Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС НОО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10 2009г. № 373);
- Основная образовательная программа начального общего образования средней школы №12 (Утверждена приказом директора от 30.08.2011 №134/4);
- Учебный план средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 29.08.2014 № 142/2);
- Календарный учебный график средней школы №12 (Утверждён приказом директора от 22.08.2014 № 140/1);
- Примерная программа по окружающему миру (Примерные программы начального общего образования, М.: Просвещение, 2010)
Учебно-методический комплект по окружающему миру для 2 класса позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом в области окружающего мира.
Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного измерения, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.
Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и информацией – с другой.
Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика учебного предмета отражена в ООП НОО средней школы № 12.
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 ч х 34 нед. = 68 ч, из них 2 часа – резерв). В рабочей программе сохранен порядок изучения тем. Так как авторская программа рассчитана на 60 ч + 6 ч резервного времени, в рабочей программе (в тематическом планировании) указаны темы, к которым добавлены часы. Из темы «Осадки» убавлено 2 часа, т.к. и в теме «Нагревание и охлаждение тел», и в теме «Облачность» об осадках тоже говорится.
В рабочей программе представлены практические работы (23), проверочные (3) и контрольные(3) работы. Экскурсии, предложенные в рабочей программе, проводятся во внеурочное время, поэтому в поурочном планировании они не отражены. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в форме контрольной работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета отражены в ООП НОО средней школы №12.
Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий осуществляется с помощью УМК Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова «Учимся учиться и действовать» 2класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
Содержание учебного предмета во 2 классе отражено в поурочном планировании.
Обязательный минимум содержания образования (прямой шрифт) - это тот уровень, который является основой для перевода в последующую ступень обучения. Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего кругозора учеников.
Курсивом в тематическом и поурочном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих второй класс (ученик получит возможность научиться).
Полужирным шрифтом выделен материал регионального компонента.
В поурочное планирование включены темы по основам безопасности жизнедеятельности (5 часов).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса и обеспечивает реализацию учебной программы.
В поурочном планировании отражена «Программа формирования ИКТ – компетентности младших школьников». В процессе изучения данного предмета реализуется «Программа формирования экологической культуры, культуры здоровья и безопасного образа жизни». В поурочном планировании отражена «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования».
№ и название раздела | Тема | Всего часов | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. Процессы и их условия. |
1.Тела и процессы. Явления природы. 2 ч 2. Вещество (материал). 3 ч 3. Трудовые процессы в быту. 2+1 ч 4.Условия процессов. 4+1 ч 5. Процесс и условия горения. 1+1 6.Условия скольжения. 3+1 ч 7. Условия, необходимые для жизни растений. 3 ч 8. Правила работы в группе. 1 ч | 23 ч | - осознание себя учеником школы, выражающееся в интересе к ее устройству, правилам и нормам поведения, другим ученикам и работникам школы желании участвовать в общих делах и событиях; - осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь; знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе; умение работать в паре с более старшим учеником и сверстником; Умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада; умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии; - установка на безопасный образ жизни (следование правил техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правил дорожного движения; знание правил действий при пожаре). | - осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, читая справочную литературу); работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем; - составлять рисуночный (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос); - представить результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая несложные информационные тексты по готовому плану. | - представление о познаваемости окружающего мира научными методами – наблюдение; - различение и описание свойств материалов и определение применимости материалов для решения разных задач. |
2. Эксперимент. |
