Рабочая программа для учащихся 4 «Г» класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Перспектива», требованиями основной образовательной программы начального общего образования и ориентирована на следующие нормативные документы и методические рекомендации:
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомиться с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
-уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
-понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
-модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, из расчета 2 часа в неделю, 70 часов в год (35 учебных недель).
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Результатами освоения программы «Окружающий мир» (человек, природа, общество) являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотива учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-уважительное отношение к России. Родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.
Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.
Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
1.Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы/ Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2011.
2.Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ сост. Л.Ф. Климанова (и др.); под ред. Л.Ф. Климановой.– М.: Просвещение, 2014
1. Официальный сайт УМК «Перспектива». - Режим доступа: http://www.prosw.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_nо=12371
2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http:// festival.1september.ru
3. Мультипортал. - Режим доступа: www.km.ru/education
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Проектор.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Вид деятельности учащегося | Формы и методы контроля | Дата план | Дата факт |
предметные | метапредметные | личностные | | | | |
Раздел 1. Мы — граждане единого Отечества (12 ч) |
1 | Общество — это мы! | 1 | Научиться рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества / сообщества | Познавательные: определять вид общества, обосновывать условия принадлежности человека к определенному обществу/сообществу. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; формулировать высказывание, используя термины. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, осознавать границы собственных знаний и умений | Формирование умения выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять интерес к изучению темы, желание больше узнать | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): вступление в учебный диалог. | Работа в парах | | |
2 | Российский народ. Проект «Мой проект на благо России» | 1 | Научиться составлять рассказ об общности народов России | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, отмечать показатели всенародного единства и обосновывать свое чтение. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, фиксировать в конце урока удовлетворенность / неудовлетворенность своей работой на уроке | Воспитание уважительного отношения к государственной символике, к историческому прошлому страны | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Работа в группе по созданию проекта «Мой проект на благо России» | | |
3 | Конституция России. | 1 | Научиться рассказывать о правах и обязанностях граждан России | Познавательные: определять права и обязанности гражданина России и обосновывать свое мнение, находить соответствие статей Конституции РФ старинным нравственным правилам отечественной культуры. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению. Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | Формирование умения выражать положительное отношение к процессу познания; воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе — чтение и обсуждение статьи Конституции РФ | | |
4 | Права ребенка. Тест по теме «Права гражданина». | 1 | Научиться рассказывать о расширении прав и обязанностей ребенка по мере взросления | Познавательные: находить соответствие принципа о правах ребенка со статьей Конституции РФ и обосновывать свое мнение; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Регулятивные: действовать по плану, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | Воспитание уважительного отношения к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ; формирование желания проявлять интерес к изучению законов РФ, прав ребенка | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Самостоятельная работа. Работа в паре. | | |
5 | Государственное устройство России. Проект «Если бы меня выбрали Президентом России» | 1 | Научиться рассказывать об особенностях государственного устройства России | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; раскрывать значение понятий «государство», «федерация», «республика». Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы; формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в парах. | | |
6 | Российский союз равных. Проект «Путешествие в...» | 1 | Научиться рассказывать о субъектах РФ | Познавательные: определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать свое мнение; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | Формирование желания проявлять интерес к познанию мира, воспитание уважительного отношения к государственному устройству Российской Федерации | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работ в группе, в паре. | | |
7 | Государственная граница России | 1 | Научиться определять по карте государственную границу России | Познавательные: определять государственную границу на суше, на море, в воздушном пространстве и обосновывать свое мнение; извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Воспитание добрососедского и уважительного отношения к многообразию культуры соседних государств | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работ в группе, в паре. | | |
8 | Путешествие за границу России | 1 | Научиться составлять памятку о правилах пересечения государственной границы России | Познавательные: определять условия пересечения государственной границы России и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы | Воспитание добрососедского и уважительного отношения к многообразию культуры соседних государств | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в группе. | | |
9 | Сокровища России и их хранители | 1 | Научиться рассказывать о происхождении названий природных объектов | Познавате.1ъные: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить, определять объекты всемирного природного наследия и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов; формирование умения соотносить личные интересы с интересами окружающих, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе. | | |
