СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1-4 класса в соответсвии ФГОС на 2016-2017 учебный год

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот и начался новый учебный год! Уважаемые коллеги, с праздником вас! А с новым учебным годом и новые требования к разработкам рабочих программ. Предлагаю вам более усовершенную разработку своей рабочей программы для начальной школы. Так как наша школа с 2012 года является пилотной площадкой опережающего введения ФГОС ООО, то и требования к разработкам у нас особенные. Буду рада, если моя рабочая программа пригодится вам в вашей работе. Всем удачи!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1-4 класса в соответсвии ФГОС на 2016-2017 учебный год»

Пояснительная записка


Рабочая программа «Музыка», рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она полностью учитывает главные положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерная программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начального овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира . Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижения следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;


  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые представляются младшему школьнику.


Общая характеристика курса


Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилием общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний».

Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «окружающий мир») не снижает самоценности предмета «Музыка», а лишь придает больший «стереофонический» объем в восприятии и усвоении его содержания.

Также интегративность обусловливает и особенности формирования результатов образования. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов- классиков. Песенный репертуар не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную функцию», сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом их доступности, художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения, а рамках урочной деятельности: песенный материал дан в расширенном варианте с целью его вариативного исполнения.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, метод от восхождения от частного к общему.

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали» ( многократные повторения темна разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.


Место учебного предмета в учебном плане:

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;


  • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;


  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;


  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;


  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;


  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;


  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;


  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
    ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);


  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;


  • применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;


  • готовность к логическим действиям: анализа, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;


  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;


  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;


  • умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально- творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям


  • развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;


  • развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;


  • общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;


  • представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;


  • использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;


  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;


  • участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительного замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Содержание учебного предмета

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени- 18 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв дает возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В 1 классе сокращение часов осуществляется за счет резерва учебного времени.

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.




















Тематическое планирование для 1 класса ФГОС


Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Планируемые результаты


1. «Природа в музыке» (6 ч.)

Воплощение в музыке (искусстве) образов природы. Музыкально-визуальные ассоциации в восприятии образов природы.

Светлые, радостные мелодии в музыке В.Моцарта, И.Стравинского

Наблюдать за звучанием природы;

Сравнивать радостные и грустные настроения в музыке;

Выражать в жесте настроение музыкального произведения;

Выражать в цвете ( «музыкальные» зарисовки) эмоциональное отношение к музыкальному образу.


-формирование общего представления о музыкальной картине мира;


2. «Сказочные и былинные образы в музыке» (2 ч.)

Разыгрывание сюжета русской народной сказки «Теремок» с применением детских музыкальных инструментов.

Знакомство с понятиями опера, музыкальный образ. Выражение героев в детском музыкальном спектакле через интонационные сферы.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности (в игре на детских музыкальных инструментах), иметь первоначальное представление о понятиях: опера, солисты, хор, музыкальный образ.

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;

развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание.


3. «Наши любимые праздники» (7ч.)

Выражение волшебного новогоднего настроения в музыке балета П.Чайковского «Щелкунчик». Выразительные и изобразительные свойства тембра челесты.

Знакомство с праздником Масленица через народное и профессиональное творчество. Сравнение музыки «Русская» И.Стравинского и картин «Масленица» Б.Кустодиева.

Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные свойства музыки.

Определять выразительные и изобразительные свойства тембра челесты.

Соотносить характеры образов между музыкальными т живописными произведениями.

Осуществлять первый опыт по созданию ритмического аккомпанемента к песне (попевке)

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;


4. «Музыка-живопись-поэзия» (5 ч.)

Музыка окружающего мира. Воплощение в музыке (искусстве) образов природы. Музыкально-визуальные ассоциации в восприятии образов природы.

Отражение темы «золотой осени» в музыке. Нежные спокойные настроения человека при восприятии ранней осенней поры.

Знакомство с музыкальными инструментами: арфой, флейтой, пианино, скрипкой – по изображению и звучанию.

Наблюдать за звучанием природы.

Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений.

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: арфу, флейту, пианино, скрипку, а также узнавать на слух их тембровую окраску.

Определять по тембру голоса своих товарищей.

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;


5. «Великие композиторы, великие произведения» (2 ч.)

Знакомство с фортепианным циклом П.Чайковского «Детский альбом». Сравнение пьес «Болезнь куклы» и «Новая кукла» на уровне настроений, переживаний, чувств.

Сравнивать настроения музыкальных произведений.

Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни)

продуктивное сотрудничество общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-эстетической деятельности;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;


6. «Жанры музыки» (3 ч.)

Многообразие танцев. Характерные особенности некоторых танцевальных жанров: вальс (плавное кружение), полька (оживленность, задор).

Русская народная пляска, её связь с жизнью и бытом русского народа. Отличительные особенности плясовой и хороводной музыки.

Выявлять простые характерные особенности танцевальных жанров – вальса, польки.

Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений.

Определять характерные черты русской народной пляски и хоровода.

Воплощать первые опыты творческой деятельности – в игре на детских музыкальных инструментах.

продуктивное сотрудничество общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-эстетической деятельности;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;


7. «Музыкальные представления» (1 ч.)

В основе содержания идея победы добра над злом, идея коллективного единения в противостоянии злым силам.

Выражение характеров героев в детском музыкальном спектакле через интонационные сферы – лирическую, драматическую, народно-музыкальную.

Иметь первоначальное представление о понятиях: опера, солисты, хор, музыкальный образ.

Инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности

- наличие эмоционального отношения к искусству


8. «Музыкальные инструменты. Виды оркестров.(1 ч.)

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами по изображениям. Художественно-выразительные возможности оркестра русских народных инструментов.

Распознавать русские народные инструменты по изображению, а также по их звучанию.

Осуществлять первые опыты творческой деятельности – в игре на детских музыкальных инструментах.

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;


9. «Музыкальное исполнительство» (3 ч.)

Знакомство по изображению с главными участниками детского музыкального театра – артистами, дирижером, оркестрантами. Правила поведения в театре.

Узнавать по изображению представителей состава музыкального театра;

Соблюдать важнейшие правила поведения в театре;

Играть на детских музыкальных инструментах.

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;


10. «Основы музыкальной грамоты» (3 ч.)

Первое знакомство с теорией музыки. Динамика ( тихо-громко). Воплощение в музыке громких и тихих звучаний как подражание эффекту эха.

Знакомство с нотной грамотой. Названия нот. Начальное представление о звуковысотности.

Ноты как знаки фиксации музыкального текста. Запись нот на нотоносце.

Распознавать динамические отличия в музыке (f-p),;

Выражать динамические противостояния;

Приобретать опыт в постижении нотной грамоты.

Играть на детских музыкальных инструментах.

-наличие эмоционального отношения к искусству:

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;







Тематическое планирование для 2 класса ФГОС


Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Планируемые результаты


1. «Природа в музыке» (4 ч.)

Как в исстари встречали осень: праздники Осенины и Госпожинки, Музыкально-театральные атрибуты праздника матушки-осенины.

Произведения искусства и их создатели – поэты, художники, композиторы.

Отражение в произведениях искусства темы осени. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.

Отражение в произведениях искусства темы зимы. Сравнение настроений и характеров изучаемых произведений.


Иметь представление о праздновании Осенин на Руси;

Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении и танце.

Иметь представления о роде деятельности представителей искусства – поэтов, художников, композиторов.

Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия.

-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.


2. «Сказочные и былинные образы в музыке» (3 ч.)

Знакомство с творчеством русского композитора Н.А.Р.-Корсакова на примере фрагмента «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;

Атмосфера праздничного волшебства в музыке балета П.Чайковского «Щелкунчик»;

Воплощение сказочно-мифологической темы в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Органичность сочетания в музыке реального и вымысла. Знакомство с фрагментами оперы.


Иметь представления о воплощении сказочных сюжетов в оперном творчестве Н.Р.-Корсакова;

Воплощать образное содержание в рисунке;

Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами;

Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей.

Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании;

Исполнять ритмический аккомпанемент к песне.

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.

3. «Наши любимые праздники» (2ч.)

Атмосфера праздничного волшебства в музыке балета П.Чайковского «Щелкунчик»;

«Музыкальное поздравление»: музыка вдень 8 марта( музыкально-воспитательная тема)

Определять авторов изученных музыкальных произведений.;

Выражать эмоциональное отношение к музыкальному материалу.

формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.


4. «Музыка-живопись-поэзия» (3 ч.)

Музыкальная прогулка в мир волшебных сказок и фантазий. Отражение в музыке впечатлений от выставки рисунков «Картинки с выставки» М.Мусоргского;

Звуковая и тембровая красочность в музыке ( на примере музыки балета И.Стравинского «Жар птица»;

Закрепление у учащихся умения определять по изображению и звучанию музыкальные инструменты.

Определять характер музыкальных произведений.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Передавать в пении различные интонации.;

Наблюдать за контрастами состояний в музыкальном произведении;

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание.

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;


5. «Великие композиторы, великие произведения» (3 ч.)

Знакомство с творчеством композитора Н.Р.-Корсакова;

Знакомство с творчеством В.Моцарта. Определение важнейших стилевых особенностей творчества композитора ( преобладание светлых, радостных настроений, оживленных мелодий) на примере «Маленькой ночной серенады»

Иметь представления о воплощении сказочных сюжетов в оперном творчестве Н.Р.-Корсакова;

Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения;

Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.




формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.


6. «Жанры музыки» (3 ч.)

