СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для детей с УО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для детей с умственной  отсталостью. (Воронкова) ФГОС. БЕЗ КТП

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для детей с УО»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 – 4 кл.) под редакцией В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2008 г.   

   Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

   Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

Целью программы является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности

   Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

  • коррекция и компенсация нарушений физического развития;

  • развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

  • формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

  • развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

  • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

   Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

  • коррекционная направленность обучения;

  • оптимистическая перспектива;

  • комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

     У многих детей имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.

На реализацию программы отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Минимальный уровень:

  • Представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • Выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

  • Знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

  • Выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

  • Представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

  • Взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

  • Знание правил бережного обращения с инвентарем и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно – спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

  • Практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

  • Самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

  • Владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

  • Выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

  • Подача и выполнение строевых команд, ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений.

  • Совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

  • Оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

  • Знание спортивных традиций своего народа и других народов;

  • Знание способов использования различного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

  • Знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

  • Знание и применение правил бережного обращения с инвентарем и оборудованием в повседневной жизни;

  • Соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно – спортивных мероприятиях.

  1. Содержание курса

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

Программа состоит из следующих основных разделов:

-Легкая атлетика;

- Гимнастика;

-Подвижные игры.

    Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект.

    Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения, ОР и корригирующие упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатических упражнений, лазанье, висы, упражнения на равновесие и опорные прыжки.

    Уроки лыжной подготовки проводятся с 1 класса, только в тихую погоду при слабом ветре, при температуре не ниже 12° С. Особое внимание на данных уроках уделяется соблюдению техники безопасности.

    Занятия на коньках (дополнительный материал) в программный материал не включены, т.к. учреждение не имеет материально – технической базы (коньков).

    В каждый раздел программы включены игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.

    Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов учащиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.

    Преподавание предмета «Физическая культура» имеет целью сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики учащихся, а также их воспитанию.

    Содержание программы позволяет успешно решать следующие задачи:

  1. Преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений.

  2. Укреплять и развивать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата.

  3. Содействовать формированию у учащихся правильной осанки

  4. Готовить учащихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений, ходьбе на лыжах и играм.

  5. Научить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества.

  6. Воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность.

Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

В целях контроля проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.

Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.

Основы знаний:

Правильная осанка и дыхание во время занятий физическими упражнениями. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

I.Легкая атлетика 

  • Ходьба. (4 часа)

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Ходьба в полуприседе.

Ходьба с различными положениями рук.

Ходьба с перешагиванием через предмет.

Ходьба по разметке.

  • Бег (3часа)

Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках (медленно).

Бег с преодолением простейших препятствий.

Бег на скорость до 30 м.

Медленный бег до 2 мин.

  • Прыжки (2часа)

Прыжки в длину и высоту с шага (с небольшого разбега, 3-4 м., в высоту с прямого разбега).

Метание. (2часа)

  • Метание м/м по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния 2-6 м. с места.

Метание м/м на дальность.

Броски большого мяча двумя руками из-за головы (в парах).

II. Подвижные игры: (5часов)

  • игры с бросанием, ловлей и метанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».

III.Гимнастика 

Строевые упражнения (3 часа)

Построение в шеренгу.

Выполнение  строевых команд.

Перестроение из колонны по одному в круг.

Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину.

Расчет по порядку.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с       гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами) ( 3часа )

Элементы акробатических упражнений (2часа)

Кувырок вперед по наклонному мату.

Стойка на лопатках, согнув ноги.

Лазанье (2часа)

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке одноименным и разноименным способами.

Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий.

Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом.

Висы и упоры ( 2часа)

Сгибание и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.

Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.

Равновесие (2 часа)

Ходьба по гимнастической скамейке с предметами.

Ходьба на носках с различным движением рук.

IV.Подвижные игры  (3часа)

Игры с элементами ОРУ: «Салки маршем», «Повторяй за мной», Веревочный круг», «Волшебный мешок»; игры с бегом и прыжками: «Кто быстрее», «У медведя во бору», «Пустое место»;

V.Гимнастика 

  • Равновесие(2часа)

Ходьба боком приставными шагами.

Ходьба по наклонной скамейке.

Ходьба по полу по начертанной линии.

  • Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с       гимнастическими палками, малыми обручами, большими и малыми мячами) (2часа)

  • Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений) (2часа)

Построение в шеренгу по заданному ориентиру.

Движение в колонне с изменением направлений.

Повороты к ориентирам без контроля зрением в момент поворота.

Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.

Лазанье по определенным ориентирам, изменение направления лазанья.

Подбрасывание мяча вверх до определенного.

Выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя.

Выполнение различных упражнений без контроля и с контролем зрения.  

VI.Подвижные игры (14 часов)

  • Игры с элементами равновесия, лазанья и перелезания: «К обручу»,

  • «По наклонной доске», «Через ручей», «Уступи дорогу».

VII.Легкая атлетика (5часов)

Совершенствование навыков медленного бега и бега на скорость.

Совершенствование техники выполнения прыжков и метания.

VIII.Подвижные игры (10часов)

Игровые упражнения и игры-задания.

Игры на развитие внимания и памяти: «Все ли на месте?», «Отгадай по голосу»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!