СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по по курсу "Брянский край. История родного края". 3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (планирование) по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по по курсу "Брянский край. История родного края". 3 класс»

I. Пояснительная записка


Программа составлена на основе методических рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край», базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области, тематического планирования, учебника «История родного края» (издательство «Курсив», 2012г.). Авторы-составители: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова.

В 3классе на изучение курса «Брянский край. История родного края» из регионального компонента отводится 1час в неделю при 5 - дневной учебной неделе. Курс рассчитан на 34часа.

Цель курса – знакомство учащихся с культурно-историческим наследием региона.

Задачи курса:

- пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного края»;

- формирование мировоззренческой, нравственной, политической культуры учащихся, ориентации на гражданские и патриотические ценности;

- формирование позитивного и заинтересованного отношения к своей малой Родине;

- формирование проектно-ориентированного мышления, умение выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации.


II. Общая характеристика учебного курса


Содержание курса «Брянский край» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного края.

Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом Брянской области, её настоящем. Организация внеурочной деятельности нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и занятия с применением иллюстративных материалов и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации, а также встречи с интересными людьми, викторины, тематические и обзорные экскурсии.

Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов.


Изучение курса:

- направлено на изучение истории региона, его места в истории
многонациональной России, вклада в становление и развитие российской
государственности, отечественной промышленности, науки и культуры,
приобретение учащимися первоначальных навыков исторического
наблюдения через знакомство с различными историческими источниками;

- призвано способствовать становлению у школьников навыков
самостоятельного мышления, умения сравнивать факты и осмысливать их;

- помогает установить первичные логические связи, являющиеся
фундаментом для формирования целостного взгляда на историческое
развитие цивилизации в целом, общество, государство и место человека в
истории;

- знакомит с навыками использования в процессе обучения научно-
исторических понятий, с методами исторического исследования, приемами
работы с историческими источниками;

- обеспечивает развитие школьников, их познавательной деятельности,
умственных способностей и интересов;

- воспитывает эмоционально-положительный взгляд на мир, способствует
формированию единства этических и эстетических чувств.

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно географического, социально-экономического развития региона.

Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое. Природно-экологическое своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края»:

краеведческий подход - выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;

содержательно - деятельностный подход - включение учащихся в активную творческую проектно-исследовательскую деятельность; личностно-ориентированный подход - создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.



III. Описание места в учебном плане.


На изучение курса «Брянский край» (Модуль «История родного края») в 3 классе в учебном плане отводится 34 часа, (1 час в неделю, 34 учебные недели).



IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса


Каждо­му человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоя­щим, будущим и прошлым Родины. От близкого, знакомого, родного ребенок продвигается к неизведанному новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Дети должны хорошо знать свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу, экологию своей малой родины.

Программа курса по истории родного края для учащихся 3-го класса предусматривает углубленное изучение истории Брянского края. Интеграция исторических и социальных знаний формируют целостный взгляд на историю своей страны и малой родины, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Содержание курса строится на основе учета возрастных особенностей школьников, спектра их познавательных интересов.

Курс «Брянский край (Модуль «История родного края» носит интегративный, надпредметный характер.Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. Краеведческий компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс.

Реализация краеведческого курса осуществляется через интеграцию краеведческого материала и программ по окружающему миру и литературному чтению.

Реализация курса позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить историю родного края.


V.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

В ходе занятий в рамках по курсу у обучающихся будут сформированы:


Личностные УУД:

• широкая мотивационная основа познавательной деятельности, включающая социальные мотивы;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой Брянщины.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• различать способ и результат действия;


Познавательные УУД:

• осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• производить элементарное смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Предметные результаты:

- знать и понимать основные понятия курса;

- ориентироваться в «ленте времени»;

- знать археологические памятники Брянской области;

- знать геральдику края;

- уметь составлять генеалогическое древо;

- знать основные исторические события и место Брянской области в них.

- узнавать символику Брянского края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях, исторических событиях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, интернета

- работать с картой Брянской области и уметь на ней ориентироваться;

- устанавливать причинно-следственные связи;


Планируемые результаты изучения курса «История родного края»

Третьеклассник научится:

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику родного края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета;

- работать с картой;

- находить на карте свой край и город;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.


Третьеклассник получит возможность:

- формирования мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;

- работать в семейных архивах.

- готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.




VI. Содержание учебного курса

(34 часа – 1 час в неделю)

Наука история (3 ч.)

История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.

Науки, которые нам помогают (15 ч.)

Исторические источники.

Типы исторических источников: вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и других материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).

Археология - «наука лопаты». Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы). Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.

Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.

Геральдика - наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб - отличительный знак государства, города или рода (семьи), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.

Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.

Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.

Топонимика - наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена - свидетели прошлого.

Откуда мы родом (3 ч.)

Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян.

Откуда пошла Русь (3 ч.)

Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.

Не посрамим русской земли (6 ч)

Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.

Дом, в котором ты живешь (3 ч). Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам. Итоговое занятие (1ч.)













VII.Тематическое планирование уроков курса «Брянский край. История родного края»


(34 часа – 1 час в неделю)


Наименование разделов

Всего часов

1

Наука история

3

2

Науки, которые помогают

15

3

Откуда мы родом

3

4

Откуда пошла Русь

3

5

Не посрамим русской земли

6

6

Дом, в котором ты живешь

3

7

Итоговое занятие

1


Итого:

34 часа



















Тематическое планирование уроков курса «Брянский край. История родного края» с основными видами деятельности учащихся


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся



Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану,  использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор  источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания, находить необходимую информацию. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные выводы.


Донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


1


О чем рассказывает наука история

1

2


История времени

1

3


Календарь Древней Руси

1

4


Исторические источники

1

5


Чашин - курган-колыбель города Брянска

1

6


Археология-наука древностей

1

7


Археологические памятники

Брянской области

1

8


Как жили древние люди

1

9


Славянская письменность. Берестяные грамоты.

Буквы славянского алфавита

1

10


Брянские города в русских летописях.

Слово о полку Игореве

1

11


Геральдика

1

12

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области

1

13

Как написан гимн Брянской области

1

14

Моя родословная. Как составить

генеалогическое древо

1

15

Краткая родословная

князей Трубецких

1

16

Мое имя. Как давали имена

на Руси.

Что означают наши имена

1

17

Имена на карте

1

18

Как люди выбирали названия

1

19

Откуда мы родом

1

20

Славяне на территории

Брянского края

1

21

Соседи древних славян

1

22

Откуда пошла Русь.

Первые русские князья

1

23

Брянское княжество. Брянск

при Романе Михайловиче Брянском

1

24

Древний город. Древние города

Брянского края


1

25

Не посрамим русской земли.

Севская крепость

1

26

Куликовская битва

1

27

Брянский край при Петре 1

1

28

Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение

1

29


Брянский край в годы

Великой Отечественной войны

1

30

Юные герои Брянского края

1

31

Брянская область сегодня

1

32

Экскурсия в краеведческий музей

1

33

Экскурсия по историческим местам

1

34

Итоговое занятие.

1


Итого:

34





















Календарно – тематическое планирование уроков курса «Брянский край.

История родного края» в 3-м классе

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту


Примечание


Наука история

3




1


О чем рассказывает наука история

1




2


История времени

1




3


Календарь Древней Руси

1





Науки, которые нам помогают

15




4


Исторические источники

1




5


Чашин - курган-колыбель города Брянска

1




6


Археология-наука древностей

1




7


Археологические памятники

Брянской области

1




8


Как жили древние люди

1




9


Славянская письменность. Берестяные грамоты.

Буквы славянского алфавита

1




10


Брянские города в русских летописях.

Слово о полку Игореве

1




11


Геральдика

1




12

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области

1




13

Как написан гимн Брянской области

1




14

Моя родословная. Как составить

генеалогическое древо

1




15

Краткая родословная князей Трубецких

1




16

Мое имя. Как давали имена на Руси.

Что означают наши имена

1




17

Имена на карте

1




18

Как люди выбирали названия

1





Откуда мы родом

3




19

Откуда мы родом

1




20

Славяне на территории Брянского края

1




21

Соседи древних славян

1





Откуда пошла Русь


3




22

Откуда пошла Русь. Первые

русские князья

1




23

Брянское княжество. Брянск

при Романе Михайловиче Брянском

1




24

Древний город. Древние города

Брянского края


1





Не посрамим русской земли

6




25

Не посрамим русской земли.

Севская крепость

1




26

Куликовская битва

1




27

Брянский край при Петре 1

1




28

Брянский край и Отечественная война

1812г. Народное ополчение

1




29

Брянский край в годы

Великой Отечественной войны

1




30

Юные герои Брянского края

1





Дом, в котором ты живешь

3




31

Брянская область сегодня

1




32

Экскурсия в краеведческий музей

1




33

Экскурсия по историческим местам

1




34

Итоговое занятие.

1





Итого:

34
















VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю. История родного края. Книга для учащихся 3 класса. Брянск: Курсив. 2012 .

  2. Наглядные пособия.

  3. Компьютер, проектор, экран, ЭОР.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!