.

Исторические источники.


1

Ком-бинированный

Знать историю своей страны.

Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.

Сравнивать исторические и литературные источники.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


Древняя Русь (5ч.)

37.

Первые русские князья.


1

Ком-бинированный

Знать историю своей страны.

Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, взаимо-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

38.

Князь Владимир. Крещение Руси.


1

Ком-бинированный

Знать историю своей страны.

Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

39

Культура Древней Руси.


1

Ком-бинированный

Сформировать представления о культуре Древней Руси.

Уметь наблюдать и сравнивать различные объекты культуры.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

40.

Борьба с иноземными захватчиками.

Александр Невский.


1

Ком-бинированный

Знать значение памятников и необходимость их охраны.

Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

.

41.

Куликовская битва.

Дмитрий Донской.

Тест по теме «Александр Невский».


1

Ком-бинированный

Знать историю родной страны.

Уметь сравнивать литературные и исторические источники; объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции


Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

Московское царство (8ч.)

42.

Первый русский царь. Преобразования в государстве.


1

Ком-бинированный

Знать о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками.

Уметь находить исторические сведения в литературных произведениях.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

43.

Как жили люди на Руси в 14-16 веках.


1

Ком-бинированный

Знать историю родной страны.

Уметь находить исторические сведения в дополнительных источниках информации.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

44.

Смутное время.

К.Минин и

Д. Пожарский.


1

Ком-бинированный

Знать, что обозначает выражение «Смутное время».

Уметь описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

45.

Развитие Руси в 16 веке.


1

Ком-бинированный

Знать основные достижения Руси в 16 веке.

Уметь находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

46.

Русское государство при первых Романовых.


1

Ком-бинированный

Знать, что обозначает выражение «Смутное время».

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать исторические события, делать обобщения.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

47.

Расширение границ России в 17 веке.

Проверочная работа по теме «Московское царство».


1

Ком-бинированный

Знать имена первых землепроходцев. Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока.

Уметь выражать свои чувства и мысли по поводу исторических событий

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции


Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

48.

Петр 1. Реформы в Российском государстве. Преобразование в культуре, быту, науке.


1

Ком-бинированный

Знать царя Петра 1 как реформатора, проводника передовых идей.

Уметь определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий.

Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность дейст-вий, осуществлять взаимопроверку

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

.



49.

Петр 1. Реформы в Российском государстве. Преобразование в культуре, быту, науке.


1

Ком-бинированный

Знать царя Петра 1 как реформатора, проводника передовых идей.

Уметь определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий.

Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя.

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике


50.

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина 2 (Великая).

1ч.

1

Ком-бинированный

Знать и называть те изменения, которые произошли в государстве при Екатерине Великой.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями.

Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность дейст-вий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

51.

Образование и наука в 18 веке.


1

Ком-бинированный

Знать о развитии образования и науки в 18 веке.

Уметь устанавливать связь развития науки и образования с именами М.В.Ломоносова, изобретателя И.П.Кулибина.

Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновы-вать своё решение


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

.

52.

Война 1812 года.


1

Ком-бинированный

Познакомить учащихся с Отечественной войной 1812г.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

4 четверть (18ч.)

53.

Отмена крепостного права.


1

Ком-бинированный

Продолжить знакомство детей с основными событиями 19 века.

Уметь выбирать форму проектной деятельности, Предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

54.

Наука и техника.


1

Ком-бинированный

Знать основные достижения науки и техники в 19 веке.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознанное положительное отношение к культурным ценностям

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

55.

Город и горожане.

Мода 19 века.


1

Ком-бинированный

Познакомить учащихся с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в 19 веке

Уметь давать характеристику определенному времени отрезку исторического времени, видеть отличия.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Сравнивать исторические события, делать обобщения. Распределять обязанности при работе в группе


Осознанное положительное отношение к культурным ценностям

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

56.

Культура 19 века.

Проверочная работа по теме «Российская империя».

1ч.

1

Ком-бинированный

Знать основные достижения науки и техники в 19 веке.

Уметь давать характеристику определенному времени отрезку исторического времени, видеть отличия.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

















Сравнивать исторические события, делать обобщения.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции


Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

Российское государство (12ч.)

57.

Революция в России.


1

Ком-бинированный

Знать историю своей страны.

Уметь пользоваться исторической картой, использовать дополнительную информацию.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

58.

Россия в годы Советской власти.


1

Ком-бинированный

Познакомить детей с основными событиями развития России в 20-30 годы 20 века.

Уметь описывать исторические события на основе текста учебника и доп. информации.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

59.

Великая Отечественная война.


1

Ком-бинированный

Знать основные события Великой Отечественной войны.

Уметь оценивать исторические события, личности.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуруПланировать свои действия в соответствии с поставленной целью своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

60.

Тыл в годы войны.

Победа над фашизмом.


1

Ком-бинированный

Познакомить учащихся с работой тыла в годы войны.

Уметь рассказать о самоотверженном труде всех людей, пользуясь дополнительной информацией.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

61.

Восстановление народного хозяйства.

Научные достижения 20 века.

