Муниципальное общеобразовательное учреждение
Заозерская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
приказом по школе № _______
от «___» ____________ 20 г.
Директор Л.А.Тушнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Технология»
Класс:___2___
Ф.И.О. педагога-разработчика программы:
Яблокова Надежда Анатольевна
Педагогический стаж: 8 лет
Квалификация: 1 квал. категория
Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса составлена на основе авторской учебной программы Н.М. Конышевой « Технология» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы. ( Программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1-4 классы. Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011г).
Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253) ?
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
в 2011/2012 учебного года».
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» в 2012-2013 учебном году».
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» в 2013-2014 учебном году».
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» в 2014-2015 учебном году».
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» в 2015-2016 учебном году».
В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:
Конышева Н. М. Технология: учебник для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
Конышева Н. М. Рабочая тетрадь в 2 частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век
Конышева Н.М. Методические рекомендации.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.
3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).
4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.
6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2-4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.
Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015 -2016 учебный год во 2 классе установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенным авторами программы.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по курсу «Технология»
к концу 2 класса
Личностные результаты
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
простейшие виды технической документации (чертёж, эскиз, рисунок, схема);
способ использования линейки как чертежно – измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
что такое развёртка объёмного изделия;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги;
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей прямоугольной формы на ткани с полотняным переплетением нитей удобнее всего выполнять способом продёргивания нити;
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
швы «вперёд иголку» и «через край», способы их выполнения;
о технологических и декоративно- художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
о символическом значении народной игрушки, её основных образах.
Обучающиеся могут знать:
что поделочные материалы ( бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.)
что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Обучающиеся будут уметь:
правильно использовать линейку как чертежно – измерительный материальный инструмент для выполнения построения на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;
читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображение в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объёмные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продёргивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики( из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Обучающиеся могут уметь:
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно - конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изучаемого материала на основе полученных знаний и умений.
Содержание учебного предмета «Технология»
№ п/п раздела | Наименование разделов | Кол-во часов
|
1 | Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях | 8 ч. |
2 | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника | 9 ч. |
3 | Изделия по мотивам народных образов | 4 ч. |
4 | Обработка ткани. Изделия из ткани | 7 ч. |
5 | Декоративно-прикладные изделия различного назначения | 6 ч. |
| Итого | 34 ч. |
Тематическое планирование учебного предмета
№ урока | Тема урока | Изделия, страницы учебника | Задачи урока | Характеристика учебной деятельности обучающихся | Дата проведения |
план | факт |
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (8 часов) |
1 | Вводный урок. ИТБ при работе с инструментами. Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. | Опыты с материалами. С.3-13 | Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году. Ознакомление с новыми свойствами материалов и особенностями их обработки на уроках технологии. Формирование умения работать с информацией (учебником). | Рассказывать о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами. Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Выполнять отдельные опыты с материалами. Наблюдать изменения свойств материалов, обсуждать наблюдения. *** Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). | | |
2 | ИТБ при работе с ножницами. Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами. | Рыбка. С 14-23 | Ознакомление с технологией получения квадрата нужного раз мера из прямоугольного листа способом сгибания. Ознакомление с приёмами получения простых базовых форм в оригами и изготовления на их основе разных фигур. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно - образного мышления. | Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Анализировать графические схемы изготовления изделий. Упражняться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Упражняться в изготовлении базовой формы треугольник. Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы. *** Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей) | | |
3 | Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. | Оригами (бабочка. лягушка). С 24-31 Композиция с фигурками - оригами | Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиции на плоскости. Воспитание художественного вкуса. Развитие ассоциативно-образного мышления, коммуникативных умений, воображения. | Рассматривать образцы изделий и композиций. Читать, слушать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать её. Создавать коллективные, групповые или индивидуальные композиции на плоскости. *** Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей) | | |
4 | Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. | Орнамент С. 32–35 | Ознакомление с особенностями симметричных форм, гармонией симметрии и асимметрии в объектах природы. Закрепление приёмов разметки и вырезания простых симметричных форм (с зеркальной симметрией). Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы. | Рассматривать и анализировать симметричные формы (образцы изделий, формы природы). Упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии. Упражняться в использовании различных приёмов дополнительного декорирования симметричных форм. Создавать орнамент из симметричных фигур. *** Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей) | | |
5 | Симметрия и асимметрия в композиции. | Картина для сказочного героя С. 36–39 | Ознакомление с использованием симметрии и асимметрии в композиции, с их эстетическим смыслом. Формирование первоначальных представлений о выражении характера человека через его вещи. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно- образного мышления. Воспитание художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности | Ознакомиться с информацией о симметрии как средстве художественной выразительности, обсуждать её; рассматривать образцы. Вообразить композицию – картину для сказочного героя. Подбирать материалы (белую и цветную бумагу) для получения декоративно-художественных эффектов. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приёмов работы для создания выразительной композиции. Создавать смысловую композицию в технике художественной аппликации. *** Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей) | | |
6 | Использование симметрии и асимметрии в изделии | Композиция с лилией С. 40–43 | Ознакомление с приёмами разметки и вырезания симметричных форм (с двумя осями симметрии). Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. | Упражняться в разметке и вырезании фигур с двумя осями симметрии. Создавать композицию с симметричными фигурами. *** Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Осуществлять мысленную трансформацию формы, поиск способа выполнения задания. Анализировать и оценивать полученные результаты. | | |
7 | ИТБ при работе с синтетическим клеем. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений | Аппликации на плоскости с. 44–51 | Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декор ативно-прикладных изделиях. Освоение различных способов работы и создания различных видов композиции в зависимости от целей и декоративно-художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. | Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Создавать композиции на плоскости. *** Оценивать материал с точки зрения художественно- эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать полученные результаты. | | |
| |
8 | Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе. | Скульптуры из природных материалов С. 52–55 («Превращения»; «Лесная скульптура») | Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в объёмно - пр о с тр анств енных композициях. Освоение новых способов работы. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, об- разного мышления, творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. | Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приёмы работы. Создавать композиции в объёме. *** Оценивать материал с точки зрения художественно- эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Воплощать замысел в изделии. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов) |
9 | Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. | Построение прямоугольника от двух прямых углов. С. 56–59 | Ознакомление с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Воспринимать и анализировать графическую инструкцию в учебнике и объяснение учителя о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов. *** Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
10 | Развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. Упражнения в получении прямоугольных разверток. | Подставка для кисти С. 60-63 | Ознакомление с понятием развёртки и способами получения прямоугольных развёрток объёмных предметов. Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Воспринимать и анализировать постейшую техническую документацию (технический рисунок, чертеж) в учебнике и объяснения учителя. Решать задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполнять расчётно- измерительные и вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом. *** Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
11 | | |
12 | Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно - измерительных и вычислительных. | Подставка для кисти С. 60-63 | | |
13 | Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества. Образ и конструкция открытки | Новогодняя поздравительная открытка). С. 64–69 | Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представлений об использовании в новогодних открытках отдельных средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала). Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на построение разверток, создание образа открытки, вычислительные задачи. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно - художественной задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение прямоугольных деталей и разметку деталей декора. Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате. *** Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
14 | Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно – конструкторских задач. Конструир ование прямо уг о льной развертки объёмого изделия. | Коробка - упаковка для подарка С. 70–73 | Закрепление понятия «развёртка», с о в ершенствование приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование первоначальных представлений о функциях упаковки, единстве упаковки и вещи. Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности | Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на трансформацию развертки в объёмное изделие, на построение развёрток. Подбирать материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественной задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение прямоугольных деталей. Подбирать детали декора и изготавливать их, используя известные способы работы. Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате *** Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с задачей. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
15 | | |
16 | Конструир ов ание объёмных изделий из бумаги. Новые приемы бумажной пластики. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества. | Фонарик – ёлочное украшение С. 76–79 | Формирование новых приёмов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольной развёртки. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливать фонарик по образцу (по собственному замыслу). *** Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Анализировать и оценивать полученные результаты | | |
17 | Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. | Ёлочка. С. 82–85 | Обучение новым приёмам обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приёмы разметки и пластической трансформации бумаги. Упражняться в использовании освоенных приемов для получения соответствующих форм и изготовления изделия. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливать ёлочку заданной конструкции. *** Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Анализировать и оценивать полученные результаты | | |
Изделия по мотивам народных образов (4 часа) |
18 | Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. | Весеннее печенье «Тетёрки». С. 86–87 | Ознакомление с культурными традициями народного быта и их отражение в бытовых изделиях. Ознакомление с новым поделочным материалом – солёным тестом, изучение его декоративно-художественных свойств. Обучение новым приёмам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Первичное ознакомление с народными традициями в быту, воспитание уважительного отношения к ним. | Рассматривать и анализировать образцы. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы. Сочинять узор для печенья на основе традиционной символики. Изготавливать печенье по мотивам народных образцов. *** Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
19 | Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры. Раньше из соломки – теперь из ниток | Кукла из ниток. С. 88–91 | Ознакомление с технологическими и декоративно художественными свойствами волокнистых материалов, с новыми приёмами их обработки; обучение приёму отмеривания нитей с по- мощью шаблона. Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса. | Рассматривать и анализировать образцы. Слушать, оценивать и обсуждать информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы. Изготавливать куклу из ниток по мотивам народных образцов. *** Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
20 | Народная глиняная игрушка | Игрушка- свистулька. С. 92–97 | Обучение новым приёмам лепки из глины и пластилина. Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса. | Рассматривать и обсуждать образцы. Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о народных культурных традициях и их отражении в вещах. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы. Изготавливать игрушку по мотивам народных образцов. *** Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
