ГБОУ СОШ № 1475 с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
«____»_____________2014г. «____»_____________2014г. «____»_____________2014г.
Директор школы Зам. Дир. По УВР на заседании МО
______________________ _______________________ ________________________
Протокол №
Рабочая программа по технологии
на 2014-2015 год
4 класс
Разработала учитель
начальных классов
Хаванская Т.А..
2014г.
Рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Окружающему миру» и на основе программы разработанной А.А.Плешакова (УМК «Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
^ Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
^ Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
^ Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2 класс- 68 часов( 34 учебные недели).
^ Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете
Тематический план базового курса «Окружающий мир» в 4 классе
№
№ | Раздел | Кол-во часов | Основное содержание | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Земля и человечество | 10 | Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Текущий. Фронтальный опрос. Тест (5 мин.) Тест (10 мин.) Самостоятельная работа (10 мин.) | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете; работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря. |
2 | Природа России | 11 | Россия на карте. Неживая и живая природа. Формы земной поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина. Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы. | Фронтальный опрос. Текущий. Тест (10 мин.) Проверочная работа. Тематический тест (10 мин.) | Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов. Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности из внешнего вида и жизни. Понимать основные правила поведения в окружающей среде. |
3 | Родной край - часть большой страны | 12 | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в окружающей среде. | Графический диктант. Текущий опрос. Фронтальный опрос. Работа с Красной книгой. | Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
4 | Страницы всемирной истории | 6 | История древнего Египта, Греции, Рима, Средневековья. Новейшее время. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной всемирной истории, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. | Текущий опрос. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа (10 мин.) | Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте. | Фронтальный опрос. Текущий опрос. Тематический. Тест (8 мин.) Тест (10 мин.) | Звать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. |
6 | Современная Россия | 9 | Человек - член общества. Россия - наша Родина. Государственные праздники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. | Текущий опрос. Фронтальный опрос. Тест (5 мин.) Тематический. Графический диктант. Тест (10 мин.) | Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь описывать историю создания гимна, герба и флага России. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране |
№ | Тема урока | ОБЖ Л.чт. | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата проведения |
План | Факт |
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9ч) | |
1 | Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу. | | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Текущий | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. | С. 4-8, во¬просы «Проверь себя» | | |
2 | Земля и человек. | | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Практ/р №1 | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | С. 9-15, вопросы с. 15, за¬дания 1,2 | | |
3 | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. | | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Практ/р №2 | Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий. | С. 16–21, «Проверь себя», написать памятку | | |
4 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. | | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте | Практ/р №3 | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | С. 22–29, вопросы «Проверь себя», задания 1, 2 | | |
5 | ) | | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Практ/р №4 | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | С. 35–41, вопросы, задания 1, 2 | | |
6 | | | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Фронтальный опрос | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | С. 42–46, вопросы, задания 1, 2 | | |
7 | | | Человек – часть при-роды. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния | Тест (5 мин) | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране | С. 47–53, вопросы, с. 52 «Подумай» | | |
8,9 | | | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе | Фронтальный опрос | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры | С. 54–62, вопросы, задания по выбору | | |
ПРИРОДА РОССИИ (10 ч) |
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» .Равнины и горы России | | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тест | Проверить знания и умения по этому разделу Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | С. 64–71, вопросы «Проверь себя!», текст «Заповед- ники России» прочитать | | |
11 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 5 «Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов». | | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Практ/р №5 | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | С. 72–77, задание 4 | | |
12 | Природные зоны России | | Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | Т стр 38 задания 3 и 5 | | |
13 | Зона арктических пустынь | | Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Фронтальный опрос | Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | С. 78–86, вопросы «Проверь себя!», задание 2 | | |
14 | Тундра | | Растения и живот-ные, их разнообра- зие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни | Практ/р №6 | Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры | С. 87–97, задания 1, 3 (по вариантам) | | |
15 | Леса России | | Роль растений в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы | Графический диктант | Знать общие усло- вия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | С. 98–105, задание 1 | | |
16 | Лес и человек | | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным | Проверочная работа | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным | С. 106– 113, вопросы «Проверь себя», составить памятку | | |
17 | Зона степей | | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Фронтальный опрос | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | С. 114– 122, задания 1, 2 | | |
18 | .Пустыни | | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана при-роды | Фронтальный опрос | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | с. 122–131, ответы на вопросы, задания 1, 2 | | |
19 | У Черного моря | | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Фронтальный опрос | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | С. 132–140, задания 1, 4 | | |
20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | | | | | Сочинение «Что я расскажу иностранцу о своем городе» | | |
РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ ( 15 ч) |
21 | Наш край | | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные | Текущий | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | С 138 | | |
22 | Поверхность нашего края | | Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Текущий | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Устный рассказ «Мой край» | | |
23 | Поверхность нашего края | | Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Текущий | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | С. 147– 153, задания 1–3, вопросы «Проверь себя!» | | |
24 | Водные богатства нашего края | | Водоемы родного края (названия, крат-кая характеристика | Графический диктант | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки | С. 154– 158, вопросы, задание 2 | | |
25 | Наши подземные богатства | | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения | Текущий | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | С. 159– 170, вопросы, задание 3 | | |
26 | Земля - кормилица | | Почва, ее состав | Текущий | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); | С. 171– 174, вопросы, подобрать стихи, пословицы, загадки о земле | | |
