СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной программе 6, 8 классы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной программе (6, 8 классы)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной программе 6, 8 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2



Утверждаю

Директор школы

__________________Т.Н. Климова

«___»___________________2015г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по социально-бытовой ориентации

(наименование учебного предмета, курса)


6,8 классы

(уровень, ступень образования, класс)


1 год (2015-2016уч.год)

(срок реализации программы)









Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, в двух сборниках.ю допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.

(наименование программы, автор)


Тришиной Еленой Сергеевной

(кем Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)






Александровск-Сахалинский

2015



Пояснительная записка


Рабочая программа по СБО для 5-10 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Постановления Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";

Письма Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов";

Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п "Об утверждении Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида " (1вариант);

Письма Минобразования РФ от 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".

Программ специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-Сб. 2.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на достижение цели -

формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к самостоятельной жизни.

И поставленных задач:

- Систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного труда и самообслуживания;

- Организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях;

- Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психо-физических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д.

«Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приёмами экологически чистые продукты: приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развитие обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Результативность занятий по этому разделу обеспечивается только при условии – тесной связи учителя с родителями, воспитателями и работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.


Формы и методы реализации программных задач.


Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

По разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады на 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т. д.

В зависимости от задач урока и оснащении кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеников всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например, «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определённых умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний – заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приёмами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы (например, правила поведения, приёмы ухода за маленьким ребёнком и т. д.). учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два (сводные часы). Эти занятия требуют от учителя серьёзной подготовки и имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний-умений и навыков учащихся (правила поведения, навыки приготовления тех или иных блюд, сервировка стола, уборки помещения и т. д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закреплении определённого учебного материала. Так при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится урок-экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний детей о различных почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» (8 класс) следует закончить экскурсией в сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определённой теме. В ходе экскурсии могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов). Проведение экскурсий требует тщательной подготовки, учителю необходимо заранее наметить задачи и содержание экскурсии, заблаговременно посетить объект и хорошо с ним ознакомиться, разработать план экскурсии. Следует также провести вводную беседу: назвать объект наблюдения, рассказать о пути следования к месту проведения экскурсии, напомнить учащимся правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и во время экскурсии. Целесообразно, чтобы сам учитель вёл экскурсию, вовлекая детей в беседу, особенно во время текущих и итоговых экскурсий. Если объяснения даёт не учитель, а работник учреждения или предприятия, на котором проводится экскурсия, то нужно предварительно обговорить с ним объём и характер сообщаемого материала, перечень объектов, которые будут продемонстрированы учащимся. Отдельным ученикам можно поручить вести элементарные записи. Они должны быть краткими. Например, ученики записывают цены на различные товары, названия рабочих специальностей, в которых нуждается предприятие и др.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятии должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии – повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изученной теме или ранее пройденного материала должен быть элементом каждого занятия.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, «Квартплата», «Оформление на работу» и т. п.) следует отводить время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учётом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. на первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он, распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Для успешного проведения первых занятий по новой теме бригадиров целесообразно проинструктировать заранее об их обязанностях. В ходе практической работы бригадир должен выполнять часть общего задания. Аналогичные работы на последующих занятиях бригадиры могут организовать по устной или письменной инструкции учителя под его постоянным контролем. Несомненно, учитель руководит не только бригадирами. В процессе выполнения задания он даёт учащимся некоторые указания и объяснения, оказывает им помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности. На следующих практических занятиях по этой же теме учитель должен построить работу так, чтобы каждый учащийся последовательно освоил все операции, необходимые для выполнения конкретного задания, побывал в роли бригадира. Например, если на одном уроке школьник мыл и чистил овощи для супа, то на другом уроке он занимается пассерованием овощей или заправкой первого блюда.

Знакомя детей с новым приёмом, учитель сначала даёт объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный приём.

Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т. д.).

В кабинете можно установить поочерёдное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учёта их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятий.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

СБО учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объёма и последовательности изучения. Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т. п.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединить с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по СБО. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

По возможности следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Тематика и последовательность занятий по СБО отражаются в классном журнале. Для фиксирования результатов усвоения учащимся различных разделов программы целесообразно вести разные формы учёта. Это могут быть тетрадь, экран соревнования, стенды и плакаты, на которых отражаются не только успехи детей на занятиях, но и их умение применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учётом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом проводится «Неделя труда». Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались с видами общественно полезного труда школьников. При подборе материалов по теме «Учреждения и организации» целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объёме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Для проведения занятий и экскурсий в 6-9 классах можно сдваивать уроки. К проведению бесед о гигиене подростков (отдельно для мальчиков и девочек) следует привлекать специалистов-медиков и психологов.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком чётко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т. д.).


Тематический план



Наименование раздела

Количество часов

6 класс\часов

8 класс/часов

1

Личная гигиена

6

2

2

Одежда, обувь

10

3

3

Культура поведения

2

2

4

Жилище

10

2

5

Транспорт

5

2

6

Семья

2

3

7

Торговля

5

3

8

Питание

15

5

9

Медицинская помощь

5

2

10

Средства связь

5

3

11

Учреждения, организации и предприятия

3

2

12

Экономия домашнего хозяйства

-

5


ИТОГО

68

34





































Содержание материала


6 класс (68 ч.)


ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Тематика

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья чело­века. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физи­ческих упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.

Правила и приемы ухода за органа­ми зрения.

Способы сохранения зрения — кон­тактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмеша­тельство.

Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между гла­зом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.

Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.



Практические работы

Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя; обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн под на­блюдением взрослых; выполнение физических упражне­ний — утренняя зарядка; выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в процессе игровой си­туации; уход за глазами: промывание и про­тирание их, пользование безопасны­ми пипетками; проверка зрения у окулиста; просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков и токсических ве­ществ.


Основные тре­бования к знани­ям, умениям и навыкам уча­щихся

Знать: правила закаливания организма; правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; о вреде наркотиков и токсических веществ.

Уметь: закаливать свой организм; соблюдать правила личной гигие­ны дома, в школе, во время походов, экскурсий; отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.



ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Тематика

Значение опрятного вида человека.

Поддержание одежды в порядке: - правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшего­ся шва.

Правила и приемы ручной стирки изде­лий из хлопчатобумажных тканей.

Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.

Практические работы

Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде;

подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва; стирка и глажение изделий из хлопчато­бумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и ре­жущими инструментами, электронагрева­тельными приборами и бытовыми химичес­кими средствами; правила стирки изделий из хлопчатобу­мажных и шелковых тканей.

Уметь: пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; зашивать одежду по распоровшемуся шву; подшить платье, брюки, рубашки; подбирать моющие средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей; стирать изделия из цветных хлопчатобу­мажных тканей; гладить их.



ПИТАНИЕ

Тематика

Гигиена приготовления пищи.

Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.

Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.

Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.

Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

Составление рецепта приготовления блюд.


Практические работы

Экскурсия в продуктовый магазин, на­блюдения за выбором продуктов; чтение рецептов, подготовка продуктов; приготовление каши (молочных), варе­ных яиц, омлета, картошки и др., простей­ших блюд с минимумом тепловой обра­ботки; заварка чая; строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи; составление рецепта приготовления собственного блюда; мыть посуду с применением химичес­ких моющих средств.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: способы выбора доброкачественных продуктов; приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния; способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда.

Уметь: пользоваться нагревательными прибо­рами, строго соблюдать правила безопас­ности; приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; составить рецепт блюда; вымыть, вычистить посуду.


СЕМЬЯ

Тематика

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.

Права и обязанности каждого члена семьи.


Практические работы

Родственные отношения в семье; беседа с родителями, запись сведений о них и других членах семьи.

Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких род­ственников;

как распределены хозяйственно-быто­вые обязанности между членами семьи;

свои права и обязанности в семье.

Уметь: рассказать о месте работы родителей, за­нимаемой должности и продуктивной их деятельности;

выполнять


КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Тематика

Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке). Способы ведения разговора со старши­ми и сверстниками.

Практические работы

Сюжетная игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение её сила­ми учеников. правила поведения в зрелищных и куль­турно-просветительских учреждениях; способы ведения разговора со старши­ми, сверстниками.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: правила поведения: при встрече и расставании пра­вила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подар­ков.

Уметь: культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале; тактично и вежливо вести себя во вре­мя разговора со старшими и сверстни­ками.


ЖИЛИЩЕ

Тематика

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса.

Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обив­ка и др.)

Практические работы

Уборка помещения, чистка мягкой ме­бели, мытье зеркал, утепление окон.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность прове­дения сухой влажной уборки; правила пользования электропылесо­сом; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при рабо­те с бытовыми электроприборами.

Уметь: производить сухую и влажную уборку помещения; чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи; чистить мебель; соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими сред­ствами.

ТРАНСПОРТ

Тематика

Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разо­вый проездной, проездной единый билет). Наиболее рациональные маршруты пе­редвижения от дома до школы-интерна­та в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. Пригородные поезда. Расписание. На­правления, зоны. Разовые и сезонные би­леты.

Экскурсии

Экскурсии на вокзал.

Практические работы

Определить пункт назначения, зону и сто­имость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: виды междугороднего транспорта; стоимость проезда на всех видах городе кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов); порядок приобретения билетов и тало­нов; компостирование талонов.

Уметь: выбирать наиболее рациональные мар­шруты при передвижении по городу;

ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; определять направление и зоны.


ТОРГОВЛЯ

Тематика

Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменных принадлеж­ностей, хозяйственные и др.

Специализированные магазины про­мышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художествен­ная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.д.

Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами тор­говли.


Практические работы

Экскурсия в магазин промышленных то­варов, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой про­даваемой продукции, гарантийным сроком; приобретение доступного по цене това­ра (например, книгу, шариковую ручку и т.п.), проверка чека и сдачи.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;

правила поведения в магазине и обще­ния с работниками магазина; правила покупки товаров; стоимость наиболее необходимых това­ров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров).

Уметь: выбрать нужный товар; выяснить срок гарантии на его исполь­зование; оплатить, проверить чек и сдачу; хранить чек в течение срока гарантии на товар; вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.


СРЕДСТВА СВЯЗИ

Тематика

Основные средства связи (почта, те­леграф, телефон, компьютер), их назна­чение.

Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денеж­ный перевод, телеграмма).

Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомле­нием). Международные и на террито­рии своего государства.

Порядок отправления письма различ­ного вида. Стоимость пересылки.

Телеграф. Виды телеграмм и теле­графных услуг. Тарифы.


Практическая работа, экскурсии

Экскурсия на почту-телеграф: написание адреса на почтовых кон­вертах, на открытках «уведомление» и телеграмме. Составление текста письма и телеграм­мы. Их отличие.

Определить стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной.

Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: основные средства связи; виды почтовых отправлений; стоимость почтовых услуг при от­правке писем, телеграмм.

Уметь: находить индекс почтового отделе­ния по справочнику; записать адрес на конверте; составить текст телеграммы; заполнить телеграфный бланк, под­считывать стоимость телеграммы.


МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Тематика

Виды медицинской помощи: довра­чебная и врачебная.

Виды медицинской учреждений: по­ликлиника, больница, диспансер, апте­ка, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских уч­реждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский пер­сонал, регистраторы, фармацевты и др.

Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.

Меры предупреждения глистных за­болеваний.

Практические работы

Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по ре­цептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудова­ния: термометр, пипетка, пинцет и др.

Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: способы вызова врача на дом; меры по предупреждению глистных заболеваний;

функции основных врачей-специали­стов; основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пи­петки, пинцет и др., инструкции к при­менению лекарственных средств, со­ставляющих домашнюю аптечку; о возможном вреде самолечения.

Уметь: записаться на прием к врачу; вызвать врача на дом; в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;приобрести лекарство в аптеке.


УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ


Тематика

Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее, шко­ла, УВК (детский сад-школа) — учебно-воспитательный комплекс, дома детско­го творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение.


Практические работы

Экскурсия в дом детского творчества для ознакомления с видами кружков; выбор кружка с учетом своих инте­ресов для организации свободного вре­мени.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: виды детских учреждений и назначе­ние; адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

Уметь: обращаться к работникам ДДТ; правильно вести себя на занятиях, в
игротеке, в читальном зале; соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.


8 класс


ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Тематика

Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухо­да за кожей лица с ис­пользованием средств косметики: лосьон, кре­мы, пудра и природные средства.

Значение здоровья для жизни и деятельно­сти человека. Средства и способы сбе­режения его — воспита­ние воли, целеустрем­ленности, доброты, от­зывчивости и других положительных качеств личности.



Практические работы

Упражнения в проти­рании кожи лица; под­бор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры, с учетом состоя­ния кожи; использование масок из фруктов и овощей.


Основные тре­бования к знани­ям, умениям и навыкам уча­щихся

Знать: правила ухода за кожей лица; приемы нанесения косметических средств на лицо, шею.

Уметь: правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног; использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам; в меру пользоваться кос­метикой.




ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Тематика

Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтети­ческих тканей.

Стирка изделий из шерстяных и синтетичес­ких тканей в домашних условиях. Правила и приемы гла­жения блузок, рубашек, платков.

Химчистка — знаком­ство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведе­нию одежды в надлежащий вид.



Практические работы

Стирка изделий из шер­стяных и синтетических тканей, соблюдая прави­ла безопасности в ис­пользовании стирально­го порошка; экскурсия в химчист­ку, знакомство с правила­ми приема изделий и вы­дача их, с прейскурантом на чистку определенного вида изделий.



Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения изделий; виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение; виды оказываемых ими услуг; правила подготовки вещей к сдаче в чистку.

Уметь: стирать и сушить изде­лия из шерстяных и син­тетических тканей; гладить блузки, рубаш­ки, платья.




ПИТАНИЕ

Тематика

Виды теста: дрожжевое, пресное.

Приготовление изделия из теста.

Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей, зе­лени.

Запись рецептов.




Практические работы

Чтение рецептов и само­стоятельный подбор про­дуктов; приготовление пресного теста, из него лапши и вы­печка печенья; запись рецептов соле­ния, варенья, консервиро­вания, сушки овощей, фруктов, ягод; приготовление овощно­го салата; нарезка зелени и фрук­тов для сушки


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: виды теста; способы приготовления изделий из теста; способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.

Уметь: приготовить пресное те­сто и изделия из него - лапшу, печенье; нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, ук­роп; заготовит ягоды без теп­ловой обработки; записать рецепт соле­ния, варенья, консервиро­вания.



СЕМЬЯ

Тематика

Грудной ребенок в се­мье. Участие в уходе за ним — кормление из со­ски, с ложечки; купание, одевание, пеленание, уборка постели.

Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.


Практические работы

Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы; мытье детской посуды, игрушек.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: правила ухода за правила ухода за груд­ным ребенком: правила и периодичность кормле­ния ребенка из соски и с ложечки, купания; правила и последова­тельность одевания и пе­ленания грудного ребенка; санитарно-гигиеничес­кие требования к содер­жанию детской постели, посуды, игрушек.

Уметь: купать, одевать, пеле­нать куклу; кормить куклу из со­ски и с ложечки; содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.



КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ


Тематика

Культура общения юно­ши и девушки. Внешний вид молодых людей.


Практические работы

Сюжетная игра «Встреча молодых людей».


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома; требования к внешнему виду молодых людей.

Уметь: культурно и вежливо ве­сти себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т.д.), дома; выбирать косметические средства, украшения, при­ческу, одежду, учитывая свой возраст, индивиду­альные особенности, для турпохода и посещения танцев.



ЖИЛИЩЕ

Тематика

Уборка кухни, санузла, ванны.

Моющие средства, ис­пользуемые при уборке кухни и санузла, ванны.


Практические работы

Мытье кафельных стен, чистка раковин.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: правила и периодич­ность уборки кухни, сануз­ла, ванны; моющие средства, ис­пользуемые при уборке кухни, санузла; санитарно-гигиеничес­кие требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.

Уметь: мыть кафельные стены, чистить раковины; пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и сануз­ла, ванны.


ТРАНСПОРТ

Тематика

Междугородний авто­транспорт, автовокзал. Его назначение. Основные ав­тобусные маршруты. Рас­писание движения автобу­сов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проез­да до пункта назначения.

Значение водного транс­порта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршру­ты. Расписание, порядок приобретения билетов. Сто­имость проезда до условно­го пункта назначения.


Экскурсии

Экскурсия на автобусную станцию или в порт


Практические работы

Выбрать пункт назначе­ния. Определить время и место отправления. Рас­считать стоимость проезда на теплоходе в направле­ниях «туда и обратно» с учетом класса каюты.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: основные автобусные маршруты; основные маршруты водного транспорта; правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта.

Уметь: пользоваться расписа­нием; определять стоимость проезда; покупать билет; обращаться за справкой; выполнять правила бе­зопасности при поездке на речном, морском, автобус­ном видах транспорта.




ТОРГОВЛЯ

Тематика

Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, посто­янно действующие, вре­менные, оптовые, мелкооптовые.

Различия рынка от магазина: одно из них —право покупателя предлагать продавцу снизить цену (право торговаться); — право выбора товара.


Практические работы

Экскурсия на рынок. Выявление системы расположения продаваемой продукции; нахождение более низких цен на одноименную продукцию; сравнение рыночных цен и магазинных на одно и тоже название товара.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: рынок, его виды; основные отличия от магазина; правила поведения на рынке; права покупателя на рынке; цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь и др., а также и фрукты, ягоды и промышленные товары.

Уметь: выбрать месторасполо­жения нужных товаров; выбрать продукцию в со­ответствии с её качеством (внешний вид, вкус и др.), количества, цены.


СРЕДСТВА СВЯЗИ

Тематика

Телефон: Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным. Правила пользования телефонным справочником.

Культура разговора по телефону. Вызов милиции — 02; пожарной коман­ды — 01; утечка газа — 04; скорой помо­щи — 03; и другие аварийные службы (поломка водопровода, неисправности электроэнергии и др.). Получение справок по телефону — Служба точного времени «говорящие часы».

Междугородняя телефонная связь Порядок пользования автоматической связью. Виды заказ междугороднего те­лефонного разговора. Тариф на между­городние телефонные разговоры.


Практическая работа, экскурсии

Экскурсия на почту-телеграф: Сюжетно-ролевая игра «телефонная справочная служба». Экскурсия на пе­реговорный пункт. Выбор названия го­рода, знакомство с кодом и тарифом. Расчет стоимости разговора за 1 мину­ту, 3.5,10.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: виды телефонной связи; правила пользования ими, телефон­ным справочником;

номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа;

периодичность оплаты телефона; виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефон­ной связью; тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничны дней и дальности расстояния; оплата за телефон; порядок заказа междугороднего разго­вора по адресу; правила культурного краткого разго­вора.

Уметь: кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова; узнать время;

получить по телефону справку; культурно разговаривать по теле­фону.




МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Тематика

Первая помощь при несчастном слу­чае (ожог, обмораживание, отравление,
солнечный удар).

Первая помощь утопающему.

Меры по предупреждению несчаст­ных случаев в быту.


Практические работы

Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение по­вязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: меры по предупреждению несчаст­ных случаев в быту; правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выве­дение из состояние теплового и солнеч­ного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморо­жении разных степеней, промывание желудка при отравлении; приемы оказания помощи спасенно­му из водоема

Уметь: оказать первую помощь при ожоге, обморожении; оказать первую помощь утопающему.



УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

Тематика

Департамент, муниципалитет, префек­тура, милиция, их назначение.


Практические работы

Экскурсия в префектуру для знаком­ства с отделами и их возможностями оказания помощи.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи; адрес местной префектуры; отделы по учету распределения жи­лой площади, соцобеспечения, народ­ного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустрой­ству молодежи.

Уметь: обращаться с вопросами и просьба­ми к работникам префектуры и других учреждений

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА


Тематика

Бюджет семьи:

виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.);

условия и порядок их получения; основные статьи расходов:

а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и
другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;

б) виды государственных страхований;

в) питание;

г) оплата проезда;

д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость;

оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; пред­меты личной гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом време­ни года;

создание уюта и сбережение сил, времени, денег:

это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье и т.п. Ремонт обуви, одежды.

— повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шер­сти, ткань и т.д.

е) помощь родственникам.

2. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.


Практическая работа

Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Со­ставление доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии за членов семьи.

Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбо­ром наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью. Упражнения в снятии показателей электросчетчика (газового счетчика, счет­чика воды, телефонных разговоров). Расчет стоимости израсходованной элект­роэнергии (газ, воды, телефонных разговоров); заполнение квитанция (на кон­кретных примерах); упражнение в планировании крупных, дорогостоящих покупок (на конкретных примерах);

Экскурсия в ЖЭК (ДЭЗ) и т.п. и в Сбербанк для ознакомления с видами дея­тельности этих учреждений.


Основные требо­вания к знаниям, умениям и навы­кам

Знать: составные части бюджета семьи и их размер; основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.; стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.); правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, акку­ратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразова­ния вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.); виды и цели сбережений.

Уметь: подсчитать бюджет семьи; составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;

снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции; планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребнос­ти, крупные покупки; соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк.
























Календарно-тематическое планирование

6 класс

п\п

дата

Кол-во

часов


тема урока и его содержание

по плану

по факту

1





2



3




4




5



6
























1





1



1




1




1



1

Значение закаливания организма для общего здоровья человека. Способы закаливания, правила и приёмы выполнения воздушных, водных процедур, солнечных, физических упражнений. Пр. р. «Подбор физ. упражнений на свежем воздухе, в помещении».

Пр. р. «Выбор сезонной одежды, обуви, головных уборов в процессе игровой ситуации»

Правила и приёмы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения – контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство.


Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором, компьютером: освещённость, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.


Пр. р. «Уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками».


Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.

7



8


9


10


11-12


13


14


15


16



1



1


1


1


2


1


1


1


1

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: пришивание пуговиц.Пр. р.

Пр. р. «Изготовление вешалки».


Пр. р. «Пришивание вешалки».


Пр. р. «Пришивание петель и крючков».


Пр. р. «Зашивание распоровшегося шва».


Правила ручной стирки и сушки изделий из х/б тканей

Пр. р. «Стирка фартуков и косынок».


Утюг. Правила ТБ при работе с утюгом.


Пр. р. «Утюжка фартуков, косынок». Соблюдение ТБ.

17




18




1




1

«Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их».

Пр. р.


Права и обязанности каждого члена семьи. Пр. р. «Запись сведений о родителях и других членах семьи».

19




20



1




1

Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке). Сюж. игра «Посещение театра».


Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

21



22


23


24



25


26



27


28


29


30



1



1


1


1



1


1



1


1


1


1

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.


«Повседневная сухая уборка жилого помещения». Пр. р.


«Влажная уборка жилого помещения». Пр. р.


Пылесос, его устройство. Правила пользования. Правила ТБ при пользовании пылесосом.


Пр. р. «Чистка ковров, мягких стульев пылесосом».


Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.).


Пр.р. «Чистка мягкой мебели».


Пр.р. «Мытьё зеркал». Инструктаж по ТБ


Пр. р. «Утепление окон». Инструктаж по ТБ


Обобщающий урок по теме «Жилище».

31


32



33



1



1


1

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия нашей местности, их значение для жителей посёлка.


Обращение с вопросами к работникам разных предприятий.


Экскурсия в ЛПХ для ознакомления с их деятельностью, продукцией. Инструктаж по ТБ.

34


35



36



37


38



39-40


41-42


43-44



45



46


47


48



1


1


1



1



1


1



2


2


2



1



1


1

Гигиена приготовления пищи.


Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи.


Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.


Экскурсия в продовольственный магазин с целью наблюдения за выбором продуктов. Инструктаж по ТБ.


Пр. р. «Чтение рецептов и подготовка продуктов».


Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Пр. р.


Пр. р. «Приготовление манной каши и заваривание чая».


Инструктаж по ТБ. Сервировка стола. Мытьё посуды


Пр. р. «Приготовление отварного картофеля, заваривание чая». Инструктаж по ТБ.


Пр. р. «Приготовление глазуньи». Инструктаж по ТБ.

Запись рецептов приготовленных блюд.


Пр. р. «Составление рецепта приготовления собственного блюда».


Обобщающий урок по теме «Питание».

49



50



51



52


53



1



1


1



1



1

Основные транспортные средства. Правила пользования городским транспортом. Оплата проезда.


Пригородные поезда. Маршрут. Расписание. Направления. Зоны.


Пр. р. «Определение пункта назначения, зоны, стоимость проезда на пригородном транспорте туда и обратно».


Экскурсия на ж/д вокзал с целью ознакомления и наблюдения за окружающими людьми службами вокзала.


Обобщающий урок по теме «Транспорт»

54




55




56




57



58




1




1




1




1



1

Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменные принадлежности, хозяйственный и др.


Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.д.


Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.


Пр. р. «Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку и т.п.), проверка чека и сдачи».


Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком. Инструктаж по ТБ.

59



60



61





62




63




1



1



1





1




1

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.


Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).


Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Пр. р. «Написание адреса на почтовых конвертах».

Порядок отправления письма разного вида. Стоимость пересылки.


Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тариф. Пр. р. «Составление текста телеграммы, определение стоимости телеграмм разных видов».


Экскурсия на телеграф с целью ознакомления с услугами телеграфа. Инструктаж по ТБ.

64




65




66



67


68



1




1




1



1


1

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи.


Работники медицинских учреждений: врачи, мед. сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.


Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация.


Меры предупреждения глистных заболеваний.


Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пипетка, пинцет и др. инструктаж по ТБ.


Календарно-тематическое планирование

8 класс


№ п\п


дата

Кол-во часов

Тема и содержание урока

план

факт

1








2














1








1



Значение косметики для девушки и юноши. Правила и приемы ухо­да за кожей лица с ис­пользованием средств косметики: лосьон, кре­мы, пудра и природные средства.

Практическая работа «Протирание кожи лица; под­бор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры, с учетом состоя­ния кожи». Профилактика появления прыщей.



Значение здоровья для жизни и деятельно­сти человека. Средства и способы сбе­режения его — воспита­ние воли, целеустрем­ленности, доброты, отзывчивости и других положительных качеств личности.

3





4




5



1





1




1


Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтети­ческих тканей.Практическая работа «Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях». Инструктаж по ТБ в использовании стирально­го порошка;


Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков.Практическая работа

« Утюжка рубашек». Инструктаж по ТБ при работе с утюгом.


Химчистка — знаком­ство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведе­нию одежды в надлежа­щий вид.

6




7



1




1

Культура общения юно­ши и девушки.

Сюжетная игра «Встре­ча молодых людей».


Внешний вид молодых людей.

Обобщение темы «Культура общения юноши и девушки».

8





9



1





1




Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства, приспособления, ис­пользуемые при уборке кухни.

Практическая работа «Мытьё раковин». Инструктаж по ТБ при использовании моющих средств.


Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, стены. Моющие средства, ис­пользуемые при уборке санузла, ванны.

Практическая работа «Мытьё кафельных стен». Инструктаж по ТБ при использовании моющих средств.

10






11








1






1





Междугородний автотранспорт, автовокзал. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения.

Практическая работа «Выбор пункта назначе­ния. Определение времени и места отправления».


Значение водного транс­порта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршру­ты. Расписание, порядок приобретения билетов. Сто­имость проезда до условно­го пункта назначения

Практическая работа «Ра­счёт стоимости проезда на теплоходе в направле­ниях «туда и обратно» с учетом класса каюты».

12



13


14



1



1


1


Грудной ребенок в се­мье. Правила ухода за грудным ребёнком. Практическая работа «Кормление из со­ски, с ложечки».


Практическая работа «Пеленание куклы», «Купание куклы»


Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек. Практическая работа «Мытье детской посуды, игрушек».

15





16






17



1





1






1

Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, посто­янно действующие, вре­менные, оптовые, мелкооп­товые.



Отличия рынка от магазина: одно из них — право покупателя предла­гать продавцу снизить цену (право торговаться); — право выбора товара. Практическая работа «Нахождение более низ­ких цен на одноименную продукцию».


Экскурсия на рынок «Вы­явление системы располо­жения продаваемой про­дукции». Инструктаж по ТБ во время экскурсии.Практическая работа «Сравнение рыночных цен и магазинных на одно и тоже название товара».

18



19



20




21


22



1



1



1




1


1

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи (повторение)


Виды теста: дрожжевое, пресное.

Пр. р. «Приготовление блинов из пресного теста».


Запись рецептов изделий из пресного и дрожжевого теста.

Пр. р. «Запись рецептов заготовки продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование».


Пр. р. «Запись рецептов сушки ягод, фруктов, овощей, зе­лени».


Пр. р. «Чтение рецептов и само­стоятельный подбор п.

23






24



1






1


Первая помощь при несчастном слу­чае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар). Сюжетная игра «Оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение по­вязки на руку, ногу, голову».


Первая помощь утопающему. Сюжетная игра «Оказание помощи спасённому из водоёма.

Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

25





26






27



1





1






1

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным. Сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба».Правила пользования телефонным справочником.


Культура разговора по телефону. Вызов милиции — 02; пожарной коман­ды — 01; утечка газа — 04; скорой помо­щи — 03; и другие аварийные службы (поломка водопровода, неисправности электроэнергии и др.). Получение справок по телефону — Служба точного времени «говорящие часы».


Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего те­лефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные разговоры. Пр. р. «Расчет стоимости разговора за 1 мину­ту, 3. 5,10».

28






29



1




1

Департамент, муниципалитет, префек­тура, милиция, их назначение.

Способы обращения в государственные учреждения.


Экскурсия в префектуру для знаком­ства с отделами и их возможностями оказания помощи. Инструктаж по ТБ.



30







31








32






33





34





1







1








1






1





1



Бюджет семьи:

— виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, госу­дарственные дотации (пособия, субсидия и др.);

— условия и порядок их получения.

Пр. р. «Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год».


Основные статьи расходов:

оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом ото­пления и освещения.

Пр. р. «Упражнения в снятии показателей электросчётчика (газового счётчика, счётчика воды, телефонных разговоров), расчёте стоимости, заполнении квитанций.


Виды государственных страхований, их значение и необходимость.

Расходы на питание; оплата проезда. Пр. р. «Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью».

Виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость. Пр. р. «Упражнение в планировании крупных, дорогостоящих покупок (на конкретных примерах). Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбереже­ний.

Повышение уровня культуры:

покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шер­сти, ткань и т.д.



















Требования к уровню подготовки учащихся.


6 класс

Личная гигиена

Учащиеся должны знать:

- правила закаливания организма;

- приёмы обтирания и мытья ног;

- правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий, походов;

- о вреде наркотиков и токсических средств.


Учащиеся должны уметь:

- закаливать свой организм;

- соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий;

- отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.


Одежда и обувь

Учащиеся должны знать:

- санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;

- правила стирки изделий из х/б и шёлковых тканей.


Учащиеся должны уметь:

- пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;

- зашивать одежду по распоровшемуся шву;

- подшить платье, брюки, рубашки;

- подбирать моющие средства для стирки изделий из х/б тканей;

- стирать и гладить изделия из цветных х/б тканей.


Семья

Учащиеся должны знать:

- место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников;

- как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;

- свои права и обязанности в семье.


Учащиеся должны уметь:

- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности;

- выполнять определённые обязанности в семье.


Культура поведения

Учащиеся должны знать:

- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;

- способы ведения разговора со старшими и сверстниками.


Учащиеся должны уметь:

- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;

- тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.


Жилище

Учащиеся должны знать:

- гигиенические требования к жилому помещению;

- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

- правила пользования электропылесосом;

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами.


Учащиеся должны уметь:

- производить сухую и влажную уборку помещения;

- чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи;

- чистить мебель;

- соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами.


Учреждения, организации и предприятия

Учащиеся должны знать:

- местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия;

- название отделов, рабочих специальностей;

- виды выпускаемой продукции.


Учащиеся должны уметь:

- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.


Питание

Учащиеся должны знать:

- способы выбора доброкачественных продуктов;

- приготовление каши, заварки чая, варка яиц разного состояния;

- способы хранения продуктов и готовой пищи;

- правила составления рецепта блюда.


Учащиеся должны уметь:

- пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;

- приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; составить рецепт блюда;

- вымыть, вычистить посуду.


Транспорт

Учащиеся должны знать:

- пригородные междугородные поезда;

- стоимость проезда;

- порядок приобретения билетов.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать рациональные маршруты при поездке;

- ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;

- определять направление и зоны.


Торговля

Учащиеся должны знать:

- виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;

- правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

- правила покупки товаров;

- стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров).


Учащиеся должны уметь:

- выбрать нужный товар;

- выяснить срок гарантии на его использование;

- оплатить, проверить чек и сдачу;

- хранить чек в течение срока гарантии на товар;

- вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.


Средства связи

Учащиеся должны знать:

- основные средства связи;

- виды почтовых отправлений;

- стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм.


Учащиеся должны уметь:

- находить индекс почтового отделения по справочнику;

- записать адрес на конверте;

- составить текст телеграммы;

- заполнить телеграфный бланк, подсчитывать стоимость телеграммы.


Медицинская помощь

Учащиеся должны знать:

- способы вызова врача на дом;

- меры по предупреждению глистных заболеваний;

- функции основных врачей-специалистов;

- основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку; - о возможном вреде самолечения.


Учащиеся должны уметь:

- записаться на приём к врачу;

- вызвать врача на дом;

- в экстренных случаях врачей скорой помощи;

- приобрести лекарство в аптеке.




8 класс

Личная гигиена.

- правила ухода за кожей лица;

- приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею.


Учащиеся должны уметь:

- правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног;

- использовать подручные средства дополнительно к кремам и лосьонам;

- в меру пользоваться косметикой.


Одежда и обувь

Учащиеся должны знать:

— правила стирки и суш­ки одежды из шерстяных и синтетических тканей;

— правила и последова­тельность глажения изде­лий;

— виды предприятий по химической чистке одеж­ды, их назначение;

— виды оказываемых ими услуг;

— правила подготовки ве­щей к сдаче в чистку.


Учащиеся должны уметь:

- стирать, сушить изде­лия из шерстяных и син­тетических тканей;

- гладить блузки, рубаш­ки, платья.


Культура поведения

Учащиеся должны знать:

— правила поведения юно­ши и девушки при знаком­стве в общественных мес­тах и дома;

- требования к внешнему виду молодых людей.


Учащиеся должны уметь:

- культурно и вежливо ве­сти себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т.д.), дома;

- выбирать косметические средства, украшения, при­ческу, одежду, учитывая свой возраст, индивиду­альные особенности, для турпохода и посещения танцев.


Жилище

Учащиеся должны знать:

— правила и периодич­ность уборки кухни, сануз­ла, ванны;

— моющие средства, ис­пользуемые при уборке кухни, санузла;

— санитарно-гигиеничес­кие требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.


Учащиеся должны уметь:

- мыть кафельные стены, чистить раковины;

- пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны.


Транспорт

Учащиеся должны знать:

— основные автобусные маршруты;

— основные маршруты водного транспорта (знакомство);

— правила безопасной по­ездки на речном и морском виде транспорта.


Учащиеся должны уметь:

- пользоваться расписа­нием;

- определять стоимость проезда;

- покупать билет; обращаться за справкой;

- выполнять правила бе­зопасности при поездке на речном, морском, автобус­ном видах транспорта.


Семья

Учащиеся должны знать:

— правила ухода за грудным ребёнком: правила и периодичность кормле­ния ребенка из соски и с ложечки, купания;

— санитарно-гигиенические требования к содер­жанию детской постели, посуды, игрушек.

—правила и последова­тельность одевания и пе­ленания грудного ребенка.


Учащиеся должны уметь:

- купать, одевать, пеле­нать куклу;

- кормить куклу из со­ски и с ложечки;

- содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.


Торговля

Учащиеся должны знать:

— рынок, его виды;

— основные отличия его от магазина;

— правила поведения на рынке;

— права покупателя на рынке;

— цены на основные ово­щи: картофель, капусту, морковь и др., а также и фрукты, ягоды и промыш­ленные товары.


Учащиеся должны уметь:

- выбирать месторасположения нужных товаров;

- выбирать продукцию в соответствии с её качеством (внешний вид, вкус и др.), количества, цены.


Питание

Учащиеся должны знать:

— виды теста;

— способы приготовления изделий из теста;

— способы заготовки про­дуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.


Учащиеся должны уметь:

- приготовить пресное те­сто и изделия из него — лапшу, печенье;

- нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, ук­роп;

- заготовить ягоды без теп­ловой обработки; записать рецепт соле­ния, варенья, консервиро­вания.


Медицинская помощь

Учащиеся должны знать:

—меры по предупреждению несчастных случаев в быту;

— правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выве­дение из состояния теплового и солнеч­ного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморо­жении разных степеней, промывание желудка при отравлении;

— приёмы оказания помощи спасённому из водоёма.


Учащиеся должны уметь:

- оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему.


Средства связи

Учащиеся должны знать:

—виды телефонной связи;

—правила пользования ими, телефонным справочником» номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа;

—периодичность оплаты телефона;

—виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью;

— тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния;

— оплата за телефон;

— порядок заказа междугороднего разговора по адресу;

— правила культурного краткого разговора.


Учащиеся должны уметь:

- кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;

- узнать время;

- получить по телефону справку;

- культурно разговаривать по телефону;


Учреждения, организации, предприятия

Учащиеся должны знать:

— куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи;

— адрес местной префектуры;

— отделы по учету распределения жи­лой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодёжи.


Учащиеся должны уметь:

- обращаться с вопросами и просьба­ми к работникам префектуры и других учреждений.


Экономика домашнего хозяйства.

Учащиеся должны знать:

— составные части бюджета семьи и их размер;

— основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.;

— стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);

— правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, акку­ратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразова­ния вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.);

— виды и цели сбережений.


Учащиеся должны уметь:

- подсчитывать бюджет семьи;

- составлять доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.;

- подсчитывать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день;

- снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т.п., заполнять квитанции;

- планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребнос­ти, крупные покупки;

- соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в Сбербанк.





Критерии оценки учащихся

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

самостоятельность ответа;

умение переносить полученные знания на практику;

степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» – ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Телевизор, DVD проигрыватель, учебные диски, демонстрационные материалы.
Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал, диагностические методики). Опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания, рабочая программа, журналы «Школьный психолог».






Список литературы.



  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.

  2. Девяткова, Т. А., Кочетова, Л. Л., Петрикова, А. Г., Платонова, Н. М., Щербакова, А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под редакцией А. М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

  3. Хилько, А. А., Ермощенко, М. Е.,А. Д. Смирнова, А. Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!