21 | Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры. Птица-солнце из дерева и щепы. | Птица-солнце из дерева и щепы с. 98-104 | Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса. | Рассматривать и обсуждать образцы. Читать, слушать и обсуждать информацию о народных традициях и их отражении в вещах. *** Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. | | |
Обработка ткани. Изделия из ткани. (7 часов) |
22 | ИТБ при работе с ножницами, иглой. Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани | Дорожная игольница. С. 105–109 | Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Освоение приёма разметки деталей на ткани с помощью шаблона. Формирование навыка вырезания деталей из ткани. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Развитие речи и пространственного мышления. | Рассматривать и обсуждать образцы изделия. Выполнять расчётно- измерительные операции. Выполнять эскизы вариантов изделия. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. свой выбор. Изготавливать игольницу. *** Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией. Производить контроль и оценку результатов работы. | | |
23 | | |
24 | Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы | Салфетка с бахромой С. 110–111 | Ознакомление с тканями полотняного переплетения. Освоение приёма разметки ткани продёргиванием нити; обучение выполнению бахромы в изделиях из ткани. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях. Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей. Упражняться в выкраивании ткани по прямолинейной разметке. Упражняться в изготовлении бахромы по краю ткани. Изготавливать салфетку из ткани. *** Планировать порядок действий. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов. Производить контроль и оценку результатов работы. | | |
| | |
25 | ИТБ при работе с иглой. Шов «вперед иголку». Вышивка салфетки швом «вперед иголку» | Шов «вперёд иголку». С. 112–113 Салфетка с бахромой | Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие креативности и творческих качеств личности. | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки. Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей. Упражняться в выполнении прямых стежков и шва «вперёд иголку». Изготавливать салфетку из ткани с вышивкой. *** Планировать порядок действий. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов. Производить контроль и оценку результатов работы. | | |
26 |
27 | Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы. Разметка деталей с припуском | Декоративная игольница. С. 114–116 | Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Закрепление приёма разметки деталей из ткани по шаблону. Обучение разметке с припуском. Развитие воображения, художественного вкуса, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Рассматривать, изучать, образцы изделия. Выполнять расчетно- измерительные операции. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргументировать свой выбор с учётом единства функциональных и декоративных качеств изделия. Изготавливать декоративную игольницу по вариативным образцам. *** Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией(мини- проект) Производить контроль и оценку результатов работы. | | |
28 | Обтягивание тканью деталей простой формы. Шов «через край» | Декоративная игольница; завершение работы. С. 117–119 | Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности | Рассматривать и изучать образцы изделия. Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Упражняться в выполнении швов «вперёд иголку» и «через край». Изготавливать декоративную игольницу по вариативным образцам. *** Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией(мини- проект) Производить контроль и оценку результатов работы. | | |
Декоративно- прикладные изделия различного назначения. (6 часов) |
29 | Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики | Мозаика. С. 120–128; | Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем. Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формирование представлений о выразительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов. Развитие вариативности и гибкости мышления. Развитие сенсомоторной сферы. | Воспринимать и анализировать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления. Рассматривать образцы художественных произведений в технике мозаики. Подбирать необходимые материалы для работы. Упражняться в создании декор ативно-художественной композиции в технике мозаики. *** Обсуждать информацию. Воспринимать и анализировать образцы – аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Анализировать и подбирать необходимые материалы для работы. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы | | |
| | | |
30 | Барельеф. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно- художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа | Декоративная пластина из пластилина С. 129–134 | Ознакомление с ба- рельефом, его декоративно-художественными особенностями. Обучение технике выполнения барельефа. Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о переработке природных форм в композиции барельефа (стилизации). Обогащение сенсорного опыта. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения. Воспитание художественного вкуса. | Воспринимать и анализировать информацию о барельефе и технологии изготовления барельефа. Рассматривать и обсуждать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Упражняться в создании барельефа *** Обсуждать информацию. Воспринимать и анализировать образцы – аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Анализировать и подбирать необходимые материалы для работы. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы | | |
31 | Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись) | Ваза из пластилина. С. 135–140 | Формирование первоначальных представлений о связи предмета со средой, о единстве функции предмета и его внешней формы. Формирование представлений о гармонии формы, развитие чувства формы. Обучение приёмам лепки сосуда. Обучение приёмам декорирования поверхности сосуда в соответствии с его формой. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности | Воспринимать и анализировать информацию о связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы. Рассматривать и обсуждать образцы - аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений. Упражняться в создании объемного сосуда из пластилина. | | |
32 | Декоративная книжка- календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. | Книжка- календарь. С. 141–144 | Читать информацию и инструкции в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Читать чертежи деталей изделия. Выполнять расчёты и эскизы деталей изделия. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с инструкцией и общей учебной информацией по теме. Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у обучающихся по итогам 2 года обучения | Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Прогнозировать и планировать необходимые действия. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Корректировать работу (по необходимости). Производить контроль и оценку результатов работы | | |
33 | Итоговая самостоятельная работа. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы. | Записная книжка | | |
34 | Проект. «О чем рассказывают наши вещи» | 1 вариант. Чашка для сказочного героя. 2 вариант. Украшение. 3 вариант. Дом для сказочного героя | Читать информацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Выполнять расчёты и эскизы деталей изделия. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Развитие креативности и творческих качеств личности. | Планировать порядок действий. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов. Корректировать работу (по необходимости). Производить контроль и оценку результатов работы. | | |