10 | Творческий союз | 1 | Научиться рассказывать о выдающихся деятелях культуры, уроженцах родного края | Познавательные: осознавать познавательную задачу; находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Регулятивные: осознавать границы собственных знаний и умений, выполнять учебное действие с взаимопроверкой | Формирование желания проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения, умения выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе. | | |
11 | За страницами учебника. Оформление «Альбома путешествий». | 1 | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; применять полученные знания в измененных условиях; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий. Регулятивные: действовать по плану, вносить необходимые коррективы | Формирование умения понимать собственные достижения при освоении темы, осознавать смысл приобретаемых умений, понимать, где еще могут пригодиться данные умения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в группе. | | |
12 | Контрольная работа «Мы - граждане единого Отечества». | 1 | Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий; анализировать собственную работу: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; формирование умения осознавать свои трудности, стремления к их преодолению | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции | Контроль знаний. | | |
Раздел 2. По родным просторам (20 ч) |
13 | Карта — наш экскурсовод | 1 | Научиться определять и показывать природные объекты на физической карте России | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Работа в паре, в группе. | | |
14 | По равнинам и горам | 1 | Научиться рассказывать по карте о поверхности России | Познавательные: определять особенности изображения природных объектов на физической карте России, различия физической и контурной карт, особенности форм земной поверхности России; обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога, приходить к общему решению. Регулятивные: делать взаимопроверку при выполнении учебного задания; уметь организовывать свою деятельность | Формирование желания проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны, осознание значимости средств познания окружающего мира. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
15 | В поисках подземных кладовых Практическая работа «Изучение полезных ископаемых». Полезные ископаемые Татарстана | 1 | Научиться рассказывать о значении природных богатств в жизни людей | Познавате.гьные: раскрывать значение понятий «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы»; определять полезные ископаемые по их описанию и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-по- знавательных задач. Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, адекватно оценивать свои достижения | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, к изучению полезных ископаемых разных регионов России, проявлять бережное отношение к природным ресурсам. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе. Практическая работа. | | |
16 | Наши реки | 1 | Научиться определять протяженность реки и показывать ее на физической карте России | Познавательные: определять водное пространство, значение водоема в жизни людей, части реки, классифицировать реки по протяженности и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регу.гятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом, адекватно воспринимать оценку учителя | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, воспитание бережного отношения к окружающей природе, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе. | | |
17 | Озера - краса Земли Водоёмы Татарстана | 1 | Научиться показывать озера на карте | Познавательные: определять значение водоема в жизни людей, сравнивать глубину озер и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование желания проявлять интерес к изучению водных ресурсов России, воспитание бережного отношения к водным богатствам страны, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в паре, в группе. | | |
18 | По морским просторам. Тест «Наши реки, озера, моря» | 1 | Научиться рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей | Познавательные: определять связь моря с океаном и обосновывать свое мнение; делать выводы, обобщения. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-по- знавательных задач. Регулятивные: выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания, проявлять готовность к преодолению трудностей | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, познавать мир; воспитание бережного отношения к водным богатствам страны, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Самостоятельная работа. Работа в паре. | | |
19 | С севера на юг | 1 | Научиться определять местоположение природных зон на карте | Познавательные: раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», определять природные зоны России и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; формулировать высказывание, используя термины. Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, к многообразию природных зон России: воспитание бережного отношения к природе | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
20 | В ледяной пустыне | 1 | Научиться находить и показывать на карте зону арктических пустынь | Познавательные: определять особенности природных зон Арктики и обосновывать свое мнение, делать выводы. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. Регулятивные: принимать, сохранять цели урока и следовать им в учебной деятельности; выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания , | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, воспитание бережного отношения к природным богатствам | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Беседа по вопросам | | |
21 | В холодной тундре | 1 | Научиться находить и показывать на карте зону тундры | Познавательные: находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, воспитание бережного отношения к природным богатствам | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
22 | Среди лесов | 1 | Научиться находить и показывать на карте лесную зону | Познавательные: раскрывать значение понятий лес». ''Лиственный лес», «хвойный лес . -тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес» и использовать их в активном словаре; выполнять учеб- но-познавательные действия. Коммуникативные: учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; договариваться. находить общее решение, работая в парах и малых группах. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебное действие с взаимопроверкой | Формирование желания проявлять интерес к природному многообразию России, воспитание бережного отношения к растительному и животному миру леса | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
23 | В широкой степи | 1 | Научиться находить и показывать на карте зону степей | Познавательные: определять климатические особенности природных зон степей, приспособленность растений и животных к природным условиям зоны степей и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению, строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую по-мощь. адекватно воспринимать опенку учителя | Формирование желания проявлять интерес к природным зонам России, воспитание бережного отношения к природе | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в парах | | |
