СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учеников, учебно-тематический план, литературу и средства обучения, календарно-тематический план.

 

Обоснование выбора УМК по русскому языку

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»




«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

от « 26 » августа 2017 г.

Руководитель МО:


«Согласовано»

на заседании методсовета №1

от « 28 » августа 2017 г.

Руководитель методсовета:


«Утверждено»

Приказ № 203

от « 29 » августа 2017 г.

Директор школы:















Рабочая программа

по русскому языку

на 2017 - 2018 учебный год





Ф.И.О. учителя: Жернова Л. В.

класс 9 А

количество часов в год – 102

количество часов в неделю – 3




Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для обучающихсякласса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и рассчитана на 3 часа в неделю(__102_ часа в год):

  • Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).

  • Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 года № 68-оз.

  • Приказом Министерства образования в РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказом Министерства образования и науки Рф от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089).

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.

  • Приказом Министерства образования в РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования».

  • Приказом Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 21.04.2016).



Программой по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), которая полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и федеральному базисному плану, являясь утверждённой и рекомендованной для работы МО РФ (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель Харитонова Е.И. Издательство «Дрофа», 2012

Учебниками:

  1. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2014

  2. «Русский язык. Практика. 9 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2014

  3. «Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2014

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ.


Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2017-2018 учебный год.

Структура документа

Данная программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учеников, учебно-тематический план, литературу и средства обучения, календарно-тематический план.


Обоснование выбора УМК по русскому языку

Выбор именно этой авторской программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.

Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

 дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

 развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

 формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.


Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы.

В основе программы и комплекса в целом —линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» — и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 — изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

В данной программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объёма по началу, по опорным словам и т.д.

Содержание данной программы структурировано на основе компетентностного подхода. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.


Цели обучения:


- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Задачи обучения:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.



Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с Базисным планом учебного учреждения. В V классе – 175 часов, в VI классе – 210часов, в VII – 175 часов, в VШ классе – 140 часов, в IХ классе – 102 часа

В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящем примерном планировании.


Формы организации образовательного процесса:

-фронтальные;

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

-практикумы.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения, здоровьесберегающих технологий, а также  теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

Механизм формирования ключевых компетенций

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различными рода умениями, позволяющими им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых неопределённых проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Первостепенное значение следует уделить прикладному практическому характеру предметного обучения. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения, действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Эти цели достигаются путём организации мотивации целеполагания, самостоятельной деятельности обучающегося, создании «развивающей среды», в которой становится возможным выработка каждым обучающимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способно.

Формирование ключевых компетенций обучающихся.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и ключевые компетенции:

 - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, диктант с грамматическим заданием),промежуточный, итоговый. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.


Формы контроля (текущего и итогового):

Диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями, цифровой, знаковый ит.п.), тест, комплексный анализ текста, сочинение по плану, по опорным словам и др.; устное сообщение на лингвистическую тему, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, игровые формы(лото, эстафета, 3-й лишний).


РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка выпускник должен:


знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

стей определённых компетенций.


Предполагается использовать следующие формы организации процесса учения:

1. Работа в группах;

2. Проекты, учебно-поисковая деятельность;

3. Интегрированные уроки;

4. Семинары и практику


Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

работ

Развитие речи

Общие сведения о русском языке

3



Повторение пройденного в 5 - 8 классах

7

2

3

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения

2



Сложносочиненные предложения

15

1

2

Сложноподчиненные предложения

24

2

10

Бессоюзные сложные предложения

8

1

3

Сложные предложения с различными видами связи

3

1

1

Предложения с чужой речью

11

2

4

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

29

3

6

ИТОГО

102

12

44



Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.


Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.


Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

-аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

-работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ;

-работа с различными видами словарей.


Содержание тем учебного курса.

Общие сведения о русском языке (3 ч)

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языкахудожественной литературы.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (2 ч)

Союзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями союзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в союзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы союзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации раз личные смысловые отношения между частями союзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными сложными предложениями.

Сложносочиненные предложения (15 ч )

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (24 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (8 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (3 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Предложения с чужой речью ( 11 ч.)

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания.

Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (29 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:

•дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

•фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
•определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
•рецензировать устный ответ учащегося;

•задавать вопросы по прослушанному тексту;

•отвечать на вопросы по содержанию текста;

•слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
•используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
•при необходимости переходить на изучающее чтение;

читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
•пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
•вести репортаж о школьной жизни;
•строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
•создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
составлять инструкции по применению того или иного правила;

принимать участие в диалогах различных видов;

адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
•пересказывать фрагмент прослушанного текста;
• пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
•создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
•писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

распознавать характерные для публицистических и художественных текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:
разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.)

оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:
распознавать части речи и их формы;

соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

опираться на морфологический анализ слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописания трудно проверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:
опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
правильно строить предложения с обособленными членами;

проводить интонационный анализ простого предложения;

выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении пунктуационного и синтаксического разбора;

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.


Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).

2. Комплексный анализ текста.

3. Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по картине, по воображению и памяти (слушая музыку) ).

4. Изложение (подробное, выборочное, сжатое).

5. Тест.

6. Словарный диктант.

7. Терминологический диктант.

8. Теоретический диктант.

9. Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).

10. Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.



Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Виды контроля, измерителя

Тип

урока


Планируемые результаты освоения материала


Домашнее задание

Дата проведения

урока

план

факт

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (3 ЧАСА)

1

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы.

1

Развернутый ответ на вопрос по теме урока.

Вводный урок

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания роли родного языка в

развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

Знать: роль русского языка как

национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения, основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы

речевого этикета.


01.09


2

Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление.

1

Слово учителя, работа по учебнику, лекция с элементами беседы

Комбинированный урок

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания роли родного языка в

развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;

Знать: роль русского языка как

национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения, основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы

речевого этикета.


04.09


3

Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

1

Беседа, упражнения, творческая работа, письмо по памяти

Комбинированный урок

Уметь: составлять конспект текста о международном значении русского языка, пользоваться словарями и находить в них необходимые термины;

Знать: основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке международного общения, о величии и общепризнанности русского языка.


Работа со словарем

07.09


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ ( 7 = 3+4рр)

4

Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Стили речи.

1

Работа по таблице, взаимоопрос, работа текстами (сопоставительный анализ)

Урок развития речи

Уметь: создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией;

Знать: основные особенности построения диалога.


08.09


5

Входная контрольная работа

1

Работа по таблице, взаимоопрос, работа текстами (сопоставительный анализ)

Урок развития речи

Уметь: различать стили речи, определять их жанры, тему, основную мысль, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка;

Знать: стили речи и их жанры.




6

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами.

1

Конструирование простых односоставных и двусоставных предложений, осложненных однородными членами, выполнение синтаксического разбора

Комбинированный урок

Уметь: правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности в речи;

Знать: опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения.

§ 4; упр. 31

(озаглавить, списать текст, раскрыть

скобки и рас-ставить пропущенные знаки препинания)



7

Предложения с обособленными членами.

1

Беседа, упражнения, парная работа по карточкам, объяснительный диктант, работа по таблицам, комплексный анализ текста

Комбинированный урок

Уметь: опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам;

Знать: взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи.

§ 5; упр. 36, записать, обозначить причастные и деепричастные обороты



8

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

1

Беседа, упражнения, тренинг

Комбинированный урок

Уметь: интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями,

Знать: постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

§ 6; упр. 40 (изложение с продолжением)



9

Р.Р. Описание по воображению и памяти (сочинение).

1

Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Приёмы сжатия текста.

Урок развития речи

Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы компрессии текста;

Знать: особенности написания сжатого изложения.




10

Р.Р. Описание по воображению и памяти (сочинение).

1

Тема. Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. Приёмы сжатия текста.

Урок развития речи

Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, используя приемы компрессии текста;

Знать: особенности написания сжатого изложения.




СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 часа)

11-12

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений.

2

Словарный диктант, самостоятельная работа

Урок изучения нового материала

Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них, создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи;

Знать: признаки сложных предложений.

§ 7; упр. 44;



СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 15 = 11+2РР + 2 К.Р.)

13-14

Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП.

2

Выборочный диктант

Комбинированный урок

Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи, находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор;

Знать: грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам.

§ 11–12;

упр. 62, (записать, обозначить грамматические основы)



15-16

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем.

2

Повторение понятия о сложном предложении, о средствах связи предикативных частей сложного предложения, отличие сложного предложения от простого.

Комбинированный урок

Уметь: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них, создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи;

Знать: признаки сложных предложений.




17-18

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

2


Комбинированный урок

Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи, находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор;

Знать: грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам.

§ 13; упр. 64



19-20

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

2

Обобщение и систематизация ЗУН по теме « Знаки препинания в сложносочинённом предложении», совершенствование пунктуационных навыков, навыки синтаксического разбора ССП.

Комбинированный урок

Уметь: находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разборы;

Знать: основные группы ССП по значению и союзам, особенности структуры ССП с общим второстепенным членом.




21-22

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.

