ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; тематическое планирование (указывается содержание раздела, тематическое планирование и требования к уровню подготовки обучающихся); развёрнутое календарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенции.
1.Нормативная база.
Закон РФ об образовании.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год.
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 06.10.2009. № 373 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации»).
Программа по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова).
Учебный план МБОУ СОШ №6 на 2014-2015 учебный год.
2.Роль и место дисциплины.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое иинтеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
3.Адресат.
Программа адресована обучающимся 6 «Б» классу МБОУ СОШ №6
4.Цели и задачи.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, урок- беседа, урок-исследование, урок развития речи, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, а так же:
УОНМ – урок освоения нового материала,
ПОУ – повторительно-обобщающий урок,
УОНЗ – урок освоения новых знаний,
УЗИ – урок закрепления изученного.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Итоговый контроль.
Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового контрольного диктанта.
Текущий контроль по изучению каждого основного раздела проводится в форме проверочной работы: устное сообщение на лингвистическую тему, тесты, контрольные работы и диктанты, изложения с творческим заданием, сочинения, осложнённые и творческие списывания.
Учебно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Наименование разделов и тем | Основное содержание раздела | Основные понятия | Формы контроля |
1 | 6 | Введение | Русский язык как государственный язык РФ | Государственный язык, язык межнационального общения | |
2 | 22 | Морфемика, словообразование, культура речи | Состав слова, виды морфем, способы словообразования | Состав слова, виды морфем, способы словообразования | Контрольный диктант с грамматическим заданием, проверка письменных работ, тестирование, опрос, сочинение |
3 | 39 | Лексикология, орфография, культура речи | Общеупотребительные слова и слова с ограниченным употреблением. Средства образной выразительности. Происхождение слов. | Общеупотребительные слова, профессионализмы, историзмы, архаизмы, заимствованные слова. Метафора. | Контрольный диктант с грамматическим заданием, проверка письменных работ, опрос, сочинение, изложение |
4 | 20 | Морфология, орфография, культура речи. Имя существительное | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные грамматические категории имени существительного. Синтаксическая роль существительного | Часть речи. Одушевленность и неодушевленность, собственные и нарицательные существительные. Род, число, падеж. | Контрольный диктант с грамматическим заданием, проверка письменных работ, опрос, сочинение |
5 | 28 | Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные грамматические категории имени прилагательного. Синтаксическая роль прилагательного | Часть речи. Разряды прилагательных по значению. Род, число, падеж. Степени сравнения, краткие и полные прилагательные | Контрольный диктант с грамматическим заданием, проверка письменных работ, опрос, тестирование, изложение |
6 | 18 | Имя числительное | Имя числительное как часть речи. Постоянные и непостоянные грамматические категории имени числительного. Синтаксическая роль числительного | Часть речи. Количественные и порядковые числительные. Простые и составные числительные. Собирательные, целые и дробные числительные. | Контрольный диктант с грамматическим заданием, проверка письменных работ, опрос |
7 | 25 | Местоимение | Местоимение как часть речи. Постоянные и непостоянные грамматические категории. Синтаксическая роль местоимения | Часть речи. Разряды местоимений по значению. Склонение местоимений | Контрольный диктант с грамматическим заданием, проверка письменных работ, сочинение, опрос, тестирование |
8 | 33 | Глагол | Глагол как часть речи. Постоянные и непостоянные грамматические категории глагола. Синтаксическая роль глагола | Часть речи. Совершенный и несовершенный вид, инфинитив, переходность, наклонение, время, число, спряжение | Контрольный диктант с грамматическим заданием, проверка письменных работ, сочинение, опрос, тестирование |
9 | 18 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | Простое и сложное предложения, знаки препинания в них. | Простое и сложное предложение. Однородные члены. Обращение. | Контрольный диктант с грамматическим заданием, проверка письменных работ, опрос, сочинение, итоговая контрольная работа |
10 | 1 | Заключительный урок | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Фактически проведено | Тема урока | Содержание урока | Самостоятельная работа | Примечание |