24 | В жаркой пустыне | 1 | Научиться находить и показывать на карте пустыню | Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; определять зависимость природы зоны пустынь от распределения влаги, тепла и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: участвовать в коллективно.': обсуждении проблем, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудни- честву в рамках учебного диалога. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи. выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания | Формирование желания познавать мир, осознание значимости средств познания окружающего мира, воспитание бережного отношения к окружающему миру | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
25 | У теплого моря | 1 | Научиться рассказывать о растительном и животном мире субтропиков России, сравнивать природу зоны пустынь и субтропиков | Познавательные: определять зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь | Формирование желания проявлять интерес к природным зонам России, воспитание бережного отношения к природе | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в паре, в группе. | | |
26 | Мы - дети родной земли | 1 | Научиться рассказывать о самобытной культуре народов России | Познавательные: определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы | Формирование желания познавать мир, интересоваться хозяйственной жизнью народов России, воспитание бережного отношения к природе | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
27 | В содружестве с природой | 1 | Научиться рассказывать об основных занятиях и обычаях кочевого и оседлого образа жизни | Познавательные: определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания, определять главное занятие народов Сибири и обосновывать свое мнение; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины; адекватно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, воспитание бережного отношения к окружающей природе | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
28 | Как сберечь природу России | 1 | Научиться рассказывать об экологических проблемах в разных природных зонах России | Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: принимать, сохранять цели урока и следовать им в учебной деятельности; выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания | Формирование желания больше узнавать об окружающем мире, воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в паре | | |
29 | По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего региона» | 1 | Научиться рассказывать о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах | Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; раскрывать значение понятий «Красная книга России», «заказник», «промысел» и использовать их в активном словаре. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | Формирование желания проявлять интерес к природоохранной деятельности, воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе | | |
30 | Обобщающий урок по разделу «По родным просторам». Контрольная работа | 1 | Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; осознание своих трудностей и стремление к их преодолению | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции | Контроль знаний. | | |
31 | По заповедникам и национальным паркам | 1 | Научиться рассказывать о заповедниках и природных национальных парках России | Познавательные: раскрывать значение понятий «заповедник», «природный национальный парк» и использовать их в активном словаре; определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Регулятивные: действовать по плану, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь | Формирование желания познавать мир, воспитание бережного отношения к окружающей природе, уважительного отношения к культурному наследию своего края | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Сообщения учащихся | | |
32 | За страницами учебника. Проект «Чудесное путешествие по России» | 1 | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, применять полученные знания в измененных условиях; делать выводы, обобщения. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | Формирование целостного взгляда на мир, чувства прекрасного и эстетических чувств; осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в группе | | |
Раздел 3. Путешествие по Реке времени (27 ч) |
33 | В путь по Реке времени. Проект «Календарь памятных дат» | 1 | Научиться определять на схеме «Река времени» даты жизни людей и некоторые исторические события | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы, добывать новые знания. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Работа в группе | | |
34 | Путешествуем с археологами. Практическая работа «Археологические находки» | 1 | Научиться рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке | Познавательные: раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре; выполнять учебно-познавательные действия. Коммуникативные: аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, воспитание уважительного отношения к многообразию культур народов России | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в парах, практическая работа. | | |
35 | По страницам летописи | 1 | Научиться показывать на исторической карте места обитания разных племен | Познавательные: осознавать познавательную задачу; находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в парах | | |
36 | Истоки Древней Руси | 1 | Научиться рассказывать о роли Великого Новгорода в истории Древней Руси | Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, рабочей тетради; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; формулировать высказывание, используя термины. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебное действие с взаимопроверкой | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
37 | Мудрый выбор | 1 | Научиться обозначать дату (век) Крещения Руси на схеме «Река времени» | Познавательные: определять причины явлений, событий; понимать информацию. представленную в изобразительной, схематичной форме, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, проявлять готовность к преодолению трудностей, осуществлять взаимопроверку при выполнении учебного задания | Формирование умения выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Групповая работа | | |
38 | Наследница Киевской Руси | 1 | Научиться объяснять важность преемственности в государственных поступках древнерусских князей | Познавательные: осознавать познавательную задачу; находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, целостного взгляда на окружающий мир | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Групповая работа | | |