Знакомство с жаром оперы (на примере оперы «Садко» Р.Корсакова;

Родственность слов балет и бал.

Атмосфера праздничного волшебства в музыке балета П.Чайковского «Щелкунчик»;


Понимать главные отличительные особенности жанра оперы;

Определять характер музыки с учетом терминов и образных представлений, представленных а учебнике;

Понимать главные отличительные особенности жанра балета;

Наблюдать за процессом развития в балетной музыке;

Определять авторов изученных музыкальных произведений.;

Выражать эмоциональное отношение к музыкальному материалу.




-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;


7. «Музыкальные представления» (3ч.)

Знакомство с жанром балета ( на примере балета С.Прокофьева « Золушка»). Музыкальные персонажи в движении. Родственность слов балет и бал.

Понимать главные отличительные особенности жанра балета;

Наблюдать за процессом развития в балетной музыке;


формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно- нравственном развитии;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.


8. «Музыкальные инструменты. Виды оркестров.(4 ч.)

Знакомство по изображению и по звучанию с органом. Устройство органа. Возможности органа в воплощении различных тембровых звучаний.

Знакомство по изображению и по звучанию с клавесином. Конструкция клавесина, её отличие от конструкции фортепиано. Старинная танцевальная музыка в сопровождении клавесина( на примере гавота);

Какую музыку и почему принято называть легкой ( где звучит легкая музыка, её назначение). Знакомство по изображению и на слух с некоторыми инструментами эстрадного оркестра;

Знакомство по изображению и звучанию с разновидностями фортепиано – роялем и пианино. Регистровые особенности звучания. Сравнение тембрового звучания марша «Черномора» М.Глинки в исполнении симфонического оркестра и фортепиано.

Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать его на слух;

Иметь представление органа в творчестве И.С.Баха.

Узнавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, отличать его на слух;

Определять черты общности между различными клавишными инструментами.

Узнавать по изображению музыкальные инструменты, отличать их на слух: саксофон, электрогитару;

Распознавать звучание разных регистров фортепиано;

Проводить тембровые аналогии между звучанием фортепиано и звучанием некоторых инструментов симфонического оркестра.


развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.


9. «Основы музыкальной грамоты» (9 ч.)

Мажор-минор в музыке как выразители веселых и грустных настроений. Контраст мажора и минора;

Знакомство с нотными длительностями. Выбор композиторами долгих и коротких длительностей для воплощения различных музыкальных образов;

Музыкальные размеры 2/4, ¾. Музыкальные такты, акценты;

Что такое музыкальный аккомпанемент. Взаимосвязь мелодии и аккомпанемента;

Знаки альтерации в музыке; их значения. Знакомство с диезами, бекарами – главными персонажами темы по изображению и через разучивание песни «Особенные песни»

Определять мажорное и минорное звучание музыкальных произведений, выявлять ладовый контраст;

Передавать в цветовом изображении радостное настроение;

Понимать художественно-выразительное значение нотных длительностей в музыкальных произведениях;

Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений;

Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия;

Различать особенности знаков альтерации в музыке.

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций,









Тематическое планирование для 3 класса ФГОС



Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Планируемые результаты


1. «Природа в музыке» (2 ч.)

Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К.Дебюсси)

Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь» П.Чайковского.

Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке.

Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.



-развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства


2. «Сказочные и былинные образы в музыке» (3 ч.)

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э.Грига в «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трехчастной форме. Специфические особенности трехчастной формы: сходство крайних разделов, серединный контраст.

Воплощение идеи победы добра над злом в опере «Руслан и Людмила» М.Глинки. Знакомство с жанром арии.

Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои.

Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов.

Распознавать художественный смысл трехчастной формы.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Различать настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора.

-развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;


3. «Наши любимые праздники» (4 ч.)

Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.

Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования на Руси Масленицы.

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Музыка в годы войны.

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Воплощать художественно-образное содержание народного творчества в песнях.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации.

Размышлять о роли музыки в жизни человека.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам прошлого в пении.

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;


4. «Наша Родина. Героическая и патриотическая» (4 ч.)

Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хор «Вставайте. Люди русские!» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский».

Музыкально- патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К.Рылеева и М.Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического.

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Музыка в годы войны.

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.

Сравнивать произведения разных жанров на основе критериев, заданных в учебнике.

Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах.

-постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;


5. «Музыка-живопись-поэзия» (1 ч.)

Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов.

Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов.

«Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки и в передаче портрета героя произведения, его характера.

Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.

Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу да гамба, гитару, а также узнавать на слух звучание этих инструментов.

восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;


6. «Великие композиторы, великие произведения» (3 ч.)

Музыка на Руси. Сочетание русской народной песенности и профессионального музыкального искусства в творчестве М.Глинки.

Мир сказочных образов, игр, забав в музыке для детей. Идея борьбы добра и зла в опере сказке С.Прокофьева « Любовь к трем апельсинам»

Рассуждать об отечественной музыке с учетом критериев, приведенных в учебнике.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры: узнавать на слух их тембровую окраску.

Сравнивать различные музыкальные интонации.

Различать маршевость в музыке.

-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства


7. «Жанры музыки» (4 ч.)

Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С.Прокофьев «Петя и волк»

Узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры: узнавать на слух их тембровую окраску.

Сравнивать различные музыкальные интонации.

Различать маршевость в музыке.

восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;


8. «Музыкальные инструменты. Виды оркестров.3 ч.)

Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое звучание.

Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.

Узнавать по изображению инструменты, составляющие группу струнных смычковых; определять их выразительные особенности.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.


развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;


9. «Музыкальное исполнительство» (3 ч.)

Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения.

Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами – С.Рихтером, Д.Ойстрахом, И. Козловским. Прослушивание произведений в их исполнении.

Знакомство по изображению с ведущими концертными залами мира – Большим залом Московской консерватории, Санкт-Петербургской филармонией (Россия), Карнеги-холл (США). Знакомство с жанром концерта.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей.

Узнавать по изображению концертные залы мира

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества;

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;


10. «Основы музыкальной грамоты» (5 ч.)

Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития.

Знакомство с музыкальной формой рондо: история возникновения, строение, характер содержания.

Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами.

Знаки препинания в русском языке и в музыке. Их смысловое соотношение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов.

Распознавать художественный смысл вариационной формы.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций в рамках произведений.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;


11. Духовная музыка (2 ч.)

Колокольные звоны на Руси. Их значение в жизни человека.

образную природу музыкального искусства;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций в рамках произведений.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;










Тематическое планирование для 4 класса ФГОС

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Планируемые результаты


1. «Природа в музыке» (2 ч.)

Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э.Грига.

Отражение явления белых ночей в произведениях искусства: прозе, поэзии, музыке. Соотнесение и сравнение образов художественных произведений.

Выявлять характерные черты свойства музыки Э.Грига;

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.

Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа.


Определять жизненную основу музыкальных интонаций в рамках произведений.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

2. «Сказочные и былинные образы в музыке» (2 ч.)

Народный танец-шествие карнавал. Карнавал в Италии.Тема карнавала в произведении Р.Шумана ( на примере пьесы Р.Шумана « Арлекин» и «Пьеро». Психология образа в романсе К.Дебюсси «Пьеро»;

Воплощение сказочных (фантастических) образов подводного царства в музыке. Сравнение музыкальных образов – Н.Р.-Корсакова «Шествие чуд морских» и Р.Щедрин «Золотые рыбки» - с точки зрения воплощения в них процесса и результата музыкального развития.

Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

Сравнивать музыкальные произведения по заданным в учебнике критериям;

Анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведения в соответствии с критериями, предложенными в учебниками.

-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной;

понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;


3. «Наша Родина. Героическая и патриотическая» (4 ч.)

Образы России в творчестве русского композитора С.Рахманинова. Отражение темы Родины в его произведениях;

Полисемичность слова дорога. Духовные и исторические события в «памяти» русских дорог. Отражение темы дороги в произведениях искусства.

Москва – крупнейший исторический, научный и культурный центр России и в мире. Страницы истории связанные с Москвой.

Гимн Российской Федерации – звучащий символ государства. Знакомство с жанром гимна, характером его содержания и исполнения.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого;

Знать гимн России.

формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной;

понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях

4. «Музыка-живопись-поэзия» (3 ч.)

Витражи в области изобразительных искусств и в музыке. Эффекты «музыкального» витража в музыке О.Мессиана. Игра красок в музыке органного цикла Мессиана «Рождество Господне»;

Претворение мифа о Прометее в поэме огня А.Скрябина «Прометей» Прометеев аккорд. Воплощение «громадного лучезарного подъема» средствами симфонического оркестра и хора.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в рисунках;

Анализировать стилистические особенности.

-- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края,

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;


5. «Великие композиторы, великие произведения» (11 ч.)

Гений мировой музыкальной культуры Ф.Шопен. Фортепиано в творчестве Шопена. Знакомство с польским народным танцем краковяк.


Национальный польский танец полонез: его происхождение, условия бытования и исполнения на примере полонеза «Прощание с Родиной» М.Огиньского, и полонез М.Глинки из оперы « Жизнь за царя»;

Италия – страна-хранительница величайших культурно-исторических ценностей. Италия – родина оперы, родина бельканто. Чудо - город Венеция. Музыкальное посвящение М. Глинки;

Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж.Верди в годы оккупации австрийскими войсками. Стремление к свободе, призыв к борьбе;

Австрия – крупнейший музыкальный центр Европы. Композиторы – венские классики:Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. расцвет ряда жанров в творчестве. Знакомство с жанром квартета.

