Планируемые результаты освоения учебной программы
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучая русский язык по данной программе обучающиеся 5 класса получат возможность:
1) понять, что русский язык - одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, имеющая огромное значение в процессе получения школьного образования;
2) осознать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться за него; осознать потребность хранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию;
3) сформировать достаточный для данного возраста объем словарного запаса и усвоить грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; обрести способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТ
1) овладеть всеми видами речевой деятельности:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разговорного, научного, художественного стилей и разных жанров;
адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
извлекать информацию из различных источников, включая учебную литературу, словари, справочники, СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; научаться вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресате и ситуации общения;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
овладеют монологом и диалогом;
научаться соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
научаться участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участвовать в спорах, обсуждениях с использованием различных средств аргументации;
2) применить приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполненять какие-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучая русский язык по данной программе ученики 5 класса научатся:
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении
абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
работать с орфоэпическим словаре
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание,
краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения
повтора;
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в
роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения
изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
• характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
• правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной
окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
максимальный объем содержания учебного курса
Изучая русский язык по данной программе ученики 5 класса получат возможность
понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
владеть всеми видами речевой деятельности;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разговорного, научного, художественного стилей и разных жанров;
адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
извлекать информацию из различных источников, включая учебную литературу, словари, справочники, СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;
уметь сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
уметь воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
уметь создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров;
владеть различными видами монолога и диалога; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использование лексики и фразеологии; соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль, способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
усвоить основы научных знаний о родном языке;
освоить базовые понятия лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально- смысловые типы речи; текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
проводить различные виды анализа слов (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка;
осознавать эстетические функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
узнать:
- смысл лингвистических понятий (терминов), изученных в курсе;
- типы слов;
- типы связи между прямыми и переносными значениями слов;
- фонетические законы современного русского языка;
- основной закон русской орфографии;
- принципы членения слова на морфемы;
- основные признаки предложения;
- признаки текста;
- типы речи;
понять:
- отношения между фонемой и звуком;
- различие между чередованием звуков и чередованием фонем;
- различие между словами самостоятельными и служебными, знаменательными и местоименными;
- различие между функциональными стилями и типами речи;
научиться:
- пользоваться лингвистическими словарями;
- объяснять лексическое значение слова в тексте;
- использовать лексические синонимы в речи;
- определять морфемный состав слова;
- определять звуковой, фонемный и буквенный состав слова;
- находить слабые позиции гласных; слабые позиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных фонем; проверять их по сильной позиции;
- уметь обращаться к орфографическому словарю в случае невозможности проверки по сильной позиции или при традиционном написании;
- ставить знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, обращениях, вводных конструкциях, при прямой речи и диалоге, разделять простые предложения в составе сложного;
- правильно и выразительно читать текст, определять его тему и главную мысль, озаглавливать текст и обосновывать выбор заглавия;
- составлять простой и сложный план текста.
2. Содержание программы учебного предмета
Введение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку Роль языка в жизни общества. Речь. Формы речи. Речевая ситуация. Основные разделы науки о языке. Русский язык – один из богатейших языков мира. Понятие о литературном языке.
Вводный курс
Орфография
Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний. Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов. Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тс я и -тъся. Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными .
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Сложные предложения с несколькими придаточными. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Основной курс
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и иы после ц. Орфографический словарь. Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка. Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных и — о. Правописание корней с чередованием гласных г — и.
Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на |(с). Правописание приставок роз- {рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов. Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование. Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение 98 использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи. Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение изученного в конце учебного года
Русская речь.
Речь. Формы речи. Диалог и монолог. Текст. Идея и основная мысль текста. Средства связи предложений в тексте: цепная и параллельная. Обращение как средство связи предложений в тексте. Стили речи: разговорный, книжный (научный, художественный). Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Лексические средства связи предложений в тексте. Киносценарий. Художественные тропы: сравнение, творительный сравнения; метафора; олицетворение; эпитет.
3.Разделы программы и количество часов по разделам
№ | Раздел программы | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Введение. Знакомимся с учебным комплексом. Развитие речи | 1 + 3 р.р. | 0 |
2 | Вводный курс: 1.Орфография 2.Морфология и орфография 3.Синтаксис и пунктуация | 76, из них: 8 20 + 2 р.р. 35 + 11 р.р. | 2 3 2 |
3 | Основной курс: 1.Понятие о литературном языке. 2.Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. 3.Морфемика. Словообразование. Орфография 4.Лексикология и фразеология | 80, из них: 1 + 1р.р. 14 + 1 р.р. 34+ 8 р.р. 18 + 5 р.р. | 0 2 3 1 |
4 | Повторение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи | 6 + 2 р.р | 3 |
| Итого за год: | 170 часов |
4. Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки //коррекция |
Общие сведения о русском языке (1 + 2 р.р.) |
1. | Знакомство с учебным комплексом | | |
2. | Р.р. Роль языка в жизни общества | | |
3. | Р.р. Для чего людям нужна речь? | | |
4. | Р.р. Как различают формы речи? Сравнения. | | |
вводный курс – 76 час. Повторение. Орфография (8 часов) |
5. | Орфография. Орфограмма. | | |
6. | Правописание безударных гласных в корне слова. | | |
7. | Правописание безударных гласных в корне слова. | | |
8. | Правописание безударных гласных в приставках. Гласные И,А,У после шипящих | | |
9. | Правописание звонких и глухих, согласных. Правописание непроизносимых согласных | | |
10. | Правописание удвоенных согласных в корне слова. Повторение изученного в разделе «Орфография» | | |
11. | Контрольный диктант по повторению изученного в начальной школе. | | |
12 | Контрольное тестирование по повторению | | |
Морфология и орфография (20 + 2 р.р.) |
13. | Самостоятельные и служебные части речи. | | |
14. | Имя существительное. | | |
15. | Склонение имён существительных. | | |
16. | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | | |
17. | Имя прилагательное. | | |
18. | Р.р. Что такое диалог и монолог? | | |
19. | Глагол. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. | | |
20. | Правописание глаголов в форме прошедшего времени | | |
21. | Настоящее и будущее время глагола. I и II спряжение глагола. | | |
22. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | | |
23. | Правописание НЕ с глаголами. Орфограмма «–ТСЯ, –ТЬСЯ в глаголах». | | |
24. | Повторение и обобщение изученного о глаголе. | | |
25. | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография». | | |
26. | Р.р. Роскошь человеческого общения. (Как вести беседу?) | | |
27. | Наречие. Различение наречий по вопросу. | | |
28. | Правописание наиболее употребительных наречий. | | |
29. | Местоимение. Личные и притяжательные местоимения. | | |
30. | Вопросительные и неопределенные местоимения. | | |
31. | Служебные части речи. Предлоги. Союзы. | | |
32. | Частицы. | | |
33. | Контрольное тестирование по теме «Морфология и орфография». | | |
34. | Контрольный диктант с грамматическим заданием на тему «Морфология и орфография» | | |
Синтаксис и пунктуация 35 + 11 р.р. |
35. | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | | |
36. | Понятие о синтаксисе и пунктуации. |
37. | Р.р. Что такое текст? | | |
38. | Предложение | | |
39. | Виды предложений по цели высказывания. | | |
40. | Виды предложений по интонации. | | |
41. | Р.р. Что значит писать и говорить на тему? Творительный сравнения | | |
42. | Р.р.Выборочное изложение «Дятел в вечернем лесу» | | |
43. | Члены предложения. | | |
44. | Главные члены предложения. Подлежащее. | | |
45. | Главные члены предложения. Сказуемое. | | |
46. | Тире между подлежащим и сказуемым. | | |
47. | Главные члены предложения и культура речи | | |
48. | P.р. Подготовка к домашнему сочинению о летнем происшествии | | |
49. | Второстепенные члены предложения. Определение. | | |
50. | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | | |
51. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | | |
52. | Повторение изученного о предложении | | |
53. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение» | | |
54. | Словосочетание. | | |
55. | Подчинительные и сочинительные словосочетания | | |
56. | Предложения с однородными членами. | | |
57. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | |
58. | Обобщающие слова перед однородными членами. | | |
59. | Р.р. Главное в тексте - идея текста, основная мысль | | |
60. | Р.р. Подробное изложение «Отважный пингвинёнок» | | |
61. | Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением. | | |
62 | Р.р. Обращение как средство связи предложений в тексте. ( по Р.р. №10 и П.) | | |
63. | Предложения с вводными словами. | | |
64. | Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | | |
65. | Сложные предложения: союзные и бессоюзные. | | |
66. | Сложносочиненные предложения. | | |
67. | Сложноподчиненные предложения. | . | |
68. | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | | |
69. | Р.р.Для чего нужен план? | | |
70. | Предложения с прямой речью. | | |
71. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | | |
72. | Предложения с прямой речью. Диалог. | | |
73. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | | |
74. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | | |
75. | Тест по теме «Синтаксис и пунктуация» | | |
76. | Р.р. Как связать предложения в тексте? Цепная и параллельная связь | | |
77. | Р.р. Как связать предложения в тексте? | | |
78. | Р.р. Подготовка к сочинению с грамматическим заданием (употребление диалога) по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | | |
79. | Работа над ошибками творческой работы | | |
80. | Систематизация и обобщение изученного за I полугодие. | | |
основной курс – 90 часов |
81. | Понятие о литературном языке. | | |
82. | Р.р.Учитесь выразительно читать | | |
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. (14 + 1 р.р.) |
83. | Звуки речи. Звуки речи и буквы. | | |
84. | Графика. Алфавит. | | |
85. | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса. | | |
86. | Ударение. Его особенности в русском языке. | | |
87. | Понятие об орфограмме. Типы орфограмм. | | |
88. | Практикум по правописанию безударных гласных в корне слова | | |
89. | Гласные буквы после шипящих и Ц | | |
90. | Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. | | |
91. | Правописание непроизносимых согласных и слов с удвоенными согласными. | | |
92. | Р.р.Текст и фрагменты текста | | |
93. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | | |
94. | Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков | | |
95. | Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | | |
96. | Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | | |
97. | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | | |
Морфемика и словообразование. Орфография. (34 + 8 р.р.) |
98. | Понятие о морфемике. | | |
99. | Основа слова и окончание. | | |
100 | Корень слова. | | |
101 | Исторические изменения в составе слова | | |
102 | Приставки. Суффиксы. | | |
103 | P.р. Стили речи. Разговорный стиль. | | |
104 | Чередование звуков в корне слова. | | |
105 | Чередование полногласных и неполногласных сочетаний. | | |
106 | P/р. Подготовка к домашнему сочинению о слове. | | |
107 | Морфемный разбор слова | | |
108 | Р/р. Книжные стили. Научный стиль. | | |
109 | Чередование гласных в корне слова. правописание корней с чередованием гласных А//О: -лаг- - лож- | | |
110 | Правописание гласных А - О в корнях - кас-/-кос- . | | |
111 | Правописание гласных в корнях - -раст-/-ращ-/ -рос. | | |
112 | Правописание гласных А - О в корнях - гор -/-гар -, -зор-/-зар-. | | |
113 | Обобщающее занятие по теме «Правописание корней с чередованием гласных А – О | | |
114 | Правописание корней с чередованием гласных Е – И | | |
115 | Орфограмма «Буква И в корнях с чередованием - А (Я) /-ИМ / -ИН- | | |
116 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование и орфография» | | |
117 | Контрольный диктант по чередованию гласных в корне слова | | |
118 | P/р. Художественный стиль. | | |
119 | P.р. Художественный стиль. Метафора. Олицетворение. | | |
120 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме | | |
121 | Правописание согласных и гласных в приставках. | | |
122 | Правописание приставок, оканчивающихся на -З (-С). | | |
123 | Правописание приставок, оканчивающихся на -З (-С). Закрепление. | | |
124 | Правописание приставок - РОЗ- (РОС-) – РАЗ-(РАС-). | | |
125 | Буква -Ы- после приставок, оканчивающихся на согласный. | | |
126 | P.р. Изложение, близкое к тексту «Первый снег» по К.Г.Паустовскому | | |
127 | Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- | | |
128 | Буква и в приставке ПРИ- | | |
129 | Буква е в приставке ПРЕ- | | |
130 | Обобщение и систематизация правописания приставок в слове. | | |
131 | Контрольный диктант по правописанию приставок | | |
132 | Словообразование. | | |
133 | Основные способы образования слов | | |
134 | Сложные и сложносокращенные слова | | |
135 | Морфемный и словообразовательный анализ слов | | |
136 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография». | | |
137 | Контрольное тестирование по теме «Морфемика и словообразование. Орфография» | | |
138 | Р.р.Как различают типы речи? | | |
139 | Р.р. Повествовать – значит рассказывать | | |
Лексикология и фразеология (18 + 5 р.р.) |
140 | Словарное богатство русского языка. | | |
141 | Лексическое значение слова. | | |
142 | Лексическое значение слова. Закрепление понятия. | | |
143 | Однозначные и многозначные слова. | | |
144 | Прямое и переносное значение слова. | | |
145 | Прямое и переносное значение слова. | | |
146 | Р.р. Выборочное изложение по рассказу Б.Житкова «На льдине» | | |
147 | Омонимы. | | |
148 | Синонимы. | | |
149 | Синонимы. Обобщение понятия. | | |
150 | Синонимический ряд. Лексический разбор | | |
151 | Антонимы. | | |
152 | Р.р. Как описать предмет? | | |
153 | Слова, общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | | |
154 | Историзмы и архаизмы. | | |
155 | Неологизмы. Происхождение лексики русского языка. | | |
156 | Заимствованные слова. | | |
157 | P.р. Как описать животное? Сочинение о любимом животном | | |
158 | Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологизмы | | |
159 | Повторение изученного в разделе «Лексикология и фразеология» | | |
160 | Контрольное тестирование по теме «Лексикология и фразеология» | | |
161 | Р.р Рассуждать – значит доказывать | | |
162 | Р.р Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору» | | |
Повторение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи (6 + 2 р.р.) |
163 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | | |
164 | Систематизация и обобщение изученного по пунктуации | | |
165 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | | |
166 | Р.р. Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. | | |
167 | Контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5 класса | | |
168 | Р/р Что такое киносценарий? | | |
169 | Итоговое тестирование за курс 5 класса | | |
170 | Итоговое тестирование за курс 5 класса | | |
| Итого: 170 | | |
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Зам. директора по УВР__________ на заседании МО учителей предметников
Н.М. Лавренёва Руководитель МО _____________
Т.П. Анохина
29 августа 2017 года 28.08.2017 г. №01
14