39 | Москва — преемница Владимира | 1 | Научиться рассказывать о Куликовской битве | Познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, к изучению темы, желания больше узнать | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
40 | Начало Московского царства | 1 | Научиться составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси | Познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. Регулятивные: планировать свою деятельность, действовать по плану, выполнять задание в соответствии с целью | Формирование желания больше узнать, проявлять внимание, удивление; воспитание уважительного отношения к культурному многообразию человечества | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
41 | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | Научиться рассказывать об основании сибирских городов | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
42 | На пути к единству | 1 | Научиться рассказывать о событиях смутного времени в жизни страны | Познавательные: выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диатога. Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | Формирование желания больше узнавать об окружающем мире, умения соотносить личные интересы с интересами окружающих, воспитание чувства гордости за свой народ | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
43 | Начало Российской империи | 1 | Научиться рассказывать о Петре I | Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе, в паре | | |
44 | «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» | 1 | Научиться рассказывать о деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова | Познавательные: понимать учебную задачу, предъявляемую для групповой работы; составлять алгоритм решения этой задачи. Коммуникативные: уметь договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебное действие с взаимопроверкой | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Устный опрос, работа в группе. | | |
45 | Отечественная война 1812 года | 1 | Научиться рассказывать о М.И. Кутузове | Познавательные: читать, извлекая нужную информацию; выявлять известное и неизвестное, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, умения ценить и понимать базовые понятия, такие, как «мир», «Родина» | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе, в паре. | | |
46 | Великий путь. Проект «Моя семья в истории России» | 1 | Научиться рассказывать о строительстве первых железных дорог в России | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, проявлять способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, формирование чувства сопричастности своей семьи к историческим событиям России, воспитание уважительного отношения к истории своего края | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе. | | |
47 | Повторение. Тест по теме «Российская империя» | 1 | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать; сотрудничать с товарищами в рамках учебного диалога. Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь | Формирование понимания собственных достижений при освоении темы; осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Самостоятельная работа | | |
48 | Золотой век театра и музыки | 1 | Научиться рассказывать о роли театра и музыки в России в XIX — начале XX века | Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию; строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование желания больше узнавать об окружающем мире, воспитание уважительного отношения к истории своего края, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе | | |
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы | 1 | Научиться рассказывать об особой роли живописи и литературы в русской жизни | Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебное действие с взаимопроверкой | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, воспитание уважительного отношения к истории своего края, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Устный опрос, работа в группе. | | |
50 | В поисках справедливости | 1 | Научиться рассказывать о событиях начала XX века в России | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; формулировать высказывание, используя термины. Регулятивные: выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | Воспитание уважительного отношения к истории своего края, формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе, в паре. | | |
51 | Век бед и побед | 1 | Научиться рассказывать о развитии науки и техники в России в начале XX века | Познавательные: определять причины явлений, событий; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Формирование умения выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознание сопричастности своей семьи к историческим событиям России | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре | | |
52 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | Научиться характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны | Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению. Регулятивные: оценивать правильность выполнения учебного задания, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Воспитание чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание сопричастности своей семьи к историческим событиям России | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, устный опрос | | |
53 | Трудовой фронт России | 1 | Научиться рассказывать о подвигах советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны | Познавательные: осознавать познавательную задачу; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, воспитание чувства гордости за свою Родину, народ и историю; осознание сопричастности своей семьи к историческим событиям России | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе, в паре. | | |
54 | «Нет в России семьи такой...» | 1 | Научиться рассказывать о героях Великой Отечественной войны | Познавателъные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответ-ствии с поставленными задачами. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебное действие с взаимопроверкой | Воспитание чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание сопричастности своей семьи к историческим событиям России, воспитание уважительного отношения к истории своего края, заботливого отношения к людям старшего поколения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности | Работа в группе. | | |
55 | После Великой войны | 1 | Научиться рассказывать о событиях страны в первые послевоенные годы | Познавательные: находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, слушать других. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, фиксировать в конце урока удовлетворенность / неудовлетворенность своей работой на уроке | Формирование желания больше узнать, проявлять внимание, удивление, интерес к познанию окружающего мира; воспитание уважительного и заботливого отношения к людям старшего поколения, к истории своего края | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе, в паре. | | |
