1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные ссылки.
Данная программа разработана на основе Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой, «Сам себе редактор» Ю.В. Дубовицкой, «Культура устной и письменной речи» Т.В. Потёмкиной и С.В. Сабуровой
Рабочая программа спецкурса «Сочинение-рассуждение в вопросах и ответах» рассчитана на обучающихся 10-11 классов и представляет систему поэтапной работы над текстом и сочинением, которое предлагается написать на едином государственном экзамене (задание 25).
Общая характеристика учебного предмета
Отличительными чертами предлагаемого курса являются:
объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;
ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;
четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.
Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.
Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.
Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий
Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).
Задания помогают формировать:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Виды занятий
- лекция учителя
- анализ текстов
- составление алгоритмов
- работа с тестами
- написание сочинений
Цель обучения:
помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.
Задачиобучения:
формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;
развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.
Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане
Школьный учебный план предусматривает изучение спецкурса 1 часа в неделю,
34 часа в год
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
- выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;
- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;
- определять тип и стиль речи предложенного текста;
- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения
(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргументировано выражать свою)
2.Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
теория | практика | Всего |
1 | Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ. | 10 | 3 | 11 |
2 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (теория) | 7 | | 3 |
3 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). | | 14 | 20 |
| Итого | | | 34 |
3. Содержание учебного предмета.
1Текст как речевое произведение.
Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)
1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.
1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.
1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, задание 25) (теория) (3 часа)
2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.
2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы
3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20чаовс)
3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария
3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.
3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов
3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.
3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.
3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во ча-сов | Тема | Основное содержание | Дата |
1 | 1 | Введение. «Комплексный анализ текста» | Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам ЕГЭ). | |
2 | 1 | Понятие о тексте | Ключевые понятия текста. Признаки текста. | |
3 | 1 | Способы связи предложений в тексте. | Цепная (последовательная) и параллельная связи. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. | |
4 | 1 | Типы речи | Описание, повествование и рассуждение. | |
5 | 1 | Стили речи. | Характеристика функциональных стилей | |
6 | 1 | Практическая работа | Работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи». | |
7-10 | 4 | Средства выразительности в тексте. | Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования синтаксиса. Тропы и фигуры | |
11 | 1 | Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте». | Работа с заданиями ЕГЭ | |
12 | 1 | Знакомство с основными требованиями к сочинению-рассуждению | Основные требования к выполнению задания Единого государственного экзамена по русскому языку | |
13-14 | 2 | Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. | Полное рассуждение по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое нужно доказать; аргументация (доказательства, выводы); вывод (общий итог). | |
15-16 | 2 | Рецензия и эссе как вид творческой работы | Анализ и информационная переработка исходного текста | |
17-18 | 1 | Композиция (план) сочинения | Построение сочинения. Тезис. Аргументы. Вывод. | |
19-20 | 2 | Выявление проблемы текста. | Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Самостоятельно выявить проблематику предложенных текстов; Сформулировать, используя два наиболее простых способа формулировки проблемы | |
21-22 | 2 | Комментирование проблемы. | Типы комментирования проблемы Конкретизировать содержание комментария с помощью предложенных конструкций | |
23-24 | 2 | Выявление авторской позиции | Различные способы формулирования авторской позиции. | |
25-26 | 2 | Аргументация собственной позиции. | Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Обращаемся к событиям своей жизни или жизни окружающих Ссылки на авторитет. Обращаемся к коллективному запасу знаний Выстраиваем аргументацию, что требует такта, подчеркнутой корректности | |
27-28 | 2 | Анализ образцов рецензий и эссе. | Комплексный анализ образцов по критериям оценки сочинений | |
29-31 | 3 | Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. | Пишем сочинения по предложенным текстам | |
32-33 | 2 | Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. | Пишем сочинения по предложенным текстам | |
34 | 1 | Комплексный анализ текста. Итоговый тест. | Работа с заданиями | |
| | | | |
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2015.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
Егораева Г.Т. Русский язык. Сочинение-рассуждение. Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2015.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2012-2013, М.: Просвещение, 2015.
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2015 .
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2015 .
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
Htpp//edu.1september.ru
WWW.scool.edu.ru
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
http://4ege.ru/russkiy
ege.edu.ru/ru/classes-11/egeru