ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе коррекционного образования отвечает новым социальным запросам. Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса составлена на основе адаптированных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева. Занятия проводятся два раза в неделю, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. Например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
В зависимости от целей курса занятий выстраивается календарно-тематический план: последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятиях и их соотношения. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо и развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, физическая культура и пр.) и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося. Интегративность курса достигается не только за счёт межпредметных связей, а, главным образом за счёт коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базальных составляющих познавательной деятельности воспитанников.
Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменении в состоянии обучающихся. Таким образом, каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, что способствует усвоению программного материала.
Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.
Задачи преподавания развития психомоторики и сенсорных процессов обучения состоят в том, чтобы:
подготовить обучающегося к усвоению учебного материала;
восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях;
формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
формирование на основе активизации работы всех органов чувств
адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
. игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцеброс, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
. оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
. разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромо-терапии и др.).
Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ученик активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса.
Учащиеся должны:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
правильно пользоваться письменными принадлежностями;
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
составлять предмет из частей;
определять на ощупь величину предметов;
различать речевые и неречевые звуки;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
выделять части суток и определять порядок дней недели.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения, воспитания и формирования коммуникативной компетентности, социальной, экономической, познавательной.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Учащиеся должны уметь:
определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;
конструировать предметы из геометрических фигур,
узнавать предмет по части;
находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
различать «наложенные» изображения предметов;
различать вкусовые качества.
Согласно учебного плана знания по данному предмету не оцениваются.
Учебно-тематический план
№ | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы |
1 | Обследование | 2 |
2 | Развитие моторики, графомоторных навыков. | 14 |
3 | Тактильно-двигательное восприятие. | 4 |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 4 |
5 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 18 |
6 | Развитие зрительного восприятия | 5 |
7 | Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. | 4 |
8 | Развитие слухового восприятия. | 4 |
9 | Восприятие пространства. | 7 |
10 | Восприятие времени. | 2 |
Всего | 10 блоков | 64часа |
Внеклассная работа на 2015-2016уч.г.
№п/п | Мероприятие (декадник, проект) | Сроки реализации | класс |
1 | Доклад на МО по теме: «Коррекционно-профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста. » | ноябрь | 1 |
2 | Проект «Твори добро» | Декабрь-март | 1 |
3 | Декадник | январь | 1 |
Информационно методическое обеспечение
Базисный учебный план (письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 №29/2331-6)
«Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / ред. В. В. Воронковой – М: ВЛАДОС, 2011. -223с.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
5. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);
6. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;
Литература для учителя и обучающихся
Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида», 2013
Коробова О. Психология в квадрате. Программа занятий для подростков. Статья/О.Коробова. – ж. «Школьный психолог», №15/2010
3. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
5. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, студентов педагогических институтов [Текст] /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с.
Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие [Текст]/Н. П. Слободяник. – 3-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 256 с.
