МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1,
Рабочая программа по технологии, 2класс учитель начальных классов Сметанина К.В.
Статус документа
Данная программа является рабочей программой по предмету «Технология» для учащихся 2 «Г» класса МОУ Синьковской средней школы №1. Настоящая рабочая программа определяет содержание, объём и порядок изучения предмета «Технология» во 2 «Г» классе, в соответствии с которым непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем начальных классов Сметаниной Кристиной Владимировной на основе авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. по предмету «Технология 2 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»): Просвещение, 2014г., Примерной программы начального общего образования по технологии для образовательных учреждений с русским языком обучения (2010 г.), которые соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Стандарт второго поколения, 2010 год) и Основной общеобразовательной программы школы.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя:
пояснительную записку;
общую характеристику учебного предмета;
место учебного предмета в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;
содержание учебного предмета;
календарно - тематическое планирование;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
литературу;
лист изменений и дополнений в рабочую программу.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся основы технологической культуры. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формировании системы универсальных учебных действий. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в здании. преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи. возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Цель программы:
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью.
Задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т.е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Общая характеристика учебного предмета
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход – обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф.);
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности – понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенции учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задач, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение технологии во 2 классе отводится 1 ч в неделю, при 34 учебных недели. Курс рассчитан на 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и обще трудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
итику учителя или товарищей по классу.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться: |
называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. | уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться: |
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы; • применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. | • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. |
Конструирование и моделирование
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться: |
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). | • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
Практика работы на компьютере
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться: |
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. | • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
Календарно – тематическое планирование
№ | По плану | Тема урока | Формируемые УУД | Дата прохождения |
общее | По плану | По факту |
| | Давайте познакомимся (1ч) | | |
1 | 1 | Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником | Предметные. Ориентироваться на страницах учебного комплекта. -Активно пользоваться навигационной системой учебника. Составлять рассказ об учебном комплекте «Технология». Личностные. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Познавательные: — использовать в активном словаре изученные понятия; — использовать приобретённую информацию при выполнении задания; Регулятивные: — выполнять учебное действие в соответствии с планом;— распределять обязанности для выполнения учебного задания; Коммуникативные: — формулировать понятные для партнёра высказывания; — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; — представлять результат деятельности группы. | | |
| | Человек и земля (23ч) | | |
2 | 1 | Земледелие. Практическая работа №1 «Выращивание лука» | Предметные самостоятельно выращивать зелёный лук; — формулировать правило общения с хлебом во время еды. — различать виды ниток и определять их назначение; — составлять композицию «Корзина с цветами» на основе шаблонов, обмотанных нитками; — формулировать правило общения с хлебом во время еды Знание съедобных и несъедобных грибов, лесные и садовые плоды. Умение работать с пластилином. Знание свойств солёного теста, глины, пластилина. Освоить технику папье-маше, технологию создания хохломского растительного орнамента. — использовать приём вытягивания при изготовлении основы изделия; — выполнять изделие по мотивам дымковской росписи; использовать технику «лепка», для выполнения рельефной аппликации «Деревня» использовать технику «лепка», для выполнения рельефной аппликации «Деревня» использовать технику «лепка», для выполнения рельефной аппликации «Деревня» — использовать технику «бумагопластика» для выполнения объёмной аппликации «Изба»; составлять эскиз русского национального костюма. выполнять выкройку изделия; — моделировать изделие на основе выкройки; — выполнять вышивку «Вишенки» тамбурным швов Личностные Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств -учебно-познавательная мотивация; -внутренняя позиция школьника; Познавательные: -планирование учебного сотрудничества; -умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результата деятельности; -выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы - применение методов информационного поиска; -самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция; - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); -прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; коррекция(оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли; - учёт разных мнений; -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнёра. | | |
3 | 2 | Посуда. Композиция из картона «Корзина с цветами» | | |
4 | 3 | Работа с пластичными материалами (пластилин). Практическая работа №2 «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые». | | |
5 | 4 | Работа с пластичными материалами (тестопластика). Изделие «Игрушка из теста» | | |
6 | 5 | Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин). Проект «Праздничный стол» | | |
