на основе требований Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г.
В соответствии с программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М. и учебника «Русский язык 7 класс» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А и др. - М.: «Просвещение», 2013г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
На изучение курса отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю.
Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Описание действий как вид текста.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
№ | Тема урока | Тип урока | Примечание | Дата |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 1. Тема 1. Введение (1) |
1. | Русский язык как развивающееся явление | КУ | | | |
Раздел 2. Тема 1. Повторение пройденного материала в 5-6 классах (11 + 3 РР) |
-
| Синтаксис. Синтаксический разбор | УПЗУ | | | |
-
| Пунктуация. Пунктуационный разбор | УПЗУ | | | |
-
| Лексика и фразеология | УПЗУ | | | |
-
| Фонетика и орфография | УПЗУ | | | |
-
| Фонетический разбор. Практическая работа | УПЗУ | | | |
-
| Словообразование и орфография | УПЗУ | | | |
-
| Разбор по составу, словообразовательный разбор | УПЗУ | | | |
-
| Морфология. Морфологический разбор слова | УПЗУ | | | |
-
| Морфология и орфография | УПЗУ | | | |
-
| Контрольный диктант с грамматическим заданием | К | | | |
-
| Анализ диктанта, работа над ошибками | КУ | | | |
-
| РР (1) Текст. Тема. Идея. План | УРР | | | |
-
| РР (2) Стили литературного языка | УРР | | | |
-
| РР (3) Обучение написанию сочинения по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью» | УРР | | | |
Раздел 3. Морфология. Орфография. Культура речи. |
Тема 1.Причастие (25 + 5 РР) |
-
| Повторение сведений о глаголе. | УПЗУ | | | |
-
| Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки причастий | УИНМ | | | |
-
| РР (4) Публицистический стиль и его особенности | УИНМ | | | |
-
| Склонение причастий; правописание гласных в падежных окончаниях | УИНМ | | | |
-
| Причастный оборот. Обособление причастных оборотов | УИНМ | | | |
-
| РР (5) Описание внешности человека | УРР | | | |
-
| Действительные и страдательные причастия | УИНМ | | | |
-
| Краткие и полные страдательные причастия | УИНМ | | | |
-
| РР (6) Изложение, близкое к тексту | УРР | | | |
-
| Действительные причастия настоящего времени | УИНМ | | | |
-
| Действительные причастия прошедшего времени | УИНМ | | | |
-
| Страдательные причастия настоящего времени | УИНМ | | | |
-
| Страдательные причастия прошедшего времени | УИНМ | | | |
-
| РР (7) Обучение сочинению-описанию по картине « …» | УРР | | | |
-
| Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | УИНМ | | | |
-
| Н –НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | УИНМ | | | |
-
| Н –НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | УПЗУ | | | |
33 | Правописание Н – НН в отымённых и отглагольных прилагательных, в причастиях | УИНМ | | | |
34 | Урок – практикум по правописанию Н - НН | УПЗУ | | | |
35 | Морфологический разбор причастий | УПЗУ | | | |
36 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | К | | | |
37 | Не с причастиями | УИНМ | | | |
38 | Совершенствование навыка правописания НЕ с причастиями | УПЗУ | | | |
39 | Практикум по правописанию НЕ с разными частями речи | УПЗУ | | | |
40 | РР (8) Обучение выборочному изложению (по тексту упр. 130.) | УРР | | | |
41 | Е-Ё после шипящих в суффиксах причастий | УИНМ | | | |
42 | Совершенствование правописания О-Е-Ё после шипящих | УПЗУ | | | |
43 | Повторение темы «Причастие» | УПЗУ | | | |
44 | Комплексная контрольная работа | К | | | |
45 | Анализ комплексной контрольной работы | КУ | | | |
Тема 2. Деепричастие. (10+2 РР) |
46 | Деепричастие как форма глагола. Морфологические признаки деепричастия. | УИНМ | | | |
47 | Деепричастный оборот, выделение его запятыми | УИНМ | | | |
48 | Правописание НЕ с деепричастиями | УИНМ | | | |
49 | Деепричастия несовершенного вида | УИНМ | | | |
50 | Деепричастия совершенного вида | УИНМ | | | |
51 | РР (9) Описание действий и трудовых процессов. | УРР | | | |
52 | РР (10) Обучение изложению текста - описания трудовых процессов | УРР | | | |
53 | Морфологический разбор деепричастий | УПЗУ | | | |
54 | Повторение материала по теме, подготовка к диктанту | УПЗУ | | | |
55 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | К | | | |
56 | Анализ диктанта, работа над ошибками | КУ | | | |
57 | Итоговый тест по правописанию причастий и деепричастий | К | | | |
Тема 3. Наречие (21 + 5 РР) |
58 | Наречие как часть речи | УИНМ | | | |
59 | Смысловые группы наречий | УИНМ | | | |
60 | Степени сравнения наречий | УИНМ | | | |
61 | Морфологический разбор наречий. Комплексный анализ текста | КУ | | | |
62 | РР(11) Подготовка к сочинению по картине Решетникова «Вратарь» | УРР | | | |
63 | РР (12) Обучение сочинению по картине, редактированию написанного | УРР | | | |
64 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями | УИНМ | | | |
65 | Совершенствование правописания НЕ с наречиями | УПЗУ | | | |
66 | Обучающий тест по правописанию наречий | УПЗУ | | | |
67 | Правописание приставок не-ни в отрицательных наречиях. | УИНМ | | | |
68 | РР (13) Обучение выборочному изложению - описанию действий в форме заметки в газету | УПЗУ | | | |
69 | Н-НН в наречиях | УРР | | | |
70 | Н-НН в наречиях и краткой форме прилагательных, причастий | УПЗУ | | | |
71 | РР (14) Контрольное сочинение - описание действий в форме заметки в газету | К | | | |
72 | О-Е на конце наречий | УРР | | | |
73 | О-А на конце наречий | УИНМ | | | |
74 | Совершенствование правописания О-А на конце наречий | УПЗУ | | | |
75 | Дефисное написание наречий | УИНМ | | | |
76 | Практикум по правописанию наречий | УПЗУ | | | |
77 | РР (15) Обучение подготовке сообщения по теме в форме заметки в газету | УРР | | | |
78 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от самостоятельных частей речи | УИНМ | | | |
79 | Обучающий тест по теме «Правописание наречий» | К | | | |
80 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | УИНМ | | | |
81 | Повторение и обобщение материала по теме «Наречие». Подготовка к диктанту | УПЗУ | | | |
82 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | К | | | |
83 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | КУ | | | |
Тема 4. Слово категории состояния (3+1 РР) |
84 | Слово категории состояния как часть речи | УИНМ | | | |
85 | Морфологические признаки слова категории состояния | УИНМ | | | |
86 | РР (16) Контрольное изложению текста, включающего слова категории состояния | УРР | | | |
87 | Повторение темы «Категория состояния»; комплексный анализ текста. | УПЗУ | | | |
Раздел 4.Служебные части речи. Культура речи |
Тема 1. Служебные части речи (1) |
88 | Самостоятельные и служебные части речи | УПЗУ | | | |
Тема 2. Предлог (9 + 1 РР) |
89 | Предлог как часть речи | УИНМ | | | |
90 | Употребление предлогов | УИНМ | | | |
91 | Производные и непроизводные предлоги | УИНМ | | | |
92 | Простые и составные предлоги | УИНМ | | | |
93 | Морфологический разбор предлога | УИНМ | | | |
94 | РР (17) Обучение сочинению по личным впечатлениям | УРР | | | |
95 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | УИНМ | | | |
96 | Дефисные написания предлогов | УИНМ | | | |
97 | Повторение темы «Предлог» | УПЗУ | | | |
98 | Контрольный тест на правописание предлогов | К | | | |
Тема 3. Союз (10+ 2 РР) |
99 | Простые и составные союзы. Непроизводные и производные союзы | УИНМ | | | |
100 | Подчинительные и сочинительные союзы. Запятая в сложном союзном предложении | УИНМ | | | |
101 | Группы сочинительных союзов. Роль сочинительных союзов в сложносочинённом предложении | УИНМ | | | |
102 | РР (18) Обучение сочинению – рассуждению на тему «Книга - наш друг и советчик» | УРР | | | |
103 | Подчинительные союзы и их роль в предложении. Типы подчинительных союзов | УИНМ | | | |
104 | РР (19) Контрольное сочинение-рассуждение на тему «…» | УРР | | | |
105 | Морфологический разбор союза; комплексный анализ текста | УПЗУ | | | |
106 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО | УИНМ | | | |
107 | Обучающий тест по правописанию предлогов и союзов | К | | | |
108 | Подготовка к диктанту | УПЗУ | | | |
109 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | К | | | |
110 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | КУ | | | |
Тема 4. Частица (10+ 4 РР) |
111 | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы | УИНМ | | | |
112 | Модальные частицы, их употребление в устной и письменной речи | УИНМ | | | |
113 | РР (20) Обучение сочинению- рассуждению на тему «Как мне стать …» | УРР | | | |
114 | Раздельное и дефисное написание частиц | УИНМ | | | |
115 | РР (21) Обучение сжатому изложению с использованием различных способов сжатия: исключение, обобщение, упрощение) | УРР | | | |
116 | РР (22) Написание сжатого изложения текста художественного стиля | УРР | | | |
117 | Морфологический разбор частиц | УИНМ | | | |
118 | Отрицательные частицы НЕ- НИ. Различение частиц НЕ- НИ | УИНМ | | | |
119 | РР (23) Обучение сочинению по данному началу Упр.402 | УРР | | | |
120 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ- НИ | УИНМ | | | |
121 | Повторение материала по теме «Частица» | УПЗУ | | | |
122 | Повторение правописания служебных частей речи | УПЗУ | | | |
123 | Контрольный тест по правописанию служебных частей речи | К | | | |
124 | Анализ контрольного теста | КУ | | | |
Тема 5. Междометие. Звукоподражательные слова (2) |
125 | Междометие как служебная часть речи. Звукоподражательные слова | УИНМ | | | |
126 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | УИНМ | | | |
Раздел 5. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе |
Тема 1. Повторение и систематизация изученного материала (9 + 1РР) |
127 | РР (24) Контрольное изложение по тексту Ф. Нестерова «У Иваныча» | УРР | | | |
128 | Разделы науки о языке | УПЗУ | | | |
129 | Комплексный анализ текста | УПЗУ | | | |
130 | Фонетика, графика, орфография, лексика, фразеология | УПЗУ | | | |
131 | Морфемика. Словообразование | УПЗУ | | | |
132 | Морфология | УПЗУ | | | |
133 | Орфография | УПЗУ | | | |
134 | Синтаксис | УПЗУ | | | |
135 | Пунктуация | УПЗУ | | | |
136 | Итоговый контрольный диктант | К | | | |
При оформлении календарно-тематического плана были использованы следующие условные обозначения типов уроков и сокращения: