Введение
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе;
1.Федерального закона «Об образовании РФ»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897
3.Образовательной программы школы
4.Учебного плана школы на 2017-2018 уч.г.
5.Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы (авторы Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцов и др.) М, «Просвещение»,2011
Программа ориентирована на работу по учебнику:Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов.Русский язык 6 класс М., «Просвещение» 2011
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета: умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общении.
Предметные
1) представление 06 основных функциях языка. о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом:
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее Р. Р.). Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 классе».
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика и фразеология. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольное изложение №1.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К. Р. Контрольный тест №1 по теме «Лексика и фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизапия материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне -кас- - -кос-. Буквы а и о в корне -гар- - -гор-, Буквы а и о в корне -зар- - -зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Контрольное сочинение №1.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 1)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». Контрольный тест №2 по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи (часть 2)
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- - -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Контрольный тест №3 по теме «Имя прилагательное». Контрольное изложение №2. Сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Имя числительное». Контрольный тест №4 по теме «Имя числительное».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Местоимение». Контрольный тест №5 по теме «Местоимение». Контрольное сочинение №2.
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы.
Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Глагол». Контрольный тест №6 по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах.
Культура речи
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Итоговый тест.
Тематическое планирование
|
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Русский язык - один из развитых языков мира | 1 |
2. | Урок развития речи Язык, речь, общение | 1 |
4.. | Урок развития речи Ситуация общения Урок развития речи Ситуация общения | 1 |
5. | Фонетика. Орфоэпия. Графика | 1 |
6. | Фонетика. Орфоэпия | 1 |
7. | Морфемика. Орфограммы в корнях слов | 1 |
8. | Морфемика. Орфограммы в приставках | 1 |
9. | Части речи | 1 |
10. | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
11. | Урок развития речи Сочинение «Интересная встреча» УПР.38 | 1 |
12. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 1 |
13. | Простое предложение | 1 |
14. | Сложное предложение | 1 |
15. | Синтаксический разбор предложений | 1 |
16. | Прямая речь. Диалог | 1 |
17. | Контрольный диктант | 1 |
18. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
19. | Текст, его особенности | 1 |
20. | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 |
21. | Урок развития речи Сочинение поданному началу. Упр. 68 | 1 |
22. | Начальные и конечные предложения текста | 1 |
23. | Урок развития речи Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72 | 1 |
24. | Ключевые слова | 1 |
25. | Основные признаки текста | 1 |
26. | Текст и его стили | 1 |
27. | Официально-деловой стиль | 1 |
28. | Контрольная работа. Анализ текста | 1 |
29. | Слово и его лексическое значение | 1 |
31. | РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» | 1 |
33.. | Общеупотребительные слова Профессионализмы. | 1 |
34.. | Диалектизмы | 1 |
36.. | Урок развития речи. Сжатое изложение. Упр 119 Урок развития речи.Сжатое изложение. | 1 |
37. | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
38. | Новые слова | 1 |
39. | Устаревшие слова | 1 |
40. | Словари | 1 |
41. | Повторение | 1 |
42. | Контрольная тестовая работа по лексике | 1 |
43. | Фразеологизмы | 1 |
44. | Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи | 1 |
45. | Повторение изученного материала. Тест. | 1 |
46. | Морфемика словообразование | 1 |
47. | Морфемика словообразование | 1 |
49. | Урок развития речи Описание помещения Урок развития речи.Описание помещения | 1 |
50. | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 |
51. | Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические | 1 |
52. | Этимология слов | 1 |
53. | Урок развития речи Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 |
55. | Урок развития речи Сочинение-описание помещения Урок развития речи.Сочинение-описание помещения | 1 |
56. | Буквы о и а в корне –кос---кас | 1 |
57. | Буквы о и а в корне –кос---кас | 1 |
58. | Буквы О-А в корнях с чередованием | 1 |
59. | Буквы о и а в корне –гор---гар- | 1 |
60. | Буквы о - а в корне –зар----зор | 1 |
61. | Буквы Ы-И после приставок | 1 |
62. | Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ. | 1 |
63. | Значение приставки ПРИ- | 1 |
64. | Значение приставки ПРЕ- | 1 |
65. | Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- | 1 |
66. | Контрольный диктант | 1 |
67. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
68. | Соединительные О-Е в сложных словах | 1 |
69. | Сложносокращенные слова | 1 |
71. | Урок развития речи Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». Урок развития речи Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро». | 1 |
72. | Морфемный и словообразовательный разбор слов | 1 |
73. | Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
74. | Контрольный диктант | 1 |
75. | Работа над ошибками | 1 |
76. | Повторение изученного об имени существительном. | 1 |
77. | Имя существительное как часть речи | 1 |
78. | Падежные окончания имени существительного | 1 |
79. | Урок развития речи Как писать письма | 1 |
80. | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
81. | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 |
82. | Урок развития речи Как тебя зовут? Происхождение имен | 1 |
83. | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
84. | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
85. | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
86. | Имена существительные общего рода | 1 |
87. | Морфологический разбор существительных. | 1 |
89. | Урок развития речи Сочинение-описание по личным наблюдениям Урок развития речи.Соч-е –описание по личным наблюдениям | 1 |
90. | НЕ с существительными. | 1 |
91. | НЕ с существительными. | 1 |
92. | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК. | 1 |
93. | Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК | 1 |
94. | Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК | 1 |
95. | Гласные О-Е после шипящих. | 1 |
96. | Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» | 1 |
97. | Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
98. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
99. | Анализ диктанта .Работа н/ош |
100. | Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном | 1 |
101. | Прилагательное как часть речи | 1 |
102. | Урок развития речи Сочинение-описание природы | 1 |
103. | Степени сравнения имен прилагательных. | 1 |
104. | Степени сравнения имен прилагательных | 1 |
105. | Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | 1 |
106. | Относительные прилагательные | 1 |
107. | Притяжательные прилагательные | 1 |
108. | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
110. | Урок развития речи. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина Урок развития речи.Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина | 1 |
111. | Не с прилагательными. | 1 |
112. | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 |
113. | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 |
114. | Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных | 1 |
116. | Урок развития речи. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» Урок разв-я речи.Соч-е по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» | 1 |
117. | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 1 |
118. | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
119. | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | 1 |
120. | Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК | 1 |
121. | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
122. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 |
123. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
124. | Контрольный диктант | 1 |
125. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
126. | Имя числительное как часть речи. | 1 |
127. | Простые и составные числительные | 1 |
128. | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
129. | Порядковые числительные | 1 |
130. | Разряды количественных числительных | 1 |
131. | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
132. | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
133. | Дробные числительные | 1 |
134. | Склонение дробных числительных | 1 |
135. | Собирательные числительные | 1 |
136. | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
137. | Повторение изученного материала по теме «Имя числительное | 1 |
139. | Урок развития речи. Публичное выступление Урок развития речи.Публичное выступление | 1 |
140. | Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
141. | Контрольный диктант | 1 |
142. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
143. | Местоимение как часть речи | 1 |
144. | Личные местоимения. | 1 |
145. | Особенности склонения личных местоимений | 1 |
146. | Возвратное местоимение | 1 |
147. | Урок развития речи. Рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
148. | Вопросительные, относительные местоимения | 1 |
149. | Относительные местоимения | 1 |
150. | Неопределенные местоимения | 1 |
151. | Дефис в неопределенных местоимениях | 1 |
152. | Отрицательные местоимения | 1 |
153. | Отрицательные местоимения | 1 |
154. | Отрицательные местоимения | 1 |
155. | Притяжательные местоимения | 1 |
156. | Притяжательные местоимения | 1 |
158. | Урок развития речи. Рассуждение Урок развития речи. Сочинение-рассуждение Урок развития речи.Рассуждение | 1 |
159. | Указательные местоимения | 1 |
160. | Указательные местоимения | 1 |
161. | Определительные местоимения | 1 |
163 | Урок развития речи. Рассказ по воображению Урок развития речи.Рассказ по воображению | |
164. | Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | 1 |
165. | Повторение изученного по теме «Местоимение». | 1 |
167. | Подготовка к контрольному диктанту.Контрольный тест по теме «Местоимение» Контрольная работа работа по теме «Местоимение» | 1 |
168. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
169. | Повторение изученного о глаголе | 1 |
170. | Личные окончания глаголов | 1 |
171. | Урок развития речи. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением | 1 |
172. | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
173. | Глаголы переходные и непереходные | 1 |
174. | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 |
176. | Урок развития речи. Сжатое изложение Урок развития речи.Сжатое изложение | 1 |
177. | Условное наклонение | 1 |
178. | Условное наклонение | 1 |
179. | Повелительное наклонение | 1 |
180. | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 |
181. | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 |
182. | Урок развития речи. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам | 1 |
183. | Употребление наклонений глагола | 1 |
184. | Употребление наклонений в речи | 1 |
185. | Безличные глаголы | 1 |
186. | Безличные глаголы в текстах художественной литературы | 1 |
187. | Морфологический разбор глагола | 1 |
189. | Урок развития речи. Рассказ на основе услышанного Урок развития речи.Рас сказ на основе услышанного | 1 |
190. | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 |
191. | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
192. | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
193. | Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 |
194. | Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол» | 1 |
195. | Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту | 1 |
196. | Комплексная тестовая работа | 1 |
197. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
198. | Разделы науки о языке.ОрфографияюОрфограммы в приставках | 1 |
| | |
199. | Орфограммы в корне слова | 1 |
200. | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 |
201. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | 1 |
203. | Урок развития речи. Сочинение на самостоятельно выбранную тему. Урок развития речи.Сочинение на самостоятельно выбранную тему | 1 |
204. | Лексика и фразеология. | 1 |
205. | Словообразование. Морфемный разбор. | 1 |
206. | Морфология. Имя существительное | 1 |
207. | Имя прилагательное. Местоимение | 1 |
208. | Имя числительное. Глагол | 1 |
209. | Итоговая контрольная работа | 1 |
210. | Занимательный урок грамматики | 1 |