Лирические образы в музыке В.Моцарта. Роль мелодического начала в его сочинениях;

Героико-драматический пафос музыки Л.Бетховена. Фортепиано ведущий солирующий инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты;

Важнейшие вехи жизни и творчества Ф.Шуберта. Знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Шуберта. Знакомство с простой двухчастной формой в музыке. Особенности её строения;

Содержательные особенности композиторского творчества И.Баха. Роль и место органа в музыке Баха. Органные импровизации;

Темы и персонажи в произведениях искусства Норвегии. Содержательные особенности творчества Э.Грига.


Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира;



Сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра;




Распознавать особенности музыкальной речи на примере творчества Верди;

Узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные сочинения;



Наблюдать и оценивать богатство музыкального мира ( на примере произведений композиторов – классиков);



Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Моцарта.

Наблюдать за интонационной образностью музыкальных произведений;

Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Бетховена.


Различать песенные и танцевальные истоки в музыкальных произведениях Шуберта;

Распознавать художественный смысл простой двухчастной формы;

Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Баха;

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Грига;

Определять по музыкальным фрагментам сочинения композиторов и называть их авторов.


формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края,

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
















-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народ развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

6. «Жанры музыки» (4 ч.)

Знакомство с жанром мюзикла : специфика содержания, особенности композиторского строения.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Воплощать в звучании голоса настроения, выраженные в музыке. Инсценировать фрагменты мюзикла.

-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях

7. «Музыкальные представления» (4 ч.)

Культурно исторические памятники Парижа. Музыкальный Париж: многообразие стилей и жанров. Роль песни в исполнительском творчестве Э.Пиаф.

Знакомство по изображениям и материалам учебника с представителями творческого объединения «Могучая кучка»;

Воссоздание истории, быта, обрядов и праздников украинского народа в музыке. Знакомство с украинским танцем гопаком, а также украинским инструментом бандурой.

Белорусская народная музыка: её характер, условия бытования. Музыка Белоруссии, посвященная событиям Второй мировой войны. Знакомство с белорусским народным инструментом цимбалами.

Воплощение восточных сказок, песен и плясок в творчестве композиторов « Могучей кучки»;

Знакомство с жанром ноктюрна: значение слова ноктюрн, особенности содержания;

«Революционный» этюд Ф.Шопена как пламенный отклик на события национально-освободительного восстания в Польше 1830 г.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;


Определять по изображениям имена композиторов- членов «Могучей кучки»;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове;

Исполнять мелодии народных песен в современных стилях (хип-хоп, диско);








Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.


Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.






-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народ развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

8. «Музыкальные инструменты. Виды оркестров.(4 ч.)

Группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Тембровые особенности звучания инструментов симфонического оркестра;

Рождение джаза а Америке. Ритм как первооснова джазовой музыки. Претворение джазовых интонаций, тембров в опере Дж.Гершвина «Порги и Бесс».

Наблюдать за развитием музыкального образа, представленного в звучании различных музыкальных инструментов симфонического оркестра;

Импровизировать при воплощении музыкального образа;

Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке.

-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной;

понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народ развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические.

Для решения поставленных задач кабинет музыки необходимо оснастить соответствующим оборудованием:


Обеспечение

Необходимое оборудование

Дополнительные средства

ТСО

музыкальный центр,
- телевизор, видеоплеер,
- фортепиано,
- детские музыкальные инструменты
- народные музыкальные инструменты
- синтезатор
- компьютер

- проектор,


- комплект детских синтезаторов для учащихся.

Печатные пособия


- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
- примерная программа общего начального образования по музыке;
- программа «Музыка» для начальных классов «К вершинам музыкального искусства»;
- комплект учебников для учащихся;
- комплект музыкальных альбомов для учащихся;
- нотные хрестоматии музыкального материала к программе;
- методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе;
- наглядные пособия (графические партитуры и плакаты) с записью музыки изучаемых произведений;
- сборники народных и композиторских песен и хоров, инструментальных пьес;
- плакаты с нотным и поэтическим текстом Гимна России, текстами исполняемых по программе песен и оперных фрагментов;
- атлас музыкальных инструментов;
- портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.


- пособия, раскрывающие вопросы содержания программы, организации музыкально-творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время;
- методические журналы по педагогике искусства: «Искусство в школе», «Музыка в школе»;
- фортепианные переложения изучаемых оперных и симфонических произведений;
- репродукции картин и тексты литературных произведений, привлекаемых для изучения отдельных тем программы.

Цифровые ресурсы

- Фонохрестоматия музыкального материала к программе для учителя;
- фонохрестоматия музыкального материала к программе для учащихся;
- компакт-диски с аудио и видеозаписями опер, балетов, мюзиклов, концертных исполнений симфонических и камерных произведений, музыкального фольклора разных народов России.

- видеофильмы о жизни и творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
- видеофильмы о выдающихся исполнителях и музыкальных коллективах мира;
- видеофильмы об истории развития классических музыкальных инструментов;
- видеофильмы о народных музыкальных инструментах;
- видеоматериалы предъявления результатов проектной деятельности школьников (исполнительской и исследовательской).




Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-94классы» авторов В.В.Алеева Т.И.Науменко, Т.И.Кичак:

  • Программа «Музыка 1-4 классы, М., ДРОФА, 2012г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 1-4 класс», М., дрофа, 2012г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 1-4 класс», М., Просвещение, 2009г

  • В.В.Алеев «Музыка. 1-4 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,1дрофа, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 1-4 6класс», М., 1дрофа, 2014г.


MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

6.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

7.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 1-4 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.








Приложение

Календарно - тематическое планирование для 1 класса ФГОС

Тема года: « Музыка, музыка всюду нам слышна»



Раздел

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения


Плановая

Фактическая

Примечание



1 четверть «Звуки музыки»





1.

Музыка-живопись-поэзия

«Нас в школу приглашают задорные звонки» - экскурсия

1

08.09-09.09



2.

Великие композиторы, великие произведения

«Музыка, музыка всюду нам слышна» (дид.игра)

1

12.09-16.09



3.

Музыка-живопись-поэзия

«Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку» (дид.игра)

1

19.09-23.09



4.

Природа в музыке

«Краски осени» -экскурсия(1ч)

2

26.09-30.09

03.10-07.10



5.

Природа в музыке

« Что ты рано осень в гости к нам пришла»

1

10.10-14.10



6.

Основы музыкальной грамоты

«Музыкальное эхо»

1

17.10-21.10



7.

Наши любимые праздники

«Мои первые в жизни каникулы»

2

24.10-18.10

07.11-11.11





2 четверть «Звуки музыки»





8.

Жанры музыки

«Встанем скорее в круг, друзья, пора танцевать»

1

14.11-18.11



9.

Жанры музыки

«Ноги сами в пляс пустились»

1

21.11-15.11



10

Музыкальные инструменты, виды оркестров

«Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов.

1

28.11-02.12



11.

Жанры музыки

«Марш деревянных солдатиков»

1

05.12-09.12



12

Великие композиторы, великие произведения

«Детский альбом» П.И.Чайковского

1

12.12-16.12



13.

Сказочные и былинные образы в музыке

«Волшебная страна звуков. В гостях у сказки»

1

19.12-23.12



14.

Наши любимые праздники

«Новый год! Новый год, закружился хоровод»

1

26.12-28.12





3 четверть «В царстве госпожи мелодии» 10





15.

Наши любимые праздники

«Зимние игры»

2

12.01-13.01

16.01-20.01



16.

Основы музыкальной грамоты

«Водят ноты хоровод»

1

23.01-27.01



17.

Сказочные и былинные образы в музыке

«Кто-кто в теремочке живет»

1

30.01-03.02



18.

Наши любимые праздники

«Веселый праздник Масленица»

2

06.02-10.02



19.

Основы музыкальной грамоты

«Где живут ноты?»

1

20.02-24.02



20.

Природа в музыке

«Весенний вальс»

1

27.02-03.03



21.

Музыка-живопись-поэзия

«Природа просыпается»

1

06.03-10.03



22.

Музыкальное исполнительство

«В детском музыкальном театре»

1

13.03-18.03





4 четверть «В царстве госпожи мелодии»





23.

Музыка-живопись-поэзия

«Мелодии и краски весны»

1

03.04-07.04



24.

Музыка-живопись-поэзия

«Мелодии дня»

1

10.04-14.04



25.

Музыка-живопись-поэзия

«Музыкальные инструменты. Тембры краски»

1

17.04-21.04



26.

Музыкальное исполнительство

«Легко ли стать музыкальным исполнителем»

1

24.04-28.04



27.

Музыкальное исполнительство

«На концерте»

1

01.05-05.05



28.

Музыкальное исполнительство

«Но на свете почему-то торжествует доброта»

2

08.05-12.05

15.05-19.05



29.

Музыкальное представление

«давайте сочиним оперу»

1

22.05-27.05





Итого часов:

33











Календарно - тематическое планирование для 2 класса ФГОС

Тема года: «Музыкальная прогулка»



Название темы

Кол-во часов

Дата проведения


плановая

фактическая

примечания



1 четверть «Звуки музыки»





1.

Природа в музыке

«Прогулка»

1

01.09-03.09



2.

Музыка –живопись-поэзия

«Картинки с выставки»

1

08.09-10.09



3.

Наши любимые праздники

«Осенины»

1

12.09-17.09



4.

