Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
| Утверждаю Директор школы ___________________Т.Н. Климова «___»________________2016__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА »
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной программе
(наименование учебного предмета, курса)
9 класса
(уровень, ступень образования, класс)
1 год 2016-2017 гг
(срок реализации программы)
Составлена на основе: Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;
(наименование программы, автор)
Тришина Елена Сергеевна
(кем Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Александровск-Сахалинский
2016
Пояснительная записка Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Задачи:
Формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Развитие речи коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.
Воспитание личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, усидчивости; элементов трудовой культуры: организации труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитания желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческое отношение к домашнему труду.
Личностными результатами изучения курса являются:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. .
Урок – организационная форма обучения.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Учебников нет.
Реализация практической части рабочей программы по СБО один год
Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год, (1 час в неделю).
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится
- практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище», «Средства связи»
- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище»
- демонстрации видеофильмов, презентаций
В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:
Беседы
Практические работы
Экскурсии
Сюжетно-ролевые игры
Тематический план.
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов |
I | Личная гигиена | 1 |
1 | Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека | 1 |
II | Одежда и обувь | 4 |
2 | Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности | 1 |
3 | Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. | 1 |
4 | Варианты обновления одежды. | 1 |
5 | Техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Практическая работа. | 1 |
III | Питание | 4 |
6 | Рецепты приготовления блюд для детей | 1 |
7 | Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая работа | 1 |
8 | Составление меню и сервировка праздничного стола. | 1 |
9 | Диетическое питание. Рецепты приготовления диетических блюд. | 1 |
IV | Семья | 3 |
10 | Российская семья. Условия создания семьи, семейных отношений и семейных традиций | 1 |
11 | Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Практическая работа. | 1 |
12 | Семейные ситуации. Формы организации досуга, отдыха в семье. | 1 |
V | Культура поведения | 2 |
13 | Традиции культуры поведения в современном обществе. Практическая работа. | 1 |
14 | Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми | 1 |
VI | Жилище | 2 |
15 | Интерьер. Сохранение жилищного фонда | 1 |
16 | Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище» | 1 |
VII | Транспорт | 2 |
17 | Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. | 1 |
18 | Стоимость проезда. Порядок приобретения билета и их возврата. | 1 |
VIII | Торговля | 3 |
19 | Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания | 1 |
20 | Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами | 1 |
21 | Ярмарки. Их виды, время и место проведения | 1 |
IX | Средства связи | 2 |
22 | Виды связи. Посылки. Правила упаковки и отправления. | 1 |
23 | Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов | 1 |
X | Медицинская помощь | 1 |
24 | Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности | 1 |
XI | Учреждения, организации, предприятия | 2 |
25 | Предприятия бытового обслуживания, их назначение. | 1 |
26 | Профессии работников предприятия Практическая работа. | 1 |
XII | Экономика домашнего хозяйства | 3 |
27 | Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. | 1 |
28 | Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа. | 1 |
29 | Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. | 1 |
XIII | Трудоустройство | 5 |
30 | Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива. | 1 |
31 | Учреждения и отделы по трудоустройству. | 1 |
32 | Трудовой договор. Оформление на работу, постоянную и по договору. | 1 |
33 | Документы, необходимые для поступления на работу. | 1 |
34 | Охрана труда несовершеннолетних. Итоговое тестирование | 1 |
| Итого: | 3 |
Содержание учебного материала
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Тема. Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).
Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Практические работы
Определение собственных размеров одежды и обуви; экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику; выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: размеры своей одежды и обуви; гарантийные сроки носки; правила возврата; способы обновления одежды с помощью мелких деталей; средства выведения пятен в домашних условиях; общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен; правила стирки изделий из тюля, трикотажа.
Уметь: пользоваться журналом мод; подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями; рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; выводить пятна на одежде разными средствами; стирать изделия из тюля и трикотажа.
ПИТАНИЕ
Тема: Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола.
Практические работы
Работа с литературой; подбор рецептов диетического питания; составление меню диетического питания на день, неделю; составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста; запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его; составление меню праздничного стола и сервировка его (по поводу окончания школы).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: значение диетического питания; особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста; названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
Уметь: составить меню диетического питания на день; приготовить 1 —2 диетическое блюдо; составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда; приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола; выполнить сервировку праздничного стола.
СЕМЬЯ
Тема. Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.
Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье. Семейные традиции.
Практические работы
Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье; семейные традиции; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; обязанности, связанные с заботой о детях.
Уметь: анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;
выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам); оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи; активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье; поддерживать и укреплять семейные традиции; выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Тема. Адекватность поведения в обществе.
Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила поведения в обществе — правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).
Уметь: встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их; анализировать по
ступки людей и давать им правильную оценку.
ЖИЛИЩЕ
Тема. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.
Сохранение жилищного фонда.
Практические работы
Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);
требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
правила сохранения жилищного фонда.
Уметь: расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера.
ТРАНСПОРТ
Тема. Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
Экскурсии
Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота.
Практические работы
Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: основные маршруты самолетов; службы аэровокзала; стоимость проезда; порядок приобретения и возврата билетов; правила посадки в самолет; правила поведения в аэропорту; правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.
Уметь: ориентироваться в расписании; определять маршрут и выбирать транспортные средства; выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.
ТОРГОВЛЯ
Тема. Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские.
Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов.
Время и место проведения ярмарок.
Практические работы
Участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды ярмарок; отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.
Уметь: приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести самостоятельно в новые условия — ярмарки.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Тема. Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.
Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.
