СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 12 класса слабослышащих

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение  по данной программе решает следующие задачи:

 -   практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни;

-   формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;

-   повышение общего уровня развития учащихся;

-   помощь учащимся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;

-   формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;

-всестороннее формирование личности школьника;

-становление и развитие процесса самопознания;

- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;

-формирование полноценной речевой деятельности через овла­дение речью как средством общения;

-накопление и анализ знаний, умений, опыта социального пове­дения и регуляция собственного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 12 класса слабослышащих»

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка"

для 12 класса.


Пояснительная записка

Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реали­зация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения, опытом социально­го поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.

Обучение по данной программе решает следующие задачи:

- практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни;

- формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;

- повышение общего уровня развития учащихся;

- помощь учащимся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;

-всестороннее формирование личности школьника;

-становление и развитие процесса самопознания;

- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;

-формирование полноценной речевой деятельности через овла­дение речью как средством общения;

-накопление и анализ знаний, умений, опыта социального пове­дения и регуляция собственного поведения.

Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии слабослышащих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в бли­жайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскур­сий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладе­вают культурой общества, у них формируется система нравствен­ных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоцио­нального поведения.

Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, ко­торые испытывает ребенок с нарушением слуха, влияют на форми­рование его личностных качеств, содержание нового курса преду­сматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе «я — общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуще­ствляется формирование самосознания школьника.

В условиях специальной школы-интерната первые представления об окружающем мире дети получают в под­готовительном, I—II классах на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Эти представления уточняются и закрепляются как в естественных, так и в специально созданных условиях.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачами школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

  • творческого отношения к домашнему труду;

  • накопление и развитие представлений об окружающем мире - обществе;

  • коррекция произношения и РСВ.


Контроль учебно-познавательных достижений обучающихся осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: контрольные опросы, самостоятельные работы, тесты.

Тематические планы данной программы носят примерный характер, предлагают вариативность в зависимости от уровня подготовленности класса, что отражается в календарно-тематических планах.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 12 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Цель – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:

 формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни;

 коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности).

 развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.

Обоснование места учебного предмета в учебном плане.

Основной задачей обучения детей с нарушением слуха, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети с нарушением слуха. При обучении задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социально и бытовых навыков, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей. Обучение учащихся с нарушением слуха носит практическую направленность, требующую от обучающихся усвоения и применения элементарных правил. Обучающиеся с нарушением слуха имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных детей. Содержание обучения для детей с нарушением слуха базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. Реализуется обучение в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания в специальной (коррекционной) школе, даже минимальный объем знаний, соответствующие дидактическому принципу научности. При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию необходимо предлагаемый учебный материал сделать понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей. С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке. Личностные и предметные результаты освоения конкретного предмета. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение по СБО невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами. В результате освоения предметного содержания курса СБО у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса СБО выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения курса являются:

1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

 коррекционно – обучающую;

 коррекционно – развивающую;

 коррекционно – воспитательную;

 воспитание положительных качеств личности;

 развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция – развитие памяти;

- коррекция – развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств; - формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи:

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по СБО, который доступен большинству школьников.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.



Межпредметные связи:

 СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

 СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

 СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

 СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

 СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.




Содержание программы по СБО 12 класс ( 1 час в неделю. Всего 34 часа).


Глава 1. Личная гигиена (3 часа) . Правила здорового образа жизни. Вред курения и алкоголя. Вред наркотиков.

Практические работы. Просмотр учебных фильмов о вреде курения, алкоголя, наркотиков и токсических веществ.



Глава 2. Одежда и обувь (2 часа).

Варианты обновления одежды. Выведение мелких пятен. Утюжка фасонной одежды.

Практические работы.

-выведение пятен в домашних условиях со строжайшим соблюдением безопасности. Приёмы утюжки фасонной одежды.

Глава 3. Бюджет семьи (3 часа).

Государственное страхование (обязательное, накопительное). Кредит. Оформление кредита. Экскурсия в сбербанк.

Практические работы.

Экскурсия в сбербанк для ознакомления с видами деятельности этого учреждения.

Глава 4. Торговля (3 часа).

Комиссионный магазин. Промтоварный рынок. Отделы рынка. Сравнение цен.

Практические работы.

Экскурсия на рынок. Выявление системы расположения  продаваемых товаров;

-сравнение рыночных цен и в магазинных на одно и тоже название товара.



Глава 5. Культура поведения (2 часа).

Правила общежития. Приём гостей.

Практические работы.

Сюжетно-ролевая игра "Вечеринка."



Глава 6.Семья и семейные отношения (3 часа).

Взаимоотношения в семье. Формы организации досуга и отдых в семье. Семейные традиции.

 

Глава 7. Трудоустройство (10 часов).

Ситуация выбора после окончания 12 класса. Краткая характеристика рабочих мест. Трудоустройство. Временная и постоянная занятность. Трудовой договор. Трудовой стаж. Временные работы. Конституция Российской Федерации. Права инвалидов. Рекомендации учителя. Обобщение пройденного материала.