Сказочные и былинные образы в музыке

«Композитор-сказочник Н.А.Римский-Корсаков»

1

19.09-24.09



5.


«В оперном театре»

1

26.09-01.10



6.

Природа в музыке

«Осень-поэт, художник, композитор»

1

03.10-07.10



7.

Основы музыкальной грамоты

«Весело - грустно»

2

10.10-14.10

17.10-21.10



8.

Жанры музыки

«Озорные частушки»

1

24.10-28.10





2 четверть «Выразительность музыки»





9.

Музыка –живопись-поэзия

«Мелодия – душа музыки»

1

07.11-11.11



10.

Великие композиторы

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт»

1

14.11-18.11



11.

Основы музыкальной грамоты

«Музыкальная интонация»

1

21.11-25.11



12.

Основы музыкальной грамоты

«Ноты долгие и короткие»

1

28.11-02.12



13.

Музыкальные инструменты, виды оркестра

«Величественный орган»

1

05.12-09.12



14.

Жанры музыки

«Балло» - означает танцую»

1

12.11-16.12



15.

Сказочные и былинные образы в музыке

Рождественский балет П.И.Чайковского «Щелкунчик»

1

19.12-23.12

26.12-28.12





3 четверть «Куда ведут нас три кита?»





16.

Природа в музыке

«Зима–поэт, художник, композитор»

1

12.01-13.-1



17.

Основы музыкальной грамоты

«Для чего нужен музыкальный размер?»

2

16.01-20.01

23.01-27.01



18.

Жанры музыки

«Марш Черномора»

1

30.01-03.02



19.

Жанры музыки

«Инструмент – оркестр. Фортепиано»

1

06.02-10.02



20.

Основы музыкальной грамоты

Музыкальный аккомпанемент»

1

13.02-17.02



21.

Наши любимые праздники

«Праздник бабушек и мам»

1

20.-2-24.02



22.

Великие композиторы

«Снегурочка - весенняя сказка Н.А.Р.-Корсакова»

2

27.02-03.03

06.03-10.03



23.

Основы музыкальной грамоты

«Диезы, бемоли и бекары»

1

13.03-17.03



24.

Музыкальные представления

«Где это видано» (смешные истории о музыке)

1

20.03-24.03





4 четверть «Что такое музыкальная речь?»





25.

Природа в музыке

Весна: поэт, художник, композитор»

1

03.04-07.04



26.


«Звуки – краски»

1

10.04-14.04



27.

Музыкальные инструменты, виды оркестра

«Звуки клавесина»

1

17.04-21.04



28.

Музыкальные инструменты, виды оркестра

«Тембры краски»

1

24.04-28.04



29.

Музыкальные инструменты, виды оркестра

«Эту музыку легкую, называют эстрадною»

1

01.05-05.5



30.

Музыкальные представления

«Музыка в детских кинофильмах»

1

08.05-12.05

15.05-19.05



31.

Музыкальные представления

«Музыкальные театры мира»

1

22.05-26.05





Итого часов:

34








Календарно - тематическое планирование для 3 класса ФГОС

Тема года «О чем рассказывает музыка»


Раздел


Название темы

Кол-во часов

Дата проведения


плановая

фактическая

примечания



1 четверть «Звуки музыки»

9




1.

Природа в музыке

«Картины природы в музыке»

1

01.09-02.09



2.

Духовная музыка

«Может ли музыка «нарисовать» портрет

1

05.09-09.09



3.

Сказочные и былинные образы в музыке

«В сказочной стране гномов»

1

12.09-16.09



4.

Основы музыкальной грамоты

«Многообразие в единстве вариации»

1

19.09-23.09



5.

Сказочные и былинные образы в музыке

«Дела давно минувших дней»

1

26.09-30.09



6.

Сказочные и былинные образы в музыке

«Там русский дух, там Русью пахнет»

1

03.10-07.10



7.

Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»

1

10.10-14.10



8.

Музыкальные инструменты

«Бег по кругу»

1

17.10-21.10

24.10-28.10












2 четверть «Звуки музыки» 7





9.

Основы музыкальной грамоты

«Какими бывают музыкальные интонации»

3

07.11-11.11

14.11-18.11

21.11-25.11



10.

Основы музыкальной грамоты

«Знаки препинания в музыке»

1

28.11-02.12



11.

Природа в музыке

«Мороз и солнце; день чудесный»

1

05.12-09.12



12.

Наши любимые праздники

«Рождество Твое, Христе Боже наш»

2

12.12-16.12

19.23.-23.12





3 четверть «Звуки музыки» 10





13.

Духовная музыка

«Колокольные звоны России»

1

12.01-13.01



14.

Наши любимые праздники

«Музыка в храме»

1

16.09-20.01



15.

Великие композиторы

«М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки»

1

23.01-27.01



16.

Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.