2

Объяснительный диктант, беседа по вопросам

Комбинированный урок

Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП;

Знать: ССП и ПП с однородными членами, правильно ставить знаки препинания.

§ 17; упр. 76.

Ответить на вопросы (стр. 47)



23-24

К/Р по теме: «Сложносочиненное предложение».

Тестирование

2

Определение уровня усвоения изученного материала, проверка и тематический контроль ЗУН по теме.

Комбинированный урок

Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии;

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Повторение пройденного материала



25

Анализ контрольной работы по теме: «Сложносочиненное предложение».

1

Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам.работе по исправлению ошибок. Сам.работа над ошибками.

Комбинированный урок

Овладеть: орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь: анализировать ошибки, допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм.




26-27

Р.Р. Рассказ. Композиция рассказа. Последовательность микротекстов

2


Урок развития речи





СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ( 24 = 17 + 6 рр + 1 к/р)

28

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания

Урок изучения нового материала

Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП.

Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

§ 18; упр. 84, переписать, расставить знаки препинания



29

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

1

Словарный диктант

Изучение нового материала

Уметь: производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи;

Знать: отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

§ 20; упр. 96, списать, расставить знаки препинания



30-31

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

2

Объяснительный диктант

Изучение нового материала

Уметь: видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос;

Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

§ 21; упр. 99;

упр. 105.



32-33

Р.Р. Изложение с элементами сочинения.

2

Организация совместной учебной деятельности

Урок развития речи

Уметь: различать стили речи, определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение), основные нормы русского литературного языка.




34

Виды придаточных предложений.

1

Работа с текстом, комплексный анализ текста

Урок изучения нового материала

Уметь: объяснять постановку знаков препинания в СПП, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи, производить анализ изучаемых синтаксических единиц, с точки зрения их уместности употребления в тексте, употреблять в собственном высказывании синонимичные данным синтаксические конструкции;

Знать: виды придаточных предложений.

§ 22; упр. 110; упр. 116



35-36

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемые.

2

Беседа, проблемные задания

Комбинированный урок

Уметь: производить их пунктуационный разбор, использовать в речи;

Знать: особенности структуры СПП с придаточными подлежащими и сказуемыми.

§ 23; упр. 118; упр. 122



37-38

Придаточные определительные.

2

Беседа, проблемные задания

Комбинированный урок

Уметь: объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи;

Знать: виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.

§ 24, 25;

упр. 126; упр. 129



39

Придаточные дополнительные.

1

Беседа, проблемные задания

Комбинированный урок

Уметь: производить их пунктуационный разбор, использовать в речи;

Знать: особенности структуры СПП с придаточными подлежащими и сказуемыми.

§ 25;

упр. 130



40-41

Р.Р. Воспоминание о книге. Рецензия на книгу.

2

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

Урок развития речи

Уметь: отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре рецензии, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;

Знать: отличительные особенности рецензии как жанра.




42

Придаточные обстоятельственные.

1

Объяснительный диктант, словарный диктант, тест

Комбинированный урок

Уметь: опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи;

Знать: виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.




43

Придаточные обстоятельственные.

1

Объяснительный диктант, словарный диктант, тест

Комбинированный урок

Уметь: опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи;

Знать: виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.




44

Придаточные обстоятельственные.

1

Объяснительный диктант, словарный диктант, тест

Комбинированный урок

Уметь: опознавать их по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений, определять место придаточного предложения по отношению к главному, производить пунктуационный разбор, использовать в речи;

Знать: виды обстоятельственных придаточных, особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.




45-46

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

2

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное, однородное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимическая замена предложений.

Комбинированный урок

Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор;

Знать: виды подчинения придаточных частей в СПП с несколькими придаточными.




47

Различные способы выражения сомнения.

1







48

Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП».

1

Словарный диктант

Урок контроля ЗУН по теме

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СПП, употребления в речи;

Знать: правила постановки знаков препинания, выразительные возможности СПП.




49

К. Р. по теме «Сложноподчиненные предложения».

1

Конструирование предложений, расстановка знаков препинания в соответствии с изученными правилами

Урок контроля ЗУН по теме

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СПП, употребления в речи;

Знать: правила постановки знаков препинания, выразительные возможности СПП.

Подготовка к тестированию



50

Р.Р. Аннотация

1


Урок развития речи

Уметь: давать краткую характеристику книги, статьи, давать оценку

С. 103( Р), упр. 101



51


Р.Р. Портретный очерк

1


Урок развития речи





БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 8 = 5 +2 Р.Р. + 1 К.Р.)

52

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них.

1

Бессоюзные предложения (БСП), их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП.

