СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам православной культуры. 3 класс . Автор Л.Л.Шевченко.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  Основам православной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам православной культуры. 3 класс . Автор Л.Л.Шевченко.»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Васильевская основная общеобразовательная школа





Обсуждено и принято «Утверждаю»

педагогическом совете школы Приказ от « »августа 2016г. №

Протокол № от « » августа_2016г. Директор_____________/Тарасов И.В./

(подпись)

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

Уровень общего образования: начальное общее образование, 3 класс.

Количество часов: 33

Учитель: Полупанова Алла Алексеевна

Программа разработана на основании авторской программы Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.





I.Планируемые результаты освоения курса

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом,  сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.

Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) – создателей объектов православной культуры.

Православная культура, как язык (способ) выражения, осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов – цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции;  в произведениях музыкального искусства – жанров, интонации; религии – через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.



Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на занятии;

  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • привлечение родителей к совместной деятельности.

Освоение школьниками учебного курса «Основы православной культуры» должно обеспечить следующие предметные результаты:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  1. укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

  2. Содержание программы.

Под систематическим историко-культурным изучением православной традиции понимается знакомство школьников с основными понятиями христианской культуры, разъяснение им основ православного миропонимания, основных христианских нравственных ценностей и их преломления в важнейших сферах традиционной отечественной культуры: искусстве, семейно-бытовых отношениях, письменности.

Уроки носят культурологический характер, раскрывают духовные основы отечественной культуры, показывают культуро-образующую роль Православия для России и обеспечивают необходимый минимум содержания духовно-нравственного историко-культурологического образования.

Содержание изучения предмета «Православная культура» в начальной школе носит ознакомительный характер и направлено на то, чтобы познакомить детей с основными сведениями из истории христианской культуры, миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, к людям, к семье, вера, надежда, милосердие, кротость, терпение) и их отражением в памятниках православного искусства (икона, храм, письменность).

Для этого в 3 классе выделяются следующие разделы:

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях.

Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека.8ч

Радость православной веры.10ч

О чем рассказывают создатели православной культуры.

Формы и средства контроля

Текущий контроль по православной культуре проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ тестового характера.

п\п

№ урока

Материалы для организации контроля

1.

8

Тест по итогам 1 четверти. «Радостный мир православной культуры»

2.

15

Тест по итогам 2 четверти. «Православная культура в жизни людей»

3.

26

Тест по итогам 3 четверти. «Радость православной веры»

4.

34

Тест по итогам 4 четверти. «О чем рассказывают создатели православной культуры»












Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок; запланировано проведение экскурсии, встреча со священнослужителем. Выделяют следующие формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Используются типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, уроки закрепления, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

При организации учебной деятельности на уроках православной культуры применяется деятельностный подход. Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности)

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа предлагает ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечивает при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.


Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1час в неделю), в том числе на проведение проверочных (тестового характера): 4 ч, экскурсий: 1ч. ФАКТИЧЕСКИ ПРОВЕДЕНО 33 ЧАСА В СВЯЗИ С ПРАЗДНИЧНЫМ ДНЁМ 24 .02.




  1. Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Часы уч

вр

Характеристика основной деятельности ученика

Дата проведения

Примечание



1.

Красота и радость в жизни людей.

1

Толковать понятия «Красота нерукотворная» Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.


02.09


2.

Буквица славянская. История азбуки.

1

Познакомиться с историей появления азбуки.

09.09


3.

Праздники – радости сентября.

1

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения о Рождестве Пресвятой Богородицы.

16.09


4.

Православный храм – дом Божий.


1

Обсудить: зачем и для кого строят храмы.

23.09


5.

О чем рассказывают иконы.


1

Выяснить когда появилась первая икона. Знакомство с репродукцией некоторых икон.

30/09


6.

Радостный мир православной иконы.


1

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Познакомить с понятием АКАФИСТЫ, КИВОТ.

07.10


7.

Скорби и торжество в православной иконе.

1

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

14.10


8.

Повторение.

Тестирование по итогам

1 четверти: «Радостный мир православной культуры»

1

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания.

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

21.10


9.

Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.

1

Познакомить с историей появления праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Познакомить с понятием ОМОФОР.

28.10


10.

Радостные гимны Романа Сладкопевца.


1

Анализировать прочитанное произведение. Анализировать поступки героев, различать добро и зло

11.11


11.

Какими законами Бог сохранял красоту мира.


1

Познакомить с историей построения Вавилонской башни. Выяснить, что повелел Бог Моисею.

18.11


12.

Синайское законодательство.


1

Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными. Выяснить о чём говориться в заповедях.

25.11


13.

История царя Давида. Псалтирь.

1

Кратко характеризовать героев произведения и их поступки, анализировать свои поступки.

02.12


14.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.


1

Анализировать почитанные произведения.

09.12


15.

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?

Тестирование по итогам

2 четверти: «Православная культура в жизни людей»

1

Познакомиться с историей изгнания торгующих из храма Выяснить, что означает СКИНИЕЙ.

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

16.12


16.

Что мы видим в православном храме.

1

Сформулировать вывод о поведении человека в храме, об ответственности за свои за его поступки.

23.12


17.

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

1

Познакомиться: как Пророки учили людей. Обсудить одну из главных христианских заповедей - проявление любви к людям

13.01


18.

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

1

Познакомиться с историей Рождества Христова.

20.01


19.

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.

1

Выяснить, чему радовался старец Симеон.

27.01


20.

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»

1

Анализировать жизнь и деятельность Иоанна Крестителя. Выяснить, к чему Иоанн призывал людей.

03.02


21.

Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.

1

Познакомиться с Таинством, в котором христиане соединяются с Богом. Выяснить, для чего Бог пришел к людям.

10.02


22.

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека.

1

Анализировать прочитанное. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

17.02


23.

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь.

1

Анализировать прочитанное. Сформулировать вывод об ответственности человека за красоту мира, в котором мы живем.

03.03


24.

Радость послушания. Дети и родители.

1

Анализировать поступки Авраама, описывать его характер, поступки детей Ноя. Сформулировать вывод о послушании детей, о почитании родителей.

10.03


25.

«Небесное веселье». Христианские мученики.

1

Анализировать поступок воинов-мучеников.

17/03


26.

Радости православной веры.


Тестирование по итогам

3 четверти: «Радость православной веры»

1

Анализировать прочитанное произведение. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них; формулировать вопрос, дополнять высказывания других, делать замечания. Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

24.03


27.

О чем рассказывают создатели православной культуры?.

1

Обсудить и сделать вывод о красоте в православной культуре.

07/04


28.

Благовестие спасения

1

Познакомить с историей воскрешения Лазаря. Узнать о входе Господнем в Иерусалим.

14.04


29.

Воля Божия и воля человеческая.

1

Выяснить, чему учил Христос учеников. Узнать, кто такие АПОСТОЛЫ.

21.04


30.

Праздник праздников. Торжество торжеств.

1

Познакомиться с событиями Страстной недели и Христова Воскресения

28.04


31.

Радость праведных.

1

Анализировать произведения, сформулировать вывод о превосходстве духовных богатств над материальными.

05.05


32.

Защита веры. Святые люди.

1

Анализировать прочитанное. Извлекать из учебников и дополнительных источников необходимую информацию Святых людях

12.05


33

Доброта и милосердие христианина.

Какой он, христианин?

Тестирование по итогам

4 четверти: «О чем рассказывают создатели православной культуры»

2

Рассказать, как христианские заповеди выполняли в своей жизни христианские святые и герои

Вспомнить имена и рассказать о христианских святых и героях, прославлявших наше Отечество.

Проверить знания уч-ся по пройденным темам.

19/05




Рекомендовать рабочую программу Согласовано

К утверждению Зам. Директора по УВР

Протокол заседания МО ________________Попова И.А

МБОУ Васильевской ООШ (подпись)

От 29 августа 2016г. №1

Руководитель МО (Полупанова А.А.)

Подпись____________







11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!