Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 года) по учебному предмету « Окружающий мир» для начальной школы (Составители: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 20011г), требований к уровню подготовки обучающегося 4-го класса, с учётом особенностей региона и образовательного учреждения МКОУ «Карлинская СШ им.И.С.Полбина», а также в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 34 учебные недели; по 2 часа в неделю; 68 часов за год.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2 частях, 2015г
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 4класс. Рабочие тетради № 1, № 2, 2016г
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие, 2012
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования. Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Безопасность пешеходов при движении на дорогах. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Меры пожарной безопасности при разведении костра. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи.
Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Безопасная переправа через водную преграду. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины П. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр ΙΙ – царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941-1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в года войны.
Ближние и дальние соседи России. Железнодорожный транспорт, его особенности. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира. Основы понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. Пути укрепления здоровья.
№ | Тема урока | Дата по плану | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Форма органи зации познава тельной деятель ности | Формы конт-роля | Органи зация самос- тоятель ной деятель- ности | Дата факт |
|
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | | | | |
знать | уметь | | | | |
1 ЧЕТВЕРТЬ ( 17ЧАСОВ) Наш край (22ч.) |
1. | Что такое погода? | | 1 | Ком- би- ни- ро- ван- ный | Знать признаки состояния погоды. | Уметь составлять характеристику дневного состояния погоды. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, понимать информацию, представленную в виде текста. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
2. | Как погода зависит от ветра? Грозные явления природы. | | | | Знать такие явления природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей. | Уметь объяснить, как погода зависит от ветра. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
3. | Предсказания погоды. | | 1 | Ком-бинированный | Знать значение прогноза погоды в жизни человека. | Уметь пользоваться народными приметами при составлении прогноза погоды. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ(описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
4. | Наша местность на плане и на карте. | | 1 | Ком-бинированный | Знать отличия плана от карты. | Уметь составлять план участка. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе. Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
5. | Географическая карта. Тест по теме «Предсказания погоды. | | 1 | Ком-бинированный | Знать, чем отличается план от карты. | Уметь ориентироваться на карте. Показывать границы России | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своём здоровье, соблюдение правил поведения в природе | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
6. | Равнины, горы. | | 1 | Ком-бинированный | Знать равнины и горы, расположенные на территории нашей страны. Знать географию Татарстана. | Уметь на карте показывать равнины и горы. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
7. | Холмистая равнина. Горы России. | | 1 | Ком-бинированный | Знать равнины и горы, расположенные на территории России. | Уметь на карте показать равнины и горы. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
8. | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. | | 1 | Ком-бинированный | Знать о влиянии солнца и ветра на окружающий мир. | Уметь замечать изменения, давать им объяснения. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
9. | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | | 1 | Ком-бинированный | Знать о взаимосвязи деятельности человека и окружающего мира. | Уметь сравнивать,давать объяснения происходящим событиям. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Распределять обязанности при работе в группе | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
10. | Экскурсия в смешанный лес. Проверочная работа по теме «Географическая карта». | | 1 | Ком-бинированный | Знать признаки смешанного леса. | Уметь различать деревья по коре, по листьям. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе Способность к самооценке. Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
11. | Богатства недр. | | 1 | Ком-бинированный | Знать полезные ископаемые родного края. | Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным приз-накам. Сотрудни-чать с одноклассни-ками при выпол-нении заданий в паре: устанавливать очерёдность дей-ствий, осуществ-лять взаимопро-верку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
12. | Экскурсия к водоему. | | 1 | Ком-бинированный | Знать водоемы, имеющиеся на территории города, их обитателей. | Уметь объяснять осенние явления в живой и неживой природе. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе. Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Задания по группам | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
13. | Природные и искусственные сообщества | | 1 | Ком-бинированный | Знать природные и искусственные сообщества | Уметь отличать природные и искусственные сообщества | Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
14. | Разнообразие почв. | | 1 | Ком-бинированный | Знать отличия почв, состав почв, какие почвы преобладают в Татарстане. | Уметь различать почвы. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | . |
15. | Какие растения растут на лугу. | | 1 | Ком-бинированный | Знать растения луга. Их значение для природного сообщества. | Уметь составлять цепи питания, видеть взаимосвязь неживой и живой природы. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | . |
16. | Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека. Тест по теме «Разнообразие почв». | | 1 | Ком-бинированный | Знать обитателей луга, их приспособленность к условиям жизни на лугу. | Уметь объяснять необходимость бережного отношения к обитателям луга. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
17. | Какие растения растут в лесу. | | 1 | Ком-бинированный | Знать разнообразие растений леса, ярусы леса, взаимосвязь между обитателями леса. | Уметь объяснять особенности растений леса, различать эти растения, приспособленность растений леса к совместной жизни. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Учитывать мнение партнёра, аргументировано обосновывать своё решение | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, всамо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
18. | Животные-обитатели леса. Лес в жизни человека. | | 1 | Ком-бинированный | Знать животных смешанного леса, их приспособленность к условиям жизни в смешанном лесу. | Уметь объяснять связи между обитателями смешанного леса. | Принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
2 четверть (15ч.) |
19. | Водоем. Обитатели водоема. | | 1 | Ком-бинированный | Знать водоемы и их обитателей. | Уметь объяснить взаимосвязь между обитателями водоемов. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку . | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
20. | Искусственные сообщества. Поле. | | 1 | Ком-бинированный | Знать отличия естественного сообщества и искусственного | Уметь объяснить представление об искусственном сообществе. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
21. | Животные-обитатели полей. | | 1 | Ком-бинированный | | | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
22. | Сад. Проверочная работа по теме «Природные и искусственнее сообщества». Защита проектов по теме «Изучай природу своего края». | | 1 | Ком-бинированный | Знать культурные растения сада. | Уметь различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
Наша Родина на планете Земля (12ч.) |
23. | Какую форму имеет Земля. | | 1 | Ком-бинированный | Знать планеты солнечной системы. | Уметь показать земные полюса, экватор, параллели и меридианы. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, | Наблюдения и записи в дневнике | |
24. | Карта полушарий. | | 1 | Ком-бинированный | Знать сведения о глобусе как модели Земли | Уметь на карте полушарий показать материки и океаны. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
25. | Движение Земли. | | 1 | Ком-бинированный | Знать о суточном и годовом движении Земли. | Уметь характеризовать разнообразие жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
26. | В пустынях Африки. | | 1 | Ком-бинированный | Знать природные условия Сахары ее растительным и животным миром. | Уметь показать на карте природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природ-ных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
27. | Экваториальные леса Южной Америки. | | 1 | Ком-бинированный | Знать особенности природы в разных природных зонах | Уметь оценивать влияние человека на природу, характеризовать меры по охране природных зон. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альныйопрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
28. | Антарктида. Австралия. Евразия. | | 1 | Ком-бинированный | Знать особенности природы. | Уметь дать общую характеристику Евразии. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природ-ных явлений. Распределять обязанности при работе в группе | | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
29. | Карта России. Тест по теме «Евразия». | | 1 | Ком-бинированный | Знать планы и карты, их отличия. | Уметь показывать на карте границы России, некоторые объекты на территории России. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, самоконтроль | Наблюдения и записи в дневнике | |
30. | Зона арктических пустынь. | | 1 | Ком-бинированный | Знать признаки зоны арктически пустынь | Уметь показать на карте арктические пустыни, находить дополнительную информацию о зоне арктических пустынь. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
31. | Тундра. | | 1 | Ком-бинированный | Знать о занятиях населения тундры о влиянии деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны. | Уметь выявлять связи между обитателями тундры показать их связь с природными условиями. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
32. | Зона лесов. | | 1 | Ком-бинированный | Знать природные зоны, растения и животных леса. | Уметь объяснить связи между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
3 четверть (20ч.) |
33. | Степи. Степи и человек. Проверочная работа по теме «Природа нашей Родины». | | 1 | Ком-бинированный | Знать растительный и животный мир степей. | Уметь объяснять взаимосвязи живой и неживой природы. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
34. | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. | | 1 | Ком-бинированный | Знать экологические проблемы РФ, меры по охране природы | Уметь объяснить некоторые экологические проблемы России; видеть проблемы и пытаться применить свои силы для решения посильных проблем. | Участвовать в мероприятиях по охране природы. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе | Знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
Наши верные помощники 2ч.) | | | | | | |
35. | История на карте. | | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. | Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их планировать свои действия в соответствии с поставленной целью правильность. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
36. | Исторические источники. | | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. | Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сравнивать исторические и литературные источники. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение | Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
Древняя Русь (5ч.) |
37. | Первые русские князья. | | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. | Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, взаимо-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
38. | Князь Владимир. Крещение Руси. | | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. | Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
39 | Культура Древней Руси. | | 1 | Ком-бинированный | Сформировать представления о культуре Древней Руси. | Уметь наблюдать и сравнивать различные объекты культуры. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
40. | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. | | 1 | Ком-бинированный | Знать значение памятников и необходимость их охраны. | Уметь пересказывать текст; находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие. Устойчивый интерес к изучению, истории своей страны | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | . |
41. | Куликовская битва. Дмитрий Донской. Тест по теме «Александр Невский». | | 1 | Ком-бинированный | Знать историю родной страны. | Уметь сравнивать литературные и исторические источники; объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
Московское царство (8ч.) |
42. | Первый русский царь. Преобразования в государстве. | | 1 | Ком-бинированный | Знать о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками. | Уметь находить исторические сведения в литературных произведениях. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
43. | Как жили люди на Руси в 14-16 веках. | | 1 | Ком-бинированный | Знать историю родной страны. | Уметь находить исторические сведения в дополнительных источниках информации. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
44. | Смутное время. К.Минин и Д. Пожарский. | | 1 | Ком-бинированный | Знать, что обозначает выражение «Смутное время». | Уметь описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
45. | Развитие Руси в 16 веке. | | 1 | Ком-бинированный | Знать основные достижения Руси в 16 веке. | Уметь находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
46. | Русское государство при первых Романовых. | | 1 | Ком-бинированный | Знать, что обозначает выражение «Смутное время». | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
47. | Расширение границ России в 17 веке. Проверочная работа по теме «Московское царство». | | 1 | Ком-бинированный | Знать имена первых землепроходцев. Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока. | Уметь выражать свои чувства и мысли по поводу исторических событий | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
48. | Петр 1. Реформы в Российском государстве. Преобразование в культуре, быту, науке. | | 1 | Ком-бинированный | Знать царя Петра 1 как реформатора, проводника передовых идей. | Уметь определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. | Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность дейст-вий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | . |
49. | Петр 1. Реформы в Российском государстве. Преобразование в культуре, быту, науке. | | 1 | Ком-бинированный | Знать царя Петра 1 как реформатора, проводника передовых идей. | Уметь определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. | Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя. | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
50. | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина 2 (Великая). | 1ч. | 1 | Ком-бинированный | Знать и называть те изменения, которые произошли в государстве при Екатерине Великой. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. | Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность дейст-вий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
51. | Образование и наука в 18 веке. | | 1 | Ком-бинированный | Знать о развитии образования и науки в 18 веке. | Уметь устанавливать связь развития науки и образования с именами М.В.Ломоносова, изобретателя И.П.Кулибина. | Планировать свои действия в соответ-ствии с поставлен-ной целью. Уста-навливать причин-но-следственные связи между исто-рическими собы-тиями и их послед-ствиями (под руко-водством учителя. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновы-вать своё решение | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | . |
52. | Война 1812 года. | | 1 | Ком-бинированный | Познакомить учащихся с Отечественной войной 1812г. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
4 четверть (18ч.) |
53. | Отмена крепостного права. | | 1 | Ком-бинированный | Продолжить знакомство детей с основными событиями 19 века. | Уметь выбирать форму проектной деятельности, Предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
54. | Наука и техника. | | 1 | Ком-бинированный | Знать основные достижения науки и техники в 19 веке. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознанное положительное отношение к культурным ценностям | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
55. | Город и горожане. Мода 19 века. | | 1 | Ком-бинированный | Познакомить учащихся с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в 19 веке | Уметь давать характеристику определенному времени отрезку исторического времени, видеть отличия. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Распределять обязанности при работе в группе | Осознанное положительное отношение к культурным ценностям | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
56. | Культура 19 века. Проверочная работа по теме «Российская империя». | 1ч. | 1 | Ком-бинированный | Знать основные достижения науки и техники в 19 веке. | Уметь давать характеристику определенному времени отрезку исторического времени, видеть отличия. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
Российское государство (12ч.) |
57. | Революция в России. | | 1 | Ком-бинированный | Знать историю своей страны. | Уметь пользоваться исторической картой, использовать дополнительную информацию. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
58. | Россия в годы Советской власти. | | 1 | Ком-бинированный | Познакомить детей с основными событиями развития России в 20-30 годы 20 века. | Уметь описывать исторические события на основе текста учебника и доп. информации. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
59. | Великая Отечественная война. | | 1 | Ком-бинированный | Знать основные события Великой Отечественной войны. | Уметь оценивать исторические события, личности. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуруПланировать свои действия в соответствии с поставленной целью своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
60. | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. | | 1 | Ком-бинированный | Познакомить учащихся с работой тыла в годы войны. | Уметь рассказать о самоотверженном труде всех людей, пользуясь дополнительной информацией. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
61. | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения 20 века. Тест по теме «Великая Отечественная война». | | 1 | Ком-бинированный | Познакомить с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными научными достижениями. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и их последствиями. | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Сравнивать исторические события, делать обобщения. Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
62. | По северным городам России. | | 1 | Ком-бинированный | Знать северные города России, показать их своеобразие и особенности. | Уметь определять местоположение городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
63. | По городам Центральной России. | | 1 | Ком-бинированный | Знать крупные промышленные центры Центральной России | Уметь показать своеобразие и особенности крупных городов Центральной России. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
64. | Города Урала и Сибири. | | 1 | Ком-бинированный | Знать крупные промышленные центры Урала и Сибири. | Уметь показать их особенности и своеобразие. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
65. | Дальний Восток. Южные города России. | | 1 | Ком-бинированный | Знать крупные промышленные центры и города Черноморского побережья. | Уметь по иллюстрациям узнавать город, его своеобразие и особенности. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, плана, карты. Распределять обязанности при работе в группе | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | . |
66. | Обобщающий урок по теме "Города России". Проверочная работа по теме «Российское государство». | | 1 | Ком-бинированный | Знать крупные промышленные центры Центральной России, Урала и Сибири, Черноморского побережья | Уметь показать их особенности и своеобразие, по иллюстрациям узнавать город, его своеобразие и особенности | Осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции | Способность к самооценке. | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
67. | Россия в мировом сообществе. | | 1 | Ком-бинированный | Знать дружественные России страны, с которыми заключены договоры о взаимодействии. | Уметь показать на карте страны СНГ и страны Европы. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграмм-мы, плана, карты. Учитывать мнение партнёра, аргумен-тировано критико-вать допущенные ошибки, обосновы-вать своё решение. | Осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
68. | Жизнь современного человека. | | 1 | Ком-бинированный | Знать о жизни людей в современном обществе | Уметь ориентироваться в понятиях учебника и информации из разных источников | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя. Учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение | Целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира | Фронтальный и индивиду альный опрос | Теку-щий конт-роль, само-конт-роль | Наблюдения и записи в дневнике | |
Сильно уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками называют…