1 | 1.09 | 1.09 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения | Выполнение упражнений | |
2 | 2.9 | 2.09 | Понятие о функциональных разновидностях языка. §2 | Стили речи. Функциональные разновидности языка | Выполнение упражнений | |
3 | 3.9 | 3.09 | Текст и его признаки. §3 | Признаки текста, смысловые и грамматические связи | Выполнение упражнений | |
4 | 4.9 | 4.09 | Текст и его признаки. §3 | Признаки текста, смысловые и грамматические связи | Выполнение упражнений. Тест | |
5 | 6.09 | 6.09 | Орфоэпические нормы. §4 | Нормы ударения, нормы произношения согласных | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
6 | 6.9 | 6.09 | Орфоэпические нормы. §4 | Нормы ударения, нормы произношения согласных | | |
7 | 8.9 | 8.09 | Морфемика, словообразование, орфография. Состав слова. §5 | | | |
8 | 9.09 | 9.09 | РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34). | Работа над различением функциональных разновидностей языка | Выполнение упражнений | |
9 | 10.09 | 10.09 | Состав слова. §5 | Морфемный состав слова | Выполнение упражнений | |
10 | 11.09 | 11.09 | Основные способы образования слов в русском языке. §6 | Основные способы образования слов в русском языке. | Выполнение упражнений | |
11 | 11.09 | 11.09 | Основные способы образования слов в русском языке. §6 | Основные способы образования слов в русском языке | Выполнение упражнений | |
12 | 13.09 | 13.09 | Основные способы образования слов в русском языке. §6 | Основные способы образования слов в русском языке | Выполнение упражнений Тест. | |
13 | 16.09 | 16.09 | Сложные и сложносокращённые слова. §7 | Аббревиатуры и сложные слова | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
14 | 17.09 | 17.09 | Сложные и сложносокращённые слова. §7 | Аббревиатуры и сложные слова | Выполнение упражнений | |
15 | 17.09 | 17.09 | Понятие об этимологии. §8 | Происхождение слов | Выполнение упражнений | |
16 | 18.09 | 18.09 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Выполнение упражнений | |
17 | 20.09 | 20.09 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Выполнение упражнений | |
18 | 22.09 | 22.09 | Контрольный диктант (вводный контроль) | Контроль пройденного в 5 классе | Выполнение упражнений. Тест | |
| 23.09 | 23.09 | Анализ работы. Работа над ошибками | | | |
19 | 24.09 | 24.09 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10 | Правописание корней с чередованием | | |
20 | 24.09 | 24.09 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10 | Правописание корней с чередованием | | |
21 | 25.09 | 25.09 | Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10 | Что такое графика. Буквы, алфавит | Словарный диктант | |
22 | 27.09 | 27.09 | Правописание приставок пре-/при- §11 | Правописание приставок пре-/при- | Выполнение упражнений | |
23 | 29.09 | 29.09 | Правописание приставок пре-/при- §11 | Правописание приставок пре-/при- | Сочинение | |
24 | 30.09 | 30.09 | Правописание приставок пре-/при- §11 | Правописание приставок пре-/при- §1 | Выполнение упражнений | |
25 | 1.10 | 1.10 | Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография». | Повторение и закрепление изученного по теме | Выполнение упражнений | |
26 | 1.10 | 1.10 | Тестирование по теме. | Контроль пройденного | Выполнение упражнений. Тест | |
27 | 1.10 | 2.10 | Р.р.Сочинение на лингвистическую тему | Сочинение | | |
28 | 2.10 | 2.10 | Работа над ошибками. | Анализ работы, работа над ошибками | Тест | |
29 | 4.10 | 3.10 | Лексикология, орфография, культура речи. Повторение изученного в V классе. §13 | | Выполнение упражнений | |
30 | 6.10 | 4.10 | Повторение изученного в V классе. §13 | | Выполнение упражнений | |
31 | 7.10 | 7.10 | РР Подробное изложение. | | Выполнение упражнений | |
32 | 7.10 | 7.10 | РР Подробное изложение | | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
33 | 9.10 | 9.10 | Метафора. §14 | | Самостоятельная работа | |
34 | 9.10 | 9.10 | Метафора. §14 | Лексическое значение слова | Выполнение упражнений | |
35 | 10.10 | 10.10 | Лексические выразительные средства. §15 | Лексическое значение слова | Выполнение упражнений | |
36 | 11.10 | 11.10 | Лексические выразительные средства. §15 | Группировка слов по лексическому значению | Выполнение упражнений | |
37 | 14.10 | 14.10 | РР Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113). | Сбор материала к сочинению | Сочинение | |
38 | 15.10 | 15.10 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | Группировка слов по лексическому значению | Выполнение упражнений | |
39 | 15.10 | 15.10 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | Что такое орфография. Разделы русской орфографии | Выполнение упражнений | |
40 | 16.10 | 16.10 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | Что такое орфография. Разделы русской орфографии | Выполнение упражнений | |
41 | 18.10 | 18.10 | Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | Правописание безударных гласных в корнях слов. | Выполнение упражнений | |
42,43 | 20.10 21.10 | 20.10 21.10 | Исконно русские слова. §17 | Правописание безударных гласных в корнях слов. | Выполнение упражнений. Тест | |
44 | 22.10 | 22.10 | Заимствованные слова. §18 | Правописа-ние согласных в корнях слов | Выполнение упражнений | |
45 | 22.10 | 22.10 | Заимствованные слова. §18 | Правописа-ние согласных в корнях слов | Выполнение упражнений | |
46-47 | 23.10 | 23.10 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19 | Обучение написанию подробного изложения, написание изложения | Изложение | |
48 | 25.10 | 25.10 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20 | Правописа-ние безударных окончаний -е, -и в именах существительных | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
49-50 | 25.10 27.10 | 25.10 | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20 | Правописание безударных окончаний -е, -и в именах существительных | Выполнение упражнений | |
51 | 28.10 | 29.10 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы | | | |
52 | 29.10 | 28.10 | Контрольный диктант | | Выполнение упражнений | |
53 | 29.10 | 29.10 | Анализ диктанта. | | | |
54 | 30.10 | 30.10 | Общеупотребительные слова. Диалектизмы. | | | |
54 | 1.11 | 1.11 | Профессионализмы. §22 | | | |
55 | 10.11 | 10.11 | Жаргонизмы. §23 | Случаи слитного, дефисного и раздельного написания ( частица не,предлоги) | Выполнение упражнений | |
56 | 11.11 | 11.11 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24 | | | |
57 | 12.11 | 12.11 | Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24 | Части речи в русском языке. | Выполнение упражнений | |
58 | 12.11 | 12.11 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25 | Обучению употреблению этикетных слов | Выполнение упражнений | |
59 | 13.11 | 13.11 | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25 | Понятие языковой нормы. | Выполнение упражнений | |
60 | 15.11 | 17.11 | РР Сочинение-рассуждение. | Словосочетание как единица синтаксиса | Выполнение упражнений | |
61 | 17.11 | 15.11 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26 | Словосочетание как единица синтаксиса. Фразеологизмы, их значение и употребление | Выполнение упражнений | |
62 | 18.11, | 18.11 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26 | Фразеологизмы, их значение и употребление | Выполнение упражнений Тест. | |
63, 64 | 19.11 | 20.11 | РР Изложение (сжатое). | Подготовка и проведение контрольного сжатого изложения | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
65 | 20.11 | 19.11 | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27 | Фразеологизмы, их значение и употребление | Выполнение упражнений | |
65-66 | 24.11 25.11 | 24.11 25.11 | Повторение темы «Лексикология». | Основа предложения. Подлежащее как главный член предложения | Выполнение упражнений | |
67 | 26.11 | 26.11 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Основа предложения. Сказуемое как главный член предложения | Выполнение упражнений | |
68 | 26.11 | 27.11 | Работа над ошибками. | Второстепенные члены предложения. Определение, обстоятельство, дополнение | Выполнение упражнений | |
69 | 26.11 | 26.11 | Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи. Части речи в русском языке. §29 | Второстепенные члены предложения. Определение, обстоятельство, дополнение | Выполнение упражнений. Тест. | |
70-71 | 26.11, 27.11 | 29.11 29.11 | Имя существительное как часть речи. §30 | Сжатое изложение | Изложение | |
72 | 29.11 | 1.12 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31 | Виды предложений по цели высказывания | Выполнение упражнений | |
73 | 1.12 | 2.12 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31 | Виды предложений по эмоциональной окраске | Выполнение упражнений | |
74 | 2.12 | 3.12 | Имена существительные общего рода. | Виды предложений по наличию второстепенных членов | Выполнение упражнений | |
75 | 3.12 | 3.12 | Морфологический разбор имени существительного. §33 | Виды предложений по количеству грамматических основ | Выполнение упражнений | |
76 | 3.12 | 4.12 | РР Стиль текста( упр.253, 254). | Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами | Выполнение упражнений | |
77 | 4.12 | 6.12 | Словообразование имён существительных. §34 | Обобщающие слова при однородных членах, знаки препинания | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
78 | 6.12 | 8.12 | Словообразование имён существительных. §34 | Обращение, знаки препинания | Выполнение упражнений | |
79 | 8.12 | 8.12 | Словообразование имён существительных. §34 | Вводные слова, знаки препинания | Выполнение упражнений | |
80 | 9.12 | | Словообразование имён существительных. §34 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
81 | 10.12 | | Сложносокращённые имена существительные. §35 | Предложения с прямой речью. Знаки препинания. | Выполнение упражнений | |
82 | 10.12 | | Сложносокращённые имена существительные. §35 | Предложения с прямой речью Знаки препинания. | Выполнение упражнений | |
83 | 11.12 | | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36 | Предложения с прямой речью Знаки препинания. | Выполнение упражнений. Тест | |
84 | 13.12 | | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36 | Зачем нужны знаки препинания? | Выполнение упражнений | |
85 | 15.12 | | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36 | Пунктуация в простом и сложном предложении | Выполнение упражнений | |
86 | 16.12 | | Повторение темы «Имя существительное». §37 | Знаки препинания в предложе-ниях с прямой речью | Выполнение упражнений | |
87 | 17.12 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Подготовка и проведение контрольного подробного изложения | Изложение | |
88 | 17.12 | | Работа над ошибками. | | | |
89 | 18.12 | | Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. §38 | Знаки препинания в предложе-ниях с прямой речью | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
90 | 20.12 | | Имя прилагательное как часть речи. §38 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Выполнение упражнений | |
91 | 22.12 | | Р.р.Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287). | Понятие о тексте | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
92 | 23.12 | | Р.р.Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287). | Понятие о тексте | Выполнение упражнений | |
93 | 24.12 | | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39 | Повествование как вид текста | Выполнение упражнений | |
94 | 24.12 | | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39 | Описание как вид текста | Выполнение упражнений | |
95 | 25.12 | | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40 | Рассуждение как вид текста | Выполнение упражнений | |
96 | 27.12 | | РР Сжатое изложение ( упр. 303-304). | Диктант | Диктант | |
97 | 12.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41 | Основные нормы построения текста | Выполнение упражнений | |
98 | 13.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41 | Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. | Выполнение упражнений | |
99 | 14.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42 | Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. | Выполнение упражнений | |
100 | 14.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42 | Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. | Выполнение упражнений Тест. | |
101 | 15.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43 | Правописание корней с чередованием | Выполнение упражнений | |
102 | 17.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43 | Правописание букв а–о в корнях с чередованием. | Выполнение упражнений | |
103 | 19.01 | | Морфологический разбор имени прилагательного. §44 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов | Выполнение упражнений | |
104 | 20.01 | | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | Подготовка к сочинению по картине И. Левитана «Золотая осень». | Сочинение | |
105 | 21.01 | | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | Способы образования имён существительных | Выполнение упражнений | |
106 | 21.01 | | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46 | Способы образования имён прилагательных | Выполнение упражнений Тест. | |
107 | 22.01 | | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46 | Способы образования глаголов | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
108 | 24.01 | | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46 | Изложение с элементами сочинения | Выполнение упражнений | |
109 | 26.01 | | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47 | Правописание приставок | Выполнение упражнений | |
110 | 27.01 | | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48 | Правописание приставок | Выполнение упражнений | |
111 | 28.01 | | Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48 | Правописание приставок | Выполнение упражнений | |
112 | 28.01 | | РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49 | Словообразование и состав слова | Выполнение упражнений | |
113 | 29.01 | | РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49 | Словообразование и состав слова | Выполнение упражнений | |
114 | 31.01 | | Повторение темы «Имя прилагательное». §50 | Контрольный диктант | | |
115 | 2.02 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Работа над ошибками | Взаимопроверка | |
116 | 3.02 | | Работа над ошибками | Лексикология и фразеология Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
117 | 4.02 | | Имя числительное. Имя числительное как часть речи. §51 | Средства художественной изобразительности: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет | Выполнение упражнений Тест. | |
118 | 4.02 | | Простые, сложные и составные числительные. §52 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | Выполнение упражнений | |
119 | 5.02 | | Простые, сложные и составные числительные. §52 | Сочинение с элементами описания | Сочинение | |
120 | 7.02 | | Количественные и порядковые числительные. §53 | Понятие заимствованных и исконно русских слов. | Выполнение упражнений | |
121 | 9.02 | | РР Роль числительных в тексте (упр.385). | Написание букв ы-и после ц. | Выполнение упражнений | |
122 | 10.02 | | Склонение числительных. §54 | Лексика ограниченного употребления. | Выполнение упражнений | |
123 | 11.02 | | Склонение числительных. §54 | Устаревшие слова | Выполнение упражнений | |
124 | 11.02 | | Склонение числительных. §54 | Фразеология. | Выполнение упражнений | |
125 | 12.02 | | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 | Контрольный диктант | | |
126 | 14.02 | | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 | Работа над ошибками | Взаимопроверка | |
127 | 16.02 | | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 | Морфология. Слово как часть речи | Выполнение упражнений | |
128 | 17.02 | | РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417). | Языковые значения | | |
129 | 18.02 | | Синтаксическая роль числительных в предложении | Имя существительное как часть речи | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
130 | 18.02 | | Лексические способы сокращения текста | Правописание суффиксов –чик-, - щик- . | Выполнение упражнений | |
131 | 19.02 | | Морфологический разбор числительного. §57 | Правописание суффиксов –ек-, ик- | Выполнение упражнений Тест. | |
132 | 21.02 | | Повторение темы «Имя числительное». §58 | Постоянные морфологические признаки имени существительного . Собственные и нарицательные имена существительные | Выполнение упражнений | |
133 | 23.02 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Выполнение упражнений | |
134 | 24.02 | | Работа над ошибками | Род имён существительных | Выполнение упражнений | |
135 | 25.02 | | Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59 | Склонение имён существительных | Выполнение упражнений | |
136 | 25.02 | | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59 | Склонение имён существительных | Выполнение упражнений. Тест | |
137 | 26.02 | | Личные местоимения. §60 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
138 | 28.02 | | Личные местоимения. §60 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных. | Выполнение упражнений | |
139 | 2.03 | | РР Приёмы сжатия текста. §60 | Безударные окончания –еи –и в именах существительных | Выполнение упражнений | |
140 | 3.03 | | Притяжательные местоимения. §62 | Чем существительное бывает в предложении | Выполнение упражнений | |
141 | 4.03 | | Притяжательные местоимения. §62 | | | |
142 | 4.03 | | РР Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). | Работа над ошибками | Выполнение упражнений. Взаимопроверка | |
143 | 5.03 | | РР Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). | Употребление имён существительных | Выполнение упражнений | |
144 | 7.03 | | Указательные местоимения | Имя прилагательное как часть речи | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
145 | 9.03 | | Определительные местоимения. §64 | Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные,относительные и притяжательные имена прилагательные | Выполнение упражнений | |
146 | 10.03 | | РР Текст. Логика текста (упр.460). | Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных. Прилагательные в форме сравнительной степени | Выполнение упражнений | |
147 | 11.03 | | Вопросительно- относительные местоимения. §65 | Подготовка и проведение контрольного сочинения по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» . | Сочинение | |
148 | 11.03 | | Вопросительно- относительные местоимения. §65 | | | |
149 | 12.03 | | Неопределённые местоимения. §66 | Полные и краткие формы имён прилагательных | Выполнение упражнений Тест. | |
150 | 14.03 | | Неопределённые местоимения. §66 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | Выполнение упражнений | |
151 | 16.03 | | Отрицательные местоимения. §67 | Чем прилагательное бывает в предложении | Выполнение упражнений | |
152 | 17.03 | | Отрицательные местоимения. §67 | Контрольный диктант | | |
153 | 18.03 | | Морфологический разбор местоимения. §68 | Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных | Выполнение упражнений | |
154 | 18.03 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Правильное употребление имён прилагательных | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
155 | 19.03 | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | Выполнение упражнений | |
156 | 20.03 | | Повторение темы «Местоимение». §69 | Общее значение глагола и его употребление в речи | Выполнение упражнений | |
157 | 31.03 | | Повторение темы «Местоимение». §69 | Инфинитив как начальная форма глагола | Выполнение упражнений | |
158 | 1.04 | | РР Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491).Тестирование по теме «Местоимение» | Инфинитив как начальная форма глагола | Выполнение упражнений | |
159 | 1.04 | | Глагол. Глагол как часть речи.. §70 | Совершенный и несовершенный вид глагола | Выполнение упражнений | |
160 | 2.04 | | Глагол как часть речи. §70 | Совершенный и несовершенный вид глагола | Выполнение упражнений. Тест. | |
161 | 4.04 | | Совершенный и несовершенный вид глагола. §71 | Подготовка к сочинению по картине Н.М. Ромадина «Вербы в половодье». | Сочинение | |
162 | 6.04 | | Совершенный и несовершенный вид глагола. §71 | Правописание глагольных суффиксов –ыва -,-ива-, -ова-, ева- | Выполнение упражнений | |
163 | 7.04 | | Разноспрягаемые глаголы. §72 | Правописание глагольных суффиксов –ыва -,-ива-, -ова-, ева- | Выполнение упражнений | |
164 | 8.04 | | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73 | Переходные и непереходные глаголы. | Выполнение упражнений | |
165 | 8.04 | | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73 | Переходные и непереходные глаголы. | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
166 | 9.04 | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 | Возвратные и невозвратные глаголы. | Выполнение упражнений | |
167 | 11.04 | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 | Правописание корней с чередующимися гласными е и и. | Выполнение упражнений | |
168 | 13.04 | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 | Правописание корней с чередующимися гласными е и и. | Выполнение упражнений | |
169 | 14.04 | | Условное наклонение. §75 | Правописание корней с чередующимися гласными е и и. | Выполнение упражнений | |
170 | 15.04 | | Условное наклонение. §75 | Изменение глаголов по наклонениям. | Выполнение упражнений | |
171 | 15.04 | | РР Сочинение-рассуждение по упр. 540. | Условное наклонение | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
172 | 16.04 | | РР Сочинение-рассуждение по упр. 540. | Условное наклонение | Выполнение упражнений | |
173 | 18.04 | | Повелительное наклонение. §76 | Повелительное наклонение | Выполнение упражнений | |
174 | 20.04 | | Повелительное наклонение. §76 | Повелительное наклонение | Выполнение упражнений | |
175 | 21.04 | | Повелительное наклонение. §76 | Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | Выполнение упражнений | |
176 | 22.04 | | РР Создание текста- инструкции (упр. 550-552). | Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | Выполнение упражнений | |
177 | 22.04 | | РР Создание текста- инструкции (упр. 550-552). | Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | Выполнение упражнений. Тест. | |
178 | 23.04 | | Употребление наклонений. §77 | Безличные глаголы. | Выполнение упражнений | |
179 | 25.04 | | Употребление наклонений. §77 | Безличные глаголы. | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
180 | 27.04 | | Безличные глаголы. §78 | Чем глагол является в предложении | Выполнение упражнений | |
181 | 28.04 | | Безличные глаголы. §78 | Чем глагол является в предложении | Выполнение упражнений | |
182 | 29.04 | | Морфологический разбор глагола. §79 | Подготовка и проведение контроль подробного изложения с самостоятельно составленным продолжением | Изложение | |
183 | 29.04 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 | | | |
184 | 30.04 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 | Правильное употребление глаголов | Выполнение упражнений | |
185 | 2.05 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 | Правильное употребление глаголов | Выполнение упражнений | |
186 | 4.05 | | РР Рассказ о событии. §81 | Правильное употребление глаголов | Выполнение упражнений | |
187 | 5.05 | | РР Рассказ о событии. §81 | Правильное употребление глаголов | Выполнение упражнений. Тест | |
188 | 6.05 | | Повторение темы «Глагол». §82 | Правильное употребление глаголов | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
189 | 6.05 | | Повторение темы «Глагол». §82 | | | |
190 | 7.05 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Работа над ошибками | Взаимопроверка | |
191 | 9.05 | | Работа над ошибками | Повторение изученного в V классе. Роль языка в жизни общества | Выполнение упражнений | |
192 | 11.05 | | Синтаксис, пунктуация, культура речи. Основные единицы синтаксиса. §83 | Повторение правописания гласных и согласных в морфемах слова. | Выполнение упражнений | |
