СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 26.11.2010 г. № 1241 (далее ФГОС НОО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др,  и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100».  Программа разработана с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по окружающему миру, возрастных особенностей младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 4 класс ОС «2100»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему миру» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 26.11.2010 г. № 1241 (далее ФГОС НОО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанной А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по окружающему миру, возрастных особенностей младших школьников.

Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Специфика предмета «Окружающий мир»: в курсе интегрированы основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочно­го, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Ведущей формой организации учебной деятельности является урок, на котором используются беседы, работа с учебником, практическая работа в группах, урок-экскурсия.


2. Место учебного предмета окружающий мир в учебном плане

Учебный предмет «Окружающий мир» является обязательным в БУПе и рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе 14 часов (20%) в рамках модуля «Наш край». Количество уроков определено учебным планом ООП НОО школы.

Особенность рабочей программы: наряду с федеральным компонентом программы реализуется внутриучебный компонент, который представлен модулем «Наш край» Цель модуля – сформировать знания о родном крае, его климатических и природных условиях, истории Калининградской области.

Задачи модуля:

- уточнить и расширить знания о родном крае;

- изучить природные и исторические особенности Калининградской области;

- повысить мотивацию интереса к изучению окружающего мира;

- формировать УУД при подготовке отчётов результатов наблюдений, работы с Интернетом, при-родоохранной деятельности;

- формировать навыки исследовательской деятельности при решении проблем творческого и по-искового характера;

- воспитывать нравственную личность, умеющую обсуждать прошлое, настоящее и будущее род-ного края, использовать полученные знания для улучшения жизни;

Программа реализуется на основе пособия по краеведению В.Д.Ваулина «Наш край»

За выполнение заданий модуля ученик получает только положительные отметки с учётом критерий: «5»- высокий уровень (95-100% выполнения), «4»- выше среднего (75-94%), «3»- средний уровень (50-74%).


3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Реализация духовно-нравственного компонента происходит через формирование понимания того, что каждый человек является частью живой природы и частью человеческого общества; осознание факта, что от человека зависит неразумное загрязнение окружающего его природы, уничтожение исторической памяти о прошлом Родины и родного края или сохранение красоты и многообразия природы, наследия предков; формирование опыта нравственного поведения благодаря наглядным примерам, желанию походить на идеал, образец поведения.


С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, планируемые результаты, что представлено в схематической форме:








Название раздела

Кол-во часов примерной программы

Кол-во часов рабочей

программы

I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

34

27 + 7

1.

Как работает организм человека

18

16

2.

Рукотворная природа

16

10

3.

Повторение


1

4.

Модуль «Краеведение»


7

II. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

34

27 + 7

1.

Человек и его внутренний мир

6

5

2.

Человек в мире людей

7

6

3.

Человек и прошлое человечества

8

7

4.

Человек и многоликое человечество

3

3

5.

Человек и единое человечество

10

4

6.

Повторение, резерв


2

7.

Модуль «Краеведение»


7

4. Содержание учебного предмета


Часть I. Человек и природа (34 часа)

Человек и его строение (14 ч).

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и ее транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и ее красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребенка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передается? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, ее причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (2 ч).

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнем и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление «человека разумного».

Рукотворная природа (10 ч).

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, ее свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полет в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас все более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение пройденного материала (1 ч).

Модуль «Краеведение» (7ч).

Часть II. Человек и человечество (34 часа)

Человек и его внутренний мир (5 ч).

Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек и общество (6 ч).

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества (7 ч).

Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н. э. – V век н. э.) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжелых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (3 ч).

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (4 ч).

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединенных Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Все человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение (1 ч).

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

Часы по выбору учителя (1 ч).

Модуль «Краеведение» (7ч).



5. Планируемые образовательные результаты освоения ООП на предметном содержании курса «Окружающий мир»

Содержание

учебной

программы

«Окружающий мир»

Кол-во часов


Предметные результаты освоения программы

Личностные и метапредметные

результаты освоения программы

Человек и его строение

14 + 2

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).

Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).

Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П). Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника на развитие умения определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника на развитие умения объяснять мир.


Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Рукотворная природа

10

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н).

Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве (П).

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П).

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н). Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П).

Характеризовать свойства воздуха (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (Н).

