ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 – 4 кл.) под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2008 г.
Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Целью программы является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
У многих детей имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
На реализацию программы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень:
Представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
Выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
Знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
Выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
Представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
Взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
Знание правил бережного обращения с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно – спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
Практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
Самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
Владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
Выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
Подача и выполнение строевых команд, ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений.
Совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
Оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
Знание спортивных традиций своего народа и других народов;
Знание способов использования различного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
Знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
Знание и применение правил бережного обращения с инвентарем и оборудованием в повседневной жизни;
Соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно – спортивных мероприятиях.
Содержание курса
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
Программа состоит из следующих основных разделов:
-Легкая атлетика;
- Гимнастика;
-Подвижные игры.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.
Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, ОР и корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений, лазанье, висы, упражнения на равновесие и опорные прыжки.
Уроки лыжной подготовки проводятся с 1 класса, только в тихую погоду при слабом ветре, при температуре не ниже 12° С. Особое внимание на данных уроках уделяется соблюдению техники безопасности.
Занятия на коньках (дополнительный материал) в программный материал не включены, т.к. учреждение не имеет материально – технической базы (коньков).
В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.
Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов учащиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
Преподавание предмета «Физическая культура» имеет целью сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их воспитанию.
Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:
Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.
Укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.
Содействовать формированию у учащихся правильной осанки
Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.
Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.
Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
В целях контроля проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Основы знаний:
Правильная осанка и дыхание во время занятий физическими упражнениями. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
I.Легкая атлетика
Ходьба с высоким подниманием бедра.
Ходьба в полуприседе.
Ходьба с различными положениями рук.
Ходьба с перешагиванием через предмет.
Ходьба по разметке.
Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно).
Бег с преодолением простейших препятствий.
Бег на скорость до 30 м.
Медленный бег до 2 мин.
Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3-4 м., в высоту с прямого разбега).
Метание. (2часа)
Метание м/м на дальность.
Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).
II. Подвижные игры: (5часов)
III.Гимнастика
Строевые упражнения (3 часа)
Построение в шеренгу.
Выполнение строевых команд.
Перестроение из колонны по одному в круг.
Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину.
Расчет по порядку.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами) ( 3часа )
Элементы акробатических упражнений (2часа)
Кувырок вперед по наклонному мату.
Стойка на лопатках, согнув ноги.
Лазанье (2часа)
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке одноименным и разноименным способами.
Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий.
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.
Висы и упоры ( 2часа)
Сгибание и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.
Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.
Равновесие (2 часа)
Ходьба по гимнастической скамейке с предметами.
Ходьба на носках с различным движением рук.
IV.Подвижные игры (3часа)
Игры с элементами ОРУ: «Салки маршем», «Повторяй за мной», Веревочный круг», «Волшебный мешок»; игры с бегом и прыжками: «Кто быстрее», «У медведя во бору», «Пустое место»;
V.Гимнастика
Ходьба боком приставными шагами.
Ходьба по наклонной скамейке.
Ходьба по полу по начертанной линии.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с гимнастическими палками, малыми обручами, большими и малыми мячами) (2часа)
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений) (2часа)
Построение в шеренгу по заданному ориентиру.
Движение в колонне с изменением направлений.
Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.
Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.
Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.
Подбрасывание мяча вверх до определенного.
Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя.
Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.
VI.Подвижные игры (14 часов)
Игры с элементами равновесия, лазанья и перелезания: «К обручу»,
«По наклонной доске», «Через ручей», «Уступи дорогу».
VII.Легкая атлетика (5часов)
Совершенствование навыков медленного бега и бега на скорость.
Совершенствование техники выполнения прыжков и метания.
VIII.Подвижные игры (10часов)
Игровые упражнения и игры-задания.
Игры на развитие внимания и памяти: «Все ли на месте?», «Отгадай по голосу»