Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей № 8 »
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 5-30-04
E-mail:school8zavuch@mail.
Принято Согласовано школьным заместителем директора методическим по УВР объединением «29» августа 2016 г. «_____ » ____________ 2016 г. Протокол № 1 | Утверждено. Приказ № от « » 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2016 / 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса, -
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Пляскина Инна Юрьевна,
высшая квалификационная категория, педстаж 29 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 8» г Назарово, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ «Лицей № 8» г Назарово, Программы курса «Окружающий мир» автор Н.Я. Дмитриева (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).
Цель курса: формирование целостной картины мира; осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Цель на 4 класс: создать условия для развития умения работать с текстами и информацией, для исследования связей между человеком и природой, между объектами природы, а также новых связей: человек – искусственная природа, искусственная природа – природа Земли.
Четвероклассники узнают, какой мир окружал человека в последние почти четыреста лет, как он приспосабливался к нему и как влиял на него. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Место учебного предмета в учебном плане.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе, принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.
Формы контроля – промежуточный (процессуальный мониторинг).
Количество (за год): проверочных работ – 4
контрольных работ – 2
практических работ – 5
работа над проектом – 2
экскурсий – 2
На реализацию программы по окружающему миру в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 4 классе 68 часов (34 недели по 2 часа в неделю).
Разделы | 1класс | 2класс | 3класс | 4класс | Итого |
Человек и природа | 34+3 | 44 | 39 | 33 | 150 +3 |
Человек и общество | 26+3 | 24 | 23+6 | 35 | 108 +9 |
Резерв | 6 | | 6 | | 12 |
Всего | 66 | 68 | 68 | 68 | 270 |
ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАССА
Личностные универсальные учебные действия
- проявляет устойчивый интерес к познанию окружающего мира;
- осознаёт ответственность человека за общее благополучие, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- ориентируется в поведении на принятые моральные нормы;
- выражает понимание ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- проявляет интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- сопереживает другим людям, понимая их чувства;
- выражает желание вести здоровый образ жизни.
Раздел | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные |
1. Человек и природа. 2. Человек и общество. | Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия – источник движения. Человек познает самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Рост и развитие человека. Ваша родословная. Тело человека: опорно-двигательная система. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа. Правила здорового образа жизни. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах. Горное дело: горные породы, и минералы, происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Полезные ископаемые родного края. Открытие новых земель. Природные зоны гор. Охрана природы. Заповедники. Нервная система и органы чувств. Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Колумбом. Кругосветное плавание Магеллана. Представление о странах мира, о разных народах, об их культуре и особенностях быта. Россия при Петре I. Становление Российской науки. Отечественная война 1812 года. План местности. События в России в начале XX века. Великая Отечественная война. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Наша Родина – Россия. Государственная символика России. Москва- столица России. Нравственные нормы жизни. Праздники в жизни общества. | 33ч 35ч | Описывает изученные объекты и явления живой и неживой природы Выделяет существенные признаки изучаемых объектов; Узнаёт наиболее распространенные лекарственные растения родного края; Проводит несложные наблюдения в окружающей среде. Ставит опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следуя инструкциям и правилам техники безопасности; Сравнивает изучаемые природные зоны России. Устанавливает связь между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством; Использует для проведения практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации; Готовит небольшие презентации по результатам предложенных исследований, наблюдений и опытов; Планирует учебные действия. Контролирует действия в процессе познания окружающего мира. Оценивает свои действия и результаты в соответствии с поставленной задачей. Различает полезные ископаемые; Понимает их значение в хозяйстве; Различает прошлое, настоящее, будущее; Соотносит изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; Находит место изученных событий на «ленте времени»; Узнаёт государственную символику Российской Федерации и своего региона; Описывает достопримечательности столицы и родного края. Находит на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город. Узнаёт выдающиеся памятники истории и культуры России; Перечисляет государственные праздники; Понимает ценность здоровья и здорового образа жизни. Называет правила безопасного поведения в природе. Ориентируется в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; Оценивает их возможное влияние на будущее. | Регулятивные универсальные учебные действия: Планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки. Осуществляет контроль учебной деятельности. Сохраняет учебную цель в ходе выполнения учебной задачи. Вносит необходимые дополнения и коррективы в учебное действие. Ставит самостоятельно учебные задачи. Определяет наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. Осознаёт способы действий, приведших к успеху или неуспеху Познавательные универсальные учебные действия: Осуществляет анализ и синтез с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществляет сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям. Осуществляет классификацию по заданным или самостоятельно выбранным критериям. Осуществляет обобщение. Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Строит простые умозаключения по аналогии. Строит простые рассуждения на основе подводящей информации. Подводит под понятие на основе распознавания объектов. Даёт определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений. Использует знаково-символические средства для создания моделей, изучаемых объектов или процессов для решения задач. Соотносит содержание текстовой информации к известным понятиям, представлениям, точкам зрения. Строит простые рассуждения на основе подводящей информации. Находит существенные связи между межпредметными понятиями. Оценивает информацию с точки зрения её целесообразности в решении поставленной задачи. Владеет поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; Коммуникативные универсальные учебные действия: Строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Формулирует точку зрения. Аргументирует свою точку зрения. Задает вопросы для получения необходимых сведений. Ориентируется на точку зрения других людей, отличную от собственной. Договаривается о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. Оценивает адекватно поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи. Оценивает адекватно собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи. |
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема |
1 | | Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. |
2 | | Первопроходцы в науке. Техника и человек. |
3 | | Трудный путь становления медицины. |
4 | | Клетка – основа строения и роста живых организмов. |
5 | | Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни (практическая работа) |
6 | | Лекарственные растения (практическая работа) |
7 | | Средневековье. |
8 | | Осанка человека. |
9 | | Скелет человека. |
10 | | Скелет человека (продолжение). Оказание первой помощи при травмах. |
11 | | Мышцы тела. |
12 | | Проверочная работа по теме «Организм человека» |
13 | | Начало Нового времени. Расширение знаний о Земле. |
14 | | Кругосветное путешествие Магеллана. |
15 | | Природа Нового света. |
16 | | Развитие науки. Устройство Вселенной. |
17 | | Законы природы. |
18 | | Открытие невидимого мира. |
19 | | Победа над эпидемиями. |
20 | | Правила здорового образа жизни (работа над проектом) |
21 | | Особенности кожного покрова. |
22-23 | | Россия при Петре I. Строительство Санкт-Петербурга. Пётр I: царь и человек. |
24 | | Становление российской науки. М.В. Ломоносов – великий русский учёный. |
25 | | Минералы. |
26 | | Кладовая недр Земли (практическая работа) |
27 | | Руды металлов и горючие полезные ископаемые. |
28 | | Добыча полезных ископаемых. |
29 | | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. |
30 | | Русское военное искусство. |
31 | | План местности (практическая работа). |
32 | | Северные земли России. |
33 | | Открытие Австралии. |
34 | | Открытие Антарктиды. |
35 | | Дальний Восток России. |
36 | | Природа гор. |
37 | | Проверочная работа по теме «Разнообразие природы Земли». Расы человека. |
38 | | Развитие науки и техники в XIX–XX веках. |
39 | | Новые знания о человеке. |
40 | | Нервная система. |
41 | | Кровь. |
42 | | Путь крови в организме. Проверочная работа «Нервная и кровеносная система организма человека» |
43 | | Россия в начале ХХ века. |
44-45 | | Великая Отечественная война. |
46 | | Подвиг российского народа в Великой Отечественной войне (экскурсия в краеведческий музей) |
47 . | | Беларусь. |
48 | | Великобритания. |
49 . | | Век научных открытий. |
50 | | Охрана природы. |
51 | | Органы дыхания человека. |
52 | | Растения – природные очистители воздуха. Комнатные растения (практическая работа) |
53 | | Сельское хозяйство. Животноводство. |
54 | | Сельское хозяйство. Растениеводство. |
55 | | Состав пищи. |
56 | | Органы пищеварения. |
57 | | Переработка пищи в организме. Правила здорового питания (работа над проектом) |
58 | | Сохранение здоровья – важнейшая задача для жизни человека. Проверочная работа по теме «Пищеварительная система человека» |
59 | | Человек и общество. |
60 | | Россия – наша Родина. |
61 | | Москва – столица России. |
62 | | Устройство государственной власти. Символы и праздники России. |
63 | | Родной край – часть России (экскурсия в краеведческий музей) |
64 | | Народы России, их культура и традиции (презентации детских работ) |
65 | | Человек в современных условиях. |
66 | | Всероссийская итоговая контрольная работа. |
67 | | Нравственные нормы жизни. |
68 | | Духовное богатство человека. |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Энциклопедии для детей.
2. Специфическое оборудование и технические средства обучения:
- медиауроки по УМК «Кирилл и Мефодий»
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека;
- набор с полезными ископаемыми;
- физический глобус Земли, компасы;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон», «Политическая карта мира», «Красноярский край»;
- рисунки, слайдовые презентации по темам предмета, видеофильмы;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор.
7