СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по природоведению про программе восьмого вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по природоведению составлена и ориентирована на 5 класс, обучающихся по программе восьмого вида коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по природоведению про программе восьмого вида»



Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по природоведению ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата адресована всем заинтересованным сторонам и направлена на удовлетворение потребностей в качественном образовании на основе совместного согласования позиций по решению актуальных образовательных проблем: обучающимся 5 класса со сложной структурой дефекта; родителям для информирования о целях, содержании, организации, предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности; педагогам для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы, принятия управленческих решений, регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Особенность по отношению к ФКГОС ООО и СОО. Образовательная программа по природоведению для обучающихся 5 класса основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная программа, составленная на основе: Приказа МО России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы», которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В данном классе обучаются учащиеся с основным диагнозом ДЦП, из них: четверо с интеллектуальной недостаточностью, четверо с СНР различной степени, с нарушением письма, речи, зрения, слуха и внимания. С учетом вышеперечисленных осложнений основного диагноза (НОДА) и индивидуальных особенностей развития обучающихся составлена настоящая адаптированная рабочая программа, предусматривающая обучение по курсу предмета «Природоведение».

Концепция программы. В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. В Программе предусмотрены виды работ, направленные на развитие и коррекцию речи, памяти, внимания, временных представлений, пространственного восприятия, восполнение интеллектуальной недостаточности путем выполнения практических и творческих заданий. Также предусматриваются индивидуальные и разноуровневые задания. Данный подход в изучении предмета «Природоведение» позволяет обучающимся усвоить учебный материал с наименьшими психологическими нагрузками, что является необходимым условием при обучении детей с диагнозом ДЦП.

Обоснованность. Изучение природоведения направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических и исторических знаний. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.

Данный учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание».

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

-  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

-   развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-   применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.

Первые природоведческие знания учащиеся получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной  школы  формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся со временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

В процессе изучения окружающего мира у обучающихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека, развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Курс « Природоведение » не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Предполагаемые результаты:

Практика взаимодействия с окружающим миром:

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются умения:

  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюст­рациях учебника;

  • пересказывать материал с опорой на нагляд­ность, по заранее составленному плану;

  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

  • понимать и устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Учащиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

  • что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

  • чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Учащиеся должны уметь:

  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

  • устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.



Общая характеристика учебного предмета, курса


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1.- 224 с.

- Учебного плана ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 2016-2017 учебный год;

В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

-  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

-   развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-   применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Основными задачами курса « Природоведение » являются:

  1. расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

  2. обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно – практической и продуктивной деятельности;

  3. систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

  4. уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

  5. улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

  6. активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);

  7. систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по природоведению, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и отводится определенное время на уроке.

Одной из задач курса « Природоведение » является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.

Курс « Природоведение » решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы,      Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.

В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.

В  процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.

При изучении растительного и животного мира в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.

Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

   Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Природоведение – это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах. Данный учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание».

Рабочая программа в соответствии с Учебным планом ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассчитана на 34 учебных недель (в соответствии с расписанием)

5в класс – 1 час в неделю – 34 часа в год.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.



Критерии оценивания знания учащихся


При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя.

Отметка «5» ставится ученику, если он:

Понимает задание с второго – третьего раза, осуществляет перенос заданий на другой материал. Помощь стимулирующая. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать ответ, привести пример из прослушанного текста. Допускает незначительные неточности, оговорки, не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик, в основном, последователен в изложении учебного материала. Может сделать правильный выбор из альтернативного вопроса. Ориентируется на карте с незначительной помощью учителя. Практическую работу выполняет с незначительной помощью учителя. Возможна рефлексия урока (с помощью учителя).

Отметка «4»:

Обнаруживает понимание пройденного материала. Понимает задание с третьего-четвертого раза, принимает помощь (направляющую), адекватно использует дидактический материал. Осуществляет перенос задания на другом материале, но воспринимает его как новое. Дает ответы, отражающие понимание смысла задания. Делает ошибки при формулировании отдельных понятий и применении полученных знаний в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Ориентируется на карте с помощью учителя. Практическую работу выполняет с помощью учителя, допуская незначительные ошибки. Рефлексия урока возможна с помощью учителя.

Отметка «3»:

Обнаруживает понимание отдельных компонентов учебной темы. Может с помощью наводящих вопросов учителя сделать выбор из двух-трех альтернативных вариантов ответа. Последовательность событий отражает с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи, не замечает их и самостоятельно не исправляет. Нуждается в постоянной помощи учителя. Перенос задания на другой материал осуществляет с 4-5-ой попытки. Не ориентируется на карте, практическую работу выполняет только с помощью учителя. К адекватной рефлексии не способен.





Содержание тем учебного курса «Природоведение»

5 «В» класс – 34 часа


Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля

Вселенная

2

Небесные тела: Планеты, звезды. Солнце. Солнечная система. Исследование космоса

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам, просмотр слайдов, презентаций, видеоматериалов

Устный и письменный опрос, тестирование, задания по карточкам, ответы на уроке, практические работы, беседа, записи в тетрадях, пересказ, умения использовать дополнительные источники информации, словарная работа, работа с рисунками и иллюстрациями

Наш дом - Земля

7

Планета Земля. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва. Полезные ископаемые. Свойства воды. Вода в природе. Воды суши. Сезонные изменения. Моря и океаны. Использование и охрана воды.

Растительный мир Земли

6

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие и культурные кустарники. Декоративные и лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений.

Экскурсии для закрепления понятий о деревьях, кустарниках, травах. Видах деревьев.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам, просмотр слайдов, презентаций, видеоматериалов

Животный мир Земли

7

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные. Насекомые. Рыбы. птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки. Кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники.

Человек

5

Как устроен и как работает наш организм. Здоровье человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.

Работа с таблицами, текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам, просмотр слайдов, презентаций.

Есть на Земле страна Россия

6

Россия – Родина моя. Население и народы России. Москва – столица России. Санкт-Петербург. Города России. Золотое кольцо России. Растительный и животный мир России. Охрана природы. Заповедники и заказники. Наш город.

Заочная экскурсия по городам России, заповедникам и заказникам. Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы устно и по карточкам.

Итоговое обобщение

1

Обобщение всего курса «Природоведение»

Ответы на вопросы

Календарно-тематическое планирование

по природоведению в 5 «В» классе


№ п/п

Да-та

Тема урока

Элементы содержания

Деятельность учащихся

Материалы к уроку, ИКТ

Вселенная

1


Небесные тела: планеты, звезды. Солнце. Солнечная система

Планета, звезда, их отличие, примеры. Термины, строение, значение

Работа с рисунками учебника, текстом учебника. Работа по вопросам, в тетради

Ученики, рабочие принадлежно-сти. Иллюстрации, глобус, слова, задание на доске

2


Исследование космоса

Первые космонавты, методы и объекты исследования, луноход

Словарная работа, просмотр видеофрагмента, работа по вопросам

Видеофрагмент иллюстрации, слова

Наш дом - Земля

3


Планета Земля

Характеристика планеты

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в тетради, ответы на вопросы


Дидактичес-кий материал, наглядность, слова

4


Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле

Понятие, состав воздуха. Потребность в чистом воздухе для каждого живого существа, загрязнение воздуха, парки, скверы.

5


Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. Поверхность суши. Горы

Понятия, описание, примеры. Понятие горы, различие гор по высоте, многообразие гор

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в тетради, ответы на вопросы


Дидактичес-кий материал, наглядность, слова

6


Почва. Полезные ископаемые.

Понятие, значение, образование. Термины, значение, классификация, разнообразие и описание полезных ископаемых

Работа по терминам, работа с иллюстрациями

Дидактичес-кий материал, макеты, фотографии, слова. Коллекция П.И., схема на доске

7


Свойства воды. Практическая работа 1. Определение состояний воды. Вода в природе.

Опыты, доказывающие отсутствие вкуса, цвета, запаха, формы, растворитель для некоторых веществ. Три состояния воды в природе, примеры

Работа с рисунками, запись в тетради, работа с презентацией

Дидактичес-кий материал, наглядность, слова. Чайник, вода, разные формы посуды, иллюстрация, лед

8


Воды суши: ручьи, реки. Практическая работа 2. Строение реки. Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Термины, строение, примеры, разнообразие, значение

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, ответы на вопросы

Схема, иллюстрации, слайды

9


Моря и океаны. Использование и охрана воды.

Термины, примеры, разнообразие, использование и охрана

Работа с коллекцией полезных ископаемых, изучение, просмотр, описание, записи в тетради, составление схемы классификации, работа по вопросам

Иллюстрации, слайды, видеофрагмент

Растительный мир Земли

10


Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений

Понятие, примеры, причины, влияющие на обилие и характер растительности. Условия обитания, места произрастания

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в тетради, ответы на вопросы


Дидактичес-кий материал, иллюстрации, видеофраг-мент

11


Части растения. Практическая работа 3. Определение частей растения.

Строение растения. Значение частей растения

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа в тетради, ответы на вопросы


Дидактичес-кий материал, иллюстрации, слайды

12


Деревья, кустарники травы.

Знакомство и отличительные особенности каждого вида растения. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения

Выполнение практической работы, записи в тетради, ответы на вопросы, работа с иллюстрациями и гербарием

Дидактичес-кий материал, иллюстрации, гербарии растений

13


Комнатные растения. Практическая работа 4. Уход за комнатными растениями

Отличительные особенности растений, примеры, правила ухода

Работа с текстом учебника, работа в тетради, ответы на вопросы, работа с гербарием и иллюстрациями

Гербарии, иллюстрации

14


Охрана растений

Значение охраны. Меры охраны. Термины

Работа с текстом учебника, работа в тетради, ответы на вопросы, работа с гербарием и иллюстрациями

Гербарии, иллюстрации

15


Обобщающее повторение по теме «Наш дом Земля. Растительный мир Земли»

Темы раздела

Тестирование

Тесты

Животный мир Земли

16


Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Знакомство с многообразием животного мира, значение для природы и человека. Объяснение мест и условий обитания разных типов животных

Работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы, просмотр видеофрагмента


Видеофраг-мент, иллюстрации

17


Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

Классификация животных по категориям

Просмотр видеофрагмента , работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы, зарисовка в тетради


Дидактичес-кий материал, иллюстрации, видеофраг-мент

18


Насекомые. Рыбы.