Адреса электронных ресурсов:
1. //http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html(30.08.2013)
2.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html(30.08.2013)
3.Http:// www.interpres.ru
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по развитию психомоторики и сенсорных процессов 1 класса
Количество часов по учебному плану: 64 часа, 2 часа в неделю
№ п/п Название раздела, тематика занятий | Кол-во ча-сов | Дата | Словарь | Корректи-ровки |
Iтриместр | 21ч. | | | |
Обследование детей. | 2ч. | | | |
1.Диагностика | 1 | 05.09 | | |
2. Комплектование подгрупп по результатам обследования. | 1 | 7.09. | | |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. 14час |
3. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) | 1 | 12.09 | бросок | |
4. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, построения) | 1 | 14.09 | поворот построение | |
5. Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | 1 | 19.09 | равновесие | |
6. Развитие согласованности действий и движений (повороты с движениями рук) | 1 | 21.09
| | |
7. Развитие согласованности действий и движений (ходьба с изменением направления) | 1 | 26.09 | | |
8. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | 1 | 28.09
| | |
9. Пальчиковая гимнастика «Лягушки» | 1 | 03.10 | | |
10. Владения письменными принадлежностями (карандашом) | 1 | 05.10
| | |
11. Владения письменными принадлежностям ( ручкой) | 1 | 10.10 | | |
12. Обводка по трафарету (внутреннему) и штриховка | 1 | 12.10
| штриховка | |
13. Обводка по трафарету ( внешнему) и штриховка | 1 | 17.10 | штриховка | |
14. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание) | 1 | 19.10 | завязывание нанизывать | |
15. Работа в технике рванной аппликации | 1 | 24.10
|
|
|
16. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос . | 1 | 26.10 | | |
Тактильно-двигательное восприятие 4 |
17. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). | 1 | 09.11 |
|
|
18. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 | 14.11 | плоскость | |
19. Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» | 1 | 16.11 | | |
20. Игры с крупной мозаикой | 1 | 21.11 | | |
Кинестетическое и кинетическое развитие 4 |
21. Дидактическая игра «Море волнуется раз» | 1 | 23.11 | | |
IIтриместр | 24ч | | | |
22. Сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра. | 1 | 28.11 | акробаты | |
23. Движения и позы головы по показу . | 1 | 30.11 | | |
24. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | 1
| 05.12 | оркестр |
|
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 18 |
25. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат) | 1 | 07.12
|
|
|
26. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ( прямоугольник, треугольник) | 1 | 12.12 | | |
27. Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом | 1 | 14.12 | | |
28. Группировка предметов и их изображений по форме. | 1 | 19.12 | | |
29. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | 1 | 21.12 | | |
30. Работа с геометрическим конструктором (настольный) | 1 | 26.12
| настольный | |
31. Работа с геометрическим конструктором (напольный) | 1 | 28.12 | напольный | |
32. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3 – 4 предмета) | 1 | 11.01 | | |
33. Различение предметов по величине (большой – маленький) | 1 | 16.01 | | |
34. Сравнение 2-х предметов по высоте и длине | 1 | 18.01 | | |
35. Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине | 1 | 23.01 | | |
36. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 | 25.01 | | |
37. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый) | 1 | 30.01
| | |
38. Знакомство с основными цветами ( синий, черный, белый) | 1 | 01.02 | | |
39. Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» | 1 | 06.02 |
|
|
40. Конструирование объемных предметов из составных частей (2 – 3 детали) | 1 | 08.02 | | |
41. Составление целого из частей (2 – 3 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | 13.02 | | |
42. Составление целого из частей ( 3-4 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | 15.02 | | |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (Формирование навыков зрительного анализа и синтеза) 5 |
43. Обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога. | 1 | 20.02 |
|
|
44. Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы» | 1 | 22.02 | | |
45. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки) | 1 | 27.02 | | |
46. Дидактическая игра «Что изменилось» (3 – 4 предмета) | 1 | 29.02 | | |
IIIтриместр | 17ч. | | | |
47. Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | 05.03 | | |
Восприятие особых свойств предметов 4 | |
48. Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий). | 1 | 12.03 |
|
|
49. Дидактическая игра «Узнай по вкусу» (кислый, сладкий, горький, соленый). | 1 | 14.03 | | |
50. Развитие обоняния (приятный – неприятный запах). | 1 | 19.03 | | |
51. Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). | 1 | 21.03 | | |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 4 |
52. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | 1 | 04.04
|
|
|
53. Дидактическая игра «Угадай на слух» | 1 | 09.04 | | |
54. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | 1 | 11.04 |
|
|
55. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) | 1 | 16.04 |
|
|
Восприятие пространства 7 |
56. Ориентировка на собственном теле (правая/левая рука/нога) | 1 | 18.04 | | |
57. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т. д.) | 1 | 23.04 | | |
58. Ориентировка в помещении (классная комната). | 1 | 25.04 | | |
59. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т. д.) | 1 | 30.04 | | |
60. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона) | 1 | 07.05 | | |
61. Составление комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур | 1 | 14.05 |
|
|
62. Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» | 1 | 16.05 |
|
|
Восприятие времени 2 |
63. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). | 1 | 21.05 |
|
|
64. Знакомство с часами (циферблат, стрелки) | 1 | 23.05 | | |