СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 1класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 1класс»

ПОЯСИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе коррекционного образования отвечает новым социальным запросам. Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса составлена на основе адаптированных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных образовательных учреждений VIII вида” «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева. Занятия проводятся два раза в неделю, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. Например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

В зависимости от целей курса занятий выстраивается календарно-тематический план: последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятиях и их соотношения. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо и развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, физическая культура и пр.) и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося. Интегративность курса достигается не только за счёт межпредметных связей, а, главным образом за счёт коррекционно-развивающих приёмов, направленных на развитие базальных составляющих познавательной деятельности воспитанников.

Принцип единства диагностики и коррекции развития требует постоянной фиксации происходящих изменении в состоянии обучающихся. Таким образом, каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, что способствует усвоению программного материала.

Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

        Методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.



Задачи преподавания развития психомоторики и сенсорных процессов обучения состоят в том, чтобы:



    • подготовить обучающегося к усвоению учебного материала;

    • восполнить имеющиеся пробелы в его знаниях;

    • формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;

    • формирование на основе активизации работы всех органов чувств

адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

    • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

. игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцеброс, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

. оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

. разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромо-терапии и др.).

Следует помнить, что любой дидактический материал, в овладение которым ученик активно включается, оказывает сильное воздействие на растущий организм.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 класса.

Учащиеся должны:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

  • различать основные цвета;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • составлять предмет из частей;

  • определять на ощупь величину предметов;

  • различать речевые и неречевые звуки;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

  • выделять части суток и определять порядок дней недели.


Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения, воспитания и формирования коммуникативной компетентности, социальной, экономической, познавательной.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Учащиеся должны уметь:

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

  • конструировать предметы из геометрических фигур,

  • узнавать предмет по части;

  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

  • различать «наложенные» изображения предметов;

  • различать вкусовые качества.


Согласно учебного плана знания по данному предмету не оцениваются.

































Учебно-тематический план

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1

Обследование

2

2

Развитие моторики, графомоторных навыков.

14

3

Тактильно-двигательное восприятие.

4

4

Кинестетическое и кинетическое развитие.

4

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

18

6

Развитие зрительного восприятия

5

7

Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

4

8

Развитие слухового восприятия.

4

9

Восприятие пространства.

7

10

Восприятие времени.

2

Всего

10 блоков

64часа

Внеклассная работа на 2015-2016уч.г.

№п/п

Мероприятие (декадник, проект)

Сроки реализации

класс

1

Доклад на МО по теме: «Коррекционно-профилактическая работа с детьми младшего школьного возраста. »

ноябрь

1

2

Проект «Твори добро»

Декабрь-март

1

3

Декадник

январь

1



















Информационно методическое обеспечение

  1. Базисный учебный план (письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 №29/2331-6)

  2. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.


3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / ред. В. В. Воронковой – М: ВЛАДОС, 2011. -223с.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

5. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

6. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;



Литература для учителя и обучающихся

  1. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида», 2013

  2. Коробова О. Психология в квадрате. Программа занятий для подростков. Статья/О.Коробова. – ж. «Школьный психолог», №15/2010

3. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.

4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.  

5. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, студентов педагогических институтов [Текст] /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.- 192 с.

  1. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие [Текст]/Н. П. Слободяник. – 3-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

Адреса электронных ресурсов:


1. //http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html(30.08.2013)


2.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html(30.08.2013)


3.Http:// www.interpres.ru

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по развитию психомоторики и сенсорных процессов 1 класса

Количество часов по учебному плану: 64 часа, 2 часа в неделю

п/п Название раздела, тематика занятий

Кол-во ча-сов


Дата

Словарь

Корректи-ровки

Iтриместр

21ч.




Обследование детей.

2ч.





1.Диагностика

1

05.09



2. Комплектование подгрупп по результатам обследования.

1

7.09.



Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. 14час

3. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)



1


12.09

бросок


4. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, построения)


1


14.09

поворот

построение



5. Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1

19.09

равновесие


6. Развитие согласованности действий и движений (повороты с движениями рук)

1


21.09



7. Развитие согласованности действий и движений (ходьба с изменением направления)

1

26.09



8. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

1

28.09



9. Пальчиковая гимнастика «Лягушки»

1

03.10



10. Владения письменными принадлежностями (карандашом)


1

05.10



11. Владения письменными принадлежностям ( ручкой)

1

10.10



12. Обводка по трафарету (внутреннему) и штриховка

1


12.10

штриховка


13. Обводка по трафарету ( внешнему) и штриховка

1

17.10

штриховка


14. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)

1


19.10

завязывание

нанизывать


15. Работа в технике рванной аппликации


1

24.10






16. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос .

1

26.10



Тактильно-двигательное восприятие 4


17. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).


1



09.11







18. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

14.11

плоскость


19. Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

1

16.11



20. Игры с крупной мозаикой

1

21.11



Кинестетическое и кинетическое развитие 4

21. Дидактическая игра «Море волнуется раз»

1

23.11



IIтриместр

24ч




22. Сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра.

1


28.11

акробаты


23. Движения и позы головы по показу .

1


30.11



24. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

1

05.12

оркестр





Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 18

25. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат)

1

07.12







26. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ( прямоугольник, треугольник)

1

12.12



27. Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом

1

14.12



28. Группировка предметов и их изображений по форме.


1


19.12



29. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1


21.12



30. Работа с геометрическим конструктором (настольный)

1


26.12

настольный


31. Работа с геометрическим конструктором (напольный)

1

28.12

напольный


32. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3 – 4 предмета)

1

11.01



33. Различение предметов по величине (большой – маленький)

1

16.01



34. Сравнение 2-х предметов по высоте и длине

1

18.01



35. Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине

1

23.01



36. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1


25.01



37. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый)

1

30.01



38. Знакомство с основными цветами ( синий, черный, белый)

1

01.02



39. Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1

06.02








40. Конструирование объемных предметов из составных частей (2 – 3 детали)

1

08.02



41. Составление целого из частей (2 – 3 детали) на разрезном наглядном материале

1

13.02



42. Составление целого из частей ( 3-4 детали) на разрезном наглядном материале

1

15.02



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
(Формирование навыков зрительного анализа и синтеза) 5

43. Обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога.

1


20.02








44. Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы»

1


22.02



45. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки)


1

27.02



46. Дидактическая игра «Что изменилось» (3 – 4 предмета)

1

29.02



IIIтриместр

17ч.




47. Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

05.03



Восприятие особых свойств предметов 4


48. Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий).

1


12.03








49. Дидактическая игра «Узнай по вкусу» (кислый, сладкий, горький, соленый).

1


14.03




50. Развитие обоняния (приятный – неприятный запах).

1

19.03




51. Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий).

1

21.03




Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 4

52. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

1

04.04









53. Дидактическая игра «Угадай на слух»

1

09.04



54. Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

1



11.04







55. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1

16.04








Восприятие пространства 7

56. Ориентировка на собственном теле (правая/левая рука/нога)

1

18.04



57. Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т. д.)

1

23.04



58. Ориентировка в помещении (классная комната).

1

25.04



59. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т. д.)

1


30.04




60. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона)

1

07.05



61. Составление комбинации из полосок, плоскостных геометрических фигур

1

14.05








62. Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

1

16.05








Восприятие времени 2


63. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).


1



21.05







64. Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

1

23.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!