Урок изучения нового материала

Уметь: опознавать их в тексте, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи;

Знать: основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

§ 31 – 32; упр. 189



53

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Комбинированный урок

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи;

Знать: правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

§ 35; упр. 200



54

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Комбинированный урок

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи;

Знать: правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.

§ 34; упр. 198



55-56

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение».

2

Конструирование предложений, расстановка знаков препинания в соответствии с изученными правилами

Урок систематизации ЗУН

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи;

Знать: правила постановки тире, выразительные возможности БСП.




57

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение».

1

Конструирование предложений, расстановка знаков препинания в соответствии с изученными правилами

Урок систематизации ЗУН

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи;

Знать: правила постановки тире, выразительные возможности БСП.




58-59

Р.Р. Изложение с элементами сочинения.

2

Организация совместной учебной деятельности

Урок развития речи

Уметь: различать стили речи, определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение), основные нормы русского литературного языка.




СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (3 часа)

60

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Комбинированный урок

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях;

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

§ 37; упр. 212



61-62

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

2

Сочетание знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Сочинительные и подчинительные союзы. Смысловые отношения между частями.

Комбинированный урок

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи;

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.






ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ (11 = 8 + 2РР + 1 К.Р.)

63-64

Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания.

2

Беседа, проблемные задания

Комбинированный урок

Уметь: определять способ передачи чужой речи;

Знать: основные способы передачи чужой речи.




65-66

Предложения с прямой речью.

2

Конструирование предложений, расстановка знаков препинания в соответствии с изученными правилами

Комбинированный урок

Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции;

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора.




67

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

Конструирование предложений, расстановка знаков препинания в соответствии с изученными правилами

Комбинированный урок

Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции;

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью.




68

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

1

Беседа, проблемные задания

Комбинированный урок

Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях;

Знать: основные способы цитирования.




69

Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи».

1

Конструирование предложений, расстановка знаков препинания в соответствии с изученными правилами

Урок систематизации ЗУН

Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях;

Знать: основные способы цитирования.




70

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи»

1

Конструирование предложений, расстановка знаков препинания в соответствии с изученными правилами

Урок систематизации ЗУН





71

Р.Р. Публицистический стиль речи

1

Организация совместной учебной деятельности

Урок развития речи

Уметь: различать стили речи, определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение), основные нормы русского литературного языка.




72

Р.Р. Художественный стиль речи.

1

Организация совместной учебной деятельности

Урок развития речи

Уметь: различать стили речи, определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

Знать: основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение), основные нормы русского литературного языка.




73

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

1


Комбинированный урок

Знать разновидности словарей;

Конструктор работы со словарями;

словарные статьи

Написание словарнойстасьи



ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ( 29 = 25+2РР + 2 К/ Р)

74-75

Фонетика. Орфография. Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звуков. Тестирование.

2

Беседа, работа по карточкам, фонетический разбор, тестирование

Комбинированный урок

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения;

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.




76

Орфоэпия. Орфоэпические и орфографические нормы.

1

Орфоэпический анализ слов

Комбинированный урок

Уметь характеризовать языковые признаки слов на основе анализа морфемной модели, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно-словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари




77

Морфология. Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка.

1

Лингвистическая разминка, словарная разминка, работа по карточкам в парах, тестирование

Комбинированный урок

Уметь применять знания по морфологии в практике правописания;

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.




78

Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

1

Орфографическая разминка;

словарная разминка, работа по карточкам в парах, тестирование

Урок систематизации ЗУН

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания, обнаруживать орфограммы в корне, группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов




79

Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. Тестирование.

1

Орфографическая разминка;

словарная разминка, работа по карточкам в парах, тестирование

Комбинированный урок

группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов




80-81

Лексика. Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Тестирование.

2

Словарный диктант, взаимоопрос, работа со словарями, работа по таблице

Комбинированный урок

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, производить синонимическую замену, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы;

Знать: синонимы, антонимы, фразеологизмы.




82

Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов.

1

Лингвистическая разминка, беседа, работа по таблице, сам.работа по карточкам, работа со словарём

Комбинированный урок

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.




83

Особенности словообразования слов различных частей речи.

1


Урок систематизации ЗУН





84

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Тестирование.

1


Урок систематизации ЗУН





85

Орфография. Разделы и основные принципы русской орфографии.

1

Орфографическая разминка;

словарная разминка, работа по карточкам в парах, тестирование

Урок систематизации ЗУН

Уметь: группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова на основе словообразовательного толкования, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений




86

Правописание окончаний в словах различных частей речи.

