СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по спецкурсу «Сочинение-рассуждение в вопросах и ответах» 11 класс (34 часа)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительными чертами предлагаемого курса являются:

–      объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;

–      направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

–      ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;

–      четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по спецкурсу «Сочинение-рассуждение в вопросах и ответах» 11 класс (34 часа)»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные ссылки.


Данная программа разработана на основе Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой, «Сам себе редактор» Ю.В. Дубовицкой, «Культура устной и письменной речи» Т.В. Потёмкиной и С.В. Сабуровой

Рабочая программа спецкурса «Сочинение-рассуждение в вопросах и ответах» рассчитана на обучающихся 10-11 классов и представляет систему поэтапной работы над текстом и сочинением, которое предлагается написать на едином государственном экзамене (задание 25).


Общая характеристика учебного предмета

Отличительными чертами предлагаемого курса являются:

  • объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;

  • направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

  • ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;

  • четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.

Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).

Задания помогают формировать:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Виды занятий

- лекция учителя

- анализ текстов

- составление алгоритмов

- работа с тестами

- написание сочинений



Цель обучения:

помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачиобучения:

  • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

  • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

  • отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.


Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане


Школьный учебный план предусматривает изучение спецкурса 1 часа в неделю,

34 часа в год


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе


По окончании курса обучающиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

- выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;

- анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

- определять тип и стиль речи предложенного текста;

- создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения

(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргументировано выражать свою)


2.Учебно-тематический план.



№ п/п

Наименование разделов

Всего ча­сов

теория

практика

Всего

1

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ.

10

3

11

2

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (теория)

7


3

3

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).


14

20


Итого



34




3. Содержание учебного предмета.



1Текст как речевое произведение.

Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)

1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.

1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.

1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;

б) основные функции;

в) ведущие стилевые черты;

г) языковые особенности;

д) специфические формы (жанры).

1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.

2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, задание 25) (теория) (3 часа)

2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы

3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20чаовс)

3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.

3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.

3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

 














4.Календарно-тематическое планирование


Кол-во ча-сов

Тема

Основное содержание

Дата

1

1

Введение. «Комплексный анализ текста»

Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам ЕГЭ).


2

1

Понятие о тексте

Ключевые понятия текста. Признаки текста.


3

1

Способы связи предложений в тексте.

Цепная (последовательная) и параллельная связи. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей.


4

1

Типы речи

Описание, повествование и рассуждение.


5

1

Стили речи.

Характеристика функциональных стилей


6

1

Практическая работа

Работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи».


7-10

4

Средства выразительности в тексте.

Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования синтаксиса. Тропы и фигуры


11

1

Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».

Работа с заданиями ЕГЭ


12

1

Знакомство с основными требованиями к сочинению-рассуждению

Основные требования к выполнению задания Единого государственного экзамена по русскому языку


13-14

2

Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

Полное рассуждение по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое нужно доказать;

  • аргументация (доказательства, выводы);

  • вывод (общий итог).

15-16

2

Рецензия и эссе как вид творческой работы

Анализ и информационная переработка исходного текста


17-18

1

Композиция (план) сочинения

Построение сочинения. Тезис. Аргументы. Вывод.


19-20

2

Выявление проблемы текста.

Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Самостоятельно выявить проблематику предложенных текстов;

Сформулировать, используя два наиболее простых способа формулировки проблемы


21-22

2

Комментирование проблемы.

Типы комментирования проблемы Конкретизировать содержание комментария с помощью предложенных конструкций


23-24

2

Выявление авторской позиции

Различные способы формулирования авторской позиции.


25-26

2

Аргументация собственной позиции.

Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Обращаемся к событиям своей жизни или жизни окружающих

Ссылки на авторитет. Обращаемся к коллективному запасу знаний Выстраиваем аргументацию, что требует такта, подчеркнутой корректности


27-28

2

Анализ образцов рецензий и эссе.

Комплексный анализ образцов по критериям оценки сочинений


29-31

3

Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

Пишем сочинения по предложенным текстам


32-33

2

Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.

Пишем сочинения по предложенным текстам


34

1

Комплексный анализ текста. Итоговый тест.

Работа с заданиями








5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения


  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2015.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.

  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

  5. Егораева Г.Т. Русский язык. Сочинение-рассуждение. Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2015.

  1. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2012-2013, М.: Просвещение, 2015.

  2. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2015 .

  3. Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2015 .

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

  2. Htpp//edu.1september.ru

  3. WWW.scool.edu.ru

  4. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  5. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

  6. http://4ege.ru/russkiy

  7. ege.edu.ru/ru/classes-11/egeru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!