Тест по теме «Великая Отечественная война».


1

Ком-бинированный

Познакомить с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными научными достижениями.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Сравнивать исторические события, делать обобщения.

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции


Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

62.

По северным городам России.


1

Ком-бинированный

Знать северные города России, показать их своеобразие и особенности.

Уметь определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

63.

По городам Центральной России.


1

Ком-бинированный

Знать крупные промышленные центры Центральной России

Уметь показать своеобразие и особенности крупных городов Центральной России.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

64.

Города Урала и Сибири.


1

Ком-бинированный

Знать крупные промышленные центры Урала и Сибири.

Уметь показать их особенности и своеобразие.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

65.

Дальний Восток. Южные города России.


1

Ком-бинированный

Знать крупные промышленные центры и города Черноморского побережья.

Уметь по иллюстрациям узнавать город, его своеобразие и особенности.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе


Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

.

66.

Обобщающий урок по теме "Города России". Проверочная работа по теме «Российское государство».


1

Ком-бинированный

Знать крупные промышленные центры Центральной России, Урала и Сибири, Черноморского побережья

Уметь показать их особенности и своеобразие, по иллюстрациям узнавать город, его своеобразие и особенности

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции


Способность к самооценке.


Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

67.

Россия в мировом сообществе.


1

Ком-бинированный

Знать дружественные России страны, с которыми заключены договоры о взаимодействии.

Уметь показать на карте страны СНГ и страны Европы.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты.

Учитывать мнение партнёра, аргумен-тировано критико-вать допущенные ошибки, обосновы-вать своё решение.

Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

68.

Жизнь современного человека.


1

Ком-бинированный

Знать о жизни людей в современном обществе

Уметь ориентироваться в понятиях учебника и информации из разных источников

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя.

Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира

Фронтальный и индивиду альный опрос

Теку-щий

конт-роль, само-конт-роль

Наблюдения и записи в дневнике

Контрольно – измерительные материалы по окружающему миру.


Самостоятельная работа по теме

«Наша местность на плане и карте».

  1. Что такое горизонт?

  2. Что называют ориентированием?

  3. Закончи предложение.

План местности – это…

  1. Что такое масштаб?

  2. Как называется наука, которая изучает земную поверхность?

  3. Что называют картой?

  4. Какие бывают карты?



Проверочная работа №1 по теме «Наш край»

  1. Какие признаки изменения погоды ты знаешь? Приведи 2 примера.

  2. Допиши предложение.

Сильно уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками называют…

  1. Чем холм отличается от горы?

  2. Петя загадал полезное ископаемое. Оно имеет такие свойства: твёрдое, чёрного цвета, блестит, в воде тонет и не растворяется, хорошо горит. Какое полезное ископаемое загадал Петя?

  3. Как в результате деятельности человека изменяется поверхность суши? Приведи 2 примера.

  4. Объясни, почему чернозёмы – самые плодородные почвы.

  5. Приведи примеры четырёх растений пресного водоёма.

  6. Что помогает кузнечику спасаться от врагов на лугу?


Проверочная работа №2 по теме «Наша Родина на планете Земля»

  1. Самая северная точка на земном шаре называется…, а самая южная….

  2. Что происходит в результате вращения земли вокруг своей оси?

  3. Как растения зоны арктических пустынь приспособились к недостатку тепла?

  4. Чем природные условия лесной зоны отличаются от природных условий тундры?

  5. Какое из животных ( тигр, барсук, сайгак, куница) не обитает в лесной зоне?

  6. Как животные степей приспособились к условиям жизни?

  7. Какие экологические проблемы вызвало хозяйственное освоение тундры и браконьерство?


Проверочная работа №3 по теме «Древняя Русь»

  1. Почему Куликовскую битву называют «Мамаевым побоищем»?

  2. Назови символы царской власти Ивана Грозного.

  3. С кем из исторических деятелей связаны следующие события?

    Ходил за данью к древлянам


    Построил крепости на южных границах своего государства


    Перед битвой он благословил князя


  4. Где установлен памятник первопечатнику Ивану Фёдорову?

  5. Как одевались горожане в 17 веке?

Проверочная работа № 4 по теме «Российская империя»

  1. За выход, к какому морю велась Северная война со Швецией?

  2. Назовите основные положения книги А.В.Суворова «Наука побеждать»

  3. Кого А.С.Пушкин назвал «первым нашим университетом»?

  4. Какие изменения произошли в образовании при Екатерине II?

  5. Что нового появилось в мужском костюме в 19 веке?

  6. Вспомни и напиши изобретения П.Н.Яблочкова.



Проверочная работа № 5 по теме « Российское государство»

  1. Назови годы Великой Отечественной войны.

  2. В каком году человек полетел в космос?

  3. Какой город севера России славится своим чернением по серебру?

  4. В каком озере сохранились самые большие запасы пресной воды?

  5. Назови крупные города юга России.

  6. Если ученику 4 класса сейчас 10 лет, в каком году он родился, в каком веке?

  7. Какие изобретения связаны с именем этих людей?

С.В.Лебедев

Н.В.Никитин

С.П.Королёв













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!