9. Эксперимент. 10+1 ч | 11 ч | - осознание себя учеником школы, выражающееся в интересе к ее устройству, правилам и нормам поведения, другим ученикам и работникам школы желании участвовать в общих делах и событиях; - осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь; знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе; умение работать в паре с более старшим учеником и сверстником; Умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада; умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии; - установка на безопасный образ жизни (следование правил техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правил дорожного движения; знание правил действий при пожаре). | - умение вместе другими учениками составить план эксперимента и под руководством учителя провести несложный опыт; - осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, читая справочную литературу, проводя эксперименты); работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем; - составлять рисуночный (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос); - представить результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая несложные информационные тексты по готовому плану. | - представление о познаваемости окружающего мира научными методами – наблюдение, эксперимент; - опыт применения экспериментирования для получения ответов на вопросы об окружающем мире. |
3. Измерения. |
10. Измерения. 2 ч 11. Ветер. 4 ч 12. Нагревание и охлаждение тел. 5 ч 13. Осадки. 4-2 ч 14. Облачность. 2 ч 15. Время и его измерение.7+2 ч. 16. Время и работа людей. 6+2 ч | 32 ч | - осознание себя учеником школы, выражающееся в интересе к ее устройству, правилам и нормам поведения, другим ученикам и работникам школы желании участвовать в общих делах и событиях; - осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь; знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе; умение работать в паре с более старшим учеником и сверстником; Умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада; умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии; - установка на безопасный образ жизни (следование правил техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правил дорожного движения; знание правил действий при пожаре); - опыт планирования режима дня, составление других планов действий (в рамках заботы о членах семьи, трудовых дел). | - вместе с другими учениками предложить способы проведения измерений для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных приборов; - осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, читая справочную литературу, проводя эксперименты); работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем; - составлять рисуночный (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос); - представить результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая несложные информационные тексты по готовому плану. | - представление о познаваемости окружающего мира научными методами – наблюдение, эксперимент, измерение; - освоение средств и способов прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов (пространственных характеристик, массы, времени, твердости минерала, направления и силы ветра, количества и интенсивности осадков, облачности, температуры воздуха и тела и пр.); - опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач (определение момента события и длительности процесса, параметров объекта, выбор объекта с заданными характеристиками и пр.). |
Резерв | | 2 ч | | | |
№ п/п | Тема урока | ИКТ | Оборудование | Формируемые понятия | Универсальные учебные действия |
Раздел I. Процессы и их условия. |
1. | Стартовая работа. | | | | |
2. | Анализ стартовой работы. Повторение: процессы в природе (схема процесса). | | | | Способность анализировать. Проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку. Осуществлять наблюдение объекта. Формирование действия контрольно-оценочной самостоятельности. Умение работать с письменным текстом. Умение работать в группе. Умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников. Анализ технологических рецептов. |
3. | Знакомство с некоторыми материалами и веществами. Исследование их свойств и превращений. | 1. Назначение ПК. Техника безопасности при работе с ПК | | Тело, вещество, явления. |
4. | Сравнение материалов по свойствам. | | | |
5. | Сравнение материалов по свойствам. Практическая работа №1 «Что из чего сделано?» | | | |
6. | Обнаружение условий процессов, как определяющих их направление и результат. Существенные и несущественные условия. | | Картошка (сырая, очищенная, жареная, вареная) | Процесс, условия процесса. |
7. | Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами. Практическая работа №2 «Составление схемы процессов». | | | |