7 | 6 | Народные промыслы. Хохлома. Изделие «Золотая хохлома в технике папье-маше» | | |
8 | 7 | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Разделочная доска «Городецкая роспись» | | |
9 | 8 | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами «Дымковская игрушка» | | |
10 | 9 | Народные промыслы. Работа с текстильными материалами «Матрешка из картона» | | |
11 | 10 | Работа с пластичными материалами (пластилин) рельефные работы. Пейзаж «Деревня» | | |
12 | 11 | Человек и лошадь. Работа с картоном. Практическая работа №3. Домашние животные. Игрушка «Лошадь» | | |
13 | 12 | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Композиция «Курочка из крупы» | | |
14 | 13 | Работа с бумагой. Конструирование Проект «Деревенский двор» | | |
15 | 14 | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъёмная пластика. Композиция «Изба» | | |
16 | 15 | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Практическая работа №4. «Наш дом» Домовой. | | |
17 | 16 | Работа с различными материалами. «Елочные игрушки из яиц» | | |
18 | 17 | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Композиция «Русская печь» | | |
19 | 18 | Ткачество. Изделие «Коврик» | | |
20 | 19 | Мебель. Изделие «Стол и скамья» | | |
21 | 20 | Народный костюм. Изделие: композиция «Русская красавица» | | |
22 | 21 | Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани» | | |
23 | 22 | Шитье. Изделие «Кошелек» | | |
24 | 23 | Вышивание. Изделие «Салфетка» | | |
| | Человек и вода (3ч) | | |
25 | 1 | Рыболовство. Изделие «Золотая рыбка» | Предметные Выполнять изделие «Золотая рыбка» в технике «изонить»; Личностные - Формирование целостного, социально ориентированного Познавательные : — применять знания о воде в жизни; — объяснять назначение инструментов и | | |
26 | 2 | Проект изделие «Аквариум» | | | |
27 | 3 | Рыболовство. Изделие «Русалка» | — применять правила работы с иглой и ножницами. — заполнять технологическую карту; — выполнять объёмную аппликацию. взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы учебно-познавательная мотивация; - внутренняя позиция школьника; приспособлений для рыбной ловли; — объяснять особенности техники «изонить». использовать в активном словаре новые понятия Регулятивные : — выполнять учебное задание в соответствии с целью. выполнять задание в соответствии с планом Коммуникативные : — формулировать понятные для партнёра высказывания. | | | |
| | Человек и воздух (3ч) | | |
28 | 1 | Птица счастья. Изделие «Птица счастья» | Предметные Знать как изготовить модель мельницы. Ветер, сила ветра, шкала, шкала Бофорта, направление ветра, макет, модель, моделирование, развёртка. — строить развёртку макета мельницы; — выполнять макет мельницы. Знать для чего нужен флюгер. Флюгер, фольга. — выполнять изделие «Флюгер» приёмом лепки из фольги. Личностные. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Познавательные: - планирование учебного сотрудничества; -подведение под понятие; -использование знаково-символических средств, моделирование; -построение логической цепи рассуждения: анализ, синтез, сравнение, выбор основания для сравнения, аналогия; Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; -контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция (оценивание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -управление поведением партнёра. | | |
29 | 2 | Использование ветра. Изделие «Ветряная мельница» | | |
30 | 3 | Использование ветра. Изделие «Флюгер» | | |
| | Человек и информация (3ч) | | |
31 | 1 | Книгопечатание. Изделие «Книжка – ширма» | Предметные Выполнять разметку по линейке; — создавать книжку-ширму. - работать с компьютером; -выполнять поиск необходимой информации Личностные. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Познавательные: -планирование учебного сотрудничества; -использование знаково-символических средств, моделирование; -самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция; контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном; Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | | |
32 | 2 | Понятия: компьютер, Интернет, набор текста | | |
33 | 3 | Поиск информации в интернете. | | |
| | Заключительный урок (1ч) | | |
34 | 1 | Презентация изделий. Выставка достижений | Предметные Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям Личностные Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. - воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека Формировать - способность оценивать свою деятельность, - этические чувства. | | |
Описание учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса
1. | Министерство образования и науки Российской Федерации 2009 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010.- 31 с | Стандарты второго поколения |
2. | Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С | Технология | Методическое пособие с поурочными разработками. 2 клас |
3. | Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. | Технология. Учебник | Учебник |
4. | Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н. В. | Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс | Рабочая тетрадь |
5. | Набор инструментов для работы с различными материалами (на каждого учащегося). | |
6. | Набор инструментов для работы с различными материалами (на каждого учащегося). |
| |
| |
7. | Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова | Москва «Просвещение» 2012 | Электронное приложение Технология 2 класс |
| Технические средства обучения |
| | | Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров, таблиц, картинок. Мультимедийный проектор Компьютер |
Литература
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы
Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
Газета «1 сентября» www.1september.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение»,2011.
Технология. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н. В. Добромыслова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -2-е изд. - М: «Просвещение»,2012. – 96 стр.
Роговцева Н.И., Н.В. Богданова, Н.В.Шипилова. Уроки технология: 2 класс
СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей начальных классов
Протокол № _____ _
от «____» _________ 2015 г.
____________/ О.В. Митряйкина/
СОГЛАСОВАНО
зам. Директора по УВР
__________/ И.А. Воронкова/
«____» _____________ 2015г.
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ пп | Вид дополнений и изменений | Причина внесения изменений и дополнений. | Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись | Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
24