Повторение

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Человек и его внутренний мир

5

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем (П).

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека (П).

Человек в мире людей

6

Человек и прошлое человечества

7

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П)

Человек и многоликое человечество

3

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).

Практическая работа

находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). (П)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Человек и единое человечество

4

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Повторение

2

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

6. Контроль образовательных результатов

Данная программа позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников («ученик научится»), предусматриваемый ФГОС НОО, а так же позволяет осуществлять подготовку, которая является достаточной для повышенного уровня изучения окружающего мира («ученик получит возможность научиться»).

Оценивание учащихся осуществляется следующими способами:

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний, перед началом изучения нового материала проводится блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ и тетради для проверочных и контрольных работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум.

Результаты своей работы школьники могут фиксировать:

1) таблица требований по предмету в «Дневнике школьника», куда ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений.

2) портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику успехов и советов по устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

Вид работы

Тема

урока

Часть I. Человек и природа

1.

Проверочная работа № 1

Тема 1 «Как устроен организм человека»

3

2.

Проверочная работа № 2

Темы 2 и 3 «Кожа и опорно-двигательная система»

7

3.

Проверочная работа № 3

Темы 4 и 5 «Пищеварение и выделение»

8

4.

Проверочная работа № 4

Темы 6-8 «Дыхание и кровообращение»

11

5.

Проверочная работа № 5

Тема 9 «Нервная система»

14

6.

Проверочная работа № 6

Темы 10 и 11 «Органы чувств»

16

7.

Проверочная работа № 7

Темы 12 и 13 «Родители и дети. Отчего мы иногда болеем»

19

8.

Проверочная работа № 8

Темы 14 и 15 «Происхождение человека»

20

9.

Контрольная работа № 1

Темы 1 – 15 «Человек и его строение.

Происхождение человека»

22

10.

Проверочная работа № 9

Темы 16 и 17 «Рукотворная жизнь»

26

11.

Проверочная работа № 10

Тема 18 «Покорение силы»

27

12.

Проверочная работа № 11

Темы 19 «Свойства воды»

28

13.

Проверочная работа № 12

Темы 20 «Свойства воздуха»

30

14.

Проверочная работа № 13

Темы 21 «Горные породы и минералы»

31

15.

Проверочная работа № 14

Темы 22 «Металлы»

32

16.

Проверочная работа № 15

Темы 23 «Приручение огня»

32

17.

Проверочная работа № 16

Темы 24 -26 «Для любознательных»

34

18.

Проверочная работа № 17

Темы 27 «Как нам жить»

34

19.

Контрольная работа № 2

Темы 16 – 23, 24 «Рукотворный мир»

35

20.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

(требования ФГОС)



21.

ИТОГОВАЯ РАБОТА

(требования ОС «Школа 2100»)



Вид работы

Тема

урока

Часть II. Человек и человечество

1.

Проверочная работа № 1

«Человек и его внутренний мир»

43

2.

Контрольная работа № 1 (3)

50

3.

Проверочная работа № 2

«Человек и прошлое человечества»

60

4.

Проверочная работа № 3

«Человек и многоликое человечество»

63

5.

Контрольная работа № 2 (4)

Темы «Человек и прошлое человечества. Человек и многоликое человечество»

66

6.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (в формате ЕГЭ)


67

7.

ВПР


68


Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, который представлен пособиями:

  • «Окружающий мир. 4 класс» («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть I (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);

  • «Окружающий мир. 4 класс) («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть II (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, С.В.Тырин);

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа»), 4 класс, Часть 1 (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина);

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»), 4 класс, Часть 2 (авторы Н.В.Харитонова, Е.В.Сизова, Е.И.Стойка);

  • «Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3-4 кл. (автор И.И.Курапова, под ред.А.А.Вахрушева);

  • «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Проверочные работы. 3-4 классы (авторы Р.Н.Бунеев и др.);

  • Ваулина В.Д. Наш край. Калининградская область. – Калининград: Янтарный сказ, 2005.


В календарно-тематическом планировании рабочей программы прописаны № урока, дата проведения, тема, основные виды учебной деятельности1, кодификатор элементов содержания по предмету (КЭС) и кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету (КПУ)2.



ПРИЛОЖЕНИЕ

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Окружающий мир»3 и Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»4.

Кодификатор состоит из двух разделов:

Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир».

Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир».

В первую часть кодификатора включены операционализированный список умений для планируемых результатов блока «Выпускник научится», так как планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат итоговой оценке.

Во вторую часть кодификатора не включены элементы содержания, выделенные в Примерной программе курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.

В кодификаторе уточнены планируемые результаты и элементы содержания, касающиеся природы и истории города Москвы как места проживания обучающегося, его родного края.

Раздел 1. Перечень планируемых результатов и умений, характери­зующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»

В первом столбце указан код планируемого результата в соответствии с содержательным разделом («Человек и природа» и «Человек и общество»), к которому он относится. Во втором столбце приводится код опрерационализированного умения, для которого создаются проверочные задания.



КОД

Планируемые результаты обучения.

Проверяемые умения

  1. РАЗдел «Человек и природа»

1.1

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы


1.1.1

соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами


1.1.2

различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам


1.1.3

узнавать изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений в окружающей природе или в составе коллекций и гербариев на занятиях в классе


1.1.4

различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию


1.1.5

приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств

1.2

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки


1.2.1

выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы


1.2.2

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы

1.3

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы


1.3.1

сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств


1.3.2

проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

1.4

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов


1.4.1

использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы при проведении наблюдений и опытов


1.4.2

различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы


1.4.3

проводить несложные наблюдения и опыты, следуя инструкции и правилам техники безопасности

1.5

Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний


1.5.1

использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснений


1.5.2

создавать на основании текста небольшие устные и письменные высказывания на заданную тему, по заданному вопросу

1.6

Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации


1.6.1

выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом


1.6.2

использовать справочные издания для поиска информации

1.7

Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов


1.7.1

находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения


1.7.2

использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов)


1.8

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе


1.8.1

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе


1.8.2

использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе для объяснения бережного отношения к природе

1.9

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека


1.9.1

находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу


1.9.2

определять характер взаимоотношений человека с природой

1.10

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья


1.10.1

понимать необходимость здорового образа жизни


1.10.2

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения


1.10.3

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья


  1. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

2.1

Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город


2.1.1

узнавать флаг и герб Российской Федерации


2.1.2

называть столицу России, знать тексты гимнов России и Москвы


2.1.3

узнавать (приводить примеры) достопримечательности Москвы


2.1.4

находить на карте Российскую Федерацию и Москву

2.2

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»


2.2.1

различать прошлое, настоящее и будущее


2.2.2

соотносить основные (изученные) исторические события с датами


2.2.3

соотносить конкретную дату исторического события с веком


2.2.4

находить место изученных событий на «ленте времени»

2.3

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов


2.3.1

находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, с использованием дополнительных источников информации


2.3.2

различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний

2.4

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)


2.4.1

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)


2.5

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний


2.5.1

выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по ее названию или оглавлению


2.5.2

использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью извлечения познавательной информации; для ответов на вопросы, объяснений


2.5.3

использовать различные справочные издания и детскую литературу для создания собственных устных или письменных высказываний о человеке и обществе

2.6

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих


2.6.1

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих



Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»



КОД

Элементы содержания



  1. Человек и природа

1.1


Природа неживая и живая


1.1.1

Природные объекты и предметы, созданные человеком


1.1.2

Объекты живой и неживой природы


1.1.3

Явления природы

1.2


Вещества


1.2.1

Разнообразие веществ


1.2.2

Твёрдые тела, жидкости, газы

1.3


Земля – планета солнечной системы


1.3.1

Звёзды, созвездия, планеты Солнечной системы


1.3.2

Форма и размеры Земли. Глобус как модель Земли


1.3.3

Географическая карта и план. План Москвы


1.3.4

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте


1.3.5

Ориентирование на местности. Компас

Ориентирование на местности в условиях мегаполиса

1.4


Времена года


1.4.1

Вращение Земли как причина смены дня и ночи


1.4.2

Времена года, их особенности

1.5


Погода и ее составляющие


1.5.1

Температура воздуха, облачность, осадки, ветер


1.5.2

Наблюдение за погодой своего края

1.6


Формы земной поверхности


1.6.1

Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)


1.6.2

Особенности поверхности родного края

1.7


Водоёмы, их разнообразие


1.7.1

Океан, море, река, озеро, пруд


1.7.2

Водоёмы родного края

1.8


Воздух


1.8.1

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха


1.8.2

Значение воздуха для растений, животных, человека

1.9


Вода


1.9.1

Свойства воды.


1.9.2

Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека


1.9.3

Круговорот воды в природе

1.10


Полезные ископаемые


1.10.1

Полезные ископаемые и их значение


1.10.2

Полезные ископаемые Московского региона

1.11


Почва


1.11.1

Состав почвы


1.11.2

Значение почвы

1.12


Растения


1.12.1

Разнообразие растений


1.12.2

Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)


1.12.3

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)


1.12.4

Деревья, кустарники, травы


1.12.5

Дикорастущие и культурные растения


1.12.6

Роль растений в природе и жизни людей


1.12.7

Растения парков, скверов и особо охраняемых зон города Москвы

1.13


Грибы


1.13.1

Съедобные и ядовитые грибы


1.13.2

Правила сбора грибов в Московском регионе

1.14


Животные


1.14.1

Животные, их разнообразие


1.14.2

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)


1.14.3

Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия


1.14.4

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные)


1.14.5

Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)


1.14.6

Дикие и домашние животные


1.14.7

Роль животных в природе и жизни людей


1.14.8

Животные, обитающие в городе Москве

1.15


Природные сообщества


1.15.1

Лес, луг, водоём как примеры основных природных сообществ России


1.15.2

Особо охраняемые территории города Москвы как примеры природных сообществ

1.16


Природные зоны


1.16.1

Природные зоны России


1.16.2

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

1.17


Человек – часть природы


1.17.1

Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей


1.17.2

Охрана природных богатств


1.17.3

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Особо охраняемые территории города Москвы


1.17.4

Красная книга России, Красная книга Москвы, их значение, отдельные представители растений и животных Красной книги


1.18


Тело человека


1.18.1

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма


1.18.2

Гигиена систем органов


1.18.3

Измерение температуры тела человека, частоты пульса


1.18.4

Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них



  1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

2.1


Человек – член общества


2.1.1

Общество – совокупность людей, объединенных общей культурой. Взаимоотношения человека с другими людьми. Семья. Родословная. Семейные традиции


2.1.2

Правила поведения в школе. Взаимоотношения со сверстниками


2.1.3

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей

2.2


Наша Родина – Россия, Российская Федерация


2.2.1

Государственная символика России (герб, флаг, гимн)


2.2.2

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка


2.2.3

Президент Российской Федерации – глава государства


2.2.4

Государственные праздники


2.2.5

Россия на карте, государственная граница России


2.2.6

Москва – столица России. Государственная символика Москвы как субъекта Российской Федерации. Современные границы Москвы


2.2.7

Санкт-Петербург. Города России. Главный город родного края (достопримечательности, история)


2.2.8

Россия – многонациональная страна


2.2.9

Моя родина. Мой родной город – Москва

2.3


Страницы истории Отечества


2.3.1

Счет лет с истории


2.3.2

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Выдающиеся люди разных эпох


2.3.3

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена


2.3.4

Охрана памятников истории и культуры


2.3.5

Страны и народы мира



  1. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ

3.1


Здоровый образ жизни


3.1.1

Ценность здоровья и здорового образа жизни


3.1.2

Режим дня. Личная гигиена. Физическая культура

3.2


Правила оказания первой помощи


3.2.1

Первая помощь при лёгких травмах

3.3


Правила безопасного поведения


3.3.1

Номера телефонов экстренной помощи


3.3.2

Правила безопасного поведения на дорогах мегаполиса


3.3.3

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой


3.3.4

Правила безопасного поведения в природе



7. Календарно-тематическое планирование, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс, ОС «Школа 2100»

урока

Дата

Тема урока

Основные виды учебной

деятельности

КЭС

КПУ

1


МОДУЛЬ 1.

Калининград – моя малая Родина. Как я отдыхал летом. Мой дом. Мой двор. Моя улица. Мой район. История названия, достопримечательности.

Духовно- нравственный компонент: воспитание патриотизма, любви к Родине


2.2.7

2.1

Часть 1. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. Человек и его строение (16 ч)

Духовно-нравственный компонент: формирование бережного отношения к своему здоровью

2.


Как устроен организм человека.

(Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма)

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Гигиена систем органов. Кожа – орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека

1.18.1

1.18.2

1.18.3

1.10

1.10.1

1.10.3

3.


Кожа – «пограничник» организма. (Кожа. Строение кожи и её роль в защите организма)

Проверочная работа № 1

1.18.1

1.18.2

1.18.3

1.10

1.10.1

1.10.3

4.


Как человек двигается (Опорно-двигательная система)

Общее представление о строении тела человека. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах

1.18.1

1.18.2

1.18.3

1.10

1.10.1

1.10.3

5.


МОДУЛЬ 2.

Место Калининградской области на карте страны. Государства, граничащие с Калининградской областью. Имя моей области. Имя моего города. Символы нашей области и города: герб, флаг, гимн.

Карта Калининградской области.

Символы нашего города и области: герб, флаг, гимн.



2.2.1

2.2.7

2.1

6.


Путешествие бутерброда

(Органы пищеварения)

Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника


1.18.1

1.18.2

1.18.3

1.10

1.10.1

1.10.3

7.


Как удаляются ненужные вещества

(Органы выделения)

Проверочная работа № 2

1.18.1

1.18.2

1.18.3

1.10

1.10.1

1.10.3

8.


Для чего и как мы дышим

(Органы дыхания)

Проверочная работа № 3

Общее представление о строении тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

1.18.1

1.18.2

1.18.3

1.10

1.10.1

1.10.3

9.


МОДУЛЬ 3.

Путешествуем по карте Калининградской области. Возникновение названий населенных пунктов. Возникновение названий улиц Калининграда. Коренные жители нашего края.

Возникновение названий населенных пунктов.

Духовно- нравственный компонент: формирование бережного отношения к истории края

2.2.7

2.1

10.


Волшебная восьмёрка (Органы кровообращения)

Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

1.18.1

1.18.2

1.18.3

1.10

1.10.1

1.10.3

11.


Что такое кровь

Проверочная работа № 4

Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела

1.18.1

1.18.2

1.18.3

1.10

1.10.1

1.10.3

12.


Почему наш организм работает слаженно

(Нервная система)

Общее представление о строении тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

1.18.1

1.18.2


1.10

1.10.1

1.10.3

13.


МОДУЛЬ 4.

Историческое время. «Лента времени» Калининградская область. История возникновения Янтарного края.

(XIII – XVII вв.)

Формирование представления об историческом времени. Работа со схемами и моделями

Знакомство с историей возникновения города Кенигсберга

2.2.7

2.1


14


Окна в окружающий мир

(Органы зрения)

Проверочная работа № 5

Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника.

1.18.1

1.18.2


1.10

1.10.1

1.10.3

15


Многогранный мир чувств

(Органы чувств)

1.18.1

1.18.2


1.10

1.10.1

1.10.3

16


Родители и дети

(Размножение – свойство живых организмов)

Проверочная работа № 6

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья


1.18.1

1.18.2

3.1.1


1.10

1.10.1

1.10.3

17.


МОДУЛЬ 5.

Историческое время. «Лента времени» Калининградская область. История Янтарного края.

(XVIII - XX вв.)

Формирование представления об историческом времени. Работа со схемами и моделями

Знакомство с историческими событиями Кенигсберга.

2.2.7

2.1

18.


Отчего мы иногда болеем

(Защитные силы организма)

Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать
(избегать) болезни

1.18.2

1.18.3

3.1.1

3.1.2

1.10

1.10.1

1.10.3

19.


Наши предки – древесные жители (Предки человека)

Проверочная работа № 7

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению

1.18.1

1.18.2


1.10

1.10.1

1.10.3

20.


На заре человечества (Появление человека разумного)

Проверочная работа № 8

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь – помощница общению

1.18.1

1.18.2


1.10

1.10.1

1.10.3

21.


МОДУЛЬ 6.

Историческое время. «Лента времени» Калининградская область. Восточно-Прусская операция.

История города в названиях улиц.

Формирование представления об историческом времени. Работа со схемами и моделями

Знакомство с героями ВОВ, именами которых названы улицы города Калининграда.

2.2.7

2.1

22.


Контрольная работа №1

Представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

1.18.1

1.18.2

1.18.3

3.1.1

3.1.2

1.10

1.10.1

1.10.3


Рукотворная природа (10 ч)

Духовно- нравственный компонент: воспитание патриотизма, любви к Родине

23.


Рукотворная жизнь (Выращивание культурных растений и домашних животных)

Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

1.12.1

1.12.4

1.12.5

1.12.6

1.8.1

1.8.2

24.


На службе у человека

(Сельское хозяйство)

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

1.12.1

1.12.4

1.12.5

1.12.6

1.8.1

1.8.2

25.


МОДУЛЬ 7.

Географическое положение Калининградской области. Рельеф. Природные ресурсы.

Формирование знаний о способах изображения местности. Чтение плана местности и его составление.

1.6.2

2.1

26.


Покорение силы (Изобретения человека)

Проверочная работа № 9

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы



27.


Как человек использует свойства воды.

Проверочная работа № 10

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе

1.9.1

1.9.2

1.9.3

1.9.2

28.


Как человек использует свойства воздуха

Проверочная работа № 11

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека

1.8.1

1.8.2

1.10

1.10.1

1.10.3

29.


МОДУЛЬ 8.

Полезные ископаемые Калининградской области.

Альтернативные источники энергии в Калининградской области

Какие бывают горючие полезные ископаемые, как они образовались. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой нефти.

Какие проблемы стоят перед человечеством в связи с интенсивной добычей полезных ископаемых.


1.10.1

2.1

30.


Горные породы и минералы

Проверочная работа № 12

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера)


1.10.1

2.1

31.


Металлы

Проверочная работа № 13

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

1.10.1

2.1

32.


Приручение огня

Проверочная работа № 14,15

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе



33.


МОДУЛЬ 9.

Растительность нашего края. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека.

Знакомство с разнообразием природного мира нашего края.

Выявление признаков растений, их приспособленности к условиям жизни в условиях Калининградской области


1.12.1

1.12.6

1.8.1

1.8.2

34.


Повторение.

Как нам жить?

(Экологическое хозяйство – будущее человечества)

Проверочная работа № 16, 17


Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от при-роды. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными)

1.17.2

1.9

1.9.1

1.9.2

35.


Контрольная работа №2

1.8

1.9

1.10

1.12


36.


Повторение

1.9.2

1.8.1

1.8.2

37.


МОДУЛЬ 10.

Животный мир нашего края. Разнообразие животных. Охрана и значение животных. Заповедники Калининградской области.

Знакомство с разнообразием природного мира нашего края.

Выявление признаков животных, их приспособленности к условиям жизни в условиях Калининградской области

1.14.1

1.14.7

1.8.1

1.8.2

Часть II. ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Человек и его внутренний мир (5 ч)

Духовно- нравственный компонент: развитие познавательного интереса к изучению природы своей Родины, чувство гордости за её природные богатства, бережного отношения к природным ресурсам; воспитание патриотизма, любви к Родине.

38.


Кого можно назвать человеком? (Отличие человека от живых существ)

Человек – член общества

2.1.1

2.4.1

39.


Посмотри в своё «зеркало» (Основные качества личности)


2.1.1

2.4.1

40.


Как понять, что творится у друга на душе? (Эмоции)




41.


МОДУЛЬ 11.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края: реки и озера. «Главная» река Калининграда. Значение Балтийского моря для жизни людей, проживающих в Калининградской области.

Почему "Преголя"? Подводные находки". Затопленный" город. Фауна: гигантские сомы и японские крабы.


1.7.2

2.1

42.


Переживания, испытанные временем (Чувства)




43.


Как узнать человека? (Характер)

Проверочная работа № 1


2.1.1

2.4.1

Человек в мире людей (6 ч)

Духовно-нравственный компонент: формирование внутренней установки на чуткое отношение к окружающим людям; осознание важности труда в жизни человека и на благо общества. формирование системы ценностей, уважительного отношения к людям труда, важность разных профессий формирование культуры общения.

44.


Что такое общество?

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения


2.1.1

2.4.1

45.


МОДУЛЬ 12.

Занятость населения области. Традиционные ремесла нашего края. Сельское хозяйство: что растет на полях, чем занимаются люди на селе. Промышленность. Труд людей нашего края: профессии и предприятия, на которых работают наши родители.

Первичные сведения о людях, работающих в нашем крае.

Духовно-нравственный компонент: формирование системы ценностей, уважительного отношения к людям труда, важность разных профессий


2.1.3

2.4.1

46.


Как жить в мире людей?

(Правила поведения людей в обществе)

Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

2.1.1

2.1.2

2.4.1

47.


Моё общество

(Круг общения и социальные группы)

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества.

Взаимоотношения человека с другими людьми.

2.1.2

2.4.1

48.


Права человека

2.1.2

2.4.1

49.


МОДУЛЬ 13.

Достопримечательности нашего края. Люди, прославившие наш край.

Достопримечательности, памятные места воинской славы на территории области; знаменитые люди Калининградской обдасти.

Духовно- нравственный компонент: формирование бережного отношения к истории края

2.1.3

2.4.1

2.1

50.


Контрольная работа №1 (3)

Учимся решать жизненные задачи

2.1.1

2.1.2

2.1.3

2.4.1

51.


Повторение



Человек и прошлое человечества (7 ч)

Духовно- нравственный компонент: воспитание патриотических чувств к своей Родине, интереса к её богатой событиями истории, понимание важности исторических знаний.

52.


Первобытный мир


2.3.1

2.2.3

2.2.4

2.3.1

53.


МОДУЛЬ 14.

Мы хотим Вам рассказать…

Проектная работа «Достопримечательности родного города».


Знакомство с историей родного края. Составление рекламного плаката «Родной край»

Духовно- нравственный компонент: формирование познавательного интереса и любви к малой Родине.



54.


Первобытный мир


2.3.1

2.3.2

2.3.3

2.2.3

55.


Древний мир


2.2.4

56.


Средние века


2.3.1

57.


Новое время



58.


Новейшее время



59.


Короли, президенты и граждане (Многообразие государств планеты)


2.3.5


60.


Повторение (резерв)

Проверочная работа № 2



2.3.1

2.3.2

2.3.3

2.3.5

2.2.3

2.2.4

2.3.1

Человек и многоликое человечество (3 ч)

Духовно-нравственный компонент: формирование представления о единстве государства, освоение духовных отечественных традициях, формирование внутренней установки на чуткое отношение к окружающим людям.

61.


Расы и народы

Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

2.3.5

2.3.1

62.


Кто во что верит (Религии мира. Свобода совести)

2.3.5

2.3.1

63


Пути духовных исканий

Проверочная работа № 3

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

2.3.5

2.3.1

Человек и единое человечество (4 ч)

Духовно-нравственный компонент: формирование представления о единстве государства, освоение духовных отечественных традициях, формирование внутренней установки на чуткое отношение к окружающим людям.

64.


Мировое сообщество государств

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей

2.3.5

2.3.1

65.


Что человечество ценит больше всего? (Моральные ценности человечества)

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Человек – создатель и носитель культуры

2.1.1

2.1.2

2.4.1

66.


Как нам жить? (Глобальные проблемы человечества)

Контрольная работа № 2 (4)

2.1.1

2.1.2

2.3.4

2.4.1

Повторение, резерв (2 ч)

67.


Повторение

Контрольная работа в формате ЕГЭ

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры

2.1

2.2

2.3


68.


РЕЗЕРВ

(ВПР)

Учимся решать жизненные задачи


ИТОГО: 68 часов, в т.ч. внутрипредметный модуль «Краеведение» - 20 % - (54 часа + 14 часов).


1 В соответствии со ст. 10.30 СанПина объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч. Домашнее задание планируется учителем на каждом уроке, исходя из степени усвоения программного материала учащимися, целей и типа урока.

2 Кодификаторы КЭС и КПУ, разработанные на основании методики оценивания по Фоминой Н.С. представлены в приложении к рабочим программам.

3 Планируемые результаты начального общего образования / (л.л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2011. – 120 с. (с. 70-72)


4 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. (с. 88-90)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!