Муниципальное общеобразовательное учреждение
Заозерская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе № _______
от «___» ____________ 20 г.
Директор Л.А.Тушнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Технология»
Класс:___1___
Ф.И.О. педагога-разработчика программы:
Яблокова Надежда Анатольевна
Педагогический стаж: 7 лет
Квалификация: 1 квал. категория
Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса составлена на основе авторской учебной программы Н.М. Конышевой « Технология» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы. ( Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 классы. Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011г).
Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:
Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
в 2011/2012 учебного года»
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-2013 уч. г.»
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013-2014 уч. г.»
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014-2015 уч. г.»
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015-2016 уч. г.»
Учебно - методический комплект:
– Конышева Н. М. Технология: учебник для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
– Конышева Н. М. Рабочая тетрадь в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.
- Конышева Н.М. Методические рекомендации.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В рабочей программе увеличено (на 1 час) количество часов на изучение темы «Конструируем и решаем задачи» в связи с тем, что данная тема сложнее усваивается обучающимися и требует большей практической отработки.
По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год в 1 классе установлено 33 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений
Планируемые результаты изучения курса "Технология"
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будет сформировано:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
представление об основных правилах и нормах поведения;
умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями).
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);
потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;
составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные
Обучающийся научится:
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике;
выделять информацию из текстов учебника;
использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Обучающийся получит возможность научиться:
приводить аргументы и объяснять свой выбор;
вести диалог на заданную тему;
соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относится к труду людей;
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
анализировать предметы быта по используемому материалу.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
Таблица 1
Материал | Планируемые результаты |
Бумага и картон | называть основные свойства бумаги (цвет, прочность), ее состав (растительные волокна, древесина); определять при помощи учителя виды бумаги и картона; классифицировать по толщине (тонкая бумага, картон), по поверхности (гофрированная, гладкая); сравнивать свойства бумаги и ткани (сминаемость, прочность); выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия |
Текстильные и волокнистые материалы | определять под руководством учителя виды ткани и нитей по составу; определять свойства ткани (сминаемость, прочность); определять виды ниток по назначению и использованию: швейные, вышивальные, вязальные |
Природные материалы | называть свойства природных материалов; сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности |
Пластичные материалы | называть свойства пластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски); сравнивать свойства пластилина и глины (форма, пластичность, цвет) |
Конструктор | |
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств
(см. Таблицу 2).
Таблица 2
Материал | Планируемые результаты |
Бумага и картон | выбирать под руководством учителя приёмы и способы работы с бумагой: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывания по контуру; размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке; соблюдать правила экономного расходования бумаги; составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов, моделирование, макетирование); выполнять изделия на основе техники оригами; изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры; использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея, а также мыльным раствором к стеклу; использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную, гофрированную, картон; выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и обрыванием по контуру |
Ткани и нитки | отмерять длину нити; выполнять строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью; использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий; выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки; выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц; создавать разные виды кукол из ниток по одной технологии; использовать ткани и нити для украшения одежды и интерьера; расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия; пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями (пуговицы с 2, 4 отверстиями) |
Природные материалы | применять на практике различные приёмы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части; использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к работе; оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью; выполнять изделия с использованием различных природных материалов; выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина |
Пластичные материалы | использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки; использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей; выполнять рельефную аппликацию из пластилина; использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой; использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска; использовать пластилин для декорировании изделий |
Конструктор | использовать приёмы работы завинчивание и отвинчивание; выбирать и заменять детали конструктора в зависимости от замысла |
Растения, уход за растениями | уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии; осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя; проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян; наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями |
использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок;
чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, гаечным и накидным ключами;
использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия.
Обучающийся получит возможность научиться:
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;
изменять вид конструкции.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
понимать информацию, представленную в разных формах;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план);
выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму);
работать со «Словарём юного технолога».
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значение компьютера для получения информации;
различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации;
соблюдать правила работы на компьютере;
находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность
Обучающийся научится:
составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;
распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.
Обучающийся получит возможность научиться:
первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;
ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Практ. занятия | Экскурсии | Форма контроля |
1. | Узнаем, как работают мастера | 1 | 1 | | Самостоятельная работа |
2. | Учимся работать с разными материалами | 12 | 11 | | Самостоятельная работа |
3. | Поднимаемся по ступенькам мастерства | 12 | 12 | | Самостоятельная работа |
4. | Конструируем и решаем задачи | 8 | 9 | | Самостоятельная работа |
| Итого | 33 | 33 | | |
Тематическое планирование и содержание учебного предмета
№ урока | Дата | Тема урока | Название урока, страницы учебника | Задачи урока | Характеристика учебной деятельности обучающихся |
План. | Факт. |
Узнаем, как работают мастера (1 час) |
1 | | | Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологии. | Знакомство с учебным пред- метом и учебно- методическим комплектом по технологии С. 4–11, а так же общий обзор всего материала учебника | Формирование представлений об учебном курсе «Технология», его содержании и организации работы. Ознакомление с основными правилами поведения и организации работы на уроках технологии. | Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке Обсудить информацию. Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумаги, как их передавать). Рассматривать и обсуждать образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Рассказывать, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома. Выполнять упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Выполнять упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании бумаги, как их передавать). *** Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию ( условные обозначения, содержание рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь) |
Учимся работать с разными материалами (12 часов) |
2 | | | Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу. | Лепим из пластилина. С. 12–25: -«Чудо-дерево» с. 18-19 | Ознакомление с приёмами лепки. Обучение изготовлению изделий из простых форм. Ознакомление со способами уборки рабочего места. Формирование коммуникативных умений. Развитие тонкой моторики, творческого воображения, ассоциативно- образного мышления. Формирование умения работать с учебником. | Готовить к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражняться в подготовке пластилина к работе. Упражняться в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм. Подбирать пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия. Использовать освоенные приемы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Пользоваться стеками для формировки деталей из пластилина и декорирования изделий. Приводить в порядок рабочие приспособления и рабочее место. *** Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу. Обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы Производить оценку выполненной работы ( своей и товарищей) |
3 | | | Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу. | - «Мышиное семейство» с 12-14, 20-21 |
4 | | | Изготовление простых форм из пластилина: лепка по памяти и представлению. | - «Дары осени» с 12-14, 22-25 |
5 | | | Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. С. 26–43: Складывание тюльпана. «Цветущий луг» с. 26–29, 30–35 | Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и складывания бумаги для получения новых форм. Обучение способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы. Обучение работе с графической информацией, инструкциями. Развитие тон- кой моторики, моторно - двигательных умений, глазомера, воображения, ассоциативно- образного мышления | Упражняться в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте. Подбирать бумагу нужных цветов для декоративно- художественных работ. Упражняться в выполнении различных приёмов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производить разметку бумаги способом сгибания. Осваивать технику работы с клеем, приёмы аккуратного наклеивания деталей из бумаги Производить выбор возможных вариантов практической работы. Обсуждать выбор вариантов практической работы. *** Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предлагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты |
6 | | | Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. | «Колоски. Хлебный букет» с. 26–29, 36–39 |
7 | | | Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы. | «Собачка. Весёлые друзья» с. 26–29, 40–43 |
8 | | | Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев. | Аппликация из засушенных листьев. С. 44–49: – «Золотая осень» (с. 44–47); | Ознакомление с особенностями засушенных растений как поделочного мате- риала; освоение способов работы и декоративно- художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления. Воспитание аккуратности. | Рассматривать листья, анализировать их форму и окраску. Сравнивать листья. Отбирать материал для работы. Определять наиболее выразительное расположение листьев в формате фона. Осваивать новые приёмы работы, наклеивать листья на картон. *** Оценивать материал с точки зрения художественно- эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Определять наиболее выразительное расположение листьев на формате фона. Оценивать результаты выполненной работы |
9 | | | Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев. | – «Образы осени» (с. 48–49) |
10 | | | Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой. | Работаем с яичной скорлупкой. С. 50–53 | Обучение приёмам работы с пустой яичной скорлупкой. Развитие способности создания образа на основе готовой формы (по ассоциации). Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности | Рассматривать, анализировать форму. Осваивать новые приёмы работы. *** Оценивать материал с точки зрения художественно – эстетической выразительности. Находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Подбирать средства и способы создания художественного образа. Оценивать результаты выполненной работы |
11 | | | Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги. | Лепим из фольги. С. 54–59: Ёлочные украшения (с. 54–55); | Ознакомление с фольгой как поделочным материалом, его конструктивными и декоративно- художественными возможностями. Обучение приёмам обработки фольги. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности | Рассматривать и анализировать образцы. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы. Наблюдать свойства нового материала (фольги): пластичность, прочность и т. д. Оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги. *** Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы |
12 | | | Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги. | – «Серебряный паучок» (с. 56–59) |
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов) |
13 | | | Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. | Размечаем детали по шаблону. Аппликация «Снеговик». С. 60–65 | Ознакомление с новым приспособлением для разметки деталей – шаблоном, его назначением и приёмами разметки деталей с помощью шаблона. Ознакомление с правилами рациональной разметки. Повторение и закрепление правил безопасной и аккуратной работы с бумагой. Развитие внимания, тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Формирование коммуникативных навыков | Упражняться в выполнении разметки с помощью шаблона. Упражняться в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром. Продолжать освоение техники работы с клеем, приёмов аккуратного наклеивания деталей из бумаги. *** Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать её с товарищем. Распределять общий объём работы. Анализировать и оценивать полученные результаты |
14 | | | Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). | Размечаем по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги. С. 66–69 | Обучение использованию линейки как разметочного (направляющего) приспособления. Совершенствование приёма разметки бумаги способом сгибания. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. | Рассматривать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объемные изделия в двумерные заготовки. *** Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Анализировать и оценивать полученные результаты |
15 | | | Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей пластилина. | Образы зимней сказки. С. 70–77: – «Новогодняя ёлка» (с. 70–73); | Обучение новым приёмам лепки (лепка из целого куска, лепка полой формы). Развитие тонкой моторики. Развитие воображения, художественно- творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Упражняться в использовании освоенных приёмов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Осваивать новые приёмы лепки. Подбирать и смешивать пластилин для получения соответствующих цветов. Выполнять практическую работу по инструкции и по замыслу |
16 | | | Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из целого куска пластилина. | – «Сказочный заяц» (с. 74–77) |
17 | | | Крепированная бумага как поделочный материал | Работаем с крепированной бумагой. С. 78–87: Изготовление цветка «Вьюнок». (с. 78–80, 81–85); | Ознакомление с новым поделочным материалом, изучение его декоративно- художественных свойств. Обучение новым приёмам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Упражняться в обработке материала, осваивать но вые приёмы работы. Анализировать и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги. Рассматривать и анализировать образцы. *** Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы |
18 | | | Приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм. | – «Цветок кактуса» (с. 78–80, 86–87) |
19 | | | Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. С. 88–99: – Открытка к Дню защитника Отечества (с. 88–89, 90–94); | Ознакомление со свойствами плотной бумаги и картона, особенностями их обработки. Обучение приёму предварительной проработки сгибов и аккуратного сгибания бумаги и картона, развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса. Воспитание внимательного и уважительного отношения к защитникам Отечества, к женщинам, к матери. | Рассматривать и анализировать образцы. Проводить эксперимент по обработке сгибов на картоне. Упражняться в обработке картона, осваивать новые приёмы работы. Решать задачи на мысленную трансформацию формы. Выполнять разметку фигур по шаблону. Осваивать способ одновременной разметки и заготовки нескольких одинаковых фигур. Вырезать фигуры сложной формы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ |
20 | | | Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. | – Открытка для мамы (с. 88–89, 95–99) |
21 | | | Простые приемы работы с нитками. Изготовление кисточки. Отмеривание ниток для изготовления кисточки. | Учимся работать с нитками и иглой. С. 100–– Кисточки- веснянки (с. 100–103); | Закрепление приёмов вырезания фигур со сложным контуром. Ознакомление с нитками как поделочным материалом, их разновидностями. Обучение приёмам использования нитей в различных видах декоративно- прикладных изделий. Обучение правилам и приёмам безопасной и аккуратной работы с нитками и иглой. Обучение приёмам отмеривания нити нужной длины для работы. Обучение пришиванию пуговиц. Формирование умения работать с графической информацией. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса, эстетического восприятия и оценки. | Осваивать новые материалы, инструменты (нитки и другие волокнистые материалы, иглы) и приёмы работы с ними. Вырезать детали сложной формы, используя специальные приёмы работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ. Осваивать способы пришивания пуговиц. Осваивать приём наматывания ниток на картонный шаблон (для изготовления кисточки). Осваивать способ создания ритмичного графического рисунка нитками на картонной основе (при изготовлении рамки-звезды). Декорировать изделие нитками. Оказывать помощь друг другу в выполнении работы (изготовление кисточки из ниток). *** Анализировать информацию в учебнике. Обсуждать, размышлять о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня). Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы |
22 | | | Правила безопасной работы с иглой. Пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для шитья. Завязывание узелка. | – Пришивание пуговиц (с. 10 4–111); |
23 | | | Изготовление рамки из ниток. | – Лучистая рамка (с. 112–115) |
24 | | | Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок. | Новая жизнь капсул «Киндер - сюрприз». Губка для обуви с. 116-119 | Ознакомление с новыми материалами и возможностями их использования в изготовлении полезных вещей. Обучение приемам обработки поролона. Развитие креативности и творческих качеств личности. Воспитание бережливости, аккуратности, привычки ухаживать за своими вещами. | Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Упражняться в обработке поролона. Размышлять о бережном отношении к вещам. *** Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполнения работы |
Конструируем и решаем задачи (8 часов) |
25 | | | Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. | Аппликация из геометрических фигур «Парусник». С. 120–123 | Совершенствование навыков работы с бумагой, закрепление приёмов работы с клеем. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тон кой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Упражняться в разрезании бумаги по прямолинейной разметке. Составлять композиции на плоскости в заданном формате. Наклеивать детали на основу. Производить мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур. Решать задачи на плоскостное конструирование. *** Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполнения работы |
26 | | | Аппликация из геометрических и других фигур. | Узор из симметричных деталей. С. 124–127 | Ознакомление с приемами разметки симметричных деталей по шаблону и от руки. За- крепление правил и приёмов вырезания деталей с криволинейным кон- туром. Формирование приёмов анализа, сравнения, классификации. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Упражняться в вырезании симметричных деталей по разметке. Анализировать и сравнивать образцы по форме, цвету, расположению деталей. Упражняться в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу. Решать задачи на поиск закономерности в расположении деталей, плоскостное конструирование. *** Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполнения работы |
27 | | | Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. | Аппликация- задача «Птица». С. 128–131 | Закрепление правил и приёмов раз- метки и вырезания деталей с криволинейным контуром. Формирование приёмов анализа, сравнения, классификации. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда | Упражняться в разметке по шаблону, выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу. Решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. |
28 | | | Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. | Домик хитрого гнома. С. 132–135 | Закрепление правил и приёмов разметки и вырезания деталей из бумаги, ознакомление с новыми приёмами обработки бумаги (надрезание от сгиба, бумажная пластика). Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Решать логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей. Выполнять обработку заготовки из бумаги в соответствии с разметкой. Выполнять упражнения по пластической трансформации листа. Вырезать и наклеивать дополнительные детали оформления на основу. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. *** Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполнения работы |
29 | | | Декоративно- художественные аппликации. | Разные образы – разные способы работы. С. 136–151: – Аппликация «Салют» (с. 136– 145); | Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем. Обогащение сен- сорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формирование представлений о выразительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов. Развитие вариативности и гибкости мышления. Развитие сенсомоторной сферы. | Рассматривать и анализировать образцы- аналогии, репродукции, художественные фотографии, предметы окружающего мира. Создавать мысленные образы в соответствии с поставленной целью (по теме каждого урока: «Салют», «Букет»). Анализировать и подбирать необходимые материалы. Использовать разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа. Выполнять творческую работу по созданию художественной композиции. *** Анализировать информацию в учебнике. Оценивать результаты выполнения работы |
30 | | | Декоративно- художественная аппликация «Букет» | – Аппликация «Букет» (с. 146–151) |
31 | | | Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «конструктор» (любого вида). | Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. С. 152–158: – Правила работы. Приёмы сборки простых узлов (с. 152– 155); | Ознакомление с различными видами наборов «Конструктор», их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки. Обогащение сенсорного опыта. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Рассматривать, анализировать и сравнивать детали наборов «Конструктор». Воспринимать информацию учителя об особенностях, наименовании и практическом назначении деталей. Обсуждать правила работы с наборами «Конструктор». Упражняться в приёмах сборки изделий. Рассматривать и анализировать образцы. *** Решать задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям. Производить оценку выполненной работы |
32 | | | Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу. | – Решение конструкторских задач (с. 156–158) |
33 | | | Подведение итогов года. Выставка творческих работ обучающихся. | Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями. |