1


Урок систематизации ЗУН





87

-Н- И –НН- в словах различных частей речи.

1


Урок систематизации ЗУН





88

Слитное и раздельное написание НЕ И НИ со словами разных частей речи.

1

Орфограммы, связанные с правописанием не и ни

Урок систематизации ЗУН

Уметь: обосновать свой выбор;

Знать: основные виды орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.




89

Правописание наречий.

1


Урок систематизации ЗУН





90

Правописание предлогов, союзов, частиц.

1


Урок систематизации ЗУН





91

Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации.

1


Урок систематизации ЗУН





92

Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.

1


Урок систематизации ЗУН





93-94

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами,

грамматически не связанными с членами предложения.

2


Урок систематизации ЗУН





95-96

Контрольное тестирование.

2


Урок систематизации ЗУН





97

Анализ контрольного тестирования.

1

Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам.работе по исправлению ошибок. Сам.работа над ошибками.

Комбинированный урок

Овладеть: орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь: анализировать ошибки, допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм.




98-99

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

2

Организация совместной учебной деятельности

Урок развития речи

Уметь: различать стили речи, определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение), основные нормы русского литературного языка.




100

Анализ изложений с элементами сочинения. Работа над ошибками.

1

Анализ работ учителем (типичные орфографические, пунктуационные ошибки, ошибки в грамматическом задании). Инструкция по сам.работе по исправлению ошибок. Сам.работа над ошибками.

Комбинированный урок

Овладеть: орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь: анализировать ошибки, допущенные в работе, выполнять работу над ошибками с графическим объяснением орфограмм и пунктограмм.




101-102

Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

2












Учебное и учебно-методическое обеспечение по русскому языку


Литература для учителя

1. Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».- 5-9 кл. / Купалова А.Ю., Пахнова Т.М. – М.: Дрофа, 2007.- 384с.

2. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы по программе В.В. Бабайцевой. – М.: Глобус, 2008.

3. Русский язык 9 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.- сост. Н.О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2006.

4. Богданова Г. А. Уроки русского языка 9 кл: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 207с.

5. Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 9кл.– М.: Дрофа, 2001. – 160с.

6. Уроки развития речи: Метод.пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 8кл. / Под общ. Ред. Г.И. Канакиной, Г.В. Пранцовой.- М.: ВЛАДОС, 2002. – 176с.

7. Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.- 224


Литература для учащихся

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений // В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.- 12 - изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.

2. Русский язык: Практика. 9класс: Пособие для общеобразовательных учреждений / С.Н. Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др. / под ред. С.Н. Пименовой..- М.: Дрофа, 2014.

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М., 1995.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В.Панов.- М., 1984.

6. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.- 1999.


Циклограмма тематического контроля

Виды контроля

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Административные контрольные работы




1





1

Контрольные работы (тесты, диктанты)

1


1

1

1


1


1

Проверочные работы

1


1

1


1

1


2

Сочинения (классные/домашние)


2

/1

2

/1


1


1

Изложения

1


1

1


1


1


Словарный диктант

1

1

1

1


1

1


1

Уроки развития речи

1

1


1


1

1

1

1




Информационно-методическое обеспечение

(УМК: учебники, методическое сопровождение, рабочие тетради, справочники)


  1. Основная часть


Автор (ы)

Название

Издательство

Гриф министерства

Год издания

1.

Пименова С.Н.

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 9 класс

М: Дрофа

.

Рекомендовано

2014

2.

Бабайцева В.В.,

Чеснокова Л.Д.

Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник

.М.: Дрофа


Рекомендовано

2014

3.

С.Н. Пименова

А.П. Еремеева

А.Ю. Купалова

Русский язык. Практика: 9 класс. Учебник

М.: Дрофа


Рекомендовано

2014

4.

Никитина Е.И.

Русская речь. Развитие речи: 9 класс

М.: Дрофа


Рекомендовано

2014

5.

Бабайцева В.В.

Никитина Е.И.

Лидман Г.К. – Орлова

Еремеева П.А.

Программа по русскому языку 5 – 9 классы


Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

2010


  1. Дополнительная часть (внеклассные занятия, олимпиады, конкурсы)


Автор (ы)

Название

Издательство

Гриф министерства

Год издания

1.

Дейкина А.Д.

ПахноваТ.М.

Русский язык . Раздаточные материалы

М.: Дрофа


2010

2.

Грехнева Г.М.

Русский язык. Учимся анализировать текс5-9классы

М.: Дрофа


2009

3.

Львова С.И.

За страницами школьного учебника русского языка. 9 класс

М.: Дрофа


2009













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!