Характеристика насекомых. Характеристика рыб

Работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы, просмотр видеофрагмента


Дидактичес-кий материал, иллюстрации, видеофраг-мент

19


Птицы. Звери.

Характеристика птиц. Характеристика зверей

Просмотр видеофрагмента , работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы, зарисовка в тетради

Дидактичес-кий материал, иллюстрации, видеофраг-мент

20


Животные рядом с человеком. Уход за животными в живом уголке. Практическая работа 5. Уход за животными

Перечисление животных, значение для человека, уход за домашними животными. Правила ухода за животными в живом уголке.

Работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы, просмотр видеофрагмента

Дидактичес-кий материал, иллюстрации, видеофраг-мент

21


Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки

Знакомство с птицами, рыбкамиих значение, представители. Знакомство с рыбками, их значение, представители

Просмотр видеофрагмента , работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы, зарисовка в тетради

Дидактичес-кий материал, иллюстрации, видеофраг-мент

22


Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники.

Характеристика собак и кошек, значение для человека, примеры, уход за ними. Значение охраны. Меры охраны. Термины

Работа с иллюстрациями, с текстом учебника, просмотр видеофрагмента

Дидактичес-кий материал, иллюстрации, видеофраг-мент

Человек

23


Как устроен наш организм. Как работает наш организм.

Строение организма. Механизм работы организма

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, схемой, записи в тетради

Таблица, схема на доске, иллюстрации

24


Здоровье человека. Осанка.

Значение, понятие, правила ЗОЖ. Понятие, значение, приемы и упражнения, лечение

Просмотр презентации, работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы

Презентация, иллюстрации

25


Органы чувств. Здоровое питание.

Понятие, примеры, значение, профилактика заболеваний. Понятие, продукты, значение разной категории продуктов

Работа с презентацией, работа по вопросам, кроссворд

Презентация

26


Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

Работа с текстом учебника, с презентацией, записи в тетради

Презентация, слайды

27


Оказание первой медицинской помощи. Практическая работа 6. Первая медицинская помощь

Правила и приемы оказания неотложной и первой помощи, помощь в экстренных ситуациях

Работа с текстом учебника, с презентацией, записи в тетради

Оборудование для практической работы, медицинская аптечка

Есть на Земле страна Россия

28


Россия – Родина моя. Население и народы России.

Границы, столица, местоположение. Состав населения, размещение населения, разнообразие народов, населяющих Россию

Работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы, просмотр презентации

Презентация, иллюстрации, фотографии, слайды

29


Москва – столица России. Санкт-Петербург.

Знакомство с городами, ее местоположением, достопримеча-тельностями города

Просмотр презентации, работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы

Слайды, иллюстрации

30


Города России.

Знакомство с городами, его местоположени-ем, красотой и достопримечательностями. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города России. Новосибирск, Владивосток

Работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы, просмотр презентации

Презентация, иллюстрации, фотографии, слайды

31


Золотое кольцо России.

Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома. Суздаль, Владимир

Просмотр презентации, работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы

Презентация, иллюстрации, слайды

32


Растительный мир России. Животный мир России. Охрана природы. Заповедники и заказники.

Понятие и разнообразие растительного и животного мира. Значение охраны. Меры охраны. Термины

Просмотр презентации, работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы

Презентация, иллюстрации

33


Наш город

Местоположение, знакомство с достопримечательностями, краткая характеристика

Просмотр презентации, работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы

Презентация, иллюстрации

Итоговое обобщение

34


Итоговое обобщение

Материал курса «Природоведе-ние»

Тестирование

Тесты












Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. В.Миронов. Детская энциклопедия: Месяцеслов. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.

  2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2011

  3. О.А. Хлебосолова. Дневник наблюдений по природоведению для классов.


Сайты Интернет:

  1. Каталог сайтов по географии

-http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926

  1. География http://www.geografia.ru/

  2. http://www.tourua.com/ru/maps

  3. http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

  4. http://traditio.ru/wiki/География

  5. http://www.planetolog.ru/

  6. Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml

  7. Путешествия и открытия http://pyty.ru/

http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен занимательной науке - "географии". Здесь можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Иными словами, здесь можно познать мир!


Дидактический материал:

  1. Государственная символика РФ;

  2. Иллюстрации;

  3. Инструктивные карточки;

  4. Календарь природы;

2. Памятки.

3. Тесты по разделам курса.

Оборудование и приборы:

  1. Гербарии и коллекции природных материалов;

  2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

  3. Учебные презентации.

  4. Ноутбук







Приложения к программе


ГОРЫ


Самые высокие участки земной поверхности




Большие понижения между горами




ГОРНЫЕ ДОЛИНЫ



ГОРНЫЕ ДОЛИНЫ



УЩЕЛЬЕ


Глубокие и узкие понижения между горами



Большие понижения между горами



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!