Практические работы.

-экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству;

-знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы;

-составление деловых бумаг: заявления, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.


Глава 8. Питание (4 часов).

Диетическое питание. Рецепты приготовления диетического питания. Приготовление диетических салатов. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола.

Практические работы.

-работа с литературой;

-подбор рецептов диетического питания;

-составление меню диетического питания на день;

-составление меню праздничного стола и сервировка его.



Глава 9. Медицинская помощь (2 часа).

Листок нетрудоспособности.

Тестирование.





Требования к результатам обучения


№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Результаты обучения

обучающиеся должны знать

обучающиеся должны уметь

1

Личная гигиена.

3

-о вреде алкоголя, курения, наркотиков и токсичных веществ.

-корректно отказаться от первых папирос, глотка алкоголя;

-отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.

2

Одежда и обувь.

2

-гарантийные сроки носки;

-способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

-средства выведения пятен с одежды в домашних условиях;

-общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен.

-выведение пятен в домашних условиях со строжайшим соблюдением безопасности.

3

Бюджет семьи.

3

-виды и цели сбережений;

-виды и цели страхования;

-виды кредитов;

-соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в сбербанк.


4

Торговля

3

-рынок, его виды;

-основные отличия его от магазина;

-правила поведения на рынке;

-права покупателя на рынке;

-цены на основные промышленные товары;

-назначение комиссионного магазина, его особенности.

-выбрать месторасположение нужных товаров;

-выбрать продукцию в соответствии с её качеством и ценой.


5

Культура поведения.

2

-правила поведения в обществе – правила приема гостей (правила хозяев при встрече и расставании, во время визита).

-встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма их;

-анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

6

Семья и семейные отношения.

3

-основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;


-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

-выполнять морально – этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);

7

Трудоустройство.

10

-учреждения и отделы по трудоустройству;

-местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;

-виды документов, необходимых для поступления на работу;

-правила перехода с одной работы на другую;

-перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

-написать заявление о принятии на работу, о переходе с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию;

-заполнить анкету;

-составить заявки на материалы, инструменты;

-написать расписку, докладную записку.


8

Питание.

4

-значение диетического питания;


-составить меню диетического питания на день;

-составить меню праздничного стола;

-выполнить сервировку праздничного стола.

9

Медицинская помощь.

2

-условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.







Учебно-тематический план.



п/п




Название раздела, темы




Количество часов рабочей программы



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Личная гигиена.

Одежда и обувь.

Бюджет семьи.

Торговля.

Культура поведения.

Семья и семейные отношения.

Трудоустройство.

Питание.

Медицинская помощь.

Всего:

3

2

3

3

2

3

10

4

2

32






Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 12–го класса.



Учащиеся должны знать:

-о вреде алкоголя, курения, наркотиков и токсичных веществ;

-гарантийные сроки носки;

-способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

-средства выведения пятен с одежды в домашних условиях;

-общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен;

-виды и цели сбережений;

-виды и цели страхования;

-виды кредитов;

-рынок, его виды;

-основные отличия его от магазина;

-правила поведения на рынке;

-права покупателя на рынке;

-цены на основные промышленные товары;

-назначение комиссионного магазина, его особенности.

-правила поведения в обществе – правила приема гостей (правила хозяев при встрече и расставании, во время визита);

-основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;

-учреждения и отделы по трудоустройству;

-местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;

-виды документов, необходимых для поступления на работу;

-правила перехода с одной работы на другую;

-перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

-значение диетического питания;

-условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.



Учащиеся должны уметь:

-корректно отказаться от первых папирос, глотка алкоголя;

-отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость;

-выведение пятен в домашних условиях со строжайшим соблюдением безопасности;

-соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в сбербанк;

-выбрать месторасположение нужных товаров;

-выбрать продукцию в соответствии с её качеством и ценой;

-встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма их;

-анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

-выполнять морально – этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);

-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

-написать заявление о принятии на работу, о переходе с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию;

-заполнить анкету;

-составить заявки на материалы, инструменты;

-написать расписку, докладную записку.;

-составить меню диетического питания на день;

-составить меню праздничного стола;

-выполнить сервировку праздничного стола.



Литература.

1.Программы (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В,В, Воронковой 5-9 классы, Москва,"ВЛАДОС".,2010 год.

2.Социально-бытовая ориентировка.5-9 классы: контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания / авт.-сост. С.П. Дерябина. -Волгоград: Учитель, 2003.-98с.

3.Одежда для работы и отдыха М. «Ромэн» 1994.

4.Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5-9 классы .-М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-55С.

5.Юдин А.М. «Химия в нашем доме». М. «Химия»1990.

6.В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка для учащихся 5-9 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., В, Владос,2011г.

7.Плакаты.

8.Средства ИКТ.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!