Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Васильевская основная общеобразовательная школа
Обсуждено и принято «Утверждаю»
педагогическом совете школы Приказ от « »августа 2016г. №
Протокол № от « » августа_2016г. Директор_____________/Тарасов И.В./
(подпись)
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры»
Уровень общего образования: начальное общее образование, 3 класс.
Количество часов: 33
Учитель: Полупанова Алла Алексеевна
Программа разработана на основании авторской программы Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.
I.Планируемые результаты освоения курса
Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов православной культуры.
Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства – жанров, интонации; религии – через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.
Освоение школьниками учебного курса «Основы православной культуры» должно обеспечить следующие предметные результаты:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
Содержание программы.
Под систематическим историко-культурным изучением православной традиции понимается знакомство школьников с основными понятиями христианской культуры, разъяснение им основ православного миропонимания, основных христианских нравственных ценностей и их преломления в важнейших сферах традиционной отечественной культуры: искусстве, семейно-бытовых отношениях, письменности.
Уроки носят культурологический характер, раскрывают духовные основы отечественной культуры, показывают культуро-образующую роль Православия для России и обеспечивают необходимый минимум содержания духовно-нравственного историко-культурологического образования.
Содержание изучения предмета «Православная культура» в начальной школе носит ознакомительный характер и направлено на то, чтобы познакомить детей с основными сведениями из истории христианской культуры, миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, к людям, к семье, вера, надежда, милосердие, кротость, терпение) и их отражением в памятниках православного искусства (икона, храм, письменность).
Для этого в 3 классе выделяются следующие разделы:
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях.8ч
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека.8ч
Радость православной веры.10ч
О чем рассказывают создатели православной культуры.9ч
Формы и средства контроля
Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ тестового характера.
№ п\п | № урока | Материалы для организации контроля |
1. | 8 | Тест по итогам 1 четверти. «Радостный мир православной культуры» |
2. | 15 | Тест по итогам 2 четверти. «Православная культура в жизни людей» |
3. | 26 | Тест по итогам 3 четверти. «Радость православной веры» |
4. | 34 | Тест по итогам 4 четверти. «О чем рассказывают создатели православной культуры» |
| | |
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок; запланировано проведение экскурсии, встреча со священнослужителем. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Используются типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.
При организации учебной деятельности на уроках православной культуры применяется деятельностный подход. Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности)
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1час в неделю), в том числе на проведение проверочных (тестового характера): 4 ч, экскурсий: 1ч. ФАКТИЧЕСКИ ПРОВЕДЕНО 33 ЧАСА В СВЯЗИ С ПРАЗДНИЧНЫМ ДНЁМ 24 .02.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Часы уч вр | Характеристика основной деятельности ученика | Дата проведения | Примечание |
| |
1. | Красота и радость в жизни людей. | 1 | Толковать понятия «Красота нерукотворная» Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | 02.09 | |
2. | Буквица славянская. История азбуки. | 1 | Познакомиться с историей появления азбуки. | 09.09 | |
3. | Праздники – радости сентября. | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения о Рождестве Пресвятой Богородицы. | 16.09 | |
4. | Православный храм – дом Божий. | 1 | Обсудить: зачем и для кого строят храмы. | 23.09 | |
5. | О чем рассказывают иконы. | 1 | Выяснить когда появилась первая икона. Знакомство с репродукцией некоторых икон. | 30/09 | |
6. | Радостный мир православной иконы. | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Познакомить с понятием АКАФИСТЫ, КИВОТ. | 07.10 | |
7. | Скорби и торжество в православной иконе. | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | 14.10 | |
8. | Повторение. Тестирование по итогам 1 четверти: «Радостный мир православной культуры» | 1 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. Проверить знания уч-ся по пройденным темам. | 21.10 | |
9. | Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | Познакомить с историей появления праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Познакомить с понятием ОМОФОР. | 28.10 | |
10. | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | 1 | Анализировать прочитанное произведение. Анализировать поступки героев, различать добро и зло | 11.11 | |
11. | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | 1 | Познакомить с историей построения Вавилонской башни. Выяснить, что повелел Бог Моисею. | 18.11 | |
12. | Синайское законодательство. | 1 | Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными. Выяснить о чём говориться в заповедях. | 25.11 | |
13. | История царя Давида. Псалтирь. | 1 | Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки. | 02.12 | |
14. | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | 1 | Анализировать почитанные произведения. | 09.12 | |
15. | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Тестирование по итогам 2 четверти: «Православная культура в жизни людей» | 1 | Познакомиться с историей изгнания торгующих из храма Выяснить, что означает СКИНИЕЙ. Проверить знания уч-ся по пройденным темам. | 16.12 | |
16. | Что мы видим в православном храме. | 1 | Сформулировать вывод о поведении человека в храме, об ответственности за свои за его поступки. | 23.12 | |
17. | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 1 | Познакомиться: как Пророки учили людей. Обсудить одну из главных христианских заповедей - проявление любви к людям | 13.01 | |
18. | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 1 | Познакомиться с историей Рождества Христова. | 20.01 | |
19. | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | 1 | Выяснить, чему радовался старец Симеон. | 27.01 | |
20. | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются» | 1 | Анализировать жизнь и деятельность Иоанна Крестителя. Выяснить, к чему Иоанн призывал людей. | 03.02 | |
21. | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | 1 | Познакомиться с Таинством, в котором христиане соединяются с Богом. Выяснить, для чего Бог пришел к людям. | 10.02 | |
22. | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. | 1 | Анализировать прочитанное. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них. | 17.02 | |
23. | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | 1 | Анализировать прочитанное. Сформулировать вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем. | 03.03 | |
24. | Радость послушания. Дети и родители. | 1 | Анализировать поступки Авраама, описывать его характер, поступки детей Ноя. Сформулировать вывод о послушании детей, о почитании родителей. | 10.03 | |
25. | «Небесное веселье». Христианские мученики. | 1 | Анализировать поступок воинов-мучеников. | 17/03 | |
26. | Радости православной веры. Тестирование по итогам 3 четверти: «Радость православной веры» | 1 | Анализировать прочитанное произведение. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. Проверить знания уч-ся по пройденным темам. | 24.03 | |
27. | О чем рассказывают создатели православной культуры?. | 1 | Обсудить и сделать вывод о красоте в православной культуре. | 07/04 | |
28. | Благовестие спасения | 1 | Познакомить с историей воскрешения Лазаря. Узнать о входе Господнем в Иерусалим. | 14.04 | |
29. | Воля Божия и воля человеческая. | 1 | Выяснить, чему учил Христос учеников. Узнать, кто такие АПОСТОЛЫ. | 21.04 | |
30. | Праздник праздников. Торжество торжеств. | 1 | Познакомиться с событиями Страстной недели и Христова Воскресения | 28.04 | |
31. | Радость праведных. | 1 | Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными. | 05.05 | |
32. | Защита веры. Святые люди. | 1 | Анализировать прочитанное. Извлекать из учебников и дополнительных источников необходимую информацию Святых людях | 12.05 | |
33 | Доброта и милосердие христианина. Какой он, христианин? Тестирование по итогам 4 четверти: «О чем рассказывают создатели православной культуры» | 2 | Рассказать, как христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество. Проверить знания уч-ся по пройденным темам. | 19/05 | |
Рекомендовать рабочую программу Согласовано
К утверждению Зам. Директора по УВР
Протокол заседания МО ________________Попова И.А
МБОУ Васильевской ООШ (подпись)
От 29 августа 2016г. №1
Руководитель МО (Полупанова А.А.)
Подпись____________
11