56 | Достижения 1950- 1970-х годов | 1 | Научиться рассказывать о достижениях СССР в науке, спорте, космонавтике | Познавательные: осознавать познавательную задачу; извлекать информацию, представленную в разных формах; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь | Формирование желания проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу познания, к истории своего края | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в группе, в паре. | | |
57 | Повторение. Тест на тему «История России» | 1 | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать, конструктивно взаимодействовать с партнером при проверке учебного задания. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Формирование способности понимать собственные достижения при освоении темы, осознание своих трудностей, стремление к их преодолению | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности | Самостоятельная работа | | |
58 | За страницами учебника. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» | 1 | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, применять полученные знания в измененных условиях; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос, аргументировать. Регу.гятивные: анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Формирование способности понимать собственные достижения при освоении темы; осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности | Устный опрос, работа в группе, в паре. | | |
59 | Контрольная работа по разделу «Путешествие по Реке времени». | 1 | Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; осознание своих трудностей, стремление к их преодолению | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий | Контроль знаний | | |
Раздел 4. Мы строим будущее России (11 ч) | | | Раздел 4. Мы строим будущее России (11 ч) |
60 | Современная Россия | 1 | Научиться рассказывать о том, как сочетаются приметы старого и нового в современной жизни | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы, добывать новые знания. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других. Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов | Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.) | Работа в группе. | | |
61 | Здоровье России | 1 | Научиться рассказывать о положительном опыте Белгородской области в развитии сельского хозяйства | Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, аргументировать. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять учебное действие с взаимопроверкой | Формирование желания больше узнать, проявлять внимание, удивление; воспитание уважительного отношения к истории своего края | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре, в группе. | | |
62 | Умная сила России | 1 | Научиться приводить примеры применения научных разработок в производстве | Познавательные: осознавать познавательную задачу, выявлять известное и неизвестное; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания | Формирование желания проявлять интерес к изучению темы, воспитание уважительного отношения к истории своего края, формирование умения соотносить личные интересы с интересами окружающих | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Работа в паре. | | |
63 | Светлая душа России | 1 | Научиться рассказывать о народных художественных промыслах | Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, обосновывать свое мнение; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебное действие с взаимопроверкой | Формирование желания проявлять интерес к познанию окружающего мира, воспитание бережного отношения к культурному наследию России и своего края | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания | Устный опрос, работа в паре. | | |
64 | Начни с себя! | 1 | Научиться рассказывать о своих целях и о путях их достижения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь | Формирование целостного взгляда на мир, способности к самооценке своих действий | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в группе, в паре | | |
65 | Контрольная работа по разделу «Мы строим будущее России». | 1 | Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; осознание своих трудностей, стремление к их преодолению | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий | Контроль знаний | | |
66 | За страницами учебника. Проект «Я строю будущее России» | 1 | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучении темы | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать; сотрудничать с товарищами, вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения заданий. Регулятивные: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Формирование способности понимать собственные достижения при освоении темы; осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в группе | | |
67 | Промежуточная аттестация (тест) | 1 | Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания | Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечая на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: проговаривать во внутренней речи последовательность действий при выполнении заданий, анализировать собственную работу, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности | Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач; осознание своих трудностей, стремление к их преодолению | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий | Контроль знаий. | | |
68 | Повторение. Работа над ошибками | 1 | Научиться использовать знания в практической деятельности | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Регулятивные: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Формирование способности понимать собственные достижения при освоении темы, осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в паре. | | |
69 | Обобщение и систематизация пройденного материала | 1 | Научиться использовать знания в практической деятельности | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Регулятивные: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Формирование способности понимать собственные достижения при освоении темы, осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в паре, в группе. | | |
70 | Обобщение и систематизация пройденного материала | 1 | Научиться использовать знания в практической деятельности | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: с точностью выражать свои мысли, аргументировать, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий. Регулятивные: анализировать собственную работу: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | Формирование способности понимать собственные достижения при освоении темы, осознание смысла приобретаемых умений, понимание, где еще могут пригодиться данные умения | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности) | Работа в группе: игра «Теперь я знаю, что...». | | |