27 | Экскурсия в лес и на луг | | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе | | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инт- ересов, поиска до- полнительной инфор- мации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, | | | |
28 | Жизнь леса | | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе | Работа с Красной книгой | приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | С. 175– 182, вопросы, задание | | |
29 | Жизнь луга | | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе | Графический диктант | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инт- ересов, поиска до- полнительной инфор- мации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, | С. 182– 190, вопросы, задание 5 | | |
30 | Жизнь в пресных водоемах | | . Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Текущий. Фронтальный опрос | приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | С. 191– 200, вопросы, задание | | |
31 | Экскурсия к водоему | | . Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | | | | | |
32 | Растениеводство в нашем краю | | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Тест (10 мин) | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | С. 201– 207, вопросы | | |
33 | Животноводство в нашем крае | | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным | Текущий. Фронтальный опрос | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | С. 214– 222, вопросы, задание | | |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» | | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе | | | С. 222, вопрос | | |
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ ( 5 ч.) |
35 | Начало истории человечества | | Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира | Фронтальный опрос | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | С. 4–7, вопросы, задания 1–3 | | |
36 | Мир древности: далекий и близкий | | Знать, что изучает наука «история». Уметь использовать ленту времени | Фронтальный опрос | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | . 8–14, вопросы, задание 2 | | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Знать историю Средних веков | С. 15–21, вопросы, задания 1–3 | | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой. | Фронтальный опрос | Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой | С. 22–27, вопросы, задания 1, 2 | | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | | Знать выдающихся людей новейшего времени | Фронтальный опрос | Знать выдающихся людей новейшего времени | С. 28–32, вопросы, задания 1, 2 | | |
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ (20 ч) |
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории» Жизнь древних славян | | | Тест | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач | С. 34–39, вопросы, задания 1–4 | | |
41 | Во времена Древней Руси | | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Фронтальный опрос | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | С. 40–45, вопросы, Задание 2 | | |
42 | Страна городов | | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Тематический | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | С. 46–54, вопросы, задание 2 (по вариантам) | | |
43 | Из книжной сокровищницы | | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Фронтальный опрос | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | С. 55–58, вопросы, задания | | |
44 | Трудные времена на Русской Земле | | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Фронтальный опрос | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | С. 59–64, вопросы, задание 2 | | |
45 | Русь расправляет крылья | | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Фронтальный опрос | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | С. 65–69, вопросы, задание 2 | | |
46 | Куликовская битва | | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). | Фронтальный опрос | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской битвы | С. 70–74, вопросы, задания 1, 2 | | |
47 | Иван Третий | | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | С. 75–81, вопросы, задания 1, 2 | | |
48 | Мастера печатных дел | | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | С. 82–86, вопросы, задание 2 | | |
49 | Патриоты России | | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | С. 87–93, вопросы | | |
50 | Петр Великий | | Выдающиеся люди разных эпох | Тест (8 мин) | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране | С. 94–100, вопросы, задание по вариантам | | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Знать историю развития образования на Руси | С. 101– 104, вопросы | | |
52 | Екатерина Великая | | Выдающиеся люди разных эпох | Тематический | Знать реформы Екатерины Великой | С. 105–111, вопросы, задания 1, 2 | | |
53 | Отечественная война 1812 года | | Выдающиеся люди разных эпох | Фронтальный опрос | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | С. 112– 121, вопросы, задание | | |
54 | Страницы истории 19 века | | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Фронтальный опрос | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | С. 122– 126, вопросы, задание | | |
55 | Россия вступает в 20 век | | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Тематический | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | С. 127– 135, вопросы, задание 2 | | |
56 | Страницы истории 1920-1930 годов | | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Фронтальный опрос | Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | С. 122– 126, вопросы, задание 2 | | |
57,58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | | Государственные праздники (День Победы) | Фронтальный опрос | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей | С. 140– 146, вопросы, задание 2 | | |
59 | Страна, открывшая путь в космос | | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Фронтальный опрос | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой | С. 147– 149, вопросы, задание 3 | | |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 ч.) |
60 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Основной закон России и права человека | | Человек – член общества. Россия (Российская Федерация)– наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) | Тест (10 мин). | Тест (10 мин). | Стр 156-163 | | |
61 | Мы – граждане России | | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Тематический. Тест (5 мин | Знать Основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | С. 164– 167, вопросы, задания 1, 2 | | |
62 | Славные символы России | | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Фронтальный опрос | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | С. 168– 174, вопросы, задание 12 | | |
63 | Такие разные праздники | | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей) | Фронтальный опрос | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | С. 175– 179, вопросы, задание 2 | | |
64-66 | Путешествие по России | | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | С. 194–205, вопросы, задание | | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения | | | Тест (10 мин) | | проект | | |
68 | Презентация проектов | | | | | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
Для реализации программного содержания используются:
Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».
• Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2008.
Для учащихся:
• 1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
• 2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
• 3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
Для учителя:
• Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. – М.: Экзамен , 2008
• Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
• Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
• «Я познаю мир» (энциклопедия)
MULTIMEDIA-поддержка курса:
Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс
Интернет-ресурсы.
• КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Экзамен, 2008. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
• http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
• http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3
• http://www.proshkolu.ru/
• http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1
• http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
• http://www.nachalka.info/about/193/
• http://roditel.edu54.ru/node/16047
• http://www.uchportal.ru/load/47
13