Практическая работа, экскурсии
Экскурсия на почту: заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: виды денежных переводов, их стоимость; виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость, необходимость; стоимость услуг по каждому виду связи.
Уметь: заполнить почтовый и телеграфный перевод; подсчитать стоимость денежных отправлений; оформить квитанции но оплате телефонных услуг.
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Тема. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
Уход за больным.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Практические работы
Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции "показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели, организации столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила и приемы ухода за больным; условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.
Уметь: строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;
строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); ставить горчичники.
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
Тема. Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.
Практические работы
Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: местонахождения предприятия бытового обслуживания населения; какие виды услуг оно оказывает; правила пользования услугами; стоимость обслуживания; профессии работников этого предприятия.
Уметь: обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
ТРУДОУСТРОЙСТВО
Тема. Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).
Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление.
Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления.
Практическая работа
Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать: учреждения и отделы по трудоустройству; местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу; правила перехода с одной работы на другую; перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Уметь: обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; заполнить анкету; составить заявки на материалы, инструменты; написать расписку, докладную записку.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса социально-бытовой ориентировки обучающийся должен
знать:
- правила личной гигиены;
- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;
- способы выбора доброкачественных продуктов, способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда;
- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;
- правила поведения в магазине, правила покупки товаров;
- основные средства связи, виды почтовых отправлений;
- меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи;
- виды учреждений, их местонахождение и назначение;
- составные части бюджета семьи и их размер, основные статьи расходов в семье, стоимость крупных покупок, правила экономии, виды и цели сбережений;
- учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
уметь:
- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;
- пользоваться приборами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить простые блюда, сервировать стол;
- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за маленькими детьми;
- производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;
- соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки;
- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу;
- оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону;
- вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;
- обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений;
- подсчитать бюджет семьи, подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день, снимать показатели счетчика, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;
- обращаться в отделы кадров учреждений для устройстве на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическими особенностями учащихся. В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.
Список литературы.
УМК, использующийся для реализации рабочей программы.
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1.
Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова.- М.: Гуманитар, изд, центр ВЛАДОС, 2010. (коррекционная педагогика).
Технология: Учебники для учащихся 7,8 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2008. – 208 с.: илл.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по СБО
9 класс — конец года
Перечисли основные виды одежды и их назначение.
Распредели обязанности по ведению домашнего хозяйства в семье:
отец -
мать -
сын -
дочь –
Перечисли правила приёма гостей.
Перечисли правила сохранения жилищного фонда.
Запиши правила поведения на борту самолёта во время полёта.
Назови виды денежных переводов (отметь правильный ответ):
- почтовый перевод, срочный перевод, телеграфный перевод, быстрый перевод
Назови документы, подтверждающие нетрудоспособность.
Какие предприятия относятся к сфере бытового обслуживания?
Для чего нужен Центр занятости населения?
Напиши заявление для поступления на работу слесарем на завод (швеёй в ателье).
Календарно- тематическое планирование
№ | Наименование темы урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
I | Личная гигиена | 1 | | |
1 | Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. | 1 | | |
II | Одежда и обувь | 4 | | |
2 | Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности | 1 | | |
3 | Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. | 1 | | |
4 | Варианты обновления одежды. | 1 | | |
5 | Техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Практическая работа. | 1 | | |
III | Питание | 4 | | |
6 | Рецепты приготовления блюд для детей | 1 | | |
7 | Рецепты приготовления национальных блюд. Практическая работа | 1 | | |
8 | Составление меню и сервировка праздничного стола. | 1 | | |
9 | Диетическое питание. Рецепты приготовления диетических блюд. | | | |
IV | Семья | 3 | | |
10 | Российская семья. Условия создания семьи, семейных отношений и семейных традиций | 1 | | |
11 | Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Практическая работа. | 1 | | |
12 | Семейные ситуации. Формы организации досуга, отдыха в семье. | 1 | | |
V | Культура поведения | 2 | | |
13 | Традиции культуры поведения в современном обществе. Практическая работа. | 1 | | |
14 | Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми | 1 | | |
VI | Жилище | 2 | | |
15 | Интерьер. Сохранение жилищного фонда | 1 | | |
16 | Повторение и обобщение знаний по теме «Жилище» | 1 | | |
VII | Транспорт | 2 | | |
17 | Назначение авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты. | 1 | | |
18 | Стоимость проезда. Порядок приобретения билета и их возврата. | 1 | | |
VIII | Торговля | 3 | | |
19 | Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания | 1 | | |
20 | Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами | 1 | | |
21 | Ярмарки. Их виды, время и место проведения | 1 | | |
IX | Средства связи | 2 | | |
23 | Виды связи. Посылки. Правила упаковки и отправления. | 1 | | |
23 | Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов | 1 | | |
X | Медицинская помощь | 1 | | |
24 | Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности | 1 | | |
XI | Учреждения, организации и предприятия | 2 | | |
25 | Предприятия бытового обслуживания, их назначение. | 1 | | |
26 | Профессии работников предприятия Практическая работа. | | | |
XII | Экономика домашнего хозяйства | 3 | | |
27 | Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы. | 1 | | |
28 | Экономия в домашнем хозяйстве. Практическая работа. | 1 | | |
29 | Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. | 1 | | |
XIII | Трудоустройство | 5 | | |
30 | Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива. | 1 | | |
31 | Учреждения и отделы по трудоустройству. | 1 | | |
32 | Трудовой договор. Оформление на работу, постоянную и по договору. | 1 | | |
33 | Документы, необходимые для поступления на работу. | 1 | | |
34 | Охрана труда несовершеннолетних. Итоговое тестирование | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |