СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Окружающему миру» и на основе программы разработанной А.А.Плешакова (УМК «Школа России»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 4 класс»



ГБОУ СОШ № 1475 с углубленным изучением отдельных предметов


Утверждаю Согласовано Рассмотрено

«____»_____________2014г. «____»_____________2014г. «____»_____________2014г.

Директор школы Зам. Дир. По УВР на заседании МО

______________________ _______________________ ________________________

Протокол №






Рабочая программа по технологии

на 2014-2015 год

4 класс





Разработала учитель

начальных классов

Хаванская Т.А..



2014г.






Рабочая программа по окружающему миру


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Окружающему миру» и на основе программы разработанной А.А.Плешакова (УМК «Школа России»).


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:


формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;


духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:


1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;


2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;


3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;


4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.


Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.


Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.


Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.


Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.


^ Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:


1) идея многообразия мира;


2) идея целостности мира;


3) идея уважения к миру.


Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.


Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.


Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.


В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.


В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.


Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


^ Ценностные ориентиры содержания курса


Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.


Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.


Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.


Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.


Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.


Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.


Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.


Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.


Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


^ Место курса в учебном плане


На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2 класс- 68 часов( 34 учебные недели).


^ Результаты изучения курса


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:


1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;


2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;


3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;


4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;


5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;


6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;


9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;


2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;


3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;


4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;


6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;


7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;


8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;


9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;


10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;


12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;


13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;


14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:


1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;


2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;


3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;


4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);


5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику России;

государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентирования на местности с помощью компаса;

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

ухода за растениями (животными);

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете











Тематический план базового курса «Окружающий мир» в 4 классе






Раздел

Кол-во

часов


Основное содержание


Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Земля и человечество

10

Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементар­ные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, распо­ложение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, тради­ций людей в разные исторические вре­мена


Текущий.

Фронтальный опрос.

Тест (5 мин.)

Тест (10 мин.)

Самостоятельная работа (10 мин.)


Знать название нашей планеты, планет Сол­нечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие ус­ловия, необходимые для жизни живых ор­ганизмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного инте­реса о нашей планете; работать с го­товыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе матери­ки и океаны, горы, равнины, моря.

2

Природа России

11

Россия на карте. Неживая и живая при­рода. Формы земной поверхности. Моде­лирование форм по­верхности из песка, глины или пласти­лина. Водоемы, их разно­образие, использова­ние человеком. Растения и живот­ные, их разнообра­зие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние че­ловека на природу зоны, охрана природы.

Фронтальный опрос.

Текущий.

Тест (10 мин.)

Проверочная работа.

Тематический тест

(10 мин.)

Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности из внешнего вида и жизни.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

3

Родной край - часть большой страны

12

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в окружающей среде.

Графический диктант.

Текущий опрос.

Фронтальный опрос.

Работа с Красной книгой.

Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах.

4

Страницы всемирной истории

6

История древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные со­бытия общественной и культурной всемирной истории, картины бы­та, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.

Текущий опрос.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа (10 мин.)

Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.

Уметь описывать от­дельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах.

5

Страницы истории Отечества

20

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные со­бытия общественной и культурной жизни России: картины бы­та, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.


Фронтальный опрос.

Текущий опрос.

Тематический.

Тест (8 мин.)

Тест (10 мин.)


Звать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии, описывать от­дельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах.

6

Современная Россия

9

Человек - член об­щества. Россия - наша Родина. Госу­дарственные празд­ники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.

Текущий опрос.

Фронтальный опрос.

Тест (5 мин.)

Тематический.

Графический диктант.

Тест (10 мин.)

Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о подземных бо­гатствах. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага России.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос­сии (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных инте­ресов, поиска допол­нительной информа­ции о родном крае, родной стране



































Тема урока


ОБЖ

Л.чт.


Элементы содержания


Вид

контроля


Требования к уровню подготовки учащихся


Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9ч)


1

Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу.


Солнце.

Земля – планета,

общее представление о форме и размерах Земли

Текущий

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

С. 4-8, во¬просы «Проверь себя»



2

Земля и человек.


Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Практ/р №1

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

С. 9-15, вопросы

с. 15, за¬дания 1,2



3

Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон.


Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Практ/р №2

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные

модели планет и созвездий.

С. 16–21,

«Проверь себя»,

написать

памятку



4

Полезные ископаемые. Буровая вышка.


Глобус как модель Земли.

Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе

и карте

Практ/р №3

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

С. 22–29, вопросы

«Проверь себя», задания 1, 2



5

)


Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие

исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические

времена

Практ/р №4

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

С. 35–41, вопросы,

задания

1, 2



6



Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие

исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические

времена

Фронтальный опрос

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

С. 42–46, вопросы,

задания

1, 2



7



Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Тест (5 мин)

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране


С. 47–53, вопросы,

с. 52 «Подумай»



8,9



Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения

в природе

Фронтальный опрос

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

С. 54–62, вопросы, задания

по выбору



ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» .Равнины и горы России


Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест

Проверить знания и умения по этому разделу

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

С. 64–71, вопросы «Проверь себя!», текст

«Заповед-

ники России» прочитать



11

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов».


Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Практ/р №5

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

С. 72–77,

задание 4



12

Природные зоны России


Растения и живот-ные, их разнообра-

зие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни


Фронтальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

Т стр 38 задания 3 и 5



13

Зона арктических пустынь


Растения и живот-ные, их разнообра-

зие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Фронтальный опрос

Знать общие усло-

вия, необходимые

для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

С. 78–86,

вопросы «Проверь себя!»,

задание 2



14

Тундра


Растения и живот-ные, их разнообра-

зие. Понимание связи неживой и живой природы.

Условия, необходимые для жизни

Практ/р №6

Знать общие усло-

вия, необходимые

для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений

и животных тундры

С. 87–97,

задания 1, 3 (по вариантам)



15

Леса России


Роль растений

в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

Графический диктант

Знать общие усло-

вия, необходимые

для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

С. 98–105, задание 1



16

Лес и человек



Роль растений

в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Проверочная работа

Роль растений

в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

С. 106– 113,

вопросы «Проверь себя»,

составить памятку



17

Зона степей


Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Фронтальный опрос

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

С. 114– 122,

задания

1, 2





18

.Пустыни


Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана при-роды

Фронтальный опрос

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

с. 122–131,

ответы на вопросы,

задания

1, 2



19

У Черного моря


Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны

Фронтальный опрос

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

С. 132–140,

задания

1, 4



20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»





Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе»



РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ ( 15 ч)

21

Наш край


Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные

Текущий

Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

С 138



22

Поверхность нашего края


Уметь показывать на карте родной край,

выполнять основные правила поведения

в окружающей среде

Текущий

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Устный рассказ «Мой край»



23

Поверхность нашего края


Уметь показывать на карте родной край,

выполнять основные правила поведения

в окружающей среде

Текущий

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя!»



24

Водные богатства нашего края


Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика

Графический диктант

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря,

реки

С. 154– 158, вопросы, задание 2



25

Наши подземные богатства


Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края.

Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Текущий

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

С. 159– 170, вопросы, задание 3



26

Земля - кормилица


Почва, ее состав

Текущий

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы

(цвет, форму, сравнительные размеры);

С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы,

загадки

о земле



27

Экскурсия в лес и на луг


Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе


Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания

для удовлетворения познавательных инт-

ересов, поиска до-

полнительной инфор-

мации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,





28

Жизнь леса


Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе

Работа с Красной книгой

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

С. 175– 182, вопросы, задание



29

Жизнь луга


Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе

Графический диктант

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания

для удовлетворения познавательных инт-

ересов, поиска до-

полнительной инфор-

мации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,

С. 182– 190, вопросы, задание 5



30

Жизнь в пресных водоемах


. Водоемы, их использование человеком, охрана

(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Текущий. Фронтальный опрос

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

С. 191– 200, вопросы, задание



31

Экскурсия к водоему


. Водоемы, их использование человеком, охрана

(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)






32

Растениеводство в нашем краю


Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Тест

(10 мин)

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

С. 201– 207,

вопросы



33

Животноводство в нашем крае


Роль животных в жизни людей, бережное отношение

к животным

Текущий. Фронтальный опрос

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать

за домашними животными

С. 214– 222, вопросы, задание



34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»


Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения

в природе



С. 222,

вопрос



СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ ( 5 ч.)

35

Начало истории человечества


Человек – часть

природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

Фронтальный опрос

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

С. 4–7,

вопросы,

задания

1–3



36

Мир древности: далекий и близкий


Знать, что изучает наука «история».

Уметь использовать ленту времени

Фронтальный опрос

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

. 8–14, вопросы,

задание 2



37

Средние века: время рыцарей и замков


Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

Знать историю Средних веков

С. 15–21, вопросы,

задания

1–3



38

Новое время: встреча Европы и Америки


Знать выдающихся людей Нового времени.

Уметь работать с географической картой.

Фронтальный опрос

Знать выдающихся людей Нового времени.

Уметь работать с географической картой

С. 22–27, вопросы,

задания

1, 2



39

Новейшее время: история продолжается сегодня


Знать выдающихся людей новейшего времени

Фронтальный опрос

Знать выдающихся людей новейшего времени

С. 28–32, вопросы,

задания

1, 2



СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ (20 ч)

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» Жизнь древних славян



Тест

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

С. 34–39,

вопросы,

задания

1–4




41

Во времена Древней Руси


История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Фронтальный опрос

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

С. 40–45, вопросы,

Задание 2



42

Страна городов


История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Тематический

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

С. 46–54, вопросы, задание 2 (по вариантам)



43

Из книжной сокровищницы


Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Фронтальный опрос

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

С. 55–58, вопросы, задания



44

Трудные времена на Русской Земле


Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Фронтальный опрос

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской

битвы

С. 59–64, вопросы,

задание 2



45

Русь расправляет крылья


Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Фронтальный опрос

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской

битвы

С. 65–69, вопросы,

задание 2



46

Куликовская битва


Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий).

Фронтальный опрос

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской

битвы

С. 70–74, вопросы,

задания

1, 2



47

Иван Третий


Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

С. 75–81, вопросы,

задания

1, 2



48

Мастера печатных дел


Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

С. 82–86, вопросы,

задание 2



49

Патриоты России


Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

С. 87–93, вопросы



50

Петр Великий


Выдающиеся люди разных эпох

Тест (8 мин)

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

С. 94–100, вопросы, задание по вариантам



51

Михаил Васильевич Ломоносов


Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

Знать историю развития образования на Руси

С. 101– 104, вопросы



52

Екатерина Великая


Выдающиеся люди разных эпох

Тематический

Знать реформы Екатерины Великой

С. 105–111,

вопросы,

задания

1, 2



53

Отечественная война 1812 года


Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный опрос

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

С. 112– 121, вопросы, задание



54

Страницы истории 19 века


Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий)

Фронтальный опрос

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

С. 122– 126, вопросы,

задание



55

Россия вступает в 20 век


Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Тематический

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

С. 127– 135, вопросы,

задание 2



56

Страницы истории 1920-1930 годов


Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Фронтальный опрос

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале XX века в России

С. 122– 126, вопросы,

задание 2



57,58

Великая Отечественная война и Великая Победа


Государственные праздники (День Победы)

Фронтальный опрос

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей

С. 140– 146, вопросы,

задание 2



59

Страна, открывшая путь в космос


Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Фронтальный опрос

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

С. 147– 149,

вопросы,

задание 3



СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 ч.)

60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Основной закон России и права человека




Человек – член общества. Россия

(Российская Федерация)– наша Родина. Государственные праздники (День

Конституции)



Тест

(10 мин).


Тест

(10 мин).

Стр 156-163



61

Мы – граждане России


Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Тематический.

Тест (5 мин

Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

С. 164– 167, вопросы,

задания

1, 2



62

Славные символы России


Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Фронтальный опрос

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага

С. 168– 174, вопросы,

задание

12



63

Такие разные праздники


Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

Фронтальный опрос

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

С. 175– 179, вопросы,

задание 2



64-66

Путешествие по России


Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий).

Охрана памятников истории и культуры


Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

С. 194–205, вопросы,

задание



67

Проверим себя и оценим свои достижения



Тест

(10 мин)


проект



68

Презентация проектов

















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;


Для реализации программного содержания используются:

Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».

• Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2008.

Для учащихся:

• 1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.

• 2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.

• 3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.

Для учителя:

• Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. – М.: Экзамен , 2008

• Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.

• Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.

• «Я познаю мир» (энциклопедия)

MULTIMEDIA-поддержка курса:

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс

Интернет-ресурсы.

• КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Экзамен, 2008. (Серия «Учебно – методический комплект»)


Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:


• http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

• http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

• http://www.proshkolu.ru/

• http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1

• http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

• http://www.nachalka.info/about/193/

• http://roditel.edu54.ru/node/16047

• http://www.uchportal.ru/load/47

13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!