193 | 12.05 | | Простое предложение.§84 | Повторение правописания гласных и согласных в морфемах слова. | Выполнение упражнений | |
194 | 13.05 | | Простое предложение.§84 | Повторение правописания гласных и согласных в морфемах слова | Выполнение упражнений. Тест. | |
195 | 13.05 | | РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592). | Повторение правописания гласных и согласных в морфемах слова | Выполнение упражнений | |
196 | 13.05 | | РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592). | Повторение разделов лингвистики. | Выполнение упражнений Словарный диктант | |
197 | 14.05 | | Порядок слов в предложении. §85 | Повторение разделов лингвистики. | Тестирование | |
198 | 16.05 | | Простое осложнённое предложение. §86 | Правописание глаголов | Выполнение упражнений | |
199 | 18.05 | | Простое осложнённое предложение. §86 | Правописание глаголов | Выполнение упражнений | |
200 | 19.05 | | РР Рассуждение. §87 | Правописание глаголов | Выполнение упражнений | |
201 | 20.05 | | Сложное предложение. §88 | Роль окончания в словах | Выполнение упражнений | |
202 | 20.05 | | Сложное предложение. §88 | Роль окончания в словах | Выполнение упражнений | |
203 | 21.05 | | •Контрольный диктант с грамматическим заданием | Роль окончания в словах | Тест | |
204 | 23.05 | | Работа над ошибками. | Части речи и члены предложения | Выполнение упражнений | |
205 | 22.05 | | . Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89 | Части речи и члены предложения | Тест | |
206 | 26.05 | | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89 | | | |
207 | 27.05 | | •Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | Работа над ошибками | | |
208 | 27.05 | | •Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | Части речи и члены предложения. | | |
209 | 28.05 | | Повторение. | Части речи и члены предложения. | Выполнение упражнений | |
210 | 29.05 | | Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год. | Обобщение изученного | | |
Содержание тем учебного курса.
Введение – 6 ч.
Морфемика, словообразование, культура речи– 22 ч.
Лексикология, орфография, культура речи – 39 ч.
Морфология, орфография, культура речи -.
Имя существительное – 20 ч.
Имя прилагательное – 28 ч.
Имя числительное – 18 ч.
Местоимение – 25 ч.
Глагол – 33 ч.
Синтаксис, пунктуация, культура речи – 18 ч.
Заключительный урок – 1 ч.
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса. Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 6 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка как языка русского народа, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учителя:
1.Примерная программа по русскому языку для основной школы.
2.Рыбченкова Л.М.Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват.учреждений.- Изд-во «Просвещение», 2012
3.Рабочая программа по курсу «Русский язык» 6 класс по программе Л.М. Рыбченковой
4. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2012. - 4-е изд.
5.. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. - М.:Просвещение, 2012
Для учащихся.
Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях . Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О. В. Загоровская,А. Г. Нарушевич. М.: Издательство «Просвещение», 2013.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик Репетитор по русскому языку (библиотека Кирилла и Мефодия)
Репетитор «Русский язык» (система тестов)
Электронное приложение к учебнику.
Программа «Домашний репетитор»
.
Приложение
Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»
(Проверка усвоения теоретических знаний)
Самостоятельные части речи - это ...
Синтаксис изучает...
Пунктограммы - это ...
Словосочетание состоит из ...
Грамматическая основа - это ...
Второстепенные члены предложения - это ... (перечислить)
Дополнение отвечает на вопросы ...
Определение отвечает на вопросы ...
Обстоятельство отвечает на вопросы ...
10 Виды предложений по цели высказывания ...
Виды предложений по интонации ...
Предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются ...
Предложения, имеющие две и более грамматические основы, называются ...
Предложения, в которых кроме главных членов есть хотя бы один второстепенный член, называются ...
Предложение, в котором нет ни одного второстепенного члена, называются ...
Запишите известные вам союзы.
Прямая речь состоит из ...
Диалог - это ...
Монолог-это ...
Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, - это ...
Разобрать предложение по членам предложения.
Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну.
Расставить и объяснить в предложениях знаки препинания (составить схемы).
Ночью сильнее пахнут мята полынь и ромашка.
Волны звучали солнце сияло море смеялось.
Была зима но все последние дни стояла оттепель.
14