8. | Обнаружение условий процессов, как определяющих их направление и результат. Существенные и несущественные условия. Практическая работа №3 «Поиск условий работы верёвочного телефона». | 2. Знакомство с видеокамерой (Назначение устройства, включение и выключение) | Стаканчики из-под йогурта (по 1 на ребенка), крепкие нитки | Существенные и несущественные условия. |
9. | Условия превращений воды. Состояния воды (агрегатные состояния воды). Превращения воды. Практическая работа №4 «Замораживание воды и таяние льда». | | Кусок льда или снега из холодильника, мисочки (на группу) | Агрегатные состояния. | Составление и чтение схем. Работа с информационным текстом: интерпретация, озаглавливание, поиск значения незнакомых слов. Составление текста-описания практической работы по плану. |
10. | Условия превращений воды. Состояния воды (агрегатные состояния воды). Превращения воды. Работа с текстами. ОБЖ «Наше озеро, река, пруд. Меры безопасности в осеннее и зимнее время». | | | |
11. | Круговорот воды в природе. | | | Круговорот воды в природе. |
12. | Условия превращений воды. Состояния воды (агрегатные состояния воды). Превращения воды. Практическая работа №5 «Вода и пар». | | | Свойства воды. |
13. | Вода и растворы. | | | |
14. | Процесс и условия горения. ОБЖ «Взаимодействие человека с окружающей средой. Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни?». | 3. Возможности работы с видеокамерой (Понятие видеоинформации. Выбор вида для съемки, съемка, возможные варианты объектов съемки) | Свечка, банка, зажигалка | |
15. | Проверочная работа № 1 «Тела и вещества. Агрегатное состояние воды». Анализ работы. ОБЖ «Пожар в лесу. Водная переправа. Умей ориентироваться». | | | |
16. | Условия прочности конструкций. Практическая работа №6 «Условия прочности сооружений. Построение рядов конструкций по прочности». | 4. Извлечение информации записанной с помощью видеокамеры | Бумага для складывания. | Прочность. |
17. | Условия скольжения. Практическая работа №7 «Фигуры высшего пилотажа». | | Бумага для складывания. | |
18. | Условия скольжения. Практическая работа №8«Условия дальнего полёта фантика». | | Фантики из-под конфет. | |
19. | Условия скольжения. Трение и скольжение. Практическая работа №9 «Монетка и ластик». | | Ластики, монетки. | Эксперимент, гипотеза, план опыта, предсказание. |
20. | Условия, необходимые для жизни растений и животных. | | | | Работа со схемой: чтение и составление схем. Работа с информационными источниками. |
21. | Условия, необходимые для жизни растений и животных (бактерий). | | | |
22. | Условия роста и развития человека. | 5. Перенос и прямой ввод информации в ПК с видеокамеры | | |
23. | Правила работы в группе. | | | |
Раздел II. Эксперимент. |
24. | Открытие экспериментирования. Предсказатели погоды. | | | | Осуществлять наблюдение объекта, описание наблюдаемого объекта. Анализ. Умение фиксировать результаты наблюдения. Умение работать с зафиксированной схемой действий. Планирование опытов. Описание результатов. Извлечение выводов из опытов. Составление текста-описания экспериментов. Работа с информационным текстом: озаглавливание, разбиение на смысловые части, восстановление значения слов по контексту, вычитывание информации. Выполнение технического рисунка. |
25. | Эксперимент с шишками. Анализ схемы эксперимента. Проверка заложенных опытов. Практическая работа №10 «Как заставить шишку закрыться?». | | Шишки (сосновые или еловые) по 2 на группу. | |
26. | Сезонные изменения в жизни животных и растений. Планирование опыта с зайцами. | | Цветные карандаши. | |
27. | Сезонные изменения в жизни животных и растений. Работа с текстами. | | | |
28. | Комнатные растения. Части цветкового растения (повторение). Опыты с комнатными растениями. | 6. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи (Видеосъемка сюжета загадки) | Комнатные растения (желательно: традесканция, филлокактус и хлорофитум). | |
29. | Контрольная работа за 1 п/г | | | |
30. | Анализ контрольной работы. Замечательные умения животных. Животные и их способности. | | | |
31. | Насекомые и опыты с ними. Пчёлы, осы. Профилактика и первая помощь при укусах пчёл и ос. | | | |
32. | Летучие мыши – звери с удивительным слухом. Опыты с летучими мышами. | | | |
33. | Насекомые и опыты с ними. Бабочки. | | | |
34. | Эксперимент и наблюдение. Подведение итогов. Проверочная работа №2 «Эксперимент. Результаты опыта» и её анализ. | | | |
Раздел III. Измерения. |
35. | Проблема измерения. Практическая работа №11 «Зрительные иллюзии». | 7. Перемещение папок. Работа со внешними накопителями. | Ваза, линейки. | Восприятие. | Осуществлять наблюдение объекта. Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. Умение выдвигать гипотезу, находить доказательства и опровержения. Умение составлять схему, модель. Работа над формированием действия контроля и оценки. Планирование опытов. Работа с информационным текстом: озаглавливание, обнаружение главной мысли. Работа с информационным текстом: составление плана, пересказ прочитанного. Изготовление макета. |
36. | Стандартные единицы измерения. Точность измерения. Практическая работа №12 «Измерение длины». | | | Измерение, единицы измерения. Точность измерения. |
37. | Сила ветра. Открытие способа измерения условно измеряемых признаков. | | | |
38. | Сила ветра. Практическая работа №13 «Измерение силы ветра с помощью шкалы Бофорта». | 8. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи (Видеосъемка сюжета пословицы) | Приспособления для пускания мыльных пузырей, ленточки, палочки, змейки. | Измерительный прибор. Шкала оценки силы ветра. |
39. | Воздух и его свойства. Практическая работа №14 «Свойства воздуха». | | Картонная коробка, большой мяч, тарелка, бублик. | Свойства воздуха. |
40. | Воздух и его свойства. Практическая работа №15 «Исследование тёплого и холодного потоков воздуха». | | | Весы. |
41. | Нагревание и охлаждение. Термоскоп. | | | |
42. | Нагревание и охлаждение. Практическая работа №16 «Устройство термометра». | | Монета, дощечка, гвозди, молоток. Бутылки, воздушные шарики, миски со снегом (по числу групп), кипятильник или чайник. Термометры из кабинета физики (от минусовой температуры до температуры более 100 градусов) с заклеенными шкалами; медицинские термометры. | Термометр. |
43. | Нагревание и охлаждение. Практическая работа №17 «Температурные шкалы. Работа со шкалой Цельсия и Фаренгейта». | | |
44. | Нагревание и охлаждение. Практическая работа №18 «Измерение температуры воздуха и тела человека». | | |
45. | Нагревание и охлаждение. Измерительные приборы. Составление инструкции по работе с измерительными приборами. | | | |
46. | Виды осадков. Практическая работа №19 «Измерение интенсивности дождя». | | Пластиковые бутылки с дырочками, тазик с водой, разнообразные банки. | |
47. | Виды осадков. Измерение общего количества осадков. | 9. Видеофиксация для решения учебной и творческой задачи (Видеосъемка сюжета рассказа) | | Осадкомер. |
48. | Виды облаков. Измерение облачности. ОБЖ «Экстремальная ситуация для человека в природной среде – что это? (жара, холод, ветер, снег, дождь). | | | |
49. | Виды облаков. Измерение влажности воздуха. | | | Гигрометр. |
50. | Сезонные изменения в природе. Время как течение процессов. | 10. Первоначальный опыт работы с видеофрагментами (Один учащийся выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры, остальные осуществляют действие в кадре, переставляя героев в декорации в соответствии с задуманным сюжетом) | | |
51. | Сезонные изменения в природе. Явления природы. | 11. Первоначальный опыт работы с видеофрагментами (Один учащийся выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры, остальные осуществляют действие в кадре, переставляя героев в декорации в соответствии с задуманным сюжетом) | | |
52. | Измерение времени. Нециклические и циклические процессы. | | Шашечная доска – одна на парту. | Циклические и нециклические процессы. |
53. | Измерение времени. Часы – прибор для измерения времени. Практическая работа №20 «Конструирование часов». | | Картон, ножницы, коробки из-под молока, палочки, свечки. | Единицы измерения времени |
54. | Измерение времени. Быстрые и медленные процессы. | | | |
55. | Измерение времени. Меры времени. | | | |
56. | Механические часы с циферблатом. Практическая работа №21 «Определение времени по часам». | | Макет стрелочных часов. | |
57. | Проверочная работа № 3 «Измерения» и ее анализ. | | | |
58. | Промежуточная аттестация в форме контрольной работы. | | | |
59. | Анализ контрольной работы. Время и работа людей. Весенние посадки. Семена и плоды. | | | Плоды, семена. |
60. | Семена и плоды. Зачем нужны плоды. Способы распространения семян. | | | Распространение семян. | Умение работать с реальными объектами. Умение задавать уточняющие вопросы. Гипотеза. Доказательство и опровержение. Осуществление действий самоконтроля и самооценки. |
61. | Размножение растений семенами. | 12. Планирование и осуществление несложных наблюдений с помощью ИКТ (Изучение свойств воды через анализ наличия у нее тех или иных свойств присущих веществам) | | |
62. | Однолетние, двулетние, многолетние растения. ОБЖ «Съедобные и несъедобные грибы, плоды, ягоды». | | | |
63. | Условия развития растений. | 13. Создание и редактирование электронного глоссария | | Фотосинтез. |
64. | Условия развития растений. Прорастание и развитие растений в разных условиях. | | | |
65. | Уклад семьи и распорядок дня. Практическая работа №22 «Составление режима дня». | | | Распорядок дня. |
66. | Время и жизнь людей. Практическая работа №23 «Календарные и семейные праздники». | 14. Фиксация информации средствами ИКТ (Согласны ли вы с высказыванием «Книги — мои друзья») | | Родословная. |
67-68. | Резерв. | | | | |