«Что такое патриотизм»

1

30.01-03.02



17.

Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

1

06.03-10.02



18.

Наши любимые праздники

«Прощай, Масленица»

1

13.02-17.02



19.

Жанры музыки

«Музыкальная имитация»

2

20.02-24.02

27.02-03.03



20.

Жанры музыки

«Композиторы детям»

1

06.03-10.03



21.

Музыка-живопись-поэзия

«Картины, изображающие музыкальные инструменты»

1

13.03-17.03



22.

Жанры музыки

«Жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана

1

20.02-24.03





4 четверть «Звуки музыки» 7





23.

Музыкальные инструменты

«Струнные смычковые инструменты»

2

03.04-07.04

10.04-14.04



24.

Великие композиторы

«С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

2

17.04-21.04



25.

Наша Родина. Героическая и патриотическая тема.

«Вечная память героям. День Победы»

1

24.04-28.04



26.

Музыкальное исполнительство

«Легко ли быть музыкальным исполнителем»

1

01.05-05.05



27.

Музыкальное исполнительство

«Выдающие музыкальные исполнители»

1

08.05-12.05

15.05-19.05



28.

Музыкальное исполнительство

«Концертные залы мира»

1

22.05-16.05





Итого часов:

34







Календарно - тематическое планирование для 4 класса ФГОС

Тема года: «Музыкальное путешествие»



Раздел


Название темы

Кол-во часов

Дата проведения


план

фактически

примечания



1 четверть





1.

Наша Родина. Героическая и патриотическая

«Россия – любимая наша страна..»

1

01.09-03.09



2.

Жанры музыки

«Великое содружество русских композиторов»

2

05.09-09.09

12.09-17.09



3.

Жанры музыки

«Тема востока в творчестве русских композиторов»

1

19.09-24.09



4.

Музыкальное представление

«Музыка Украины»

1

26.09-01.10



5.

Музыкальное представление

«Музыка Белоруссии»

1

03.10-08.10



6.

Великие композиторы. Великие произведения

«Музыкант из Желязовой Воли»

1

10.10-15.10



7.

Великие композиторы. Великие произведения

«Блеск и мощь полонеза»

1

17.10-22.10



8.

Музыкальное представление

«Музыкальное путешествие в Италию»

1

24.10-28.10





2 четверть





9.

Великие композиторы. Великие произведения

«Народный композитор Италии Джузеппе Верди»

1

07.11-12.11



10.

Великие композиторы. Великие произведения

«Музыкальная Австрия»

1

14.11-19.11



11.

Великие композиторы. Великие произведения

«Знаменитая сороковая»

1

21.11-26.11



12.

Великие композиторы. Великие произведения

«Героические образы Бетховена»

1

28.11-03.12



13.

Великие композиторы. Великие произведения

«Песни и танцы Шуберта»

1

05.12-10.12



14.

Великие композиторы. Великие произведения

«Не ручей имя ему – море!»

1

12.11-17.12



15.

Природа в музыке

«Суровая красота Норвегии» музыка Э.Грига

1

19.12-24.12





3 четверть





16.

Наша Родина. Героическая и патриотическая

«Так полюбил я древние дороги»

1

12.01-13.01



17.

Великие композиторы. Великие произведения

«Ноктюрны Ф.Шопена

1

16.01-21.01



18.

Великие композиторы. Великие произведения

«Музыка Шопена – это пушки прикрытые цветами»

1

23.01-28.01



19.

Сказочные и былинные образы в музыке

«Арлекин и Пьеро»

1

30.01-03.02



20.

Сказочные и былинные образы в музыке

«В подводном царстве»

1

06.02-11.02



21.

Музыка – живопись- поэзия

«Цвет и звук: музыка Витража»

1

13.02-18.02



22.

Музыка – живопись- поэзия

«Вознесение к звездам»

1

20.02-25.02



23.

Музыкальные инструменты. Оркестр

«Симфонический оркестр»

1

27.02-04.03

06.03-11.03



24.

Музыка – живопись- поэзия

Поэма огня «Прометей»

1

13.03-18.03



25.

Великие композиторы. Великие произведения

«Жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана

1

20.03-25.03





4 четверть





26.

Музыкальные инструменты. Оркестр

«Джазовый оркестр»

1

03.04-08.04



27.

Жанры музыки

«Что такое мюзикл?»

1

10.04-15.04



28.

Музыкальное представление

«Под небом Парижа»

1

17.04-22.04



29.

Природа в музыке

«Петербург. Белые ночи»

1

24.04-29.04



30.

Наша Родина. Героическая и патриотическая

«Москва…Как много в этом звуке»

1

01.05-06.05

08.05-13.05



31.

Наша Родина. Героическая и патриотическая

«Россия – священная наша держава, Россия –любимая наша страна»

1

15.05-20.05

22.05-27.05


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!